№ 1 (49) 2014
В. А. Келейникова, канд. техн. наук, доцент Московского государственного университета экономики,
статистики и информатики, Kelejnikova@gmail.com
Е. В. Романова, доцент Московского государственного университета экономики, статистики
и информатики, Eromanova@mesi.ru
к вопросу реализации ит-образования в рамках концепции Smart education1
Технологии Smart education обладают огромным потенциалом, направленным на удовлетворение научных потребностей общества, потребителей, производителей, провайдеров . Предстоит пройти трудный путь развития этой технологии, вовлекая множество участников, включая организации по разработке стандартов, национальные исследовательские центры, вузы, поставщиков услуг, операторов сетей и пользователей .
В работе рассматриваются этапы развития платформ электронного обучения, что является основанием для исследования, формализации и инжиниринга процесса подготовки ИТ-специалиста в новых условиях . Формулируются требования по компетенциям ИТ-специалиста .
Ключевые слова: знания, открытые образовательные ресурсы, Smart education.
введение
В настоящее время информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) все шире применяются в системе высшего образования во многих странах мира для разработки учебных курсов и проведения учебных занятий, организации общения студентов с преподавателями, для создания и представления презентаций и лекций, результатов научных исследований [1].
С 2002 года ЮНЕСКО активно поддерживает инициативы по созданию в Интернете открытых образовательных ресурсов (ООР), обеспечивающих полноценное участие университетов в стремительно развивающейся мировой системе высшего образования (Forum on the Impact of Open Course ware for Higher Education in Developing Countries, UNESCO, Paris, 1-3 July, 2002) [2].
Smart education — это объединение студентов, преподавателей и знаний со всего мира с использованием современных техно-
1 Статья опубликована при поддержке гранта РФФИ № 13-07-06010.
логий, взаимодействия миллиардов географически распределенных Smart-устройств и гаджетов: смартфона, айпада, планшетника и ультрабука, интеллектуального телевизора и других, ставших обязательными элементами современного жизненного пространства.
Платформы Smart education
Активное использование новых знаний, размещаемых в ООР, стало основой формирования философии Smart education. Smart education, или умное, технологичное обучение — это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. Главное в нем — максимальная доступность знаний, доступность ИКТ, программного обеспечения (ПО).
В Smart-обществе рост доступности и открытости информационных ресурсов и средств коммуникаций, наряду с развитием интернет-технологий, радикально изменяет все элементы общественной парадигмы: экономику, социальную политику, образование, трудовые отношения.
№ 1 (49) 2014
Smart education обеспечит максимально высокий уровень образования, соответствующий задачам сегодняшнего мира, задачам перехода к Шестому технологическому укладу, позволит молодым людям адаптироваться в условиях быстроменяющейся среды, облегчит переход от книжного контента к активному, системно-креативному обучению. Smart education — это новая стратегия развития образования [1].
Примером Smart education может служить проект следующего десятилетия — Единый европейский университет (ЕЕУ) с общим деканатом, который будет сопровождать перемещение студентов из вуза в вуз. Болонская декларация дает вузам возможность принимать студентов без переэкзаменовки, создавая таким образом Smart education system для Европы. ЕЕУ будет осуществлять коллективный процесс обучения с помощью общего репозитория учебных материалов [3].
В рамках философии Smart education студенты приобретают навыки и знания в соответствии с компетентностной моделью, преподаватель может разрабатывать индивидуальный подход для каждого студента. Более того, сам студент может участвовать в разработке конкретных дисциплин. Фактически учебный план студент составляет сам для себя, задача преподавателей — помогать ему в этом [1].
В области электронного обучения создаются все более динамичные платформы, которые приходят на смену традиционным «пассивным». При активном электронном обучении используется широкий спектр интернет-технологий, подобных персонификации, моделированию и мобильности, что позволяет внедрять недоступные для традиционных видов обучения методики.
В таблице 1 отражены этапы развития платформ электронного обучения.
В процессе их развития наблюдаем переход от монолитной архитектуры к модульной, далее к статичной сервис-ориентированной архитектуре (Service-Oriented Architecture, SOA), которая перерождает-
S
ся в событийно-управляемую архитектуру | (Event Driven Architecture, EDA). EDA — это | подход к разработке и реализации приложе- £ ний, предполагающий, что события приво- ^ дят к инициации обмена сообщениями меж- <g ду независимыми программными модулями, | которые иначе не получают никакой другой >| информации друг о друге. EDA стала логи- ¿з ческим развитием архитектуры SOA.
Приоритетным требованием при создании платформ электронного обучения первого поколения стало предоставление и обеспечение интероперабельности конкретного контента, предназначенного для определенного курса.
Платформы электронного обучения второго поколения показали необходимость семантического обмена. Они начали создаваться в расчете на обмен не только контентом, но и обучающими объектами, их последовательностями и информацией об учащихся, были ориентированы на администрирование обучения. Стандарты поддерживали способность различных платформ совместно использовать курсы или части курсов [4].
В настоящее время разрабатываются платформы электронного обучения следующего поколения, реализующие применение сервисных оболочек к модульной архитектуре платформ. Системы бесконфликтно и динамически обмениваются не только контентом и сценариями обучения, но и инструментами, функциональностью, семантикой и средствами управления, информацией широкого спектра (данные пользователя, контекст, программирование, потоки заданий и управление). Появляются интероперабельные платформы и разнообразные сервисы электронного обучения, предоставляющие пользователям возможность выбирать нужную им комбинацию сервисов.
Новое поколение платформ электронного обучения ставит несколько ключевых проблем, касающихся поддержки интеропера-бельности на уровне информации, частично из-за перехода к обмену семантикой. Нужно уметь не только импортировать и экспортировать информацию, но и обмениваться ею
№ 1 (49) 2014
Таблица 1
Этапы развития платформ электронного обучения
Платформа Приоритетное требование Архитектура
Платформы Предоставление и обеспечение интер- Монолитная электронного операбельности конкретного контента, архитектура обучения перво- предназначенного для определенного поколения го курса
Стандарты и технологии
Dublin Core (DC), IMS Learning Resource Metadata (LRM), IEEE Learning Object Metadata (LOM), AICC Computer Managed Instruction (CMI) и ряд других
Платформы электронного обучения второго поколения
Предоставление и обеспечение обмена не только контентом, но и обучающими объектами, их последовательностями и информацией об учащихся, предоставление и обеспечение интеропера-бельности инструментов между различными системами, поддержка способности различных платформ совместно использовать курсы или части курсов
Модульная архитектура
Пакет контента IMS, Shareable Content Object Reference Model (SCORM), IMS Content Packaging и IMS Learning Design, IMS Tool Interoperability, Open Knowledge Initiative (OKI), корпоративный IMS
<0
1 <u t= <0
л
S g
I
Si
I
a «
s 00 О to
si
о
I
S
5
6
&
о &
о «
Платформы электронного обучения следующего поколения
Предоставление и обеспечение поддержки еще большей интероперабель-ности, при которой системы могут бесконфликтно и динамически обмениваться не только контентом и сценариями обучения, но и инструментами, функциональностью, семантикой и средствами управления, возможность создания настраиваемых платформ из широкого спектра сервисов для поддержки конкретных задач, динамически решаемых в определенное время, предоставление возможности выбора пользователям необходимой комбинации сервисов
Сервис-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture, SOA) Архитектура обработки событий (Event Driven Architecture, EDA)
Абстрактная оболочка IMS (IMS Abstract Framework), E-Learning Framework (ELF), ePortfolio, адаптивные гипермедиа, Semantic Web, OWL (Web Ontology Language), OWL for Services (OWL-S), IPv6, M2M (Machine to Machine), парадигма Internetware, парадигма Fog Computing, Cloud Computing
в гетерогенных средах. Современные платформы электронного обучения, например, могут пересылать пользовательскую информацию (уровень знаний, уровень навыков, предпочтения) или информацию о контенте (метаданные о предметной области, технические аспекты контента и т. д.) между средами. Однако пока нет возможности «понять» семантику такой информации, выяснить, как ее анализировать или как ее могут использовать различные среды. Для такого уровня интероперабельности среды должны обмениваться синтаксисом информации и ее семантикой. Гибкие решения должны выявлять и поддерживать динамические се-
мантические соответствия для того, чтобы обеспечивать подлинную семантическую ин-тероперабельность [4, 5].
Сервисные архитектуры (Service-Oriented Architecture, SOA) описывают архитектурную концепцию, определяющую представление процессов и логики в виде отдельных сервисов, которые, в свою очередь, предоставляют другим сервисам возможность стандартным образом использовать элементы своей функциональности.
Событийно-ориентированная архитектура (Event Driven Architecture, EDA) обеспечивает регистрацию всех возникающих в системе событий, их идентификацию и переда-
84
№ 1 (49) 2014
чу обработчику событий. Событие либо ставится в очередь, либо передается другому обработчику. При возникновении принципиально нового события достаточно подключить новый обработчик, не затрагивая ядра системы [4,5].
В области Semantic Web разработан язык онтологий OWL (Web Ontology Language), который стал стандартом консорциума W3C. Язык OWL может использоваться для описания «онтологий» — баз знаний о концепциях, к которым могут обращаться сервисы с запросами на получение информации. Онтологии помогают создавать новые знания, в которых вывод может формироваться в базе знаний с учетом поставленной цели, вне зависимости от информации, непосредственно занесенной создателем онтологии. Эта способность распространяется на мир веб-сервисов с помощью подмножества языка онтологий — OWL for Services (OWL-S).
Smart education должен опираться на новые платформы электронного обучения, которые предоставят интероперабельные архитектуры для уже существующих и вновь создаваемых сервисов. Эти требования включают в себя федеративный обмен между сервисами (информацией и управлением), различные уровни интероперабельности (внутри домена и между доменами) и композицию сервисов (организацию и управление). Однако при реализации платформ нового поколения электронного обучения возникает множество проблем в самых разных исследовательских областях, таких как Semantic Web, адаптивные гипермедиа, динамические сервисы и федеративное моделирование [4].
Общение «машина-машина» (machine-2-machine, M2M) позволит перенести общение человека с окружающим миром на новый уровень.
Анализ процесса подготовки ИТ-специалиста
Для принятия пользователями новых средств коммуникации, реализации концепции «интернет-вещей», Smart education
s
необходима соответствующая платформа, | поэтому для M2M в Cisco предложили то, | что назвали «туманным компьютингом» (Fog £ Computing) по аналогии с облаками. ^
Задача Fog Computing заключается <g в обеспечении взаимодействия миллиардов | взаимодействующих между собой геогра- >| фически распределенных устройств с об- J5 лачными центрами обработки данных (ЦОД), или Cloud Computing. Туман можно предста- ^ вить в виде трехуровневой модели. Верхний уровень занимают тысячи облачных ЦОД, предоставляющих ресурсы, необходимые для выполнения серьезных, например аналитических, приложений. Уровнем ниже располагаются десятки тысяч распределенных управляющих ЦОД, в которых содержится «интеллект» Fog Computing, а на нижнем уровне находятся миллиарды отдельных устройств.
Fog Computing не альтернатива, а дополнение к Cloud Computing, и могут возникнуть ситуации их совместного действия (например, выполнение аналитического приложения), в таком случае Cloud окажет услугу Fog.
Парадигма Fog Computing позволяет материализовать M2M в разных воплощениях, открывая возможность для сборки сложных инфраструктур, состоящих из трех основных компонентов (средств вычисления, хранения данных и сети), оркестровать эти ресурсы и наладить управление ими для их предоставления в виде сервисов [6].
Большинство процессов лавинообразного роста информационных технологий происходят уже не по экспоненте, а гораздо быстрее, в режиме с обострением, режиме сверхбыстрого нарастания процессов в открытых нелинейных средах, когда рассматриваемые величины (например, развитие средств вычислительной техники, ИКТ, развитие ИТ) хотя бы часть времени изменяются по закону неограниченного возрастания за конечное время [7].
В описанном режиме развития ИТ, режиме с обострением, от ИТ-специалиста требуются компетенции в области Semantic Web,
№ 1 (49) 2014
адаптивных гипермедиа, динамических сервисов и федеративного моделирования, компетенции в области Big Data — методах обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов и значительного многообразия. Решения для Big Data имеют самое большое значение при анализе информации таких областей, как биоинформатика, сложные сети, семантические базы данных, извлечение знаний, обработка естественного языка, распознавание закономерностей, анализ социальных сетей, электронная разведка, аналитика контента и т. п.
ИТ-специалисту требуются компетенции в области технологии In Memory Computing, предназначенной для компаний, которым необходимо быстро обрабатывать постоянно растущие объемы информации и анализировать их в реальном времени, требуются компетенции в области парадигмы Internetware, обеспечивающей набор технологий для разработки приложений, которые могут удовлетворять требованиям, возникающим в среде Интернета, дающей при-g ложениям возможность получения свойства g автономности, способность к кооперации, | ситуационности, эволюционности и надеж-ц ности, ИТ-специалисту следует овладеть Л технологией, поддерживающей коопера-1 цию элементов программного обеспечения g по необходимости [10]. Ü Нельзя не указать также необходимые
* компетенции ИТ-специалиста в области вы-g
i полнения масштабных экспериментов с но-^ выми компьютеризованными средствами § обучения языкам, компетенции в области со! вместного использования крупномасштаб-| ной «добычи данных» в веб и технологий об-^ работки речи («говорящая голова» и поиск ^ по фонетическому сходству) [9,10]. Sg Помимо указанных и многих других ком-Ü петенций будущий ИТ-специалист должен I владеть всеми видами услуг консалтинго-¡1 вой деятельности, современными методоло-§ гиями и процессами разработки ПО, знать g основы моделирования бизнес-процессов ¡2 и спецификации требований к ПО, исполь-
зуемые в софтверных компаниях мирового уровня, стандарты, современные средства проектирования и архитектуры в области создания интеллектуальных систем, экономических информационных систем, информационно-аналитических систем и др. [1].
Широкое распространение беспроводных сетей, активный переход на IPv6, появление Fog Computing, обеспечивающего функционирование миллиардов взаимодействующих между собой географически распределенных устройств, как дополнения к Cloud Computing, появление группы технологий межмашинного взаимодействия (M2M), событийно-ориентированная архитектура (EDA), язык онтологий OWL, Semantic Web, адаптивные гипермедиа, динамические сервисы и федеративное моделирование постепенно приближают внедрение Smart education в современном вузе.
На рисунке 1 представлена диаграмма «Обучение ИТ-студентов в рамках Smart education» в нотации IDEF3.
IDEF3 — это методология документирования процессов, происходящих в системе. Стандарт IDEF3 предназначен для описания бизнес-процессов нижнего уровня и содержит объекты — логические операторы, с помощью которых показывают альтернативы и места принятия решений в бизнес-процессе, а также объекты-стрелки, с помощью которых показывают временную (зависящую от времени) последовательность работ в бизнес-процессе.
Для стандарта IDEF3 характерно использование на схеме бизнес-процесса такого элемента, как «объект ссылки», который связывается с работами и перекрестками. С помощью объектов ссылки показывается прочая важная информация, которую целесообразно зафиксировать при описании бизнес-процесса.
Для ИТ-образования важны фундаментальные и прикладные компоненты, изучение передовых технологий с целью приобретения профессиональных компетенций, работа с креативными преподавателями, индивидуальная работа в рамках индиви-
86 у
№ 1 (49) 2014
дуального учебного плана с каждым студентом.
Рассмотрим диаграмму «Обучение ИТ-студентов в рамках Smart education» более детально.
Первой работой процесса «Обучение ИТ-студентов в рамках Smart education» в нотации IDEF3 является работа «Проведение лекций, практикумов, семинаров», которая использует семь объектов ссылок — «Фундаментальные и прикладные компоненты ИТ-образования», «Service-Oriented Architecture (SOA), Event Driven Architecture (EDA)», «Fog Computing, Cloud Computing», «Парадигма Internetware», «Международные стандарты», «Индивидуальный учебный план студента», а также «Smart-уст-ройства, мобильные устройства, M2M, IPV6, OWL и др.».
Указанная работа требует выполнения только одной работы «Индивидуальная
работа со студентом», которая использует восемь объектов ссылок: «Фундаментальные и прикладные компоненты ИТ-образования», «Service-Oriented Architecture (SOA), Event Driven Architecture (EDA)», «Fog Computing, Cloud Computing», «Парадигма Internetware», «Международные стандарты», «Индивидуальный учебный план студента», «Открытые образовательные ресурсы», а также «Smart-устройства, мобильные устройства, M2M, IPV6, OWL и др.».
Работа «Индивидуальная работа со студентом» инициирует работу «Создание курсовой работы», т. е. в рамках работы «Индивидуальная работа со студентом» происходит создание студентом курсовой работы, при этом для работы «Создание курсовой работы» правомочны все объекты ссылок, указанные для работы «Индивидуальная работа со студентом».
§ § §
¿г
S
СО
I £
со
Рис. 1. Диаграмма «Обучение Ит-студентов в рамках Smart education» в нотации IDEF3
87
№ 1 (49) 2014
Работа «Создание курсовой работы» запускает одну или несколько работ (асинхронное «ИЛИ») «Самообразование студента», «Коллективное обсуждение курсовой работы (предзащита) в группе» и «Защита курсовой работы». Работа «Самообразование студента» происходит с использованием объектов ссылок «Открытые образовательные ресурсы», «Smart-устройства, мобильные устройства, M2M, IPV6, OWL и др.». После завершения указанных работ запускается работа «Аттестация студента» с объектом ссылок «e-Portfolio».
Работа «Аттестация студента» дает возможность образования обратной связи в процессе «Обучение ИТ-студентов в рамках Smart education», формируя показатели качества ИТ-образования. Для обеспечения качества ИТ-образования важна работа «Коллективное обсуждение курсовой работы (предзащита) в группе».
Завершение работы «Аттестация студента» запускает одну или несколько работ «Проведение лекций, практикумов, семинаров», «Подготовка студента к НИРс», «Под-g готовка студента к участию в НИР», «Прак-g тика студента в ИТ-отрасли», «Подготовка | и защита дипломного проекта». Ц Исключительно сложным, интересным Л и мало изучавшимся процессом представ-1 ляется самоорганизация знания — воз-g никновение у студента системы знаний. Ü При этом выделение основных идей, на-^ выков, концепций выступает как своеоб-i разная самоорганизация, выделение па-^ раметров порядка. Самообразование сту-§ дентов — важный фактор в обеспечении ! качества ИТ-образования. На первый план | выходит не обладание знаниями, а способ-^ ность к их созданию, формирование соб-^ ственных интеллектуальных и креативных g ресурсов [1].
Ü Одной из основных проблем обеспече-| ния качественного ИТ-образования на сего-¡1 дняшний день представляется наличие в ву-§ зе лицензионного программного обеспече-g ния (ПО), с целью использования данного ¡2 ПО в процессе обучения ИТ-студентов, что
является условием выпуска на рынок труда креативных ИТ-специалистов.
Внедрение Smart education в современном вузе даст возможность:
• изучения современных технологий, программных продуктов;
• создания с их помощью новых программных продуктов, востребованных на рынке;
• совершенствования профессиональных знаний ИТ-студентов, ИТ-преподавателей в различных перспективных областях развития ИКТ, ИТ;
• использования в учебном процессе сервисов облачных технологий: SaaS (Software as a Service), программное обеспечение как услуга; PaaS (Platform as a service), платформа как услуга, сервис, ориентированный на производителей ПО; AaaS (Application as a Service), данный сервис, ис-пользумый в социальных сетях, интерактивном телевидении; СaaS (Communication as a Service), услуги связи как сервис; AaaS (Architecture as a Service), архитектура как сервис; VaaS (Voice as a Service), голос как сервис; XaaS, любой сервис или решение, предоставляемое в аренду и др. [1].
Заключение
Внедрение Smart education в современном вузе поможет качественному проведению в вузах научно-исследовательских работ (НИР), научно-исследовательских работ студентов (НИРс), отличной подготовке научных ИТ-специалистов.
ИТ-обучение есть процедура пробуждения внутренних сил и возможностей студента, кооперативной совместной творческой деятельности студента и ИТ-преподавателя, в результате которой изменяются они оба.
Роль ИТ-преподавателя в рамках Smart education при обучении ИТ-студента особенно велика.
Главное в ИТ-образовании в современном мире — это овладение способами пополнения знаний и быстрой ориентации в сложном мире науки и системах знания,
88 у
№ 1 (49) 2014
способами самообразования, что может обеспечить Smart education.
В отличие от настоящего времени, когда в обучении акцент делается на передачу существующих знаний и моделей, основное внимание должно быть уделено развитию способности нестандартно мыслить, создавать новые подходы к решению проблем, способности к генерации новых знаний [8].
Предполагается, что в Smart-обществе происходит переход от e-learning к Smart-об-разованию. При этом меняется и роль образовательных учреждений, которые призваны не «поставлять знания», а создавать наилучшие условия для приобретения учащимися собственного опыта и навыков. В этой связи основной функцией ИТ-преподавателя становится не трансляция «готовых истин», а качественная навигация по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и мировым информационным ресурсам. Smart education позволит ИТ-студентам генерировать новые знания и формирует личность Smart-ИТ специалиста, который в совершенстве владеет ИКТ для поиска, анализа информации и создания инноваций.
Высокий уровень подготовки ИТ-специалистов должен обеспечиваться обучением современным и перспективным ИТ путем включения студента в процесс добывания знания, поиска нового ИТ-решения, разработки новой технологии в рамках Smart education.
Создание системы ИТ-образования в рамках Smart-образования — это совместный проект государства, бизнеса и образования, который сможет реализовать концепцию системно-креативного мышления ИТ-студентов, на рынок труда будут выпускаться креативные ИТ-специалисты, генераторы идей. В стране будет создан интеллектуальный капитал, произойдет рост научно-технического прогресса, возникнут открытия и изобретения в рамках Шестого технологического уклада [11].
Американская компания Gartner, специализирующаяся на рынке ИТ, опубликовала топ-10 лучших технологий и тенденций.
Мобильные телефоны станут самыми попу- |
лярными устройствами для выхода в Интер- |
нет, смартфоны общаются между собой £
по NFC, Bluetooth и Wi-Fi. Наступает «эра ^
мобильности». S*
00
«Облака» пройдут значительную часть | пути к тому, чтобы заменить пользователям >| ПК, и станут центрами цифровой жизни, что J5 повлечет за собой создание уникального набора сервисов, веб-направлений и способов объединения устройств в Сети. Крайне важной, считают эксперты Gartner, и концепцию «интернета вещей», которая описывает, как доступ в Интернет распространяется на обычные предметы, а не только на смартфоны, планшеты и компьютеры [12].
Авторы пришли к выводу, что в России должна быть принята и реализована национальная стратегия развития Smart education, которая определит рост научно-технического прогресса в нашей стране, приблизит появление Шестого технологического уклада в России.
Список литературы
1. Келейникова В. А. Системный анализ подготовки ИТ-специалистов в России: монография. Тверь: Тверской филиал МЭСИ, 2011. — 233 с.
2. Проект ИИТО «Открытые образовательные ресурсы». Режим доступа: http://ru.iite.unesco.org/ knowledge_services/open_educational_resources/.
3. Гордеенкова Е. Упражнения на гибкость. Smart education учит учиться // Поиск. 2010. № 50 (1124). Режим доступа: http://www.marstu.net/ Default.aspx?tabid = 1289&ctl=Details&mid=2085 &ItemID=5448&language.ru-RU Источник: http:// www.poisknews.ru/theme/infosphere/354/.
4. Даггер Д., ОКоннор А., Лавлесс С., Уолш Э., Уэйд В. Сервисные платформы электронного обучения: от монолитных систем к гибким сервисам. Режим доступа: http://www.osp.ru/ os/2007/07/4392612/(declan.dagger/oconnoat/ slawless/walshe8/vincent.wade@cs.tcd.ie).
5. Черняк Л. EDA — архитектура, управляемая событиями // Открытые системы. СУБД. 2005. № 2.
6. Черняк Л. Платформа Интернета вещей // Открытые системы. СУБД. 2012. № 7.
№ 1 (49) 2014
7. Курдюмов С. П. Режимы с обострением. М.: Физ-матлит, 2009.
8. Келейникова В. А., Романова Е. В. К вопросу моделирования системы подготовки ИТ-специалистов в России с позиций нелинейной динамики // Сб. науч. тр. XV Международной научно-практической конференции «Системный анализ в проектировании и управлении». Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Июнь 2011 г.
9. Gartner: к 2020 г. Большие Данные уже превратятся в «просто данные». Режим доступа: http:// www.itbestsellers.ru/news/detail.php?ID=20549.
10. Кузнецов С. Компьютерная Азия // Computer (IEEE Computer Society. Vol. 45. 2012. № 6, 7.)
Режим доступа: http://www.osp.ru/os/2012/06/ 13017109/.
11. Келейникова В. А. О роли государства в обеспечении качества ИТ-образования в России с позиций синергетики // Сб. науч. тр. XI Международной научно-практической конференции «Партнерство бизнеса и образования в инновационном развитии региона». Тверь, декабрь 2012 г.
12. Прогноз: Gartner называет самые важные технологии и тенденции 2013 года. Режим доступа: http://www.interface.ru/home.asp?artId=30798.
13. Рубин Ю. Б. Российское предпринимательство как направление российского образования // Современная конкуренция. 2012. № 6 (36). С. 5-8.
<0 3
<u t= <0
¿1
I ?
I
Si
i3 -
5 V. Keleynikova, Ph. D. (Eng.), Associate Professor, Moscow State University of Economics, Statistics
^ and Informatics (MESI), Kelejnikova@gmail.com
Sg E. Romanova, Associate Professor, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI),
IS Eromanova@mesi.ru §
| Questions of realization of IT-education using the concept of smart-education
o
I
The Smart Education technologies own the huge potential directed on satisfaction of scientific requirements to society, consumers, producers, providers. It is necessary to proceed a difficult way for § Smart Education technology development, involving a lot of participants, including the organizations g for development of standards, the national research centers, higher education institutions, service <3 providers, operators of networks, and users. This article contains overview of process development U of e-leaning platforms, which is the beginning in new conditions for researches, formalization and о engineering of business process IT specialist education. Also it was formulated some competences § requirements of the IT specialist.
Sc Keywords: knowledge, massive open online courses (MOOC), Smart Education.
90 i