Региональное развитие • № 2(6) • 2015
http://regrazvitie.ru
«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http ://re grazvitie.ru Выпуск № 2(6), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/05/
URL статьи: http://regrazvitie.ru/gosudarstvennoe-i-munitsipalnoe-upravlenie-26121/
УДК 351
К вопросу об особенностях антикоррупционной политики
© 2015 Исупов Андрей Михайлович
кандидат экономических наук, старший преподаватель Самарский государственный университет E-mail: a-isupov@vandex. ru
© 2015 Сарксян Лианна Давитовна
студент
E-mail: lianna.sarksvan@vandex.ru
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, государственные служащие.
Аннотация. Рассмотрена проблема борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Проанализирован наиболее успешный опыт проведения антикоррупционной политики за рубежом.
To the question about the features of anti-corruption policy
© 2015 Isupov Andrey Michaylovich
Candidate of Economics, senior lecturer Samara State University E-mail: a-isupov@vandex. ru
© 2015 Sarksyan Lianna Davitovna
Student
E-mail: lianna.sarksvan@vandex.ru
Key words: corruption, anti-corruption policv, civil servants.
Abstract. The problem of combating corruption is considered. The most successful experience of anti-corruption policv abroad is anafyzed.
Выходные сведения статьи:
Исупов А.М., Сарксян Л.Д. К вопросу об особенностях антикоррупционной политики // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 2(6). URL: http://regrazvitie.ru/gosudarstvennoe-i-munitsipalnoe-upravlenie-26121/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
26121
regrazvitie@yandex.ru
Г осударственное и муниципальное управление
Не вызывает сомнения, что коррупция - это чрезвычайно опасное социально-правовое явление, которое подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет власти в глазах населения, ущемляет законные права и интересы граждан.
Проблема России в борьбе с коррупцией заключается в том, что соответствующие органы власти и должностные лица осуществляют борьбу не с причинами коррупции, а с ее следствиями. Проблема не решается системно, тотально, повсеместно, хотя только такой подход может принести положительный результат [1].
Стандартные средства борьбы против коррупции бессильны, так как коррупция - это в своем роде извращенное предпринимательство, на уровне организации проституции или продажи наркотиков. Одними законодательными и правовыми мерами победить коррупцию невозможно, необходима всеобъемлющая поддержка общества (именно общества, а не общественных объединений новой формации деятельность которых ангажирована в пользу различных правящих кругов или групп).
Стоит только пресечь саму возможность получения какой-либо прибыли от коррупционных взаимоотношений, как коррупция сама собой исчезнет. При выявлении фактов коррупции, как правило, прослеживается связь с предоставлением режима наибольшего благоприятствования нелегального рынка товаров и услуг. Поэтому важна координация усилий общества и государства в данном вопросе, принятие новых законодательных актов, а также изменение уже действующих, ограничение государственных служащих в принятии неподконтрольных решений.
Активное реформирование уголовного судопроизводства, масштабная реформа МВД, создание Следственного Комитета существенным образом отразились на деятельности прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Стало очевидно, что существующая схема правового регулирования деятельности прокурора в досудебном производстве не соответствует современной правовой действительности [2].
В России многие из принятых в мире элементов организационно-правового механизма противодействия коррупции взяты на вооружение, но, к сожалению, в ряде случаев действуют они слабо, нередко, если даже и предусмотрены нормативно, реализуются малоэффективно. Об этом свидетельствует динамика роста объемов отечественного коррупционного рынка, который, по оценкам Международного центра «Transparency International», превысил 300 млрд. долл., а суммарный объем взяток едва не сравнялся с ВВП страны.
Полагаем, что успех в борьбе с коррупцией в первую очередь зависит от активного участия представителей гражданского общества в этом процессе. Очень важно подчеркнуть, что государственный или муниципальный чиновник - наемный работник, это недостаточно только декларировать, но важно внедрить в сознание людей, чтобы они почувствовали себя полноправными и ответственными хозяевами страны [2].
26121
Региональное развитие • № 2(6) • 2015
http://regrazvitie.ru
Как отмечают исследователи, наибольших успехов в преодолении коррупции добились страны, отличающиеся следующими особенностями:
- небольшой размер территории;
- четкое разделение распорядительной, законодательной и контрольной функций чиновников;
- создание в стране условий для свободной деятельности средств массовой информации;
- создание условий для развития свободной экономической деятельности.
Основой для борьбы с коррупцией являются эффективные судебные и правоохранительные органы, а также расширенное международно-правовое сотрудничество в борьбе с коррупцией.
Более двух третей из 175 стран набрали менее 50 баллов в Индексе восприятия коррупции (ИВК) 2014 г. по шкале от 0 (крайне высокий уровень восприятия коррупции) до 100 (низкий уровень восприятия коррупции). Лидером индекса 2014 г. стала Дания, набрав 92 балла, в то время как Северная Корея и Сомали поделили последнее место индекса, набрав всего лишь восемь баллов. В 2014 году Россия ухудшила своё положение в рейтинге на 9 позиций и заняла 136 место, набрав 27 баллов. Такой же результат показали Камерун, Иран, Кыргызстан, Ливан и Нигерия. Если сравнивать показатель России с результатом предыдущих лет, то общий показатель страны изменился в худшую строну лишь на один балл, а значительное понижение места в рейтинге связано с положительной динамикой ряда других стран.
Самыми коррумпированными странами в мире являются Северная Корея и Сомали, которые разделили последнее, 174 место в рейтинге [3].
Формы, методы и способы борьбы с коррупцией в разных странах весьма разнообразны: от создания эффективного антикоррупционного законодательства, отладки мониторингового научного анализа и обобщения тенденций в сфере коррупционной преступности до пропаганды законопослушного высоконравственного поведения государственных служащих и формирования здоровой нравственной атмосферы общественных отношений. Коррупция отслеживается тотально, причем на всех уровнях и во всех ее аспектах, антикоррупционная практика носит одновременно и глобальный, и «заземленный» характер, ориентирована на укрепление правопорядка и оздоровление моральнопсихологического климата в обществе.
Далее мы рассмотрим особенности антикоррупционной политики в Финляндии, Германии и Сингапуре, привлекающих последние годы всеобщее внимание внедренными социальными механизмами и эффективными результатами.
Дания в 2014 году, как и в предыдущие годы, стала наименее коррумпированным государством в мире, набрав по рейтингу ИВК Transparancy International 92 балла из 100 возможных. В Дании применяется широкий спектр разнообразных антикоррупционных инициатив. Например, функционируют такие институты, как Датское агентство международного развития; Датское агентство по кредитованию экспортных операций; Торговый совет Дании; Фонд индустриализации для развивающихся стран; Конфедерация датской
26121
regrazvitie@yandex.ru
Г осударственное и муниципальное управление
промышленности. Компании, входящие в ассоциацию «Датское агентство международного развития», априори включают в свои контракты антикоррупционные положения, поскольку как члены ассоциации подписали декларацию о неприменении взяточничества. Несоблюдение данных положений может привести к расторжению контракта и отказу вести дела с ними как с ненадежными партнерами в будущем. Поэтому политика Датского агентства международного развития активно способствует здоровым бизнес-отношениям [3].
Подобные антикоррупционные регуляции закладываются и в других крупных организациях Дании. Так, торговый совет Дании (TCD) разработал обширную антикоррупционную стратегию, нацеленную на помощь датским компаниям, сталкивающимся с угрозой коррупции. TCD предоставляет национальным компаниям, работающим на внешних рынках, разнообразные консультативные антикоррупционные услуги, которые облегчают проведение деловых операций на внешних рынках и помогают поддерживать хорошую международную репутацию датских компаний.
Следует отметить, что в стране широко применяются различные профессиональные этические кодексы, в том числе и кодекс чести чиновников. Существует гласность и открытость на уровне правительства, специальных кон-трольно-надзирающих органов. Весьма развита гражданская инициатива, что облегчает создание комфортных социальных условий и взаимоотношений в маленькой стране.
Эффективность борьбы с коррупцией в Г ермании в последние годы, действительно, заметно возросла. Этому способствовали и увеличение штатов в полиции и прокуратуре, и создание телефонных «горячих линий» для анонимных сообщений, и более тесное взаимодействие криминальной и налоговой полиции, и расширение сотрудничества в рамках всего Евросоюза. Большую помощь оказала и наука: ученые теперь намного больше знают об условиях, порождающих коррупцию, и методах тех, кто подкупает и кого подкупают.
Выяснилось, например, что готовность чиновника принять взятку начинает возрастать после двух лет пребывания на данной должности. Поэтому теперь во многих городских и коммунальных органах власти стремятся чаще менять работников, отвечающих за распределение крупных заказов или выдачу важных разрешений.
В Германии участники коррупционных сделок, как правило, давно и хорошо знают друг друга, спонтанные решения «сунуть взятку» возникают крайне редко. Так, например, надо еще поискать того автомобилиста, который попытается предложить деньги немецкому полицейскому, составляющему протокол о превышении скорости [4].
В Германии случаев коррупции в органах государственного и местного управления (35 % от общего числа) значительно меньше, чем в частном бизнесе (56 %). На правоохранительные и судебные органы приходятся всего 8 %, на политиков разных уровней - лишь 1 %.
Низкий уровень коррупционной активности абсолютного большинства немецких чиновников объясняется, среди прочего, угрозой потерять разнообраз-
26121
Региональное развитие • № 2(6) • 2015
http://regrazvitie.ru
ные льготы, в том числе полностью лишиться пенсии. А вот бизнесмены, дающие взятки, часто даже не воспринимают свои действия как противоправные.
По словам следователя, пойманные с поличным бизнесмены нередко оправдываются тем, что «всего лишь» хотели обеспечить заказы фирме и работу сотрудникам. А те в свою очередь нередко покрывают начальников. Во всяком случае, сигналы от инсайдеров реже всего поступают из самых подверженных коррупции отраслей экономики - строительной и фармацевтической [4].
В Швеции стратегия борьбы с коррупцией основана на результатах модернизации страны, одновременно включавшей и комплекс мер, нацеленных на устранение коррупции. Открытость государственных документов, независимая система правосудия, эффективный шведский парламент и правительство способствовали установлению профессиональной ответственности и высоких этических стандартов. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12 - 15 раз, однако с течением времени эта разница снизилась до двукратной [5].
Этот факт представляется особенно интересным для России, также являющейся социально ориентированной страной, но до недавних пор проводящей политику повышения вознаграждений государственным служащим в целях повышения их производительности труда, честности и патриотичности. Социальный идеал чиновника-патриота, готового служить стране и её народу за среднерегиональное вознаграждение в России, увы, не обсуждается. Естественно, чиновники, как и парламентарии, будут сопротивляться отмене своих льгот, высоких зарплат, пенсий. Однако именно так можно будет очистить ряды государственных служащих от корыстных и меркантильных людей, заменив их на преданных делу и не обремененных заботами о демонстрации и поддержании своего элитного имиджа. Освобождение представителей власти от проблем управления своей дорогостоящей собственностью, укрытии или приумножении её, позволит им, не отвлекаясь, руководить страной, не колеблясь, принимать законопроекты и проводить последовательную политику их реализации. Полагаем, что избирателям необходимо ставить эту проблему перед выборной властью разных уровней - депутатами и Президентом страны.
В Сингапуре, напротив, повышение зарплат чиновников стало основным инструментом повышения к ним требований, как этических, так и квалификационных.
Антикоррупционная стратегия Сингапура, так же как и в скандинавских странах, ориентирована на три главные задачи: упрощение бюрократических процедур; жесткую регламентацию полномочий чиновников; контроль соблюдения этических стандартов [6].
Противодействие коррупции в Сингапуре, одной из самых благополучных с точки зрения развития этого явления страны, может быть ценным и в плане сильного антикоррупционного законодательства, и эффективного функционирования Бюро по расследованию случаев коррупции (национальное агентство по борьбе с коррупцией).
26121
regrazvitie@yandex.ru
Г осударственное и муниципальное управление
Независимое автономное Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB) наделено следующими функциями:
- получение и расследование жалоб, содержащих обвинения в коррупции в общественной и частной сферах;
- расследование случаев халатности и небрежности, допущенных государственными служащими;
- проверка деятельности и операций, проводимых государственными служащими с целью минимизации возможности совершения коррумпированных действий [6].
К сожалению, в России подобное агентство - открытое публичной общественности и СМИ - так и не возникло. Органы ФСБ, прокуратуры и разнообразные общественные организации не выполняют эти функции в полной мере.
Граждане нашей страны пока не склонны, как в Сингапуре, активно участвовать в антикоррупционном противостоянии и сотрудничать в расследованиях. Не доверяют и существующим, созданным порой очень формально, инструментам обратной связи, которые за рубежом более гибки и соответствуют ментальным традициям населения.
Литература:
1. Макаров, А.А. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран / А.А. Макаров, В.М. Чупров // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 3.
2. Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре. URL: http://sudanet.ru/borba s corrupciei v singapure. Дата обращения: 2.05.2015.
3. Сарксян, Л.Д. Методы и механизмы борьбы с коррупцией на примере РФ и Грузии. Сравнительный анализ / Л.Д. Сарксян, Д.Г. Слатов // Экономика, управление и право в современных условиях. Межвузовский сборник статей / Под общ. ред. В.Б. Тасеева. Выпуск 4 (25). - Самара: Институт анализа экономики города и региона, 2014. - С. 94 - 102.
4. Шведская стратегия борьбы с коррупцией. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki. Дата обращения: 2.05.2015.
5. Коррупция в Германии: успехи в борьбе с неистребимым злом. URL: http://www.dw.de. Дата обращения: 2.05.2015.
6. Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2014 года // Центр гуманитарных технологий. URL: http: //gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004. Дата обращения: 2.05.2015.
References:
1. Makarov, A.A. Administrative-legal Regulation of Counteraction of Corruption in the Police of Foreign Countries / A.A. Makarov, V.M. Chuprov // Administra-tivnoe I Municipalnoe Pravo. - 2010. - No 3.
26121
Региональное развитие • № 2(6) • 2015
http://regrazvitie.ru
2. The Experience of Combating Corruption in Singapore. URL: http://sudanet.ru/borba s corrupciei v singapure. Date of access: 2.05.2015.
3. Sarksyan, L.D. Methods and Mechanisms to Combat Corruption in the Example of the Russian Federation and Georgia. Comparative Analysis / L.D. Sarksyan, D.G. Slatov // Economics, Management and Law in Modern Conditions. Inter-University Collection of Papers / ed. by V.B. Taseev. Issue 4 (25). - Samara: The Institute for the Analysis of the Economy of the City and Region, 2014. -P. 94 - 102.
4. Swedish Strategy in the Fight against Corruption. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki. Date of access: 2.05.2015.
5. Corruption in Germany: Progress in the Fight against the Ineradicable Evil. URL: http://www.dw.de. Date of access: 2.05.2015.
6. Transparency International: Corruption Perception Index 2014 // Center of Humanitarian Technologies. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004. Date of access: 2.05.2015.
26121