УДК 37.371.302.4:482 Н.Б.ХАСАНОВ
ББК 81.2 Р
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В кредитной технологии обучения сам процесс обучения состоит из трех взаимосвязанных частей: практические упражнения, самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя и самостоятельной работы студентов.
Практические упражнения должны стать основой для дальнейшей самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, а также полное руководство в последующих самостоятельных работах, то есть самостоятельной работы студентов (2).
На практических занятиях объясняется основная часть программного материала, которая представляет собой фундаментальные понятия. Эти понятия должны изучаться именно на практических занятиях, поскольку без объяснения преподавателя студент не сможет понять их.
Аудиторная форма самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя включает работу студентов с учебником, текстом, выполнение групповых задач, индивидуальный анализ в рамках поставленной задачи. Она занимает центральное место в системе упражнений (6).
Самостоятельная работа студентов является особым видом учебной деятельности студентов, который направлен на выполнение дидактических задач, формирование интереса к познавательной деятельности и расширение знаний в этой отрасли науки.
Самостоятельная студенческая работа как процесс обучения направлена на выполненние учебных задач. Приобретенные очки записываются в специально разработанный для самостоятельной студенческой работы лист учета. Во-первых, выявляются проблемные моменты, вызвавшие у студентов вопросы, не позволившие им справиться самостоятельно. Преподаватель разъясняет теоретические вопросы. Студент должен получить полное представление о задачах, выполняемых в самостоятельных работах и теоретических вопросах, которые он должен разобрать самостоятельно (2).
Как известно, мотивы деятельности студентов являются основным средством для повышения качества преподавания.
В процессе обучения кыргызские студенты сталкиваются с проблемой отсутствия литературы на их родном языке, то есть они должны читать много научных текстов на русском языке. В этой связи на начальную, исходную позицию выдвигаются мотивы, цели и потребности студента в качестве как основного средства ее познавательной самостоятельной деятельности, самоорганизации, самоактуализации человека. В условиях кредитной технологии образования учебно-методическая работа строится по-новому.
Основной целью методической работы преподавателей является обеспечить и создать, совершенствовать единую систему методических документов, которые объединены в учебно-методические комплексы.
Методическое обеспечение осуществляется путем выбора материала, направленного на облегчение усвоения учебной информации. Это ссылка, диаграммы, таблицы, карты, тексты; расширение и углубление процесса усвоения информации, словари, энциклопедии, специальные периодические издания.
Текстовый минимум, отобранный с учетом будущей специальности студентов, в методической поддержке учебного процесса занимает особое место. Основными источниками являются учебные пособия и учебники по специальным предметам, а также периодические издания. Рассмотрим, в качестве примера три взаимосвязанные звена образовательного процесса. Это практические занятия, самостоятельная работа под руководством преподавателя и самостоятельная работа студента.
Занятие первое. Тема: Человек и природа
Грамматическая тема: Выражение условных и уступительных значений
Задание 1. Прочитайте, объясните значение слов и словосочетаний: рациональное использование, глобальная проблема, экологический кризис, экологическое равновесие, ощутимо возрастает, превращение биосферы в биотехносферу, регуляция, развитие цивилизации, негативное воздействие
Задача 2. Прочтите эту информацию. Ознакомьтесь с содержанием текста:
Сегодня проблема охраны окружающей среды стала глобальной, она вошла в интеллектуальный климат эпохи, оказывает влияние на все области жизни, волнует правительства, ученый мир, общественность и население многих стран.
Но неизбежен ли экологический кризис? Многие ученые убеждены, что при плановом использовании природных ресурсов его можно избежать.
Какой же выход предлагают ученые? Путь регуляции экологической системы с помощью самой же экологической системы. Для этого необходимо, чтобы в ней сохранялось, поддерживалось определенное равновесие между человеческой деятельностью и окружающей средой. Именно в таком направлении должно идти «строительство» биосферы. И этим процессом необходимо управлять. Может, некоторым людям такая идея покажется нереальной? Какие меры предпринимаются учеными в мире по решению этих проблем? (3).
Задание 3. Ответьте на вопросы, используя словосочетания и конструкции, данные в скобках:
- Почему проблема охраны окружающей среды волнует общественность всего мира? (кризис во взаимодействии природы и человека).
-Какие факты доказывают реальность экологического кризиса? (увеличивается теми же темпами, ощутимо возрастает, при нынешнем уровне добычи, хватит не менее чем).
-Что представляет собой процесс превращения биосферы в биотехносферу? (неузнаваемо преобразуется первичная природная среда, эксплуатация природных богатств, загрязнение окружающей среды, нарушение экологического равновесия).
-Какой выход из надвигающегося экологического кризиса предлагают ученые? (регуляция экологической системы, равновесие между человеческой деятельностью и окружающей средой).
Задание 4 . Продолжите ряд слов. Запишите их.
Исчезнуть - исчезновение, уменьшить - ..., увеличить - ..., испариться - ..., снизиться - ..., измениться -..., спасти -..., возвратить -... .
Задание 5. Прочитайте текст.
Леса - «зеленые легкие» планеты
Когда мы говорим о лесе, то представляем обширную местность, занятую деревьями, кустарниками и травами. Название леса зависит от того, какие там растут деревья. Если в лесу больше хвойных деревьев - это хвойный лес. В лиственном лесу преобладают лиственные деревья. Если в лесу вперемежку растут хвойные и лиственные деревья - это смешанный лес.
В борьбе за чистоту воздуха большую помощь человеку оказывают растения, так как они -главный потребитель углекислого газа и основной производитель кислорода.
Деревья восстанавливают обработанный воздух. К примеру, гектар леса поглощает ежегодно 4,6-6,5 тонны углекислого газа и выделяет 3,5-5,0 тонны кислорода.
Ученые считают, чтобы создать благоприятный микроклимат в городе, надо иметь 100-150 квадратных метров зеленых насаждений на одного жителя.
Народная мудрость говорит, что человек, посадивший дерево, не зря прожил жизнь (3).
Задание 6. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.
1. Какие растения растут в лесах? 2. Какие бывают леса? 3. Какие животные живут в лесах? 4. Как люди используют лес? 5. Как их охраняют? Каковы правила поведения в лесу? 6. Какие растения и животные твоего края особо охраняются?
Задание 7. Вставьте вместо точек придаточные условные предложения.
1. ...можно хорошо познакомиться с жизнью растений.
2. ...то не нарушаете закономерности протекания природных процессов.
3. Запасы минеральных ресурсов не истощатся...
4. Если бы ты открыл Красную книгу, ...
5. Природа не погибнет...
Теперь анализируем вторую часть учебного процесса, то есть самостоятельную работу студента под руководством преподавателя.
Тема. Человек и природа
Задание 1. Объясните значение слов: плотные материалы, атмосферные воздействия, ресурсы, рациональный, достояние, интенсивный, проблема, заповедник, питомник, рачительный.
Задание 2. Все ли словосочетания вам знакомы? С некоторыми из них составьте предложения:
отработанный воздух, поглощать углекислый газ, выделять кислород еловый лес, благоприятный климат, зеленые насаждения, дубовый лес, породы деревьев (4).
Задание 3. Используя информацию из текста ««Леса — «зеленые легкие» планеты», докажите, что только зеленые насаждения могут создать благоприятный микроклимат в городе.
Задание 4. Проведите конкурс на лучший пересказ текста. Оцените своих однокурсников по следующим параметрам:
- охват содержания;
- передача деталей;
- грамматическая и синтаксическая правильность.
Задание 5. Сформулируйте и запишите основную мысль полученной информации из текста «Леса - «зеленые легкие» планеты».
Задание 6. Расскажите, какие меры принимаются для борьбы с загрязнением атмосферы. Используйте в рассказе конструкции со значением условия и уступки, а также выражающие предупреждение и запрет.
Третий компонент нашей системы - самостоятельная работа студента.
Она подразумевает посещение студентом практических занятий, его участие на них и качество усвоенного материала.
Тема. Человек и природа
Задание 1. Ответьте на вопросы, употребляя придаточные условные предложения.
1. Нарушаются ли закономерности протекания природных процессов, если человек вторгается в них с помощью современной техники?
2. Как изменится природа, если человек поможет ей?
3. Что произойдет, если загрязнить водные источники неочищенными сточными водами?
4. Возможна ли без воздуха жизнь на Земле?
5. При каком условии растение или животное заносится в Красную книгу?
Задание 2. Спишите предложения, используя данные сочетания в роли обстоятельств уступки.
1. Вопреки предсказаниям синоптиков...
2. При всем моем желании.
3. Вопреки мнению многих.
Задание 3. Прочитайте словосочетания. Все ли они вам знакомы? В случаях затруднения определите их значения по словарю. С некоторыми из них составьте и запишите предложения.
Международный союз охраны природы, программа действий, опыт работы, страницы разного цвета, распространение животного (растения), количество особей, причины гибели животных, меры для спасения, стать редкими, означать опасность, животные зафиксированы, принимать меры.
Задание 4. Выскажите мнение по следующим проблемам:
1. Как вы понимаете высказывание: «Красная книга - своеобразный инструмент, с помощью которого мы сможем более успешно решать практические задачи охраны природы»?
2. Как вы думаете, можно ли сказать, что в сознании людей произошел коренной поворот по отношению к проблеме охраны фауны и флоры?
3. Как вы считаете, не запретить ли охоту на животных в дикой природе?
4. Как, по вашему мнению, следует понимать выражения новое экологическое поведение, новое экологическое мышление?
Задание 5. Прочитайте и озаглавьте текст. Составьте тезисный план текста.
«Красная книга Кыргызстана может превратиться в черную, а редкие и исчезающие виды животных станут воспоминанием», - бьют тревогу ученые. Чтобы избежать экологической катастрофы, они предлагают прежде всего сделать Красную книгу доступной каждому гражданину страны.
Красная книга - это перечень растений и животных, которых государство берет под свою охрану. Печатный вариант составляется на основе официально утвержденных списков. Первое такое постановление в Киргизской ССР появилось еще в 30-м году XX века. Документы издаются периодически, списки соответственно пополняются. Но даже в выходящее в свет издание включаются не все фигурирующие в нем организмы. Переиздавать Красную книгу принято каждые десять лет. Первая Красная книга Кыргызстана появилась в 1985 году. Новая редакция - лишь в 2007 году. Ученые HAH KP проделали колоссальную работу. Объем книги изменился. Увы, не в лучшую сторону. Специалисты побывали в экспедициях, провели сравнительный анализ. Да, некоторые виды были включены в первую книгу по ошибке. Однако общей картины такие неточности не меняют (1).
Задание 6. Назовите основную проблему, поднятую в тексте. Выделите отдельные стороны этой проблемы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Карелина, А.Попали под пресс/А.Карелина//Вечерний Бишкек.- 25 марта 2009.- №53 (9721).
2. Кожабекова, Н.А. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в
преподавании русского языка на неязыковых факультетах/Н.А.Кожабекова, Н.Ж.Сералиева //
Вестник КАЗНМУ.- 2012.- №3- С.221-225.
3. Практический курс русского языка. Учебно-метод. пособие для студ. высш. учеб. зав. / Сост.: Н.Б. Хасанов - Бишкек: 2016.- 240 с.
4. Практический курс русского языка. Учебно-метод. пособие для студ. высш. учеб. зав. / Сост.: К.К. Джумагулова, Р.Р. Сыдыкова - Б.: 2009.- 318 с.
5. Пригожина, К. Б. Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода /К. Б. Пригожина //Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 244-246.
6. Покушалова, Л. В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза/Л.В.Покушалова//Молодой ученый.-2011.-№4.Т.2.-С.115-117.
REFERENCES:
1.Karelina, A. Fell under the Press /A.Karelina//Vecherniy Bishkek(Evening Bishkek) Newspaper from March 25, 2009. -№53 (9721)
2.Kozhabekova, N.A. To the Issue Concerned with the Organization of Students" Self-Sufficient Work in the Russian Language Teaching at Non-Linguistic Faculties/N.A. Kozhabekova, N.Z.Seraliyeva // Bulletin of Kazakh National State University, 2012.
3. Practical Course of the Russian Language. Educational-methodical manual for students of Universities / Complied by N.B. Hasanov - Bishkek: 2016, - 240 p.
4. Practical Course of the Russian Language. Educational-methodical manual for students of Universities / Complied by K.K. Dzhumagulova, R.R. Sydykova - Bishkek, 2009. - 318 p.
5.Prigozhina, K.B. Students" Self-Sufficient Work Organization by means of Competence-Cognitive Approach/K.B. Prigozhina // Pedagogical Mastership: materials of the IV-th International. Scientific Conference. - Moscow: Buki-Vedi, 2014. - Р. 244 - 246.
6.Pokushalova, L. Formation of Abilities and Development of Habits of Students" Self-Sufficient Work in Technical Higher Schools / L.V. Pokushalova // Young Scientist. - 2011. - 4. -V.2. - Р. 115 - 117.
Доир ба масъалаи ташкили кори мустацилонаи донишцуён дар машгулият^ои амалии забони руси дар донишгохц техники
Вожа^ои калиди: кори мустацилонаи донишцу, фановарщои эътибори, зистшиноси, буурони зистмууити, тавозуни зистмууити, табиат, биосфера, рустанщо
Объекти мацола кори мустацилонаи донишцуён мебошад, ки уадафи он тасаллут бар дониши асоси, малакауои касби ва майорат дар соуаи фаъолият, тацриба дар фаъолияти эцоди ва тадцицоти мебошад. Коруои мустацилонаи донишцуён аз цониби муаллиф уамчун кори омузишии донишцуи, ки аз се цисм- дарсуои амали, кори мустацилонаи донишцуён бо роубарии омузгор ва кори мустацилонаи донишцуён иборат аст, муайян карда мешавад. Муаллиф дар тауцицоти хеш намунаи кори уамаи ин се намуди кори мустацилонаи донишцуёнро ироа медиуад. Собит мегардад, ки яке аз вазифауои асосии кори мустацилонаи донишцуи таъмини омузиши амиц ва цобилияти ба даст овардани маводи омузиши аз цониби донишцуён аст.Бо таваццуу ба масоили болои зикр шудааст, муносибатро ба машгулиятуои амалии забони руси дар донишгоуи техники дигаргун намудан, зарур аст. Маводи тауцицот метавонад аз тарафи омузгорон дар таулил ва ташкили раванди таълим дар донишгоу ва дар мавзууои мууитзисти дар мактаб мавриди истифода царор гирад.
К вопросу об организации самостоятельной работы студентов на практическом курсе русского языка в техническом вузе
Ключевые слова: самостоятельная работа студента, кредитная технология, экология, экологический кризис, экологическое равновесие, природа, биосфера, растения
Объектом статьи является самостоятельная работа студентов, цель которой-овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов определяется автором как планируемая учебная работа студентов, состоящая из трех частей: практическое занятие, самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя и самостоятельная работа студентов. В своем исследовании автор приводит примеры работ студента по всем этим трем видам самостоятельной работы. Доказывается, что одна из главных задач самостоятельной работы обучающегося - это обеспечение глубины изучения и прочности усвоения студентами учебного материала. Рассмотрение вышеназванных проблем показывает, что нужно изменить подход к обучению на практическом курсе русского языка в техническом вузе. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями при анализе и организации учебного процесса в вузе, в школе на экологические темы
On the Issue of Studentsл Self-Sufficient Work Organization in Practical Course of the Russian
Language in Technical University
Keywords: studentsл self-sufficient work, credit technology, ecology, ecological crisis, ecological balance, nature, biosphere, plants
The object of the article under consideration is studentsл self-sufficient work aimed at fundamental knowledge mastering, professional habits and abilities of activity in the current field, creative experience and research activity. Studentsл self-sufficient work is determined by the author of the article as a planned educational work comprising three parts as follows: practical lesson, studentsл self-sufficient work under a supervision of a teacher and studentsл self-sufficient work. The author in his consideration adduces a number of examples out of student's work targeted at all these three types of self-sufficient work. It is proved that one of the basic tasks of the student's self-sufficient work is to ensure profundity of study and solidity of mastering the learned material. Consideration of the above-mentioned problems shows that it is necessary to change the approach to training in practical course of the Russian language at a technical university. The explored materials can be resorted to by teachers in the course of analysis and organization of educational process in higher and comprehensive schools on ecological themes, in particular.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Хасанов Навруз Баротович, номзади илмуои педагогика, дотсенти кафедраи ташкили кор бо цавонон ва забони русии Донишгоуи давлатии сохтмон, нацлиёт ва архитектураи Циргизистон ба номи Н. Исанов (Цумуурии Циргизистон, ш. Бишкек),E-mail:[email protected].
Сведения об авторе:
Хасанов Навруз Баротович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью и развития русского языка. Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры имени Н. Исанова (Кыргызская Республика, г. Бишкек), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Hasanov Navruz Barotovich, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of organization of work with youth and the Russian language development under KSUCTA Kyrgyz State University of Construction, Transport and Architecture named after N. Isanov, (Kyrgyz, Bishkek), E-mail: [email protected].