Научная статья на тему 'К вопросу об определении сущности конкурентных преимуществ предприятия'

К вопросу об определении сущности конкурентных преимуществ предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2332
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CORE COMPETENCIES / РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД / MARKET APPROACH / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / RESOURCE-BASED APPROACH / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ / INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS OF COMPETITIVE ADVANTAGES / ВОЗМОЖНОСТИ / OPPORTUNITIES / СПОСОБНОСТИ / ABILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбина Валентина Евгеньевна

В данной статье рассматриваются подходы различных исследователей к определению сущности конкурентных преимуществ предприятия. Особое внимание уделяется концепции ключевых компетенций в рамках ресурсного подхода, приводится взаимосвязь понятий, характеризующих конкурентоспособность предприятия. Итогом исследования является авторское определение конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEFINITION OF THE ESSENCE OF COMPETITIVE ADVANTAGES

This article examines the approaches of various researches of determining the nature of the competitive advantages of the enterprise. Special attention is paid to the concept of key competences in the framework of the resource approach, the relationship between the concepts, characterizing the company's competitiveness, is given. Research result is the author's definition of competitive advantages.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении сущности конкурентных преимуществ предприятия»

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ В.Е. Рыбина, магистрант

Воронежский государственный технический университет

В данной статье рассматриваются подходы различных исследователей к определению сущности конкурентных преимуществ предприятия. Особое внимание уделяется концепции ключевых компетенций в рамках ресурсного подхода, приводится взаимосвязь понятий, характеризующих конкурентоспособность предприятия. Итогом исследования является авторское определение конкурентные преимуществ

В связи с изменениями в национальной и международной экономической политике России значение конкурентоспособности, позволяющей фирме противостоять другим производителям, резко возрастает. Эффективность деятельности предприятия на рынке определяется возможностями приспособиться к динамичным условиям рынка с точки зрения удержания

или улучшения позиций в кругу соперников, его превосходствами, конкурентными преимуществами.

Анализ точек зрения исследователей позволил определить, что в современной теории конкурентных преимуществ можно выделить два подхода: рыночный и ресурсный (рисунок 1) [11].

Рис. 1. Подходы в современной теории конкурентных преимуществ

Представителей первого направления отличает внимание к внешним факторам, то есть они считают, что организации должны адаптироваться к специфической внешней среде для формирования и развития конкурентных преимуществ (таблица).

Ведущее место в современных исследованиях, посвященных конкурентным преимуществам, занимают системы внутренних факторов, в этом случае речь идет о компетенциях предприятия, то есть сегодня более востребованным является ресурсный подход.

Для того чтобы прийти к собственному определению понятия конкурентного преимущества необходимо проанализировать достоинства и недостатки представленных выше формулировок.

Следует согласиться с Г.Л. Азоевым, А.П. Че-ленковым, П.С. Завьяловым, Ж.Ж. Ламбеном, Дж. Барни, Р.А. Фатхутдиновым, Н.З. Сафиуллиным и Л.Н. Сафиуллиным, М.Портером, что конкурентное

преимущество носит относительный характер и определяется в сравнении с другими субъектами конкурентной борьбы, как с конкурентами, так и с потребителями.

В основном под понятием конкурентного преимущества ученые подразумевают преимущество над конкурентом. Например, Ж.Ж. Ламбен утверждает, что любое превосходство является относительным и устанавливается путем сравнения с приоритетным конкурентом на данном сегменте рынка. Н. З. Са-фиуллин и Л. Н. Сафиуллин, полагают, что конкурентные преимущества проявляются в превосходстве над конкурентами на конкурентном рынке. Г.Л. Азоев и А. П. Челенков в своих работах определяют данное понятие как концентрированное проявление превосходства над конкурентами в различных сферах деятельности предприятия. По мнению Р.А. Фатхутдино-ва, конкурентное преимущество - это превосходство по сравнению с конкурирующими фирмами.

Конкурентные преимущества с позиций различных авторов

Подход Автор Определение

Рыночный Д. Мур Конкурентные преимущества предприятия зависят от степени коэво-люции[10]

А. Бранденбургер, Б. Нейлбафф Конкурентные преимущества определяются степенью соконкурен-ции[10]

Н.З. Сафиуллин и Л.Н.Сафиуллин Конкурентные преимущества - это экономические отношения субъекта хозяйствования, проявляющиеся в превосходстве над конкурентами на конкурентном рынке в реализовавшихся условиях воздействия окружающей среды[1]

М. Портер Конкурентное преимущество выражается либо в более низких, чему конкурентов, издержках, либо в способности изменять и контролировать цену с надбавкой, которая превышает дополнительную стоимость изменения цен. Некоторые конкурентные преимущества являются следствием различий в операционной эффективности, но наиболее существенные преимущества выражаются в том, что их носитель занимает уникальную конкурентную позицию.[1]

Ресурсный Г.Л. Азоев, А.П. Челенков Конкурентные преимущества являются концентрированным проявлением превосходства над конкурентными в экономической, технической, организационной сферах деятельности предприятия которое можно измерить экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокая рентабельность, рыночная доля, объем продаж).[1]

П. С. Завьялов Качества, которые отсутствуют или менее выражены у соперников, качество - фактор конкурентоспособности^]

Н.Г. Агеева Конкурентное преимущество - это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать к себе покупателей. Основой конкурентного преимущества являются уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах бизне-са.[1]

П. Хейне Конкурентные преимущества определяет владение редкими экономическими благами (ресурсами)[10]

И. Кирцнер Главное конкурентное преимущество - предпринимательские способности^]

П. Друкер, Ф. Хайек Основа конкурентного преимущества - человеческий фактор. Более конкурентоспособным предприятие может стать при наличии в его штате эффективных управляющих, при ориентации на знания[10]

Ж.Ж. Ламбен «Характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти атрибуты или характеристики могут <.. .> относиться как к самому товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара». В основе конкурентного преимущества лежит более эффективное использование ресурсов. [1,10]

Дж. Барни Конкурентное преимущество у фирмы есть тогда, когда она осуществляет стратегию создания ценности, не будучи одновременно реализованной любыми действующими или потенциальными конкурентами[1]

Р.А. Фатхутдинов Конкурентное преимущество - это какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает фирма и которая дает ей превосходство перед конкурентами. При этом под ценностью подразумевается «нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить, либо иметь в будущем. Например, здоровье, талант, профессионализм, организованность, владение новшеством, известная торговая марка и т. п.».[1,10]

Немногие авторы учитывают, что преимущества над конкурентами не всегда оказываются востребованными потребителями. В.С. Ефремов дает определение конкурентных преимуществ как преимуществ не над конкурентами, а по отношению к потребителю [12]. Д. Шервуд говорит о фирме, получающей конкурентные преимущества за счет двойной ориентации: удовлетворяя запросы потребителей и развивая трудовые ресурсы. Он утверждает, для того чтобы не потерять потребителей, необходимо гибко реагировать на изменения конъюнктуры рын-ка.[12] Дж. ОШонесси полагает, что создаваемые преимущества должны в основном соответствовать, либо немного опережать ожидания потребителей, что не обязательно подразумевает необходимость опережения конкурентов, так как покупательские ожидания существенно зависят от того, что им предлагает конкурентный рынок. [12]

Г. Ассель характеризует конкурентные преимущества как преимущества над конкурентом за счет предложения потребителям большей потребительской ценности, то есть "больших преимуществ товаров и услуг или тех же преимуществ при более низкой, чем у конкурентов, цене"[12]. Из чего следует, что устойчивым будет являться такое конкурентное преимущество фирмы, которое будет проявляться в превосходстве над конкурентом за счет создания конкурентного преимущества для потребителя.

П.Хейне, И.Кирцнер, П.Друкер, Ф.Хайек не учитывают относительность понятия конкурентных преимуществ и акцентируют внимание только на одном факторе - ресурсах, предпринимательских способностях, человеческом факторе. Однако, в настоящее время многие руководители предприятий отмечают, что все чаще ситуации на рынке требуют от компаний не привычной адаптации к динамичной внешней среде, а опережающего развития конкурентных преимуществ на основе ее уникальных компетенций - совокупности коллективных и индивидуальных знаний и умений организации в управлении ее ресурсами и способностями.

Г.Л. Азоев, А.П. Челенков не принимают во внимание в своем определении потенциальные преимущества, которые могут привести к увеличению продаж и прибыли в перспективе, что не позволяет осуществлять стратегическое планирование, также к числу недостатков можно отнести оценку конкурентных преимуществ по ограниченному кругу экономических показателей, затрагивающих только сферу сбыта. Наличие превосходства в представленных сферах деятельности не является доказательством успеха, потому что продукция обладающая преимуществами может быть не принята покупателями.

Определение П.С.Завьялова нельзя признать достаточно точным, потому что обладание качествами, отсутствующими у конкурентов, не гарантирует пре-

восходства в какой-либо сфере. Положительным в данной формулировке является попытка установить связь между понятиями конкурентных преимуществ и конкурентоспособности.

Ж.Ж. Ламбен не учитывает, что носителями конкурентных преимуществ могут выступать не только товар или марка, но и сами предприятия, организации, образующие отдельные группы, страны или их объединения.

На основе анализа работ вышеназванных авторов можно сделать вывод о том, что при определении сущности конкурентного преимущества необходимо иметь в виду, что конкурентное преимущество носит относительный характер, выражается в превосходстве фирмы в какой-либо области и включает превосходство фирмы над конкурентом и превосходство фирмы, очевидное для потребителя. Наиболее устойчивым будет такое преимущество над конкурентом, которое является одновременно и преимуществом для потребителя, которое возможно на основе постоянного отслеживания действий конкурентов одновременно с выявлением потребностей покупателей.

Публикации последних лет [4,7,8,9] показывают, что ведущее место в исследованиях конкурентных преимуществ заняли ключевые компетенции и способности фирмы по генерированию технологических и организационных инноваций, именно поэтому собственный взгляд на понятие конкурентных преимуществ актуально и целесообразно отразить с позиции концепции ключевых компетенций.

Развившие ресурсную концепцию К.К. Прахалад и Г. Хамел сделали вывод о том, что настоящие источники устойчивых конкурентных преимуществ заключаются в способности менеджмента консолидировать рассредоточенные по корпорации технологии и производственные навыки в компетенции, наделяющие отдельные бизнесы потенциалом быстрой адаптации к изменяющимся рыночным возможностям [5].

Й. Бекер определяет ключевую компетенцию как целенаправленную интеграцию технологий и навыков сотрудников, позволяющую разрабатывать, производить и сбывать продукты таким способом, который трудно поддается копированию конкурентами.^]

Ключевые компетенции представляют собой совокупность навыков и технологий, которая базируется на явных и скрытых знаниях, обеспечивает формирование ценностей в системе потребителя, является оригинальной по отношению к конкурентам, открывает доступ к новым рынкам, является предпосылкой длительных конкурентных преимуществ. В соответствии с этим можно выделить отличительные признаки [3] ключевых компетенций, представленные на рисунке 2.

Рис. 2. Признаки ключевых компетенций

От того, как организация управляет своими клю- Взаимосвязь между данными понятиями пред-

чевыми компетенциями, зависит устойчивость конку- ставлена на рисунке 3. рентных преимуществ.

Рис. 3. Взаимосвязь понятий, характеризующих конкурентоспособность

Возможность - это средство (орудие, способ), условие (обстоятельства, от которых что-нибудь зависит), обстоятельство (явление, сопутствующее какому-нибудь другому явлению и связанное с ним), необходимое для осуществления чего-либо. [2]

Способность - это умение (навык, опыт в осуществлении чего-нибудь), а также возможность (владение процессами, технологиями, методами, процедурами, отношениями, каким-то знаниями) производить какие-нибудь действия. [2]

В результате преобразования возможностей в способности возникают потоки идей, коллективное взаимодействие, возникновение компетенций, которые могут носить характер как стандартных, представляющих собой необходимый набор способностей для выживания на данном рынке, так и ключевых, что позволяет фирме решать задачи, непосильные для большинства других игроков рынка. Параллельно происходит создание новых возможностей, которые

выступают импульсом к генерированию ключевых компетенций.

Ключевые компетенции - совокупность навыков и технологий, позволяющих компании предоставлять покупателям фундаментальные выгоды, являются основой конкурентных преимуществ. Однако наличие последних не приведет предприятие к быстрому и стабильному успеху, то есть они не являются гарантом конкурентоспособности.

Итоговую оценку конкурентоспособности дает потребитель, именно он решает, насколько конкурентоспособно предприятие с точки зрения степени удовлетворения своих потребностей и уровня их значимости.

Исходя из вышесказанного, предлагается авторское определение:

Конкурентные преимущества - это экономические отношения, которые выступают основой формирования конкурентоспособности и проявляются в реальном или потенциальном превосходстве фирмы в создании ценности для потребителя относительно прямого кон-

курента на определенном рынке на наиболее долгосрочный промежуток времени на основе способности своевременно выявлять изменения во внешней и внутренней среде и находить эффективные решения с учетом внутрифирменных ресурсов и возможностей.

Использование предлагаемого определения позволяет:

1. рассматривать конкурентные преимущества как основу формирования конкурентоспособности;

2. выделять реальные и потенциальные конкурентные преимущества;

3. учитывать относительность конкурентного преимущества, которая проявляется в рассмотрении данного понятия применительно к различным субъектам конкурентных отношений - преимущество по сравнению с конкурентом и преимущество для потребителя;

4. принимать во внимание пространственный аспект, нацеленный на необходимость учета пределов рыночных сегментов, а также географических границ преимущества;

5. устойчивость, стабильность конкурентных преимуществ в течение длительного времени;

6. соответствие требованиям динамично развивающейся внешней среды и учет внутренних изменений;

7. соответствие концепции ключевых компетенций.

Основной задачей организации, функционирующей в конкурентной среде, является обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ.

Устойчивое конкурентное преимущество формируется путем развития существующих и создания новых ресурсов и способностей организации и их уникальных комбинаций. Набор умений и технологий, накопленные знания и опыт, не доступные конкурентам, обусловливают результативное существование организации в достаточно длительной перспективе.

Литература

1. Запекина, Н. В. Конкурентное преимущество: методологические аспекты формулирования и учет влияния практики рыночного поведения [Текст] / Н. В. Запекина // Мир науки, культуры, образования. -2012. - № 6 (37). - С.125-128.

2. Зеленцова, Л. С. Механизм формирования устойчивых конкурентных преимуществ организации [Текст] / Л. С. Зеленцова // Вестник университета. -2012. - № 11. - С. 183-188.

3. Зенина Э.Е. Конкурентные преимущество высокого порядка и ключевые компетенции компании как основа качества продукции в современных условиях

[Текст] / Э. Е. Зенина // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №1 (13). - С. 72-76.

4. Колодняя, Г. В. Эволюция природы конкурентного преимущества фирмы / Г. В. Колодняя // Вестник Финансового университета. - 2012. - № 2. - С. 33-45.

5. Кузнецова, Е. Ю. Концептуальные основы использования ключевых компетенций в обеспечении конкурентоспособности предприятий [Текст] / Е. Ю. Кузнецова // Вестник УГТУ-УПИ. - 2010. - № 5. - С. 22-33.

6. Куликова, А. В. О важности интеграции рыночного и ресурсного подходов к разработке конкурентной стратегии предприятия [Текст] / А. В. Куликова, О. В. Рокунова // УЭкС. - 2012. - № 12.

7. Осинцев, А. Н. Конкурентоспособность и ключевые компетенции в сфере организации производства [Текст] / А. Н. Осинцев, В. Н. Родионова, Н. В. Федоркова // Организатор производства. - 2009. -№ 2 (41). - С. 94-97.

8. Родионова, В. Н. Организационные факторы обеспечения конкурентоспособности производства [Текст] / В. Н. Родионова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2011. Т. 7. № 11-3. - С. 47-50.

9. Родионова, В. Н. Конкурентоспособность производства: проблемы и пути решения [Текст] / В. Н. Родионова, О. Г. Туровец, Н. В. Федоркова. - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2004. - 214 с.

10. Сафиуллин, А. Р. Многоуровневый подход к управлению конкурентными преимуществами [Текст] / А. Р. Сафиуллин // Известия УрГЭУ. - 2010. -№ 2 (28). - С. 19-25.

11. Селюков, М. В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования [Текст] / М. В. Селю-ков, Н. П. Шалыгина, И. В. Савенкова // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8. - С. 449-454.

12. Ягафарова, Е. Ф. Взгляд на конкурентное преимущество фирмы с позиций экономической теории [Текст] / Е. Ф. Ягафарова // Журнал экономической теории. - 2007. - № 4. - С. 181-185.

® 89204515178

E-mail: vervbina@mail.ru

Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, ключевые компетенции, рыночный подход, ресурсный подход, внешние и внутренние факторы формирования конкурентных преимуществ, возможности, способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.