Целью данной работы является проектирование и сборка стенда контроля промывки автомобильных форсунок.
Топливные форсунки являются важными деталями двигателя автомобиля. От того, как работают форсунки, зависит мощность двигателя, а также его работа в целом, а кроме того, расход топлива. Для того, чтобы двигатель работал в обычном режиме и не было никаких проблем нужно тщательно следить за тем, чтобы форсунки были в исправном состоянии. Если есть какие-то сбои в их работе, то форсунки нужно промыть.
Для этого требуется снять с автомобиля форсунки вместе с топливной рампой и поставить их на наш стенд (рисунок 1). Данный стенд имеет возможность промывать одновременно четыре форсунки, снимать параметры форсунок на стенде, такие как проверка герметичности, производительность при импульсном впрыске и геометрию факела.
Рисунок 1 - Фото стенда
Далее форсунки снимаются со стенда и помещаются в ультразвуковую ванну заполненную специальной промывочной подогретой жидкостью. При промывки форсунок на магнитные клапана подаются управляющие импульсы. Это позволяет промыть запирающий элемент форсунки.
После промывки у форсунок снова снимаются параметры на стенде и ставятся в автомобиль.
Система управления состоит из блока питания, регулируемого стабилизатора напряжения и генератора импульсов (рисунок 2)
Блок питания используется для питания стенда, подключения дополнительного оборудования и освещения. В автомобиле на форсунки подает-
ся напряжение 12-14 вольт, но на стенде для их безопасности нужно было понизить до 9 вольт. Я пошел дальше и сделал регулируемый блок питания от 6 до 10 вольт, чтобы можно было подобрать оптимальный режим. Генератор импульсов управляется двумя резисторами, которыми задается частота и скважность управляющих импульсов.
Рисунок 2 - Фото системы управления
В заключении хотим сказать, что промывка в ультразвуковой ванне является самым мощным методом и позволяет промыть форсунки от самых сильных загрязнений до состояния новых. Необходимость демонтажа форсунок с двигателя делает этот метод трудоемким, поэтому применяется, когда другие способы промывки не дают положительных результатов.
УДК 338.47(571.13)
И.Н. Квасов ОмГТУ, Омск
к вопросу перевода автомобильной техники на природный газ в омской области
Аннотация. Статья является актуальной, так как транспорт является основной частью инфраструктуры регионов. От его эффективного функционирования зависит ритмичность и эффективность деятельности всех предприятий региона, а также состояние его социальной сферы. В современных условиях транспортный комплекс является также основой экономиче-
ской интеграции регионов, включения их в международное разделение труда и формирования новых внешнеэкономических отношений.
Ключевые слова: транспорт, транспортный комплекс, транспортно-логистический комплекс, транспортно-логистический потенциал, газомоторное топливо.
I.N. Kvasov
Omsk State Technical University
TO THE QUESTION OF A MOTOR VEHICLES CONVERSION TO ANATURAL GAS FUEL IN OMSK REGION
Annotation. The article is a pressing one since transport is the main part of the regions infrastructure. The regularity of pace and efficiency of performance of all enterprises in the region depends on effective transport functioning, as well as the region community state. In the modern context, the transport system is also the basis for the economic integration of regions, their inclusion intothe international division of labour and the formation of new foreign economic relations.
Keywords: transport, transport system, a transport and logistics centre, transport and logistics potential, natural gas fuel.
Омская область исторически является ключевым регионом Сибири, важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации в ее Сибирско-Дальневосточной части и обладает значительным кадровым, экономическим, промышленным, интеллектуальным и природным потенциалом. Интенсивное развитие Омской области происходит в условиях жесткой конкуренции, как с соседствующими регионами, так и с субъектами Российской Федерации в целом. Предметами конкуренции являются ресурсы, включая высококвалифицированных специалистов, инвестиции, рынки сбыта и транспортные потоки.
Географическое расположение Омской области занимает достаточно выгодное положение с точки зрения повышения конкурентоспособности. Омская область соседствует с Республикой Казахстан, с Тюменской, Новосибирской и Томской областями Российской Федерации. В настоящее время взаимовыгодные отношения с вышеуказанными субъектами чрезвычайно продуктивны.
Омская область обладает высоким транзитным потенциалом. Территорию области пересекают Транссибирская железнодорожная магистраль, соединяющая западные и восточные районы страны, а также северные территории России с областями Республики Казахстан и Средней Азии, автомобильные дороги федерального значения М-51 «Байкал» и 1Р-402 «Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Ом ск» . К н а и б ол е е значим ы м транспорт н ым ма-76 -
гистралям области относятся участки: «Челябинск
- Омск - Новосибирск», «Екатеринбург - Тюмень
- Омск», «Омск - Барабинск - Новосибирск», являющиеся самыми загруженными участками железных дорог мира [2].
Многие населенные пункты в Омской области располагаются вдоль маршрута прохождения Транссибирской магистрали, соединяющей западные и восточные регионы России. Река Иртыш, текущая с юга на север - это другой важный вид транспортного сообщения, также как и шоссейные и железнодорожные дороги федерального и регионального значения, соединяющие северные регионы России с Казахстаном и Центральной Азией. Но, тем не менее, преимущества выгодного положения Омской области используются не в полной мере [2].
Плотность транспортных магистралей распределяется неравномерно на территории области - все железнодорожные пути и основные автомобильные дороги (в том числе федерального значения) расположены в южной части области, а северные районы области обеспечены только минимально необходимым количеством автодорог и водной магистралью реки Иртыш [2].
При наличии базовой транспортной инфраструктуры, объем перевезенных грузов очень низкий и уступает многим субъектам Российской Федерации с меньшим количеством транспортных коридоров.
Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе. Ослаблены позиции внутреннего водного транспорта. Недостаточная плотность сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Резервы повышения эффективности функционирования транспортной системы выявляются и на стыках взаимодействия отдельных видов транспорта. Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства Омской области [2].
Остро стоит проблема привлечения инвестиций в развитие транспортной отрасли, что обусловлено низкими инвестиционными возможностями транспортных предприятий, трудностями с привлечением долгосрочных заемных средств, неразвитостью механизмов государственно-частного партнерства. В настоящее время в большинстве случаев реализуется некапиталоемкая модель развития, при которой объемы услуг растут благодаря увеличению использования существующих основных фондов.
Для формирования наиболее благоприятного имиджа Омской области, развития единого экономического пространства, ускорения грузооборота, снижения транспортных издержек значительный вес имеет высокий уровень транспортной инфра-ст ру кту р ы [6 , 45] .
Среди возможностей для развития транспор-тно-логистического сектора Омской области стоит выделить следующие: возможность использования выгодного транзитного положения и создания транспортно-логистического кластера, строительство и реконструкция объектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Казахстан уже давно является важным экономическим партнером Омской области. Участок «Русская Поляна - Кзылту» является частью Средне-Сибирской магистрали, проходящей по территории Омской области, северного Казахстана, Новосибирской области и Алтайского края. По ней идет основной поток угля из Кузбасса. В начале 2009 года руководство ЗСЖД приняло решение пустить основной поток грузов на Средне-Сибирскую магистраль, тем самым сделать Транссиб скоростной магистралью. В годы перестройки участок магистрали Кзылту -Русская Поляна был законсервирован, движение грузов по нему остановлено [4, 43].
В настоящее время в грузоперевозках между Омской областью и Казахстаном наблюдается значительный перекос в сторону автомобильного транспорта. Наибольшая нагрузка приходится на автомагистрали в приграничной зоне.
Дороги области не рассчитаны на то, чтобы по ним передвигались автопоезда весом в 40-60 тонн. Есть ограничение по весу, однако большинство перевозчиков допускают перегруз, чтобы сократить издержки. В области установлены пункты весового контроля в приграничной зоне, однако недобросовестные перевозчики объезжают их по полям в темное время суток. Иногда за одну ночь в регион въезжает до ста перегруженных КамАЗов с щебнем. Железная дорога должна взять на себя часть этого гигантского грузопотока.
Именно поэтому предполагается рассмотреть возможность восстановления железной дороги по маршруту Русская Поляна - Кзылту, протяженностью около 100 километров. Прямое железнодорожное сообщение между странами позволит осуществлять перевозки строительных материалов, в первую очередь щебня, а также сельскохозяйственной продукции. Так, Омская область нуждается в щебне - в Казахстане есть его месторождения, а производством занимаются 12 крупных компаний. Казахстан, в свою очередь, заинтересован в получении зерна.
Объем потребления щебня в Омской области железнодорожным транспортом за 10 месяцев 2014 года составил около 1 760 тыс. куб. метров, из них импорт по железной дороге из Казахстана - около 150 тыс. куб. метров. Доля импортного щебня из Казахстана в общем объеме железнодорожных поставок этого строительного материала в Омскую область составляет 8,5% [5, 22].
Со строительством железной дороги доля импорта щебня из Казахстана по железной дороге в общем объеме железнодорожных поставок щебе-ноч н о й п родукции в О м скую облает ь м ожет ув ел и -СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 11
читься до 15%.
В сфере речного транспорта традиционно экспортно-ориентированными партнерами Павлодарской области являются потребители Омской и Тюменской областей, и их наиболее востребованными товарами является природный щебень и техническая соль, которые добываются в Павлодарской области. Объем экспортируемого щебня в РФ в 2014 году составил 92 тыс. тонн, соли технической в 2014 году - 8 тыс. тонн [4, 45].
В целях обеспечения судоходства ежегодно РГКП «Павлодарское предприятие водных путей» в период навигации выполняет работы по дноуглублению (землечерпанию) и дноочищению реки Иртыш. Объем изымаемого грунта в 2013 году составил 1 млн. кубометров, в 2014 году был увеличен до 2 млн. кубометров в год. В 2015 году объем дноуглубительных работ запланирован на уровне прошлого года [4, с. 46].
Основным участником сообщения водного транспорта между Павлодарской областью РК и Омской областью РФ является АО «Павлодарский речной порт», который имеет возможность принять грузы до 5-6 млн. тонн в год, а при увеличении грузопотока до 10-12 млн.
В данное время гарантированная глубина судового хода на реке Иртыш на участке Урлютюбе - Омск Российской Федерации составляет около 135 сантиметров. При таких габаритах судового хода в навигационный период перевозки речным транспортом осуществляется судами грузоподъемностью только до 1000 тонн [4, 46].
Привлечение речного флота с большой грузоподъемностью (2000-3000 тонн) позволит увеличить грузооборот, в том числе транзитного (Китай - Казахстан - Россия) по реке Иртыш от Павлодара до Омска и далее вплоть до Обской губы до 10 млн. тонн в год. Это обосновывается следующими экономическими показателями.
Например, потребность в природном щебне только двух регионов в Иртышском бассейне (Омская и Тюменская области) на сегодняшний день составляет около 5 млн. тонн в год, а потребность в угле в Омской области составляет 4 млн. тонн в год [4, 46].
Решение вопроса по увеличению глубины судового хода на участке Урлютюбе - Омск с 135 до 180 сантиметров обеспечит прохождение судов грузоподъемностью от 2000 тонн и более в течение всего навигационного периода, что в свою очередь увеличит товарооборот наших стран, а также создаст условия для улучшения взаимного сотрудничества приграничных регионов в сфере речного транспорта [4, 47].
Восстановление железной дороги и углубление судового хода позволят взять на себя часть грузопотока и разгрузить автомагистрали. Также, предложенные мероприятия позволят еще больше сблизить Казахстан и Россию, напрямую влияя на экономику обеих стран.
Значительное влияние н а развитие транс-
77
портно-логистического потенциала в Омской области может оказать более широкое применение газомоторного топлива. Дело в том, что в настоящее время в различных регионах России большое количество единиц автомобильного транспорта переводят на газомоторное топливо. Это позволяет существенно сократить затраты на транспортировку пассажиров и грузов.
13 мая 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 767-р «О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива» федеральным органам исполнительной власти, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации даны поручения по разработке комплекса правовых, экономических и организационных мер государственной поддержки производства, выпуска в оборот и оборота транспортных средств и сельскохозяйственной техники на природном газе, создания дорожной заправочной и сервисной инфраструктуры, системы статистического учёта и технического регулирования при использовании природного газа в качестве моторного топлива.
В целях реализации вышеуказанного распоряжения регионы России проводят активную работу по переводу автомобильного транспорта на газомоторное топливо. Это позволяет существенно сократить затраты на транспортировку пассажиров и грузов. Применение газомоторного топлива в свою очередь может оказать значительное влияние и на развитие Омской области.
В России существует разветвленная сеть газопроводов, которые обеспечивают газом более 700 городов и 20 тыс. населенных пунктов. Рынок газомоторного топлива в России активно развивается с 1998 года. За эти годы количество АГНКС выросло более чем в 10 раз. При этом, функционирует всего 280 АГНКС, 85% из которых построены ПАО «Газпром». Часть из них в свое время была законсервирована, поскольку в регионах отсутствует транспорт, оборудованный соответствующим газомоторным оборудованием. Наиболее развитыми региональными рынками по итогам 2015 года являются Ставропольский и Краснодарский края, Свердловская, Воронежская и Ростовская области, Республики Татарстан и Башкортостан.
Можно сказать, что на сегодняшний день в России установлен паритет - функционирует сеть АГНКС, позволяющая заправлять природным газом весь парк газобаллонных автомобилей. Использование проектных мощностей позволяет ежегодно замещать более 1,5 млн тонн бензина и дизельного топлива.
Для расширения области применения ком-примированного природного газа в качестве моторного топлива привлечено достаточно большое количество государственных организаций и частных компаний. Уже разработаны и готовы к сери й ному п ро изводству н о в ые модиф и ка ци и 78
стационарных (на 250-500 заправок) и модульных (на 40-60 заправок) автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, имеется многолетний опыт эксплуатации автомобильного газового оборудования, работающего на КПГ. Одновременно планируется ввод в эксплуатацию передвижных заправщиков. Данный вид транспортировки эффективен на расстояниях от 5 до 100 км от центральной компрессорной станции до конечного потребителя - объектов газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, мобильных АГНКС.
Ведущую роль в развитии рынка КПГ в будущем в России будет играть ПАО «Газпром». Как указывает стратегия развития ПАО «Газпром», рынок газомоторного топлива - это одно из главных стратегических направлений компании. ПАО «Газпром» планирует создать на его основе крупный рынок сбыта добываемого природного газа. «Газпром» ведет системную работу в этом направлении. Базовым документом взаимодействия ПАО «Газпром» и российских регионов является Соглашение о сотрудничестве, в который включен раздел по развитию рынка газомоторного топлива. С Калужской, Нижегородской, Орловской и Тамбовской областями, а также с Правительством города Москвы, Санкт-Петербурга и Республикой Татарстан уже подписаны Соглашения о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива.
Такое Соглашение 14 октября 2013 года ПАО «Газпром» заключил и с Правительством Омской области.
В развитии бизнеса по использованию газомоторного топлива ПАО «Газпром» особое внимание уделяется востоку России. Так, с органами исполнительной власти Приморского и Хабаровского краев и Сахалинской области утверждены семилетние программы по переводу автотранспорта на газовое моторное топливо.
ПАО «Газпром» продолжает развивать сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций по всей стране. Например, в июне 2016 года открыты три новые АГНКС в городах Зеленодольске, Бугульма и Нижнекамск Республики Татарстан. Также в июне 2016 года введены в эксплуатацию три АГНКС в городах Новоалександровск, Светлоград и поселке Изобильном Ставропольского края.
В силу своего уникального положения в экономике России ПАО «Газпром» ведет работу, направленную на совершенствование действующей законодательной базы и нормативных правовых актов, способствующих развитию отечественного рынка газового моторного топлива.
Для повышения эффективности реализации стратегии «Газпрома» в области развития газомоторного рынка в 2012 году создана специализированная компания - ООО «Газпром газомоторное топливо». Ожидание эффективности развития данно го биз н е с_- н а правления в П А О « Газпром»
вполне оправдано. Ведь объем продаж газомоторного топлива в России имеет ежегодный устойчивый рост. Так, в 2015 году ПАО «Газпром» продано 436 млн куб. м газомоторного топлива, что на 7,3% больше, чем в 2014 году.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 767-р каждый город в России с численностью более миллиона человек до 2020 года должен иметь в своем парке не менее 50% специализированной техники и общественного транспорта работающего на природном газе.
До конца текущего года «Газпром» планирует ввести в эксплуатацию две АГНКС в Омске и одну - в п. Лузино. Это будут первые в регионе объекты газозаправочной инфраструктуры. К концу 2018 года предполагается расширение региональной сети АГНКС до девяти станций. Все станции планируется расположить вблизи федеральных трасс и крупных автотранспортных предприятий.
На новых станциях установят современное оборудование для удобной заправки автомобилей компримированным природным газом. АГНКС в посёлке Лузино сможет одновременно обслуживать до 6 транспортных средств.
Первыми потребителями газомоторного топлива станут автомобили группы компаний «Продо-менеджмент», а также общественный и коммунальный транспорт. Правительство области к 2020 году планирует перевести на природный газ значительный объем техники. Омские компании также проявляют высокий интерес к экономичному топливу - порядка 47 автопарков уже заявили о намерении перейти на газовое топливо.
Кроме того, Правительством Российской Федерации разработана специальная программа предусматривающая субсидирование регионов, пожелавших участвовать в приобретении автомобильной техники оснащенной двигателями, работающими на газомоторном топливе. Новейшая линия по выпуску современных экологичных грузовиков открылась в апреле 2015 года на предприятии КАМАЗа в Республике Татарстан. Объем инвестиций в данный проект составил 450 млн. рублей. Линия построена в кратчайшие сроки и уже в нынешнем году готова выпустить 1800 единиц техники, принадлежащих более 50 различным типам автомобилей и шасси для спецтехники. Кроме грузового и пассажирского транспорта приобретение техники работающей на природном газе выгодно региональным сельхоз производителям, так как позволит существенно снизить себестоимость выпускаемой продукции, так как цена на природный газ в настоящее время в 3 раза меньше цены на дизельное топливо.
Развитие газомоторной инфраструктуры позволит региону приступить к поэтапному обновлению городских автопарков техникой, работающей на природном газе. Это позволит сократить компаниям з а_т р а_т ы н а т о п л и в о м и н и м у м в д ва р а з а . СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 11
Также это важный шаг на пути к улучшению городской экологии - газомоторная техника соответствует самым высоким экологическим стандартам - Евро 5 и Евро 6.
Таким образом, экологические проблемы в сфере производства и потребления топлива, а также ограниченность разведанных запасов нефти, диктуют необходимость развития альтернативных видов топлива, в частности газомоторного топлива, использование которого на сегодняшний день имеет большие перспективы. В тоже время, несмотря на ряд преимуществ использования газа в качестве топлива, для развития рынка необходимо не только создание развитой инфраструктуры и совершенствование технологий по использованию газа, что требует значительных инвестиций, но также существует необходимость совершенствования законодательства в топливной промышленности с целью создания действующих механизмов ее государственного регулирования. Основными факторами, сдерживающими развитие рынка газомоторного топлива на сегодняшний день являются: высокая инвестиционная стоимость проектов, зависимость реализации проектов от государства, ограниченность предложений по предоставлению специализированного оборудования.
Результатом применения газомоторного топлива будет сдерживание роста тарифов на перевозки автомобильным транспортом, что в первую очередь положительным образом скажется на населении региона пользующимся общественным транспортом.
Снижение издержек на приобретение топлива в структуре общих затрат позволит транспортным компаниям сделать свои услуги более привлекательными для бизнеса и населения региона. Тем самым послужит одним из ключевых элементов развития транспортно-логистического потенциала в Омской области.
Список литературы
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 767-р.
2 О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года Омская область: Указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93. URL: http://base.consultant.ru, свободный (дата обращения: 24.10.2016).
3 Об утверждении государственной программы «Развитие транспортной системы Омской области: постановление Правительства Омской области от 16.10.2013 № 262-п. URL: http://base.consultant.ru, - свободный (дата обращения: 24.10.2016).
4 Алиева С. Н. На пересечении дорог //Бизнес России. 2014. №3. С. 43-47.
5 Головлев В. В. Дороги и благие намерения // Бизнес России. 2014. № 4. С. 21-23.
6 Квасов И. Н. Транспорт как драйвер роста экономики региона // Актуальные вопросы развития экономики. 2015. С. 99-102.
7 Квасов И. Н. Применение газомоторного топлива как фактор развития транспортно-логистического потенциала Омской области // Двадцать вторые апрельские экономические чтения : материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 133-139.
8 Коняева И. В. Квасов И. Н. Импортозамещение в газоснабжении // Новые технологии - нефтегазовому региону: материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 313-316.
9 Колосов В. П. Дорожное хозяйство Омского региона -итоги и перспективы //АиС. 2014. № 2. С. 45-48.
10 Котов Д. В., Уразметова Л. Р. Современное состояние, перспективы и проблемы развития рынка газомоторного топлива в России //Нефтегазовое дело: электронный научный журнал. 2014. №1. С. 377-396.
УДК 338.24
В.М. Самуйлов, А.Г. Галкин, И.В. Кравченко, Уральский государственный институт путей сообщения, г. Екатеринбург В.В. Харин, Курганский институт железнодорожного транспорта
Д.Н. Парышев, ЗАО «Курганстальмост», г. Курган
кластерный подход к развитию логистико-промышленного сектора в курганской области
Аннотация. В статье показано, что отсутствие законодательной базы в области промышленной политики является тормозом в развитии экономики регионов.
Для депрессивных регионов кластерный механизм является наиболее эффективным механизмом преодоления стагнации и последующего роста экономики. Предлагаемый инновационный научно-производственный территориальный кластер призван решать задачи повышения производительности труда в транспортном комплексе, создания новых предприятий и повышения занятости рабочих мест.
Ключевые слова: транспорт, кластер, рынок, логистика, концепция, структура, инновация, регион.
V.M. Samuylov, A.G. Galkin, I.V. Kravchenko Ural State University of Railway Transport (USURT), Ekaterinburg
V.V. Kharin, Kurgan Institute of Railway Transport D.N. Paryshev, CJSC «Kurganstalmost», Kurgan
CLUSTER AppROACH TO
the development OF THE
LOGISTIC AND INDUSTRIAL SECTOR IN KURGAN REGION
Annotation.The article shows that the absence of legislation in the field of industrial policy is a brake on the economic development of regions. For depressed regions, the cluster mechanism is the most effective mechanism to overcome stagnation and
subsequent growth of the economy. The suggested innovative research-and-production territorial cluster is designed to solve the task of increasing labour productivity in thetransport sector, thecreation of new enterprises and increasing employment.
Keywords: transport, cluster, the market, logistics, the concept, structure, innovation, the région.
В настоящее время в России принята антикризисная программа, где ведущее место занимает промышленная политика. У такого подхода были и есть противники, по мнению которых, достаточно определить приоритетные отрасли, и они будут существовать и без политики. Но сегодня абсолютно ясно, что для большой индустриальной державы отсутствие промышленной политики является тупиковым путем.
Сегодня в России необходим переход от «приоритетного» планирования к стратегическому, к четкой промышленной политике, обеспеченной необходимой законодательной базой. Без этого в условиях современной жесткой конкуренции в мировой экономической системе наша промышленность в целом и особенно на региональном уровне обречена на потери внешних рынков, а затем и рынков внутренних.
В настоящее время подготовлен законопроект о промышленной политике Российской Федерации, инициатором которого является Минпромторг РФ.
В этом законопроекте дается четкое распределение полномочий различных уровней органов власти и управления, в реализации промышленной политики, определение конкретных мер стимулирования государством промышленной деятельности. Важно, что документ также определяет правовой статус и институты для территориального развития промышленных предприятий, в том числе и трудовой отрасли. Впервые вводится правовое определение «промышленный кластер».
Общепринято, что в современном мире потенциал и конкурентоспособность страны являются производными от конкурентоспособности входящих в ее состав территорий в силу того, что ресурсы и факторы производства, человеческий и социальный капитал, условия для ведения бизнеса локализованы на региональном уровне, где живут и трудятся конкретные люди, действуют конкретные компании. Сегодня глобальная конкуренция между странами сводится к конкуренции между отдельными регионами. Единицей глобального экономического пространства является регион, который приобретает стратегическое значение для процветания своей страны и именно на него возлагается роль локомотива в национальном развитии. Такая стратегия обуславливает концептуальную значимость подхода к развитию региона и его интеграции в систему национальных приоритетов.
Наиболее прог р е с с и в н ы м и и н н о в а ц и о н н ы м