УДК 37.01
М.И. БОГОМОЛОВА
доктор педагогических наук, профессор, кафедра дошкольной педагогики, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова E-mail: [email protected]
UDC 37.01
M.I. BOGOMOLOVA
Doctor of pedagogical sciences, Professor, Department of pre-school pedagogy, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ИСТОРИИ
ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ XVIII, XIX ВЕКОВ
TO A QUESTION OF DEVELOPMENT OF FAMILY AND PUBLIC EDUCATION OF CHILDREN IN THE HISTORY OF FOREIGN PEDAGOGICS OF XVIII, XIX CENTURIES
Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена тем, что малоизученным остается исторический аспект в педагогическом наследии зарубежной педагогики. Научная новизна заключается в том, что концептуально представлена историко-педагогическая оценка заслуг видных педагогов в зарубежной педагогике, изучено ценное педагогическое наследие по вопросам семейного и общественного воспитания детей Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна. Их ценные замечания, высказывания, книги, программы и советы имеют теоретическое и практическое значение для современных родителей и педагогов в воспитании и обучении детей.
Ключевые слова: семейное воспитание, общественное воспитание, домашнее воспитание, материнская школа, свободное воспитание, «школа для маленьких детей».
The issues represented in the article are urgent because the historical aspect in the pedagogical heritage remains insufficiently explored. Scientific novelty lies in the historical and pedagogical assessment of outstanding scholars' achievements is conceptually given, valuable pedagogical heritage concerning family-related and children's upbringing issues of prominent scholars and public figures such as J.-J. Rousseau, J. H. Pestalozzi, R.Owen are studied. Their important remarks, books, recommendations, experimental researches and experience have theoretical and practical significance for modern parents and teachers in children's education and upbringing.
Keywords: children's upbringing in a family, social upbringing of children, home education, free education, "school for little children".
Вопрос о соотношении общественного и семейного воспитания нашел соответствующее отражение в теории педагогики по-разному в разное время. Одни педагоги признавали решающую роль в развитии личности семейного воспитания (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский), другие общественного (Платон, Т. Кампанелла, Р. Оуэн), - третьи общественного и семейного в их тесной взаимосвязи (Я.А. Коменский, Н.А. Добролюбов, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко).
Педагогическую мысль эпохи Великой Французской революции конца XVIII в. выразил выдающийся просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.), выступивший с беспощадной критикой существующего строя, в том числе и в области образования и воспитания. Центральный пункт педагогической программы Ж.-Ж. Руссо - «естественное воспитание» - ставит в прямую зависимость воспитание личности и общественное устройство, требуя радикального преобразования.
Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.
Под естественным воспитанием Ж.-Ж.Руссо по-
нимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Следуя детской природе, необходимо отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отлучить от слепого повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает необходимость искусственных наказаний — они заменяются естественными последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен опекать наставник.
Вот, что он рекомендует педагогам: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает его имя. Если вы на вопрос ребенка, из желания отделаться от него, приведете хоть один довод, которого он не в состоянии понять, то, видя, что вы в рассуждениях основываетесь не на его идеях, а на своих собственных, он будет считать все сказанное вами пригодным для вашего; он перестанет вам верить [4, с. 40].
В трактате «Эмиль, или о воспитании» Жан-Жак Руссо создает образ наставника и наделяет его качествами, которые считает наиболее важными в воспитании ребенка: «Воспитатель! — какая возвышенная тут нужна душа! Поистине, чтоб создавать человека, нужно самому быть отцом или больше, чем человеком!»
© М.И. Богомолова © M.I. Bogomolova
Несмотря на столь возвышенный призыв он отмечает: «Замечу только, что воспитатель ребенка, вопреки обычному мнению, должен быть молод, и даже так молод, как только молод может быть человек умный». Он мог стать товарищем своего воспитанника и привлечь к себе доверие, разделяя с ним забавы его.
Далее автор обращается к молодым наставникам, призывает их учитывать в своем деле особенности ребенка, его природы, он ссылается на опыт воспитания спартанцев и вселяет в них веру, что дело воспитания - это искусство и его можно достичь путем опыта.
«Одну лишь науку предстоит преподать детям -науку об обязанностях человека. Наука эта едина, она неделима. Впрочем, преподавателя этой науки я назвал бы скорее воспитателем, чем учителем, так как ему надлежит больше руководить, чем обучать. Он не должен давать правил: он должен заставлять находить их.
... Обращайтесь с вашим воспитанником сообразно с его возрастом. Поставьте прежде всего его на должное место и умейте удержать на нем так искусно, чтоб он не пытался покинуть его. Тогда, не зная еще, что такое мудрость, он на практике получит самый важный урок ее. Никогда не приказывайте ему ничего на свете, решительно ничего! Не допускайте у него даже представления, что вы претендуете на какую-нибудь власть над ним. Пусть он знает только, что он слаб и что вы сильны».
Руссо Ж.-Ж. первый сформулировал требование развития самодеятельности ребенка, его активности, особое внимание уделяя пробуждению детской любознательности, пытливости, стремления познавать предметы и явления.
Большое внимание Руссо уделял должному вниманию родителей к воспитанию своих детей.
Он говорил, что «производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, государству -граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной долг и не делает этого, виновен, и может быть, более виновен, если платит его наполовину.
Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им. Никакая бедность, никакие труды, никакое внимание к людскому мнению не избавляют его обязанностей кормить своих детей и самому воспитывать их» [4, с. 40].
Руссо Ж.-Ж. предложил тонкую систему воспитания, выдвигая на первый план чувственный опыт как единственный достоверный источник познания.
Особенно интересными являются для дошкольных работников главы, касающиеся дошкольного детства.
Одним из сторонников семейного воспитания был И.Г. Песталоцци (1746-1827), швейцарский педагог, который активно отстаивал идею систематического воспитания от самого рождения. По его мнению, мать лучше всех способна постигнуть, что чувствует ребенок, к чему он способен, что желает. Зная это, она может правильно, в соответствии с его природными особенностями, воспитывать малыша с младенчества. Видное место в своей педагогической системе И.Г. Песталоцци
отводил вопросам нравственного воспитания.
Основными задачами нравственного воспитания И.Г. Песталоцци считал: развитие у детей высоких моральных чувств, выработку у них путем непосредственного участия в добрых и полезных делах соответствующих нравственных навыков и, наконец, формирование у молодого поколения нравственного сознания, стойких моральных убеждений.
С гениальной простотой И.Г. Песталоцци открыл первоисточник гуманистических чувств человека.
Первым ростком нравственности, ее исходным моментом является возникающее уже в раннюю пору жизни у ребенка чувство доверия, любви, по отношению к самому близкому ему существу - матери, которая удовлетворяет все его потребности. Пути и средства осуществления нравственного воспитания представлялись И.Г. Песталоцци следующим образом: при помощи воспитания предлагалось постепенно все больше и больше и расширять круг, в который входят объекты детской любви. Сначачала перенести любовь ребенка с матери на отца, затем на непосредственно окружающих его людей: на сестер, братьев, на учителя и т.д. Отправляясь к своей любви от близкого ему и медленно, но неуклонно продвигаясь к более далекому, ребенок на определенном этапе своего развития начнет питать любовь к своему народу, наконец, ко всему человечеству. Без такой нравственной воспитанности немыслима гармония наших сил, немыслим внутренний мир ни с самим собой, ни с людьми.
Песталоцци И.Г. считал недопустимым использовать в моральном воспитании многословные проповеди и заучивание детьми наизусть непонятных им религиозных текстов, посвященных «добродетели».
О том, насколько человек воспитан в нравственном отношении, замечал Песталоцци, следует судить не по его умению произносить громкие слова о морали, а по реальным делам. Первоначальное естественное чувство, пробудившееся у ребенка по отношению к матери, должно явиться основой для выработки нравственных привычек, которым придавалось большое значение: эти привычки следует, в свою очередь, использовать для формирования у детей нравственных навыков, составляющих фундамент их нравственного характера. Для воспитания такого характера необходимо, как полагал Песталоцци, научить ребенка владеть собой, уметь превозмочь свои желания. В результате все поведение должно быть подчинено нравственным требованиям и находиться в соответствии с развивающимся у него в процессе воспитания нравственным сознанием. В этом смысле Песталоцци говорил о том, что разум и добрая воля воспитанника получают власть над его телом.
Всю систему нравственного воспитания, как и всего воспитания в целом, предлагалось строить на началах развития активности самого ребенка. Основы для всего последующего природосообразного нравственного воспитания ребенка Песталоцци считал необходимым заложить еще в семье, которую он образно именовал святилищем храма нравственной природы человека. Благодаря таким присущим природе человека чувством, как любовь матери и отца, с одной стороны,
и любовь ребенка к родителям - с другой, в семье возникает особое душевное состояние, которое благоприятно для развития лучших нравственных качеств.
Школьное воспитание должно быть во всем согласовано с семейным воспитанием. Важную роль в нравственном развитии детей, как указывал Песталоцци, играет выполнение ими, начиная с раннего возраста, посильных видов домашнего труда, что одновременно возбуждает как их физические, так и духовные силы. На близких, доступных пониманию маленького ребенка примерах мать призвана способствовать выработке его первоначальных нравственных представлений. Пример добродетельной и трудолюбивой матери, как полагал Песталоцци, является одним из важнейших факторов, способствующих нравственному развитию детей.
Одним из действующих средств в нравственном воспитании, разработанном Песталоцци, является «упражнение в добродетельности», в частности, участие детей в добрых и полезных делах, которые нередко требуют проявления с их стороны воли, самообладания и выдержки.
Песталоцци развивал у своих воспитанников нравственные понятия о долге, о праве, справедливости, исходя из простых, доступных им наблюдений, из их знания окружающей среды.
Очень ценным в учении Песталоцци о нравственном воспитании было его указание на тесную связь между физическим развитием ребенка и его нравственным ростом, требование добиваться нравственного поведения не только нравственными беседами и наставлениями, но более упражнением в их нравственных поступках. Однако, стремясь воспитать у детей гуманные чувства, Песталоцци не помышлял о том, чтобы у них возникла мысль о протесте против общественного зла, желание бороться с ним.
Таким образом, значение педагогической теории и практики велико.
Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей бедноты.
Перед воспитанием Песталоцци выдвинул прогрессивную задачу - гармонически развивать все природные силы и способности человека. Он создал теорию элементарного образования, высказал много ценных мыслей о физическом, трудовом, нравственном воспитании ребенка. Все его идеи оказали, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.
Иоганн Генрих Песталоцци не только автор многих выдающихся теоретических работ по педагогике, но и блестящий экспериментатор. Создатель «Учреждения для бедных» в Нейгофе, приюта для сирот в Станце, он организовывал также институты со школами при них в Бургдорфе и Ивердоне, где осуществлялась подготовка учителей.
Таким образом, если предшественники Песталоцци осуществляли только теоретическую разработку идей воспитания детей, то он предпринял попытку осуществить свои замысли на практике. Кроме того, он вложил все свои силы, чтобы способствовать рас-
пространению этих идей.
Неудовлетворенный положением школ для маленьких, Песталоцци решается открыть «Учреждение для бедных детей», где детям должна была даваться подготовка к труду и надлежащее воспитание. «В большинстве случаев от богатых вспомогательных домов,
- писал Песталоцци в 1774 г. о приютах того времени,
- государство приобретает только питомники неподготовленных к производительному труду людей, которые, благодаря привычке к спокойной, сытой, уравновешенной жизни не в состоянии впоследствии переносить ограничения, коим подвержен низший класс людей». Благотворительный характер учреждения Песталоцци выражен был в том, что организатор и его друзья (Лафатер, Фюссли, Целин и др.) вложили в его основу свои средства, открывавшие возможность принять в приют до 30 бедных детей.
В доме Песталоцци устроена была прядильно-ткацкая мастерская, для руководства в работе которой приглашены были мастер ткацкого дела и два его прядильщика.
Именно в Нейфгофском приюте нашла себе самое точное выражение основная педагогическая идея жизни Песталоцци: в сфере воспитания, связанного с производительным трудом, искать для бедного ребенка спасения не только от преследующей его нищеты, но и от принижающей и развращающей его благотворительностью имущих классов.
Сильной стороной этого поколения является ставка на воспитание активности и самостоятельности бедного ребенка. Но в понимании труда у Песталоцци имелась неопределенность, которая постепенно и подорвала все это хорошее начинание. Связав достижение независимости ребенка с его непосредственным производительным трудом и рассматривая последний как главное средство воспитания, Песталоцци, не осознавая этого, поставил под удар и то и другое - и труд, и воспитание. Материальная обеспеченность ребенка не достигалась потому, что труд ребенка, в особенности труд, осложненный обучением, для этого был недостаточен; вместе с тем не достигалась и воспитательная задача - задача активизации ребенка, поскольку без опоры на науку и достаточно развернутое обучение труд не развивал, а скорее подавляя ребенка.
В 1780 г. учреждение для бедных закрылось. По совету друзей Песталоцци решился взяться за перо. В мае 1780 г. в журнале «Эфемериды» был напечатан «Вечерний час отшельника» - произведение, обычно принимаемое за первую попытку Песталоцци изложить основу всей слагающейся у него педагогической системы; а через год вышла первая часть «Лингард и Гертруды» - сочинения, которое принесло Песталоцци мировую известность. В этом произведении он дал наиболее развернутое и популярное изложение своего взгляда на наилучшее устройство дела народного образования. Труд детей по-прежнему остается в центре внимания Песталоцци. Но с этого труда снят дамоклов меч необходимости того, чтобы он материально обеспечивал ребят. Труд ценят не столько за его непосред-
ственную производительность, сколько за то, что он даст в будущем. Труд - гарантия самостоятельности и независимости ребенка в будущем [2].
В 1798 г. в Станце Песталоцци открывает новое воспитательное учреждение для бедных детей. Что нового дал для него этот второй опыт?
На первый план выступило воспитание. В центре этого дела ставилось то развитие практической разумности, обращением к которой Песталоцци завершил свое сочинение «Линград и Гертруда». Первым шагом в данном направлении для Песталоцци явилось сплочение собравшихся для воспитания детей в одну «громадную семью», для которой он должен стать любящим отцом. На почве любви и привязанности детей педагог переходит к пробуждению в детях «чистых нравственных чувств», выработке нравственных наклонностей и к упражнениям в «нравственных поступках, заключающихся в самообладании и проявлении себя во всем добром и справедливом». Заключительным шагом в данном направлении должно было явиться развитие в детях нравственных воззрений, опирающихся на размышление.
Возникала проблема обучения. Идея «элементарного образования» нашла свое отражение в работе «Как Гертруда учит своих детей».
Первое, что привлекает внимание в этом труде, это интерес Песталоцци к школе, которую он так мало ценил на предшествующих этапах. В центре этой идеи -реорганизация типа народной школы, разработка для нее нового метода преподавания, основанного на законе развития человеческого ума. Содержание последнего представлялось в следующей форме: «познание истины вытекает у человека из познания себя самого» как центра, где сгруппирован материал чувственных впечатлений. Познание это совершается через число, форму и язык, которые должны стать начальными пунктами всякого обучения.
Подкрепив дидактическую теорию, изложенную в сочинении «Как Гертруда учит своих детей», изданием в 1803-1804 гг. «Книги для матерей», «Азбуки наблюдения» и «Наглядного учения о числе», Песталоцци сделал ее основанием нового, самого широкого опыта своей жизни. Местом этого опыта с августа 1804 г. стал Ивердон, где Песталоцци получил возможность развернуть целый Институт, состоявший из школы с количеством учащихся до 150, учительской семинарии, где подготовлялись к педагогической деятельности 50 молодых людей, и учрежденного с 1818 года приюта для бедных [3].
К 1815 г. слава Ивердонского института достигла максимума. Из всех стран проезжали сюда знатные ученые и путешественники, желавшие беседовать с Песталоцци о новом методе образования.
Итак, важнейшее требование правильно поставленного воспитания состоит в том, чтобы оно имело характер семейного, то есть, чтобы отношения между воспитателем и воспитываемыми были те же, какие существуют в хорошей семье. Иначе говоря, воспитание должно быть основано на любви и вне любви не может
быть воспитания [3].
Роберт Оуэн (1771-1858 гг.) - великий английский социалист-утопист, разрабатывая филантропический план улучшения условий жизни рабочих, неоднократно затрагивал педагогические проблемы. Р.Оуэн впервые в истории создал воспитательные учреждения для малолетних детей рабочих.
Учение Р. Оуэна, складывавшееся в тот период, когда «решение общественных задач, еще скрытое в неразвитых экономических отношениях, приходилось выдумывать из головы» (Ф.Энгельс Анти-Дюринг), имело утопический характер. Но многое в этом учении и в деятельности Р.Оуэна имело ценное значение, в том числе и вопрос, касающийся дела воспитания и назначения педагога: «Воспитывать человека — значит формировать у него характер... Знать, как формировать человеческий характер, это значит знать, каким образом устранить главные причины бедствий в мире...».
Таким образом, он отводил большое место воспитанию, видел в нем источник или возможность изменения общества: «наступил период, когда успехи знания требуют создания всесторонне развитых людей, теперь требуются такие средства, которые производили бы из человеческой природы этот высший сорт фабриката для блага ныне живущих и будущих поколений» («Революция в сознании и деятельности человеческого рода, или грядущий переход от неразумия к разумности»). Вопросы о требованиях к воспитателям и назначении педагога нашли отражение в труде «Новый взгляд на общество, или опыты о принципе формирования человеческого характера» [1], где поднимается вопрос о необходимости подготовки специалистов, которые «будут инструктированы в понимании законов человечества». Здесь же предъявлены требования к их личностям: «Они должны обладать природной любовью к детям и уметь с ранних пор правильно прививать им здоровые навыки, они должны обладать терпением и безграничной добротой, которые позволят им допускать проявления индивидуальных различий в организациях детей; и их настроение должно быть порождением новой точки зрения, основанной на знании того, что характер каждого индивида является смесью, которая создается природой, а после его рождения высшими обстоятельствами, преимущественно начертанными и вводимыми обществом и находящимися под его контролем». Далее он говорит об использовании похвал и порицаний в воспитании, подчеркивая необходимость находить причину проступку. Оуэн выделяет важность и необходимость подготовки специалистов.
Для того чтобы разумно воспитывать, мужчины и женщины сами должны предварительно обучиться в образцовых учреждениях, чтобы приобрести внешность, речь, нравы и поведение и, особенно, дух, необходимые для формирования и обучения детей с тем, чтобы те стали разумными в зрелые годы. Эти воспитатели должны прежде чем учить других, сами научиться понимать причину лживости, проглядывающей во взглядах, словах и нравах каждого индивидуумами, способы, какими эта причина может быть устранена на-
всегда из человеческого общества... Эти учителя подрастающих поколений... сами должны предварительно быть обучены тому, как наполнять душу каждого ученика неподдельным милосердием и искренней добротой по отношению к человеческому роду. Эти учителя должны овладеть неведомым доныне языком правды без уверток и уметь сделать его привычным языком своих учеников... Эти воспитатели должны понимать причину каждого злого поступка и научать своих воспитанников с ранних лет также понимать эти причины и преодолевать их в своем повседневном общении друг с другом. То же надо сказать о причинах гордости, тщеславия и обмана, которые... являются неизбежными следствиями непонимания человеческой природы, разрушительного влияния на нее похвал и порицаний, наград и наказаний и всех неразумных чувств и понятий, проистекающих из этих игр.
Детей должно будет так воспитывать и обучать, чтобы они хорошо ознакомились со всеми сторонами общественной жизни, знали бы историю человечества, как им самим участвовать в человеческом обществе, чтобы самим быть счастливыми и завоевать счастье для всего живого на земле.
Как часть всей своей педагогической системы Оуэн разработал основные положения системы дошкольного воспитания детей: всеобщее воспитание маленьких детей должно проходить в специальных учреждениях (яслях, школах для маленьких, площадках). Эти учреждения должны быть связаны с фабриками, сельскохозяйственными предприятиями, школами,
которые в свою очередь создают специальную и материальную среду, благоприятствующую формированию нового человека. Школа для маленьких детей в современном обществе должна быть тесно связана с семьей, хотя основная роль в воспитании детей принадлежит школе. В обществе будущего семья отстраняется от воспитания. Педагог в системе Оуэна является центральной фигурой. Он - один из основных факторов, образующих характер ребенка. Он воздействует на детей всей своей личностью в целом. Главное в нем - единство этических взглядов и поведения. Педагог должен быть самым новым человеком, чтобы воспитать новых людей.
Много ценного в педагогических высказываниях социалистов-утопистов XIX в. Социально-педагогический эксперимент, проведенный Р. Оуэном, не имел себе равных во все последующие годы.
Итак, в представленной статье сосредоточивается внимание на рассмотрении историко-педагогического аспекта в зарубежной педагогике становления семейного и общественного воспитания детей, утверждение разных точек зрения на признание их приоритета. На протяжении всей истории развития рассматриваемой проблемы, начиная с самых ранних высказываний о ценности воспитания детей с раннего возраста, зарождались идеи гуманного отношения к ребенку, о значимости семьи, семейного воспитания, о роли родителей, вырабатывались требования к домашнему воспитателю и школьному учителю.
Биб.шографический список
1. Оуэн Р. Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера. /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. С. 446-460.
2. Песталоцци И.Г. Книга матерей, или руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить. / Хрестоматия по истории дошкольной зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1974. С. 155-158.
3. Песталоцци И.Г. Лингарт и Гертруда. /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. С.303-354.
4. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. /Педагогические сочинения. Т. 1. М.: Педагогика, 1981. С. 24-432.
References
1. Owen R. A new view on society, or Experiences about formation of human character. /Anthology of history of foreign pedagogics. Ed. A.I. Piskunov. M.: Education, 1971. Pp. 446-460.
2. Pestalozzi I.G. The book of mothers, or the management for mothers as to teach the children to observe and speak to them. / Anthology of history of pre-school foreign pedagogy. M.: Education, 1974. Pp. 155-158.
3. Pestalozzi I.G. Lingart and Gertrude. /Anthology of history of foreign pedagogics. Сост. A.I. Piskunov. M.: Education, 1971. Pp. 303-354.
4. Rousseau J.J. Emil, or about education. /Pedagogical compositions. V. 1. M.: Pedagogics, 1981. Pp. 24-432.