"Т^ЕСТНИК Ерофеева О. В. ^
щ S ) УНИВЕРСИТЕТА Пенсионное обеспечение медицинских работников 17 1
имени o.e. кутафина(мгюа) в порядке обязательного пенсионного страхования
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о пенсионном обеспечении медицинских работников в порядке обязательного пенсионного страхования. Проанализировано законодательство, регулирующее досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, с учетом проблем, возникающих в судебной практике. Ключевые слова: пенсионное обеспечение медицинских работников, досрочные страховые пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, специальный страховой стаж, порядок расчета пенсии.
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.38.10.171-183
O. V. EROFEEVA,
senior lecturer of labour law and social security law Department of Kutafin Moscow State Law University (MSAL) vsrferofeeva@yandex.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str, 9
PENSION PROVISION OF HEALTH WORKERS AS MANDATORY PENSION INSURANCE
Review. The article covers the question of pensions for medical workers in the mandatory pension insurance. Analyzed legislation, governing early appointment of insurance old-age pension to persons, carrying out medical and other activity on health protection of the population, taking into account problems arising in judicial practice.
Keywords: provision of pensions of health workers, early insurance old-age pensions in connection with medical and other activities for public health care, a special insurance experience, a pension procedure of payments.
С1 января 2015 г. пенсионное обеспечение медицинских работников осуществляется на основе Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон о страховых пенсиях). В соответствии с указанным Законом медицинским работникам назначается страховая пенсия по старости:
1) на общих основаниях — в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет), при наличии стра-
Л
Оксана Викторовна ЕРОФЕЕВА,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) vsrferofeeva@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
П □
Ö
И >
Ё Ü
I ы
m
□РИЕ1ТИРЫ
© О. В. Ерофеева, 2017
>
В-1
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
хового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30; 2) по специальным основаниям — ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 в связи:
— с работой во вредных и тяжелых условиях труда (пенсия в связи с особыми условиями труда) — п. 1 и 2 ч. 1 с. 30 Закона о страховых пенсиях;
— с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения при наличии стажа определенной продолжительности (фактически — пенсия за выслугу лет) — п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
Это связано с тем, что одной из особенностей профессиональной деятельности медицинских работников является связь труда отдельных категорий работников здравоохранения с высоким эмоциональным, психологическим, интеллектуальным и физическим напряжением, с вредными и (или) опасными условиями труда.
Досрочные страховые пенсии по старости медицинским работникам могут устанавливаться как по достижении определенного возраста, так и независимо от возраста.
Медицинские работники, занятые на работах с вредными условиями, имеют право на пенсию: мужчины — по достижении 50 лет и женщины — по достижении 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на работах с указанными условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет1, а медицинские работники, занятые на других работах с тяжелыми условиями труда: мужчины — по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с указанными условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет2.
Виды работ с вредными, тяжелыми условиями труда, дающими право на включение их в специальный страховой стаж, установлены Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что в целях досрочного пенси-
1 В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждый полный год такой работы — мужчинам и женщинам (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
2 Если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона о страховых пенсиях, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
в
ЕСТНИК о. в.
УНИВЕРСИТЕТА Пенсионное обеспечение медицинских работников яг^Г
имени o.e. кугафина(мгюа) в порядке обязательного пенсионного страхования
онного обеспечения на основании ст. 30 Закона о страховых пенсиях подлежат применению:
— список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», — для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;
— список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета министров СССР от 22 августа 1956 г № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», — для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Таким образом, с учетом действующих списков № 1 и 2 работники здравоохранения, имеющие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, делятся на несколько групп:
1) работники, чья работа связана с радиацией (врачи-рентгенологи, рентгено-лаборанты, средний медицинский персонал рентгеновских отделений и т.д.). Они составляют наиболее многочисленную группу;
2) медицинский персонал, чья работа сопряжена с возможностью заражения различными инфекционными заболеваниями (работники противочумных учреждений; работники, непосредственно обслуживающие больных, в туберкулезных
и инфекционных учреждениях; медицинские и фармацевтические работники, □
занятые на работах с материалами, зараженными или подозрительными на заражение вирусом иммунодефицита человека);
3) лица, работающие в психиатрических (психоневрологических) лечебно-про- Л филактических учреждениях и отделениях домов ребенка, в домах-интернатах
для психических больных, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей системы социального обеспечения;
'И ^^ 1
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
4) врачи, средний и младший медицинский персонал, работающий в ожоговых и гнойных отделениях, в отделениях и кабинетах химиотерапии онкологических учреждений (подразделений), отделениях подземных больниц, расположенных в отработанных соляных шахтах; младший медицинский персонал в детских онкологических отделениях;
5) младшие медицинские сестры (санитарки) патологоанатомических отделений, прозекторских, моргов3.
Периоды работы медицинских работников с вредными и тяжелыми условиями труда, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в специальный страховой стаж при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом также требуется, чтобы класс условий труда на рабочих местах по указанным работам соответствовал вредному или опасному классу, установленному по результатам специальной оценки условий труда, которая была проведена в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2014 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения осуществляется по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях. В соответствии с данным пунктом право на досрочную пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Следует отметить, что по ранее действовавшему законодательству (пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях) право на досрочную пенсию по старости было предоставлено лишь тем работникам здравоохранения, которые работали в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данная норма право на досрочное пенсионное обеспечение ставила в зависимость от статуса учреждения, что приводило к нарушению прав медицинских работников на пенсию. В этой связи указанная норма являлась предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который признал такое правовое регулирование не соответствующим Конституции РФ4. Конституционный Суд РФ справедливо подчеркнул, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Раз-
3 См.: Астраханцева Е. В. Некоторые особенности правового регулирования труда и социального обеспечения работников здравоохранения : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 153—154.
4 См.: постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2476.
в
ЕСТНИК ПрофееваОВ б
УНИВЕРСИТЕТА Пенсионное обеспечение медицинских работников имени o.e. кугафина(мгюа) в порядке обязательного пенсионного страхования
личия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции РФ требования равноправия применительно к праву на социальное обеспечение.
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следует установить наличие стажа работы определенной продолжительности на основании списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается данная пенсия. Периоды работы (деятельности), имевшие место до 1 января 2015 г., засчитываются в специальный страховой стаж при условии признания их в соответствии с законодательством, которое действовало в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости5 гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты). Приведенное разъяснение согласуется с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом РФ в постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пен-
П
5 Необходимо отметить, что в законодательстве несколько раз менялось название пенсии по старости, выплачиваемой в рамках системы обязательного социального страхования. В частности, до 1 января 2015 г. она называлась «трудовая пенсия по старости», Л затем — «страховая пенсия по старости». Поэтому правовые нормы, содержащиеся в более ранних нормативных правовых актах и касающиеся трудовой пенсии по старости, применяются при исчислении стажа для страховой пенсии по старости. ОРИЕНТИРЫ
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
сия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию подлежат применению:
— Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), — для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
— Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, — для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
— Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», — для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
— Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"».
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет является наиболее широким по сравнению с другими, поскольку в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения, включалась любая работа, связанная с деятельностью по охране здоровья населения. В нем наименования должностей не были кон-
в
ЕСТНИК ЕРофеева О в - __
УНИВЕРСИТЕТА Пенсионное обеспечение медицинских работников 17 7
имени o.e. кугафина(мгюа) в порядке обязательного пенсионного страхования
кретизированы — право на пенсию за выслугу лет имели врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медсестры (независимо от наименования должности); в перечень учреждений, работа в которых давала право на пенсию этого вида, кроме лечебно-профилактических учреждений, были включены детские учреждения и учебные заведения, аптечные учреждения, учреждения социального обеспечения, а также органы здравоохранения, врачебного контроля и врачебной экспертизы. При этом был установлен льготный порядок исчисления стажа для некоторых периодов деятельности в зависимости от местности, где она протекала, или от характера работы по определенной специальности. Так, работа в сельской местности и поселках городского типа засчитывалась в трудовой стаж из расчета один год за один год и три месяца, а работа специалистов хирургических, патологоанатомических и реанимационных служб — из расчета один год за полтора.
Согласно Списку от 6 сентября 1991 г. № 464 право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения дает не любая такая деятельность, а только если она осуществлялась в соответствующих должностях и учреждениях. Названный Список состоял всего из двух пунктов и предусматривал перечень профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на досрочную страховую пенсию по старости. В пункте 1 были названы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В пункте 2 назывались врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. При подсчете стажа за периоды работы до 1 ноября 1999 г. на практике применяются существовавшие номенклатуры (перечни) должностей медицинского персонала и учреждений здравоохранения, в том числе по системе здравоохранения Минобороны России, МВД России, Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ России) и др.
Помимо Списка от 6 сентября 1991 г. № 464, при подсчете стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, также применялось постановление Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464. Согласно п. 2 этого постановления работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке от 6 сентября 1991 г. № 464, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считается за год и три месяца.
Постановлением от 6 сентября 1991 г. № 464 (п. 2) был предусмотрен льготный подсчет стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости (один год работы за год и шесть месяцев):
а) врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу □
отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной Л
терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных,
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам — судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала.
Абзацем 3 п. 2 постановления от 6 сентября 1991 г. № 464 были предусмотрены врачи-хирурги всех наименований, средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров, которым один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и шесть месяцев;
б) врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала;
в) врачам-анестезиологам-реаниматорам отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
За периоды работы после 1 ноября 1999 г. до 1 января 2002 г. могут применяться постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066, Список от 22 сентября 1999 г. № 1066, соответствующие Правила от 22 сентября 1999 г. № 1066 и Перечень (приложение к этим Правилам).
Список от 22 сентября 1999 г. № 1066 состоит из двух разделов: «Наименование должностей» и «Наименование учреждений». В каждом из них указаны конкретные должности врачей и среднего медицинского персонала, конкретные типы (виды) учреждений (больницы городские, районные, участковые; поликлиники восстановительного лечения, консультативно-диагностические; госпитали и т.д.), работа в которых засчитывается в стаж. В Списке от 6 сентября 1991 г. перечня должностей и учреждений не было, в связи с чем при назначении пенсии использовались нормативные акты Минздрава России и других ведомств (Минобороны России, МВД России и др.)6.
В соответствии со Списком от 22 сентября 1999 г. № 1066 право на пенсию предоставляется всем врачам-специалистам (кроме врачей-статистиков), а также врачам — руководителям учреждений (их структурных подразделений), осуществляющим врачебную деятельность.
В Списке от 22 сентября 1999 г. № 1066 были указаны конкретные наименования должностей. После его принятия лишились права на включение в стаж периодов работы после 1 ноября 1999 г. некоторые категории медицинских работников, которые ранее это право имели, а именно: медицинские статистики,
6 См.: Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный). В. Г. Белоглазова, В. Г. Белякин, С. Ф. Вельмяйкин [и др.] ; отв. ред. Ю. В. Воронин. М. : Норма, Инфра-М, 2012. 576 с.
ЛТ2ЕСТНИК профеева ОВ б
щ S )униВЕРСИТЕТА Прнсионнор обеспечение медицинских работников имени o.e. кугафина(мгюа) в порядке обязательного пенсионного страхования
медицинские регистраторы, инструкторы по санитарному просвещению, инструкторы по трудовой терапии, инструкторы по лечебной физкультуре. Работа в соответствующих должностях засчитывалась в стаж, дающий право на досрочную пенсию, при условии ее выполнения в конкретных учреждениях, указанных в Списке. В разделе «Наименование учреждений» этого Списка значились 32 пункта, включающих различные учреждения здравоохранения, в том числе учреждения здравоохранения силовых ведомств и социального обслуживания (п. 27—32). По сравнению с применявшимся на практике перечнем таких учреждений, работа в которых засчитывалась в стаж за периоды работы до 1 ноября 1999 г., в Список от 22 сентября 1999 г. № 1066 не включены ряд учреждений, например бюро медицинской статистики, молочные кухни. В перечень включены санатории (курорты) только определенного профиля.
Согласно Правилам от 22 сентября 1999 г. № 1066 после 1 ноября 1999 г. период соответствующей работы включался в стаж, только если она выполнялась в течение полного рабочего дня. Работа при неполном рабочем дне (на полставки, две трети ставки и т.д.), независимо от того, что она выполнялась в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком от 22 сентября 1999 г. № 1066, в стаж за периоды работы после 1 ноября 1999 г. не засчитывается.
Правила от 22 сентября 1999 г. № 1066 содержат положения о льготном исчислении стажа врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, а также врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях и структурных подразделениях согласно Перечню от 22 сентября 1999 г. № 1066.
Перечень содержит конкретные наименования отделений хирургического профиля, отделений анестезиологии-реанимации, патологоанатомических отделений отделов бюро судебно-медицинской экспертизы и т.д. и конкретные наименования должностей, работа в которых засчитывается в стаж в льготном порядке.
В силу постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, в соответствии с которыми назначаются досрочные страховые пенсии по старости медицинским работникам, применяются при подсчете медицинского стажа ко всем периодам работы.
Работа в любой должности, указанной в разделе «Наименование должностей», включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением от 29 октября 2002 г.
В соответствии с п. 4 Правил в стаж работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются только те периоды, когда медицинский работник выполнял норму рабочего времени, установленную за ставку заработ- □
ной платы, по занимаемой им должности. Данное правило распространяется на периоды работы после 1 ноября 1999 г. Однако для медицинских работников, занятых в должности «главная медицинская сестра», это требование применяется Л ко всем периодам работы в этой должности.
Периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном постановлением от 29 октября 2002 г., засчитываются с 1 ноября 1999 г.
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Если работа выполнялась в нескольких должностях и учреждениях, указанных в Списке, на условиях неполного рабочего дня, то производится суммирование объема работы работника в должностях, предусмотренных Списком, по всем местам работы.
Действующими Правилами, как и ранее, сохранена возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, периодов работы в определенных структурных подразделениях организаций (воинских частей) независимо от их наименования и ведомственной принадлежности (п. 6 Правил, утвержденных постановлением от 29 октября 2002 г. № 781). Однако, в отличие от ранее действовавших Правил, в указанный п. 6 включены лечебно-профилактические структурные подразделения территориальных медицинских объединений, а также группы медицинского обеспечения, медицинские службы, медицинские группы, военно-медицинские службы, стационары.
Вместе с тем необходимо учитывать, что приказом Минздравсоцразвития России от 25 июля 2011 г. № 801н утверждена новая номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения.
Специалистами в целом положительно оцениваются изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. Так, указывается, что наименования должностей в новом Списке практически не изменились; расширен перечень учреждений, например в него включены центры профессиональной патологии, медицинской профилактики, мануальной терапии, офтальмологические диспансеры, станции скорой и неотложной помощи, дома ночного пребывания, социальные приюты и т.д.; появились формулировки, допускающие более широкое его применение (больницы всех наименований, госпитали всех наименований и др.); предусмотрена возможность зачета в стаж медицинской деятельности периодов ее выполнения в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего дня, если в результате их суммирования выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей; сохранен льготный порядок исчисления периодов работы в сельской местности (поселке городского типа) в составе «смешанного» стажа — 1 год за 1 год и 3 месяца, а также периодов работы работников здравоохранения определенных специальностей (хирурги, патологоанатомы, анестезиологи-реаниматологи, судебно-медицинские эксперты) — 1 год за 1,5. При этом последние при наличии периодов работы в городах и сельской местности имеют право на исчисление стажа с применением обеих указанных льгот. «По ранее действовавшему порядку учитывался вариант одной, более оптимальной льготы, впоследствии право на соответствующий вид пенсии определялось с применением меньшей льготы (1 год работы считался за 1 год и 3 месяца), а ее размер устанавливался с учетом большей льготы (1 год работы считался за 1 год и 6 месяцев)». Кроме того, был расширен перечень отделений хирургического профиля, за счет дополнения его акушерскими и операционными отделениями. Ранее были названы только акушерское физиологическое, акушер-
ВЕСТНИК Профеева б б
щ S )униВЕРСИТЕТА Пенсионное обеспечение медицинских работников 1
имени o.e. кугафина(мгюа) в порядке обязательного пенсионного страхования
ские обсервационные отделения и акушерское отделение патологии беременности. При этом достаточно часто, особенно в сельской местности, акушерские отделения выполняют функции всех трех вышеназванных отделений; уточнены названия хирургических отделений (среди них названы отделения по пересадке органов)7.
Вместе с тем при реализации права медицинских работников на пенсию возникают сложности, связанные с исчислением стажа. Это обусловлено тем, что действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий не воспроизводит тех условий назначения пенсий, которые существовали в период работы.
В судебной практике повсеместное распространение получила позиция, согласно которой с учетом конституционно-правового смысла норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ, имевших место до введения в действие нового пенсионного законодательства, т.е. до 1 января 2002 г., может производиться по нормам законодательства, которое ко времени обращения за пенсией утратило силу8.
В основном это споры, возникающие в связи с включением в страховой стаж определенных периодов (к примеру, периода прохождения интернатуры, периода повышения квалификации медицинского работника, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком).
Согласно обзору судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2006 г. период нахождения медицинского работника на курсах повышения квалификации является периодом работы, подлежащим включению в специальный стаж.
В пункте 27 разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Более того, если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г., то период нахождения в данном отпуске включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты). □
На практике довольно часто возникали вопросы о возможности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
Ь
7 См.: Астраханцева Е. В. Указ. соч. С. 154—155.
8 Ерофеева О. В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение : монография. М. :
Проспект, 2013. С. 103. ОРИЕНТИРЫ
>
В-1
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям.
В этой связи Пленум Верховного Суда РФ в пункте 17 постановления от 11 декабря 2012 г. № 30 разъяснил, что такое право предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Схожая правовая позиция сформулирована в определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 81-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Чкаловского районного суда города Екатеринбурга о проверке конституционности положения подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"».
Подводя итог изложенному, можно сделать вывод о том, что пенсионное обеспечение медицинских работников имеет ряд особенностей: право на досрочную страховую пенсию по старости поставлено в зависимость от условий труда, характера деятельности и определенной продолжительности лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Что касается размера пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, то он зависит от страхового капитала, состоящего из взносов в Пенсионный фонд, которые уплачивались после 1 января 2002 г., и стоимости пенсионных прав, приобретенных к этому времени. С 1 января 2015 г. размер ставится в зависимость от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК). Величина ИПК определяется за каждый календарный год, причем отдельно за периоды страхового стажа до 1 января 2015 г. и после этой даты. Данная величина определяется с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР. Величина ИПК определяется на день назначения пенсии и представляет собой сумму ИПК за периоды стажа. Максимальный индивидуальный пенсионный коэффициент с 2021 г. и в последующие годы не может быть свыше 10 для застрахованных лиц, у которых не формируются пенсионные накопления, и свыше 6,25 — для тех, у кого накопления формируются.
Индивидуальный пенсионный коэффициент умножается на стоимость одного пенсионного коэффициента. По состоянию на 1 января 2015 г. эта стоимость равна 64 руб. 10 коп. Стоимость одного пенсионного коэффициента после 1 января 2015 г. ежегодно устанавливается федеральным законом о бюджете ПФР на соответствующий год. В структуру страховой пенсии включен фиксированный
"Т^ЕСТНИК
в МУНИВЕРСИТЕТА
л-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Ерофеева О. В.
Пенсионное обеспечение медицинских работников в порядке обязательного пенсионного страхования
183
базовый размер выплаты (фиксированная выплата с 1 января 2015 г.), размер которой установлен законом, он дифференцирован в зависимости от вида пенсии, не зависит ни от стажа, ни от заработка, ежегодно индексируется.
Таким образом, очевидно, что порядок расчета пенсий является сложным и запутанным. Кроме того, прогнозировать работающему гражданину размер своей пенсии с учетом действующего законодательства не представляется возможным. При этом уровень пенсионного обеспечения в настоящее время и в обозримом будущем следует признать достаточно низким.
1. Астраханцева Е. В. Некоторые особенности правового регулирования труда и социального обеспечения работников здравоохранения : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2008.
2. Ерофеева О. В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение : монография. — М. : Проспект, 2013.
3. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В. Г. Белоглазова, В. Г. Белякин, С. Ф. Вельмяйкин [и др.] ; отв. ред. Ю. В. Воронин. — М. : Норма, Инфра-М, 2012. — 576 с.
БИБЛИОГРАФИЯ
п □
Ц
сг I
т
ОРИЕНТИРЫ