МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
УДК 342.9
Е.А.Супонина
кандидат юридических наук, доцент Воронежский институт МВД России г. Воронеж, Российская Федерация
К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОТОРОГО ПРЕДУСМОТРЕНА СТ. 20.22 КоАП РФ
Аннотация
Автором статьи анализируются вопросы, связанные с определением и нормативным закреплением объекта административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 20.22 КоАП РФ. Данная проблема рассматривается сквозь призму внесенного 18 декабря 2015 года в Государственную Думу ФС РФ законопроекта №957581-6 («Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Ключевые слова
Административная ответственность несовершеннолетних, состав административного правонарушения, объект административного правонарушения, потребление (распитие) алкогольной продукции.
Административная ответственность в России наступает лишь в том случае, если доказана вина лица (физического или юридического) в совершении административного правонарушения. Если говорить более грамотно с юридической точки зрения, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности только если в его деянии усматриваются все признаки состава конкретного административного правонарушения, предусмотренного либо федеральным законодательством (КоАП РФ), либо законодательством субъектов Российской Федерации. Понятие состава административного правонарушения является своеобразными краеугольным камнем отечественного административно-деликтного права. Только состав административного правонарушения выступает в качестве единственного основания административной ответственности.
Состав административного правонарушения представляет собой установленное законом упорядоченное единство элементов и признаков, определяющих общественно вредное деяние в качестве конкретного административного правонарушения. Однотипные признаки состава в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения, одним из которых является объект. Именно с объекта традиционно принято характеризовать правонарушение с точки зрения его состава.
Объект административного правонарушения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Как известно, в основу деления Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на главы как раз и положен родовой объект административного деликта. Например, таким объектом для правонарушений, содержащихся в главе 5 КоАП РФ, являются права граждан, в главе 7 - отношения собственности и так далее.
В связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральным законом от 21.12.2013 г. №365-Ф3[1] была принята новая редакция ст. 6.10 КоАП РФ. Изменение данного состава коснулось, в частности, предмета правонарушения: «пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, спиртные напитки» заменено на «алкогольную и спиртосодержащую продукцию». Кроме того, из состава ст. 20.22 КоАП РФ изъят квалифицирующий признак объективной стороны - общественное место.
По мнению многих отечественных административистов, законодатель справедливо усилил ответственность родителей или законных представителей несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, находящихся в состоянии опьянения, потребляющих (распивающих) алкогольную и спиртосодержащую
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
продукцию, наркотические средства или психотропные вещества, независимо от места совершения правонарушения, посчитав приоритетным объектом правовой охраны здоровье несовершеннолетнего [2, с. 3].
Однако один существенный момент, видимо, ускользнул от глаз законодателя. Инновационная диспозиция статьи 20.22 КоАП РФ фактически изменила объект административно-правовой охраны. Очевидно, что данный состав правонарушения, утратив объект правовой охраны «общественный порядок», должен был одновременно переместиться из главы 20, ставящей под охрану общественный порядок и общественную безопасность, в главу 6, объединяющую административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Тем не менее, за два с лишним года, прошедших с момента принятия упомянутых изменений, ничего подобного сделано не было.
В декабре 2015 года рабочая группа при Комитете Государственной Думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству завершила разработку проекта новой редакции КоАП РФ. Соответствующий законопроект 18.12.2015 года был внесен в Госдуму [3]. В нем законодатель существенным образом изменил наименования глав, тем самым упорядочив объекты охраны. Относительно близкие по смыслу объекты объединены в соответствующих главах, а несопоставимые - наоборот разъединены. В частности, сказанное относится и к интересующим нас главам 6 и 20. В проекте нового Кодекса ни та, ни другая глава не сохраняют своих названий, а, следовательно, и не содержат прежней совокупности объектов.
Что касаемо анализируемой статьи, то она практически в неизменном виде в законопроекте включена в главу 13 («Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную нравственность»). Таким образом, законодатель вновь отказывается признать очевидное - здоровье несовершеннолетнего в качестве основного объекта административно-правовой охраны в данном конкретном правонарушении.
Конечно, это всего лишь законопроект, и, безусловно, в процессе рассмотрения в стенах высшего законодательного органа страны в него будут внесены те или иные изменения и дополнения. Но, учитывая законотворческую практику последних лет, надеяться на выправление ситуации с нормативным закреплением истинного объекта правонарушения, связанного с потреблением (распитием) несовершеннолетними алкогольной и спиртосодержащей продукции, как-то не приходится.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 21.12.2013 №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 09.02.2016).
2. Иванова С.И., Хаметдинова Г.Ф. К вопросу о порядке освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. №1. С. 2-6.
3. Законопроект № 957581-6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Официальный сайт ГД ФС РФ / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения: 09.02.2016).
4. Долгих И.П. Актуальные проблемы административной ответственности лиц, не достигших совершеннолетия // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XIX МНПК / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - 166 с.
© Супонина Е.А., 2016.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
УДК34
А.М. Джоробекова
И.о.доцента
Ошский государственный юридический институт г. Ош, Кыргызская Республика
А.Т. Туратбекова
Соискатель
Ошский государственный юридический институт г. Ош, Кыргызская Республика
К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация
В настоящей статье авторами вопросы обеспечения экологической безопасности. При этом, авторами подчеркивается, что экологическая безопасность представляет собою также комплекс действий, состояний и явлений, гарантирующих экологический баланс.
Ключевые слова
Экологическая безопасность, экологические проблемы, безопасность государства, правовая охрана окружающей среды
В современный период экологические проблемы в глобальном масштабе, такие как трансформация климатических условий, утончение слоя озона в атмосфере, опустынивание, сокращение биоразнообразия и т.п., имеют в своей основе экономическую составляющую и самым непосредственным образом связаны с важнейшей проблемой, стоящей перед любым государством - с обеспечением его безопасности. Глобализация, как процесс, активно протекающий во всех без исключения областях международных отношений, самым непосредственным образом оказывает влияние на формулирование глобальной безопасности в ее понятии. Так, международное экспертное сообщество, в частности, объясняет смещение базовых акцентов, присутствующих на концептуальном уровне проблем, связанных с безопасностью в глобальном формате, возрастающим воздействием на все сферы жизнедеятельности современного общества со стороны таких явлений, как экономические и финансовые кризисы, наркобизнес и организованная, транснациональная преступность, перенаселенность, природные катаклизмы, массовая миграция населения, лимитирование природных ресурсов и пр.
Необходимо отметить, в этой связи, то, что экспертное и научное сообщество в настоящее время активно обсуждает проблематику государственной безопасности, обусловленную экологическими обстоятельствами, формулируя такие понятия, как «охрана окружающей среды», а также «экологическая безопасность» различными определениями. При этом, последняя из них рассматривается в трех основных аспектах: защита и охрана окружающей среды от последствий жизнедеятельности человека, во всех ее проявлениях, включая в себя действия, ориентированные на лимитирование использования ресурсов природного происхождения и ее загрязнение, формирование различных природоохранных и заповедных зон и территорий, сохранение и реставрация биологического разнообразия растительного и животного мира; структурная и качественная трансформация хозяйственной деятельности общества в целях обеспечения его устойчивого развития, включающего в себя, среди прочего, рациональное использование природных и техногенных ресурсов, а также создание механизмов, обеспечивающих баланс между запросами общества и возможностями, в т.ч. перспективными, биосферы; управление рисками экологического характера, обусловленными техногенными авариями либо природными катастрофами, а также глобальными либо локальными международными конфликтами.
Относительно техногенного фактора, необходимо подчеркнуть то, что вплоть до начала 1980-х годов защита человека, а также окружающей его среды, рассматривалась в формате обеспечения безопасности