Научная статья на тему 'К вопросу развития профильно-специализированных компетенций бакалавра профессионального обучения'

К вопросу развития профильно-специализированных компетенций бакалавра профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФИЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFILE AND SPECIALIZED COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигадло Александр Петрович, Башкова Светлана Александровна, Тарасюк Ольга Вениаминовна

Исходя из особенностей профессионально-педагогической деятельности и специфики подготовки педагогов профессионального обучения в процессе изучения дисциплины «Приборы и автоматы для контроля точности и качества» определены факторы, влияющие на развитие профильно-специализированных компетенций и уровни развития профильно-специализированных компетенций при подготовки бакалавров профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жигадло Александр Петрович, Башкова Светлана Александровна, Тарасюк Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of development of profile and specialized competences of the bachelor of the vocational education

Proceeding from features of professional and pedagogical activity and specifics of training of teachers of vocational education in the course of discipline studying «Devices and automatic machines for accuracy and quality control» is defined. The factors influencing development profile specialized competences and levels of development of profile specialized competences are obtained when training bachelors of a vocational education.

Текст научной работы на тему «К вопросу развития профильно-специализированных компетенций бакалавра профессионального обучения»

УДК 378.14

А. П. ЖИГАДЛО С. А. БАШКОВА О. В. ТАРАСЮК

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), г. Екатеринбург

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Исходя из особенностей профессионально-педагогической деятельности и специфики подготовки педагогов профессионального обучения в процессе изучения дисциплины «Приборы и автоматы для контроля точности и качества» определены факторы, влияющие на развитие профильно-специализированных компетенций и уровни развития профильно-специализированных компетенций при подготовки бакалавров профессионального обучения. Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная компетенция, профильно-специализированная компетенция.

Основная часть. В настоящее время все больше внимания уделяется качеству подготовки профессионально-педагогических кадров, основная цель деятельности которых, обучение по рабочей профессии.

Спецификой подготовки бакалавров профессионального обучения, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) направления подготовки высшего профессионально образования «Профессиональное обучение (по отраслям)», является описание результатов обучения не только на языке общекультурных и профессиональных компетенций, но и профильно-специализированных, которые являются составной частью профессиональных компетенций, зависящих от профиля и профилизации данного направления.

Профильно-специализированные компетенции будущих педагогов профессионального обучения нами рассматриваются как совокупность интегра-тивных профессиональных знаний, умений, владений, качеств личности педагога профессионального обучения, обусловливающих его готовность к рациональному решению задач профессионально-педагогической деятельности, направленных на повышение качества подготовки рабочих кадров для машиностроительного производства [1].

Одним из профилей подготовки является «Профессиональное обучение (металлургия и машиностроение)», а профилизация «Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении», что является основанием для определения состава профильно-специ-алированных компетенций бакалавров профессионального обучения. Примером могут служить следующие профильно-специализированные компетенции:

— готов осуществлять выбор средств измерений и измерительных приборов, а также метод измерений на основе предъявляемых требований;

— способен читать модели приборов и составлять структурные элементы измерительных средств;

— готов рассчитывать погрешность прибора и погрешность измерения прибора;

— способен использовать компьютерно-измерительные и автоматизированные системы измерения, контроля, выбора и обработки результатов;

— способен участвовать в организации рабочих мест, мест контроля, их технического оснащения, размещения оборудования;

— готов определять номенклатуру измеряемых и контролируемых параметров продукции и технологических процессов, устанавливать оптимальные нормы точности измерений, достоверности контроля;

— способен участвовать в процессах проведения поверки, калибровки и ремонта средств измерений, испытаний и контроля.

Профильно-специализированные компетенции педагога профессионального обучения формируются и развиваются в процессе изучения дисциплин цикла специальной подготовки, таких как «Практикум по профессии», «Прикладная метрология», «Приборы и автоматы для контроля точности и качества», а так же в процессе прохождения квалификационных практик по рабочей профессии и технологической практики.

Содержание дисциплины «Приборы и автоматы для контроля точности и качества» предполагает учебный материал об устройствах измерительных приборов и автоматов, принципе их действия, рациональном выборе измерительных средств, в зависимости

от заданных условии, который является основой для создания теоретической базы подготовки студентов к производственно-технологической деятельности.

В процессе изучения дисциплины «Приборы и автоматы для контроля точности и качества» развивается система теоретических знаний об автоматическом управлении измерениями и контролем; о современных методах и средствах измерений и контроля, а также о требованиях к показателям их эффективности; физических принципах преобразования размеров в различных приборах и автоматах; методах проектирования измерительных устройств преобразования, передачи, хранения, обработки и представления измерительной информации [1, 2].

В качестве факторов, обеспечивающих развитие профильно-специализированных компетенций, выступают:

— обеспечение органической взаимосвязи между общенаучными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами;

— изучение реальных возможностей профессиональной деятельности будущих педагогов профессионального обучения;

— прогнозирование ожидаемых успехов в учебе;

— выбор наиболее рациональных методов и средств обучения;

— разработка основных требований к знаниям, умениям и владениям с учетом компетентностного подхода к специальной подготовке будущих педагогов профессионального обучения;

— разработка системы контроля знаний, умений владений будущих педагогов профессионального обучения.

Задача прикладного бакалавриата — сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор общих и профессиональных компетенций, знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительной «доводки» в условиях реального производства, начать работать по специальности [3].

Уровни развития профильно-специализированных компетенций тесно связаны с определением качества образования (результата и процесса) и должны осуществляться по однозначным, понятным и личностно значимым для студента и преподавателя критериям. Только при этих условиях можно рассчитывать на заинтересованное участие студента в овладении способами решения профессиональных задач, на высокий уровень самореализации выпускника вуза в профессиональной деятельности.

В нашем исследовании выделены следующие уровни развития профильно-специализированных компетенций:

— базовый уровень является минимальным показателем и основой для дальнейшего приращения профессиональной компетенции, критерием которого является репродуктивная деятельность по заданному алгоритму, опирающаяся на понимание и воспроизведение профессиональных действий;

— продуктивный уровень считается следующей ступенью развития — средний показатель, критерием продуктивного уровня — считаем частично-поисковую деятельность, предполагающую применение профессиональных действий при анализе профессиональной задачи;

— творческий уровень выступает как высокий показатель развития профильно-специализированных компетенций, критерием которого выступает поисковая работа, при этом происходит оценка

ситуации или профессиональной задачи и синтез возможных вариантов профессиональных действий.

Деятельность студентов, носящая репродуктивный характер, отличается тем, что при ее реализации студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), средства и методы достижения поставленной цели, порядок реализации.

Деятельность, носящая частично-поисковый характер, отличается тем, что при ее реализации студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора средств и методов выполнения действий в инструктивной и справочной литературе и др.

Деятельность, носящая поисковый характер, характеризуется тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

Таким образом, достижение результата на базовом, продуктивном и творческом уровне должно обеспечиваться за счет понимания и принятия будущими педагогами профессионального обучения целей как предстоящей профессионально-педагогической деятельности, так и своей деятельности при выполнении компетентностно-ориентирован-ных заданий преподавателя, а также требований к промежуточным и конечным результатам изучения дисциплины.

Библиографический список

1. Башкова, С. А. Профильно-специализированные компетенции педагогов профессионального обучения / С. А. Башкова, О. В. Тарасюк // СПО. - 2010. - № 7. - С. 33-35.

2. Башкова, С. А. Основные подходы к проектированию компетентностно-ориентированного содержания формирования профильно-специализированных компетенций педагогов профессионального обучения / С. А. Башкова, О. В. Тарасюк // Мир науки, культуры, образования. - 2011. -№ 4 (29). - С. 108-112.

3. Жигадло, А. П. Сетевое взаимодействие вуза и профильных колледжей в реализации программ прикладного бакалавриата / А. П. Жигадло, Т. П. Хохлова // Вестник СибАДИ. -2014. - № 1 (35). - С. 169-173.

ЖИГАДЛО Александр Петрович, доктор педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой «Инженерная педагогика» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. БАШКОВА Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры «Материаловедение, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения» Российского государственного профессионально-педагогического университета.

ТАРАСЮК Ольга Вениаминовна, кандидат педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Материаловедение, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения» Российского государственного профессионально-педагогического университета. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.04.2014 г. © А. П. Жигадло, С. А. Башкова, О. В. Тарасюк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.