ГРНТИ 73.31.21; 73.31.41; 73.31.61 Усембаева Ляззат Каратаевна
магистрант. Факультет металлу ргии, машиностроения и транспорта. Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова. г. Павлодар. 140008. Республика Казахстан, e-mail: usembaeval@mail.ru. Оспанов Айбек Жаксылыкович
магистрант. Факультет металлургии, машиностроения и транспорта. Павлодарский государственный университет имени С Торайгырова. г. Павлодар. 140008. Республика Казахстан, e-mail: aiuwato mail.ru.
Цайролла Бацтияр Цайратоллаулы
студент. Факультет металлургии, машиностроения и транспорта. Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова. г. Павлодар. 140008. Реет блика Ка захстан, e-mail: dark.kz.bestйmail.ru.
К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Приведены результаты анализа факторов, влияющих на эффективность эксплуатации автомобилей с позиции их технической эксплуатации, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на эффективное использование и обеспечение работоспособности автомобильного транспорта. Результаты анализа позволили наметить пути для повышения эффективности эксплуатации автомобилей.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, эксплуатация автомобилей, эффективность эксплуатации, перевозочный процесс, подвижной состав.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время парк грузовых автомобилей коммерческого назначения интенсивно обновляется за счет современных отечественных и зарубежных моделей. При этом владельцы транспортных предприятий осуществляют выбор автомобилей, ориентируясь на престиж марки, наличие тех или иных моделей на рынке, стоимость и тому подобным показателям. Но в процессе эксплуатации часто оказывается так, что приобретенный автомобиль имеет большие по сравнению с конкурентами эксплуатационные затраты, хотя и соответствует требованиям технологического процесса перевозок. В большинстве случаев это связано либо с отказами автомобилей или с высокой стоимостью запасных частей, расходных и смазочных материалов.
Эффективность эксплуатации автомобилей при осуществлении грузовых коммерческих перевозок для владельца грузовых автомобилей в конечном итоге определяется получением максимальной прибыли. Величина, получаемой прибыли, зависит от эффективности использования автомобилей и себестоимости перевозки груза, зависящих в свою очередь от величины эксплуатационных затрат [1].
Появилась необходимость оценки эффективности эксплуатации современных коммерческих грузовых автомобилей отечественного и зарубежного производства, для которых нормативная база в настоящее время отсутствует.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Эксплуатация автомобильного транспорта как отрасль науки и сфера практической деятельности охватывает множество направлений [2]. В каждом изданных направлений можно отыскать резервы для повышения эффективности эксплуатации автомобильного транспорта.
В зависимости от вида предприятий автомобильного транспорта (ПАТ) и рода их деятельности в эксплуатации автомобилей можно выделить следующие подсистемы, представленные на рисунке 1 [3, 4].
Рисунок 1 - Виды подсистем эксплуатации автомобилей
В автотранспортной деятельности эксплуатация автомобилей решает задачи по перевозке грузов и пассажиров (коммерческая эксплуатация), поддержанию парка в работоспособном состоянии и его материально-техническом обеспечении (техническая эксплуатация). В этом случае задачей технической эксплуатации автомобилей (ТЭА) является обеспечение перевозочной деятельности работоспособными и технически исправными транспортными средствами. Задачи коммерческой эксплуатации (КЭ)- наиболее эффективное использование исправных автомобилей, получение дохода и его распределение с системой ТЭА в соответствии с фактическим вкладом в транспортный процесс.
Следовательно, приоритетным направлением в повышении эффективности эксплуатации в автотранспортной деятельности является возможность повышения
степени технической готовности подвижного состава к выполнению транспортной работы при наименьших затратах. Таким образом, анализ факторов, влияющих на эффективность эксплуатации автомобилей, может быть выполнен с позиции технической эксплуатации автомобилей, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на эффективное использование и обеспечение работоспособности, экономичности, безопасности и экологичности автомобильного транспорта [5, 6].
Рассматривая эффективность эксплуатации автомобилей, а также обеспечивающие ее компоненты необходимо анализировать те аспекты которые либо повышают результаты функционирования автомобильного транспорта, либо снижают затраты на реализацию целей, стоящих перед отраслью в целом и перед системой технической эксплуатации в частности [7,8]. Следовательно, при анализе факторов, влияющих на эффективность эксплуатации автомобилей необходимо прежде всего рассматривать факторы, изменяющие производительность автомобилей, коэффициент технической готовности и затраты на поддержание работоспособного состояния.
Проведенный анализ современного состояния отрасли автомобильного транспорта позволил выявить факторы, снижающие или увеличивающие эффективность эксплуатации автомобилей. Для систематизации факторов, влияющих на эффективность технической эксплуатации, разработана их классификация на основе «Дерева систем технической эксплуатации автомобилей», представленной на рисунке 2 [1, 9].
Рисунок 2 - Факторы, влияющие на эффективность технической эксплуатации автомобилей
В первую группу «Объем работ ТО и ремонта» входят факторы, определяющие потребность предприятия в услугах по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту автомобилей. Чем выше потребности в данных работах, чем разнообразнее перечень работ, тем сложнее обеспечить высокий технический уровень подвижного состава автомобилей.
Во вторую группу «Система ТО и ремонта» входят факторы, определяющие уровень технологии, организации и управления технического обслуживания и ремонтом автомобилей на предприятии. Чем качественнее на предприятии организовано нормативно-технического обеспечение производства ТО и ремонта автомобилей, тем выше уровень работоспособности парка автомобилей, и соответственно эффективность технической эксплуатации автомобилей [10].
В третью группу факторов, влияющих на эффективность технической эксплуатации автомобилей входят факторы «Производственно-техническая база», определяющие техническую возможность проведения ТО и ремонта автомобилей на предприятии. Как известно производственно-техническая база АТП [11, 12] состоит из производственных площадей, различных машин, оборудования, приспособлений и устройств.
В четвертую группу «Персонал» входят факторы, определяющие обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, которые включают такие основные категории работников, как рабочие, служащие, специалисты и руководители. В ряде случаев функциональные обязанности работников объединяются или, наоборот, дробятся на более конкретные.
В пятую группу «Подвижной состав, запасные части и материалы» входят факторы, такие как:
- уровень надежности автомобилей, определяемые показателями долговечность, безотказность, сохраняемость и ремонтопригодность;
- номенклатура и качество применяемых эксплуатационных материалов;
- возрастная структура подвижного состава.
От данных факторов во многом зависит продолжительность простоев автомобилей по техническим причинам; объемы, содержание и стоимость работ ТО и ремонта - следовательно, эффективность технической эксплуатации.
В шестую группу «Система МТО» входят факторы, определяющие функционирование системы снабжения и резервирования, характеризуемой каналами получения, хранения и методами доставки запасных частей и материалов, топлива, и т.п.
В седьмую группу «Условия эксплуатации» входят факторы, определяющие увеличение затрат на эксплуатацию, а следовательно ее эффективность в зависимости от дорожных, климатических условий и режимов движения автомобилей [1, 13]. При усложнении условий эксплуатации уменьшается периодичность технического обслуживания, трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта увеличивается, сокращаются нормы межремонтных пробегов. С ростом числа технических воздействий и трудоемкости одного технического обслуживания возрастает сумма эксплуатационных расходов и снижается техническая готовность парка [14].
В результате проведенного анализа факторов [ 1 ], влияющих на эффективность эксплуатации автомобилей, было выявлено следующее:
1) На эффективность эксплуатации автомобилей влияет большое количество комплексных факторов: система ТО и ремонта; объем работ ТО и ремонта;
состояние производственно-технической базы; структура подвижного состава; условия эксплуатации, система МТО и др.
2) В зависимости от рода деятельности предприятий автомобильного транспорта выделяют подсистемы коммерческой эксплуатации, технической эксплуатации и сервисной эксплуатации автомобилей.
3) При определении резервов повышения эффективности эксплуатации автомобилей в первую очередь необходимо анализировать сферу технической эксплуатации, поскольку ТЭА является основополагающей и обеспечивает сферу коммерческой эксплуатации работоспособным подвижным составом.
4) При анализе факторов, влияющих на эффективность эксплуатации автомобилей необходимо прежде всего рассматривать факторы изменяющие производительность автомобилей, коэффициент технической готовности и затраты на поддержание работоспособного состояния.
5) Установлены следующие особенности современного состояния транспортной отрасли страны: рост парка автомобилей в стране, низкий уровень развития ПТБ транспортных предприятий, отсутствие передовой технологии и низкий уровень кооперации транспортных предприятий, недостаток квалифицированного персонала, изменения в системе МТО, увеличение разномарочности автомобилей и ухудшение условий эксплуатации.
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведенный анализ научной, технической и экономической литературы позволил установить современные особенности функционирования автотранспортной отрасли и наметить пути для повышения эффективности эксплуатации автомобилей, из которых можно выделить:
- повышение эффективности использования автомобилей;
- снижение затрат на перевозки;
- развитие производственно-технической базы и технологии технического обслуживания и ремонта;
- использование технически более совершенных автомобилей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Мигачев, В. А. Повышение эффективности использования грузовых автомобилей на основе выбора наиболее рационального парка подвижного состава : дисс. канд. техн. наук. - Пенза-Ульяновск, 1998. - 137 с.
2 Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов / Под ред. Е. С. Кузнецова. - М.: Наука, 2001. - 535 с.
3. Хасанов, P. X. Основы технической эксплуатации автомобилей: Учебное пособие. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2003. - 193 с.
4 Балгабеков, Т. К., Кошмаганбетова, А. С. Факторы, влияющие на эффективность эксплуатации грузовых автомобилей // INTERNATIONAL JOURNAL OF EXPERIMENTAL EDUCATION. - 2016. -№ 12. - С. 190-194.
5 Вельможин, А. В. Грузовые автомобильные перевозки : учебник для вузов / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин и др. - М. : Горячая линия -Телеком, 2007. - 560 с.
6 Гудков, В. А. Пассажирские автомобильные перевозки : учебник для вузов / В. А. Гудков, J1. Б. Миротин и др. - М.: Горячая линия-Телеком, 2004. - 448 с.
7 Будрина, Е. В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг / Е. В. Будрина. - СПб. : СПб. ГИЭУ, 2002. - 276 с.
8 Abishev, К. Mukanov, R., Kasenov, A., Baltabekova, A. An Issue of Intelligent Road Transport in Kazakhstan // Acta Polytechnica. - Vol. 12 (2017). P. 1-4.
9 Кузнецов E. С. Управление техническими системами : учебное пособие. -М. : Изд-во МАЛИ (ГТУ), 2003.-274 с.
10 Хасенов, Е. Т., Каракаев, А. К. Повышение эффективности производственной деятельности станций технического обслуживания легковых автомобилей // Наука и техника Казахстана. - 2012 - № 3-4. - С. 107-110.
11 Бачурии, А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций : Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 387 с.
12 Напольск'ий, Г. М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания : Учебник для вузов. - М . : Транспорт, 1985-231 с.
13 Родионов, Ю. В. Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса: учеб. пособие. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. -439 с.
14 Ныгыманов, А. Л., Усембаева, 3. А., Жанайдаров, Ж. 1С., Имангазинова, Д. Б. Актуальные проблемы и тенденции развития рынка транспортно-логистических услуг в Казахстане // Наука и техника Казахстана. -2015. -№3-4. -С. 75-79.
Материал поступил в редакцию 05.12.18.
Усембаева Ляззат Каратаевпа
магистрант, Металлургия, машинажасау жене келж факультет!, С. Торайгыров атындагы Павлодар мемлекегпк университет!, Павлодар к., 140008, Казакстан Республикасы, e-mail: usembaeval@mail.ru. Оспа нов А йбек Жаксылыкович
магистрант, Металлургия, машинажасау жене кел1к факультет!,
С. Торайгыров атындагы Павлодар мемлекетпк университету
Павлодар к., 140008, Кдзакстан Республикасы,
e-mail: aiuwa@mail.rn.
Койролла Бацтияр К,айратоллаулы
студент, Металлургия, машинажасау жене келш факультет!, С. Торайгыров атындагы Павлодар мемлекегпк университету
Павлодар к., 140008, Казакстан Республикасы, e-mail: Dark.kz.best@mail.ru. Материал баспага 05.12.18 тусть
Жук автомобильдердщ пайдалану тшмдЫпн арттыру мэселелер!
Автомобильдерд! техникальщ пайдалану тургысынан пайдалану тишдмЫне эсер ememiH факторпарды талдау нэтижелер/ келпириген. Ол автомобиль квлггш mui.wdi пайдалануга жэне жумыс icmey крбшет'ш щмтамасыз етуге багытталган адам цызметшщ цуралдары, macudepi мен эдютер>нщ жиынтыгын крмтиды. Талдау нэтижелерi автомобильдердщ пайдалану ппимдтг'т арттыру жолдарын белгЬеуге мумк/'нд/'к 6e[*)i.
Kummi свздер: автомобиль кол is ¡, автомобильде/м)/' пайдалану, пайдалану тш'мдшгI, тасымалдау ypdici. жылжымалы гяурам.
Usembayeva Lyazzat Karataeva
undergraduate student, Faculty of Metallurgy, Machine Building and Transport,
S. Toraighyrov Pavlodar State University,
Pavlodar, 140008, Republic of Kazakhstan,
e-mail: usembaeval@mail.ru.
Ospanov Aibek Zhaksyiykovich
undergraduate student, Faculty of Metallurgy, Machine Building and Transport,
S. Toraighyrov Pavlodar State University,
Pavlodar, 140008, Republic of Kazakhstan,
e-mail: aiuwa@mail.ru.
Kairolla Baktiyar Kairatollauly
student, Faculty of Metallurgy, Machine Building and Transport, S. Toraighyrov Pavlodar State University, Pavlodar, 140008, Republic of Kazakhstan, e-mail: Dark.kz.best@mail.ru. Material received on 05.12.18.
To the question of improving the efficiency of trucks
The results of the analysis of the factors influencing the vehicles operation efficiency in terms of their technical operation, which includes a set of tools, techniques and methods of human activity aimed at efficient use and ensuring availability of road transport. The results of the analysis made it possible to identify ways to improve the efficiency of vehicle operation.
Keywords: motor transport, operation of vehicles, efficiency of operation, transportation process, rolling stock.