ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Муниципальные конкурсы профессионального мастерства — одно из направлений профориентационной работы
В современной России существует противоречие между объективными потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и субъективными профессиональными устремлениями молодежи. В связи с этим возрастает значение профориентационной работы профессиональных образовательных организаций для учащихся школ.
ШАРОВА
Марина Федоровна,
старший мастер, преподаватель ВКК Артинского агропромышленного техникума, г. Арти (Свердловская область)
Аннотация
В статье описывается опыт взаимодействия муниципальных общеобразовательных организаций и образовательной организации СПО по профориентационной деятельности. Как показывает практика, проведение конкурсов «Юный механизатор», «Юный кулинар» в рамках «Фестиваля профессий» является наиболее эффективной формой профессионально ориентированной деятельности образовательной организации.
Ключевые слова:
профориентационная работа, муниципальные конкурсы профессионального мастерства, профессиональная образовательная организация.
С 2012 года Артинский агропромышленный техникум работает в рамках реализации муниципальной программы развития непрерывного аграрного образования в городском округе. Цель программы — создание в муниципалитете территориального образовательно-профессионального кластера, объединяющего органы исполнительной власти и местного самоуправления, наиболее крупные сельскохозяйственные предприятия, образовательные учреждения общего и профессионального образования, общественность и ориентированного на решение задач комплексного развития территории.
На базе техникума действует Центр ресурсного обеспечения и методического сопровождения развития непрерывного аграрного образования по организации профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения обучающихся. Создан электронный банк информации по направлениям деятельности Центра, проведена серия семинаров для педагогов: «Нормативно-содержательные аспекты программы профессиональной подготовки «Тракторист», «Организационно-содержательные, психолого-педагогические условия реализации программ элективных курсов аграрного профиля». Участники семинаров предложили новую форму работы — проведение муниципальных конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся общего и профессионального образования городского округа.
В 2013 году состоялся первый совместный муниципальный профессиональный конкурс «Юный механизатор», участниками которого стали учащиеся шести школ района, в которых реализуется программа профессиональной подготовки «Тракторист», а также студенты техникума, обучающиеся по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Основными задачами конкурса, который стал ежегодным, являются: повышение качества подготовки обучающихся по профессии «Тракторист-машинист», формирование у обучающихся интеллектуальных и профессиональных знаний и умений, развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельно-
сти. Конкурсы проходят в рамках комплексного муниципального мероприятия «Фестиваль профессий», организаторами которого являются Артинский агропромышленный техникум и Управление образования администрации Ар-тинского городского округа.
В 2014 году содержание конкурса «Юный механизатор» было усложнено. Участникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои практические навыки, выполнить задания по обнаружению неисправностей техники.
В 2015 году планируется привлечь к работе конкурса в качестве экспертов социальных партнеров, а также привлечь к софинансиро-ванию наиболее крупные предприятия, заинтересованные в подготовке квалифицированных рабочих для сельского хозяйства.
В рамках проведения Фестиваля профессий в 2015 году разработано положение о проведении первого муниципального конкурса «Юный кулинар», в котором примут участие команды школьников 8-9 классов, проявляющие интерес к профессии «Повар», а в качестве наставников школьных команд выступят студенты нашего техникума. Конкурс будет состоять из трех этапов: теоретического, практического, представления мастер-класса силами каждой команды. В состав жюри включены представители Управления образования Артинского городского округа, предприятий питания, учителя технологии, преподаватели специальных дисциплин образовательных организаций.
Планируемым результатом деятельности по проведению профессиональных конкурсов является:
- мотивация к получению профессионального образования как залога успеха в будущем;
- определение профессиональных способностей;
- правильный выбор профессии;
- формирование уважительного отношения к труду;
- выбор образовательной организации.
Как показывает практика, большинство участников конкурса выбирают именно эту профессию для дальнейшего ее освоения и успешно трудоустраиваются на предприятия района.
36
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 1/2 2015