Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Е.А. Ефремова
УДК 373.315
К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Е.А. Ефремова (Новосибирск, Россия)
В статье рассматриваются вопросы актуальности применения технологии проектного обучения в процессе профессионального самоопределения учащихся. Обозначены отличительные особенности данной технологии и перспективы ее развития.
Ключевые слова: технология проектного обучения, профессиональное самоопределение учащихся, психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения.
Выбор профессионального пути является одним из важнейших событий выпускника школы. Но сделать этот выбор подростку достаточно сложно, учитывая ограниченность жизненного опыта, опыта самостоятельного принятия решений. В настоящее время этот выбор происходит на фоне изменений, как в социально-экономической, так и
образовательной сфере.
Условия современной жизни
предъявляют повышенные требования к выпускникам образовательных учреждений, к их социальной адаптации и профессиональной мобильности. В образовательной системе интенсивно поднимается вопрос о профессиональном самоопределении
школьников в процессе обучения [5-7]. По мнению Н.С. Пряжникова, главная цель профессионального самоопределения
заключается в постепенном формировании у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному
построению, корректировке и реализации
перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [6, с. 31]. В Концепции профильного обучения большое значение отведено предпрофильной подготовке учащихся 9 классов, и ситуация такова, что выбор профиля обучения и выбор направления дальнейшего образования учащимся необходимо сделать в конце учебного года. Не вызывает сомнения, что в процессе модернизации образования проблема профессионального самоопределения должна решаться более эффективно. Использование образовательных технологий в учебном процессе приобретает в последнее время особую актуальность. Поэтому поиск действенных методов для решения этих задач является перед психологической наукой как никогда актуальным.
Ефремова Евгения Анатольевна - магистрант факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Происходящие изменения требуют разработки и применения такой модели психолого-педагогического сопровождения, которая могла бы создать условия для реализации потенциала подростка в профессиональной деятельности, оказывая психолого-педагогическую помощь в профессиональном самоопределении. Для этого необходимо использовать
систематическую целостную систему методов и средств.
Одним из подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного подростка, является проектная деятельность.
Специфика проектной деятельности рассматривается в работах Е.С. Полат, К.Н. Поливановой, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомовой, В.Д. Симоненко и др. Однако в современных психолого-педагогических
исследованиях вопрос проектного обучения в процессе профессионального самоопределения недостаточно раскрыт. Поэтому изучение возможностей проектной деятельности в процессе профессионального самоопределения учащихся становится актуальным.
Проект в переводе означает «брошенный вперед», прообраз какого-либо вида деятельности. Е.С. Полат дает следующее определение: «проект - это прототип,
идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия» [4]. По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является
интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной,
коммуникативной, а главное творческой деятельности [3].
Многие исследователи В.В. Гузеев, Е.С. Полат, И.Д.Чечель и др. рассматривают проектное обучение как целостную образовательную технологию,
способствующую комплексному овладению учащимися методологическими знаниями, умениями, навыками самообразования. На наш взгляд, технологию проектного обучения в настоящее время можно рассматривать как одно из эффективных средств для подготовки учащихся к профессиональному
самоопределению, способствующее
формированию основ проектного мышления и активной жизненной позиции учащихся.
Е.А. Климов отмечает, что результатом профессионального самоопределения по итогам развития ребенка в школе должна стать готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей, относительно
реалистичный и положительно эмоционально окрашенный план [2, с. 41].
Сегодня многие исследования сходятся в том, что технология проектного обучения развивает проектные умения и навыки, которые востребованы в современных условиях и обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда [3; 5]. Соответственно, эффективное профессиональное самоопределение является неотъемлемым условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения, а также условием подготовки грамотных специалистов.
Опыт работы показывает, что интегрирование технологии проектного обучения в процесс профессионального самоопределения является важным аспектом успешности этого процесса.
Каковы же преимущества этой технологии в профессиональном
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
самоопределении подростков? Работая над проектом в процессе профессионального самоопределения школьники имеют
возможность решить самостоятельно проблемы актуальные для их
профессионального выбора. В результате этого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и значительного обогащения мотивационных, ценностно-смысловых и информационных компонентов личного
профессионального плана [1]. Поэтому, мы считаем, что применение данной образовательной технологии в процессе
формирования профессионального
самоопределения учащихся становится всё более психологически обусловленным.
Технология проектного обучения направлена на формирование субъекта
профессионального самоопределения и предполагает не только формирование у подростка мотивации к своему профессиональному выбору, но и вооружает его доступными средствами для планирования и реализации своих профессиональных перспектив, обеспечивая индивидуальную траекторию развития личности. Данная технология способствует развитию
познавательных навыков учащихся, развитию критического и творческого мышления, умению самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, что является особо значимым для формирования профессионального самоопределения
учащихся.
Периодом, сензитивным для
профессионального самоопределения, можно считать возраст от 14 до 16 лет. Учитывая, что ведущие позиции в этом возрасте начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками [1], данная технология является
для подростка той сферой, где он может реализовать свои потенциальные
возможности, укрепить чувство взрослости, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, получить поддержку и признание своей самостоятельности. Это позволяет рассматривать технологию проектного обучения в процессе профессионального самоопределения как одну из ведущих.
Особенностью технологии проектного
обучения является и то, что учащийся не только планирует, собирает, анализирует информацию, но готовит проект, публично защищает его. Другими словами, главным критерием становится наличие
самостоятельного творческого результата
(продукта) деятельности учащегося (если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию).
И.С. Сергеев выделяет два вида
продукта проектной деятельности: внешний результат - это материальный объект, созданный участниками проекта, который можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности и внутренний
результат - это опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания, умения, компетентности и ценности [7], что на наш взгляд, является особо важным для успешного профессионального самоопределения
учащихся. Таким образом, особенностью данной технологии является оптимальное сочетание теоретических знаний с их практическим применением в решении конкретных проблем профессионального выбора.
Технология проектного обучения
предполагает решение какой-либо проблемы, которая предусматривает использование
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
совокупности разнообразных методов, средств обучения и предполагает интеграцию применения знаний и умений из различных областей науки и имеет практическую направленность [3].
Проектирование является в то же время технологией, которая предполагает соблюдение определенной последовательности этапов, шагов. Каждый последующий этап обусловлен результатом предыдущего и определяет результат последующего. Таким образом, технология проектного обучения включает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, имеет интегративный характер и практическую направленность [4]. Считаем, что проект, как самостоятельно завершенная работа дает учащимся благоприятную возможность для самостоятельного профессионального выбора, позволяя эффективно развивать ценностносмысловые, информационные и
мотивационные компоненты личного профессионального плана.
Наиболее удачным в процессе психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения является сочетание технологии проектного обучения с интерактивной моделью обучения. На занятиях используются следующие
интерактивные методы: работа в парах, работа в малых группах, деловые и ролевые игры, дискуссия, анализ конкретных ситуаций, игровые упражнения, моделирование. Используемые методы позволяют обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим, ребята учатся аргументировано выражать свои мысли, моделируют различные профессиональные роли. На начальном и заключительном этапе проектной
деятельности не заменимы следующие
интерактивные приемы: дерево решений,
займи позицию, аквариум, ПОПС, синквейн. Значимым преимуществом проектного обучения является то, что в процессе работы над проектом осуществляется совместная творческая деятельность психолога и учащихся в форме систематических консультаций, диалогического общения. Работа над проектом в режиме сотрудничества психолог-ученик позволяет оказать индивидуальную, поэтапную психологическую помощь в становлении профессионального самоопределения. Таким образом, технология проектного обучения занимает субъект-субъектную позицию в образовательном процессе, создавая особое пространство взаимоотношений. Результатом успешного психолого-педагогического
сопровождения профессионального
самоопределения подростков в процессе
проектной деятельности является
сформированность основных компонентов
личного профессионального плана (табл. 1).
Определив возможности технологии проектного обучения в процессе профессионального самоопределения, можно сделать вывод, что данная технология может успешно применяться в учебном процессе, как обучающая технология, основанная на активной целесообразной деятельности
ученика и его личном интересе в получении знаний.
Особо отметим, что образовательная
технология проектного обучения имеет большой потенциал как одна из
перспективных форм психологопедагогического сопровождения
профессионального самоопределения
учащихся, как средство формирования
успешности подростков.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Таблица 1
Возможности технологии проектного обучения в развитии ценностно-смысловых, информационных и мотивационных компонентов личного профессионального плана
Исследуемые показатели Возможности технологии проектного обучения Умения, вырабатываемые при участии в проектной деятельности
Ценностно-смысловые компоненты личного профессионального плана
Трудовые и профессиональные ценности Формирование трудовых и профессиональных ценностей Активизация ценностносмысловых аспектов профессионального выбора Умение соотнести свои ценности с будущей профессией
Информационные компоненты личного профессионального плана
Знания о мире профессионал ьного труда и его составляющих Расширение представлений о мире профессий Умение самостоятельно находить различные источники информации Умение пользоваться информационнокоммуникативными средствами
Умение проектировать свою деятельность Развитие навыков целеполагания, планирования, поисковых, коммуникативных и рефлексивных навыков Развитие самосознания, стабилизация самооценки и уровня притязаний Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта Выявление и формулирование проблем Определение путей решения проблем Умение самостоятельно генерировать идеи, привлекая знания из различных областей Планировать групповую деятельность Организовать собственную индивидуальную работу Публично выступать и защищать проект
Мотивационные компоненты личного профессионального плана
Трудовые и профессиональные мотивы Формирование трудовых и профессиональных мотивов Развитие инициативы Воспитание уважительного отношения к различным видам профессионального труда Умение самостоятельно принимать решения Умение самореализоваться в профессиональной деятельности
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Профильные и Повышение уровня выраженности Умение ориентироваться в
профессионал ьные профильных и профессиональных информационном пространстве будущей
интересы интересов профессиональной сферы
Моделирование своего будущего, Умение соотнести собственные интересы
на основе своих и склонности с будущей профессией
профессиональных интересов и
планов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / под ред. В.Е. Клочко. - М.: Владо-пресс, 2005. - 264 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на -Дону.: Феникс, 1996. - 512 с.
3. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение. - М.: Академия, 2011. - 144 с.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2004.
5. Прилепская Н.А. К вопросу о создании инновационной среды для продуктивного обучения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 1. - С. 2333.
6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Институт
практической психологии, 1996. - 256 с.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.
8. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. - М.: Академия, 2007. - 128 с.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
1(5) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
UDС 373.315
TO A QUESTION ON EDUCATIONAL TECHNOLOGIES ON PROFESSIONAL
SELF-DETERMINATION OF PUPILS
E.A. Efremova (Novosibirsk, Russia)
In this paper author considers the questions of application of technology of design training in the course of professional self-determination of pupils. Much attention is given to distinctive features of this technology and prospect of its development.
Keywords: technology project-based learning, professional self-determination of students,
psychological and pedagogical support professional determination of students.
Efremova Evgeniya Anatolevna - master of the faculty of psychology, Novosibirsk state pedagogical university. E-mail: [email protected]
© 2011-2012 Вестник НГПУ Все права защищены