Коммерческие автопарки переходят на природный газ
Сегодня в России идет масштабная работа по внедрению экономичного и экологически безопасного топлива - природного газа. В регионах расширяется газозаправочная инфраструктура, отечественные автопроизводители предлагают газомоторные версии выпускаемых моделей.
Объем продаж автомобилей на метане вырос в 2015 г. на рекордные 28 %. Однако техника на традиционных видах топлива по-прежнему составляет большую часть коммерческих автопарков. На долю газомоторных транспортных средств приходится лишь 0,23 % проданных автомобилей. Что сдерживает развитие газомоторных автопарков, каковы перспективы внедрения природного газа на рынке коммерческих грузоперевозок?
Природный газ, сжатый (компри-мированный, или КПГ) и сжиженный, рассматривается как основной конкурент нефтяному топливу в сегменте пассажирских и грузовых перевозок. Метан выигрывает не только по стоимости, но и по качеству. Эксплуатационные риски снижаются (заправка контрафактом исключена), а межсервисный период продлевается в 1,5 раза вследствие экологической чистоты газомоторного топлива.
Перейти на использование природного газа можно двумя способами:
купить заводскую модель с установленным газобаллонным оборудованием или обратиться в сертифицированный сервисный центр для переоборудования имеющегося транспорта. Заправка техники осуществляется на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). Сегодня в России насчитывается 270 таких станций.
Больше всего газозаправочных станций на юге России: в Краснодарском крае, Ростовской области, а также в Приволжском Федеральном округе - в Татарстане и Башкортостане. Сеть АГНКС строится нарастающими темпами и в других регионах. Специализированная компания «Газпром газомоторное топливо», определенная единым оператором по развитию рынка от ПАО «Газпром», реализует проект по строительству газозаправочной инфраструктуры. К 2018 г. компания планирует довести число объектов газозаправочной сети до 471.
Темпы строительства газомоторной инфраструктуры обусловлены низким спросом на газомоторную технику.
Средняя загрузка станций по России составляет лишь 25 % - в стране немногим более 110 тыс. газовых автомобилей. Специалисты компании «Газпром газомоторное топливо» выделяют две основные причины сложившейся ситуации. Во-первых, стоимость газомоторной техники на 15-30 % выше стоимости жидкотопливных аналогов. Во-вторых, производители выпускают очень мало таких автомобилей. В 2015 г. в России продано 1 370 000 транспортных средств, из них лишь 3 172 предназначены для работы на природном газе.
Оптимальным решением может стать продление программы субсидирования за счет федеральных средств. Механизмы реализации субсидирования могут быть разными. В частности, Минпромторг подготовил проект постановления, согласно которому в 2016 г. на получение субсидий смогут претендовать лишь автопроизводители, предоставившие фиксированную скидку покупателям газомоторной техники. При этом газомоторные автомобили станут более доступными для потребителей. По мнению участников рынка, правила предоставления субсидий из федерального бюджета на приобретение техники, работающей на природном газе, направлены, в частности, на повышение бюджетной эффективности. В правилах должны учитываться интересы субъектов РФ и сохраняться механизмы финансирования из федерального бюджета субъектов РФ при осуществлении мероприятий по обновлению парков техники. Применение комбинированного варианта сделает газомоторную технику более доступной для потребителей, поддержит субъекты и автопроизводителей в части производства и приобретения экологически безопасной техники, ускорит развитие рынка, а также будет способствовать достижению к 2020 г. в регионах значений целевых показателей, установленных распоряжением Правительства 767-р.
16 | «Транспорт Российской Федерации»
№ 1 (62) 2016
Региональные органы власти могут разрабатывать и применять меры по стимулированию автопарков и автовладельцев к переходу на газомоторное топливо. Например, в ведении регионов находится вопрос предоставления налоговых льгот и программ субсидирования владельцам техники, работающей на природном газе. Сегодня налоговые льготы действуют в Санкт-Петербурге, Кировской, Кемеровской, Нижегородской области и других регионах России. В феврале 2016 г. Татарстан определил размер и порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат при переводе транспорта на газомоторное топливо представителям бизнеса и частным автовладельцам.
Важный фактор успешного развития рынка - выпуск большего числа газомоторных моделей различных классов. Оптимальным решением представляется производство автомобилей, в которых используется как традиционное топливо, так и природный газ. Возможный вариант - развитие технологии газодизельного цикла. В том и в другом случае стоимость жидкотопливных и газобаллонных автомобилей для потребителей должна
Постоянный прирост объемов реализации КПГ по сети Группы Газпром составляет 5-8 процентов в год. По итогам 2015 года реализация КПГ всеми АГНКС Газпрома составила 433 млн м3. К 2017 году прогнозируется реализация КПГ с АГНКС Группы Газпром до 560 млн м3 в год.
быть одинаковой. Очевидно, что решить указанные задачи невозможно без комплекса мер государственного стимулирования, направленных на ускоренное развитие рынка газомоторного топлива.
Особую роль в успешном внедрении природного газа в сегменте коммерческих перевозок играет реализация пилотных проектов. В начале февраля компании «Газпром газомоторное
топливо», «КамАЗ», «Макдоналдс» и «ХАВИ Логистикс» подписали соглашение по доставке грузов для сети «Мак-доналдс» транспортом, работающим на природном газе. В рамках соглашения компания «ХАВИ Логистикс» закупит газобаллонную технику ПАО «КамАЗ», а компания «Газпром газомоторное топливо» обеспечит заправку грузового транспорта природным газом. Результаты совместной работы будут положены в основу формирования программ развития российского газомоторного рынка.
Использование природного газа на коммерческом автотранспорте входит в число эффективных бизнес-решений. Однако темпы дальнейшего развития рынка зависят от слаженной работы всех участников. Активное участие коммерческих автопарков в процессе газификации транспорта следует рассматривать как одно из ключевых звеньев развития рынка газомоторного топлива и создания необходимых условий для надежного функционирования транспортного комплекса страны. Нельзя забывать, что экономичное топливо -инструмент повышения рентабельности предприятий. □
№ 1 (62) 2016
«Транспорт Российской Федерации» | 17