Научная статья на тему 'Институт административной ответственности за нарушение таможенного законодательства: Параллели и пересечения развития'

Институт административной ответственности за нарушение таможенного законодательства: Параллели и пересечения развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1662
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE RUSSIAN FEDERATION / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / CUSTOMS CODE OF THE CUSTOMS UNION / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / CUSTOMS CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / ГАРМОНИЗАЦИЯ / HARMONIZATION / УНИФИКАЦИЯ / UNIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуменюк Виктория Петровна

В статье рассматривается институт административной ответственности за нарушение таможенного законодательства в контексте ретроспективного исследования этапов его развития в законодательстве России. Методология исследования основывается на принципах комплексности, при выполнении работы применялся системный подход, сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический и логический методы исследования. Использованные статистические данные детально отражают существующую ситуацию. Новизна поднятой проблематики обоснована репрезентативностью проведенного сравнительно-правового анализа закономерностей становления института административной ответственности на протяжении всего исторического пути, а также нахождения нормативных параллелей и юридических особенностей его формирования в современном таможенном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гуменюк Виктория Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт административной ответственности за нарушение таможенного законодательства: Параллели и пересечения развития»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Гуменюк Виктория Петровна

Главный государственный таможенный инспектор правового отдела

Новороссийской таможни E-mail: victoryagumenyuk@mail.ru

ИНСТИТУТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация.

В статье рассматривается институт административной ответственности за нарушение таможенного законодательства в контексте ретроспективного исследования этапов его развития в законодательстве России.

Методология исследования основывается на принципах комплексности, при выполнении работы применялся системный подход, сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический и логический методы исследования. Использованные статистические данные детально отражают существующую ситуацию.

Новизна поднятой проблематики обоснована репрезентативностью проведенного сравнительно-правового анализа закономерностей становления института административной ответственности на протяжении всего исторического пути, а также нахождения нормативных параллелей и юридических особенностей его формирования в современном таможенном законодательстве.

Ключевые слова: Кодекс об административных правонарушениях в Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, гармонизация, унификация.

Gumenyuk Victoria P.

^ief state customs inspector of the legal department of Novorossiysk customs

Abstract.

The article considers the institution of administrative responsibility for violation of customs legislation in the context of retrospective study of the stages of its development in the legislation of Russia.

The research methodology is based on the principles of complexity, when implementing a systematic approach was applied, comparative legal, formal-legal, historical and logical methods of research, statistics used -reflect the current situation in details.

The novelty of the raised problems is justified by the representativeness of the comparative legal analysis of the laws of formation of the Institute of administrative responsibility throughout the historical path, as well as finding normative parallels and legal peculiarities of its formation in modern customs legislation.

Keywords: Code of Administrative offenses in the Russian Federation, Customs code of the customs union, Customs code of the Eurasian Economic union, Harmonization, Unification.

Современное толкование понятия института административной ответственности за нарушение таможенного законодательства базируется на совокупности урегулированных нормами национального и наднационального таможенного законодательства, административно-материальных и процессуальных общественных отношений, складывающихся в данной сфере. Как важная составная часть общего института административной ответственности, преломленной через призму норм ответственности в таможенной сфере, он имеет специфические особенности, которые нередко выходят за пределы общепринятых тенденций.

Так, нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) являются основанием для привлечения виновных лиц к мерам государственного принуждения, так как они вызваны негативной государственно-правовой оценкой совершенного деяния. При этом наложение административного наказания на правонарушителя связано с ограничением его правового статуса в целях предупреждения новых правонарушений.

Развиваясь в строгом соответствии с юридическим вектором административного права, нормы административной ответственности в таможенной сфере имели не только нормативные параллели, но и узковедомственные пересечения законодательного порядка.

Вместе с тем исследовать основные этапы развития отдельных аспектов системы административной ответственности за нарушение таможенного законодательства невозможно без анализа закономерностей становления института административной ответственности в целом.

На протяжении всего исторического пути этот правовой институт развивался под влиянием теоретических взглядов ученых относительно административной ответ-

ственности вообще, а также изменений в таможенном законодательстве, устанавливающем такую ответственность. Однако окончательное законодательное оформление данного института произошло лишь в последнее время, когда его материально-правовые и процессуальные основы были закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Институт административной ответственности в России начал формироваться со второй половины XIX в., после принятия в 1864 г. Устава о наказаниях1.

Анализируя указанный Устав, можно сделать следующий вывод, что основная часть административного правового регулирования была нацелена на поддержание должного уровня общественного порядка в стране, что придавало этому институту ярко выраженный полицейский оттенок. Именно поэтому многие ученые, исследовавшие данный период, считают, что первоосновой зарождения административного права является так называемое полицейское право, которое органично связано с административно-юрис-дикционной деятельностью государственных органов, осуществляющих полицейские функции и, как правило, применяющих административные санкции в различных сферах деятельности с применением санкций административной ответственности2.

Административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Раздел II Особенной части КоАП РФ детально отражает сферы деятельности, за нарушение которых законодателем предусмотрены административные санкции. Детальное изучение данного вопроса позволяет установить следующую тенденцию. Большое внимание уделяется следующим

1 См. Судебные Уставы 20.11.1864 с изложением рассуждений, на коих они основаны. Часть четвертая. СПб, 1866 г..

2 Статья 1.3 КоАП РФ устанавливает перечень видов административных наказаний и правил их применения; В ст. 3.2 КоАП РФ систематизирован исчерпывающий перечень административных наказаний.

составам административных правонарушений: правонарушениям, посягающим на права граждан; правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; правонарушениям в области охраны собственности; правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования; правонарушениям в промышленности, строительстве и энергетике; правонарушениям в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; правонарушениям на транспорте; правонарушениям в области связи и информации; правонарушениям в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций; правонарушениям в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг; правонарушениям в области таможенного дела (нарушение таможенных правил); правонарушениям, посягающим на институты государственной власти; правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; правонарушениям против порядка управления; правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность; правонарушениям в области воинского учета.

С учетом тематики исследования более детально остановимся на правонарушениях в области таможенного дела, которым посвящена гл. 16 КоАП РФ.

Как показывает исторический опыт, институт административной ответственности развивался под воздействием объективно существующих на исследуемом этапе социально-экономических и политических условий развития государства, а также уровня культуры населения, что придавало

ему соответствующую окраску, характеризующуюся преимущественным обеспечением публично-правовых интересов государства. Кроме этого на развитие указанного института большое влияние оказывали передовые взгляды ученых-правоведов3. Так в дореволюционный период серьезное влияние на его развитие оказывали труды таких видных ученых, как: И.Е.Андриевский, А.Д.Градовский, В.Ф.Дерюжинский, Н.М.Коркунов, Н.Н.Муравьев, А.А.Трифонов, И. Т. Тарасов, В. Я. Фукс и др.4.

В настоящее время, связанное с влиянием международно-правовых стандартов, развитием интеграционных международных процессов, а также демократических и правовых преобразований в нашей стране, направленных на достижение определенного баланса между публично-правовыми интересами государства и частноправовыми интересами личности, исследуемый институт продолжает развиваться под воздействием новых социально-экономических и политических условий.

Динамика развития российской экономики и спады, возникающие в связи с введением в XXI веке санкций во внешнеторговой деятельности, детально представлены в статистических данных.

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2016 году составил 471,2 млрд. долларов США и по сравнению с 2015 годом сократился на 11,2%, в том числе экспорт — 287,6 млрд. долларов США (сокращение на 17%), импорт — 183,6 млрд. долларов (сокращение на 0,4%).

Товарооборот России с государствами — членами ЕАЭС в 2016 году составил 39 млрд. долларов США, в том числе экспорт — 25,5 млрд. долларов США, импорт — 13,5 млрд. долларов США. По сравнению с 2015 годом

3 См. Серков, П. П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы // Монография. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 480 с.

4 См., например: Коркунов, Н. М. Очерк теорий административной юстиции. СПб., 1885; Тарасов И. Личное задержание как полицейская мера безопасности. СПб., 1886; Трифонов, А. О мерах принуждения по прусскому и нашему законодательствам. СПб., 1886.

товарооборот сократился на 8,0%, в том числе экспорт — на 10,6%, импорт — на 2,6%5.

Данные статистические сведения отражают тенденции введения санкций. По мнению многих экспертов, антироссийские санкции не достигли своей цели и при этом наносят экономический вред тем странам, которые их ввели. Хотя санкции всё же оказывают определённое негативное влияние на российскую экономику, их вклад в падение ВВП России оценивается как небольшой по сравнению с падением цен на нефть: санкции ответственны лишь за 10% от общей цифры падения экономики России (то есть речь идет всего о 0,4% из общих 4% спада ВВП в 2015 году).

Санкции стали мощным стимулом для развития импортозамещения в России, особенно с учетом введенных российским правительством контрсанкций, ограничивающих закупки многих западных товаров (прежде всего, продуктов питания). В результате отечественные производители по большей части только выиграли от сложившейся ситуации, а страна в целом снизила уровень зависимости от западных товаров и технологий.

6 августа 2014 года был введен запрет на импорт продовольствия из стран, которые ввели санкции против РФ. В основном это коснулось стран Евросоюза, многие из которых ранее осуществляли крупномасштабные поставки сельхозпродуктов в Россию. Российское эмбарго преследует две цели:

• оказать дополнительную поддержку собственному сельскому хозяйству, которое, впрочем, и до этого развивалось довольно неплохо.

• увеличить поставки из более дружественных России государств, например, стран Таможенного союза, а также из стран Азии и Латинской Америки. Ещё до конца 2014 года был увеличен объём поставок из Бразилии, Аргентины и Ирана. Антироссийские санкции обошлись России более чем в 52-55 млрд. долларов по-

терь, а другим государствам — в более чем 100 млрд. долларов потерь. Санкции также спровоцировали колоссальный отток капитала из РФ — в 2014 году он составил $153 млрд., в 2015-м — $57,5 млрд., в 2016-м — $15,4 млрд.

В условиях стремительно растущего насе -ления и мировой глобализации экономика стала наиболее важной составляющей любого государства. Мировые рынки взаимодействуют и развиваются, как единый организм, способный быстро реагировать на изменения. Практика ввода санкций против отдельных государств показала, что, несмотря на значимость их экономик в мировой системе, в случае потери конкретного рынка «организм» довольно быстро успевает приспособиться к новым условиям.

Учитывая масштаб экономики, полностью исключить Россию из международной системы экономических отношений (как, например, Северную Корею) невозможно, во многом благодаря сырьевой базе. Но полагаться на спрос на полезные ископаемые, в качестве основополагающей всей экономики абсолютно неверно, и не только из-за их ограниченных запасов. Сегодня сырьевая экономика считается наиболее примитивной, и, как можно увидеть на практике, наибольшего успеха в развитии достигли именно те страны, где собственные ресурсы в значительной степени или частично ограничены.

В целом санкции запада не грозят крахом российской экономике и не способны сильно повлиять на дальнейшее развитие страны в ближайшее время, но их действие имеет негативное влияние на будущие перспективы.

В настоящее время правовое регулирование административной ответственности в целом и в таможенной сфере, в первую очередь, представляет собой правовой механизм, позволяющий обществу противодействовать нарушениям установленного порядка цивилизованным способом, ко-

5 Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». 2014, 2015, 2016 гг. http://www.customs. ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=18455

торый отвечает международно-правовым стандартам6.

Для целей нашего исследования целесообразно проанализировать развитие института административной ответственности применительно к развитию таможенного законодательства, как основания административной ответственности. Для этого нам понадобится провести ретроспективный анализ развития указанного законодательства и проследить взаимосвязь его влияния на развитие института административной ответственности за его нарушение.

Прежде всего, следует отметить, что развитие административной ответственности

за нарушения таможенного законодательства тесно связано с фактическим состоянием деликтности на исторических этапах развития таможенного дела. Менялось таможенное законодательство, и менялась административная ответственность за его нарушение.

По мнению ряда исследователей, генезис таможенного регулирования применительно к нашему государству берет начало с самых ранних периодов возникновения государственности на Руси.

Детали и сравнительная характеристика данного периода отражены в Таблице 1.

Источники нормативно-правового регулирования административной ответственности в указанный период Характерные особенности для данного периода Параллели в современном законодательстве

«Русская правда»; 1. В летописях вводится понятие «мыто», которое оказывает серьезное влияние на пополнение государственной казны. 1. Пункт 33 ст. 2 ТК ЕАЭС определяет: таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

«Правда Ярослава»; 2. Создается аппарат княжеских чиновников «мытников». 2. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 №809 утверждено положение о Федеральной таможенной службе России.

«Устав Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных»; 3. Вводятся санкции за несоблюдение таможенного законодательства «промыт»; которые выражались в денежной сумме двух мыт; Была ведена «заповедь» за просроченный период уплаты мыта. 3. В соответствии с гл. 16 КоАП РФ, утверждены составы правонарушений, в соответствии с которыми предусмотрены санкции за их совершение. Действующим таможенным законодательством введены штрафные санкции за нарушение сроков оплаты требований об уплате таможенных платежей, взыскивается пеня, в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.

6 См.: Серков, П. П. Понятие административной ответственности // Закон. 2010. № 8. С. 97.

«Устав Ярослава Мудрого «О церковных судах»; 4. К временам Русской Правды относят возникновение принципа состязательности в процессе привлечения к ответственности (могли привлекаться свидетели). 4. Принцип состязательности и равноправия сторон провозглашен ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, а также в дублируется в процессуальных Кодексах РФ; Статья 25.6 КоАП РФ устанавливает определение свидетеля.

«Устав Всеволода «О церковных судах»; 5. Предоставлялось право обжалования принимаемых решений. 5. Статьей 30.1 КоАП РФ предусмотрено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

Договор 944 года «О мире с греками». 6. Привлекаемые к ответственности лица имели право доказывать свою невиновность (на основании свидетельских показаний, присяги, целования креста). 6. Статья 1.5. КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности.

Характерной чертой ответственности в данный период является то, что она носила ярко выраженный сословный характер. Это подтверждается тем, что для различных слоев общества создавались отдельные юрисдикционные органы. Ярким доказательством данного тезиса является Ярославский Устав, в котором была предусмотрена возможность рассмотрения отдельных категорий дел, как в порядке особой, так и в порядке общей подсудности. При этом общая подсудность носила название — «обчий суд».

Характеризуя административную ответственность в исследуемый период вообще и ответственность за нарушение таможенного законодательства в частности, следует

отметить, что в те времена ни княжескими, ни царскими законами не был достаточно четко урегулирован порядок привлечения к административной ответственности, да и самого понятия «административное правонарушение», не существовало, однако использовались такие термины, как преступление и проступок.

Дальнейшее развитие административной ответственности за нарушение таможенного законодательства следует связывать с созданием специальной государственной структуры, непосредственно осуществляющей борьбу с таможенными правонарушениями. Такую структуру в 1723 г впервые создал Петр I, и называлась она «форпостные команды».

Детали и сравнительная характеристика данного периода отражена в Таблице 2.

Источники нормативно-правового регулирования административной ответственности в указанный период

Характерные особенности для данного периода

Параллели в современном законодательстве

Устав Таможенный 1819, 1857, 1892 и 1904 гг.

1. Создание «Форпостных команд» — Юрисдикци-онная деятельность по борьбе с нарушениями таможенного законодательства приобретает новое качество.

1. Создана специализированная государственная структура по борьбе с таможенными правонарушениями.

2. В 1827 году создается Пограничная Стража, которая построена на военных началах.

2. В соответствии со структурой таможенных органов, установлено 3 категории лиц, работающих в таможенных органах. 1. Сотрудники, к которым применяются положения 114-ФЗ «О службе в таможенных органах»; 2. Федеральные государственные служащие, осуществляющие свою деятельность в соответствии с 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»; 3. работники;

3. При Александре II начинается выделение Пограничной Стражи из Таможенного управления.

3. Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ПС ФСБ России) — структурное подразделение (специальная служба) в составе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России); не входящее в структуру ФТС России.

4. Пограничная Стража не имела права заниматься поборами и другими следственными действиями.

4. Положением о Федеральной таможенной службе РФ утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. №960, устанавливается компетенция данного ведомства

5. Производство по делам о нарушениях таможенного законодательства, находятся в введении таможенного органа. Если нарушитель сознается в содеянном, то дело рассматривается начальством таможенного органа; если не сознается, то дела направляется в суд. 5. Статьей 23.8 КоАП РФ установлен перечень составов правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

6. В указанных Уставах тяжким нарушением таможенного законодательства признается тайное перемещение товара на территорию или из территории государства. 6. Статья 4.3 КоАП РФ предусматривает обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

7. Ответственность дифференцировалась в зависимости от участников таможенных правоотношений: провозитель, корабельщик, хозяин товара. 7. В составах правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, предусмотрена административная ответственность различных су-бьектов.

8. Вводилась особая ответственность за перемещение фальшивых денежных средств. 8. Статья 186 УК РФ предусматривает ответственность за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.

Анализ законодательства показывает, что в основном за нарушение таможенного законодательства в Уставах были предусмо -трены следующие наказания: конфискация, штраф, лишение свободы в исправительных арестантских отделениях, а также ссылка и высылка.

В Таможенном уставе 1904 г. впервые все нарушения таможенного законодательства представлены в виде определенной системы, в которой более основательно дифференцирована ответственность за их совершение.

Основные составы нарушений таможенного законодательства предусматривают:

• перемещение товара через границу в неустановленном месте, т.е. помимо таможен;

• перемещение товара через границу незаконным способом;

• перемещение товара с нарушением правил его привоза и отпуска, установленных Таможенным уставом.

Ответственность различается в зависимости от таможенного статуса товара, предмета правонарушения, места задержания

товара, наличия физического насилия и его характера в отношении должностных лиц таможенных органов и других лиц, производивших задержание, применения огнестрельного или холодного оружия, совершения правонарушения группой лиц или по предварительному сговору.

Таким образом, Таможенный устав 1904 г. наиболее основательно установил виды правонарушений совершаемых в области таможенного дела и более дифференцированно установил ответственность за их совершение. Все это неразрывно связано с развитием самого таможенного законодательства, предусматривающего более четкие правила перемещения товаров через границу7.

Привлечение к ответственности за нарушение таможенного законодательства производилось чинами полиции или должностными лицами, которые по закону могут исполнять полицейские обязанности. Поэтому действующими лицами, осуществляющими юрисдикционные полномочия, в уездах были сельские старосты или начальники, нижние полицейские чины, становые приставы, уездные исправники и их помощники. В городах эти функции выполняли надзиратели, частные приставы, полицеймейстеры и их помощники.

Поводами к привлечению к ответственности служили: личное усмотрение полицейского органа, явка с повинной, объявление, жалоба, донесение (сообщение)8.

Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение нарушителей к ответственности за нарушение таможенного законодательства до XIX века осуществлялось в рамках произвольной административно-полицейской деятельности, которая специальными юрисдикционными актами не регламентировалась.

В большинстве случаев наказания за нарушения таможенного законодательства

назначались местными судами или начальством таможенного органа.

В мае 1912 года происходит последняя в царской России реорганизация таможенной службы. В последующие годы таможенное законодательство, а значит, и ответственность за его совершение практически не развивались, что было связано с известными революционными преобразованиями в жизни нашего государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, дореволюционная ретроспектива административной ответственности за нарушение таможенного законодательства может быть подразделена на два основных этапа.

Первый этап можно определить промежутком времени с 862 по 1547 гг., когда ответственность за нарушения таможенного законодательства определялась княжескими указами.

Второй — с 1547 по 1917 гг., когда ответственность за указанные правонарушения определялась уже царскими указами и правовыми актами Российской империи.

В указанные периоды большинство проступков, связанных с нарушениями таможенного законодательства, в сущности, являлись административными правонарушениями.

На этапе становления советской власти в связи с отменой царских законов и уложений правовое регулирование административной ответственности за нарушения таможенного законодательства практически отсутствовало. В ходе борьбы со своими классовыми врагами пролетариат применял те или иные меры насилия на первых порах без особой системы, от случая к случаю, неорганизованно9.

Таким образом, на первых этапах становления Советской власти таможенное законодательство практически не применялось, а значит, административная ответствен-

7 Боков, К.И.Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства в России в XIX — начале XX века. Монография. М., Изд-во «Проспект»,— 2012.— 12 п.л.

8 Гисси, С. А. Дознание. Его цели и способы производства. Руководство для чинов полиции, волостнаго и сель-скаго начальства. Ч. I, II. Казань, 1878. С. 4-5.

9 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1907-1952 гг. / Под ред. И. Т. Го-лякова. М.: Госюриздат, 1953. С. 57.

ность за нарушение таможенного законодательства практически отсутствовала.

Внешнеэкономическая торговая деятельность государства была парализована. Товары в это время не продавались, а распределялись. Однако продовольственный кризис провоцировал рост неконтролируемого ввоза товаров. Как следствие, в 1921 году был принят закон о борьбе с контрабандой.

Определенное значение для развития административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Детали и сравнительная характеристика

в рассматриваемый период имел Таможенный Устав СССР 1924 г. В ст. 259 указанного правового акта было закреплено понятие контрабанды, которая, по мнению О. В. Греч-киной, подразделялась на простую и квали-фицированную10.

При этом за простую контрабанду предусматривался штраф и конфискация, из чего О.В.Гречкина совершенно справедливо делает вывод о наличии административной ответственности за такой вид контрабанды.

[ного периода отражена в Таблице 3:

Источники нормативно-правового регулирования административной ответственности в указанный период Характерные особенности для данного периода Параллели в современном законодательстве

Закон «О борьбе с контрабандой» 1921 г. 1. Устав выделил 23 нарушения таможенного законодательства и определил соответствующие наказания за их совершение. 1. Выделяются 23 статьи, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ.

2. Среди субъектов выделил не только лиц, перемещающих товары, но и владельцев товаров. Вводилась ответственность должностных лиц, отвечавших за перевозку. 2. КоАП РФ установлен перечень субъектов административной ответственности, ст. 2.10 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц.

Таможенный Устав СССР 1924 г. 3. Привлекались к административной ответственности юридические лица, например, управления пароходств, железных дорог. 3. Предусмотрена КоАП РФ;

10 См. Гречкина, О. В. Становление и развитие таможенного дела в советский период: историко-правовой аспект //ЕврАзЮж № 3 (46) 2011

Таможенный кодекс СССР 1928 г. 4. Расширяется понятие контрабанды. 4. В Российской Федерации уголовная ответственность за контрабанду была предусмотрена ст. 188 Уголовного кодекса (УК РФ) Контрабанда отнесена к преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности. Однако эта статья утратила силу (Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ). Вместо нее в УК РФ введены три новые статьи.

5. Устанавливаются новые меры процессуального обеспечения расследования контрабандного перемещения товаров, среди которых экспертиза и оценка доставляемых предметов контрабанды. 5. Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрен порядок производства по уголовным делам.

6. Устанавливалась ответственность коллективных субъектов таможенных правоотношений. Взыскание обращалось на имущество организаций. 6. Установлена ответственность руководителя организации и должностных лиц;

7. Был установлен срок давности привлечения к административной ответственности, который равнялся трем годам. 7. Статья 4.5 КоАП РФуста-навливает срок давности привлечения к административной ответственности.

Таможенный кодек СССР 1964 года 8. Устанавливается отграничение контрабанды как уголовно-наказуемого деяния от административного. 8. Аналогия прослеживается в действующем законодательстве.

9. Претерпели изменения и основания административной ответственности. 9. Установлены основания административной ответственности.

10. Появляются новые виды нарушения таможенного законодательства. 10. В соответствии с развитием общественных отношений, по мере необходимости вводятся новые составы правонарушений.

11. Впервые закрепляется правило привлечения к административной ответственности с момента обнаружения правонарушения. Этот срок устанавливался в два месяца. 11. В КоАП РФ устанавливается течение определенных сроков с момента обнаружения правонарушения.

Таможенный кодекс СССР 1991 года 12. Детально прописываются процессуальные аспекты привлечения к административной ответственности. 12. Предусмотрены и прописаны права лица, привлекаемого к административной ответственности.

13. Впервые устанавливается постатейный перечень. 13. Аналогично в современном законодательстве.

14. Расширяется перечень субъектов административной ответственности, кроме ответственности граждан и должностных лиц, введена ответственность юридических лиц. 14. Аналогично в современном законодательстве.

15. Впервые закреплена возможность освобождения от ответственности при малозначительности деяния. 15. Статья 2.8 КоАП устанавливает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, в том числе юридических лиц

Незаконное перемещение через таможенную границу отдельных видов товаров, а также товаров в крупных размерах квалифицировалось как уголовное преступление — контрабанда, а административная ответственность распространялась за со-

вершение деяний характерными для контрабанды способами, но такие деяния контрабандой не назывались.

На основании вышеуказанных нормативных предписаний в области административной ответственности за нарушение та-

моженного законодательства в 1993 году, после известных событий в политической и социально-экономической жизни страны, Верховным Советом Российской Федерации был принят Таможенный кодекс Российской Федерации. В указанном нормативно-правовом акте было установлено 39 видов таможенных правонарушений, а также более четкая регламентация процессуальных аспектов привлечения к ответственности за их совершение.

Дальнейшее развитие таможенного регулирования в Российской Федерации и, как следствие, административной ответственности за его нарушение шло по пути его сближения с законодательством Европейского союза, унификации и упрощения таможенных процедур. Одновременно шел процесс сближения таможенного законодательства в рамках СНГ и ЕврАзЭС.

Наиболее полно эти процессы нашли свое отражение в Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 года (вступил в действие с 1 января 2004 г.). Уже с момента своего создания он рассматривался как переходный документ к общему нормативному правовому акту в сфере таможенного дела для всех стран ЕАЭС.

Исключительно важным этапом в развитии института административной ответственности за нарушение таможенного законодательства на современном этапе стало принятие в 2001 г. новой редакции КоАП РФ. С введением в действие указанного Кодекса утратили силу статьи раздела ХТаможен-ного кодекса РФ, устанавливающие порядок ведения производства по делу о нарушении таможенного законодательства, а с 1 января 2004 г. и сам Таможенный кодекс РФ 1993 г. утратил силу.

Таким образом, наиболее значимой новеллой для целей нашего исследования стало то, что впервые из Таможенного кодекса были изъяты нормы об административных правонарушениях. Теперь эти нормы были предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях, диспозиции ко-

торых носили отсылочный характер к таможенному законодательству.

Новый этап в развитии института административной ответственности за нарушение таможенного законодательства наступил с принятием 27.11.2009 Таможенного кодекса Таможенного союза. Причем еще до вступления его в силу выяснилось, что многие вопросы в сфере таможенного дела остались не урегулированными, что вызвало необходимость подготовки национального правового акта, регламентирующего деятельность таможенных органов. Им стал Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Введение в действие Таможенного кодекса ЕАЭС является одной из важнейших вех в формировании ЕАЭС, без которой дальнейшая экономическая интеграция была бы весьма затруднена и проблематична.

Функционирование ЕАЭС означало устранение таможенных барьеров во взаимной торговле, что снижает издержки, способствует развитию кооперации производства и росту товарооборота между предприятиями стран-участниц. Все это кардинальным образом отразилось на институте административной ответственности за нарушение таможенного законодательства. Возникло множество проблемных аспектов как материально-правового, так и процессуального характера административной ответственности, обусловленных тем, что единая таможенная территория стран — участниц ЕАЭС и свободное перемещение товаров на этой территории вошли в противоречие с отличным друг от друга национальным законодательством указанных государств в области административной ответственности.

Завершающим актом настоящего этапа, оказавшим существенное влияние на формирование института административной ответственности в области таможенного дела, стал Договор между Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией о Евразийском экономическом

союзе от 29 мая 2014 г., который предусматривает в качестве основной цели обеспечение единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе.

Для достижения указанной цели государства — члены ЕАЭС приняли Таможенный кодекс ЕАЭС, вступивший в силу 1 января 2018 года. Анализ данного нормативно-правового документа показывает, что в нем содержится ряд норм, определяющих общие для всех стран-участниц положения административной ответственности за нарушение таможенного законодательства. Однако производство по привлечению к ответственности за нарушение таких правил осуществляется на основании национального законодательства стран — участниц ЕАЭС.

В связи с этим особую актуальность на современном этапе развития исследуемого правового института приобретают вопросы унификации и гармонизации национальных законодательств об административной ответственности за нарушение таможенного законодательства стран — участниц ЕАЭС. Это и есть начало нового этапа, который еще предстоит сформировать и оценить его перспективы.

Введение в действие с 1 января 2018 г. Таможенного кодекса ЕАЭС явилось важным

шагом на пути преодоления недостатков системы таможенного законодательства, в частности, ее пробельности, противоречивости отдельных актов. Необходимо отметить, что по новому законодательству только начнет формироваться судебная практика, по- разному могут трактоваться нормы и применяться ранее действующие статьи КоАП РФ.

Однако насущная проблема укрепления законности и правопорядка в сфере таможенного дела продолжает оставаться весьма актуальной, поскольку наблюдается устойчивый рост правонарушений в таможенной сфере, в том числе нарушений таможенных правил.

Эти факторы требуют развития законодательства об ответственности в таможенной сфере, в частности, повышения роли административной ответственности за таможенные правонарушения.

Все это не только должно способствовать переосмыслению роли и места института административной ответственности за таможенные правонарушения среди способов обеспечения законности и правопорядка в области таможенного дела, но и требует совершенствования его правового регулирования.

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 Ш.95-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015) // «Российская газета», №256, 31.12.2001, Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

2. Судебные Уставы 20.11.1864 с изложением рассуждений, на коих они основаны. Часть четвертая. СПб, 1866 года

3. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». 2014, 2015, 2016 гг.. http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Item id=1845

4. Боков, К. И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства в России в XIX — начале XX века. Монография. М., Изд-во «Проспект»,— 2012.— 12 п.л.

5. Гисси, С.А.Дознание. Его цели и способы производства. Руководство для чинов полиции, волостнаго и сельскаго начальства. Ч. I, II. Казань, 1878. С. 4-5.

6. Гречкина, О. В. Становление и развитие таможенного дела в советский период: истори-ко-правовой аспект // ЕврАзЮж № 3 (46) 2011.

7. Коркунов, Н. М. Очерк теорий административной юстиции. СПб., 1885;

8. Серков, П. П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы // Монография. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 480 с.

9. См.: Серков, П. П. Понятие административной ответственности // Закон. 2010. N8. С. 97.

10. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 19071952 гг. / Под ред. И. Т. Голякова. М.: Госюриздат, 1953. С. 57.

11. Тарасов, И. Личное задержание как полицейская мера безопасности. СПб., 1886;

12. Трифонов, А. О мерах принуждения по прусскому и нашему законодательствам. СПб., 1886.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.