9 (201) - 2007
подготовка кадров
ПОДГОТОВКА В ВУЗАХ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ*
В. Г. ГЕТЬМАН, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет» Финансовой академии при Правительстве РФ, председатель Учебно-методического совета вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
С момента проведения предыдущего заседания Учебно-методического совета по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (г. Анапа, 25.09.2006) прошло всего полгода. Однако за этот короткий промежуток времени произошли важные события, которые нельзя оставить без внимания.
Так, в ноябре 2006 г. в г. Стамбуле состоялись X Всемирный конгресс по бухгалтерскому образованию и XVII Всемирный конгресс бухгалтеров, на которых обсуждались современные проблемы и подходы к подготовке кадров бухгалтеров и аудиторов в условиях ускорившихся в последнее время в мире процессов глобализации экономики.
В IV квартале 2006 г. Минобрнауки России провел ряд совещаний и заседаний, посвященных вопросам реформирования высшего образования в стране в рамках Болонского процесса. Учебно-методическому совету вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» удалось в ходе жарких споров и дискуссий отстоять ряд принципиальных позиций, касающихся подготовки экономистов. Прежде всего, Минобрнауки России согласилось с тем, что их обучение должно осуществляться не по одному направлению «Экономика», а по нескольким. В последнем варианте таких направлений оказалось три, в состав каждого
* Статья подготовлена по материалам доклада председателя Учебно-методического совета вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» профессора В. Г. Гетьмана на международной научно-методической конференции «Формирование инновационной системы финансово-экономического образования» (г. Москва, 21 — 23 марта 2007 г.).
из них вошли ряд нынешних специальностей, в частности по направлению:
• «Экономика»:
1. Экономическая теория (080101).
2. Мировая экономика (080102).
3. Национальная экономика (080103).
4. Математические методы в экономике (080116).
• «Менеджмент»:
1. Экономика и управление на предприятии (по отраслям) (080502).
2. Антикризисное управление (080503).
3. Государственное и муниципальное управление (080504).
4. Управление персоналом (080505).
5. Логистика (080506).
6. Менеджмент организации (080507).
7. Информационный менеджмент (080508).
• «Прикладная экономика»:
1. Экономика труда (080104).
2. Финансы и кредит (080105).
3. Налоги и налогообложение (080107).
4. Бухгалтерский учет, анализ и аудит (080109).
5. Маркетинг (080111).
6. Таможенное дело (080115).
7. Коммерция (торговое дело) (080301).
8. Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения) (080401).
9. Статистика (080601).
В последнее направление «Прикладная экономика» вошла специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (от термина «специальность» впредь предполагается вообще отказаться и заменить его
на термин «программа обучения»). Следует заметить, что по данному направлению кроме девяти указанных ранее программ обучения будут и новые. Так, уже имеется договоренность с Минобрнауки России о дополнительной программе «Международный бизнес». Она войдет в состав программ обучения, которые курирует Учебно-методический совет вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», вместо выбывшей специальности «Мировая экономика», оказавшейся теперь в составе направления «Экономика».
Вопрос о перечне всех направлений подготовки студентов в вузах России рассматривался на многих форумах. В частности, он обсуждался на заседаниях специально созданной министерством рабочей группы с февраля по июль 2006 г., на заседаниях Координационного совета в области техники и технологии (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 21.04.2006; МВТУ им. Н. Э. Баумана, 17.05.2006), на съезде ректоров России (май 2006 г.), на научно-методической конференции по проблемам качества образования (г. Уфа, май — июнь 2006 г.), на заседании УМО вузов и ряде других совещаний. Состав проекта перечня направлений подготовки кадров постоянно изменялся. В последнем 17-м его варианте, куда вошли и три указанные ранее направления экономического профиля, общее количество направлений высшего профессионального образования РФ было уменьшено со 194 (имеющихся сейчас) до 139. В направление «Прикладная экономика» вошли 5 прежних: «Коммерция», «Товароведение», «Статистика», «Таможенное дело», «Экономика» (частично). Такое объединение породило ряд сложностей, связанных, прежде всего, с созданием единого государственного образовательного стандарта по данному направлению.
Минобрнауки России решило внести принципиальные изменения в сами подходы к разработке стандартов. В отличие от первого и второго (ныне действующего) поколений государственных стандартов высшего профессионального образования оно сочло не нужным создавать их по каждой в отдельности специальности (образовательной программе), а ограничиться одним стандартом по направлению, в том числе и по «Прикладной экономике», причем для уровней «бакалавр» и отдельно «магистр».
Нормативный срок обучения установлен 4 года для бакалавров и еще плюс 2 года — для магистров. Что же касается подготовки в вузах специалистов-экономистов с 5-летним сроком обучения, то министерство не оставило им места «под солнцем». Решение, следует заметить, весьма спорное, если учесть, что в мировой практике, в том
числе в странах с развитой рыночной экономикой (Италия, Франция и даже США, и др.), можно без особого труда найти вузы, в которых специалистов в области бухгалтерского учета и аудита обучают в течение 5 лет.
По мнению автора, Учебно-методическому совету вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» следовало бы поддержать Н. Н. Булаева (председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания РФ), который неоднократно в своих выступлениях заявлял о том, что необходимо предоставить право вузам самостоятельно решать вопрос: подготавливать ли им бакалавров или специалистов. Это, следует заметить, весьма рациональный подход, который положительно оценивается вузовской общественностью. Однако властные структуры пытаются узаконить норму, согласно которой Правительство РФ должно решать, по каким направлениям следует подготавливать бакалавров или специалистов, о чем приходится лишь сожалеть.
Минобрнауки России в рассматриваемой сфере установило новые требования и нормы, которые должны соблюдать разработчики 3-го поколения федеральных государственных образовательных стандартов. Основными среди них применительно к уровню подготовки бакалавра являются следующие:
1. Трудоемкость освоения образовательной программы должна впредь измеряться не в академических часах, как было раньше, а в зачетных единицах. Общее их число равно 240, из них 30 выделяется на семестр и 60 — на учебный год. Сама зачетная единица должна быть эквивалентна 25 — 27 астрономическим часам учебной работы студента (в пересчете на академические — 33 — 36 часам). В состав зачетной единицы входят аудиторная и самостоятельная работа студентов и все виды аттестаций.
2. Установлена новая структура стандарта, в котором предусмотрено 4 учебных цикла (Б. 1 — гуманитарный, социальный и экономический; Б. 2 — математический и естественно-научный; Б. 3 — профессиональный; Б. 4 — практика и/или научно-исследовательская работа) и 2 раздела (Б. 5 — физическая культура; Б. 6 — итоговая государственная аттестация).
По сравнению с действующим стандартом специалиста в нем первые два цикла изменили несколько свое название, а вместо прежних двух учебных циклов («Общепрофессиональные дисциплины» и «Специальные дисциплины») появился один цикл Б. 3. В то же время изменился и
состав разделов стандарта, который в прежнем его поколении выглядел так:
- факультативы или военная подготовка;
- практика;
- итоговая государственная аттестация.
В 3-м поколении стандарта практика поменяла свой статус. Она вместо прежнего раздела стала в нем совместно с научно-исследовательской работой студентов отдельным учебным циклом Б. 4. Такая метаморфоза вполне объяснима, поскольку одним из важных требований, закладываемых в 3-е поколение стандартов, является создание дополнительных в нем условий для повышения практической подготовки выпускников вузов. На достижение этой цели и направлена рассматриваемая норма, которая, конечно, является не единственной в этом ряду.
Физическую культуру выделили в отдельный раздел Б. 5, изъяв ее из первого учебного цикла, и установили в директивном порядке 2 зачетные единицы на ее долю. Но это вовсе не означает, что вузы вместо нынешних обязательных 408 учебных часов на нее должны будут выделять в 6 раз меньше учебного времени. Оно должно остаться прежним.
В новом стандарте нет отдельного раздела «Факультативы», однако дисциплины с таким статусом по усмотрению вуза могут входить в число дисциплин, составляющих в стандарте вариативную их часть.
3. Изменен подход к определению содержания обучения студентов. Прежние стандарты строились по принципу, который можно характеризовать как процесс накопления знаний. В них предписывались те общие и технические знания, которые требуются выпускнику вуза для приобретения необходимых профессиональных навыков. В стандарте 3-го поколения заложен другой подход, основным компонентом которого является компетенция, т. е. способность выпускника вуза выполнять функции, присущие выбранной им профессии в соответствии с установленными профессиональными требованиями. Компетенция, базирующаяся на функциональных обязанностях специалистов, упорядочивает содержание действительно необходимого конкретного образования выпускнику вуза, оставляет в перечне изучаемых им учебных дисциплин только те, что требуются для достижения указанной цели.
4. Пересмотрена структура самих учебных циклов. В действующем стандарте учебный цикл состоит из трех групп дисциплин, входящих в федеральный и региональный (вузовский) компонент, а также в компонент курсов по выбору студента, устанавливаемый вузом (факультетом).
В стандарте 3-го поколения в каждом учебном цикле вместо них предусмотрены базовая и вариативная части.
В базовую часть входят дисциплины, обязательные к изучению всеми студентами, обучающимися в вузах по направлению «Прикладная экономика», а в вариативную часть — предметы, предназначенные для студентов, выбравших ту или иную конкретную учебную программу.
5. Изъята норма, регламентирующая в действующем стандарте выделение обязательного минимального количества часов по отдельным дисциплинам, в частности по иностранному языку, математике, информатике. Исключение составляет, как отмечалось ранее, физическая культура, по которой рассматриваемая норма сохранена.
6. Устранены также лимиты учебных часов по отдельным компонентам учебных циклов. В 3-м поколении стандартов нет норм, предписывающих, сколько должно быть выделено зачетных единиц (учебных часов) на каждый учебный цикл (раздел), а внутри них — на базовую и отдельно — на вариативную части. В нем имеется лишь ограничение, согласно которому суммарная трудоемкость дисциплин, включенных в базовую часть учебных циклов Б. 1; Б. 2 и Б. 3, должна составлять не более 50 % от общей трудоемкости основной образовательной программы. Кроме того, трудоемкость одной учебной дисциплины не может превышать 10 зачетных единиц.
7. Изменены отдельные положения, связанные с итоговой государственной аттестацией. Установлено, что она должна включать защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы и государственный экзамен. В федеральном государственном образовательном стандарте 3-го поколения в отличие от действующего не предусматриваются требования ни к выпускной работе, ни к государственному экзамену, что, по меньшей мере, небесспорно.
8. Заложена норма в стандарте 3-го поколения, согласно которой всю вариативную его часть должен устанавливать вуз. Однако такое правило нуждается в серьезной корректировке.
Ряд положений, перечисленных в главных требованиях к структуре основных образовательных программ подготовки бакалавра, вызывает неоднозначную оценку специалистов. Тем не менее разработчики нового стандарта по направлению «Прикладная экономика», а также той его части, которая связана с учебной программой подготовки экономистов по бухгалтерскому учету и аудиту, попытались максимально учесть данные требования. Чтобы более четко обозначить ориентиры в этой сложной работе по созданию современных
образовательных стандартов по подготовке бухгалтеров и аудиторов (для уровней: бакалавр и отдельно — магистр), потребовалось выработать концептуальные ее основы. Группа профессионалов из отечественных ведущих вузов, изучив российский и зарубежный опыт подготовки данных специалистов, пришла к выводу, что создаваемые в рамках стандарта по направлению «Прикладная экономика» учебные программы для бакалавров и магистров по бухгалтерскому учету и аудиту должны отвечать следующим положениям.
1. Максимально отвечать требованиям, предъявляемым Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) к профессиональному их мастерству. В ноябре 2001 г. Россия была принята в ряды IFAC, поэтому она должна следовать тем правилам и нормам, которые разрабатывает ее специальный Комитет по образованию, а также содержатся в новых международных образовательных стандартах (IES), в состав которых входят:
1. Структура международных положений по образованию;
2. Введение к международным стандартам образования;
3. IES 1 «Базовые требования к программе профессионального бухгалтерского образования»;
4. IES 2 «Содержание программ профессионального бухгалтерского образования»;
5. IES 3 «Профессиональные навыки»;
6. IES 4 «Профессиональные ценности, этика и отношения»;
7. IES 5 «Требования к практическому опыту»;
8. IES 6 «Оценка профессиональных способностей и компетентности»;
9. IES 7 «Продолжение профессионального развития: Программа непрерывного обучения и повышения квалификации»;
10. IES 8 «Образовательные требования для профессиональных аудиторов». Международные образовательные стандарты
IES 1 — IES 6 вступили в действие с 01.01.2005, IES 7 - с 2006, а IES 8 - вступает в силу с 01.07.2007.
2. Учитывать рекомендации Совета по торговле и развитию, ЮНКТАД, Комиссии по инвестициям, технологии и смежным финансовым вопросам, Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности (ООН) по вопросам, относящимся к подготовке бухгалтеров. Не ущемлять права вузов, которые они получили ранее в вопросах подготовки кадров. Среди них и требование не уменьшать удельного веса учебного времени, приходящегося на дисциплины, входящие в вариативную их часть.
3. Сохранить все положительное, что было накоплено в отечественной практике обучения студентов по данной специальности. Действующий образовательный стандарт, разработанный в 1999 г. с участием зарубежных специалистов, был утвержден в 2000 г. и признан наиболее подготовленным. По оценке западных экспертов, сделанной в 2000 г., он соответствует международным образовательным программам по подготовке бухгалтеров и аудиторов. Поэтому его достоинства не должны быть утеряны при разработке 3-го поколения стандарта.
4. Приблизить, по возможности, к международной Типовой программе учебной подготовки бухгалтеров (ТПУПБ) содержание отечественных учебных программ по отдельным дисциплинам. Однако не ставится задача полностью их унифицировать, поскольку целесообразно сохранить накопившиеся национальные традиции и опыт в этом деле. Важно, чтобы студент получил в полном объеме знания, предусмотренные в ТПУПБ, а что касается правомерности их преподавания в той или иной учебной дисциплине, то это не первоочередной вопрос, хотя, конечно, и не второстепенный.
Тем не менее такой подход вовсе не означает, что не стоит вообще вносить принципиальные изменения в структуру и содержание программ тех учебных курсов, где они явно назрели. Необходимо в разрабатываемую образовательную учебную программу включить новые знания, вызванные потребностями практики последнего времени, которыми должен овладеть студент в период обучения в вузе, и исключить из нее те материалы, что потеряли свою актуальность. Параллельно следует провести дальнейшую профилизацию содержания всех учебных дисциплин, изучаемых студентами вузов по данной специальности, на реальные потребности бухгалтерской профессии.
5. Усилить практическую подготовку в период обучения в вузах студентов, специализирующихся в области бухгалтерского учета и аудита. В решении данной проблемы особое место принадлежит различным видам практик. Роль практики в качественной подготовке специалистов трудно переоценить. Психологи подсчитали, что если не подкреплять теоретические знания практикой, то потери полученных знаний у студентов могут достичь через год 50 %, а через два - 80 %.
7. Содержать нормы, побуждающие вузы к широкому применению современных образовательных технологий, а также прогрессивных форм текущего и итогового контроля знаний студентов.
8. Установить оптимальное соотношение между набором дисциплин, которые студенты, специализирующиеся в области бухгалтерского учета и
аудита, должны изучать на уровне бакалавриата и отдельно — магистратуры. Основное требование здесь сводится к тому, чтобы выпускник вуза, в частности бакалавр, обучавшийся по сокращенной по сравнению со специалистом образовательной учебной программе, был востребован на рынке труда.
Достичь этого, а также реализовать и другие ранее указанные подходы к созданию 3-го поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, конечно, очень сложно.
Укрупнение направлений подготовки кадров в вузах и сбор под «одной крышей» довольно разнопрофильных специальностей (в том числе по направлению «Прикладная экономика») потребовали приложить немало усилий, чтобы создать проекты 3-го поколения стандартов. Прежде всего, решить
проблему с установлением перечня дисциплин, входящих в базовую их часть, которая является общей для всех специальностей (образовательных учебных программ), включенных в направление «Прикладная экономика».
В результате проведенных исследований было установлено, что на долю дисциплин базовой части в стандарте для уровня бакалавра должно приходиться 35 — 40 % от общей трудоемкости, т. е. от 240 зачетных единиц. Следует заметить, что в действующих государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по экономическим специальностям с 5-летним сроком обучения специалистов на долю дисциплин федерального компонента по сопоставимому их кругу приходится 36,17 %. Предлагаемый потолок трудоемкости дисциплин базовой части (35 — 40 %):
Образовательная учебная программа «Бухгалтерский учет и аудит» (Б. 1 — Б. 2) (направление «Прикладная экономика», уровень подготовки «Бакалавр»)
Таблица 1
Код Наименование циклов и дисциплин Трудоемкость (зачетные единицы) В % к итогу
Б. 1 Гуманитарный и социально-экономический цикл1, всего 35 14,40
В том числе:
I. Базовая часть, всего 26 10,75
1. Иностранный язык 11 4,70
2. Экономическая теория 10 4,15
3. Правовое регулирование хозяйственной деятельности 5 1,90
II. Вариативная часть, всего 9 3,65
1. Философия2 3 1,13
2. История и теория мировой культуры. 3.Отечественная история.
4. Политология.
5. Социология.
6. Психология личности.
7. Этика и психология профессиональной деятельности.
8. Корпоративное управление. 9. Гражданское право
Б. 2 Математический и естественно-научный цикл, всего 40 16,58
В том числе:
I. Базовая часть, всего 28 11,47
1. Количественные методы (математика) 17 6,91
2. Статистика хозяйственной деятельности 6 2,49
3. Информационные технологии 5 2,07
II. Вариативная часть, всего 12 5,17
1. Бухгалтерские информационные системы3 3 1,38
2. Экология
3. Контроль и защита информации в компьютеризированных ком-
мерческих системах.
4. Информатика.
5. Природопользование
1 Изменено название цикла по сравнению с макетом федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования («Гуманитарный, социальный и экономический цикл).
2 Дисциплина рекомендована УМО для всех образовательных учебных программ.
3 Дисциплина рекомендована УМО для образовательной учебной программы «Бухгалтерский учет и аудит».
— во-первых, находится в рамках нормы, установленной Минобрнауки России, которая не должна превышать 50 % от общей трудоемкости основной образовательной программы;
— во-вторых, учитывает положительный опыт, накопившийся в отечественной практике в этом деле;
— в-третьих, позволяет достичь поставленных целей в обучении студентов, выбравших ту или иную специальность, вошедшую в направление «Прикладная экономика», в условиях, когда их процесс подготовки базируется на функциях профессиональной компетентности, которыми они должны обладать к моменту окончания вуза.
Учитывая данные обстоятельства и другие ранее изложенные факторы, в том числе и концептуальные подходы к созданию 3-го поколения образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, относящейся к подготовке бухгалтеров и аудиторов, первые два учебных цикла для уровня бакалавра, как считают разработчики стандарта, должны были бы выглядеть следующим образом (табл. 1).
Что касается вариативной части циклов Б1 и Б2, то необходимо иметь в виду следующее:
1. Приведенный в них перечень учебных дисциплин носит рекомендательный характер. Так, вузы имеют право его дополнять, изменять и даже заменять на новый. Исключения составляют в этих перечнях дисциплины, рекомендуемые УМО для образовательной учебной программы «Бухгалтерский учет и аудит». Они вошли в перечень дисциплин, установленный международными организациями, в частности Международной федерацией бухгалтеров, Межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности и другими упоминавшимися ранее структурами ООН. Эти дисциплины обязан освоить каждый профессиональный бухгалтер. Поэтому их изучение в вузах должно быть обязательным для студентов, избравших образовательную учебную программу «Бухгалтерский учет и аудит».
2. Количество зачетных единиц (21), выделенных на дисциплины вариативной части циклов Б. 1 и Б. 2, является оптимальным для сложившихся условий. Как показывают исследования, увеличение их числа могло бы привести к негативным последствиям. В частности, к созданию неоправданных дополнительных сложностей с освоением студентами знаний, содержащихся в профессиональных дисциплинах, что, конечно, весьма нежелательно.
В мировой практике сейчас наблюдается ярко выраженная тенденция к международной стан-
дартизации бухгалтерского образования. Разработана, как отмечалось ранее, даже международная Типовая программа учебной подготовки бухгалтеров. В ней не только перечислены все базовые специальные дисциплины, которые должен в обязательном порядке освоить студент, стремящийся стать профессиональным бухгалтером, но и дано развернутое содержание каждой из них. Поэтому Россия, реформируя свою систему высшего образования, исходя из побуждения, чтобы качество профессиональной подготовки выпускников было на мировом уровне, не должна упускать отдельных рычагов контроля со стороны ее органов за данными процессами. В этой связи вполне резонно было бы в вариативной части профессиональных дисциплин выделить группу обязательных к изучению студентами профессиональных специальных дисциплин.
Такой подход, во-первых, вполне согласуется с международной практикой подготовки в вузах бухгалтеров и аудиторов, во-вторых, он для России является еще более важным, чем для многих других зарубежных стран. Дело в том, что в последнее десятилетие в России было открыто много частных вузов, занятых подготовкой бухгалтеров. В большинстве государственных вузов также начали подготовку этих кадров. В результате сложилась ситуация, когда в данной сфере управленческие функции в вузах выполняют нередко лица, не обладающие системными познаниями в бухгалтерском учете и аудите. Поэтому предлагаемая мера вполне уместна и своевременна.
Учитывая эти обстоятельства, а также результаты исследований отечественного и зарубежного опыта и итоги проведенных дискуссий, группа разработчиков проекта нового стандарта пришла к выводу, что его третий цикл (Б. 3) и остальные разделы должны иметь следующий вид и содержание (табл. 2).
Перечень учебных дисциплин, включенных в вариативную часть (по выбору вуза) цикла Б. 3, также носит рекомендательный характер, поэтому вуз имеет право его дополнять, изменять и даже заменять на новый. Это в полной мере относится и к перечню факультативных дисциплин.
Однако следует отметить, что не все из задуманного удалось реализовать. После того как группа разработчиков, которая включала 20 докторов экономических наук из ведущих вузов России, подготовила проект стандарта и сдала его в Ми-нобрнауки России, начался процесс согласования перечня учебных дисциплин, вошедших в базовую часть стандарта «Прикладная экономика», с другими специальностями и решения множества иных
Таблица 2
Образовательная учебная программа «Бухгалтерский учет и аудит» (Б. 3 — Б. 7) (направление «Прикладная экономика», уровень подготовки «Бакалавр»)
Код Наименование циклов и дисциплин Трудоемкость (зачетные единицы) В % к итогу
Б. 3 Профессиональный цикл, всего 121 50,24
В том числе:
Базовая (общепрофессиональная) часть 30 12,50
1. Экономика организаций 5 1,88
2. Менеджмент 3 1,38
3. Маркетинг 3 1,12
4. Мировая экономика и международная коммерческая деятельность 6 2,35
5. Финансовый менеджмент 3 1,41
6. Финансы 3 1,41
7. Страхование 5 1,99
8. Финансовые рынки 2 0,96
II. Вариативная часть 91 37,74
В том числе:
Обязательная для бухгалтеров и аудиторов 70 28,74
1. Налоги и налогообложение 3 1,41
2. Денежно-кредитные методы регулирования экономики 6 2,35
3. Принципы и основы бухгалтерского учета 3 1,41
4. Теория экономического анализа 3 1,41
5. Деловое общение 1 0,49
6. Бухгалтерский финансовый учет 17 7,05
7. Бухгалтерский управленческий учет 5 2,10
8. Бухгалтерская финансовая отчетность 2 0,75
9. Комплексный анализ хозяйственной деятельности 9 3,54
10. Аудит 11 4,36
11. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету 6 2,24
12. Бухгалтерское дело 4 1,63
Вариативная часть по выбору вуза 21 9,00
1. Дисциплины специализации, устанавливаемые советом вуза 13 5,53
2. Налоговый учет и отчетность.
3. Концепции и анализ денежных потоков.
4. Трансформация бухгалтерской отчетности российских предприятий в
соответствии с МСФО.
5. Бухгалтерская мысль и балансоведение.
6. Функционально-стоимостной анализ.
7. Основы научных исследований.
8. Маркетинговый анализ.
9. Управление персоналом.
10. Основы технологии производственных процессов.
11. Логистика.
12. Региональная экономика.
13. Экономика природопользования.
14. Ренжиринг организации.
15. Ценообразование
Б. 4 Практика и/или научно-исследовательская работа студентов 17 7,16
Б. 5 Физическая культура 2 0,83
Б. 6 Итоговая государственная аттестация 11 4,58
Б. 7 Факультативные дисциплины, всего В том числе: 14 6,21
— военная подготовка (при наличии ее в вузе) 14 6,21
— учебные дисциплины (занятия) при отсутствии военной подготовки в 14 6,21
вузе:
1. Контролинг.
2. Внутрифирменные стандарты аудита.
3. Финансовый анализ.
4. Инвестиционный анализ.
5. Системный анализ бизнеса.
6. История бухгалтерского учета.
Окончание табл. 2
Код Наименование циклов и дисциплин Трудоемкость (зачетные единицы) В % к итогу
7. Производственная практика. 8.Иностранные языки (профессиональные).
9. Введение в проектный анализ.
10. История искусств. 11. Регионалистика
Итого... 240 100,0
В том числе:
— базовая часть 84 35
— вариативная часть (обязательная по профессиональной специальности) — вариативная часть (по выбору вуза) 70 42 28,44 24,12
— практика — физическая культура 17 2 7,16 0,83
— итоговая государственная аттестация 11 4,58
— факультативные дисциплины 14 6,21
задач. В результате жарких споров и дискуссий, проходивших в Учебно-методическом объединении (УМО) с представителями специальностей, входящих в него, а также ряда кафедр удалось сблизить позиции по составу дисциплин базовой части стандарта. Тем не менее следует заметить, что по отдельным из них разработчики имеют другую точку зрения.
Сложности с созданием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) этим (т. е. набором базовых дисциплин) не ограничиваются. В соответствии с новой идеологией Минобрнауки России к ФГОС по направлению «Прикладная экономика» должны быть разработаны примерные основные образовательные программы (ПООП) высшего профессионального образования по каждому профилю (т. е. специальности), вошедшему в данное направление для каждого уровня подготовки (т. е. для бакалавров, магистров). В нашем случае их надо разработать по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Причем все документы, составляющие ПООП, носят рекомендательный характер.
Разработку ПООП в соответствии с положениями Минобрнауки России осуществляет УМО при участии работодателей с учетом рекомендаций координационных советов по циклам дисциплин.
В рамках ПООП разработке подлежат:
1) компетентностно-квалификационные характеристики выпускников:
а) область профессиональной деятельности;
б) объекты профессиональной деятельности;
в) виды и задачи профессиональной деятельности;
г) компетенции выпускников;
2) документы, определяющие содержание и организацию учебного процесса:
а) примерный учебный план;
б) примерные программы учебных дисциплин;
в) примерный календарный учебный график;
3) ресурсное обеспечение реализации основной образовательной программы:
а) кадровое обеспечение;
б) материально-техническое обеспечение;
в) учебно-методическое и информационное обеспечение;
4) документы, описывающие систему итоговой аттестации.
Все эти документы, входящие в состав ПООП, должны были быть готовыми уже сейчас, поскольку срок перехода на двухуровневую систему обучения в вузах России установлен с 01.09.2007. К данному моменту вузы, используя материалы ПООП в качестве рекомендуемой системы учебно-методических документов, должны подготовить свои ООП (основные образовательные программы).
Выполнить весь этот объем работ в отведенное время, причем на качественно высоком уровне, более чем проблематично.
Рассмотрим 5-й уже по счету проект 3-го поколения стандарта ПООП по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для уровня подготовки: бакалавр (табл. 3).
К данному проекту необходимо дать следующие комментарии.
1.В базовой части более оправданно в цикле Б. 2 вместо дисциплины «Информатика» включить дисциплину «Информационные технологии», так как информатику изучают учащиеся в школах. Более того, ее сдают на вступительных экзаменах в вузах на отдельные специальности. В крайнем случае информатика может присутствовать среди вариативных дисциплин.
Следует заметить, что на Западе студенты вузов изучают дисциплину «Информационные техноло-
Таблица 3
Образовательная учебная программа «Бухгалтерский учет и аудит» (5-й вариант, направление «Прикладная экономика», уровень подготовки «Бакалавр»)
По предложению УМО
Код Наименование циклов и дисциплин Количество Удельный
зачетных единиц вес, %
Б. 1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл, всего 35 14,58
В том числе:
Базовая часть 29 12,08
1. Иностранный язык 10 4,17
2. Экономическая теория 10 4,17
3. Правовое регулирование хозяйственной деятельности 6 2,50
4. Философия 3 1,24
Вариативная часть 6 2,50
1. История и теория мировой культуры.
2. Отечественная история.
3. Политология.
4. Социология.
5. Психология личности.
6. Этика и психология профессиональной деятельности.
7. Корпоративное управление. *
8. Гражданское право
Б. 2 Математический и естественно-научный цикл, всего 30 12,50
В том числе:
Базовая часть 18 7,50
1. Математика (Количественные методы) 10 4,17
2. Эконометрика 3 1,25
3. Информатика 5 2,08
Вариативная часть 12 5,00
1. Бухгалтерские информационные системы. * 3 1,25
2. Экология.
3. Контроль и защита информации в компьютеризованных коммерчес-
ких системах. *
4. Информационные технологии. *
5. Природопользование
Б. 3 Профессиональный цикл, всего 150 62,50
В том числе:
Базовая общепрофессиональная часть 50 20,83
1. Теория статистики. 100 41,67
2. Менеджмент и маркетинг. 52 21,67
3. Деньги, кредит, банки. 15 20,00
4. Основы финансов. 6
5. Корпоративные финансы. 2
6. Введение в финансовые рынки. 7
7. Основы экономики фирмы (организации). 11
8. Мировая экономика и международные экономические отношения. 6
9. Бухгалтерский учет и анализ. 4
10. Оценка и управление стоимостью бизнеса 1
Вариативная часть 48
В том числе: 18
Обязательная для бухгалтеров и аудиторов
1. Бухгалтерский финансовый учет*
2. Бухгалтерский управленческий учет*
3. Бухгалтерская финансовая отчетность*
4. Комплексный анализ хозяйственной деятельности
5. Аудит*
6. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету
7. Бухгалтерское дело*
8. Деловое общение
Вариативная часть по выбору вуза, всего
1. Дисциплины специализации, устанавливаемые Советом вуза.
2. Налоговый учет и отчетность.
Окончание табл. 3
По предложению УМО
Код Наименование циклов и дисциплин Количество зачетных единиц Удельный вес, %
3. Концепции и анализ денежных потоков.
4. Трансформация бухгалтерской отчетности российских предприятий в
соответствии с МСФО. *
5. Бухгалтерская мысль и балансоведение.
6. Функционально-стоимостной анализ.
7. Основы научных исследований.
8. Маркетинговый анализ.
9. Управление персоналом.
10. Основы технологии производственных процессов. 11. Логистика.
12. Региональная экономика.
13. Ренжиринг организаций.
14. Экономика природопользования
15. Ценообразование 16. Контролинг.
17. Внутрифирменные стандарты аудита. 18. Финансовый анализ.
19. Инвестиционный анализ.
20. Системный анализ бизнеса.
21. История бухгалтерского учета.
22. Производственная практика. * 23. Иностранные языки (профессиональные).
24. Введение в проектный анализ.
25. История искусств. 26. Регионалистика.
Б. 4 Практика 13 5.41
Б. 5 Физическая культура 2 0.84
Б. 6 Итоговая государственная аттестация 10 4,17
Всего... 240 100
В том числе:
— базовая часть 97 40,41
— вариативная часть (обязательная по профилю специальности) 52 21,67
— вариативная часть (по выбору вуза) 66 27,50
— практика 13 5,41
— физическая культура 2 0,84
— итоговая государственная аттестация 10 4,17
гии», а не «Информатика», которую они осваивают также в школах.
2. По обязательной базовой дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности» в ПООП по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (в примечаниях) необходимо указать, что этот учебный курс включает дисциплины:
— «Принципы и основы бухгалтерского учета»;
— «Теория экономического анализа».
Остальные вопросы программы по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности рассматриваются в соответствующих основных курсах, входящих в вариативную часть учебных дисциплин.
3. В проекте ПООП ряд учебных дисциплин, вошедших в вариативную их часть, отмечены звездочкой. Так обозначены те из них, которые в международных образовательных программах
по подготовке бухгалтеров и аудиторов являются обязательными к изучению студентами. Поэтому вузы, формируя свою ООП, должны это принимать в расчет, если они предполагают подготавливать данных специалистов на уровне международных требований к профессиональному их мастерству.
4. Следует отстоять позицию, согласно которой на вариативную часть дисциплин 3-го цикла (т. е. профессиональных) должно быть выделено не менее 100 зачетных единиц. В противном случае подготавливать бакалавров по данному профилю на уровне международных образовательных программ не будет возможности.
5. Необходимо пересмотреть предусмотренное в данном варианте ФГОС количество зачетных единиц (учебного времени), отводимых на практику.
Подготовка проекта образовательного стандарта для магистров также не обошлась без сложностей. При его разработке надо было соблюсти
полную преемственность в обучении студентов, закончивших бакалавриат по соответствующей образовательной учебной программе, и предусмотреть в нем набор учебных дисциплин, позволяющих углубить их знания и навыки для успешной профессиональной деятельности не только в современной бизнес-среде, но и на ближайшую перспективу, исходя из научно обоснованных прогнозов в ее развитии; параллельно провести исследования и установить внутри основной образовательной учебной программы оптимальный, т. е. наиболее приемлемый с практической точки зрения, перечень профилей (специализаций) полготовки магистров и сформировать для каждого из них набор учебных дисциплин; кроме того, найти ответ на вопрос: должны ли быть различия в содержании подготовки магистров, которые после окончания вуза планируют работать в коммерческих и других хозяйствующих структурах, и теми, кто собирается заниматься научно-исследовательской и педагогической работой? Эти и целый ряд других задач, которые пришлось решать разработчикам нового поколения образовательных стандартов, по-видимому, побудили Минобрнауки России несколько модифицировать некоторые свои установки и требования в рассматриваемой сфере по сравнению с теми, что оно определило для стандартов бакалавриата. Основные различия между ними сводятся к следующему. В основной образовательной программе магистров предусмотрены те же 4 учебных цикла:
- гуманитарный, социальный и экономический;
- математический и естественнонаучный;
- профессиональный;
- практика и (или) научно-исследовательская работа.
Однако они даны в качестве примера, а поэтому могут быть, в принципе, и другими. Кроме того, по усмотрению УМО (т. е. разработчика федерального государственного образовательного стандарта) базовую часть в стандарте для магистра можно выделять не в каждом учебном цикле. Вместе с тем суммарная трудоемкость базовых дисциплин по первым трем учебным циклам (т. е. кроме практики и (или) научно-исследовательской работы) должна составлять не более 30 % от общей трудоемкости основной образовательной программы магистра, которая равна 120 зачетным единицам. Несколько своеобразные установлены и требования в отношении итоговой государственной аттестации магистра. Последняя включает в себя выпускную квалификационную работу, именуемую магистерской диссертацией. Что же касается
государственного экзамена, то он, как установило Минобрнауки России, вводится по усмотрению вуза, в том числе и по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным специальностям.
Группа разработчиков стандарта для магистров по направлению «Прикладная экономика», учитывая эти требования и проведя исследования, а также всесторонние обсуждения и расчеты, пришла к следующему заключению. Чтобы создать в стандарте условия, необходимые для качественной профессиональной подготовки выпускников, в том числе специализирующихся по бухгалтерскому учету и аудиту, в нем доля дисциплин базовой части должна составлять не более 19 %, а набор дисциплин, входящих в первые два учебных цикла, выглядит следующим образом (табл. 4).
Поскольку состав базовых дисциплин для магистров по направлению «Прикладная экономика» в УМО не обсуждался, то в процессе согласования данного перечня дисциплина «Эконометрика» будет заменена на другую, либо будет предусмотрен курс «Эконометрики» для магистров, либо принято иное решение.
Несколько по-иному, чем это установлено требованиями Минобрнауки России, должен формироваться профессиональный цикл М. 3. В нем, как показывают результаты исследований и наблюдений, следует иметь четыре группы дисциплин: первая - базовая часть для всех специальностей направления «Прикладная экономика»; вторая -обязательная вариативная часть для магистров, выбравших образовательную учебную программу «Бухгалтерский учет и аудит»; третья - вариативная часть по выбору совета вуза; четвертая -вариативная часть по конкретному профилю (специализации) их подготовки. Причем таких профилей, как показывают результаты проведенных исследований, должно быть 7. Их перечень, который приведен ниже, является оптимальным и он одобрен на Всероссийской научно-методической конференции представителей вузов страны, занятых подготовкой бухгалтеров и аудиторов. Его желательно зафиксировать в ПООП, указав по каждому профилю (специализации) и набор входящих в него учебных дисциплин. Причем, по мнению разработчиков проекта стандарта, следовало бы предоставить право вузам по их желанию изымать из рекомендованного их перечня до трех учебных дисциплин по каждому профилю и заменять новыми. Такая норма, с одной стороны, позволит вузам оперативно реагировать на происходящие изменения в бизнес-среде, а с другой — по отношению к вариативной части указанных двух
Таблица 4
Образовательная учебная программа: «Бухгалтерский учет и аудит» (М. 1, М. 2) (направление «Прикладная экономика», уровень подготовки «Магистр»)
Код Наименование учебных циклов и дисциплин Трудоемкость (зачетные единицы) В % к итогу
М. 1 Гуманитарный и социально-экономический цикл, всего 19 15,83
В том числе: Базовая часть, всего 1. .Иностранный язык 2. Современные проблемы глобализации экономики* 3. Бизнес-среда* 4. Бизнес-игры Вариативная часть, всего 1. Логика и теория аргументации. 2. Конфликтология. 3. Социология и психология поведения персонала. 4.Организации * 5. Антикризисное управление. 6. Менеджмент инноваций. 7. Управление персоналом. 8. Институциональная экономика 10 4 2 2 1 9 8,33 3,33 1,66 1,67 1,67 7,50
М. 2 Математический и естественнонаучный цикл, всего 5 4,17
В том числе: — базовая часть, всего 1. Эконометрика — вариативная часть, всего 1. Система национальных счетов 2. 3 3 2 2,50 2,50 1,67
Примечания: 1. Эти дисциплины рекомендованы упоминавшимися ранее международными организациями к изучению лицами, специализирующимися в области бухгалтерского учета и аудита.
2. Базовая часть учебных циклов М. 1 и М. 2 является обязательной для всех специальностей (образовательных учебных программ), включенных в направление «Прикладная экономика».
3. Вариативная часть носит для них рекомендательный характер, поэтому вузы имеют право ее дополнять, изменять и даже заменять полностью на другую с иным набором учебных дисциплин.
4. Дисциплину «Эконометрика» разработчики проекта предлагали для изучения магистрами, а не бакалаврами. Однако оппоненты настояли на обратном, т. е. она вошла в состав базовых учебных дисциплин для бакалавров.
групп дисциплин такая регламентация их статуса по изложенным ранее причинам крайне необходима, поскольку является важным звеном в налаживании системы контроля в вузах за качеством профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов на уровне международных требований.
Учитывая все это, содержание профессионального (М. 3) и остальных циклов в проекте стандарта в части, относящейся к образовательной учебной программе магистра по бухгалтерскому учету и аудиту, выглядит следующим образом (табл. 5).
Проведенные исследования показали, что в интересах дела следует внести отдельные изменения и дополнения в установленные Минобрнауки России требования не только к структуре основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, но и к условиям реализации этих программ в вузах.
Среди указанных требований, в частности, нет тех, которые касаются такого важного звена учебного процесса, как требования к системам контро-
ля и оценки знаний студентов, устанавливаемым в вузах. Отсутствуют и требования к используемым у них образовательным технологиям, к применяемым методам обучения. Следует заметить, что в действующем государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» эти требования довольно четко прописаны. Отказ от них явился бы шагом назад, т. е. в обратном направлении от здравого смысла. Подобной оценки заслуживает и ситуация с изъятием из нового поколения стандартов требований к организации практик. Такое действие находится в явном противоречии с одной из главных целей, стоящих перед нынешним этапом реформирования системы высшего образования в стране — повышение уровня практической профессиональной подготовки выпускников вузов.
Изменения правил разработки 3-го поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образова-
Таблица 5
Образовательная учебная программа «Бухгалтерский учет и аудит» (М. 3 — М. 5) (направление «Прикладная экономика», уровень подготовки «Магистр»)
Код Наименование учебных циклов и дисциплин Трудоемкость (зачетных единиц) В % к итогу
М. 3 Профессиональный цикл, всего 61 50,83
В том числе: Базовая (общепрофессиональная) часть, всего 1. Анализ и оценка рисков. 2. Анализ финансовой отчетности. 9 7,50
Вариативная часть, обязательная для всех профилей обучения бухгалтеров и аудиторов, всего 1. Теории и модели бухгалтерского учета. 2. Система международных стандартов финансовой отчетности. * 3. Профессиональные ценности и этика бухгалтеров и аудиторов. * 4. Контроль и ревизия. * 5. Практический аудит 17 14,17
Вариативная часть по выбору совета вуза, всего 1. Учет, анализ и аудит объектов интеллектуальной собственности. 2. Инновационный и инвестиционный анализ. 3. Учет и анализ в управлении качеством. 4. Прогнозирование и планирование в налогообложении. 5. Налоговый менеджмент. 6. Налоговые системы России: проблемы и направления развития. 7. Налоги и предпринимательство. 8. Актуальные проблемы налогообложения организаций и физических лиц. 9. Налоговое регулирование инноваций 5 4,16
Вариативная часть по выбранному профилю подготовки бухгалтеров и аудиторов Специализация (профиль) 1 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций», всего 1. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. 2. Бухгалтерский учет и анализ в условиях антикризисного управления предприятием (организацией). 3. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности. 4. Учет на предприятиях малого бизнеса. 5. Анализ хозяйственной деятельности в отраслях. 6. Особенности учета в торговле. 7. Стратегический анализ 30 25,0
Специализация 2. «Учет, анализ и аудит в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях, всего 1. Бухгалтерский учет в коммерческих банках. 2. Анализ деятельности коммерческих банков. 3. Аудит коммерческих банков. 4. Учет и анализ в условиях антикризисного управления коммерческими банками. 5. Бухгалтерский учет в страховых организациях. 6. Анализ и аудит в страховых организациях. 7. Бухгалтерский учет у профессиональных участников рынка ценных бумаг 30 25,0
Специализация 3 «Учет, анализ и аудит в бюджетных организациях», всего 1. Экономика бюджетных организаций. 2. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. 3. Анализ деятельности бюджетных организаций. 4. Контроль и ревизия в бюджетных организациях. 5. Учет и контроль доходов и расходов бюджетов 30 25,0
Специализация 4. «Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности», всего 1. Международное право. 2. Международные финансы. 3. Международная валютная система. 4. Международные экономические отношения. 5. Международные валютно-кредитные отношения. 6. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности. 7. Анализ внешнеэкономической деятельности. 8. Аудит внешнеэкономической деятельности. 9. Профессиональный иностранный язык (второй) 30 25,0
Окончание табл. 5
Специализация 5. «Бухгалтерский учет, контроль налогообложения и судебно-бух-галтерская экспертиза», всего 1. Налоговый учет и отчетность в организациях. 2. Налоговые системы зарубежных стран. 3. Налоговое администрирование. 4. Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы. 5. Бухгалтерский учет и контроль налогообложения нерезидентов. 6. Организация и методика налоговых проверок. 7. Аудит налогообложения. 8. Налоговое консультирование. 9. Судебно-бухгалтерская экспертиза. 30 25,0
Специализация 6. «Финансовый аналитик», всего 1. Институционный анализ. 2. Финансовый анализ. 3. Анализ фондового рынка. 4. Анализ денежных потоков и финансовое прогнозирование 5. Инновационно-инвестиционный анализ. 6. Финансовый анализ эффективности и устойчивости бизнес-процессов. 7. Анализ и оценка стоимости предприятий и акций. 8. Оперативный анализ и тактические решения. 9. Экологический анализ 30 25,0
Специализация 7. «Профессиональная педагогика и научно-исследовательская деятельность», всего 1. Педагогика. 2. Методика преподавания профилирующих дисциплин. 3. Культура речи и ораторское искусство. 4. Науковедение. 5. Курс углубленного профессионального английского языка. 6. Курс углубленного изучения бухгалтерской (финансовой) отчетности и бухгалтерского учета в отдельных отраслях. 7. Курс углубленного изучения бухгалтерского управленческого учета. 8. Курс углубленного изучения налогообложения. 9. Курс углубленного изучения правового обеспечения хозяйственной деятельности. 10. Курс углубленного изучения аудиторской деятельности. 11. Курс углубленного изучения финансирования хозяйственной деятельности и финансового управления 30 25,0
М. 4 Практика и/или научно-исследовательская работа. 13 10,83
М. 5 Итоговая государственная аттестация 22 18,34
Общая трудоемкость основной образовательной программы 120 100,0
ния поставили и ряд других вопросов. В частности, кто должен теперь утверждать сами стандарты? Каков порядок формирования и регистрации профилей образования? Должно ли в самом дипломе выпускника или только в приложении к нему указываться наименование основной образовательной программы? Какие следует сделать изменения в действующих правилах лицензирования и аттестации образовательных учебных программ (специальностей)?
Следует также заметить, что переход на двухуровневую систему подготовки в вузах студентов (бакалавр, магистр) в нашем обществе не получил широкой поддержки. Ректоры и профессорско-преподавательский состав многих вузов России высказывают вполне обоснованную озабоченность. Такая коренная ломка отечественной системы высшего образования весьма сомнительна по своим
результатам и последствиям. Переход с 5-летнего срока обучения специалистов в вузах на 4-летний для бакалавров отрицательно скажется на качестве профессиональной подготовки указанных студентов.
Вместе с тем такая практика породит еще одну весьма серьезную социальную проблему, связанную с профессорско-преподавательскими кадрами вузов. Проводимая реформа «наслоилась» на демографическую яму. В этом году выпускников средних школ будет на 175 тыс. человек меньше, чем в прошлом. Только по данной причине количество рабочих мест для преподавателей вузов будет уменьшено на 18 тыс. А за 5 лет число данных мест по причине уменьшения выпускников школ сократится на 100 — 105 тыс. Параллельно с этим переход с 5-летнего на 4-летний срок обучения и недоступность обучения в магистратуре для 70 —
80 % бакалавров приведет к сокращению еще 18 — 20 % рабочих мест преподавателей в вузах страны. Также предполагается нынешнюю продолжительность рабочей недели студентов сократить с 54 ч до 45, что приведет к уменьшению учебной нагрузки у преподавателей еще на 20 %, и как результат — сокращение примерно на столько же их рабочих мест.
Кроме того, укрупнение направлений подготовки студентов в вузах приведет к объединению учебных потоков и сокращению рабочих мест преподавателей еще на 5 — 7 %. По самым скромным подсчетам, все эти факторы лишат возможности трудиться в вузах каждого второго преподавателя, занятого сейчас в данной сфере. Есть над чем задуматься не только и даже не столько Правительству РФ, как преподавателям вузов о своем будущем, а студентам — о праве на получение качественного высшего профессионального образования.
Литература
1. Базовые требования к программе профессионального бухгалтерского образования: МСФО IES 1.
2. Содержание программ профессионального бухгалтерского образования: МСФО IES 2.
3. Профессиональные навыки: МСФО IES 3.
4. Профессиональные ценности, этика и отношения: МСФО IES 4.
5. Требования к практическому опыту: МСФО IES 5.
6. Оценка профессиональных способностей и компетентности: МСФО IES 6.
7. Продолжение профессионального развития: Программа непрерывного обучения и повышения квалификации: МСФО IES 7.
8. Образовательные требования для профессиональных аудиторов: МСФО IES 8.
❖ ❖ ❖