Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 241-245. УДК 378.046.4
Формирование экологической культуры воспитателя в рамках программы повышения квалификации
В статье рассматривается вопрос формирования экологической культуры воспитателя, возникший на основе экологической проблемы, сложившейся на современном этапе "человек-природа-общество". Автор предполагает, что формирование экологической культуры (экоцентрического экологического сознания, экологического мировоззрения, экологического образа жизни) возможно через экологическое просвещение населения. Подчеркивается значимость дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в данном процессе на примере программы «Познание дошкольником мира природы (в контексте стратегии образования для устойчивого развития)». Акцентируется внимание на тематических заданиях, предлагаемых слушателям курсов повышения квалификации для выполнения на интерактивных занятиях, способствующие формированию экологической культуры воспитателя. Несомненная роль отводится итоговому контролю в форме выполнения и защиты итоговой практико-значимой работы, основанной на планируемых результатах обучения, направленной на составление экологического паспорта дошкольной образовательной организации, в которой работают педагоги.
Ключевые слова: экологическая культура, формирование экологической культуры, экологическое просвещение, дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, стратегия образования для устойчивого развития, экологический паспорт
Т. Ю. МАКАШИНА
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 241-245.
T. Yu. MAKASHiNA
Formation of ecological culture of the educator in the framework of the program of improvement of qualification
In article the question of formation of ecological culture of the tutor which has evolved from the environmental problem which has developed at the present stage «the person - nature - society» is considered. The author assumes that formation of ecological culture (ecocentric ecological consciousness, ecological outlook, an ecological way of life) is possible through ecological education of the population. The importance of additional professional programs of professional development in this process on the example of the «Knowledge by the Preschool Child of the World of the Nature (in the context of the Strategy of Education for Sustainable Development)» program is emphasized. The attention is focused on the thematic tasks offered students of professional development for performance on interactive occupations, promoting formation of ecological culture of the tutor. The undoubted part is assigned to total control in the form of performance and protection of the total practical and significant work based on the planned results of training, the preschool educational organization directed to drawing up the ecological passport in which teachers work.
Keywords: ecological culture, formation of ecological culture, ecological education, additional professional programs of professional development, strategy of education for sustainable development, ecological passport
рошедший 2017 год - год Экологии (объявленный в России президентским указом) был направлен на привлечение внимания населения нашего территориально широкого, многонационального, природораз-нообразного и богатого государства к экологическим проблемам, к улучшению состояния в природной среде и экологической безопасности страны. Отмечаем, что за данный промежуток времени во всех сферах жизни общества все силы были направлены на пересмотрение законодательства, совершенствование технологий производства, расширение численности особо охраняемых природных территорий (ООПТ), и как следствие, на экологическое просвещение населения.
Экологическое просвещение - это не только распространение экологических знаний среди всех слоев и возрастных групп населения, уровней образования, но и пропаганда бережного отношения к природе путем формирования эко-центрического экологического сознания (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин) [1], экологического мировоззрения, экологического образа жизни, которые являются составляющими экологической культуры личности.
Основываясь на многочисленных научных источниках, и соответственно на сформулированных определениях авторов (Э.В. Гирусов, С.Н. Глазачев, Е.В. Никанорова, С.Н. Николаева, И.Н. Пономарева и многих других), мы в своем исследовании рассматриваем экологическую культуру как культуру отношений в системе «человек-природа-общество», ответственность общества и личности за сохранение и устойчивость биосферы, гуманную деятельность человека по преобразованию окружающей среды [2].
Нельзя не согласиться с Е.С. Сластениной, что экологическая культура, соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений к окружающей человека среде, служит одним из важнейших средств социальной ориентации личности «природа-общество» [3].
На сайте http://ecoyear.ru [4], созданном по заказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ можно увидеть, что город Москва и Московская область признаны эффективными регионами по включенности во все направления экологической деятельности (обустройство родников, сбор макулатуры, реабилитация рек, борьба с незаконной утилизацией твердых бытовых отходов (ТБО), установка информационных щитов в заповедниках, ремонт плотин, усиление охраны мест обитания бурого медведя и краснокнижных птиц, рекультивация нарушенных земель, раздельный сбор ТБО, акция «Живи лес»), в том числе и по экологическому просвещению населения (проведение открытых уроков, конференций, издание книги Е. Журек «Хранимиры» в жанре фэнтази для детей дошкольного и младшего школьного возраста и прочее).
Осознавая масштабы запланированных и проведенных мероприятий в год Экологии, невольно задумываешься над вкладом каждого человека, который может внести в сохранение неразрывных связей «природа-общество» ежедневно, независимо от объявленной даты. И чем раньше начать формирование экологической культуры, тем гармоничнее будет осуществляться коэволю-ционное развитие природы и общества.
Сензетивным периодом формирования начал экологической культуры принято считать период дошкольного детства. При этом носителем экологической культуры должен быть воспитатель (Концепция экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой) [5], сочетающий в себе наряду с гражданской позицией, родительской позицией позицию профессионала. Профессиональная позиция в исследованиях О.А. Зыковой трактуется как позиция не только понимания экологических проблем, но и поиск их решений [6].
Одним из требований, выдвигаемых Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, примерными основными образовательными программами дошкольного образования к воспитателю детского сада является непрерывность профессионального развития и повышение уровня профессиональной компетентности, в том числе по формированию экологической культуры педагога (кадровые условия реализации программы) [7] .
Как показывает практика, (примененная в нашем исследовании модифицированная диагностическая методика исследователя С.Д, Ау-бакировой) у большинства педагогов детского сада, а это более 70 % респондентов, уровень сформированности экологической культуры высокий, характеризующейся всеми сформированными компонентами экологической культуры (когнитивный, мотивационно-ценностный, дея-тельностный, предметно-методический) и ярко выраженной потребностью в дальнейшем ее совершенствовании.
Неоценимую помощь в процессе формирования экологической культуры педагога оказывают дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ДПП ПК).
На дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Познание дошкольником мира природы (в контексте стратегии образования для устойчивого развития)» [8], реализуемой на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовке Государственного социально-гуманитарного университета (Коломенский городской округ) остановимся подробнее.
Программа рассчитана на 72 часа, сроком освоения 12 недель при режиме аудиторных занятий 6 часов в день, 1 раз в неделю. ДПП ПК включает в себя базовую часть «Теоретико-методологические основы познания дошкольни-
ков мира природы» и предметно-методическую часть «Организация и управление процессом познания дошкольником мира природы». Наряду с лекционным материалом успешно реализуются интерактивные занятия, на которые приходится большая часть учебного времени (30 часов), организуемые в форме творческой лаборатории.
Ниже предлагаем рассмотреть некоторые тематические задания, предлагаемые слушателям курсов для выполнения. Большинство предлагаемых заданий выполняются в мини-группах, что, несомненно, повышает активность слушателей, их субъектную позицию в процессе обучения.
В ходе изучения темы: «Природа как самоценность» слушателям предлагается выполнить экологическую зарисовку «Путешествие в детство», на листе бумаги зарисовав природу (природный край) образ природы запечатленную с детства, дав к рисунку краткий комментарий.
Отмечаем, что в зарисовках воспитатели отражают отдых в деревне, походы в лес, горы, поле, водопад, катание с горы зимой, облака. Из 22 респондентов 77,3% фиксируют летнюю природу средней полосы России, 13,61% зимнюю природу и 9,09% отражают неживую природу. На наш взгляд, в Подмосковье, где четко выражена сезонность года, городской житель испытывает потребность в солнечном освещении, которого так не хватает для хорошего настроения, самочувствия, состояния здоровья и работоспособности на протяжении всего года. Поэтому именно летние впечатления оставляют неизгладимый отпечаток на всю жизнь в душе человека. Приятно отметить, что в комментариях к своим зарисовкам около 90 % респондентов в своих воспоминаниях о природе детства упомянули родителей.
Задания интерактивного занятия на тему: «Экологическое образование в контексте устойчивого развития» направлены на понимание разных типов экологического сознания - антропоцентрического, биоцентрического и экоцен-трического, на действия человека в системе «природа-общество». Педагоги приходят к выводу, что для человека, живущего в информационную сферу, цифровую сферу характерен экоцентрический тип экологического сознания, ориентированный на полное взаимодействие человека и природы, как взаимообуславливаю-щих партнеров. Так же слушателям курсов предлагается прочтение рассказа «Два дерева» В.Ф. Одоевского (сказки дедушки Иринея). Слушателям необходимо доказать, как познание природы главным героем Петруши повлияло на его личностное развитие.
Тема «Создание развивающей среды» предполагает знакомство с материалами методических рекомендаций "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО" (авторы Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., и др, 2014 г.). [9] и ответов на вопросы: «Каковы общие принципы отбора игровой про-
дукции для детей-дошкольников?» (принцип безопасности, развитие с учетом зоны ближайшего развития ребенка, соответствие возрастным, половым, индивидуальным, специальным возможностям ребенка), «Каковы требования к организации образовательного контента?» (дидактические, психологические, эргономические). Еще одним задание является разработка паспортов комнатных растений (11 листа А4) для детей любой возрастной группы: название (русское и латинское, фото, родина, анатомо-морфо-логические особенности, уход) на основе классификационного подхода.
В ходе изучения темы «Озеленение и дизайн участка ДОО» воспитателями разрабатывается проект организации одного из компонентов экологически развивающей среды, определяется в ней место деятельности детей, поясняется его методическое назначение. Рабочий режим современного воспитателя заставляет задуматься над собственной психологической разгрузкой в течение продолжительного рабочего дня, поэтому группа слушателей представила проект экологической комнаты с методическим наполнением и зонами релаксации не только для детей, но и для воспитателей.
Тема «Технология организации словесных методов как источника познания природы дошкольником» предусматривает анализ художественного произведения о природе в соответствие с программным материалом. Озвучивается автор и название художественного произведения о природе; задачи использования литературы (обогащение экологических знаний, побуждение интереса к природе, побуждение к эмоциональному переживанию, знакомство с образцом для подражания, осуждение негативных по отношению к природе поступков людей); к задачам составляются вопросы (2-3) беседы с дошкольниками. Педагоги при выполнении данного задания обращались к произведениям В.Бианки, Б. Житкова, Н. Павловой, Н. Паустовского, М. Пришвина, А. Толстого, К. Ушинского, Е. Чарушина.
Задания по теме: «Технология организации метода наблюдения как источника познания природы дошкольником» выполняется на основе анализа статьи "К вопросу готовности будущего педагога проведения наблюдений в природе с дошкольниками (в контексте стратегии образования для устойчивого развития)" (автор Макашина Т.Ю., журнал Новая наука: от идеи к результату) [10]. Материал проанализированной статьи подводит слушателей к необходимости включения в структуру проведения наблюдения с дошкольниками следующих критериев:
- наличие комплекса задач, направленных на развитие ребенка;
- логика хода наблюдения, части и их взаимосвязь;
- приемы привлечения внимания детей к наблюдению;
- приемы побуждения животного к наблюдению;
- использование приемов активизации умственной деятельности;
- включение практических, игровых, обследовательских действий в наблюдении; использование вопросов различных по характеру на установление причинно-следственных связей;
- позиция педагога в наблюдении, как образца для подражания;
- характер результативной части наблюдения; реализация поставленных задач в ходе наблюдения.
Заключительной темой интерактивных занятий выступает тема «Особенности организации метода экологических проектов в дошкольной образовательной организации», содержание которой направлено на разработку проектов для детей любой возрастной группы детского сада (в совместной деятельности детей и взрослых) в соответствии с Международным календарем экологических дат. Обычно для работы с дошкольниками воспитателями выбираются такие экологические даты, как День Воды (22 марта), День птиц (1 апреля), День Земли (22 апреля). Помимо Международных экологических дат слушатели знакомятся и с Всероссийскими экологическими днями: День заповедников и национальных парков (11 января), День окружающей среды (5 июня), День моря (29 сентября), День защиты животных (4 октября).
Завершается дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Познание дошкольником мира природы (в контексте стратегии образования для устойчивого развития)» итоговым контролем в форме выполнения и защиты итоговой практико-значимой работы, основанной на планируемых результатах обучения.
Слушатели разрабатывают экологический паспорт (на листах формата А4 до 10 страниц текста) дошкольной образовательной организации, в которой они работают по плану:
1. Тип населенного пункта, в котором находится дошкольная образовательная организация (ДОО) (село, город - малый, большой, мегаполис).
2. Общая характеристика экологического состояния территории населенного пункта (в баллах по шкале, загрязнения по земным оболочкам).
3. Характеристика здания ДОО и его планировка.
4. Экологический (психологический климат коллектива, оценка состояния здоровья педагогов и детей) климат в коллективе ДОО.
5. Возможности ДОО по улучшению экологических условий обучения, воспитания и развития дошкольников.
Слушатели курсов оформляют подготовленный материал и презентуют его коллегам в тече-
ние 5 минут, ориентируясь на следующие критерии:
- соответствие содержания проекта нормативным документам в области образовательной политики 21 века, Федеральным государственным образовательным стандартам;
- отображение четкой последовательности мероприятий по его внедрению; нестандартность авторских идей, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование широкого спектра первоисточников;
- культура речи;
- правильность оформления материалов презентации;
- выступление соответствует регламенту.
Практико-значимая работа по составлению
экологического паспорта детского сада, в котором работают воспитатели не вызвала затруднений, а наоборот, способствовала экологически правильному взгляду на оценку окружающей среды той местности, где детский сад расположен, какие промышленные объекты, объекты социального значения, дороги находятся в ближайшем его окружении.
По результатам выполненных и презентованных работ можно сделать вывод, что территории многих детских садов Коломенского городского округа, юго-востока Подмосковья (г.г. Луховицы, Воскресенск, Зарайск, Ступино) находятся в зоне загрязнения городского автомобильного транспорта, что несомненно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье дошкольников, вызывая риск заболеваний дыхательной системы, лимфатической системы, нервной системы. При этом территории самих детских садов располагают богатым видовым разнообразием древес-но-кустарниковой растительности: сосна обыкновенная, ель голубая, береза повислая, каштан конский, липа сердцевидная, туя обыкновенная, дуб черешчатый; цветниками, огородами, уголками нетронутой природы, разработанными экологическими тропами. Необходимо отметить, что здания всех детских садов кирпичные, двухэтажные, построенные в советское время, имеют большие групповые комнаты, спальные помещения, актовые и спортивные залы, бассейны, методические кабинеты, прачечные, кладовые для чистого белья, четко спланированная эколого-пространственная среда. Все выше упомянутые показатели указывают на гармоничное развитие детей дошкольного возраста. Эколо-психологи-ческий климат коллективов дошкольных образовательных организаций выявлялся с помощью разных методик В.В. Шпалиский, Э.Г. Шелест, К.Э. Сишор и др) и зафиксирован как удовлетворительный. Среди пожеланий по улучшению экологических условий обучения, воспитания и развития дошкольников, внесенных слушателями курсов повышения квалификации можно выделить следующие:
- создание комнаты релаксации для детей и педагогов;
- обязательное размещение живых объектов в отведенных СаНПиНом помещениях (комнаты, кабинеты, сады, огороды) для эмоционального, физического, психологического развития дошкольников, приобретения ими трудовых навыков и формирования правильного отношения к природе;
- организация экскурсий в естественные экосистемы (лес, луг, пруд, озеро);
- в поддержку процесса формирования эколо-
гической культуры дошкольников, их родителей и педагогов вернуть в штат детского сада ставку эколога.
В заключение, можно сделать вывод, что процессу формирования экологической культуры воспитателя способствуют дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в целом, а в частности тематические задания, предлагаемые для выполнения в ходе интерактивных заданий программы «Познание дошкольником мира природы (в контексте стратегии образования для устойчивого развития)».
ЛИТЕРАТУРА
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А.. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.
2. Мкашина Т.Ю. Формирование экологической культуры у учащихся 9-11 классов в процессе обучения (на материале биологических дисциплин): дис. ... канд. пед. наук. М, 2004. 195 с.
3. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. 104 с.
4. Сервер министерства природных ресурсов и экологии РФ [сайт]. URL: http://ecoyear.ru (дата обращения 20. 11.2017).
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 2014. 184 с.
6. Зыкова О.А. Организационно-педагогические условия развития экологической культуры субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения: автореферат дис. ... канд.пед.наук. М., 2012. 25 с.
7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика синтез, 2016. 368 с.
8. Национальная стратегия образования для устойчивого развития.URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/ Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf. (дата обращения 08.02.2018).
9. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. М.: ФИРО, 2014. 96 с.
10. Макашина Т.Ю. К вопросу готовности будущего педагога проведения наблюдений в природе с дошкольниками (в контексте стратегии образования для устойчивого развития // Новая наука: от идеи к результату: Международное научное педагогическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (29 января 2016, г. Сургут)./ в 3 ч. ч2. Стерлитамак: Риц Ами, 2016. С. 59-63.
REFERENCES
1. Deryabo S.D., Yasvin V.A. Ekologicheskaja pedagogika i psihologija [Ecological pedagogics and psychology]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 1996. 480 p.
2. Mkashina T.Ju. Formirovanie jekologicheskoj kul'tury u uchashhihsja 9-11 klassov v processe obuchenija (na materiale biologicheskih disciplin) [Formirovaniye of ecological culture at pupils of 9-11 classes in the course of training (on material of biological disciplines): Diss. PhD in Ped. Sciences. Moscow, 2004. 195 p.
3. Slastenina E.S. Ekologicheskoe obrazovanie v podgotovke uchitelja: voprosy teorii i praktiki [Ecological education in training of the teacher: questions of the theory and Practicians]. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. 104 p.
4. Ministerstvo prirodnyh resursov i jekologii RF [Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Russian Federation]. URL: http://ecoyear.ru (accessed 1 April 2018).
5. Nikolaeva S.N. Metodika jekologicheskogo vospitanija doshkol'nikov [Metodika of ecological education of preschool children]. Moscow, Academy Publ., 2014. 184 p.
6. Zykova O.A. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija razvitija jekologicheskoj kul'tury sub#ektov obrazovatel'nogo processa doshkol'nogo uchrezhdenija [Organizational and pedagogical conditions for the development of ecological culture of the subjects of the educational process of preschool institutions]. Abstract Diss. PhD in Ped. Sciences. Moscow, 2012. 25 p.
7. From the birth to school. The approximate general education program of preschool education / Under the editorship of N.E. Veraksa, T.S. Komarova, M.A. Vasilyeva. Moscow, MOSAIC SYNTHESIS Publ., 2016. 368 p. (in Russian)
8. Nacional'naja strategija obrazovanija dlja ustojchivogo razvitija. National strategy of education for sustainable development. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf (accessed 1 April 2018).
9. Organizacija razvivajushhej predmetno-prostranstvennoj sredy v sootvetstvii s FGOS DO [The organization of the developing subject and spatial environment according to FGOS TO]. Moscow, FIRO Publ., 2014. 96 p.
10. Makashina T.Yu. K voprosu gotovnosti budushhego pedagoga provedenija nabljudenij v prirode s doshkol'nikami (v kontekste strategii obrazovanija dlja ustojchivogo razvitija [To a question of readiness of future teacher of carrying out observations in the nature with preschool children (in the context of the strategy of education for sustainable development) ] // New science: from the idea to result: The international scientific pedagogical publication following the results of the International scientific and practical conference (on January 29, 2016, Surgut). Sterlitamak: Rits Amy, 2016. pp. 59-63.
Информация об авторе Information about the author
Макашина Татьяна Юрьевна Makashina Tatiana Yuryevna
(Россия, Коломна) (Russia, Kolomna) Кандидат педагогических наук, доцент, заведуюший PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor,
кафедрой начального и дошкольного образования Head of the Chair
ГОУ ВО МО «Государственный социально- of Primary and Preschool Education
гуманитарный университет» State Social and Humanities University