Растворцева Ирина Анатольевна
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических
и информационно-правовых дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России
(e-mail: [email protected])
Жуйков Андрей Алексеевич
доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационно-правовых дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России
(e-mail: [email protected])
К вопросу системного подхода в рамках здоровьесберегающего образования
В статье кратко раскрывается понятие системности в здоровьесберегающем образовании. Выделяются условия, которые позволят обеспечить здоровьесберегающую деятельность в образовательной среде.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, воспитание культуры здоровья, здоровье-сберегающая образовательная среда, системный подход.
I.A. Rastvortseva, Master of Pedagogics, Senior Teacher of a Chair of Humanities, Socioeconomic, Information and Law Disciplines of the Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
A.A. Zhuikov, Assistant Professor of a Chair of of Humanities, Socioeconomic, Information and Law Disciplines of the Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] To the issue of systematic approach in the framework of health-saving education The article briefly reveals the concept of system in the health-saving education. Stands the conditions that will ensure for the health-saving activity in the educational environment.
Key words: health, healthy lifestyle, developing culture of health, health-saving educational environment, systematic approach.
Здоровье подрастающего поколения и учащейся молодежи является глобальной проблемой современного мира. Поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, родителей.
В конце прошлого века ученые (Н.М. Амосов, Я.А. Бендет, Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, В. И. Дубровский, Э.М. Казин, Н.А. Литвинова, В.В. Колба-нов, Н.И. Куинджи и др.) обратили внимание общественности на катастрофическое состояние здоровья населения страны, начали глубоко изучать данную проблему и разрабатывать инновационные методики и технологии здоровье-сбережения не только в образовательном пространстве, но и в быту.
К сожалению, за последние годы состояние здоровья детей и подростков в нашей стране
катастрофически ухудшилось. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, число практически здоровых детей значительно снизилось.
По данным статистики, общая заболеваемость детей (0-14 лет) возросла за последние 5 лет на 16%, подростков на - 18%; продолжается рост показателей болезней крови и кроветворных органов, анемий, болезней органов дыхания, мочеполовой системы, нервной системы, врожденных аномалий. Серьезные нарушения в состоянии здоровья установлены среди наиболее уязвимой группы населения -детей первого года жизни, у которых железо-дефицитные анемии выявлены у 30-50% обследованных, пищевая аллергия - у 20-30%, гипотрофия и рахит - у 5-10%.
Комплексные медицинские обследования детей дошкольного возраста, проведенные в различных регионах нашей страны, свидетель-
71
ствуют о высокой их патологической поражен-ности: лишь 10% 5-летних детей признаны здоровыми, среди заболеваний наиболее часто встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата (63%), отклонения в работе сердечнососудистой системы (33%), болезни желудочно-кишечного тракта (18%), причем частота этих и других заболеваний с возрастом только увеличивается [1, с. 5-7].
Специалисты медицинского центра эндоэко-логии при Российском новом университете пришли к выводу, что подавляющее большинство нынешних выпускников школ и студентов имеют серьезные проблемы со здоровьем. Массовое злоупотребление спиртным, курение, отсутствие занятий спортом привели к тому, что такие проблемы, как гипертония, депрессия, дефицит или избыток веса, сегодня можно назвать болезнями молодых.
Проанализировав результаты научных изысканий авторов в области здоровьесбережения, можно отметить, что большинство представленных технологий не формируют у молодежи мотивацию к сохранению и укреплению здоровья, т.к. не содержат необходимых рекомендаций, что на практике позволило бы добиться реальных и желаемых результатов.
Поэтому только разработка научно обоснованных рекомендаций по формированию, сохранению и укреплению здоровья еще не может решить проблему здоровья человека в целом, т.к. она во многом предопределена степенью ответственности самого человека за свое здоровье.
В данном случае выход из создавшейся ситуации можно искать в том, чтобы воспитать у человека культуру здоровья. Основой этого процесса является здравотворческое образование, исходные посылки и учебно-методический базис которого имеют несомненный отечественный приоритет. Его основной целью и является воспитание культуры здоровья.
С этих позиций здоровьесберегающее образование нельзя увязывать только лишь с преподаванием специальной дисциплины, воспитание культуры здоровья должно пронизывать все стороны учебно-воспитательного процесса.
Одним из значимых условий формирования знаний о здоровье и здоровом образе жизни у учащейся молодежи является системный подход.
В соответствии с системной методологией любая система является адаптивной к каким-либо параметрам или условиям, вопрос заключается в том, чтобы определить, чему и в какой степени она адаптивна.
Механизмом создания адаптивной здо-ровьесберегающей образовательной среды является оперативное управление, которое сочетает максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования и осуществляется на основе постоянно действующего мониторинга и педагогической диагностики, объекты и предметы которых, а также необходимый инструментарий имеют право определять сами образовательные учреждения [2].
При системном подходе к здоровьесберега-ющему образованию особенно важны сведения о состоянии здоровья и тенденциях физического развития, т.к., помимо положительных результатов деятельности участников образовательного процесса, возникает и утомляемость. Причинами утомляемости являются, в том числе, учебная и профессионально-педагогическая нагрузки.
Свойства человека переносить ту или иную нагрузку индивидуальны, т.к. разные люди по-разному на нее реагируют. Сведения о самочувствии после выполнения нагрузок участниками образования, а также объективные показатели состояния их физического здоровья могут служить основанием для коррекции учебного процесса.
Также важным элементом информационного управления будут являться сведения о взаимоотношениях участников образования, характеризующие результат определенной педагогической работы и процесс этой работы.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить условия, которые будут обеспечивать здоровьесберегающую и здоровьефор-мирующую деятельность в образовательной среде:
обеспечение образовательных учреждений квалифицированными специалистами в области здоровьсберегающей деятельности;
создание непрерывной системы повышения квалификации педагогов в области здоровье-сберегающих технологий;
привлечение ученых к организации мониторинга здоровьеформирующего образования;
введение отдельных специалистов (штатных единиц) по развитию здоровьесберегающей деятельности;
повышение культуры управления и стратегической ориентации руководителей и их заместителей на здоровьеформирующее образование;
создание и оснащение медицинских и стоматологических кабинетов;
72
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2014 • № 2 (24)
проведение диагностики и мониторинга состояния здоровья учащихся и педагогов;
организация оздоровления учащихся группы риска и учащихся с отклонениями в здоровье;
организация оптимального питания и питьевого режима;
создание оптимальных санитарно-гигиенических условий;
создание благоприятного психологического климата;
введение здоровьесберегающего компонента в учебные дисциплины;
расширение внеучебной здоровьеформиру-ющей деятельности учащихся;
введение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс;
критерии и показатели деятельности образовательного учреждения по формированию культуры здоровья.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья своих воспитанников больше, чем врач. А это значит, что педагог должен иметь определенный набор знаний и умений:
уметь устанавливать контакт с коллективом учащихся;
уметь наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
уметь анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
уметь моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления; владеть основами здорового образа жизни; личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Все вышеперечисленные умения и навыки взаимосвязаны и оказывают значительное
влияние на формирование здоровьесберега-ющей среды в учебно-воспитательном процессе.
Также нельзя не обратить внимание и на повышение педагогического мастерства работников образования, поскольку понятие «здоровьесбе-регающие образовательные технологии» до сих пор воспринимается многими педагогами либо как аналог санитарно-гигиенических мероприятий, либо как одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, что дает право выбора [3, с. 21-26].
При разработке и реализации здоровьесбе-регающих технологий в образовательной среде важно учесть имеющийся на сегодняшний день педагогический опыт, т.к. здоровьесбере-гающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам [4].
Нельзя забывать и о том, что здоровьесбе-регающие условия учебно-воспитательного процесса обязательно должны основываться на государственных образовательных стандартах, что предполагает создание программно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с содержанием и организацией образовательного процесса.
Таким образом, системная последовательность формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в учебном учреждении позволит каждому педагогу осознать проблему здоровья учащихся и необходимость ее решения.
Кроме того, у каждого преподавателя появится возможность обретения компетенции в сфере здоровьесберегающих технологий, что позволит реализовать полученную подготовку на практике, в тесном взаимодействии с коллегами, медиками и учащимися.
1. Фёдоров А. И. Отношение подростков к своему здоровью: социально-педагогический аспект // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 1.
2. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Куда-шов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики. М., 2002.
3. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесбе-регающей среды в системе общего образования // Валеология. 2004. № 1.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья. М., 2006.
1. Fedorov A.I. Adolescent attitude towards their health: socio-pedagogical aspect // Physical culture: upbringing, education, training. 2008. № 1.
2. Zagvyazinsky V.I., Zaitsev M.P., Kuda-shov G.N., Selivanova O.A., Strokov Yu.P. Fundamentals of social pedagogics. Moscow, 2002.
3. Weiner E.N. Formation of health-saving environment in general education system // Valeology. 2004. № 1.
4. Smirnov N.K. Health-saving education technologies and health psychology. Moscow, 2006.
73