к ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Е.В.Лукин
заместитель начальника Управления выработки государственной политики в сфере обеспечения собственной безопасности ДСБ МВД России
01 Z
во о о
N
U U О (L
d
со
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о
и ф
г S
S о
X
о
т
S ф
ч:
п
к <
X S X н
и ф
со
Выступая в апреле 2007 года с Посланием к Федеральному собранию, Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал залогом формирования в стране дееспособного гражданского общества, и построения эффективного государства, обеспечивающего безопасность, достойную жизнь людей, а также условием становления свободного и социально ответственного предпринимательства - борьбу с коррупцией, в том числе связанную с деятельностью непосредственно правоохранительных органов.
В феврале текущего года выступая на итоговой коллегии Министерства за 2007 год Президент Российской Федерации В.В. Путин, отметил, что «от коррупции и произвола должны быть надежно защищены сами органы внутренних дел. Обеспечивать порядок могут только те люди, которые неукоснительно соблюдают закон сами. Решительные меры должны применяться к тем, кто ставит интересы «дружественных» коммерческих структур выше государственных».
Очевидно, что пристальное внимание руководства государства к данной проблеме, связанной, в том числе и с деятельностью Министерства внутренних дел, обусловлено тесной связью экономического возрождения Российской Федерации, с добросовестным исполнением действующего законодательства всеми сотрудниками милиции, предупреждением и пресечением их возможного противоправного поведения.
Именно эти вопросы в ближайшей перспективе будут требовать самого серьезного нашего внимания, поскольку приоритетной задачей ведомства остается восстановление доверия граждан, обеспечение главенства их прав и свобод.
Поэтому в настоящее время речь идет о комплексном совершенствовании и реальном повышении эффективности обеспечения собственной безопасности в органах внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службе, поиске путей оптимизации данной работы, а также
координации усилий всех структур Министерства по укреплению законности и профилактике правонарушений, совершаемых сотрудниками ОВД и ФМС.
Проблема угрозы собственной безопасности усиливается стремлением коммерческих и криминальных структур к подкупу чиновников всех рангов исполнительной власти, в том числе - и должностных лиц органов внутренних дел.
Мы все чаще сталкиваемся с непосредственным участием сотрудников в совершении тяжких преступлений в составе организованных преступных групп; фальсификацией материалов для оказания давления на юридических и физических лиц в корыстных целях; использованием служебного положения в интересах коммерческих организаций, и, как следствие - предательством.
«Милицейские крыши» уже давно и успешно конкурируют с криминальными. Именно коррупционные отношения с представителями правоохранительных органов позволили криминалитету внедриться в ключевые отрасли экономики страны, в числе которых такие высокодоходные как топливно-энергетический и лесопромышленный комплексы, горнорудная и металлургическая промышленность, добыча биоресурсов, производство и реализация подакцизных товаров.
При этом наиболее распространенным способом коррупционных отношений остается взяточничество. Только за получение взяток в 2007 году по стране привлечено к ответственности 764 сотрудника органов внутренних дел.
Всего же в 2007 году выявлено свыше 76 тысяч правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. На централизованный учет в ГИАЦ МВД России выставлено 44 тысячи карточек «НЗ» на сотрудников органов внутренних дел, в том числе - 40 тысяч за совершение дисциплинарных проступков. В отношении 4367 сотрудников возбуждены уголовные дела, из
которых 535 в отношении руководителей различного ранга.
В результате применения методов оперативно-розыскной профилактики подразделениями собственной безопасности за 2007 год предотвращено 3,6 тыс. должностных правонарушений, в том числе 660 - путем разобщения группы, 896 - отказа разрабатываемых от совершения преступления, 2086 - привлечения разрабатываемых к дисциплинарной ответственности. Это больше, чем количество сотрудников органов внутренних дел, привлеченных к уголовной ответственности за совершение должностных преступлений.
При этом доля участия подразделений собственной безопасности в выявлении сотрудников, совершивших уголовно-наказуемые деяния, составляет 54 %, а по должностным преступлениям - 58 %. Приведенные данные свидетельствуют о наличии в органах внутренних дел серьезных возможностей к самоочищению от лиц, причастных к противоправной деятельности.
В ряде конкретных случаев удалось пресечь не просто серьезные преступления, а тщательно организованные криминальные схемы, реализовывавшиеся при участии старших офицеров милиции, в основе которых лежали грубейшие нарушения прав человека, совершаемые из корыстных побуждений.
Так, сотрудниками Департамента в 2007 году задержан старший оперуполномоченный ОРБ № 11 МВД России подполковник милиции А.Д. Кузьмин, который вымогал взятку в размере 50 тысяч долларов США у руководителей ООО «Комлайн» за прекращение проверки финансово-хозяйственной деятельности данной коммерческой организации. Прокуратурой г. Москвы в отношении Кузьмина возбуждено уголовное дело по статье 290 УК РФ. В настоящее время он привлечен к уголовной ответственности в виде лишения свободы сроком на 5 лет.
Также, прокуратурой г. Москвы в 2007 году возбуждено уголовное дело по ст.ст. 159 и 286 УК РФ в отношении заместителя начальника 38 отдела Управления «К» БСТМ МВД России подполковника милиции В.В. Грошева и оперуполномоченного того же отдела В.В. Князева, которые похитили мобильные телефоны, принадлежащие ООО «Евросеть-опт», на сумму 62,5 млн рублей, использовав заведомо подложное экспертное заключение о невозможности их использования с последующей утилизацией.
Все это, безусловно, не может в конечном итоге не сказаться на общем оздоров-
лении морально-психологического климата и состояния законности в конкретных, зачастую ключевых, подразделениях органов внутренних дел.
В минувшем году сделан еще один достаточно серьезный шаг в данном направлении. И в его основу легла подготовленная ДСБ МВД России, совместно с ведущими научными и образовательными учреждениями, Концепция обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России (утверждена Приказом МВД России № 555дсп - 2007 г.).
Необходимо подчеркнуть лишь два чрезвычайно важных момента - Концепция разработана и принята впервые за все годы существования Министерства и это без преувеличения весьма знаменательная веха в деле системной организации обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы. А так же и то, что МВД России стало вторым (после ФСБ России) органом государственного управления, обладающим подобного рода программным документом.
Последовательная и грамотная реализация положений Концепции на практике, позволит уже в ближайшие годы решить большинство актуальных на сегодня проблем в рассматриваемой сфере. Тем более, что настоящая Концепция являет собой не просто, как это зачастую бывает - набор красивых лозунгов, а по сути своей - достаточно конкретный, целевой и долгосрочный документ, логично реализуемое руководство к действию.
В феврале Министром внутренних дел генералом армии Р.Г. Нургалиевым был подписан План МВД России по реализации в 2008-2009 годах ее первого этапа. В каждом субъекте Российской Федерации составлены, с учетом местной специфики, его региональные аналоги.
Согласно Концепции, обеспечение собственной безопасности, укрепление законности и служебной дисциплины определены важнейшими направлениями деятельности органов внутренних дел и ФМС России.
Настоящей Концепцией собственная безопасность органов внутренних дел и ФМС России понимается как состояние их защищенности от деструктивного и дезорганизующего воздействия со стороны внешних и внутренних угроз, позволяющее обеспечить устойчивость функционирования органов внутренних дел и ФМС России в решении возложенных на них задач.
В этой связи определено, что «Обеспечение собственной безопасности органов вну-
01 г
во о о
N
и и
О (к
а
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о а
о ф
г X
Е о
X
о а
т
Е ф
^
п
к <
X X X н
и ф
со
ei Z
eo о о
N
U U О (L
EX
CQ
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о а и ф г S Е о х о а т
S ф
ч:
п
а <
X S X н
и ф
со
тренних дел и ФМС России» - это система согласованных правовых, организационно-управленческих, оперативно-розыскных, режимных, социально-психологических, воспитательных, пропагандистских и иных мер, направленных на создание и поддержание условий для выявления, нейтрализации и ликвидации внешних и внутренних угроз, препятствующих функционированию органов внутренних дел и ФМС России, выполнению возложенных на них задач и обязанностей.
Концепция разделяет основные виды угроз собственной безопасности на внешние и внутренние.
К внешним угрозам собственной безопасности Концепция относит:
а) деятельность организованных групп и преступных сообществ, направленная на:
— проникновение в органы внутренних дел и ФМС России;
— добывание служебной информации об их деятельности, в том числе путем подкупа, шантажа и компрометирования сотрудников;
— вовлечение сотрудников в противоправную деятельность;
б) угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество сотрудников, в связи с осуществлением ими служебной деятельности, а также их близких;
в) недостаточный уровень социальной и правовой защищенности сотрудников;
г) противоправные действия отдельных представителей органов государственной власти и местного самоуправления, затрагивающие законные интересы органов внутренних дел и ФМС России, попытки использования органов внутренних дел в антиконституционных целях;
д) распространение ложных сведений, направленное на формирование негативного образа сотрудника милиции;
е) возникновение внешних факторов, обусловливающих возможное ухудшение материально-технического, финансового и иного обеспечения деятельности органов внутренних дел и ФМС России.
К внутренним угрозам относятся:
а) уголовно наказуемые деяния, совершаемые отдельными сотрудниками, гражданскими служащими и работниками органов внутренних дел и ФМС России;
б) должностные проступки сотрудников, связанные с нарушением законности, прав и свобод граждан;
в) устойчивые внеслужебные контакты сотрудников с представителями криминальных структур и теневой экономики;
г) нарушения порядка работы со сведениями, составляющими государственную тайну, повлекшие несанкционированный доступ к этим сведениям посторонних лиц, хищение либо утрату материалов дел оперативного учета, уголовных дел и вещественных доказательств;
д) нарушение порядка охраны объектов инфраструктуры органов внутренних дел и ФМС России, несоблюдение мер безопасности при несении службы, а также халатность и потеря бдительности отдельными сотрудниками;
е) необоснованные решения, принимаемые в сфере подбора, расстановки и ротации кадров на всех уровнях управления органов внутренних дел и ФМС России;
з) высокая текучесть кадров (особенно в низовых звеньях системы органов внутренних дел и их оперативных подразделениях);
и) нарушение законности и социальной справедливости в решении кадровых, управленческих и социальных вопросов.
Эффективность противодействия внешним и внутренним угрозам напрямую зависит от построения в органах внутренних дел и ФМС России четкой и понятной системы обеспечения собственной безопасности.
В этой связи, Концепция определяет, что систему обеспечения собственной безопасности образуют два уровня.
Первый уровень руководителей органов, подразделений и учреждений системы Министерства, на которых возложена персональная ответственность за организацию и состояние работы по обеспечению собственной безопасности в подчиненных подразделениях.
Второй уровень подразделений собственной безопасности.
В целом реализацию мероприятий Концепции предполагается осуществить в два этапа: первый этап в период с 2007 по 2009 годы, второй с 2010 по 2012 годы.
В указанные периоды планируется:
— разработка соответствующими мер по укреплению позитивной мотивации и престижа службы в органах внутренних дел и ФМС России, в том числе материальной заинтересованности их сотрудников;
— подготовка предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего вопросы правовой и социальной защиты сотрудников;
— разработка механизмов противодействия коррупции в органах внутренних дел и ФМС России;
— приведение технической укреплен-ности объектов инфраструктуры органов
внутренних дел и ФМС России в соответствие с установленными требованиями;
— планомерное удовлетворение потребностей органов внутренних дел и ФМС России в материально-техническом обеспечении, средствах связи, вооружении, автотранспорте и служебных помещениях.
Хотел бы также отметить, что большинство нормотворческих инициатив Департамента основано на проведенном анализе мирового опыта в рассматриваемой сфере. В этих целях только в 2007 году специалистами Департамента собственной безопасности МВД России осуществлены выезды в Финляндию, Израиль и Соединенные Штаты Америки.
В этой связи Департамент собственной безопасности МВД России выступил с рядом законодательных инициатив, которые в настоящее время сопровождаются в установленном порядке. К числу наиболее важных относятся следующие:
1. Установить в качестве основания для отказа в поступлении на службу в органы внутренних дел наличие у кандидата или его близких устойчивых связей в криминальной среде.
2. Установить право МВД России проводить психофизиологические исследования сотрудника с использованием полиграфа в следующих случаях:
— при поступлении кандидата на службу в органы внутренних дел;
— при решении вопроса о допуске лица к сведениям, составляющим государственную тайну, а также при проведении проверки, связанной с разглашением данных сведений;
— при решении вопросов, связанных с перемещением по службе и назначением сотрудника на руководящие должности;
— при проведении проверки по фактам совершения сотрудником должностных правонарушений.
3. Установить процедуру ротации кадров. При этом приоритетное право назначения на руководящие должности должно
сохраняться за сотрудниками, ранее не привлекавшимися к ответственности за совершение должностных проступков и имеющими профильное высшее образование.
4. Обязать сотрудников органов внутренних дел давать объяснения по фактам, связанным с проводимыми в отношении него служебными проверками, а также предусмотреть правовые последствия отказа от их дачи.
5. Установить ряд дополнительных ограничений для лиц, проходящих службу в правоохранительных органах, запрещающих:
— заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, в том числе через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе;
— оказывать не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения и получать за это вознаграждение, услуги и льготы.
6. Установить обязательный порядок ежегодного представления кандидатами на службу и сотрудниками органов внутренних дел декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в кредитных организациях и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера, в том числе членами их семей.
В завершении, хотелось подчеркнуть, что ценой успеха работы в рассматриваемой сфере является не только основанное на законе и морально-этических нормах функционирование системы Министерства, но и модернизация российской экономики и общества, давно живущего ожиданием построения в стране нового нравственного и правового порядка.
И без профессионального обеспечения внутренней законности, милиция не только не сможет функционировать подобающим образом, но и утратит смысл существования в качестве самостоятельного института государственной власти.
01 г
во о о
N
и и
О (к
а
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о а
о ф
г X
Е о х
о а
т
Е ф
^
п
к <
X X X н
и ф
со