ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 10.00.00
И.И. Апончук
ст. преподаватель, кафедра русского языка и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВПО «Иркутский национальный исследовательский
технический университет», г. Иркутск
Л.В. Молокова
ст. преподаватель, кафедра русского языка и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВПО «Иркутский национальный исследовательский
технический университет», г. Иркутск
к вопросу профессиональной подготовленности преподавателя
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье речь идет о подготовленности к профессиональной деятельности преподавателя в условиях модернизации образовательного процесса в высшей школе. Преподаватель в новых условиях должен обладать определёнными профессионально-личностными качествами и способностями, для того чтобы быть готовым к профессиональной деятельности. Ему необходимо быть образцом речевой культуры и личным примером демонстрировать свое компетентное поведение.
Ключевые слова: высшее образование, личностные качества преподавателя, профессиональные качества преподавателя, речевая культура, компетентность.
I.I. Aponchuk, Irkutsk national research technical University, Irkutsk
L.V. Molokova, Irkutsk national research technical University, Irkutsk
TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS OF THE TEACHER IN HIGHER SCHOOL
Abstract. The article deals with professional qualifications of the teacher of the learning process in higher school in the age of modernization. The teacher must have personal qualities and abilities in new conditions to face up to the professional activity. The teacher needs to have high culture of speech and demonstrate his own competent behavior.
Keywords: higher school, personal qualities of a teacher, teacher's competences, culture of speech, competence.
Модернизация российского высшего образования, внедрение методов интерактивного обучения, формирование профессиональных, общекультурных, коммуникативных и социальных компетенций будущего специалиста требуют решения важных профессионально-педагогических задач, стоящих сегодня перед работниками высшей школы. В частности, совершенствования психолого-педагогической подготовленности преподавателя, повышения уровня его профессиональной, риторической, предметной компетентности, развития определенных личностных качеств, например, высокой речевой культуры, умения владеть аудиторией, стрессоустойчивости, контактности и др. Безусловно, все эти качества необходимы для современного преподавателя. Однако какие качества с точки зрения студентов являются важными для преподавателя?
В поиске ответов на этот вопрос авторами статьи было проведено анкетирование студентов, в котором приняли участие 500 респондентов институтов ИРНИТУ (института авиамашиностроения и транспорта; института недропользования; института экономики, управления и права; института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук). Студентам было
«Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя»
Н.В. Гоголь
предложено выбрать из перечня качеств преподавателя наиболее и наименее значимые для них. Ниже указано количество студентов, отметивших определенное качество как наиболее важное для современного преподавателя.
Таблица 1 - Самые важные личностные и профессиональные качества
с точки зрения студентов
Качества Количество
Компетентность 95%
Речевая культура 91%
Выразительность речи 66%
Умение доходчиво излагать материал 65%
Увлеченность предметом 50%
Доброжелательность и такт 48%
Высокий уровень интеллекта 46%
Общительность 24%
Отзывчивость 21%
Пунктуальность 15%
Обаятельность 12%
Чувство юмора 9%
Как видно из таблицы 1, большинство студентов указало, что основными элементами оценки современного преподавателя должны стать высокая речевая культура, умение ясно и доступно излагать материал. Больше половины опрошенных считают речевую грамотность и выразительность речи необходимым условием для восприятия учебного материала. Также студенты связывают профессионально-личностные качества преподавателя с такими характеристиками, как доброжелательность, тактичность, общительность и отзывчивость.
В число недопустимых для преподавателя личностных качеств протестированные студенты включили характеристики, указанные в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Недопустимые личностные качества преподавателя с точки зрения студентов
Некомпетентность 90%
Агрессивность 85%
Речевые ошибки 80%
Невыразительность речи 72%
Неадекватность поведения 51%
Бестактность 15%
Небрежность в одежде 8%
Проведенный анализ анкетирования позволил определить наиболее важные качества современного преподавателя, по мнению студентов, поскольку именно студенты являются главным субъектом оценки рейтинга вуза как потребители образовательных услуг.
Подобные исследования проводились и в других вузах. Например, О.Ф. Будко [1] приводит данные эксперимента, в котором участвовали 100 первокурсников Российского университета дружбы народов и 55 студентов РХТУ. Студентам предложили самим назвать личностные, профессиональные и поведенческие качества преподавателя, которые, по их мнению, помогают организовать педагогическое общение или затрудняют его. Проанализировав полученный в результате опроса материал, предлагаем вам ознакомиться с выводами.
Таблица 2 - Качества, которые помогают организовать педагогическое общение
Качества Количество
Он общается с аудиторией 38
У него хорошая техника речи: четкая дикция, громкий голос, приятный тембр 32
Объясняет материал на жизненных примерах 24
Он увлечен предметом, влюблен в предмет 14
Говорит, а не читает 11
Умеет расположить к себе аудиторию 10
Хорошо знает предмет 10
Умеет заинтересовать подбором материала 2
Таблица 2.1 - Качества, которые затрудняют организацию педагогического общения
Не объясняет новых слов, использует сложные конструкции предложений, из которых трудно понять смысл 35
Не владеет техникой речи (говорит тихо, говорит быстро, нудная речь) 34
Читает, не поднимая глаз, «для галочки», отрабатывает часы 24
Не контактирует с аудиторией 20
Недостаточно квалифицирован 10
Не любит свою работу, занятия ведет ради денег 10
Изложенный выше материал свидетельствует о том, что умение найти контакт с аудиторией и повышение речевого мастерства не менее важны, чем увлечённость преподавателя своим предметом.
Анализ проведённого анкетирования и сопоставление его данных заставляет задуматься о методах и формах педагогического воздействия отдельных преподавателей, об их профессиональной и личной готовности участвовать в образовательном процессе. Для студентов преподаватель не только источник информации, ретранслятор знаний, но и наставник, психолог, человек, способный вызвать интерес к предмету, объективно оценить старания студента, выявить лучшие его стороны, побудить к саморазвитию и творчеству.
Компетентностный подход в образовании (по ФГОС) предписывает формировать у обучающихся определенные ценности, мотивации, воспитывать усердие, самостоятельность, умение работать в команде, принимать решения в стандартных и нестандартных личных и профессиональных ситуациях. Система образования, как совершенно справедливо отмечает В.Г Миронов, должна быть направлена на формирование высокоинтеллектуальной, духовно-богатой, профессионально-мобильной личности, владеющей нормами нравственности, культуры, здоровья, способной обеспечивать устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом [2, с. 73].
Итак, главное условие качественного образования - это творческое, профессиональное и нравственное развитие студентов. Для этого преподаватель должен быть не только специалистом в своем предмете, но и специалистом в методике обучения предмету. Кроме того, нельзя забывать о том, что преподаватель - это профессия так называемой «повышенной речевой ответственности», значит ему необходимо иметь совокупность высоких профессионально-личностных характеристик.
Мы часто ставим знак равенства между преподавателем и педагогом, но это далеко не одно и то же. Мастерство педагога можно сравнить с искусством сценариста, режиссера и актера. Преподаватели технического университета - это, как правило, его же выпускники. Если преподаватель-гуманитарий подготовлен к психолого-педагогической деятельности, то преподава-
тель технических дисциплин, в соответствии с учебно-тематическим планом высших технических учебных заведений, не изучал в должной мере педагогику, психологию, методику преподавания и курсы русского языка и культуры речи, следовательно, не получил педагогических знаний и не всегда владеет речевыми и ораторскими навыками. Он пользуется языком интуитивно - так, как усвоил его в детстве, в семье, в школе, в период формирования личности, а педагогическим талантом наделён не каждый преподаватель. Профессиональная деятельность таких специалистов, особенно связанная с преподаванием, обязывает работника вуза делать то, чему он, по сути, не обучен: пользоваться устной публичной речью (лекции, доклады, выступления, семинары), являть собой речевой образец официальной коммуникации (речевой этикет, культура делового общения).
Важность работы над речевой культурой отмечает исследователь Д.В. Гендин: «Преподаватели высшей школы должны быть честны, искренни, обладать культурой поведения, логикой и правильной речью... С введением дисциплины «Культура речи» студенты уже начинают посмеиваться над нашими, иногда неправильными, выражениями. Нужнейший предмет!» [3, с. 135]. Также он утверждает, что речь преподавателя должна быть логична, грамотна, эмоциональна, иметь психологическое воздействие на аудиторию. Этот же автор приводит пример из реальной жизни: «"Твои знания хуже, чем у бича со свалки.", -говорит преподаватель студенту» [3, с. 135].
Следующий пример, на этот раз при общении с коллегой, демонстрирует культурный уровень говорящего, степень образованности и особенности характера. Преподаватель вуза, заняв чужую аудиторию, в присутствии студентов на просьбу освободить её отвечает: «Ну уж, дудки, никуда отсюда не уйду!» Подобное речевое поведение подрывает авторитет преподавателя и снижает качество коммуникативного взаимодействия.
В своей работе лингвисты Г.И. Мясищев и О.А. Побегайлов отмечают необходимость повышения внимания преподавателей к культуре речи, так как полагают, что невозможно обучить студентов общекультурным компетенциям, если преподаватель сам не обладает должным культурным уровнем. Ведь главным репрезентирующим фактором преподавателя является его речь [4].
Сегодня, в период обучения в соответствии с ФГОС ВПО, необходимо прийти к осознанию важности систематической и комплексной переподготовки профессорско-преподавательского состава высшей школы. Президент Общества прав потребителей образовательных услуг А.С. Сидоренко считает, что одним из главных элементов оценки качества образования должен стать уровень личных качеств, компетенции, знаний и опыта преподавателя [5].
Принимая во внимание, что в ИРНИТУ, как и во многих других технических вузах, есть центр подготовки и переподготовки профессиональных кадров, мы считаем полезным создание Факультета педагогического мастерства (ФПМ) для начинающих преподавателей и аспирантов. Такой факультет, например, создан при РГУПС (Ростовском государственном университете путей сообщения). В подобной структуре возможно обучение курсам: «Педагогическая культура преподавателя высшей школы»; «Основы ораторского искусства и риторики в деятельности вузовского преподавателя»; «Основы социальной психологии в деятельности куратора в высшей школе» и др.
В Ростовском государственном строительном университете кафедрой организации строительства разработана методика самоподготовки преподавателя, опирающаяся на традиции академического красноречия и риторики. Эта методика способствует формированию коммуникативного образа преподавателя-оратора как культурного объекта. Для этого используется абсолютная модель идеального оратора, построенного на основе комплексной композиции из лучших текстов и аудированных записей ведущих педагогов - мастеров слова [4]. Это могут быть тексты великих педагогов прошлого и современности (Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинско-го, С.Л. Соловейчика и др.).
Анализировать профессионально-личностную деятельность преподавателя возможно во время открытых лекций, а также взаимопосещений занятий. Это позволит выявить объективные недостатки в речевом поведении преподавателя-оратора и в комплексе с самоподготовкой способствовать качественному изменению его речи. Работа в данном направлении должна вестись постоянно, что позволит накопить и обобщить опыт.
В заключение отметим, что процесс модернизации системы образования России невозможен без современного, высокообразованного, грамотного, конкурентоспособного преподавателя.
Список литературы:
1. Будко О.Ф. О речевой компетенции педагога. Культура, наука, образование. // Межрегиональный научный журнал. - Иркутск, 2011. - № 3 (20). - С. 85-88.
2. Миронов В.Г. Инновационная направленность - фактор конкурентоспособности педвуза / В. Г. Миронов // Педагогика. - 2012. - № 1. - С. 63-73.
3. Гендин Д.В. Воспитание и культура личности // Культура речи. Культура личности: материалы региональной (с международным участием) научно-практической конференции, посвященной 40-летию кафедры русского языка основных факультетов ИрГТУ. 10-11 февраля 2004 г. - Иркутск, ИрГТУ, 2004. - С. 132-137.
4. Мясищев Г.И., Побегайлов О.А. Проблемы речевой коммуникации и речевой агрессии в аспекте компетентностного подхода при преподавании дисциплин организации, управления и экономики строительства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Т. 7, № 2 (2015). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/119PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/119PVN315 (дата: 15.01.2017).
5. Лемуткина М. Остаточные знания Рособрнадзор // Альма Матер: Вестник высшей школы - 2007. - № 3. - С. 50.