Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 16 (307).
Филология. Искусствоведение. Вып. 78. С. 73-76.
Г. И. Нугаманова К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖАНРА «КУБАИР»
Рассматривается природа жанра кубаир как уникального явления древней башкирской поэзии. Анализируются различные точки зрения исследователей по данному вопросу, а также по проблеме происхождения термина «кубаир».
Ключевые слова: эпос, кубаир, эпические произведения, песня восхваления, кубаирское импровизаторство.
Проблемам, касающимся природы кубаира как универсального явления древней башкирской поэзии, посвящено немало исследований в области фольклора тюркских народов и, в частности, башкирской фольклористики. Но. несмотря на это, наблюдается немало противоречий во взглядах различных исследователей в плане изучения рассматриваемого нами жанра, на что указывает в одной из своих публикаций Г. Р. Хусаинова: «в свое время А. Н. Киреев выделил кубаиры в отдельный жанр, подчеркивая при этом их направленность на прославление народного батыра, а по утверждению этномузыковеда Л. К. Сальмановой, кубаир -“песня - обращение к духу умершего батыра”, “жанр, сложившийся в системе военных погребальных обрядов, представляющий собой сугубо мужскую традицию похоронных причитаний; по мнению же С. А. Галина, кубаиры -это форма башкирского эпоса, прославляющая красоту родного края и батыров, борющихся за свободу»1. Вышесказанное касается, прежде всего, вопроса определения жанровых границ кубаира, представляющего особую сложность в связи с недостаточной изученностью исторических корней кубаирического жанра.
Действительно, как показывают наблюдения, кубаиры в различных источниках трактуются по-разному. Так, по утверждению башкирского поэта-просветителя М. Уметба-ева, «древняя песня башкир называлась влэц. Олэц - это сказание, или эпос, но со времен установления власти и взаимообщения башкир с другими народами песни влэц превратились в четырехстрочные лирические рифмы. В них воспевается любовь, хвала и благодарность гостям ... В песнях влэц воспевались подвиги батыров и нравоучения ханов своим сыновьям»2. Как известно, термин влэц в башкирской фольклористике не закрепился.
В ходе дальнейшего анализа научной литературы о кубаирах наблюдаются следующие
противоречия: одни исследователи называют этот жанр эпосом (М. Уметбаев), другие - ку-баиром (А. Н. Киреев, М. М. Сагитов), третьи -кубаиром-эпосом (Г. Хусаинов), четвертые -эпической поэмой (А. Харисов)3, по утверждению С. А. Галина, в 50-60-х гг. А. Н. Киреев группу кубаиров дидактического характера начал называть термином эйтем - поговорка4. По наблюдениям М. М. Сагитова, в трудах, написанных в 20-30-е гг., в значении эпоса в большинстве случаев использовался термин кубаир, доказательством чему является работа ученого-фольклориста, сэсэна М. Бурангуло-ва, представившего в своей книге «Кубаиры
о батырах» такие эпические образцы нашего народа, как «Акбузат», «Мэргэн и Маянхы-лу», «Карасакал», «Юлай и Салават». Здесь же исследователь добавляет: «Известно также называние им эпоса “Идукай и Мурадым” ку-баиром»5.
Видный ученый-фольклорист А. Н. Киреев отмечает, что в свое время кубаир принял форму традиционного эпического произведения, что раньше кубаиром называли эпические произведения, прославляющие родину и отдельных батыров. «Понятие кубаира понималось в аналогии с понятиями восточных дастанов или русских былин. Дошедшие до нас некоторые эпические произведения до сих пор бытуют под названием “кубаир”. Таким образом, кубаир стал формой традиционной эпической поэмы, преобразовался в традиционную форму импровизаторского искусства»6. В монографии данного исследователя также можно найти объяснение периоду застоя в развитии кубаирского импровизаторства: А. Н. Киреев считает, что в судьбе башкирского кубаира значимую роль сыграли историко-социальные условия жизни башкирского народа. Часть своего исследования, посвященного определению жанра и выявлению жанровых границ между кубаиром и эпосом, он заключает следующим
образом: «Кубаир - форма эпического жанра, она остается усовершенствованной формой, зародившейся на самой высокой стадии развития героического эпоса»7.
М. М. Сагитов предлагает называть словом кубаир песни восхваления, прославления, а также дает интересные сведения в плане того, что слово ~коба у многих тюркских народов, в том числе и у башкирского народа, означал цвет животных, птиц, считающихся святыми, и поэтому, предполагает автор, ~кобайыр можно интерпретировать как святая песня8. М. М. Са-гитов связывает угасание жанра кубаир в башкирском народном творчестве с уменьшением количества думбыристов, спадом в развитии думбыристского искусства9.
А. И. Харисов, называя кубаир творением безымянных народных талантов-сэсэнов, определяет его так: «героическая по звучанию песнь, народное стихотворение, воспевающее светлый ум и высокие нравственные качества батыров - борцов за правое дело»10. По его мнению, в кубаирах, по сравнению с другими жанрами башкирского фольклора, больше выявляется искусство красноречия и народная мудрость. Исследователь также акцентирует внимание на отражении в кубаирах наиболее важных вопросов общественной жизни: «Они рассказывают о событиях исторического значения, славят родину и ее доблестных батыров, “добрых” ханов, а “недобрых” зло критикуют»11. По наблюдениям А. И. Харисова, кубаиры довольно верно отражают черты эпохи, каждый из них несет какой-нибудь поучительный смысл, их «глубокое содержание достигается высокой и в то же время простой
поэтической формой, его афористическим зву-
12
чанием»12.
По мнению К. Ахметьянова, кубаир «выполнял роль эпического повествования. В то же время кубаир бытовал самостоятельно, наряду с героическим эпосом. Некоторые дошедшие до нас кубаиры возникли в результате разложения жанра эпоса»13. М. Х. Идельбаев связывает происхождение кубаира с исполнительским искусством: «Кубаир, как и айтыш, рождается перед народом, собравшимся по поводу того или иного важного события»14.
В научной литературе отмечаются нравственные, моральные начала жанра кубаир: «кубаир - это поэтический монолог, дающий народную оценку тому или иному общественному, моральному явлению»13. К. А. Аралбаев пишет, что «кубаир - это героико-патетиче-
ская песня, родившаяся в тяжелые периоды страны, особенно при окончании битв, во времена испытаний силы (прочности) и единства страны»15. Р. А. Султангареева на основе сопоставления погребальных причитаний и кубаи-ров делает вывод о том, что происхождение ку-баиров связано с погребальными традициями и хыктау (причитания). По мнению Р. Сулейманова, «кубаир означает песню хвалы, песню прославления. В них воспевались величие и красота родного края и подвиги народных ба-тыров»16.
Не менее интересные сведения в плане этимологического толкования термина куба-ир представлены в статье Л. К. Сальмановой: «слово “^оба”, как и монгольское обоо (обон), удмуртское юбо, мордовское юба, чувашское йоба (в современном словаре - юпа), в языке санскрит йупа, трактуется автором как памятный столб на могиле умершего человека». В соответствии с этим исследователь определяет жанр кубаира как средство общения с мертвым батыром и называет его песней-обращением к душе погибшего. В результате анализа ряда примеров Л. К. Сальманова приходит к такому выводу: «Кубаир - жанр, родившийся в системе обычаев военных погребений. Он сам по себе является причитанием мужчины во время процесса похорон»17.
Такую же мысль проводит в определении жанра кубаир Г. Х. Бухарова. В кандидатской диссертации «Башкирский народный эпос “Урал-батыр”: когнитивно-дискурсивный и
концептуальный анализ», а также в статье «Роль языкового, речевого и социокультурного контекста в реализации жанра эпического кубаира» исследователь приводит подробные размышления об этимологии названия жанра. Слово «тсобайыр» состоит из соединения двух башкирских слов «тсоба» (душа) и «йыр» (песня) или «эпос, эпическая поэма», то есть «песня или эпическая поэма, посвященная душе». Такой вывод далее подтверждается из социального контекста бытования данного жанра, и происхождение термина кубаир рассматривается не только в языковом, но и в социокультурном контексте. «Известно, что у предков тюркских народов были погребальные обряды, включающие насыпание кургана, установку памятной стелы и пение поминальной песни ^1ТСгау. Само слово 'Кобайыр обнаруживает этимологические связи с погребальным обрядом. Исходя из этого, можно предположить, что изначально кубаир создавался и репроду-
цировался в рамках специфической коммуникативной ситуации - обряда и предназначался для его словесного сопровождения. Видимо, изначально исполнение кубаир было связано с культом предков и заупокойными действами. Значит, кубаир - это священносказание, исполненное после смерти героя, где повествуются этапы его жизненного пути; песня, посвященная душе героя, во-первых, для ее умилостивления, успокоения и, во-вторых, для связи с душой героя потомков. Для того чтобы эффективно воздействовать душе предка, божества, всей природе и высшим сакральным силам, текст эпического кубаира должен был обладать особой семантикой и особой речевой организацией»18.
Как видно, мнения различных исследователей в плане толкования термина кубаир тоже расходятся. Для одних (М. М. Сагитова, Р. С. Сулейманова, С. А. Галина) это «песня восхваления», для других (Г. Х. Бухаровой) - «песня, посвященная душе», для третьих (Л. К. Сальмановой) - «памятный столб на могиле умершего». Мы же присоединяемся к мнению большинства и считаем, что кубаир -это песня восхваления.
В трудах известного фольклориста С. А. Галина наиболее полно отражаются основные особенности жанра кубаира. Так, автор сначала указывает на то, что слово ~кобайыр состоит из ~коба (в значении «похвала, прославление, почитание») и йыр «песня» и, соответственно, является термином, обозначающим «песню восхваления, прославления», а затем подробно останавливается на характеристике основных значений, в функции которых этот термин употребляется в современной фольклористике.
1. Кубаир - это национальное название башкирского эпоса. Как русские называют свой эпос былиной, украинцы - думой, якуты - олон-хо, так и все башкирские эпические памятники можно называть термином кубаир. Иначе говоря, эпос и кубаир - синонимические по отношению друг к другу термины.
2. Кубаир - это вид башкирского эпоса, воспевающий красоту родины, прославляющий батыров-борцов за свободу родного народа и сохранившийся в стихотворной форме. Таким кубаирам свойственно героическое содержание. В этом значении кубаир считается сравнительно древним среди эпических памятников башкирского народа.
3. В башкирской фольклористике словом кубаир называют отрывки стихотворений ге-
роического или дидактического содержания о родине и батырах. Такие отрывки по сути зародились в процессе в условиях угасания традиций кубаира, в результате которого эпические сюжеты больших объемов забывались, а в памяти народа оставались только отрывки из кубаиров19.
М. Х. Надергулов кубаир определяет как «песня о богатырях» и пишет о построении произведений этого жанра в основном на прославлении той или иной личности, народа20.
В заключение необходимо отметить, что почти все исследователи (кроме Р. А. Султан-гареевой, Л. К. Сальмановой, Г. Х. Бухаровой, которые связывают кубаиры с погребальными обрядами и традицией хыктау) едины во мнении, что кубаиры - это песни героического или хвалебного характера, что сочиняются они в связи с важными событиями в истории народа в честь героев (батыров). Исходя из этого, напрашивается вывод о том, что под термином кубаир подразумеваются эпические произведения башкирского народа.
Примечания
1 Хусаинова, Г. Р. Эпическое наследие башкирского народа: история и современность // Литература Урала: история и современность : сб. ст. Материалы Всероссийской научной конференции. Вып. 2. Екатеринбург, 2006. С. 139-140.
2 Уметбаев, М. Ядкяр. Уфа, 1984. С. 189-190.
3 Хусаинов, Г. Б. Поэтика башкирской литературы. Ч. I. Теоретическая поэтика. Уфа, 2006. С. 55.
4 Галин, С. А. Башкирское устное народное творчество. Уфа, 2004. С. 239.
5 Сагитов, М. М. Древние башкирские кубаиры : монография. Уфа, 1987. С. 14 ; Хусаинов, Г. Б. Поэтика башкирской литературы. С. 55.
6 Киреев, А. Н. Башкирский народный эпос. Уфа, 1961. С. 73-74.
7 Там же. С. 74-75.
8 Сагитов, М. М. Древние башкирские кубаи-ры... С. 16.
9 Там же. С. 18.
10 Сулейманов, А. Описание жанров башкирского фольклора, их рассмотрение // Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа (ХУШ-Х1Х вв.). Уфа, 2007. С. 10.
11 Харисов, А. И. Литературное наследие башкирского народа (ХУШ-Х1Х вв.). 2-е изд., доп. Уфа, 2007. С. 88.
12 Харисов, А. И. 1) Вопросы литературы и фольклора. Уфа, 1984. С. 23-28 ; 2) Литературное наследие. С. 90-98.
13 Ахметьянов, К. Теория литературы. 3-е изд., испр. Уфа, 2003. С. 324.
14 Идельбаев, М. Х. Основные жанры изустной литературы // Эпос “Урал батыр” и мифология : материалы Всерос. науч. конф. Уфа, 2003. С.114.
15 Аралбаев, К. А. Традиции импровизаторства - в испытании временем // Эпос “Урал батыр” и мифология : материалы Всерос. науч. конф. Уфа, 2003. С. 127.
16 Сулейманов, Р. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа, 1995. С. 43.
17 Сальманова, Л. К. О ритуальной функции песен о батырах // Эпос “Урал батыр” и мифоло-
гия : материалы Всерос. науч. конф. Уфа, 2003. С.70-72.
18 Бухарова, Г. Х. Башкирский народный эпос
“Урал-батыр”: когнитивно-дискурсивный и
концептуальный анализ : автореф. ... д-ра фи-лол. наук. Уфа, 2009. С. 20.
19 Галин, С. А. Башкирский фольклор : толковый словарь. Уфа, 1993. С. 103.
20 Надергулов, М. Х. 1) Историко-функциональные жанры башкирской литературы (генезис, типология, стиль и традиции) : автореф. . д-ра филол. наук. Уфа, 2009. С. 15. ; 2) Башкирские поэтические родословия // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2009. № 10. Филология. Искусствоведение. С. 74.