Научная статья на тему 'К вопросу разработки нового поколения государственного образовательного стандарта'

К вопросу разработки нового поколения государственного образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу разработки нового поколения государственного образовательного стандарта»

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

СТАНДАРТА*

(специальность 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)

В. Г. ГЕТЬМАИ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета Финансовой академии при Правительстве РФ, председатель Учебчо-методического совета вузов России по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Мы, конечно, будем отстаивать вариант проекта государственного образовательного стандарта, который был разработан и доложен на мартовской конференции 2004 г. Однако летом текущего года нами подготовлен еще один вариант стандарта. Его цель — попытаться идеи прежнего (т.е. мартовского) I варианта стандарта «втиснуть» в те рамки требований, который установил Минобрнауки России для стандарта бакалавра (II вариант). В принципе, это возможно, правда, с некоторыми оговорками. Чтобы реализовать наделе II вариант, необходимо сделать следующее:

1) снять 20% часов, предусмотренных по министерскому варианту по циклу «Естественнонаучные и математические дисциплины», и направить 250 часов в цикл «Экономические и организационно-управленческие дисциплины», а 50 — в цикл «Общепрофессиональные дисциплины»;

2) перенести в цикл ЕНМД из цикла общепрофессиональных дисциплин дисциплину «Статистика», уточнив при этом ее наименование («Статистика хозяйственной деятельности») и несколько уменьшив число учебных часов на нее (с 220 до 180);

Окончание. Начало см.: Экономический анализ. - 2004. -№ 16 (31) (статья подготовлена на основе доклада, сделанного на выездном региональном заседании Учебно-методического совета УМО по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в сентябре 2004 г. в г. Анапе).

3) уменьшить количество часов, выделяемых на «Математику» (с 600 до 500), заменив и название ее (на «Количественные методы»);

4) изменить в цикле «Общепрофессиональные дисциплины» соотношения между учебными часами, выделяемыми на дисциплины федерального компонента и на предметы национально-регионального компонента;

5) пересмотреть эти соотношения и в цикле «Дисциплины направления». Причем, если не удастся это сделать как в данном, так и в предыдущем случаях, то придется выбрать (пометить звездочками) в перечне дисциплины, которые войдут в федеральный компонент. А остальные останутся в стандарте в качестве рекомендуемых УМО вузам.

Вместе с тем предполагается произвести изменения названий отдельных дисциплин (приблизив их к зарубежным).

Параллельно предлагается по сравнению с министерским вариантом увеличить время на производственную практику (с 4 недель до 14). Кроме того, в стандарте для бакалавров специальности 060500 будет уточнено содержание дидактических единиц по каждой дисциплине. Параллельно эту работу придется проделать и с рабочими программами, исходя из современных требований рыночной экономики.

Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра — 208 недель, в том числе:

48

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш£бРЪЯ -и ЦРАХШИ?^

Ttfiaблеми

17 (32) - 2004

Таблица 1

Проект

государственного образовательного стандарта по специальности 060500 (для уровня — бакалавр)

Установки (требования) Минобрнауки России I вариант(мартовский) 11 вариант (с учетом требований Минобрнауки России)

Наименование циклов и дисциплин Учебные часы Наименование циклов и дисциплин Учебные часы Наименование циклов и дисциплин Учебные часы Примечания

1 2 3 4 5 6 7

1. ГОД. Гуманитарные и социальные дисциплины в том числе: Федеральный компонент: 1. Иностранный язык. 2. Физическая культура Национально-региональный компонент, включая дисциплины по выбору студента 950 748 340 408 202 1. ГС Д. Гуманитарные и социальные дисциплины в том числе: Федеральный компонент: 1. Иностранный язык. 2. Правоведение. 3. Философия. 4. Экономическая теория Региональный (вузовский) компонент Дисциплины по выбору 1 320 860 340 138 82 300 230 230 1. ГСД. Гуманитарные и социальные дисциплины, в том числе: Федеральный компонент: 1. Иностранный язык. 2. Физическая культура. Н ацио н ал ь но-ре гио-нальиый компонент, включая дисциплины по выбору студента: 1. Философия. 2................ 950 748 340 408 202 82

3................

II. ЭОУД. Экономические и организационно-управленческие дисциплины, в том числе: Федеральный компонент (не менее 70%) Вузовский компонент 250 175 75 П. ЭОУД. Экономические и организационно-управленческие дисциплины, в том числе: Федеральный компонент: 1. Экономическая теория. 2. Деловое и коммерческое право Вузовский компонент 500 438 300 138 62 Перенесено 250 ч из III цикла

Итого по двум циклам 1 200 Итого 1 320 Итого по двум циклам 1 450

III. ЕНМД. Естественнонаучные и математические дисциплины,в том числе: Федеральный компонент (до 80% объема цикла, в том числе 15% по предложению УМО): 1. Математика. 2. Экология. 3. (Физика?) Национально-региональный компонент (до 25% объема цикла) 1 500 1 200 300 II. Общие математические и естественно-научные дисциплины, в том числе: Федеральный компонент: 1. Математика. 2. Информационные системы в экономике. 3. Региональный (вузовский) компонент. 4. Дисциплины и курсы по выбору 980 780 600 180 100 100 III. ЕНМД. Естественнонаучные и математические дисциплины, в том числе: Федеральный компонент: 1. Количественные методы и статистика хозяйственной деятельности: 1.1. Количественные методы. 1.2. Статистика хозяйственной деятельности. 2. Информационные системы в экономике (информационные технологии). 3. Бухгалтерские информационные системы. 4. Экология Национально-региональный компонент 1 200 1 000 680 500 180 150 100 70 200 1. Сняли с цикла 20% (300 ч.) в том числе 250 направлены во II цикл и 50 ч - в IV. 2. Переименовали учебный курс «Математика». 3. Перенесли «Статистику» с бывшего III цикла в нынешний III цикл и уточнили ее название. 4. Дополнили дисциплину «Бухгалтерские информационные системы»

Итого по III циклу 1 500 Итого 980 Итого по III циклу 1 200

IV. Общепрофессиональные дисциплины,в том числе: Федеральный компонент (до 70% объема цикла, все по предложениям УМО) Национально-региональный компонент (остальные) 1 500 1 050 450 III. Общепрофессиоиаль-ные дисциплины Федеральный компонент: 1. Экономика организаций (предприятий). 2. Менеджмент. 3. Маркетинг. 4. Статистика. 5. Мировая экономика. 6. Финансовый менеджмент. 7. Финансы. 8. С трахование. 9. Деньги, кредит, банки. 10. Рынок ценных бумаг. 11. Налоги и налогообложение. 2 126 1 686 136 100 80 220 170 102 102 102 170 54 102 IV. Общепрофессиональные дисциплины Федеральный компонент: 1. Экономика организаций (предприятий). 2. Менеджмент. 3. Маркетинг. 4. Международная коммерческая деятельность (мировая экономика). 5. Финансовый менеджмент. 6. Финансы. 7. Страхование. 8. Рынок ценных бумаг (финансовые рынки). 1 550 1 466 136 100 80 170 102 102 102 54 1. Добавлено 50 ч за счет сокращения их числа в1П цикле. 2. Убрали из бывшего III цикла «Статистику» (220 ч.) и перенесли ее в предыдущий цикл. 3. Не соблюдены соотношения в часах, выделяемых на федеральный и национально-региональный компоненты. Для их соблюдения (требование Минобрнауки РФ) придется отметить звездочкой дисциплины,

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шворня ъ ИРАХШСМ

49

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

12. Теория бухгалтерского 102 9. Налоги и налогообло- 102 вошедшие в Федеральный

учета. жение. компонент, а остальные

13. Теория экономического 102 10. Деньги, кредит, 170 получат иной статус (па

анализа. банки. 36 усмотрение вуза)

14. Международные стан- 60 11. Деловое общение. 60

дарты учета и финансовой 12. Теория бухгалтер-

отчетности. ского учета. 102

15. Международные стан- 48 13. Теория экономиче-

дарты аудита. ского анализа. 60

16. Деловое общение. 36 14. Международные

Региональный (вузовский) 220 стандарты учета и фи-

компонент нансовой отчетности. 48

Дисциплины по выбору 220 15. Международные

студента стандарты аудита 84

Националыю-регио-

нальный компонент

Итого по IV циклу 1 500 Итого 2 126 Итого 1 550

V. ДН. Дисциплины 1 550 IV. Специальные дисцип- 1 406 V. ДН. Дисциплины 1 550 1. Не соблюдены соотно-

направления, в том лины, в том числе: направления, в том шения в часах, выделяемых

числе: Федеральный компонент: 1 406 числе: 1 406 на дисциплины федераль-

Федеральный компо- 775 1. Бухгалтерский финансо- 482 Федеральный компо- 482 ного и национально-

нент (до 70% объема вый учет. нент: регионального компонен-

цикла, все по предложе- 2. Бухгалтерский управ- 152 1. Бухгалтерский 152 тов.

ниям УМО) ленческий учет. финансовый учет. 2. Будем отстаивать это

Национально- 775 3. Бухгалтерская финансо- 54 2. Бухгалтерский управ- 54 соотношение

региональный компо- вая отчетность. ленческий учет.

нент (остальные 50%) 4. Комплексный анализ 256 3. Бухгалтерская финан- 256

хозяйственной деятельно- совая отчетность.

сти. 4. Комплексный анализ

5. Аудит. 300 хозяйственной деятель- 300

6. Лабораторный практи- 162 ности. 162

кум по бухгалтерскому 5. Аудит.

учету (сквозная задача по 6. Лабораторный прак-

финансовому учету и тикум по бухгалтерско-

управленческому) му учету (сквозная зада-

ча по финансовому уче- 144

гу и управленческому)

Национально-регио-

нальный компонент

Итого по V циклу 1 550 Итого 1 406 Итого 1 550

VI. Специальные 1 036 V. Специальные дисцип- 630 VI. Специальные дисци- 1 036 По усмотрению вуза на

дисциплины, в том лины, в том числе: плины, в том числе: производственную практи-

Федеральный компо- 518 1. Дисциплины, устанавли- 230 Федеральный компо- 518 ку можно использовать 10

нент (до 50% объема ваемые Советом вуза. нент: 118 недель, поскольку выде-

цикла, все по предложе- 2. Дисциплины и курсы по 400 1. Бухгалтерское дело. 400 ляемых Минобрнауки РФ 4

ниям УМО) выбору студента 2. Дисциплины специа- недель явно недостаточно

Национально- 518 лизации 518

региональный компо- Национально-регио-

нент (остальные 50%) нальный компонент

Время, выделяемое до-

полнительно на произ-

водственную практику

Итого по VI циклу 1 036 Итого 630 Итого 1 036

Факультативные дисци- 450 450 450

плины (Военная подго-

товка)

Всего часов 7 236 Итого 6 912 Итого 7 236

1. Теоретическое обучение — 134 недели.

2. Сессии — 16 недель.

3. Производственная практика — 4 недели.

4. Подготовка выпускной квалификационной работы — 8 недель.

5. Итоговая государственная аттестация — 2 недели.

6. Каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска, — 44 недели. Параллельно со стандартом для бакалавров У МО, как отмечено выше, занималось и разработкой стандарта для магистров по специальности 060500.

Первый вариант был предоставлен в марте 2004 г. на конференции. И он был одобрен.

50

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЕОРКЯ ъ -нрлхжъхЛ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, если Министерство образования и науки РФ будет очень жестко настаивать на соблюдении установленных им нормативов, которые оно «обнародовало» в проекте макета государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для уровня магистра по специальности (от 16 октября 2003 г.), то нам придется, отстаивая основные параметры нашей концепции, искать следующие возможные компромиссы.

1. Потребуется несколько сократить продолжительность времени, отводимого на подготовку выпускной квалификационной работы (с 17 недель до 14) и на производственную практику (с 16 недель до 8). Заметим, что на нее Министерство в проекте отвело именно 8 недель, что крайне мало и не отвечает мировой практике.

2. Согласиться с введением в него цикла «Гуманитарные и социальные дисциплины» — 350 часов, в том числе:

— федеральный компонент — 140 (иностранный язык);

— вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студента, - 210.

В качестве последних можно было бы предложить продвинутые учебные курсы:

— Профессиональные ценности бухгалтеров и аудиторов и этика;

— Социология и психология поведения сотрудников фирмы;

— Логика и теория аргументации и др.

Всего на I цикл ГСД понадобится около 7 недель.

3. Признать наличие в нем предлагаемого Министерством образования и науки РФ II цикла, который оно назвало: «Экономические и организационно-управленческие дисциплины» — 250 часов, в том числе:

• федеральный компонент (не менее 70% объема) - 176;

• вузовский компонент, включая и дисциплины по выбору студента (до 30%), — 74.

В качестве дисциплины федерального компонента по этому циклу можно предложить следующие продвинутые курсы:

— Бизнес-среда;

— Современные проблемы глобализации экономики;

— Бизнес-игры и др.

На II цикл понадобится около 5 недель.

4. Увеличить объем часов по III циклу «Дисциплины направления» (т.е. общие для всех специализаций) до 900 часов. Причем Министерство образования и науки требует, чтобы:

— федеральный компонент составлял не менее 60% объема цикла, а перечень дисциплин, в него входящих, должно предлагать У МО — 540 часов;

— вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студентов (до 40%), — 360 часов.

В предложенном нами ранее варианте мы отводили на этот цикл 484 часа (т.е. на 416 часов, или на 8 недель меньше) и рекомендовали следующий перечень дисциплин:

— Эконометрика — 120 часов;

— Анализ финансовой отчетности — 54 часа;

— Теории бухгалтерского учета — 54 часа;

— История бухгалтерского учета — 54 часа;

— Оценка и анализ рисков — 54 часа;

— Основные модели бухгалтерского учета и анализа в зарубежных странах — 54 часа;

— Контроль и ревизия — 74 часа.

Этот перечень следовало бы оставить и отнести его в состав федерального компонента, параллельно увеличив до 540 часов (т.е. на 56 часов) отводимое на него учебное время.

Что же касается вузовского компонента (360 часов), то мы полагаем: надо разработать примерный перечень дисциплин, в него входящих, а именно:

— Менеджмент инноваций;

— Всеобщее управление качеством;

— Интеллектуальная собственность и др.

5. Внести некоторые коррективы и в IV цикл: «Специальные дисциплины», Министерство образования и науки РФ выделяет всего 1 254 часа, втом числе:

— научно-исследовательская работа студентов — 300;

— федеральный компонент (до 30% объема цикла, все дисциплины предлагаются УМО) — 376;

— вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студентов, — 578.

ВI варианте на этот цикл выделялось 960 часов. Если добавить к ним 300 часов (или 6 недель) на НИРС (которых ранее по пяти предложенным специализациям на эти цели не выделяли, поскольку договорились, что в стандарт будет внесена дополнительная шестая специализация для лиц, которые свое будущее связывают с научно-педагогической деятельностью), то количество часов по циклу будет соответствовать требованиям Министерства образования и науки РФ. Что же касается перечня дисциплин, то мы дали их полный состав по каждой из пяти специализаций. Теперь отберем из них те, которые войдут в федеральный компонент (пометим их звездочкой), а остальные в качестве рекомендуемых (а не обязательных) войдут в состав вузовского компонен-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШВОРШ аг теРАтетсы

51

"Проблемы обрл^аблНи^

17 (32)-2004

Таблица 2

Проект

государственного образовательного стандарта по специальности 060500 (уровень — магистр) срок обучения - 2 года (плюс 4 года бакалавр)

Установки (требования) Минобр-науки России I вариант(мартовский) II вариант (с учетом требований Минобрнауки России)

Наименование циклов и дисциплин Учебные часы Наименование циклов и дисциплин Учебные часы Наименование циклов и дисциплин Учебные часы Примечания

I 2 3 4 5 6 7

I. ГСД. Гуманитарные и социальные дисциплины, в том числе: Федеральный компонент: (иностранный язык) Национально-региональный компонент, включая дисциплины по выбору студента 350 140 210 I. ГСД. Гуманитарные и специальные дисциплины, в том числе: Федеральный компонент: (иностранный язык) Национально-региональный компонент, включая д>,-Циилины по выбору студента из них: 1. Профессиональные ценности бухгалтеров и аудиторов и этика. 2. Социология и психология поведения сотрудников фирм. 3. Логика и теория аргументации, и др. 350 140 210 В порядке рекомендации

Итого по I циклу 350 Итого — Итого по I циклу 350

II. ЭОУД. Экономические и организационно-управленческие дисциплины, в том числе Федеральный компонент (не менее 70% объема цикла) Вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студента (до 30% объема цикла) 250 176 74 II. ЭОУД. Экономические и орга-низационно-управленческие дисциплины, в том числе Федеральный компонент: 1. Бизнес-среда. 2. Современные проблемы глобализации экономики. 3. Бизнес-игры, и др. Национально-региональный компонент, включая дисциплины по выбору студента из них: 1. . . . 2. . . . 3. . . . 250 176 74

Итого по II циклу 250 Итого — Итого по 11 циклу 250

III. ДН. Дисциплины направления, в том числе: Федеральный компонент (не менее 60% объема цикла, всс по предложениям УМО) Вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студента 900 540 360 III. ДН. Дисциплины направлений (обязательные дисциплины для всех специализаций), в том числе: 1. Эконометрика. 2. Анализ финансовой отчетности. 3. Теории бухгалтерского учета. 4. История бухгалтерского учета. 5. Оценка и анализ рисков. 6. Основные модели бухгалтерского учета и анализа в зарубежных странах. 7. Контроль и ревизия 484 120 54 54 54 74 54 74 111. ДН. Дисциплины направлений, в том числе: Федеральный компонент: 1. Экономегрика. 2. Анализ финансовой отчетности. 3. Теории бухгалтерского учета. 4. История бухгалтерского учета. 5. Оценка и анализ рисков. 6. Основные модели бухгалтерского учета и анализа в зарубежных странах. 7. Контроль и ревизия Вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студента из них: 1. Менеджмент инноваций. 2. Всеобщее управление качеством. 3. Интеллектуальная собственность и др. 900 540 360 В порядке рекомендаций

Итого по III циклу 900 Итого 484 Итого no III циклу 900

IV. СД. Специальные дисциплины, втом числе Научно-исследовательская работа студентов Федеральный компонент (до 30% объема цикла, все по предложениям УМО) Вузовский компонент, включая дисциплины по выбору студента 1 254 300 376 578 IV. СД. Специальные дисциплины (дисциплины специализаций) Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях» (кроме банков и других финансово-кредитных организаций): 1. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в 960 960 IV. СД. Специальные дисциплины Научно-исследовательские работы студентов Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях» (кроме банков и других финансово-кредитных организаций): 1. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных 1 254 300 954 Необходимо из перечня выбрать дисциплины, входящие: а) в федеральный компонент;

52

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: -шгот>ъЯ, те ъраъжъы

Продолжение табл. 2

отдельных отраслях производственной сферы.

2. Учет и анализ банкротств.

3. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности.

4. Учет на предприятиях малого бизнеса.

5. Управленческий анализ в отраслях.

6. Особенности учета в торговле.

7. Стратегический учет и др. Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банковских и других финансово-кредитных учреждениях»:

1. Бухгалтерский учет в коммерческих банках.

2. Бухгалтерский учет в страховых организациях.

3. Бухгалтерский учет на биржах, в инвестиционных институтах и во внебюджетных фондах.

4. Анализ деятельности коммерческого банка.

5. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности

6. Аудит банков.

7. Учет и анализ банкротов.

8. Анализ и аудит на биржах, в инвестиционных институтах и во внебюджетных фондах.

9. Анализ и аудит в страховых организациях и др. Специализация «Бухгалтерский учет, анализ м контроль в бюджетных н некоммерческих организациях»:

1. Бюджетный учет и отчетность.

2. Хозяйственная деятельность некоммерческих организации.

3. Учет, анализ и контроль внешнеэкономической деятельности.

4. Международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе.

5. Анализ хозяйственной деятельности в некоммерческих организациях.

6. Контроль и ревизия в бюджетных и некоммерческих организациях.

7. Отраслевые особенности учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности некоммерческих организаций.

8. Управление финансами в некоммерческих органнза-циях и др._

960

960

отраслях производственной сферы.

2. Учет и анализ банкротств.

3. Учет, анализ и аудит пешнеэко-номической деятельности.

4. Учет на предприятиях малого бизнеса.

5. Управленческий анализ в отраслях.

6. Особенности учета в торговле.

7. Стратегический учет и др. Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банковских и других фннаисово-кредитных учреждениях»:

1. Бухгалтерский учет в коммерческих банках.

2. Бухгалтерский учет в страховых организациях.

3. Бухгалтерский учет на биржах, в инвестиционных институтах и во внебюджетных фондах.

4. Анализ деятельности коммерческого банка.

5. Учег, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности

6. Аудит банков.

7. Учет и анализ банкротов.

8. Анализ и аудит на биржах, в инвестиционных институтах и во внебюджетных фондах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Анализ и аудит в страховых организациях и др. Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и контроль н бюджетных и некоммерческих организациях»:

1. Бюджетный учет и отчетность.

2. Хозяйственная деятельность некоммерческих организаций.

3. Учет, анализ и контроль внешнеэкономической деятельности.

4. Международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе.

5. Анализ хозяйственной деятельности в некоммерческих организациях,

6. Контроль и ревизия в бюджетных и некоммерческих организациях.

7. Отраслевые особенности учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности некоммерческих организаций.

8. Управление финансами в некоммерческих организациях и др. Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и контроль внешнеэкономической деятельности»

1. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности.

2. Анализ внешнеэкономической деятельное™.

3. Аудит внешнеэкономической деятельности.

954

954

б) в вузовский компонент

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго?ъЯ и -ЧРАХЖЪЪА

53

Окончание табл. 2

\ 2 3 4 5 6 7

Специализация 960 4. Международное право. б) в вузовский

«Бухгалтерский учет, ана- 5. Таможенное регулирование и компонент

лиз и контроль внешне- платежи.

экономической деятельно- 6. Профессиональный иностранный

сти» язык.

1. Бухгалтерский учет 7. Международные финансы и др.

внешнеэкономической дея- Специализация 954

тельности. «Бухгалтерский учет, контроль

2. Анализ внешнеэкономи- налогообложения и судебно-

ческой деятельности. бухгалтерская экспертиза»:

3. Аудит внешнеэкономиче- 1. Формирование и бухгалтерский

ской деятельности. учет налогооблагаемых показате-

4. Международное право. лей.

5. Таможенное регулирова- 2. Анализ и оптимизация налогооб-

ние и платежи. лагаемой базы.

6. Профессиональный ино- 3. налоговые системы зарубежных

странный язык. стран.

7. Международные финансы. 4. Бухгалтерский учет и контроль

8. и др. налогообложения нерезидентов.

Специализация 960 5. Организация и методика налого-

«Бухгалтерский учет, кон- вых проверок.

троль налогообложения и 6. Учет и контроль в государствен-

судебно-бухгалтерская ных налоговых органах.

экспертиза»: 7. Судебно-бухгалтерская экспер-

1. Формирование и бухгал- тиза.

терский учет налогообла- 8. Аудит налогообложения.

гаемых показателей. 9. Ситуационный практикум по

2. Анализ и оптимизация налогообложению

налогооблагаемой базы.

3. налоговые системы зару-

бежных стран.

4. Бухгалтерский учет и

контроль налогообложения

нерезидентов.

5. Организация и методика

налоговых проверок.

6. Учет и контроль в госу-

дарственных налоговых

органах.

7. Судебно-бухгалтерская

экспертиза.

8. Аудит налогообложения.

9. Ситуационный практикум

по налогообложению.

Итого по IV циклу 1 254 Итого 960 Итого по IV циклу 1 254

1. Дисциплины, устанавли- 200

ваемые вузом.

2. Дисциплины и курсы по 200

выбору студентов.

3. Факультативы 100

Всего часов теорети- 2 754 Итого 1 944 Всего часов теоретического обуче- 2 754

ческого обучения ния

Срок освоения основной образовательной программы - 104 недели

1. Теоретическое обу- 51 1. Теоретическое обучение 36 1. Теоретическое обучение (вклю- 51

чение (включая НИРС). (включая НИРС). чая НИРС).

2. Сессии. 6 2. Сессии. 6 2. Сессии. 6

3. Практика: 8 3. Практика 16 3. Практика 8

3.1. Производственная 4 3.1. Производственная 12 3.1. Производственная 4

3.2. Преддипломная 4 3.2. Преддипломная 4 3.2. Преддипломная 4

4. Подготовка выпу- 14 4. Подготовка выпускной 17 4. Подготовка выпускной квалифи- 14

скной квалификаци- квалификационной работы. кационной работы.

онной работы. 5. Итоговая государственная 2 5. Итоговая государственная атте- 2

5. Итоговая государ- 2 аттестация. стация.

ственная аттестация. 6. Каникулы (включая 8 11 6. Каникулы (включая 8 недель 17

6. Каникулы (включая 17 недель последипломного последипломного отпуска)

8 недель последип- отпуска)

ломного отпуска)

54

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеоРЪЯ ъ -НРЛтстъЫ

'Проблесни

17 (32) - 2004

та. Заметим, что в предложенном Министерством варианте 8 недель практики включены в количество часов, выделенных на IV цикл. 6. Сократить часы, выделяемые на факультативы,

курсы по выбору и др. (500 часов, или 8 недель).

Если подвести итоги и сравнить два варианта проекта государственного образовательного стандарта для магистров по специальности 060500, то I вариант имеет то преимущество, что он больше «созвучен» с мировой практикой, поскольку гораздо больше внимания уделяет такому важному его компоненту, который на Западе именуют «переносимые модули», выстраивающие «мост» между теорией и практикой.

Во II варианте стандарта явно и неоправданно сокращено время на практику.

Вот с этим нам, по-видимому, придется активно бороться (см. табл. 2).

Учебно-методический Совет по специальности 060500 занимался в отчетном периоде (т.е. в течение 6 месяцев после нашей предыдущей встречи) не только вышеуказанными, но и другими важными делами. В частности, мы провели II Всероссийский конкурс дипломных работ. Ранее мы определили 15 региональных центров и базовые (т.е. ответственные) вузы за проведение 2-го его тура. Основная масса этих центров сработала эффективно. На 3-й тур к нам в УМО поступили 42 дипломные работы из 14 центров. В апреле — начале мая мы рассмотрели данные дипломные работы, а 27-28 мая провели заседание конкурсной комиссии. В состав конкурсной комиссии были введены по представителю от каждого регионального центра. На заседания прибыли представители из 10 центров. Всем им была предоставлена возможность в течение нескольких дней до заседания жюри ознакомиться с каждой дипломной работой и произвести ее оценку.

Жюри конкурса на своем заседании приняло следующее решение: призерами признаны 10 человек, представлявшие 10 региональных центров. Победители награждены ценными подарками. Места распределились следующим образом:

1-е место:

Т.А. Суслова. Московская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева, «Организация управленческого учета в молочном хозяйстве»;

И. Г. Иванцов. Финансовая академия при Правительстве РФ, «Учет, оценка и анализ совокупного капитала компании (на базе годовых отчетов ОАО «Лукойл» за 1999 - 2001 гг.)».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2-е место:

О.П. Горячева. Красноярский государственный торгово-экономический институт, «Формирование институтов внутреннего аудита в системе реализации задач эффективного менеджмента (на примере компаний Красноярского края)»;

С.А. Сергеева. Орловский государственный аграрный университет, «Амортизационная политика, учет основных средств и анализ их использования (на примере СПК «Золотой колос»)»;

B.Б. Егорова. Уфимский государственный нефтяной технический университет, «Унифицированный бухгалтерский баланс и его анализ (на примере ООО Башкиргаз»);

3-е место:

A.M. Дугина. Тюменский государственный университет, «Анализ выпуска и реализации продукции»;

М.Ю. Писманик. Пермский государственный университет, «Упрощенная система учета и налогообложения на предприятиях малого бизнеса (на примере ООО «Юртекс»)»;

Е.В. Жирноклеева. Институт управления и экономики (г. Санкт-Петербург), «Учет, анализ и система калькулирования себестоимости (на примере ЖКХ)»;

C.И. Кожевникова. Оренбургский государственный университет, «Учет и анализ постоянных и переменных затрат»;

И.А. Паникарновских. Хабаровская государственная академия экономики и права, «Международные стандарты финансовой отчетности и возможности их использования в российской практике (на примере ПРП магистральных электрических сетей Востока)».

Каждый победитель, занявший 1-е место, награжден DVD, 2-е место — магнитофоном «Панасоник» и 3-е — фотоаппаратом «Олимпик».

Остальные участники конкурса отмечены почетными грамотами.

Подведя итоги II Всероссийского конкурса дипломных работ, мы объявили начало III конкурса, который пройдет также в 3 тура. На заключительном нашем заседании мы рассмотрели, помимо всего прочего, ряд организационных вопросов, связанных с его проведением. В частности, определились с региональными центрами и базовыми вузами. Надо отметить, что проведение Всероссийского конкурса дипломных работ — довольно хлопотное и трудоемкое занятие. Но, тем не менее, мы намерены и впредь им заниматься. Конкурс должен стать традиционным.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£от>ъЯ -и -нр^хшъха

55

В последние 6 месяцев УМС по специальности 060500 выполнил также следующие мероприятия:

1) переработал тесты, используемые Министерством при аттестации вузов по профилирующим дисциплинам (Теории бухгалтерского учета; Финансовому учету; Управленческому учету; Международным стандартам учета и финансовой отчетности; Бухгалтерскому учету (для неучетных специальностей) и др.). Причем корректировке были подвергнуты от 55 до 70% тестов;

2) перевел с английского на русский язык ряд материалов Комитета по МСФО, а также МФБ. В частности, упоминавшиеся выше 6 работ (образовательные стандарты МФБ). В стадии перевода находятся, кроме того, материалы, связанные со стандартом «Учет расчетов долевыми инструментами» и др.;

3) подготовил для Минфина России заключение по проекту последнего варианта «Концепции развития бухгалтерского учета в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (2004 -2010 гг.);

4) наладил деловое сотрудничество с созданным в 2003 г. НСФО (Национальным советом по стандартам финансовой отчетности);

5) подготовил с иностранными коллегами (голландцами) новые материалы для учебного модуля по МСФО и МСА;

6) продолжали создавать электронные учебные комплексы по ряду профилирующих дисциплин. В частности, в сентябре завершаем комплекс по «Управленческому учету» (завершили по аудиту).

Кроме всего прочего, естественно, был выполнен большой объем работ, связанный с текущей деятельностью УМО и УМС по специальности 060500 (рецензирование рукописи учебников), учебных пособий, подготовка заключений по материалам вузов, представленных на лицензирование или аттестацию специальности, и т.п.). Вместе с тем не оставались в стороне и научные исследования по проблемам бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и Кредит»

Мы гарантируем для Вас: s Оперативное размещение s Гнбкую систему скидок s Индивидуальный подход s Особые условия для рекламных агентств.

Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: s Самые низкие цены

Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ s Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки s Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: 8(095)237-86-57

8(095) 237-86-59 http: www.financepress.ru

8(095)959-69-79 E-mail: [email protected]

56

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРКЯ -u -ПР/кти-М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.