ВЕСТНИКРМЛТ'з» зон
Е. В. СЕРЕДИНА
К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОИ ного ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА «ГУБЕРНСКОЕ КОЛЬЦО ПОДМОСКОВЬЯ»
УДК 338.48-32
Вопрос оптимизации экскурсионного туристского маршрута рассмотрен на примере как отечественного, так и зарубежного опыта. Выделены общие принципы привлекательности туристского маршрута, в том числе принципы привлекательности Губернского кольца Подмосковья».
Ключевые слова, туризм, туристский маршрут, привлекательность маршрута, развлекательный туризм, «Губернское кольцо Подмосковья».
Optimization problem of sightseeing tourist route is considered based on domesticandinternational ©cperienca The main principles of tourist routes attractiveness, including attraction prindplesfor «Provincial ring suburbs» are identified.
Key words: tourism, tourist route, route attractiveness, entertainment tourism, «Provincial ring suburbs».
На территории области сосредоточен громадный историко-культурный и природный потенциал, который во многом уже вовлечен в туристскую деятельность. В настоящее время практически во все исторические города, музеи, усадьбы уже сформированы экскурсионные маршруты, а природные ресурсы области используются для отдыха и спортивного туризма.
В этой связи при организации экскурсионного туристского маршрута «Губернское кольцо Подмосковья» необходим иной, оригинальный подход к показу используемых в других экскурсиях объектов, надо уйти от стереотипа, однообразия уже предлагаемых экскурсионных услуг в каждом конкретном городе. И в то же время необходимо комплексно
показать все богатство истории, культуры и природы конкретного места. Эта задача весьма сложная, поскольку все разнообразие методов экскурсионного показа уже используется в туристской практике.
Кру пнейшим и самым массовым в использовании туристским маршрутом в европейской части является «Золотое кольцо России», которое пользуется чрезвычайной попу лярностью как у российских, так и у зарубежных туристов. Представляется, что при разработке «Губернского кольца» необходимо использовать всс позитивные стороны в организации этого маршрута, а также учесть тс недостатки, которые в нем имеются.
Известно, что организаторы маршрута «Золотое кольцо России» ставили своей целью ознакомить туристов с древней-
ТУРИСТНКЛ
шими памятниками истории и культуры, прежде всего памятниками наследия православной Руси XII—XIII вв. Уникальные древние церкви, монастыри являются в этом маршруте основными объектами показа.
В настоящее время уже определены опорные ядра «Губернского кольца» -исторические города Дмитров, Волоколамск. Сергиев Посад. Коломна. Можайск, Серпухов и Клин. Все они обладают исключительным историко-культурным потенциалом и могут предложить туристу разнообразные объекты для осмотра. Это и православные культовые памятники, и исторические объекты. В городах и рядом с ними есть уникальные памятники природы, например Нагорная дубрава в Коломне или памятники природы близ Серпухова, которые также могут стать объектами показа. В этих центрах проходят фестивали и этнографические праздники, спортивные соревнования и многие другие события.
В то же время эти города уже вовлечены в экскурсионный показ, туда сформированы однодневные экскурсии. В Сергиев Посад, например, ежегодно приезжают более миллиона туристов. Поэтому создать оригинальный привлекательный туристский продукт очень трудно. Вместе с тем у «Губернского кольца» есть преимущества в том, что турист, участвуя в этом маршруте, может за несколько дней увидеть сразу все города.
Но для того чтобы экскурсия не была однообразной, в ее основу может быть положен принцип калейдоскопа, разнообразия и смены туристской деятельности.
В его основе лежит не просто знакомство с новыми объектами, а смена деятельности. Например, если в одном городе туристы знакомятся с памятниками
истории и культуры, то в другом они обязательно должны участвовать в каком-то мероприятии - празднике, фестивале и т. п. В третьем городе им должны предложить участие в школе мастеров, в изготовлении поделок народных промыслов, в четвертом, возможно, более широко познакомить с памятниками природы, в пятом - предложить у частие в каких-то спортивных играх, связанных с народными забавами XVIII или XIX в. В этом случае в течение нескольких дней у потребителей сложится представление о многообразии объектов, появятся качественно разнообразные впечатления. Это поможет расширить впечатление от поездки и увеличить ее привлекательность, а главное, такой маршрут не будет повторять уже имеющиеся на рынке экскурсионные услуги.
Такие программы должны постоянно меняться. Например, если турист покупает тур, условно говоря, по программе «А», то в Дмитрове ему покажут православные памятники, в Можайске он бу дет участвовать в обзорной экскурсии по городу и осматривать Бородинское поле, а в Коломне - у частвовать в театрализованном представлении ратоборцев. В слу чае покупки тура по программе «В», в Дмитрове ту ристу предложат обзорну ю экскурсию по городу, покажут и расскажут историю строительства водоводов XIX в., а затем и канала им. Москвы, познакомят с растительностью ботанического заказника «Икшинский овраг» и поднимут на подъемнике на одну' из вершин Клинско-Дмитровской гряды. В Можайске он у видит Спасо-Бородин-ский женский монастырь, познакомится с его историей, а также посетит мемориальный комплекс «Их было десять тысяч» В Коломне основное время осмотра будет уделено памятникам кремля и. воз-
ВЕСТНИКРМЛТ'з» 2011
можно, «коломенским паровозам», строительство которых началось в 1863 г. при участии военного инженера А. Е. Струве.
В каждом туристском центре и каждый день туристу будут предлагаться различные туристские услуги. В городе турист остается на один-два дня, а затем переезжает в другой туристский центр и получает новые, качественно иные впечатления.
Таким образом, в течение нескольких дней туристы смогут составить впечатление об историко-культурном и природном богатстве Московской области в целом. Принцип калейдоскопа, основанный на смене деятельности, свяжет логикой последовательного показа все имеющиеся возможности туристского потенциала Подмосковья в единый маршрут, обусловит су ществование «Гу бернского кольца» как крупного туристского маршрута в области и сохранит интерес туриста к кольцевому маршруту.
Один из них связан с тем, что экскурсионная программа в городах обычно заканчивается к 17 часам, после чего туристу предоставляется свободное время. Лишь в некоторых турах за дополнительную плату туристы могут у видеть фольклорную программу . Если тур проходит летом, то свободное вечернее время растягивается до 4-5 часов. Жатобы на то, что вечером нечем заняться, можно прочесть на форумах, в особенности молодежных, многие молодые люди считают это серьезным недостатком ту ра.
Поэтому при формировании нового маршрута необходимо предусмотреть обязательные вечерние программы, чтобы туристы были заняты и чу вствовали постоянное внимание со стороны организаторов.
Вообще, развлекательному' туризму необходимо уделить серьезное внимание.
Многие организаторы туризма в Западной Европе в настоящее время отмечают тенденцию к снижению интереса к историко-культурному наследию в пользу новых достопримечательностей и развлечений, несмотря на то, что в этих странах прикладываются громадные усилия в вовлечение в туризм объектов истории и культуры. В Великобритании, например, в соответствии с веяниями времени в новой государственной политике в области ту ризма организаторами заложены более широкие ресу рсы развлекательного туризма, и программа осуществляется под лозунгом «Крутая Британия». Это следу ет иметь в виду, поскольку в России туризм развивается чрезвычайно динамично и в своем развитии следу ет общим мировым тенденциям. Спрос на развлекательный туризм растет. В Московской области, к сожалению, ресурсы развлекательного туризма представлены очень слабо. В рамках туристского маршрута «Гу бернское кольцо Подмосковья» необходимо разрабатывать развлекательные программы, которые должны соответствовать историческому времени.
Название экскурсионного маршрута — «Гу бернское кольцо» - обу словливает содержательную часть экскурсий конкретным историческим временем, к которому' также необходимо привязывать экскур-сионнуло тематику . Московская губерния - административно-территориальная единица как Российской империи, так и РСФСР - существовала с 1708 по 1929 г.. более дву х веков. Это достаточно широкий временной пласт, который можно показывать разнообразными способами.
В частности, важно создать у экскурсантов иллюзию присутствия в губернии, а не в области. Например, в городах можно использовать соответствующий исторический транспорт - многоместные
туристнкл
конные кареты, которые были широко распространены во второй четверти XIX в. - дилижансы, фаэтоны, линейки, а также многоместный общественный транспорт - омнибусы на 15-20 мест. Это сразу даст возможность туристам погрузиться в историю, историческое прошлое. Возможно использование и наших современных автобусов, но они должны иметь какие-то отличительные особенности в облике или внутри салона, отвечающие историческому времени маршрута.
Важным моментом в организации маршрута является использование рус-
ской кухни, которая была популярна в гу бернский период, когда происходило внедрение французских и английских блюд и напитков в традиционную русскую кухню.
Можно предусмотреть организацию бала, обязательного мероприятия, которое происходило повсеместно, особенно в XIX в.
Представляется, что внимание к деталям, к реконструкции исторического времени должно украсить проектируемый экску рсионный маршру т и привлечь к себе потенциальных потребителей.
К. А. ИОНИЦКАЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДОСТУПНОГО ТУРИЗМА
УДК 338.48:316
Туризм рассмотрен как социальный феномен. Определена значимость доступного туризма. Перечислены социальные и экономические аспекты развития доступного туризма. Ключевые слова', туризм, доступный туризм, рекреация, тенденции развития, ЗЛТУТ-анализ, международные стандарты, подготовка кадров.
Tourism is consi deed as a sod al phenomenon. Importance of accessible tourism is i dentified. So-ao-economi с aspects of accessible tourism de/el opment arelisted.
Keywords: tourism, accessible tourism, recreation, devel opment tendenaes, ЭЛОТ-analysis, international standards, professional training.
Туризм в последние время стал своего рода социальным феноменом, мобилизующим миллионы людей по всему миру, способствующим нс только экономическому развитию, но и у лучшению понимания, общения и толерантности между' людьми различных национальностей. Именно поэтому так важна доступность туристской инфраструктуры для любого члена современного общества вне зави-
симости от его физических, социальных или экономических возможностей.
Одним из показателей зрелости демократического общества является экономическая и социальная вовлеченность людей с ограниченными возможностями. Так, с середины XX века в Европе происходит концептуальный и методологический сдвиг в отношении гарантий прав людей с ограниченными возможностями.