Научная статья на тему 'К вопросу оптимизации законодательства таможенного союза о нарушении таможенных правил'

К вопросу оптимизации законодательства таможенного союза о нарушении таможенных правил Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / НОРМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА / РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щелкунова Елена Владимировна, Мамедов Ахмед Курбанович

В статье рассматриваются некоторые аспекты функционирования административного и уголовного законодательства по вопросам таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности стран-участниц Таможенного союза и проблемы унификации таможенного законодательства РФ, Белоруссии и Казахстана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щелкунова Елена Владимировна, Мамедов Ахмед Курбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу оптимизации законодательства таможенного союза о нарушении таможенных правил»

УДК 339.543.622

К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Елена Владимировна Щелкунова, к.с.-х.н., доцент Ахмед Курбанович Мамедов, к.э.н., доцент

ФГБОУВПО «Великолукская ГСХА», Россия, г. Великие Луки

В статье рассматриваются некоторые аспекты функционирования административного и уголовного законодательства по вопросам таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности стран-участниц Таможенного союза и проблемы унификации таможенного законодательства РФ, Белоруссии и Казахстана.

Ключевые слова: таможенное законодательство; Таможенный союз; ЕАЭС; виды административной ответственности; нормы уголовного права, регулирующие таможенные преступления.

В условиях перманентных экономических реформ в Российской Федерации формируется рыночная система, которая определяет новые направления, цели и задачи по защите государственных интересов в области экономического суверенитета и экономической безопасности страны. Следовательно, в таких условиях деятельность таможенных органов призвана регулировать и активизировать экономическую безопасность и внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность государства.

Особое значение имеет понимание таможенной политики государства как структурной составляющей внутренней и внешней функции российского государства. Взвешенная и сбалансированная таможенная политика позволит

надежно реализовывать внешнеэкономические интересы и задачи государства и предотвращать нарушение норм таможенного законодательства.

Однако не без проблем движется процесс правового обеспечения деятельности таможенных органов. Таможенное законодательство формировалось в трудные годы после распада СССР, где необходимо было учитывать особенности социально-экономической и политической ситуации, зарождающиеся рыночные институты и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность таможенных органов и т.д., следовательно, некоторые санкции, применяемые сегодня к нарушителям таможенного законодательства, неоправданно завышены «и не соответствуют тяжести совер-

шенных правонарушений и последствиям» [7].

Динамика социально-

экономических и политических процессов настолько высока, что уже с 01.01.2015 г. начал действовать ЕАЭС (вместо ЕврАзЭС), который внесет определенные корректировки в национальные таможенные законодательства России, Белоруссии, Казахстана и присоединяющихся к ним Армении и Киргизии.

Эволюция внешнеэкономических изменений и практика показывают, что зачастую «свежепринятые» законы требуют изменений и дополнений уже сразу, как только они начинают действовать. В том числе и основные «таможенные законы» (ТК ТС и закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации») не представляют собой исключение.

Например, если говорить о ФЗ-311 «О таможенном регулировании в РФ», то необходимость его корректировки появилась почти сразу же после его вступления в силу. Однако до сих пор масштабных изменений в закон не внесено. Возможно, впредь закон будет дополняться какими-то новыми нормами в связи с экономическими и политическими ситуациями [8].

Таможенный кодекс ТС [6] принимался в ускоренные сроки. ФТС России практически была лишена возможности на доработку комплекса вопросов, несмотря на разность мнений по некоторым положениям стран-членов ТС. Реалии таковы, что когда мы были незави-

симыми государствами, то законотворческий процесс каждого государства складывался и осуществлялся по-своему, в том числе и с учетом своих национальных традиций и необходимостей. И сегодня, когда Таможенный союз действует уже не первый год, таможенные органы трех государств-членов Таможенного союза ведут законодательно-административный процесс по делам НТП и привлекают нарушителей к ответственности в соответствии с собственным законодательством государства-члена Таможенного союза [1]. В качестве примера приведем некоторые нормы административных кодексов государств-участников ТС, касающихся нарушений таможенного законодательства (таблица 1).

Сравнивая представленные нормы, можно отметить некоторую схожесть мер ответственности за административные проступки. При этом «административное правосудие» осуществляется в рамках национального законодательства.

Анализ некоторых норм уголовного права государств-членов ТС также привел к заключению о разности взглядов, например, на определение предмета контрабанды (по законодательству РФ в настоящее время за контрабанду предусмотрена административная ответственность) в зависимости от размера экономического ущерба, нанесенного контрабандой товаров и транспортных средств и участия их (контрабандного имущества) в гражданском обороте.

Таблица 1 - Виды административной ответственности за нарушение

таможенных правил согласно законодательства стран-участников ТС

№ За совершение За совершение За совершение

административных административных административных

правонарушений правонарушений правонарушений

на территории Российской на территории Республики Казахстан на территории Республики

Федерации (ст. 3.2 КоАП РФ (ст . 4 5 КоАП РК [3]) Беларусь (ст. 6.2 КоАП РБ)

[4]) [2])

1 2 3 4

1 предупреждение предупреждение предупреждение

2 административный штраф административный штраф штраф

3 возмездное изъя- возмездное изъятие предмета, исправительные

тие орудия совер- явившегося орудием либо работы

шения или предме- предметом совершения адми-

та административ- нистративного правонаруше-

ного правонару- ния

шения

4 конфискация конфискация предмета, административный

орудия соверше- явившегося орудием либо арест

ния или предмета предметом совершения адми-

административно- нистративного правонаруше-

го правонарушения ния, а равно имущества, полученного вследствие административного правонарушения

5 лишение специального права, предоставленного физическому лицу лишение специального права лишение специального права

6 административный лишение лицензии, специ- лишение права

арест ального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий заниматься определенной деятельностью

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4

7 административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя конфискация

8 дисквалификация принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения Де портация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения

9 административное приостановление деятельности административный арест

10 административное выдворение за пределы РК иностранца или лица без гражданства

На взгляд специалистов, в области таможенного законодательства такое разночтение имеет принципиально важное значение для квалификации правонарушений, совершенных на единой таможенной территории государств-участников ТС. Законодательство Таможенного союза не решает вопросов по установлению признаков составов таких преступлений. Данная миссия «ложится на плечи» национального законодателя и осуществляется только в национальном уголовном законе.

Очевидно, что на едином таможенном и экономическом пространстве государств-членов Таможенного союза и ЕЭП должно быть унифицировано уголовное законодательство, не только касаемое таможенных, но и иных экономических преступлений, таких, например, как

преступлений, связанных с перемещением объектов интеллектуальной собственности, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, ядовитых веществ и других предметов, запрещенных к ввозу или перемещению через таможенную границу ТС. Такая проблема должна решаться единообразием формулирования каждым государством-членом ТС признаков составов этих преступлений не только в национальном уголовном законе, но и в унифицированных нормах, приемлемых для всего таможенного пространства ТС.

5 апреля 2011 года был ратифицирован Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства ТС и вхо-

дящих в него государств [1] и 7 февраля 2011 года - Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях [5]. Статьей 3 указанного договора определено, что виды преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности определяются национальными законодательствами сторон с особенностями, установленными данным документом [5]. При этом все государства обязались

принять меры по внесению изменений в свои законодательства, предусматривающие уголовную и административную ответственность за нарушения таможенного законодательства ТС и законодательства сторон, а также привести такие деяния к единому определению противоправности.

Таким образом, процесс становления, оптимизации, унификации таможенного законодательства Таможенного союза продолжается и развивающаяся практика будет вносить свои корректировки в разрешение проблем соблюдения таможенных правил.

Список литературы

1. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://www.pravo.bv. - Дата доступа: 06.03.2015.

2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 декабря

2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля

2003 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 февр. 2001 г. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2011

3. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях: принят Законом РК от 30.01.01г № 156-П.: текст Кодекса по состоянию на 18.04.2011 г. - М: Эксмо, 2011. - 368 с.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

текст с изм. и доп. на 25.10.2013. -М.:Эксмо. - 448 с.

5. Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://www.pravo.bv. - Дата доступа: 06.03.2015.

6. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2011. - Режим доступа: http://www.pravo.bv. - Дата доступа: 06.03.2015.

7. Бизнес просит смягчить наказания за нарушения таможенного законодательства //ИИ «РБК daily (В фокусе)» 02.11.2012 г.

8. Customs Online.ru

E-mail: td@vgsa.ru

182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д. 2, Великолукская ГСХА. Тел.: (81153) 3-65-87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.