Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Краткий комментарий к Федеральному закону от 29.06.2018 № 171-ФЗ'

К вопросу об особенностях реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Краткий комментарий к Федеральному закону от 29.06.2018 № 171-ФЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
614
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Краткий комментарий к Федеральному закону от 29.06.2018 № 171-ФЗ»

Э01 10.22394/1726-1139-2018-7-183-191

К вопросу об особенностях реорганизации

Федерального государственного унитарного

предприятия «Почта России»,

основах деятельности акционерного общества

«Почта России» и о внесении изменений

в отдельные законодательные акты

Российской Федерации

Краткий комментарий к Федеральному закону от 29.06.2018 № 171-ФЗ

Шульженко С. И.

On a Question of Features of the Federal State Unitary Enterprise "Russian Post" Reorganization, Bases of Activity of Joint Stock Company "Russian Post" and on Introduction of Amendments in Separate Acts of the Russian Federation. The Short Comment to the Federal Law of 29 June 2018 N 171-FZ

Shulzhenko S. I.

Закон № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ) является, несомненно, вехой в развитии отечественного законодательства в области регулирования имущественных отношений в связи с преобразованием предприятия почтовой связи в акционерное общество и содержит немало новелл, краткий анализ и комментарий которых приводится ниже.

Закон № 171-ФЗ вступил в силу с 29. 06. 2018, за исключением статьи 1-3, части 1-3, 5 и 6 статьи 4, статьи 5-18, части 1-11, 25-32, 34, 35, 40, 41 статьи 19, статьи 21-27 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 октября 2018 г.

Таким образом, на сегодняшний день действуют ключевые для оформления права собственности Российской Федерации и прав ФГУП «Почта России» части 12-24, 36-39 ст. 19, ст. 20, регламентирующие особенности порядка реорганизации Предприятия при создании Общества, особенности учета объектов недвижимого имущества и оформления прав на объекты недвижимого имущества при реорганизации Предприятия.

Преобразование ФГУП «Почта России» осуществляется исключительно на основании Закона № 171-ФЗ как специального федерального закона, определяющего правовое положение акционерного общества «Почта России». Закон № 171-ФЗ представляет собой статутный акт акционерного общества «Почта России», аналогичный ранее принятым федеральным законам о государственных корпорациях Росатом, Ростех, Внешторгбанк, Роснано, АО «РЖД».

^ Закон № 171-ФЗ устанавливает правовой статус АО «Почта России» (основные ™ виды деятельности, органы управления и их полномочия, особенности ликвидации) X и детально регулирует имущественные отношения при преобразовании ФГУП «По-^ чта России» в акционерное общество.

^ Далее будут рассмотрены основные положения Закона № 171-ФЗ. < 1. Правовое положение АО «Почта России» — непубличного акционерного общества.

1.1. Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», другие федеральные законы, касающиеся деятельности Общества, распространяются на деятельность Общества в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 2 ст. 4).

Так, в частности,

♦ на создаваемые Обществом дочерние хозяйственные общества, а также на их дочерние хозяйственные общества не распространяются ограничения, установленные абзацем вторым п. 6 ст. 98 Гражданского кодекса Российской Федерации и пп. 2 и 3 ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах» о запрете акционерному обществу иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица;

♦ положения Федерального закона «Об акционерных обществах», определяющие сроки проведения годового собрания акционеров, к Обществу не применяются (ч. 4 ст. 9).

Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения нужд Общества осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением случаев, если федеральным законом предусмотрено, что указанные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Устав Общества утверждается на основании решения Правительства Российской Федерации. Внесение изменений и дополнений в устав Общества или утверждение устава Общества в новой редакции осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации (ч. 1 ст. 4).

1.2. Общество осуществляет следующие основные виды деятельности (ст. 5 Закона № 171-ФЗ):

1) оказание услуг почтовой связи, международной почтовой связи;

2) обеспечение доступа к государственным и муниципальным услугам в электронной форме;

3) оказание услуг по доставке и хранению грузов и товаров, включая доставку товаров в отдаленные и труднодоступные местности;

4) доставка и выдача пенсий, пособий и других выплат;

5) оказание услуг по распространению печатных изданий, приему (оформлению) заказов и доставке периодических печатных изданий подписчикам;

6) оказание транспортных и экспедиционных услуг;

7) информирование населения о социально значимых событиях;

8) осуществление рекламной деятельности, оказание услуг по размещению рекламы;

9) оказание финансовых услуг, в том числе при содействии банков и небанковских кредитных организаций, некредитных финансовых организаций;

10)реализация государственных знаков почтовой оплаты;

11) оказание услуг местной, междугородной и международной телефонной, факсимильной, телеграфной связи, коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

12) инкассация денежных средств; ^

13) деятельность платежного агента, банковского платежного агента, оказание услуг ™ по приему платы за коммунальные услуги, приему платы за товары (услуги); X

14) иные предусмотренные законодательством Российской Федерации, уставом § Общества виды деятельности. ^

В отделениях почтовой связи Общества, расположенных в труднодоступной мест- < ности, должна быть обеспечена возможность для организации осуществления нотариусами полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате. В отделениях почтовой связи Общества может обеспечиваться оказание государственных и муниципальных услуг (ч. 8 и 9 ст. 17 Закона № 171-ФЗ). Таким образом, создаваемое акционерное общество будет являться агентом государства и муниципальных образований при оказании государственных и муниципальных услуг, реализации социальной политики государства.

Ст. 17 — Объекты почтовой связи Общества — имеет особое значение в системе Закона № 171-ФЗ, поскольку устанавливает гарантии беспрепятственного доступа населения и всех заинтересованных лиц к услугам, оказываемым Обществом, устанавливает критерии территориального распределения отделений почтовой связи в регионах, предполагает учет мнения субъектов Российской Федерации при размещении и ликвидации отделений связи.

Так, подготовка и принятие Обществом решений о создании, размещении и ликвидации отделений почтовой связи Общества на территориях субъектов Российской Федерации осуществляются с учетом предложений органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Ликвидация отделений почтовой связи Общества может осуществляться Обществом только на основании решения совета директоров Общества и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи, с учетом предложений органов государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Нормативы размещения отделений почтовой связи Общества и иных объектов почтовой связи Общества определяются Минсвязи в соответствии с территориальным распределением отделений почтовой связи Общества в субъектах Российской Федерации с учетом беспрепятственного доступа всех заинтересованных лиц кус-лугам, оказываемым Обществом.

Территориальное распределение отделений почтовой связи Общества в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации из учета совокупности следующих основных критериев:

1) количество отделений почтовой связи Общества, расположенных на территории городского поселения, должно определяться из расчета обслуживания не более пятнадцати тысяч человек населения одним отделением почтовой связи;

2) протяженность дорог общего пользования между отделениями почтовой связи Общества, расположенными на территории городского поселения, не должна превышать одну тысячу пятьсот метров;

3) протяженность дорог общего пользования между отделениями почтовой связи Общества, расположенными на территории сельского поселения, не должна превышать шесть тысяч метров.

Дополнительные критерии, включая критерии размещения отделений почтовой связи Общества в труднодоступной местности, могут быть определены правилами территориального распределения отделений почтовой связи Общества, установленными Правительством Российской Федерации.

1.3. Органами управления Общества являются единственный акционер, совет директоров, коллегиальный исполнительный орган (правление), единоличный ис-

^ полнительный орган (генеральный директор). Правление Общества и генеральный ™ директор Общества подотчетны совету директоров Общества (ст. 8). X От имени Российской Федерации полномочия единственного акционера Обще-^ ства осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ^ функции по управлению федеральным имуществом (Росимущество) в соответствии < с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Решения по Н вопросам, относящимся к компетенции единственного акционера Общества, принимаются единственным акционером Общества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и оформляются письменно (ч. 1 и 3 ст. 9).

2. Имущественные отношения при преобразовании ФГУП «Почта России».

С точки зрения подготовки ФГУП «Почта России» к приватизации, ключевую роль играют положения главы 4 «Особенности ликвидации Предприятия и создания Общества» (ст. 19 «Особенности порядка реорганизации Предприятия при создании Общества», ст. 20 «Особенности учета объектов недвижимого имущества и оформления прав на объекты недвижимого имущества при реорганизации Предприятия»).

2.1. Действие Федерального закона от 21. 12. 2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», при его реорганизации на основании Закона № 171-ФЗ (пп. 21 п. 2 ст. 3 Закона № 178-ФЗ, ст. 25 Закона № 171-ФЗ). Соответственно, при преобразовании ФГУП «Почта России», Указ Президента РФ от 24. 12. 1993 № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», устанавливающий объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, применению не подлежит. Среди объектов, запрещенных к приватизации, в Указе значатся (п. 2.1.24) объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.

Соответственно, по общему правилу, в передаточный акт преобразуемого ФГУП «Почта России» включаются, и к создаваемому акционерному обществу переходят все права и обязанности Предприятия, включая права на объекты, которые признаются ограниченными в обороте (объекты соцкультбыта, культурного наследия, гражданской обороны). Исключения из этого правила установлены в ч. 22 и ч. 41 ст. 19, которые содержат следующие категории объектов, не подлежащие приватизации в составе имущественного комплекса Предприятия:

♦ земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте;

♦ имущество религиозного назначения: находящееся на балансе Предприятия по состоянию на 1 октября 2018 г имущество религиозного назначения, а также имущество, соответствующее критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2010 г № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», передается в казну Российской Федерации и не подлежит передаче Обществу в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества.

Объекты недвижимого имущества Российской Федерации, предоставленные Предприятию на праве аренды, праве безвозмездного пользования и иных имущественных правах, подлежат включению в передаточный акт с учетом положений статьи 20 настоящего Закона № 171-ФЗ (ч. 24 ст. 19).

Общество является правопреемником Предприятия. Со дня государственной регистрации Общества в едином государственном реестре юридических лиц (да-

лее — государственная регистрация Общества) к нему в неизменном виде пере- ^ ходят все права и обязанности Предприятия, за исключением прав Предприятия ™ на движимое и недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении X или постоянном (бессрочном) пользовании Предприятия, а также на праве безвоз- § мездного пользования, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным за- ^ коном. Со дня государственной регистрации Общества оно приобретает право < собственности на указанное движимое и недвижимое имущество в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 19). Уставный капитал Общества устанавливается в размере, равном сумме кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 октября 2018 г. и балансовой стоимости иных объектов недвижимого и движимого имущества, прав на результаты интеллектуальной деятельности и другие результаты научно-технической деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, указанные в передаточном акте (ч. 10 ст. 19).

Датой принятия решения о реорганизации Предприятия является 1 октября 2018 г. (ч. 3 ст. 19).

2.2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом (Росимущество), уполномочивает Предприятие осуществлять права заявителя, а также представлять интересы Российской Федерации в судебных и административных органах при осуществлении государственной регистрации объектов недвижимого имущества в случаях, предусмотренных ст. 20 настоящего Федерального закона (ч. 33 ст. 19).

Согласно ч. 38 ст. 19, в случае выявления фактов неправомерного прекращения права собственности Российской Федерации на имущество Предприятие (Общество) обращается в суд с требованиями о признании оспоримой сделки с имуществом недействительной, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, об истребовании имущества из чужого незаконного владения и осуществляет иные правомочия собственника имущества.

Аналогичная норма установлена ч. 26 ст. 20: до признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке прав Общества на указанное в ч. 1 ст. 20 имущество Предприятие (Общество) в отношении указанного имущества осуществляет правомочия его собственника в судебных и административных органах.

Таким образом, основное бремя подготовки к приватизации Предприятия, в том числе по проведению судебно-правовой работы в отношении недвижимого имущества Предприятия, возложено Законом на само Предприятие, что легализует сложившуюся за последние годы практику, когда соответствующие действия осуществлялись Предприятием на основании общего поручения и доверенности Росимущества.

Закон устанавливает следующие правовые последствия возврата Предприятию имущества, которое находилось в пользовании Предприятия, в отношении которого в судебном порядке установлено неправомерное прекращение права собственности Российской Федерации и отсутствуют предусмотренные гражданским законодательством основания для отказа в признании права собственности Российской Федерации (ч. 39. ст. 19):

1) в случае, если судебное решение вступило в законную силу до государственной регистрации Общества, поступает в собственность Российской Федерации и включается в передаточный акт;

2)в случае, если судебное решение о признании права собственности вступило в законную силу после государственной регистрации Общества, поступает в собственность Общества.

2.3. Для целей подготовки Предприятия к приватизации и составления плана работы по каждому активу Предприятия Закон предусматривает при инвен-

^ таризации имущества Предприятия (Общества) составление перечня объ-™ ектов недвижимого имущества с указанием их назначения, который вклю-X чает в себя:

^ 1) объекты недвижимого имущества, закрепленные за Предприятием на праве ^ хозяйственного ведения и:

< а) учтенные в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»). Подлежат передаче в собственность Общества, Росреестр осуществляет государственную регистрацию права собственности Общества на них.

б) не учтенные в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

2) объекты недвижимого имущества, предоставленные Предприятию Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по договорам аренды или безвозмездного пользования (при условии отсутствия вещных прав иных лиц на указанные объекты);

3) объекты недвижимого имущества, находящиеся в фактическом пользовании Предприятия;

4) земельные участки, в том числе занятые объектами недвижимого имущества, подлежащими включению в передаточный акт, с учетом положений ч. 22 ст. 19 настоящего Федерального закона. Подлежат передаче в собственность Общества, Росреестр осуществляет государственную регистрацию права собственности Общества на них.

Закон устанавливает специальный порядок и основания возникновения права собственности Общества на следующие категории объектов недвижимости:

♦ не учтенные в Едином государственном реестре недвижимости;

♦ предоставленные Предприятию Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по договорам аренды или безвозмездного пользования (при условии отсутствия вещных прав иных лиц на указанные объекты);

♦ находящиеся в фактическом пользовании Предприятия.

Если на вышеуказанные объекты недвижимости, а также на занятые ими земельные участки в результате инвентаризации не установлено наличие зарегистрированных прав третьих лиц, они используются в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества (ч. 5 ст. 20). До 1 октября 2020 г. Предприятие проводит мероприятия по подготовке таких объектов недвижимого имущества и земельных участков к внесению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, включая мероприятия по кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении указанных объектов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 4 ст. 20).

Вместе с тем, если указанные объекты учтены в реестрах собственности субъектов РФ либо муниципальных образований за соответствующими публично-правовыми образованиями и (или) используется Предприятием по договорам аренды и безвозмездного пользования с ними имеются правовые основания для обращения Предприятия и территориальных органов Росимущества в суд с заявлениями об обязании соответствующих публично-правовых образований передать указанное имущество в федеральную собственность. Данный вывод подтверждается ч. 6 ст. 20, согласно которой объекты недвижимого имущества, которые указаны в настоящей статье и право собственности Российской Федерации на которые будет признано на основании судебного акта после подписания передаточного акта, а также земельные участки, занятые такими объектами недвижимого имущества,

подлежат включению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации ^ в уставный капитал Общества.

Земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, не включенные в X передаточный акт при формировании уставного капитала Общества в соответствии § со ст. 19 настоящего Федерального закона, передаются Обществу в безвозмездное ^ пользование на период до их внесения в качестве вклада Российской Федерации в < уставный капитал Общества с правом Общества на использование такого имущества, в том числе для сдачи его в аренду на период до дня оформления права. Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании Предприятия и не переданные Обществу в соответствии с настоящим Федеральным законом, поступают в собственность Российской Федерации (ч. 10 ст. 20). В этой связи п. 2 ст. 39.10. Земельного кодекса РФ дополнен подпунктом 20 о возможности предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в безвозмездное пользование акционерному обществу «Почта России».

2.4. Новеллой российского законодательства является впервые установленный частями 11-16 ст. 20 следующий порядок оформления (признания) прав Предприятия и регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости (кадастрового учета и государственной регистрации прав), не зарегистрированные за иными лицами, по приобретатель-ной давности.

Его основные этапы:

1) получение документов кадастрового учета;

2) размещение в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, а также на официальном сайте Предприятия (Общества) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о намерении зарегистрировать право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества с приложением к сообщению документов кадастрового учета. Сообщение должно содержать сведения о типе объекта недвижимого имущества, его кадастровом (условном) номере (при наличии), реестровом номере федерального имущества (при наличии), об адресе, о площади (при наличии), координатах характерных точек границ земельного участка или контура здания, сооружения либо иного объекта недвижимого имущества (при наличии);

3) по истечении 120 дней со дня размещения вышеуказанного сообщения получение Предприятием выписки из Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, и удостоверение у нотариуса факта возникновения права собственности на объект недвижимого имущества в силу приобретательной давности;

4) утверждение Росимуществом перечня объектов недвижимого имущества для последующей государственной регистрации права собственности на них РФ;

5) регистрация права собственности Российской Федерации на основании заявления нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, или заявления Предприятия (Общества) с приложением свидетельства об удостоверении факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности, выписки из Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, а также утвержденного Росимуществом перечня.

До 2022 г. документом, который является основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков и иных объектов недвижимо-

^ го имущества, указанных в настоящей статье, содержит описание таких объектов ™ недвижимости и на основании которого сведения об объекте недвижимости указы-X ваются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таких ^ объектах недвижимости. Форма декларации об объекте недвижимости, требования ^ к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются Росреестром. < После получения документов кадастрового учета Предприятие (Общество) размещает в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, а также на официальном сайте Предприятия (Общества) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщение о намерении зарегистрировать право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества с приложением к сообщению документов кадастрового учета. Указанное сообщение размещается в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности без взимания платы. Указанное сообщение должно содержать сведения о типе объекта недвижимого имущества, его кадастровом (условном) номере (при наличии), реестровом номере федерального имущества (при наличии), об адресе, о площади (при наличии), координатах характерных точек границ земельного участка или контура здания, сооружения либо иного объекта недвижимого имущества (при наличии).

В течение 120 дней со дня размещения указанного сообщения любое лицо, обладающее документами, которые могут подтвердить наличие прав на указанный объект недвижимого имущества, вправе требовать признания за собой права собственности на такой объект недвижимого имущества в судебном порядке, разместив в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности сообщение о намерении зарегистрировать за собой право собственности на объект недвижимого имущества, в отношении которого отсутствует запись в Едином государственном реестре недвижимости. В этом случае объект недвижимого имущества исключается из перечня имущества Предприятия.

По истечении 120 дней со дня размещения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности сообщения, и в случае отсутствия сообщений от лиц, требующих признания права собственности на такой объект недвижимого имущества, подтверждаемого выпиской из Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, Предприятие (Общество) удостоверяет у нотариуса факт возникновения права собственности на объект недвижимого имущества в силу приобретательной давности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.

При реорганизации Предприятия нотариально удостоверенный факт возникновения права собственности на объект недвижимого имущества в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости.

По результатам вышеуказанных мероприятий Росимущество утверждает перечень объектов недвижимого имущества для последующей государственной регистрации права собственности на них Российской Федерации.

Регистрация права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества осуществляется на основании заявления нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, или заявления Предприятия (Общества) с прило-

жением свидетельства об удостоверении факта возникновения права собственности ^ на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности, выписки из ™ Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятель- X ности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов эко- § номической деятельности, а также утвержденного Росимуществом перечня. ^

Лицо, считающее, что в результате государственной регистрации права собствен- < ности Российской Федерации или Общества на объекты недвижимого имущества, осуществленной в порядке, установленном настоящей статьей, нарушены права указанного лица, может обратиться с требованием об оспаривании права собственности Российской Федерации или Общества на объекты недвижимого имущества в срок, не превышающий трех лет со дня государственной регистрации такого права.

В связи с вышеуказанным порядком оформления права собственности Российской Федерации Законом № 173-Ф3 внесены соответствующие изменения в следующие федеральные законы: Земельный кодекс Российской Федерации, основы законодательства Российской Федерации о нотариате, о государственной регистрации недвижимости, о приватизации государственного и муниципального имущества, о почтовой связи, об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

2.5. Для организации процесса оформления прав Предприятия, Общества и Российской Федерации на недвижимое имущество в полном объеме части 23-25 ст. 20 предусматривают возможность создания по решению Правительства Российской Федерации комитета по управлению имуществом, который действует в период реорганизации Предприятия и в который входят: генеральный директор Предприятия по должности, иные работники Предприятия, представители Росимущества, Минсвязи, Росреестра, представители иных федеральных органов исполнительной власти, независимые эксперты, а также иные лица. Положение о комитете по управлению имуществом и его персональный состав утверждаются Минсвязи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.6. Ч. 30 ст. 20 предусмотрено привлечение Предприятием определенной Правительством Российской Федерации без проведения конкурсных процедур специализированной организации для реализации полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в целях проведения мероприятий, связанных с реорганизацией Предприятия, выявления имущества, его учета и подготовки к внесению в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества.

2.7. Ч. 28. ст. 20 регламентирует порядок отчуждения непрофильных активов Общества — объектов недвижимого имущества, не соответствующих целям деятельности Общества — которые Общество реализует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цена таких объектов недвижимого имущества определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Решение о совершении сделки в отношении таких объектов недвижимого имущества принимается советом директоров Общества, если сделка не отвечает критериям крупной сделки, установленным пп. а) пункта 9 ч. 2 ст. 9 Закона № 171-ФЗ.

Шульженко Станислав Игоревич,

заместитель руководителя Межрегионального территориального управления Росимущества в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

[email protected]

Stanislav I. Shulzhenko,

deputy head of Interregional Territorial Department of the Federal Agency for State Property Management in St. Petersburg and the Leningrad Region;

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.