2. Losskiy, N.O. Harakter russkogo naroda // Usloviya absolyutnogo dobra. - M., 1991.
3. Il'in, I.A. Osnovy hristianskoy kul'tury. - Pskov, 1998.
4. Protoierey Georgiy Florovskiy. Puti russkogo bogosloviya. - Minsk, 2006.
5. Homyakov, D. Pravoslavie. Samoderzhavie. Narodnost'. - M., 2005.
Статья поступила в редакцию 14.09.11.
УДК 2-9 571.17
Serova E.A. TO THE QUESTION ON HISTORY OF COMMUNITIES EVANGELICAL CHRISTIANS-BAPTISTS THE KEMEROVO REGION IN 1940 FOR 1960th. Article is devoted history of communities of Evangelical Christians-baptists in the Kemerovo region during the period with 1940 for 1960th. In article the description of the internal processes occurring in communities ЕСВ of the Kemerovo region during the specified period of time, and also change of number and the characteristic national, половозрастного structure of communities is resulted. Influence of intervention of the state in internal life of communities and a consequence of the given intervention is traced.
Key words: Evangelical Christians-baptists; the Kemerovo region; movement «Initsiativnikov»; state-confessional relations.
Е.А. Серова, соискатель каф. истории и культуры России КемГУ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ОБЩИН ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1940-1960-Е ГГ.
Статья посвящена истории общин Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) в Кемеровской области в период с 1940-х по 1960е гг. В статье приводится описание внутренних процессов, происходящих в общинах ЕХБ Кемеровской области в указанный период, а также изменение численности и характеристика национального, половозрастного состава общин. Прослеживается влияние вмешательства государства во внутреннюю жизнь общин и последствия данного вмешательства.
Ключевые слова: Евангельские христиане-баптисты; Кемеровская область; движение «Инициативников»; государственноконфессиональные отношения.
Согласно официальным данным Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Кемеровской области на 18. 05. 2009 г., в Кемеровской области зарегистрировано 15 религиозных организаций Евангельских христиан-баптистов (далее ЕХБ) [1], общей численностью верующих от 1500 до 2000 человек. Появление общин ЕХБ на территории современной Кемеровской области датируется весной 1919 г., когда в г. Щегловск (современный г. Кемерово) из г. Новосибирска приехал пресви-тер-благовестник Фролов Петр Лукич [2]. Следует заметить, что к этому моменту баптистские общины на территории России действовали уже более полувека (с 1860 гг.). Ключевым периодом в истории общин ЕХБ Кемеровской области, которому исследователи в настоящее время уделяют большое внимание [3; 4; 5], является период 1940-1960-е гг.: время легализации деятельности общин и начало «хрущевских» гонений.
Зарегистрированные общины
19 мая 1944 г. вышло Постановление об организации Совета по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров СССР, в ведение которого передавались «связи» со всеми другими, кроме православных, религиозными организациями. С 1946 г., в связи с преобразованием Совета народных комиссаров СССР в Совет Министров СССР, Совет по делам религиозных культов стал именоваться - «Советом по делам религиозных культов при Совете Министров СССР» (далее СДРК) [6]. Осенью 1944 г. был образован Союз Евангельских Христиан и Баптистов с Всероссийским Советом ЕХБ (далее ВС ЕХБ). В ноябре 1944 г. выходит Постановления СНК «О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов» за № 1603 [7, с. 10]. Создание Союза еХб и постановление дали возможность для официального оформления деятельности общин. К началу регистрации на территории Кемеровской области на нелегальном положении было более 20 общин, зарегистрировано было только 5 из них (табл. 1).
Таблица 1
Кемеровской области (1946-1947 гг.)
Община, дата регистрации Адрес ФИО пресвитера Численность (чел.)
Кемеровская община 30 октября 1946 г. г. Кемерово, ул. Заводская, дом 121 Васильев Василий Николаевич 366
Осинниковская община 20 декабря 1946 г. г. Осинники, ул. Косой Лог, дом 91 Назаров Никифор Федорович 42
Община дер. Байдаевка 3 января 1947 г. дер. Байдаевка, ул. Коки-Наки, дом 16 Мазанный Алексей Алексеевич 40
Ленинск-Кузнецкая община 20 декабря 1946 г. г. Ленинск-Кузнецкий, ул. 10 лет Октября, дом 100 Шелестов Иосиф Григорьевич 237
Община г. Сталинска 20 декабря 1946 г. г. Сталинск, ул. Трамвайная дом 34 Орлов Константин Григорьевич 211
(Составлена по данным ГАКО. Ф. Р - 964. Оп. 1. Д. 9. Л. 57)
Из данных таблицы 1 видно, что зарегистрированы были общины в городах и крупных населенных пунктах с максимальным числом верующих. Все 5 общин ЕХБ были зарегистрированы с формулировкой «как ранее действующие». Следует отметить, что девятнадцати общинам было отказано в регистрации, несмотря на то, что общины имели все необходимое для регистрации: молитвенный дом, достаточное число верующих (не менее 20 человек). За 1946 г. было отклонено 10 ходатайств, за 1947 г. - 7, за 1948 г. - 2. Это можно объяснить тем, что на местах «ориентировались на определенный, установленный руко-
водством из Москвы, фиксированный количественный интервал (от 3 до 5 регистраций)» [3, с. 282].
Зарегистрированные общины ЕХБ, на момент регистрации, состояли, в основном, из лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Верующие в возрасте от 84 до 69 лет составляли 15, 7%; 68-59 лет - 22,3%; 58-49 лет - 15,6%; 48-39 лет - 17,3%; 3829 лет - 8,6%; 28-24 года - 7,7%; 23-22 года - 5,2%; 21 год -1,5%; 20 лет - 2,1%; 19 лет - 1,7%; 18 лет - 1,6% [8, с. 102]. Процентное соотношение мужчин и женщин в зарегистрированных общинах - 22,7% к 77,3%. При этом, 58,1% от общего числа
мужчин составляли работающие, а 68,1% от общего числа женщин - домохозяйки [8, с. 103, 107, 108, 110, 112]. Эти характеристики состава общин стали использоваться при атеистической пропаганде как доказательство «отмирания» религии.
После прохождения процедуры регистрации общинам ЕХБ необходимо было решить основную задачу - привлечение новых членов и «отпавших членов церкви, охладевших в вере и уснувших духовно в годы испытаний» [9, с. 236]. Работа по привлечению новых членов велась по двум направлениям. Первое
- организация молодежных хоров и библейских курсов при молитвенном доме. Молодежные хоры были открыты при каждой общине, так как помимо проповеди и молитвы неотъемлемой частью богослужения баптистов является общее и хоровое пение. Второе - проповедование слова Божьего членами общины в рабочих коллективах. Согласно принципам баптизма обязанностью каждого верующего является благовестие, то есть распространение учения. Уполномоченный СДРК в отчетах отме-
чал, что активисты общины ЕХБ г. Ленинск-Кузнецкий были на каждом предприятии города [10, с. 93].
После знакомства с общиной верующий становился «приближенным», то есть он проходил испытательный срок в течение одного года. Список «приближенных» с полной информацией о них подавался пресвитером общины Уполномоченному СДРК по Кемеровской области - это давало возможность Уполномоченному контролировать деятельность общины по принятию новых членов.
По истечению испытательного срока (1 год) «приближенный» допускался к водному крещению с разрешения Уполномоченного СДРК. Дата, место и время проведения обряда согласовывалось с Уполномоченным СДРК.
Из сравнения списков «приближенных» и «крещенных» (на примере общины ЕХБ г. Ленинск-Кузнецкий) очевидна количественная разница (табл. 2).
Таблица 2
Количество «приближенных» и «принявших водное крещение»в общине ЕХБ г. Л-Кузнецкий в 1948-1958 гг
Категория Годы
1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958
Приближенные 21 52 31 34 66 20 66 31 23 28 28
Крещенные 29 30 5 10 25 20 18 24 13 24 34
(Составлена по данным ГАКО. Ф. Р - 964. Оп. 1. Д. 9. Л. 39, Л. 208, Л. 324; Д. 17. Л. 149, Л. 311; Д. 19. Л. 161-163, Л. 517-519; Оп. 2. Д. 2. Л. 115; Д. 4. Л. 81, Л. 141, Л. 146, Л. 178; Д. 5. Л. 124, Л. 170)
Разницу в количестве «приближенных» и «крещенных» можно объяснить следующим:
1) «приближенные» не допускались к водному крещению, так как не подтверждали, что искренне уверовали;
2) с «приближенными» велась «разъяснительная работа» со стороны исполкомов.
В архивных документах сохранились извещения о приглашении в исполкомы допущенных к водному крещению. Как правило, это были работающие и учащиеся в возрасте до 30 лет. Например, из 4 человек, заявленных на крещение в Ленинск-Кузнецкой общине в 1954 г., в возрасте до 30 лет, все четверо были вызваны в исполком, после чего их фамилии не встречаются ни в списках крещения на следующий год, ни в списках членов общины [11, с. 180].
В период с 1948-1961 гг. отмечается рост численности верующих в зарегистрированных общинах ЕХБ Кемеровской области. Если в 1947 г. общее число верующих ЕХБ по 5 зарегистрированным общинам составляло 690 человек, то в 1961 г. -1665 человек [8, с. 39, 131, 326-331, 207, 153, 141, 145-147, 172, 176; 12, с. 132, 215].
Особенностью общин ЕХБ Кемеровской области было большое число осужденных, ссыльных, бывших кулаков. Уполномоченный СДРК отмечал, что в некоторых общинах количество «неблагонадежных» достигало до 60-70% [8, с. 107]. Данное обстоятельство вызывало опасения со стороны властей.
Национальный состав общин был полиэтничен (на примере общины ЕХБ г. Осинники) (табл. 3).
Таблица 3
Соотношение национальностей общины ЕХБ г. Осинники (1948-1959 гг.)
Категория Годы
1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958
Приближенные 21 52 31 34 66 20 66 31 23 28 28
Крещенные 29 30 5 10 25 20 18 24 13 24 34
(Составлена по данным ГАКО. Ф. Р - 964. Оп. 1. Д. 18. Л. 50-51, Л. 69-77, Л. 94-100, Л. 110-115, Л. 133-134, Л. 170-173, Л. 184191, Л. 200-203, Л. 209-218, Л. 229-234)
Анализ данных, представленных в таблице 3, показывает, что в общинах преобладало русское население, а этнические украинцы и немцы составляли меньше половины от общего числа верующих, однако они являлись наиболее работоспособной частью общины, а, следовательно, жертвовали больше средств, обеспечивая возможность нормального функционирования общины. Помимо этого общины ЕХБ могли стать неким объединяющим центром для украинцев и немцев.
Этим фактом можно частично объяснить то, почему контролирующие органы всячески препятствовали включению немцев и украинцев в руководящий состав общин. В этом отношении показательна ситуация с проповедником в общине г. Осинники К.К. Крекером - немцем, будущим лидером движения «Ини-циативников» в Кемеровской области: в отчете Уполномоченного СДРК по Кемеровской области за 1952 г. отмечалось, что «Назаров (пресвитер - Е.А.) считает его (Крекера - Е.А.) лучшим проповедником и всячески пытается ввести его в руководящий состав общины. Уже дважды я (уполномоченный - Е.А.) ограничивал в общине число проповедников с целью удаления из состава проповедующих Крекера» [8, с. 83].
Распространенным способом воздействия на внутреннюю жизнь общины со стороны властей было изъятие или закрытие
молитвенного дома и снятие с должности пресвитера. В августе 1949 г. молитвенный дом общины ЕХБ г. Сталинск был закрыт с формулировкой «аварийное состояние», а в августе того же года сняли с должности пресвитера общины К.Г. Орлова из-за «незаконной организации вечерних библейских курсов для молодежи».
В отчете Уполномоченного СДРК отмечается положительный эффект от закрытия дома, который выразился в снижение численности общины «с 250 человек на 1.10.1949 г. до 118 - на 1.04.1950 г.» [13, с. 131]. Решением Куйбышевского райисполкома г. Сталинск от 15.03.1950 г. молитвенный дом общины был изъят в городской фонд [13, с. 9]. Однако данная мера не принесла ожидаемого эффекта. Изъятие дома привело лишь к тому, что община г. Сталинск разделилась на две группы и стали проводить молитвенные собрания на квартирах верующих. Уполномоченный СДРК в отчете за четвертый квартал 1952 г. отмечает, что «стали разносить религиозную отраву среди населения в более широком масштабе. При этом их деятельность остается вне всякого контроля» [11, с. 74]. В конце 1952 г. решение райисполкома о закрытии молитвенного дома было отменено распоряжением из г. Москвы и общине г. Сталинск было позволено «арендовать помещение и продолжать свою религиозную деятельность в законном порядке» [13, с. 9].
Начало нового этапа в истории движения ЕХБ связано с принятием Пленумом ВС ЕХБ в 1960 г. под давлением советских партийных органов «Положения о союзе ЕХБ в СССР» и «Инструктивного письма старшим пресвитерам». Данные документы значительно ограничивали возможности деятельности общин ЕХБ, что в конечном итоге могло привести к их постепенному исчезновению. Помимо этого, как отмечает исследователь С.В. Савинский в работе «История баптизма», органы власти «инспирировали инструктивное письмо с целью раскола в братстве, чтобы затем столкнуть различные группировки между собой и, поддерживая то одних, то других, добиться их полного уничтожения» [14, с. 207]. В результате ожидаемый раскол ЕХБ произошел.
С 1961 г. образовалась «Инициативная группа», которую возглавили А. Ф. Прокофьев, Г. К. Крючков. «Инициативники» или «раскольники» выступали против принятых «Положения» и «Инструкции» и призывали к проведению нового съезда евангельских христиан-баптистов с целью пересмотра данных документов. 19 сентября 1965 г. был образован Совет Церквей ЕХБ (далее СЦ ЕХБ).
Уполномоченный СДРК по Кемеровской области в отчете за 1960 г. отмечал, что «несмотря на то, что зарегистрированные общины приняли к руководству «Положение», по-настоящему его не выполняют» [15, с. 135]. Для исправления сложившейся ситуации, по рекомендации уполномоченного СДРК по Кемеровской области, в 1960 г. старший пресвитер ЕХБ по Западной Сибири - С.Г. Арискин провел собрания с пресвитерами местных церквей. Основная цель собраний заключалась в том, чтобы «дать правильное толкование нового «Положения»», но, несмотря на эти собрания, число сторонников «Инициативной группы» не уменьшилось. В отчете уполномоченного СДРК по Кемеровской области отмечалось, что С.Г. Арискин с поставленной перед ним задачей не справился. Можно предположить, что именно с этим связана его отставка в 1960 г.
В Кемеровской области движение «Инициативников» поддержали 10 незарегистрированных общин (численность более
20 человек), 9 групп (численность менее 20 человек), группы верующих, 5 зарегистрированных общин. Общая же численность, поддержавших движение «Инициативников» на территории Кемеровской области, составила 1266 человек [16, с. 61; 17, с. 46]. Помимо этого после принятия нового «Положения» верующая молодежь общин ЕХБ Кемеровской области образовала новое направление в баптизме - «Совершенники», представители которого отвергали любой контроль за деятельностью религиозной организации со стороны государства. Руководство данной группой осуществляли Е.И. Берг (г. Осинники) и А.И. Розин (г. Ленинск-Кузнецкий).
Средоточием сторонников СЦЕХБ в Кемеровской области становятся города Прокопьевск, Осинники и Мариинск. Проко-
Библиографический список
пьевская община ЕХБ была на 1961 г. самой крупной из незарегистрированных общин Кузбасса. В ноябре 1963 г. в г. Прокопьевске прошло совещание активистов СЦ ЕХБ Западной Сибири (32 представителя) с целью выработки единой тактической линии. На совещании было принято решение о создании печатных точек, организации воскресных детских школ и молодежных хоров при каждом молитвенном доме.
Активная деятельность представителей СЦ ЕХБ привела к тому, что Президиумом ВС РСФСР был принят Указ от 4 мая 1961 г. «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». По данному указу в Кемеровской области было привлечено к ответственности 44 человека (35 человек было выселено, 9 - привлечены к уголовной ответственности), прежде всего это были члены незарегистрированных общин [18, с. 373, 379, 381, 382, 384, 386, 389, 391, 396, 397, 401]. Подобные репрессивные меры по отношению к инициа-тивникам продолжались вплоть до середины 1980-х гг.
Таким образом, период 1940-1960 гг. можно разделить на два этапа: 1940-1950 гг. - период легализации общин ЕХБ; 1960 гг. - период раскола в движении ЕХБ, как следствие преследования со стороны властей.
Для первого этапа характерно следующее:
- постоянный контроль государства за внутренней жизнью зарегистрированных общин. Прямой контроль над деятельностью не зарегистрированных общин был затруднен. Следует заметить, что сложившаяся ситуация относится и к последующим периодам истории взаимодействия общин ЕХБ и советского государства;
- регистрация общин государственными органами и переход общин на легальное положение, при этом со стороны государства существовал избирательный подход к регистрируемым общинам. Помимо этого можно говорить, что существовало негласное распоряжение о фиксированном количестве регистраций общин в регионе (от 3 до 5 общин);
- рост числа членов общин (в зарегистрированных общинах с 690 человек в 1947 г. до 1665 - в 1961 г.).
Характерной особенностью второго этапа является:
- принятые ВС ЕХБ документы - «Положение о союзе ЕХБ в СССР» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам», стали причиной для раскола и образования СЦ ЕХБ, представители которого шли на открытую конфронтацию с властью;
- поддержка СЦ ЕХБ представителями как незарегистрированных общин и групп, так и со стороны членов зарегистрированных общин (в Кемеровской области 10 незарегистрированных общин, 9 незарегистрированных групп, и группы верующих, 5 зарегистрированных общин);
- административное и уголовное преследование представителей СЦ ЕХБ (в Кемеровской области привлечено к административной и уголовной ответственности более сорока человек).
1. Список религиозных организаций ЕХБ по Кемеровской области (19.05.2009). Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Кемеровской области. // Личный архив автора.
2. Кемеровская центральная церковь евангельских христиан-баптистов [Э/р]. - Р/д: http://www.svetkemerovo.ru/ist.php
3. Горбатов, А.В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е -1960-е годы. - Томск, 2008.
4. Сосковец, Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е годы XX века. - Томск, 2003.
5. Шиллер, В.В. Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX-XX вв. (источники и методы изучения): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Кемерово, 2004.
6. Советов, И.М. Совет по делам религиозных культов при СНК СССР в 1944-1945 гг.: обязанности и сфера компетенции, организационная структура и основные направления деятельности / И. Советов, М. Одинцов // Российское объединение исследователей религии [Э/р]. - Р/д: http:// www.rusoir.ru/president/works/186
7. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Р - 964. Оп. 1. Д. 1.
8. ГАКО. Ф. Р - 964. Оп. 1. Д. 9.
9. История Евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: Изд-во ВСЕХБ, 1989.
10. ГАКО. Ф. Р - 964. Оп. 2. Д. 5.
11. ГАКО. Ф. Р - 964. Оп. 1. Д. 19.
12. ГАКО. Ф. Р - 964. Оп. 1. Д. 10
13. ГАКО. Ф. Р - 964. Оп. 1. Д. 30.
14.Савинский, С.В. История баптизма. - Одесса, 1996.
15. ГАКО. Ф. Р - 964. Оп. 2. Д. 4.
16. ГАКО. Ф. П - 75. Оп. 10. Д. 16.
17. ГАКО. Ф. П - 75. Оп. 10. Д. 141
18. ГАКО. Ф. Р - 964. Оп. 1. Д. 40.
Bibliography
1. Spisok religioznyh organizatsiy EHB po Kemerovskoy oblasti (19.05.2009). Upravlenie Ministerstva Yustitsii Rossiyskoy Federatsii po Kemerovskoy oblasti. // Lichnyj arhiv avtora.
2. Kemerovskaya tsentral'naya tserkov' evangel'skih hristian-baptistov [E/r]. - R/d: http://www.svetkemerovo.ru/ist.php
3. Gorbatov, A.V. Gosudarstvo i religioznye organizatsii Sibiri v 1940-e -1960-e gody. - Tomsk, 2008.
4. Soskovets, L.I. Religioznye konfessii Zapadnoy Sibiri v 40-60-e gody XX veka. - Tomsk, 2003.
5. Shiller, V.V. Etnokonfessional'noe vzaimodeystvie v Kemerovskoy oblasti v kontse XIX-XX vv. (istochniki i metody izucheniya): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Kemerovo, 2004.
6. Sovetov, I.M. Sovet po delam religioznyh kul'tov pri SNK SSSR v 1944-1945 gg.: obyazannosti i sfera kompetentsii, organizatsionnaya struktura i osnovnye napravleniya deyatel'nosti / I. Sovetov, M. Odintsov // Rossiyskoe obedinenie issledovateley religii [E/r]. - R/d: http://www.rusoir.ru/president/works/ 186
7. Gosudarstvennyj arhiv Kemerovskoy oblasti (GAKO). F. R - 964. Op. 1. D. 1.
8. GAKO. F. R - 964. Op. 1. D. 9.
9. Istoriya Evangel'skih hristian-baptistov v SSSR. M.: Izd-vo VSEHB, 1989.
10. GAKO. F. R - 964. Op. 2. D. 5.
11. GAKO. F. R - 964. Op. 1. D. 19.
12. GAKO. F. R - 964. Op. 1. D. 10
13. GAKO. F. R - 964. Op. 1. D. 30.
14.Savinskiy, S.V. Istoriya baptizma. - Odessa, 1996.
15. GAKO. F. R - 964. Op. 2. D. 4.
16. GAKO. F. P - 75. Op. 10. D. 16.
17. GAKO. F. P - 75. Op. 10. D. 141
18. GAKO. F. R - 964. Op. 1. D. 40.
Статья поступила в редакцию 22.09.11
УДК: 323 248 (Р573)
Seden A.V. YOUTH ASSOCIATIONS IN TUVA AND THEIR ROLE IN THE POLITICAL SOCIALIZATION OF YOUTH. In this article, it was considered the activity of youth associations and the problems of increase of social and political involvement of youth. If would be interesting and useful for specialists of social management during the realization of state youth policy of the region.
Key words: youth of Tuva, youth policy, social associations, social and political participation (involvement) of youth.
А.В. Седен, канд.ист.наук ТувГУ, г. Кызыл, Email: [email protected]
МОЛОДЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ТУВЕ И ИХ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЖИ
В статье рассмотрены деятельность общественных объединений и проблемы повышения общественно-политической активности молодежи. Материал представляет интерес для специалистов в области социального управления в процессе реализации государственной молодёжной политики на региональном уровне
Ключевые слова: Молодёжь Тувы, молодежная политика, общественные объединения, общественно-политическая активность молодёжи.
Республика Тыва, по сравнению с другими регионами России, является молодой республикой, средний возраст населения - 27 лет. Состав молодых людей в возрасте 14-30 лет составляет 32 процента от общего числа жителей [1, с. 4].
Государственным органом по делам молодёжи является Управление по государственной молодёжной политике, воспитанию, дополнительному образованию и социальной защите детей, которое входит в структуру Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Тыва. В сельских районах реализация молодежной политики возлагается на специалистов по молодёжной политике, физической культуре и спорту. Отдельная структура по делам молодежи - Комитет по молодёжной политике и спорту мэрии г. Кызыла - существуют только в столице.
В своей работе Управление по молодёжной политике активно взаимодействует с общественными организациями, что особенно важно в проведении крупных молодёжных мероприятий. Так, в 2007 г. были проведены VI Международный фестиваль молодёжи и студентов стран Азиатско-Тихоокеанского региона в г. Кызыле, круглый стол «Неформальная молодёжь: проблемы и перспективы», фестиваль хип-хоп культуры «Саянский стиль». С 2008 г. реализуются программы школ вожатых, лидеров молодежных объединений, студенческого самоуправления.
В Туве действуют 6 детских и молодёжных общественных организаций [2]. Это - «Союз молодых специалистов», «Союз молодых педагогов». Наиболее массовым и организованным является детская общественная организация «Салгал» (более 20 тыс. чел.). Она реализует конкретные программы по развитию детского и молодёжного спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, на базе загородного лагеря ежегодно проводит смену «Лидеры XXI века».
Среди молодежных общественных организаций лидируют «Молодая Гвардия «Единой России» (более 1,5 тыс. чел.) и «Союз молодёжи Тувы» (более 3,5 тыс. чел.) [3, с. 2], который позиционирует себя в качестве неполитической, но лояльной
власти организации. В её Программе сказано, что ожидаемыми результатами деятельности является «увеличение численности молодёжи, задействованной в различных формах общественной самоорганизации и расширение представительства молодёжи в органах государственной власти и местного самоуправления» [4, с. 8]. Данные организации получили материальную и финансовую поддержку республиканского Министерства образования, науки и молодёжной политики в рамках соглашений «О сотрудничестве» (более 250 тыс. рублей). На протяжении ряда лет Министерством проводится конкурс в области проектной деятельности молодежных и детских общественных объединений. Если в 2008 и 2009 годах общий грантовый фонд составлял 600 тыс. рублей, то в 2010 году сумма вознаграждений победителей выросла до 2,5 млн. рублей. В 2008 г. грантов Председателя Правительства республики были удостоены члены «Союза молодёжи РТ» за проекты «Молодёжный Интернет-центр», «Труд и творчество молодых инвалидов», молодёжного журнала «Ты мне. Я тебе». В 2010 г. победа и главная премия в 200 тысяч рублей достались молодому предпринимателю с его действующим центром по обучению компьютерной грамотности. Остальные 300 тысяч поделили между собой НПО «RedMap» М. Манзырыкчы, разрабатывающее электронную карту Тувы, и проект Р. Ооржака по созданию и прокату фильма «Лама» [3, с. 139].
Молодёжные организации ведут работу по различным направлениям, в том числе, работа с трудными подростками, организация досуга, помощь молодым семьям, трудоустройство молодых специалистов, занятость в период каникул и другие виды поддержки молодежи. В то же время этот опыт разрознен, отсутствует преемственность в решении задач. Нет системы подбора, подготовки и переподготовки лидеров молодежного движения.
Активность молодежи снижает неблагоприятная социально-экономическая и политическая среда. Молодежь не представляет собой единой политической силы. Так надо ли в таком слу-