Научная статья на тему 'К вопросу об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей'

К вопросу об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3014
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / РОДИТЕЛИ / ОПЕКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / CHILDREN / PARENTS / CUSTODY / LEGISLATION / FAMILY RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубровцев Сергей Андреевич

В статье рассматривается проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ее актуальность обусловлена своим существованием в центре внимания законодательства, регулирующего семейные правоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the placement of children left without parental care

The paper considers the problem of placement of children without parental care. Its relevance is due to their very existence in the focus of legislation governing family relationship.

Текст научной работы на тему «К вопросу об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей»

Дубровцев УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ

С.А.

4.4. К ВОПРОСУ ОБ УСТРОЙСТВЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дубровцев Сергей Андреевич, Соискатель НИИ Счетной Палаты, нотариус Амурского нотариального округа Хабаровского края

Контакты автора: dsanot@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ее актуальность обусловлена своим существованием в центре внимания законодательства, регулирующего семейные правоотношения. Ключевые слова: дети, родители, опека, законодательство, семейные правоотношения

ON THE PLACEMENT OF CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Dubrovtsev Sergey, competitor, Notary Public Notary Amur region of Khabarovsk Krai

Annotation: The paper considers the problem of

placement of children without parental care. Its relevance is due to their very existence in the focus of legislation governing family relationship.

Keywords: children, parents, custody, legislation, family relationship

Проблема выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, всегда оставалась в центре внимания законодательства, регулирующего семейные правоотношения. В Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ) данный вопрос регулируется главой 18 СК РФ. В частности, на основании статьи 121 данной главы СК РФ: «Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства»1.

В плане договорных правоотношений в семейном законодательстве дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание: под опеку или попечительство, в приемную семью, в детский дом семейного типа, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой

1 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в редакции от 23 декабря 2010 г.), ст. 121 // СПС «Гарант», 2011 г.

возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 123 СК РФ).

Правовое регулирование вышеуказанной деятельности осуществляется Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ2 (далее - ГК РФ), Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48 (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 № 178-ФЗ)3 и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. В данном случае права и обязанности опекуна или попечителя возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства, а право на вознаграждение появляется с момента заключения указанного договора.

В соответствии с заключенным договором, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право (статья 148 СК РФ) на: обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением; денежные средства, которые выплачиваются ежемесячно по законам субъектов Российской Федерации и т.д.

Статья 148.1 СК РФ свидетельствует, что договорные права и обязанности опекуна или попечителя ребенка возникают в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48 (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 № 178-ФЗ)4, согласно которому опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой или попечительством, заботиться о его здоровье, физическом и психическом развитии; вправе требовать возврата ребенка от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников и др. При этом опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками.

Договорные правоотношения о приемной семье регулируются главой 21 СК РФ. Статья 152 указанной главы СК РФ гласит: «Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре»5.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 «Опека и попечительство над детьми» СК РФ, а в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном

2 Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в редакции от 4 октября 2010 г.) // СПС «Гарант», 2011 г.

3 Собрание законодательства РФ. - 28.04.2008. - № 17. - Ст. 1755.

4 Там же.

5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995

г. № 223-ФЗ (в редакции

от 23 декабря 2010 г.), ст. 152 // СПС «Гарант», 2011 г.

оказании услуг, не противоречащем существу данных правоотношений. Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в подобной семье определяется Правительством Российской Федерации.

Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание (статья 153 СК РФ), которые осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей. Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства на основании норм, установленных Семейным кодексом РФ (включая статью 146 СК РФ), Гражданским кодексом РФ6 и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48 (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 № 178-ФЗ)7.

Содержание договора о приемной семье приведено в статье 153.1 СК РФ. Данный договор должен нести в себе сведения о детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья и т.д.), права и обязанности приемных родителей, условия содержания и воспитания детей, срок действия такого договора, основания прекращения такого договора и др.

Также в договоре о приемной семье, с учетом законов субъектов Российской Федерации, определяется размер вознаграждения приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка и меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей и т.п.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о прекращении договора о приемной семье. Договор о приемной семье прекращается в связи с прекращением опеки или попечительства, а также по нормам гражданского законодательства, регулирующим прекращение обязательств (статья 153.2 СК РФ). Основанием для прекращения данного договора может служить решение органа опеки и попечительства, который вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей. Данный договор может быть прекращен и в случае отказа приемных родителей от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и др.).

Следует отметить, что если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.

В сфере договорных правоотношений в семейном законодательстве РФ находятся и детские дома семейного типа. Постановлением Правительства Российской Федерации «О детском доме семейного типа» от 19 марта 2001 г. № 195 (в ред. Постановлений Пра-

6 Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ

(в редакции от 4 октября 2010 г.) // СПС «Гарант», 2011 г.

7 Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, № 17, ст. 1755.

вительства РФ от 01.02.2005 № 49, от 11.05.2007 № 283, от 18.08.2008 № 617) были утверждены «Правила организации детского дома семейного типа»8, основными задачами которого являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи.

Данное детское учреждение создается учредителями по заявлению супругов и по заключению органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей, основанному на представленных документах и акте обследования условий жизни супругов. Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями). Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей (в возрасте от рождения и до 18 лет) с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. Общее количество всех детей в таком детском доме не должно превышать 12 человек. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа. В течение этого срока дети обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях. При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа ребенку выдается справка о пребывании в таком детском учреждении и необходимые документы.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может осуществлять воспитательную деятельность в детских домах семейного типа, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. № 542 (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 195).9

Договорные правоотношения в семейном законодательстве регулируются и законами субъектов РФ, в частности, отношения по договору о патронатной семье регламентированы Законом г. Москвы «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» от 4 июня 1997 г. № 16 (в ред. Законов г. Москвы от 27.06.2001 № 33, от 29.09.2004 № 59).

В статье 1 указанного Закона даны формулировки: «Патронат - воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната.

Социальный патронат - оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите»10.

8 Собрание законодательства РФ. - 26.03.2001. - № 13. - Ст. 1251, СЗ РФ от 25.08.2008 г.

9 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 19. - Ст. 2304.

10 Ведомости Московской Думы. - 1997. - № 6. - С. 70.

Дубровцев УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ

С.А.

Статья 2 Закона гласит: «Органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления внутригородского муниципального образования в городе Москве, наделенный уставом муниципального

образования полномочиями по опеке и попечительст-

11

ву» .

Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат. Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.

Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Срок патроната устанавливается в плане по защите прав ребенка и договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) индивидуально, исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего. «Патронат над ребенком может устанавливаться:

- краткосрочно - на срок от одного дня до шести месяцев;

- долгосрочно - от шести месяцев и более.

Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление»12.

Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства РФ.

Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации), па-тронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) в соответствии с действующим законодательством и планом по защите прав ребенка. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании. Он обязан отвечать за жизнь и здоровье ребенка, переданного на воспитание в его семью и выполнять условия договора о патронатном воспитании.

В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы города Москвы и Московской области договор о патронатном воспитании расторгается.

Договорные правоотношения в сфере семейного законодательства регламентирует и Закон г. Москвы «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа» от 26 декабря 2007 года № 51 (в ред. Законов г. Москвы от 17.09.2008 № 40, от 16.09.2009 № 33, от 25.11.2009 № 8).

В соответствии со статьей 1 Закона, органы местного самоуправления наделяются следующими полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа:

— Вестник Мэрии Москвы. - 1997 (спецвыпуск). - № 25.

— Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 20.10.2004. - Ст. 6.

- «выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- ведение учета лиц, желающих усыновить ребенка (детей), принять под опеку или попечительство, стать приемными родителями, патронатными воспитателями;

- подбор лиц, желающих принять ребенка (детей) под опеку или попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание и способных выполнять обязанности опекуна, попечителя, приемного родителя или патронатного воспитателя;

- осуществление контроля за деятельностью опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей, в том числе по распоряжению имуществом подопечных, оказание им необходимой помощи в организации воспитания, обучения, медицинского обслуживания, отдыха и занятости детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществление контроля за деятельностью управляющих имуществом подопечных;

- заключение договоров доверительного управления в случаях, предусмотренных статьями 38, 43 и 10121026 Гражданского кодекса РФ»13.

Статья 6 Закона гласит: «Муниципалитеты при осуществлении переданных отдельных полномочий города Москвы вправе запрашивать в установленном порядке у органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, сведения, необходимые для принятия решений по вопросам опеки, попечительства и патронажа»14.

Согласно статье 7 Закона, государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы производит уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере семейной и молодежной политики - в отношении несовершеннолетних.

Согласно статье 155.1 СК РФ, «временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка»15.

По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Список литературы:

1. Ведомости Московской Думы. - 1997. - № 6. - С. 70.

2. Вестник Мэрии Москвы. - 1997 (спецвыпуск). - № 25.

13 Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 27.12.2007. - № 72.

14 Ведомости Московской городской Думы. - 13.03.2008, - № 2. -Ст. 293.

15 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в редакции

от 23 декабря 2010 г.), ст. 155.1 // СПС «Гарант», 2011 г.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 19. - Ст. 2304.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в редакции от 4 октября 2010 г.) // СПС «Гарант», 2011 г.

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в редакции от 23 декабря 2010 г.), ст. 155.1 // СПС «Гарант», 2011 г.

6. Собрание законодательства РФ. - 26.03.2001. - № 13. -Ст. 1251, СЗ РФ от 25.08.2008 г.

7. Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 20.10.2004. -Ст. 6.

8. Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 27.12.2007. - № 72.

9. Ведомости Московской городской Думы. - 13.03.2008. - № 2. - Ст. 293.

10. Собрание законодательства РФ. - 28.04.2008. - № 17. -Ст. 1755.

References:

1. 1. Bulletin of the Moscow Duma. - 1997. - № 6. - P. 70.

2. Bulletin of the Moscow City Hall. - 1997 (special issue). - № 25.

3. Laws of the Russian Federation. - 1996. - № 19. - Art. 2304.

4. The Civil Code of the Russian Federation, the first part of November 30, 1994 № 51 -FZ (as amended on October 4, 2010) // ATP «Garant», 2011.

5. Family Code of the Russian Federation of December 29, 1995 № 223-FZ (as amended on December 23, 2010), Art. 155.1 // ATP "Garant", 2011

6. Collection of Laws of the Russian Federation. - 26.03.2001. -№ 13. - Art. 1251 NW Russia of 25.08.2008.

7. Bulletin of the Mayor and the Moscow Government. -20.10.2004. - Art. 6.

8. Bulletin of the Mayor and the Moscow Government. -27.12.2007. - № 72.

9. Bulletin of the Moscow City Duma. - 13.03.2008. - № 2. - Art. 293.

10. Collection of Laws of the Russian Federation. - 28.04.2008. - № 17. - Art. 1755.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье «К вопросу об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей» Дубровцев С.А. актуализирует проблему, стоящую в центре внимания Семейного кодекса РФ и регулируемую главой 18 СК РФ. Автор акцентирует внимание на рассмотрении вопроса о прекращении договора о приемной семье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон свидетельствует, что ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании, который заключается между уполномоченной службой (организацией) и па-тронатным воспитателем при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией). В связи с этим в статье затрагивается вопрос и о социальном патронате над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье.

Автор раскрыл суть каждой статьи СК РФ, касающейся устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Научно-редакционный отдел ИД «НАУКОМ»

к.юн. К.И. Налетов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.