УДК 378.14
А. П. ЖИГАДЛО С. А. БАШКОВА О. В. ТАРАСЮК
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), г. Екатеринбург
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Исходя из особенностей профессионально-педагогической деятельности и специфики подготовки педагогов профессионального обучения в процессе изучения дисциплины «Приборы и автоматы для контроля точности и качества» определены факторы, влияющие на развитие профильно-специализированных компетенций и уровни развития профильно-специализированных компетенций при подготовки бакалавров профессионального обучения. Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная компетенция, профильно-специализированная компетенция.
Основная часть. В настоящее время все больше внимания уделяется качеству подготовки профессионально-педагогических кадров, основная цель деятельности которых, обучение по рабочей профессии.
Спецификой подготовки бакалавров профессионального обучения, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) направления подготовки высшего профессионально образования «Профессиональное обучение (по отраслям)», является описание результатов обучения не только на языке общекультурных и профессиональных компетенций, но и профильно-специализированных, которые являются составной частью профессиональных компетенций, зависящих от профиля и профилизации данного направления.
Профильно-специализированные компетенции будущих педагогов профессионального обучения нами рассматриваются как совокупность интегра-тивных профессиональных знаний, умений, владений, качеств личности педагога профессионального обучения, обусловливающих его готовность к рациональному решению задач профессионально-педагогической деятельности, направленных на повышение качества подготовки рабочих кадров для машиностроительного производства [1].
Одним из профилей подготовки является «Профессиональное обучение (металлургия и машиностроение)», а профилизация «Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении», что является основанием для определения состава профильно-специ-алированных компетенций бакалавров профессионального обучения. Примером могут служить следующие профильно-специализированные компетенции:
— готов осуществлять выбор средств измерений и измерительных приборов, а также метод измерений на основе предъявляемых требований;
— способен читать модели приборов и составлять структурные элементы измерительных средств;
— готов рассчитывать погрешность прибора и погрешность измерения прибора;
— способен использовать компьютерно-измерительные и автоматизированные системы измерения, контроля, выбора и обработки результатов;
— способен участвовать в организации рабочих мест, мест контроля, их технического оснащения, размещения оборудования;
— готов определять номенклатуру измеряемых и контролируемых параметров продукции и технологических процессов, устанавливать оптимальные нормы точности измерений, достоверности контроля;
— способен участвовать в процессах проведения поверки, калибровки и ремонта средств измерений, испытаний и контроля.
Профильно-специализированные компетенции педагога профессионального обучения формируются и развиваются в процессе изучения дисциплин цикла специальной подготовки, таких как «Практикум по профессии», «Прикладная метрология», «Приборы и автоматы для контроля точности и качества», а так же в процессе прохождения квалификационных практик по рабочей профессии и технологической практики.
Содержание дисциплины «Приборы и автоматы для контроля точности и качества» предполагает учебный материал об устройствах измерительных приборов и автоматов, принципе их действия, рациональном выборе измерительных средств, в зависимости
от заданных условии, который является основой для создания теоретической базы подготовки студентов к производственно-технологической деятельности.
В процессе изучения дисциплины «Приборы и автоматы для контроля точности и качества» развивается система теоретических знаний об автоматическом управлении измерениями и контролем; о современных методах и средствах измерений и контроля, а также о требованиях к показателям их эффективности; физических принципах преобразования размеров в различных приборах и автоматах; методах проектирования измерительных устройств преобразования, передачи, хранения, обработки и представления измерительной информации [1, 2].
В качестве факторов, обеспечивающих развитие профильно-специализированных компетенций, выступают:
— обеспечение органической взаимосвязи между общенаучными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами;
— изучение реальных возможностей профессиональной деятельности будущих педагогов профессионального обучения;
— прогнозирование ожидаемых успехов в учебе;
— выбор наиболее рациональных методов и средств обучения;
— разработка основных требований к знаниям, умениям и владениям с учетом компетентностного подхода к специальной подготовке будущих педагогов профессионального обучения;
— разработка системы контроля знаний, умений владений будущих педагогов профессионального обучения.
Задача прикладного бакалавриата — сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор общих и профессиональных компетенций, знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительной «доводки» в условиях реального производства, начать работать по специальности [3].
Уровни развития профильно-специализированных компетенций тесно связаны с определением качества образования (результата и процесса) и должны осуществляться по однозначным, понятным и личностно значимым для студента и преподавателя критериям. Только при этих условиях можно рассчитывать на заинтересованное участие студента в овладении способами решения профессиональных задач, на высокий уровень самореализации выпускника вуза в профессиональной деятельности.
В нашем исследовании выделены следующие уровни развития профильно-специализированных компетенций:
— базовый уровень является минимальным показателем и основой для дальнейшего приращения профессиональной компетенции, критерием которого является репродуктивная деятельность по заданному алгоритму, опирающаяся на понимание и воспроизведение профессиональных действий;
— продуктивный уровень считается следующей ступенью развития — средний показатель, критерием продуктивного уровня — считаем частично-поисковую деятельность, предполагающую применение профессиональных действий при анализе профессиональной задачи;
— творческий уровень выступает как высокий показатель развития профильно-специализированных компетенций, критерием которого выступает поисковая работа, при этом происходит оценка
ситуации или профессиональной задачи и синтез возможных вариантов профессиональных действий.
Деятельность студентов, носящая репродуктивный характер, отличается тем, что при ее реализации студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), средства и методы достижения поставленной цели, порядок реализации.
Деятельность, носящая частично-поисковый характер, отличается тем, что при ее реализации студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора средств и методов выполнения действий в инструктивной и справочной литературе и др.
Деятельность, носящая поисковый характер, характеризуется тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
Таким образом, достижение результата на базовом, продуктивном и творческом уровне должно обеспечиваться за счет понимания и принятия будущими педагогами профессионального обучения целей как предстоящей профессионально-педагогической деятельности, так и своей деятельности при выполнении компетентностно-ориентирован-ных заданий преподавателя, а также требований к промежуточным и конечным результатам изучения дисциплины.
Библиографический список
1. Башкова, С. А. Профильно-специализированные компетенции педагогов профессионального обучения / С. А. Башкова, О. В. Тарасюк // СПО. - 2010. - № 7. - С. 33-35.
2. Башкова, С. А. Основные подходы к проектированию компетентностно-ориентированного содержания формирования профильно-специализированных компетенций педагогов профессионального обучения / С. А. Башкова, О. В. Тарасюк // Мир науки, культуры, образования. - 2011. -№ 4 (29). - С. 108-112.
3. Жигадло, А. П. Сетевое взаимодействие вуза и профильных колледжей в реализации программ прикладного бакалавриата / А. П. Жигадло, Т. П. Хохлова // Вестник СибАДИ. -2014. - № 1 (35). - С. 169-173.
№
ЖИГАДЛО Александр Петрович, доктор педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой «Инженерная педагогика» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. БАШКОВА Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры «Материаловедение, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения» Российского государственного профессионально-педагогического университета.
ТАРАСЮК Ольга Вениаминовна, кандидат педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Материаловедение, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения» Российского государственного профессионально-педагогического университета. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.04.2014 г. © А. П. Жигадло, С. А. Башкова, О. В. Тарасюк