совершения отмывания денег, получило при этом большой оборот или значительную прибыль. В соответствии с частью 3 данной статьи, лицо наказывается также и тогда, когда основное деяние было совершено за границей и является наказуемым в месте совершения преступления [2, с. 52].
Объективная сторона преступления, предусмотренная названной статьей УК Швейцарии, признает преступными достаточно широкий круг деяний, использованная формулировка является достаточно гибкой и универсальной, что немаловажно для правоприменительной практики. При этом Верховный Суд Швейцарии определил, что под действиями, затрудняющими обнаружение и конфискацию приобретенных преступным путем материальных ценностей, необходимо понимать размещение в нескольких финансово-кредитных учреждениях крупной суммы денежной наличности, сопровождающееся ее делением на менее значительные с целью уклонения от проводимой процедуры идентификации и учета клиентов. При этом для уголовно-правовой квалификации не имеет значения, была ли фактически затруднена такая контролирующая деятельность. Таким образом, можно сделать вывод, что при установлении уголовно-правовых запретов легализации денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, зарубежный законодатель идет различными путями. Так, в некоторых странах строго определен круг преступлений, которые могут выступать в качестве основного для легализации, в результате совершения которого, получено легализуемое имущество. В других законодатель лишь указывает, что основное преступление должно относиться к определенной категории. Большинство стран в число основных преступлений включают все общественно опасные явления, запрещенные уголовным кодексом. Именно по этому пути пошла Россия, признавая в качестве основного для последующей легализации любое (за небольшим исключением) преступление, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
В качестве особенности нормативного регулирования уголовно-правового противодействия легализации криминальных доходов в зарубежных странах, необходимо отметить наличие в уголовном законодательстве нескольких соответствующих уголовно-правовых норм, что, как правило, обусловлено необходимостью установления ответственности за различные действия, которые могут совершаться в процессе легализации указанных доходов.
Список использованной литературы:
1. Кобец П.Н. Основы предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. М.: 2010. - 136 с.
2. Кобец П.Н. Современное состояние теории предупреждения преступности и ее роль в оптимизации борьбы с преступлениями. Российская юстиция. М., 2012 № 1.
© Кобец П.Н., 2016
УДК 325.456
Курумбаев Руслан Куандыкович,
соискатель Национальной академии наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызстан
К ВОПРОСУ РАССМОТРЕНИЯ ПРИЧИН ПОЯВЛЕНИЯ ИММУНИТЕТА
Аннотация
В настоящей статье автор проводит анализ причин появления иммунитета.
Ключевые слова Иммунитет.
Общеизвестно, что право некоторых лиц не подлежит юридической ответственности. К примеру,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
парламентарий являясь представителем законодательной ветви власти в силу этого, не несет ответственность за свои высказывания или действия, совершаемые на заседаниях высшего законодательного органа. Бесспорно, это никак не предполагает, возможность лица выходить за рамки закона, оно может лишь ошибаться, и в случае такой ситуации субъект не несет ответственности.
Отметив, о парламентском иммунитете, необходимо отметить и то, что основной целью иммунитета являлась также защита депутата от кого-либо преследования со стороны судебных властей за действия, акты, совершенные им вне исполнения своих функций. В данном случае речь идет о том, чтобы политические противники народного представителя не имели бы возможности угрожать ему уголовным или гражданским преследованием.
Анализируя большое количество научных трудов, мы делаем вывод, что некоторые функции, выполняемые «владельцем» такого иммунитета, имеют цель выразить не его волю и намерения, а некоего третьего лица, например, государства - в случае с имеющимся дипломатической неприкосновенностью. Следовательно, такой субъект ни в коем случае не должен нести ответственность за действия, которые он выполняет по поручению представляемого лица.
Исходя из этого, нужно отметить, что во время исполнения своих функциональных обязанностей указанные выше лица могут быть поставлены в неблагоприятные для них условия. Это может негативно отразиться не только на интересах дела, которое они выполняют, но и на их безопасности и безопасности их близких, что, в условиях признания всем мировым сообществом приоритета прав человека на другими ценностями.
Как известно, слово «иммунитет» происходит от латинского слова «immunitas» - освобождение, избавление, независимость, неподверженность [2, с. 490].
Термин «иммунитеты» в качестве общеправовой категории обычно раскрывается с помощью таких сходных по значению синонимов, как особые права, привилегии, льготы, преимущества [3, с. 220]. Но общеупотребительный смысл иммунитета не позволяет досконально раскрыть понятие данного феномена в его юридическом значении.
Нужно сразу оговорить, что в контексте настоящего исследования, юридический иммунитет будет рассматриваться как специфическая привилегия, реализуемая в форме изъятия из отдельных субъектов права из сферы юридической ответственности, а также в форме предоставления им широкого круга дополнительных преимуществ, призванная обеспечить надлежащее выполнение этими лицами возложенных на них особых обязанностей.
Для того чтобы всесторонне рассмотреть феномен иммунитета, представляется необходимым, прежде всего, проанализировать вопросы, связанные с моментом возникновения у людей обычая освобождать некоторых людей от действия общих правил, а также наделять их дополнительными субъективными правами. Детальное изучение иммунитета в историческом ракурсе позволит увидеть генезис представлений человечества о нем, глубже познать правовую природу данного явления, что в свою очередь создаст условия для оптимизации названного правового иммунитета. Так, если вести речь о дипломатическом иммунитете, то он являлся неотъемлемым атрибутом посольского права. Представлял собой один из древнейших обычаев в области международных отношений.
Как показывает анализ, отдельные основы дипломатии можно было разглядеть уже во взаимоотношениях между группами людей раннего времени, которые перед началом военных действий, отправляли воина на территорию врага, с целью огласить все условия, в форме песен. При этом ему навстречу, как правило, выходил воин другого племени и отвечал на вызов. И только после этого противники брались за оружие.
Следует особо обратить внимание, что во время обряда оба воина, выполняя функции послов, были на этот период неприкосновенны [4, с. 9]. Вместе с тем, конечно же утверждать о том, что это и был дипломатический иммунитет было еще рано, но некоторые предпосылки зарождения правового иммунитета в таком обычае разглядеть было уже можно.
Однако такой абсолютивный функциональный подход к иммунитету был, скорее, исключением. Обычно, иммунитетом наделялись члены семьи, обладающие священно-начальственным статусом, т.е.
носители определенных общественных функций - организационных, судебных, священных (функциональный характер) [5, с. 61]. Но это их право рождалось из «иммунитета» самих богов, которые «руководили» жизнью племени посредством вождей (старейшин), представлявших высшую волю на земле (представительный характер).
Неприкосновенность богов объективно проистекала из них действительности «недосягаемости». Дополнительным аргументом в пользу их иммунитета может послужить непрочность мира в представлении первобытного человека, для существования в котором требовалось руководство свыше. Позднее страх перед неизвестным, перед переменами мог повлиять на формирование обычая неприкосновенности членов семьи, выполняющих в ней наиболее ответственные обязанности, принимающих наиболее важные решения, от которых зависело само существование семьи: «Религия, несомненно, играла огромную роль в жизни первобытных народов, но социальные учреждения и нормы социальной жизни вызывались и создавались не религией, а реальными потребностями жизни, религия давала им только свою санкцию» [6, с. 26].
Таким образом, мы приходим к выводу, что с позиции современного человека, иммунитет выполнял функцию сохранения жизни всего племени, обеспечения его жизнедеятельности, а в понимании первобытного человека иммунитет проистекал из уверенности людей в сакральном авторитете вождя, в его современном происхождении. Об особом статусе старейшины свидетельствуют хотя бы то, что слово и решение вождя считались непосредственным выражением воли, которую уже нельзя было оспорить.
Безусловно, это было лишь на ранних этапах, поскольку позднее между племенами все же установились более сложные отношения: родства, обмена, возникла необходимость в «дипломатах», на которых и возлагалась обязанность весть переговоры по урегулированию таких отношений, ибо традиции и обычаи у различных общин были неодинаковы. Эти функции также были возложены на «мудрых людей и вождей «старейшин», так как именно члены таких племен были наиболее авторитетны. Список использованной литературы:
1. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. - М., 2001. Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 1998.
2. Советский энциклопедический словарь. - М., 1989.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1995.
4. Левина Д.Б. Дипломатический иммунитет. - М. 1949.
5. Норбер Рулан. Юридическая антропология. - М., 1999.
6. Грабарь В.Э. Первоначальные значение римского термина jus gentium. Тарту, 1964.
© Курумбаев Р.К., 2016.
УДК 342
Лановой Вадим Геннадьевич
адьюнкт Белгородского Белгородского юридического института МВД РФ, г.Белгород
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ В ТРУДАХ Л. Н. ГУМИЛЕВА
Аннотация
Статья посвящена развитию цивилизационного подхода к типологии государств в теории этногенеза Гумилева Л.Н. Раскрывается сущность пассионарности как явления.
Ключевые слова
Этногенез; пассионарность; этнос; субэтнос; пассионарный толчок; цивилизация; систематизация.