фронтом И. И. Вацетиса, 7 августа Советская власть в городе пала. В Казани в руки белых попала половина золотого запаса страны в сумме 651,5 миллиона рублей и 110 миллионов кредитными билетами, а также боевые трофеи54.
На других участках фронта обстановка для советских войск складывалась более благоприятно. В ожесточенных встречных сражениях 4—7 августа успеха первоначально добились 2-я (командующий К. Н. Блохин) и 3-я (командующий Р. И. Берзин) армии. Войска 2-й армии вышли к железной дороге Симбирск — Уфа в районе станции Нурлат, но подверглись сильному контрудару противника и отошли к Мензелинску. 3-я армия, отразив удар Екатеринбургской группы белых на Пермь, продвинулась на 25—28 километров к Екатеринбургу. 4-я (командующий А. А. Ржевский) и 1-я (командующий М. Н. Тухачевский) армии имели незначительное продвижение. 20 августа бригада 4-й армии под командованием В. И. Чапаева взяла город Николаевск (Пугачев).
Этим наступление собственно и закончилось. Оно не достигло тех задач, которые ставились командованием Красной Армии. Но было приостановлено и наступление чехословацкого корпуса, также как и других контрреволюционных войск. Положение на Восточном фронте стабилизировалось. Благодаря этому, как красные, так и белые сумели лучше организовать свои армии. Были проведены принудительные мобилизации, значительно пополнившие войска воевавших сторон. В борьбу вступили действительно крупные массы людей. На этом фоне чисто военное значение чехословацкого корпуса уменьшилось. Но он продолжал играть все же достаточно существенную роль вплоть до окончательного разгрома белых в Сибири.
^ Гражданская война 1918—1921.—Т. 3,—С. 80. Толстиков В. С.
К ВОПРООСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАБОЧИХ РОССИИ В 1970—1990 ГОДАХ
Изучение культурно-технического уровня рабочих России имеет не только теоретическое значение, но представляет и большой практический интерес. Без этого нельзя правильно определить социальный и производственный потенциал самой • многочисленной в Российской .Федерации общест5енной группы. Нельзя, следовательно, сколько-нибудь грамотно разработать экономическую и социальную политику. Особую актуальность изучение качественных изменений в составе современного рабочего класса России приобретает сегодня в условиях кризиса, резкого обострения социальных противоречий.
Следует подчеркнуть, что проблемы культурно-технического уровня рабочих всегда привлекали и привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных исследователей. Первые работы на эту тему появились еще в конце 50-х — начале 60-х годов1. В них рассматривались вопросы общего и профессионально-технического образования, повышения производственной квалификации рабочих.
В 60-е — 80-е годы по этим проблемам было опубликовано значительное число статей исследовательского характера. В большинстве своем исследова-
1 См.:Козлова О. В. Подъем культурно-технического уровня рабочего класса СССР.— М., 1959; Кириллов И. А. Подъем культурно-технического уровня трудящихся в современных условиях.— М., 1961; Чистяков М. И. Повышение культурно-технического уровня трудящихся в СССР.— М., 1962; Подъем культурно-технического уровня советского рабочего класса.— М., 1961.
ния проводились экономистами, философами и социологами. Они анализировали обычно лишь отдельные аспекты проблемы повышения культурно-технического уровня рабочего класса. Особенно активно изучались способы повышения профессионально-технического уровня2, общеобразовательной подготовки3, развития общей культуры рабочих4. Историки и философы, социологи и экономисты того времени, характеризуя роль рабочих в обществе, непременно подчеркивали важное значение их культурно-технического развития5. Практически все исследователи отмечали, что в уровне культурно-технического развития рабочего класса происходили положительные изменения.
Однако, такого единодушия не было в том, что касалось содержания понятия «культурно-технический уровень» рабочих. Нередко исследователи включали и включают в это понятие кроме общеобразовательной и квалификационной подготовки также характеристику «политической сознательности и общественной активности»6. Наиболее ярко эту точку зрения выразил М. И. Чистяков, который по сути дела стремился сделать понятие «культурно-технический уровень» универсальным, доказать, что в него входят характеристики всех сторон тружеников предприятий. Такой подход характерен особенно для работ 60—70-х годов. При этом нарушалось соотношение понятий «культурный уровень» и «культурно-технический уровень». Первое из них — более широкое. Если же включать общую культуру в содержание культурно-технического уровня, это по сути дела означает, что целое становится лишь частью, а часть — целым.
Более реалистичным было определение, данное в монографии «Подъем культурно-технического уровня советского рабочего класса». По мнению авторов, следует считать, что применительно к нашему обществу это понятие должно включать в себя совокупность общественно-производственного опыта, производственных и культурных навыков, общей политической и специальной технической подготовки, которые развиваются и находят свое выражение в процессе труда, прежде всего, в сфере материального производства. В свое время авторов монографии упрекали за то, что их определение культурно-технического уровня не в полной мере включает в себя понятие «культурный уровень», а лишь подчеркивает связь между ними. Но, по-нашему мнению, именно это — наиболее сильная сторона определения.
В историко-социологических очерках «Социальное развитие рабочего класса СССР» понятие «Культурно-технический уровень рабочего класса» употребляют, по существу, как синоним «производственной квалификации рабочих и совокупности всех ее элементов и предпосылок (опыта, знаний, общей культуры)»7. Такое же содержание вкладывают в это понятие
См Пузанов М„Ф Развитие форм и методов подготовки рабочих—М Высшая школа, 1967, Жукова Н В Совершенствование форм подготовки рабочего класса и рост его культурно-технического уровня//Роль рабочего класса в развитии советской культуры — М Мысль, 1976, Михеев В А Рабочей смене — высокую квалификацию — Челябинск, 1981
* См Жилин В А,КостанянС Л. Формы образования и подготовки кадров в социалистическом обществе//Рабочий класс в мировом революционном процессе—М Наука, 1975, Ночевник М Н Рост культурного и образовательного уровня рабочего класса СССР//Рабочим класс в мировом революционном процессе — М Наука, 1975 и др
4 См Коган Л Н , Поляничко В П Молодой рабочий и культура — М Молодая гвардия, 1975, Александров Н С Духовный мир советского рабочего— М Профиздат, 1975
0 См Рабочий класс СССР 1951 — 1965 гг — М Наука, 1969, Рабочий класс СССР 1966—1970 гг — М Наука, 1979, Ворожейкин И Е Очерк историографии рабочего класса СССР — М Профиздат, 1975, Пилипенко Н Н Формирование квалифицированных рабочих кадров— М Экономика, 1982 и др
ь См Козлова О М Указ соч , Зиновьев Н Н Коммунистическая партия и повышение культурно-технического уровня рабочего класса Л ЛГУ, 1977, Подъем культурно-технического уровня рабочего класса — М , 1961 и др
7 Социальное развитие рабочего класса СССР —М Наука, 1977 —С 67
и авторы монографии «Вопросы социальной политики КПСС», подчеркивая при этом, что «стремительный рост научной и технической информации», быстрое «моральное устаревание» квалификации, знаний и навыков, полученных в процессе подготовки и трудовой деятельности, приводят ко все большему взаимопроникновению процессов труда и образования8. Они обращают также внимание на то, что процесс образования становится в современных условиях непрерывным, «осуществляющимся на всем протяжении трудовой деятельности человека»9.
Разумеется, культурно-технический уровень рабочего класса следует рассматривать в динамике и конкретно-исторически. Поэтому нам представляются вполне объяснимыми те различия в подходах, о которых речь шла выше. Для периода 60—70-х годов характерно особое внимание к общеобразовательной подготовке. После перехода к обязательному восьмилетнему, а затем и среднему образованию исследователи переключили свое внимание на характеристику культурного уровня рабочих. Конечно, нынешние процессы в экономике и социальной сфере коренным образом отличаются от тех, что были 20—30 лет назад. Но именно поэтому, анализируя прошлое, необходимо опираться не на нынешние, а прежние реалии.
В течение 60—70-х годов был осуществлен переход ко всеобщему полному среднему образованию. Только в 1959—1975 годах среднюю школу окончило около 25 млн. юношей и девушек, из которых на дневные отделения вузов поступило 5 млн. человек10. Следовательно, примерно 20 млн. юношей и девушек с законченным средним образованием пошли работать в народное хозяйство, причем большая их часть — непосредственно на производство. В 1979 году среднее и более высокое образование имело более 64 процентов всех работавших, тогда как в 1959 году только 17 процентов11.
В 80-е годы наметилось старение рабочего класса, связанное в значительной мере с тем, что молодежь стала меньше пополнять его ряды. Так, если на 1 июня 1967 года рабочие и служащие в возрасте до 25 лет составляли 15,8 процента, а с 25 до 34 лет — 33,1 процента, то на 1 июня 1987 года соответственно— 13,5 и 30,9 процента12. Из этих данных видно, что за 20 лет произошло снижение удельного веса среди рабочей молодежи на 4,5 процента. Что касается промышленности, то процент молодых рабочих и служащих в возрасте до 35 лет здесь был несколько выше и составлял более 50 процентов, в строительстве он равнялся почти 55 процентам13.
Благодаря пополнению рядов рабочего класса выпускниками средней общеобразовательной школы образовательный уровень рабочих серьезно вырос. Если в 1960 году высшее, полное и неполное среднее образование имели 39,6 процента рабочих, то в 1989 году соответственно 74 процента14, причем промышленные рабочие имели еще более высокий общеобразовательный уровень. Среди рабочей молодежи до 30-летнего возраста такой образовательный уровень имели 90 процентов. Если в 60-х годах преоблада-
8 Волков Ю. Е., Роговин В. 3. Вопросы социальной политики КПСС.— М.: Политиздат, 1981.— С. 220.
9 Волков Ю. Е., Роговин В. 3. Вопросы социальной политики КПСС.— М.: Политиздат, 1981.— С. 221.
10 Подсчитано по: Рабочий класс СССР (1951 — 1965 гг.).— М., 1968.—С. 91; Народное хозяйство СССР в 1970 г. Статистический ежегодник.— М., 1971.— С. 644; Народное хозяйство СССР в 1974 г. Статистический ежегодник.— М., 1975.— С. 693; Труд в РСФСР. Статистический сборник.— М., 1990.— С. 17.
11 См.: Численность и состав населения СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года,— М., 1984,—С. 23.
12 Подсчитано по: Труд в РСФСР.— С. 17; Численность рабочих и служащих по полу, возрасту на 1 июня 1987 г. Госкомстат РСФСР. Отдел статистики труда (по данным единовременного учета).—С. 79.
13 См.: Труд в промышленности РСФСР. Статистический сборник,— М., 1991,— С. 49.
14 Подсчитано по: Труд в РСФСР,—С. 17.
ющая часть рабочих имела начальное, то в 70-х годах — неполное среднее, а в 80-х годах — полное среднее и более высокое образование. Существенно выросла численность рабочих, имеющих высшее и среднее специальное образование, во всех отраслях народного хозяйства России (см. табл. 1)|5.
Таблица 1
Численность рабочих, имеющих высшее и среднее специальное образование по отраслям народного хозяйства Российской Федерации (тысяч человек)
Всего рабочих, имеющих высшее и среднее специальное образование В том числе:
высшее образование среднее специальное образование
1985 г. 1990 г. 1985 г. 1990 г. 1985 г. 1990 г.
Всего в народном хозяйстве 2565,6 3501,0 286,4 443,5 2279,2 3057,8
В том числе:
Промышленность 1583,0 1881,1 177,3 246,7 1405,7 1634,4
Строительство 267,0 358,2 38,0 54,9 229,2 303,3
Транспорт и связь 221,2 299,5 18,2 29,8 203,0 269,7
Данные этой таблицы свидетельствуют о том, что всего за пять лет рост численности рабочих, имеющих высшее и среднее специальное образование, в народном хозяйстве республики составил более 935 тысяч человек. Довольно высокими темпами росла численность рабочих с высшим образованием. Так, в промышленности за этот период она возросла почти на 70 тысяч человек, т. е. почти на одну треть.
Эти изменения в образовательном уровне рабочих Российской Федерации зависели от целого ряда факторов, среди которых решающими были такие, как уровень технического вооружения предприятий, профессиональный состав рабочих, их возрастная структура. Например, на предприятиях оборонной промышленности, электронной, приборостроения заняты, преимущественно, рабочие высокой квалификации, с профессионально-техническим, средним специальным, а иногда с высшим образованием. Они связаны обычно со сложным творческим трудом, используют современные средства производства16.
Говоря о повышении общеобразовательного уровня рабочего класса в 60—80-е годы, следует избегать слишком оптимистических оценок, радужных выводов на сей счет. Во-первых, как оказалось, рост общеобразовательной подготовки рабочих далеко не всегда приводил к повышению их культуры в более глубоком смысле, как системы ценностей, нравственных норм и образцов поведения. Здесь дело обстояло гораздо сложнее, особых положительных сдвигов не наблюдалось, даже наоборот, шел процесс деградации. Выходцы из сельской местности, выросшие в деревне и переселившиеся в города не сразу становились горожанами в подлинном смысле. Оказавшись в непривычной для себя среде, они очень часто воспринимали первоначально не высокую городскую культуру, а как раз городское бескультурье, попутно забывая лучшее из сельской культуры. Уделом многих рабочих, по сути дела, стала маргинальная, промежуточная
и Там же.—С. 192.
10 См.: Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Очерки теории.—
Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991.— С. 56.
культура. Она во многом порождала конформизм, меркантильные, а порой и рваческие настроения. В рабочем классе консервировались многие негативные черты и свойства.
Во-вторых, знания у многих рабочих были зачастую фиктивными, при этом они быстро девальвировались, устаревали, так как систематически не пополнялись новыми знаниями.
В-третьих, уровень производства, его техническая оснащенность были нередко ниже уровня образования рабочих, т. е. содержание труда не соответствовало образованию рабочих, не стимулировало его рост.
Численность рабочих, занятых ручным неквалифицированным трудом, оставалась весьма значительной. В частности, не был преодолен разрыв в материально-техническом оснащении рабочих мест основного и вспомогательного производства. В основном производстве в конце 70-х годов доля рабочих, занятых механизированным трудом, составляла 73 процента, а на вспомогательном производстве — всего 29 процентов, на погрузочно-разгрузочных и транспортных операциях — лишь 22 процента17. Удельный вес ручного труда снижался очень медленно: в первые два года одиннадцатой пятилетки всего лишь на 0,4 процента18. На Магнитогорском металлургическом комбинате в 1970 году было высвобождено 1755 человек. Из них за счет механизации и автоматизации, передовой технологии и техники 532 человека, за счет совмещения профессий и расширения зон обслуживания — 326, улучшения организации труда — 754 человека1'9. Однако, несмотря на эти, казалось бы положительные результаты, большое количество работающих на комбинате занято тяжелым физическим трудом. На комбинате механизированными видами труда было охвачено в 1969 году 23125 рабочих или 53,3 процента от их общей численности, а в 1970 году соответственно — 22853 рабочих или 53,4 процента20. В целом этот процесс шел крайне противоречиво, снижение удельного веса ручного труда достигалось за счет новых предприятий, а на действующих скапливалось морально и физически устаревшее оборудование, требовавшее больших затрат труда на ремонт и восстановление. В промышленности по-прежнему было огромное количество людей, занятых тяжелым физическим, немеханизированным трудом. Об этом убедительно свидетельствуют данные, приведенные в таблице 221.
Данные таблицы показывают, что наибольший удельный вес рабочих, выполняющих работу вручную,— в пищевой (60,2 процента), угольной (58,9 процента), химической и нефтехимической промышленности (52,8 процента). Самый низкий в нефтедобывающей промышленности. Также относительно немного рабочих, занятых чисто ручным трудом, в черной и цветной металлургаи, нефтеперерабатывающей промышленности.
Замена ручного труда механизированным и автоматизированным сопровождалось нередко повышением удельного веса неквалифицированного подсобного труда. Поэтому растущие диспропорции между основным и вспомогательным производством порождали несоответствие между возросшими социальными требованиями работающих к содержанию и условиям труда и наличием в народном хозяйстве большого числа непрестижных рабочих мест, что, в свою очередь, ослабляло тягу, особенно молодежи, к освоению рабочих профессий.
Положение обострилось в связи с тем, что с конца 70-х годов трудовые
,и См.: Социалистический труд. 1978.— N6 9.— С. 24.
18 См.: Труд. 1983. 2 июля.
19 Центральный государственный архив народного хозяйства СССР (далее ЦГАНХ) (Ранее — ЦГАНХ СССР).—Ф. 383, оп. 2, ед. хр. 2290, л. 168.
20 Там же,— л. 169.
" См.: Труд в РСФСР,— С. 355.
Таблица 2
Соотношение численности рабочих, занятых механизированным и ручным трудом, в отдельных отраслях промышленности Российской Федерации на 1 августа 1989 года (в процентах)
В том числе выполняющих работу:
Всего рабочих при помощи машин и механизмов, а также по наблюдению за работой автоматов вручную (при машинах и механизмах, и не при машинах и механизмах) по ремонту и наладке машин и механизмов
Всего в промышленности 100 51,6 34,4 14,0
В том числе ее отрасли:
электроэнергетика 100 47,8 22,2 30,0
нефтедобывающая промышленность 100 66,3 14,8 18,9
нефтеперерабатывающая промышленность 100 53,5 26,0 20,5
угольная промышленность 100 41,1 39,1 19,8
черная металлургия 100 58,7 30,3 11,0
цветная металлургия 100 56,1 23,8 20,1
химическая и нефтехимическая промышленность 100 48,2 31,6 20,2
машиностроение и металлообработка 100 53,4 34,1 12,5
лесозаготовительная промышленность 100 48,4 43,0 8,6
деревообрабатывающая промышленность 100 53,7 36,2 10,1
легкая промышленность 100 57,8 30,4 11,8
пищевая промышленность 100 39,8 49,5 10,7
полиграфическая промышленность 100 52,2 40,0 7,8
ресурсы стали пополняться в основном за счет молодежи со средним образованием. У нее, естественно, имелись более высокие требования к условиям труда, его содержательности, его престижу. Стало все труднее обеспечивать рабочей силой не только те места, где требовался ручной, малоквалифицированный труд, но даже те, где нужны были работы средней сложности.
Невнимание к условиям быта и труда рабочих осложняло проблему воспроизводства рабочих кадров, стало одним из источников социальной напряженности в обществе и привело позже, в конце 80-х годов, к забастовкам в ряде городов страны.
Серьезные проблемы возникли и в области профессиональной подготовки
рабочих кадров, повышения их культурно-технического уровня. Этого настоятельно требовали развертывание научно-технической революции, ускорение темпов социального и экономического прогресса. К началу 70-х годов рабочий класс все больше стал пополняться выпускниками училищ и школ профтехобразования. Если в 1970 году в профессионально-технических учебных заведениях Российской. Федерации было подготовлено почти 995 тысяч квалифицированных рабочих, то в 1990 году — 1278 тысяч22. С каждым годом росло число профтехучилищ, которые готовили квалифицированных рабочих со средним образованием. В 1990 году число средних профтехучилищ в Российской. Федерации достигло 4344, численность учащихся в них составляла более 2 млн. человек23. В системе профтехобразования шла подготовка рабочих по профессиям широкого профиля: для машиностроения готовили здесь наладчиков, ремонтников, для химической промышленности — аппаратчиков, для железнодорожного транспорта — монтеров по монтажу, ремонту и эксплуатации автоматических устройств. Однако, в общей численности рабочих кадров, подготовленных для народного хозяйства, удельный вес обученных в профессионально-технических учебных заведениях в 1980 году составил 23 процента и в 1989 году 27 процентов24.
Преобладающей же формой профессионального обучения продолжала оставаться подготовка рабочих на производстве. Если в профтехучилищах в 1980 году было подготовлено 1399 тысяч новых рабочих, а в 1990 году — 1278 тысяч, то на производстве соответственно — 4562 тысячи и 3190 тысяч, т. е. в три раза больше25.
На предприятиях можно выделить четыре основные формы профессионального обучения:
1) подготовка новых рабочих (профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии);
2) переподготовка (обучение тех, кто уже имеет профессию) с целью получения новой, обычно это связано с высвобождением работников в результате технической реконструкции, роста производительности труда или с освоением смежной профессии по собственному желанию;
3) повышение квалификации (профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по имеющейся профессии);
4) профессиональное продвижение.
В течение 1980—1990 годов на предприятиях республики ежегодно подготавливалось около 3,4 млн. новых рабочих, а получали переподготовку и осваивали смежные и вторые профессии более 2 млн. человек, 10—12 млн. работающих повышали свою квалификацию26. Для сравнения можно указать, что в 1968 году на предприятиях Российской.Федерации было подготовлено 2 млн. 415 тысяч рабочих27, т. е. на миллион меньше, чем ежегодно их готовили в указанный выше период. Повысили квалификацию в 1968 году — 7 млн. человек28.
Как уже подчеркивалось нами ранее, основная масса рабочих
22 Подсчитано по: Труд в РСФСР.— С. 172; Профессиональное и экономическое обучение кадров в 1990 г.—М.: Госкомстат РСФСР, 1991.
23 См.: Профессиональное и экономическое обучение кадров в 1990 г.— С. 5.
24 См.: Народное хозяйство РСФСР в 1989 г. Статистический ежегодник.— М., 1990.— С. 119.
25 См.: Профессиональное и экономическое обучение кадров в 1990 г.— С. 5.
Подсчитано по: Подготовка рабочих кадров. Статистический сборник.— М.: Госкомитет
РСФСР, 1990.— С. 35; Профессиональное и экономическое обучение кадров в 1990 г.— С. 45.
27 Центральный государственный архив Российской Федерации (далее ЦГА РФ). Ранее ЦГА РСФСР. Ф. 374, оп. 36, д. 10749, л. 1.
28 ЦГА РФ. Там же. Д. 10748, л. 9.
подготавливалась в исследуемый период непосредственно на предприятиях, через систему бригадно-индивидуального обучения, различных курсов, учебных комбинатов. Главной задачей бригадно-индивидуального обучения было воспроизводство рабочих кадров несложных профессий, обучение которых длилось до шести месяцев. По своей простоте индивидуально-бригадное ученичество доступно практически всем предприятиям. Как правило, вновь поступившие работники прикреплялись к опытным кадровым рабочим по одному или бригадами до десяти человек и в течение определенного времени их обучали необходимым профессиональным приемам и навыкам. Следует отметить, что через систему бригадно-индивидуального обучения проходили большие контингента новых рабочих, численность их росла из года в год. Если в 1968 году таким путем было подготовлено 1 млн. 836 тысяч рабочих, то в 1989 году уже более 3 млн. человек29.
Кроме индивидуального и бригадного метода обучения во многих отраслях народного хозяйства Российской. Федерации активно использовалась и курсовая сеть. На многих предприятиях курсы действовали без отрыва и с отрывом от производства. С отрывом от производства подготавливались наиболее квалифицированные рабочие и младший технический персонал (мастера, помощники мастеров, бригадиры и т. д.), без отрыва от работы ос}чцествлялось в основном повышение квалификации рабочих. Новым моментом в деле подготовки кадров в 1980—1990 годах было то, что значительно возросла подготовка рабочих, связанная с освоением новой техники и технологии. Если в 1979 году таких работников было подготовлено в республике около 100 тысяч, то в 1989 году более 164 тысяч человек30.
Рост культурно-технического уровня рабочих был связан также с действовавшей в народном хозяйстве республики, системой повышения квалификации рабочих кадров. Наиболее распространенными формами ее были производственно-технические курсы, курсы целевого назначения бригадиров, школы по изучению передового опыта, школы мастеров, различные семинары и конференции. На производственно-технических курсах рабочие повышали свои технические знания и профессиональные навыки до уровня следующего тарифно-квалификационного разряда. На этих курсах занятия проводились один-два раза в неделю в течение двух-трех месяцев. Инженерно-технические работники знакомили рабочих с правилами эксплуатации оборудования, инструмента, оснастки, применяемыми при изготовлении наиболее ответственных деталей и узлов.
Производственно-технические курсы оказались ведущей формой повышения технических знаний рабочих, особенно в тех отраслях промышленности, которые развивались и оснащались новыми машинами и механизмами, а также и тех, где более всего внедрялись механизация и автоматизация. Причем они являются ведущей формой повышения квалификации не по числу ее участников, а по своей эффективности, значимости по сравнению с другими формами. В целом, через производственно-технические курсы в 1968 году повысили свою квалификацию 1,9 млн., а в 1989 году — 2 млн. 133 тысячи человек31.
Технические знания рабочие повышали также на курсах целевого назначения. Такие курсы организовывались для освоения новой технологии, новых видов машин, агрегатов, новых видов сырья и продукции, поступивших на предприятия. Программы их составлялись непосредственно на предприятиях и отражали насущные нужды производства. Обучение складывалось из теоретического курса, производственного инструктажа и практики. Курсы
29 Подсчитано по: ЦГА РФ. Там же. Д. 10749, л. 1; Подготовка рабочих кадров.— С. 35.
30 См.: Подготовка рабочих кадров.— с. 35.
31 ЦГА РФ.Ф. 374, оп.36, д. 10748, л. 9; Повышение квалификации рабочих кадров в 1989 г.
С. 56.
целевого назначения наиболее широкое распространение получили на предприятиях в период реконструкции цехов и участков, при получении или накануне получения новой техники. О роли курсов целевого назначения в подготовке кадров свидетельствуют следующие данные. На Нижнетагильском металлургическом комбинате в 1970 году повысили свою квалификацию 9533 рабочих, из них на курсах целевого назначения — 459932. На Магнитогорском металлургическом комбинате в том же году соответственно— 13722 и 512733.
Повышение производственной квалификации и технических знаний рабочих осуществлялось также путем овладения второй профессией, расширения зон обслуживания. Этого настоятельно требовали объективные потребности производства, задачи ускорения научно-технического прогресса. Обучение рабочих вторым и смежным профессиям обеспечивало их взаимозаменяемость во время отпусков и болезни, улучшало использование механизмов, способствовало повышению производительности труда, зон обслуживания, особенно в условиях дефицита рабочей силы. Освоение вторых профессий во многом способствовало также и образованию, например, комплексных бригад. На каменноугольных шахтах крепильщики, хорошо владеющие своим делом, в целях уплотнения рабочего дня осваивали дополнительно специальности забойщиков, запальщиков и объединялись в бригаду. В машиностроении токари обучались на фрезерных, сверлильных и долбежных станках. Таким образом, зонная форма повышения квалификации по существу являлась и подготовкой рабочих новых специальностей.
В 60—&0-е годы активно действовали также школы мастеров, школы по изучению передовых приемов и методов труда, народные университеты технического прогресса. Первые школы мастеров были созданы на Нижнетагильском металлургическом комбинате и Челябинском металлургическом заводе в начале 60-х годов. Они состояли как бы из двух ступеней. В первой рабочие получали неполное общее среднее образование и очередной квалификационный разряд по специальности, во второй — общее образование в объеме средней школы и технические знания, необходимые для получения наивысшего разряда по своей профессии. По существу, школы мастеров являлись как бы новым типом школ рабочей молодежи и одновременно профессионального учебного заведения, неким его симбиозом. Слушателям школы мастеров после завершения учебы выдавали аттестат о получении среднего образования и удостоверение на право занимать должность мастера или начальника участка. Школы мастеров действовали на многих предприятиях и в целом сыграли определенную роль в повышении культурно-технического уровня рабочих в 60—70-е годы. К началу 80-х годов большинство школ мастеров, практически исчерпав имевшиеся потенциальные возможности, переросли в самые разнообразные формы технической, производственно-экономической учебы, остальные просто прекратили свое существование.
В целом, за весь период с 1970 по 1990 годы для народного хозяйства России было подготовлено, а также получили вторую профессию 105 млн. квалифицированных рабочих, из них на самом производстве — 80 млн и в системе профессионально-технического обучения 25 млн. В те же годы более 150 млн рабочих повысили свою квалификацию 34. Естественно, что подобные результаты в системе подготовки и повышения квалификации
ЦГАНХ. Ф. 383, оп. 2, д. 2290, л. 169.
33 Там же.— д. 9, л. 104.
34 Подсчитано по: Народное хозяйство РСФСР в 1988 г. Статистический ежегодник.— М., 1989,— С. 50; Народное хозяйство РСФСР в 1989 г.— С. 12; Труд в РСФСР,— С. 172—173.
рабочих кадров в определенной мере сказались на прогрессивных сдвигах в самом квалификационном уровне рабочего класса, а также и на росте его культурно-технического уровня в целом. Вместе с тем мы не склонны преувеличивать достигнутые результаты.
В повышении квалификационного и профессионального состава рабочих имелось много нерешенных проблем. Основным недостатком всей системы обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров было ее низкое качество, рутина, формализм и казенщина. Немало имелось надуманных форм учебы, повышения квалификации рабочих, таких, например, как школы социалистического хозяйствования, коммунистического труда и других. Реальной пользы от подобной учебы было мало, но зато она шумно пропагандировалась, поддерживалась официальными органами. Отрицательной стороной подготовки рабочих в условиях производства являлись, как правило, их узкая специализация и низкий тарифный разряд (первый — второй). При наличии знания у рабочих утрачивался интерес к полученной квалификации и появлялось желание сменить профессию. В этом одна из причин текучести кадров.
Несмотря на имевшие место трудности в повышении культурно-технического уровня рабочих, произошли некоторые прогрессивные сдвиги в их составе. Доля квалифицированных рабочих (пятого — шестого разряда) с 1972 по 1982 годы увеличилась с 21 до 25 процентов, а доля рабочих низкой квалификации (первого и второго разрядов) сократилась с 28,1 до 23,2 процента35. Таким образом, потенциал рабочего класса в 70—80-е годы несколько вырос. Однако, наращивание этого потенциала проходило весьма медленно и никак не отвечало требованиям нового этапа научно-технической революции. В 1989 году в промышленности России удельный вес высококвалифицированных рабочих составлял всего 4,9 процента, среднеквалифицированных — 78,3 процента и рабочих низкой квалификации 16,8 процента36. Преобладающую часть в промышленности республики (14,1 млн. человек) составляли рабочие средней квалификации. Рабочих низкой квалификации насчитывалось более двух миллионов человек. К ним относились профессии с диапазоном тарифных разрядов не выше третьего, профессиональная подготовка которых происходила непосредственно на производстве, их производственные функции в основном сводились к вспомогательным работам. Почти половина малоквалифицированных рабочих промышленности России была занята на рабочих местах весовщиков, кладовщиков, грузчиков, подсобных рабочих, уборщиков.
Высококвалифицированные рабочие, имевшие пятый — восьмой разряды, требовавшие нередко среднего специального образования, работа которых носила повышенный уровень сложности, ответственности и была связана с управлением сложными технологическими процессами, составляли около одного миллиона человек. Среди этих рабочих наибольший удельный вес приходится на наладчиков (21,6 процента), слесарей (13,9 процента), электромонтеров (13,4 процента), машинистов и операторов (по 80)37.
Расчетные данные показывают, что за восьмидесятые годы доля высококвалифицированных рабочих в промышленности увеличилась с 3,5 до 4,9 процента, среднеквалифицированных — с 78 до 78,3 процента, а низкоквалифицированных уменьшилась с 18,5 до 16,8 процента38. Изменения квалификационной структуры рабочих, как в целом по промышленности Российской. Федерации, так и по отдельным ее отраслям,
35 См.: Вестник статистики.— 1983.— N6 6.— С. 60.
16 См.: Вестник статистики.— 1991.— № 6.— С. 47.
37 Подсчитано по: Труд в промышленности РСФСР.— С. 7; Вестник статистики.— 1991.— № 6,— С. 46—47.
38 Там же.
можно оценить как незначительные. Это говорит о том, что научно-технический прогресс в отраслях промышленности внедрялся не настолько эффективно, чтобы существенно изменить не только содержание труда, но и профессионально-квалификационную структуру рабочих кадров.
По сравнению с наиболее передовыми странами мира (Япония, Германия, (£ША и другие), качество нашей рабочей силы значительно хуже. Если в среднем у нас уровень образования рабочих составлял около десяти лет обучения, то в Японии — 12,4 года, в (?ША — 12,1 года39. В США на долю рабочих высокой квалификации приходилось в 1988 году 43,5 процента, средней — 40,9 процента и неквалифицированной рабочей силы лишь 15,5 процента40, в России, как уже отмечалось нами выше, это соотношение выглядело соответственно — 4,9; 78,3; 16,8 процента.
Целый ряд негативных факторов, таких, как отсутствие реальных хозяев на производстве, отчуждение работников от собственности, уравниловка и «выводиловка» при оплате их труда, естественно, стали серьезным тормозом в наметившейся эволюции рабочих. Они самым неблагоприятным образом также воздействовали на рост культурно-технического уровня работников, порождая повсеместно на предприятиях непрофессионализм, безалаберность, утрату мастерства, чувства ответственности за качество труда и порученное дело. Именно об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные случаи имевших место аварий, катастроф, нанесших огромный ущерб обществу. Низкое качество нашей рабочей силы довольно часто приводило и к тому, что на современных предприятиях или отдельных высокотехнологических производствах, построенных с участием иностранных фирм, российские рабочие были не в состоянии изготовлять нужную продукцию.
Еще совсем недавно, всего пять-десять лет назад, в нашей исторической, социологической, философской литературе доминировала идея о том, что наше общество неуклонно эволюционирует только в одном направлении — к социальной однородности, бесклассовому обществу. Рабочему классу отводилась в этом процессе главная, определяющая роль. Многие авторы при этом, ссылаясь на происходящие в недрах рабочего класса позитивные процессы, такие, например, как рост общеобразовательной подготовки, повышение его профессионального, квалификационного и культурного уровня, делали по сути дела вывод об «орабочивании» производственной интеллигенции, ее исчезновении в недалеком будущем, об утрате ее особого положения41.
Весь ход общественного развития свидетельствует совершенно о другом, решительно опровергает подобные скороспелые выводы. Этот процесс, как оказалось, гораздо сложнее и многомернее. В исследуемый период, т. е. в 70—80-е годы быстро росли ряды производственно-технической интеллигенции, которая, действительно, по своему положению, статусу ближе всего находилась к рабочему классу. Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в промышленности Российской Федерации увеличилась с 2278 тысяч в 1979 году до 5311 тысяч человек в 1989 году, т. е. более чем в два раза42. В то же время, как известно, численность рабочих в это время не только не росла, а даже сокращалась.
3<| См.: Политическое образование.— 1988.— № 18.— С. 39.
40 См.: США: экономика, политика и идеология.— 1990.— № 5.
41 См.:Гордон Л. А., Назимова А. К. Рабочий класс СССР: тенденции и перспективы социально-экономического развития.— М., 1985.— С. 54—59; Ворожейкин И., Сенявс-кий С. Л. Рабочий класс — ведущая сила советского общества (Вопросы методологии и историографии).— М., 1977.— С. 53—65; Смирнов Г. Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности.— М., 1973.
42 См.: Труд в промышленности РСФСР.— С. 97.
В расчете на 1000 человек, работающих в промышленности России, численность инженерно-технических работников возросла со 114 в 1970 году до 245 человек в 1989 году43.
Как показывает анализ, шел активный процесс пополнения рядов производственной интеллигенции за счет наиболее подготовленных, квалифицированных, передовых рабочих. И наоборот, далеко не лучшие представители инженерно-технической интеллигенции, специалистов, в свою очередь, пополняли ряды рабочего класса. Действительно, шел сложный, взаимообразный процесс проникновения социальных групп, формирования, пополнения рядов производственной интеллгенции и рабочих кадров.
Актуальной для изучения является также проблема взаимодействия, взаимосвязи культурно-технического уровня рабочего класса и его", социально-политической, производственной активности. Вероятно, наиболее квалифицированные и культурные слои рабочих заинтересованы в быстрейшем переходе к более зрелым формам демократии, развитию рыночной экономики, созданию реальных условий для трудовой и общественной состязательности. В то же время, менее квалифицированным группам рабочего класса будет, очевидно, труднее приспосабливаться к таким условиям, поэтому они нередко склоняются к мотивациям и идеям поверхностной демократизации нашего общества, неприятию глубоких экономических и социально-профессиональных преобразований.
В целом же, изменения, происшедшие в культурно-техническом уровне, социально-культурном облике рабочего класса Российской Федерации имели противоречивый характер. С одной стороны, рабочий класс стал более образованным, урбанистическим, улучшилась его профессионально-квалификационная структура, а с другой стороны, ухудшилась производственная и технологическая дисциплина, усилились рваческие, корпоративные настроения, безразличие к результатам как своего труда, так и трудового коллектива в целом. Во многом такое положение объясняется тем, что в нашем обществе отсутствовала политическая и производственная демократия, налицо было и пока существует отчуждение от труда, собственности, общественных проблем. Поэтому рост культурно-технического уровня рабочего класса, имевший место в период с 1970 по 1990 годы, не привел к росту его трудовой активности. По нашему мнению, положение дел даже ухудшилось, ибо хорошо образованный, лучше информированный и более квалифицированный работник воспринимал свое подчинение, зависимое положение на производстве и в социально-политической жизни еще более нетерпимо, болезненно.
В 70—80-е годы производственный, культурно-технический потенциал рабочего класса России, как уже отмечалось нами, вырос. Он и сегодня весьма значителен и еще во многом не востребован нашим обществом.
НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ: ИЗ ИСТОРИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ воинских:ФОРМИРОВАНИЙ
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
О добровольческих воинских формированиях периода Великой Отечественной войны написано кажется немало. Историки, краеведы, журналисты собрали богатейший материал, относящийся к этой теме. Подвигу добровольцев посвящены тысячи книг, сотни тысяч статей. Они сделали большое и полезное дело. Несомненным же недостатком этой литературы является то, что в большинстве публикаций проблема добровольничества
43 См.: Там же,—С. 99.