УДК 35.087
К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ОСНОВАНИЯХ НАЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
Бакулина Любовь Владимировна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск, Россия E-mail: Lyubabakulina 1 @mail. ru
TO THE QUESTION OF CHANGES IN THE BASIS OF THE APPOINTMENT OF THE INSURANCE PENSION FOR OLDER
Lyuba Bakulina
National Research Mordovia State University, Saransk, Russia АННОТАЦИЯ
В статье проводится анализ законодательства Российской Федерации в сфере пенсионного страхования. Автором рассматриваются изменения в основаниях назначения по страховой пенсии по старости, а также вопросы, возникающие при применении новых условий ее назначения.
ABSTRACT
The article analyzes a legislation of the Russian Federation in a domain of pension insurance. The author considers changes in the grounds of appointment for an old-age insurance pension, as well as issues arising when applying new conditions for its appointment.
Ключевые слова: страховая пенсия по старости; страховые пенсии; социальное обеспечение по возрасту; индивидуальный пенсионный коэффициент; страховой стаж; страховой возраст.
Keywords: insurance old-age pension; insurance pensions; social security by age; individual pension coefficient; insurance experience; insurance age.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту [1]. А такой нормативный акт, как федеральный закон от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» как раз конкретизирует такое конституционное право, относя к нему социальное обеспечение по старости. В данном ФЗ указаны и раскрыты все основания возникновения и условия назначения рассматриваемого возрастного платежа.
Вопросы пенсионного обеспечения довольно остро стоят в нашей стране, такой вывод мы можем сделать, наблюдая за постоянно меняющимся законодательством в этой сфере. До настоящего времени происходили и происходят изменения пенсионной системы Российской Федерации, но возвращаясь к недавним нововведениям, хотелось бы поподробнее рассмотреть реформу 2013-2015 гг., которая установила не только новый порядок формирования пенсионных прав, но и определила новый способ расчета страховой пенсии.
Обращаясь к вопросам об изменениях в основаниях назначения страховой пенсии по старости, о юридических фактах, предшествующих её назначению, оказалось, что в нашей стране пенсию по старости на общих основаниях получают около 80 процентов населения, при этом большая часть из них, из-за отсутствия правовых знаний, сложности нормативных актов, не понимает новой специфики назначения и возникновения пенсии.
Если придерживаться высказанной в научной литературе позиции относительно разграничения социально - обеспечительных юридических фактов на основания и условия назначения страховых выплат, отметим, что основания назначения страховых пенсий (достижение пенсионного возраста; наступление инвалидности; потеря кормильца) остались неизменными. В связи с изменениями пенсионного законодательства приходится говорить об изменении условий назначения страховых пенсий по старости. Так, в сложном фактическом составе в связи с обеспечением страховой пенсией по старости «набор» юридических фактов основывается теперь на положениях ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ и включает в себя: наличие основания - страхового случая: достижение общеустановленного пенсионного возраста (60/55 лет, соответственно для мужчин и для женщин), а также наличие следующих условий: 1) не менее 15 лет общего страхового стажа, 2) наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) в размере не менее 30 баллов [3].
Из приведенных выше положений видно, что в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» основанием для возникновения страховой пенсии по ста-
рости на общих основаниях является возраст, который дл мужчин составляет 60 лет, а для женщин 55 лет, если обратиться к ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 17Э-ФЗ [2], который действовал ранее, то данное основание в нем идентично выше указанному, и это единственное условие, которое ФЗ № 400-ФЗ не затронул. Что касается страхового стажа, то он вырос сразу на 10 лет, его размер стал равен 15 годам, а также был добавлен индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), который стал существенным новшеством в назначении страховой пенсии по старости [3].
Изменения, которые внес законодатель, в условия назначения пенсии по старости, были значительными и на момент их принятия не у всех лиц они насчитывались в полном объеме. Поэтому в ФЗ № 400 - ФЗ были предусмотрены переходные положения назначения страховой пенсии по старости для субъектов пенсионного возраста с недостаточным страховым стажем и индивидуальным пенсионным коэффициентом.
Если обратится к ст. 35 ФЗ «О страховых пенсиях», которая устанавливает переходные положения относительно действия новых условий, то мы видим, что в соответствии с ч.1 указанной выше статьи продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения пенсии, в 2015 г. составляла 6 лет, далее начиная с 01.01. 2016 г. ежегодно она начала увеличиваться на календарный год и уже к 2024 г. она должна достичь, установленного ФЗ № 400 - ФЗ положенного срока - равного 15 годам. Что касается пенсионного коэффициента, который в соответствии с абз. 3 ст. 3 ФЗ № 400-ФЗ является параметром, отражающим в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, то в соответствии с ч.3 ст. 35 выше указанного закона с 01.01.2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины
индивидуального пенсионного коэффициента 30 [3]. Если поподробнее разобрать суть ИПК, то можно сказать, что он является отражением денежных накоплений, которые формируются на личном счете застрахованного лица за счет выплат. Но стоит заметить, что отдельной статьи по расчету величины ИПК в целях возникновения права на страховую пенсию по старости в ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрено, поэтому расчет производиться по положению ч.18 ст.15 Закона о страховых пенсиях «Размер страховых пенсий».
Подробные расчеты страховой пенсии по старости исходя из выше указанных мной положений произведены Л.А.Галаевой в научной работе «Индивидуальный пенсионный коэффициент в структуре сложных фактических составов, определяющих право на страховые пенсии по старости на общих основаниях», по итогам которых она делает вывод о том, что предлагаемый законодателем механизм определения величины ИПК за календарный год, закрепленный в ч.18 ст.15 Закона о страховых пенсиях, рассчитан, прежде всего, на работников - застрахованных лиц, получающих высокую заработную плату, и совершенно не учитывает то обстоятельство, если заработная плата работника минимальная. На наш взгляд, это свидетельствует об усилении тенденции наступления на материальные права застрахованных лиц, нарушении конституционного принципа недопустимости умаления прав человека (ч.2 ст. 55 Конституции РФ) [4, с. 27].
Нами были проанализированы статистические данные отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, хотелось бы отметить, что на официальном сайте самого ПФР информации об отказах в назначении страховой пенсии по старости отсутствует, но некоторые подразделения ПФР все же располагают данной статистикой. Итак, по информации отделения ПФР по Саратовской области без пенсии в 2016 году остались 396 человек. Статистическая информация похожего характера была обнаружена на сайте отделения ПФР по Республике Марий Эл: «44 жителям республики, достигшим пенсионного возраста,
в назначении пенсии было отказано, так как им не хватило либо стажа, либо пенсионных баллов» [6].
Далее нами была проанализирована судебная практика, по данной категории дел. Изучая решения, было выяснено, что чаще всего за защитой обращаются граждане, достигшие пенсионного возраста, и получившие отказ в назначении страховой пенсии по старости из-за недостатка страхового стажа и ИПК. Например, в гражданском деле № 2 - 709/2017 по иску Полещука к Управлению Пенсионного фонда РФ об оспаривании решения по назначению страховой пенсии по старости. В данном деле истец оспаривает отказ Управления пенсионного фонда в назначении положенного ему социального обеспечения по закону. Гражданину было отказано решением компетентного органа ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Документами был подтвержден страховой стаж равный 7 годам 9 месяцам и 11 дням, суммарный ИПК был равен 8,011, и не соответствовал установленным 9. Управлением пенсионного фонда не были включены в страховой и общий трудовой стаж определенные периоды работы, подтвержденные документально, но оформленные не по правилам, установленным законом. Поэтому истец обратился в суд, так как посчитал, что неточности в оформлении документов не дают оснований для лишения его права на пенсионное обеспечение. Также как и отсутствие каких-либо сведений не должно являться основанием для отказа в зачете в пенсионный стаж определенных периодов работы, т.к. правильность и своевременность их отражений за работников в системе персонифицированного учета является совместной задачей страховщика и страхователя, а не работника. Поэтому суд, удовлетворяет иск, ссылаясь на полноту всех доказательств, представленных истцом [5].
Это одно из многочисленных судебных решений, который также подтверждает наши выводы о слабой работе переходных положений к новому закону, связанных с установлением страхового стажа и вычислением ИПК, а также наличием проблем в законодательном регулировании оформления трудовой до-
кументации. Анализ судебной практики по данной категории дел, позволил выявить, что управления пенсионного фонда РФ отказывают гражданам, ссылаясь на недостаточное количество страхового стажа, неверное оформление трудовой документации (архивные справки, трудовые книжки), либо на отсутствие положенного ИПК, который напрямую зависит от заработной платы. Исходя из последнего, можно сказать о высокой степени взаимосвязи трудовых и социально-страховых правоотношений, т.к. трудовые правоотношения имеют непосредственное отношение не только к возникновению права на определенный вид социально - страхового обеспечения, но и на его размер.
Мы понимаем, что законодатель, внося изменения в условия назначения страховой пенсии по старости преследовал благую цель, ведь увеличение страхового стажа стало непосредственным рычагом регулирования нелегальной занятости населения, а введение индивидуального ИПК позволило гражданам с помощью своего официального заработка влиять на размер будущей пенсии. Законодатель исходил из принципа того, что чем выше заработная плата, тем больше будет коэффициент, а следовательно и пенсия. Но только авторы данной реформы не учли трудностей, с которыми придется столкнуться тем гражданам, которые долгое время работали не официально, с частой сменой места работы, сменой места жительства, у которых отсутствует положенный страховой стаж, а вместе с ним и официальный заработок, влияющий на ИПК, и в целом на страховую пенсию по старости.
Мы считаем, что законодателю необходимо проанализировать неблагоприятную ситуацию, которая складывается в сфере социально-страхового обеспечения и урегулировать возникающие противоречия не только связанные с переходными положениями, но и с оформлением тех документов, которые необходимы работникам для подтверждения оснований возникновения страховой пенсии по старости.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ ( ред. от 19.12.2016) [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Галаева Л.А. Индивидуальный пенсионный коэффициент в структуре сложных фактических составов, определяющих право на страховые пенсии по старости на общих основаниях // Социальное и пенсионное право. 2017. № 2. С. 26 - 29.
5. Решение Сызранского городского суда № 2 - 709/2017 от 27.03.2017 г. // [Электронный ресурс] URL: http://syzransky.sam.sudrf.ru/ (дата обращения: 20.06.2017).
6. Официальный сайт пенсионного фонда Российской Федерации // [Электронный ресурс] URL: http: //www.pfrf. ru/branches/mariel/contacts/ (дата обращения 20.06.2017)
References:
1. Konstituciya Rossiiskoi Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyx zakonami rf o popravkax k konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ ot 30.12.2008 № 7-FKZ. ot 05.02.2014 № 2-FKZ. ot 21.07.2014 № 11-FKZ) [Elektronnii resurs]. // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».
2. O trudovyx pensiyax v Rossiiskoj Federacii: federalnyj zakon ot 17.12.2001
№ 173-FZ (red. ot 04.06.2014) [Elektronnii resurs]. // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».
3. O straxovyx pensiyax: federalnyj zakon ot 28.12.2013 № 400-FZ ( red. ot 19.12.2016) [Elektronnii resurs]. // Spravochno-pravovaya sistema «KonsultantPlyus».
4. Galaeva L.A. individualnyj pensionnyj koeffiicient v strukture slozhnyx fakticheskix sostavov, opredelyayushhix pravo na straxovye pensii po starosti na obshhix osnovaniyax // socialnoe i pensionnoe pravo. 2017. № 2. S. 26 - 29.
5. Reshenie syzranskogo gorodskogo suda № 2 - 709/2017 ot 27.03.2017 g. // [Elektronnii resurs] URL: http://syzransky.sam.sudrf.ru/ (data obrashheniya: 20.06.2017).
6. Oficialnyj sajt pensionnogo fonda Rossijskoj Federacii // [Elektronnii resurs] URL: http://www.pfrf.ru/branches/mariel/contacts/ (data obrashheniya 20.06.2017)