УДК 316.6
Гилемханова Эльвира Нурахматовна
Gilemkhanova Elvira Nurakhmatovna
СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ «ЛИЧНОСТЬ -СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА»
У СТУДЕНТОВ
SPECIFIC FEATURES OF STUDENTS’
ADAPTIVE INTERACTIONS IN THE “PERSONALITY -
SOCIOCULTURAL
ENVIRONMENT”SYSTEM
Аннотация:
Summary:
С использованием современных научных подходов - системно-субъектного и системносинергетического - проанализировано понятие «социально-психологическая адаптация». Выявлена специфика адаптационных взаимодействий в системе «личность - социокультурная среда» у студентов. Введено и обосновано понятие «зона социально-психологической адаптации», представлена его типология.
Applying such modern research approaches as a system-subject and system-synergetic ones the author studies a concept of social and psychological adaptation. The article covers specific features of students’ adaptive interactions in the “personality - sociocultural environment” system. The author introduces and substantiates a conception of “zone of social and psychological adaptation” and its typology.
Ключевые слова:
социально-психологическая адаптация, социокультурная среда, зона социальнопсихологической адаптации.
social and psychological adaptation, socio-cultural environment, zone of social and psychological adaptation.
Keywords:
Современная психология все больше переводит рассмотрение феномена адаптации с физиологического и процессуального поля на субъектный и системный взгляд на данное явление. Так, в последнее время появляется все больше определений, фиксирующих данное явление как системный феномен (Н.А. Фомин), совокупность реакций (В.И. Медведев), психическую регуляцию (В.М. Воробьев), личностную функцию (В.М. Волик), взаимодействие личности и общества (Д.А. Андреева) и т.д. Адаптация - это не только процесс, но и свойство любой живой саморегулируемой системы, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды [1, с. 17].
Как пишет В.А. Барабанщиков: «Черта современных исследований - акцентуация оснований интегра-тивности и целостности психических явлений. Эта тенденция связана с усилением тенденций субъектного подхода к анализу психики, в соответствие с которым и психический процесс, и деятельность (либо поведение, общение, игра) рассматриваются в конкретной отнесенности к тому, кому они принадлежат. Подобный подход позволяет преодолеть... разрыв психического процесса и его результата» [2, с. 29]. Социальнопсихологическая адаптация не может рассматриваться без учета особенностей социокультурного пространства. Для описания взаимосвязи и взаимовлияния (в нашем случае субъекта адаптации и социокультурного пространства) в психолого-педагогических исследованиях применяется общенаучная методология системного подхода и, в частности, теория синергетики (В.Г. Афанасьев, Т. Парсонс, В.Ю. Крылов, А.А. Митькин и др.). В отличие от традиционных научных направлений, рассматривающих, в основном, жестко детерминированные явления, реализующиеся в замкнутых системах, синергетика делает акцент на изучение систем открытого типа. В рамках данной парадигмы человек рассматривается как сложная, открытая и саморазвивающаяся система. Эта система осуществляет постоянное, активное взаимодействие с окружающей средой. Л.С. Выготский считал, что человек «вступает в общение с природой не иначе как через среду, и в зависимости от этого среда становится важнейшим фактором, определяющим и устанавливающим поведение человека» [3, с. 12]. Среда понималась им как культурно-историческая реальность, интегрирующая в себе опыт развития человечества и состоящая из предметов, имеющих для человека определенное значение. Современная философия рассматривает среду как решающий, хотя и не единственный фактор индивидуального развития. Акцент делается на выделение более сложной, многообразной, противоречивой взаимозависимой, пространственнообъемной связи индивида с окружением. Современная философия образования рассматривает среду как субстанцию, которая, в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума), обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами [4]. В современном словаре по педагогике это понятие дается в самом общем смысле как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [5].
Таким образом, использование системно-синергетического подхода позволяет рассматривать адаптирующуюся личность и как систему, и как часть метасистемы - среды. Изучение социальнопсихологической адаптации личности как метасистемы обуславливает включение в качестве объекта анализа социокультурную среду. А.С. Тарасов определяет социокультурную среду как сложную структуру общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека [6]. Согласно другой позиции, социокультурная среда - часть социально-экономического и культурно-образовательного
пространства региона, с помощью которых может осуществляться социализация (процесс развития индивида при его взаимодействии в ходе жизнедеятельности с социокультурной средой, обогащающей его как самореализующуюся личность) и инкультурация (процесс освоения индивидом способов мышления и действий, составляющих культуру и отличающих его общество от других человеческих групп) личности [7].
Мы согласны с позицией исследователя М.В. Григорьевой, что признание решающей роли активности личности имеет важное методологическое следствие, позволяющее выйти в осмыслении проблемы адаптивного взаимодействия индивида со средой из «узких» рамок взглядов на пассивное подчинение требованиям среды на широкое понимание адаптации как процесса активного преодоления индивидом своих внутренних ограничений и внешних препятствий. Ключевым моментом в проблеме взаимодействий, таким образом, является идея их взаимовлияния [8].
Понятие взаимодействие является центральным в системно-синергетическом подходе и данному понятию отведено большое методологическое значение. Теория психологических систем В.Е. Клочко позволяет снять ранее непреодолимую дихотомичность понятий «объективное» и «субъективное», «человек» и «среда» путем обозначения существования третьей реальности, порождаемой взаимодействием двух первых, в которой нарушается «безразличность объективной реальности присутствием в ней субъективного»; иначе посмотреть на движущие силы развития, где усложнение взаимодействий со средой влечет за собой появление более сложных мерностей и т.д. [9].
Раскрывая взаимодействие личности и среды при адаптации, обозначим, что оно заключено во взаимовлиянии, с одной стороны, особенностей личности, с другой стороны, внешних условий, определенных параметров окружающего социокультурного пространства. Понятие социокультурного пространства более широкое, по сравнению с социокультурной средой. При этом основное отличие пространства и среды составляет наличие в последней субъекта взаимодействия. Термин «среда», в отличие от «пространства», «несет в себе коннотацию влияния» [10]. При описании особенностей социальнопсихологической адаптации с позиции системно-синергетического подхода для обозначения «арены, места» для взаимодействия, нами предложено понятие зона социально-психологической адаптации. Зона социально-психологической адаптации - это комплекс внутренних диспозиций личности и внешних условий, определяющий аспект и направление адаптации личности. Именно совокупность зон социальнопсихологической адаптации составляет социокультурную среду адаптации.
Таким образом: взаимодействие субъекта и социокультурного пространства составляет среду адаптации, отдельный аспект которой нами описывается как зона социально-психологической адаптации.
Теперь перейдем к вопросу типологии зон. Поиск оснований для типологизации привел нас к пониманию необходимости, с одной стороны, выявить проблемы социально-психологической адаптации студентов, обусловленные внешними параметрами социокультурной среды (социально-экономическая, социально-политическая, социально-идеологическая и др. компоненты), с другой стороны, использовать междисциплинарные научные знания по адаптации, соответствующие нашей научной парадигме и позволяющие раскрыть феномен адаптации как системы.
Итак, изучение социокультурного пространства адаптации студентов позволило выделить проблемные аспекты, связанные с несоответствием социальной ситуации необходимым условиям развития молодых людей. Анализ социально-психологической адаптации студенчества выявил такие параметры социокультурного пространства, как: размытость ценностей, идеологический вакуум, высокий уровень ма-нипулятивного воздействия, низкая социально-политическая активность, утрата духовной безопасности, распространение асоциальных молодежных субкультур, высокий уровень отчуждения, низкая социальноэкономическая востребованность популярных и др. Полученные результаты были оформлены в качестве противоречий между условием и потребностью в сферах: духовно-нравственной, социально-
политической, социокультурной, психосоциальной внутриличностной и социально-экономической. Данные противоречия являются платформой возникновения проблем адаптации студенчества, обусловленные характеристиками современной социокультурной среды.
Применение метода аналогии адаптации личности и общества, где основанием для аналогии является рассмотрение личности и общества как систем, а источником анализа - работа «Социология адаптаций» автора Л.В. Корель [11], а также рассмотрение проблем адаптации с помощью характеристик современной социокультурной среды, позволили нам составить типологию зон социально-психологической адаптации. Теоретическое обоснование данных зон как ключа к пониманию проблем социальнопсихологической адаптации студентов, связанной с противоречиями в духовно-нравственной, социальнополитической, социокультурной, психосоциальной, внутриличностной и социально-экономической сферах, обусловило необходимость конструирования диагностического инструмента, позволяющего, с одной стороны, эмпирически подтвердить созданную теоретическую модель, с другой стороны, открывающего возможность анализа выделенных зон социально-психологической адаптации.
Нами был сконструирован опросник «Диагностика зон социально-психологической адаптации» (авторы Э.Н. Гилемханова, А.Н. Грязнов). С помощью составленной на его основе корреляционной модели зон были эмпирически обоснованы выделенные зоны социально-психологической адаптации.
Таким образом, на основе теоретического анализа отечественных и зарубежных источников в психологии и смежных с ней дисциплинах были выделены и обоснованы зоны социальнопсихологической адаптации. Социально-психологическая адаптация студентов может быть охарактеризована направлением адаптационных изменений в системе взаимодействия «личность - социокультурная среда» в каждой из 10 выделенных зон адаптации: нормативность, вертимность, императивность, конструктивность, метастатичность, морфологичность, ретроспективность, способ взаимодействия, структурность, маргинальность.
Таблица 1 - Зоны социально-психологической адаптации
Название зоны социальнопсихологической адаптации Направление адаптационных изменений
Нормативность Направление на принятие социальных норм, следование им и ожидание аналогичного поведения от других и раскрывает социальнонормативную ориентацию личности.
Вертимность Направление вектора активности личности («вовне» или «внутрь») и раскрывает ориентацию личности на внутренние или на внешние ситуативные индикаторы при адаптации.
Императивность Отношение (позитивное или негативное) субъекта к процессу адаптации и характеризует аффективную составляющую личности при адаптации.
Конструктивность Направление на планирование и целеполагание при адаптации характеризует целенаправленность адаптации.
Метастатичность Направление на усиление взаимодействия с внешней средой характеризует активную позицию расширения и преобразования при адаптации.
Морфологичность Направление на развитие, совершенствование внутренней структуры индивида при адаптации характеризует усложнение мировоззренческой, ценностно-смысловой составляющих структуры личности.
Ретроспективность Направление на применение прошлого опыта к ситуации с учетом требований настоящей ситуации характеризует способность личности ориентироваться в изменениях и учитывать анализ рисков.
Способ взаимодействия Направление на интеграцию интересов при взаимодействии с окружающими при адаптации характеризует ориентацию личности на достижение общегрупповых целей.
Структурность Направление на сохранение индивидуальности, цельности личности при адаптации характеризует сформированность ценностносмыслового «каркаса» (стержня) личности, включая самоопределение и самоотношение.
Маргинальность Направление на субъективную или объективную идентификацию с определенной группой характеризует сформированность личностной, групповой, профессиональной идентичности.
Ссылки:
1. Маклаков А.Г. Личностный адаптивный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. № 1.
2. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. № 1.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М., 2005.
4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004.
5. Краткий педагогический словарь / под ред. Г.М. Андреевой и др. М., 2005.
6. Тарасов А.С. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного
университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 3. № 3.
7. Макареня А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. Тюмень, 1997.
8. Григорьева М.В. Понятие «образовательная среда» и модели образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. Т. 3. № 4.
9. Клочко В.Е. Современная психология: системный смысл парадигмального сдвига // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 15-21.
10. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. М., 2002.
11. Корель Л.В. Социология адаптаций. М., 1997.
References (transliterated):
1. Maklakov A.G. Lichnostniy adaptivniy potentsial: ego mobilizatsiya i prognozirovanie v ekstremal'nykh usloviyakh // Psikho-logicheskiy zhurnal. 2001. № 1.
2. Barabanshchikov V.A. Sistemnaya organizatsiya i razvitie psikhiki // Psikhologicheskiy zhurnal. 2003. № 1.
3. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya / ed. by V.V. Davydov. M., 2005.
4. Polonskiy V.M. Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike. M., 2004.
5. Kratkiy pedagogicheskiy slovar' / ed. by G.M. Andreeva et al. M., 2005.
6. Tarasov A.S. Obrazovatel'naya sreda: ponyatie, struktura, tipologiya // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo univer-siteta im. A.S. Pushkina. 2011. Vol. 3. № 3.
7. Makarenya A.A. Kul'turotvorcheskaya sreda: status, struktura, funktsionirovanie. Tyumen', 1997.
8. Grigor'eva M.V. Ponyatie «obrazovatel'naya sreda» i modeli obrazovatel'nykh sred v sovremennoy otechestvennoy peda-gogicheskoy psikhologii Uchenie zapiski Pedagogicheskogo instituta SGU im. N.G. Chernyshevskogo. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika. 2010. Vol. 3. № 4.
9. Klochko V.E. Sovremennaya psikhologiya: sistemniy smysl paradigmal'nogo sdviga // Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2007. № 26. P. 15-21.
10. Oksfordskiy tolkoviy slovar' po psikhologii / ed. by A. Reber. M., 2002.
11. Korel' L.V. Sotsiologiya adaptatsiy. M., 1997.