Научная статья на тему 'Августовское соглашение и позиции пятидесятников в 40-50-х гг. Хх в'

Августовское соглашение и позиции пятидесятников в 40-50-х гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1590
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ / АВГУСТОВСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ЕХБ / ПЯТИДЕСЯТНИКИ / ВОРОПАЕВЦЫ / ЕДИНСТВЕННИКИ / ПОДПОЛЬЕ / COUNCIL FOR THE AFFAIRES OF RELIGIOUS CULTS / AUGUST AGREEMENT / CHRISTIANS OF THE EVANGELICAL BELIEF / THE PENTECOSTALS / VOROPAEVTZY / EDINSTVENNIKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никольская Татьяна Кирилловна

Августовское соглашение — это договор об объединении Христиан веры евангельской (ХВЕ), или пятидесятников, с Евангельскими христианами и баптистами, заключенный под давлением властей в августе 1950 г. Условия Соглашения были невыгодны, прежде всего, для пятидесятников, поэтому большая часть из них согласилась на союз формально или вовсе отказалась от присоединения к Церкви ЕХБ. К концу 40-х гг. в стране усилилось пятидесятническое подполье. В 1956 г. пятидесятники предприняли попытку возродить легальный Союз ХВЕ, что привело к массовому оттоку верующих из общин ЕХБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The August agreement and stands of the Pentecostals in 1940-1950-ies

The August agreement is the treaty on communion of Christians of the Evangelical Belief or Pentecostals with the Evangelical Christians-and Baptists, concluded under the influence of the authorities in August in 1950. The conditions of the treaty were not beneficial especially for the Pentecostals, that is why the most part of them agreed to setting up the communion formally or denied joining the Evangelical Christian Baptist Church at all. By the end of 1940 the country witnessed the Pentecost underground becoming stronger. In 1956 the Pen-tecosts made an attempt to revise the legal Union of the Christians of the Evangelical Belief, which resulted in mass exodus of believers from communion in the Evangelical Christian Baptist Church.

Текст научной работы на тему «Августовское соглашение и позиции пятидесятников в 40-50-х гг. Хх в»

АВГУСТОВСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ И ПОЗИЦИИ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ в 40-50-х гг. ХХ в.

Т.К. Никольская

Так называемое Августовское соглашение — это договор об объединении христиан веры евангельской (ХВЕ), или пятидесятников, с евангельскими христианами и баптистами, заключенный в августе 1945 г. Союз евангельских христиан и баптистов (с 1 января 1946 г. союз «и» в названии был заменен знаком «тире») был образован на совещании представителей обеих конфессий, проведенном в Москве 26-29 октября 1944 г.

19-27 августа 1945 г. в Москве состоялось совещание Всесоюзного Совета евангельских христиан и баптистов (ВСЕХиБ) с представителями пятидесятников, на котором присутствовало 27 делегатов. Этому событию предшествовали предварительные встречи будущих участников, а также совещания служителей Всепольского Союза ХВЕ в г. Барановичи (Белорусская ССР) и Всеукраинского Союза христиан евангельской веры (ХЕВ) в г. Днепродзержинске (Украинская ССР)1. Совещание в Москве разработало и приняло Соглашение об объединении христиан веры евангельской с евангельскими христианами и баптистами в один союз. Этот документ и получил название «Августовское соглашение». Согласно ему, пятидесятники могли без нового крещения присоединяться к общинам ЕХиБ, а служителям гарантировалось сохранение прежних «духовных званий» — старшего пресвитера, пресвитера и диакона. Условия были следующими:

1) отказ от глоссолалии, или моления «на языках», на публичных собраниях;

2) в отношении обряда омовения ног перед причастием, характерного для пятидесятников Союза

ХЕВ (созданного в 20-х гг. ХХ в. И.Е. Воронаевым), рекомендовалось «вести воспитательную работу» в целях достижения единообразия с евангельскими христианами и баптистами. Фактически это означало для пятидесятников отказ от принятого у них обряда омовения ног перед причастием2.

Хотя текст Августовского соглашения не говорил об этом прямо, сам стиль документа и его контекст подразумевал третье условие: отказ пятидесятников проповедовать свое учение в общинах ЕХБ.

24 августа 1945 г. Соглашение подписали члены Президиума ВСЕХиБ, а со стороны пятидесятников — руководители бывшего Всеукраинско-го Союза ХЕВ А.И. Бидаш, Д.И. Пономарчук (председатель Г.Г. Понурко в апреле 1945 г. был арестован и осужден по обвинению в сотрудничестве с немецкими оккупационными властями)3 и бывшего Всепольского Союза ХВЕ И.К. Панько, С.И. Вашкевич4.

Дни совещания превратились для верующих в духовный праздник. Ежедневно в московской церкви ЕХБ проходили торжественные богослужения. Тогда же состоялось крещение 20 человек и праздничное хлебопреломление5. 1 сентября

1945 г. ВСЕХиБ выпустил обращение ко всем евангельским христианам и баптистам в СССР, где сообщалось о результатах Августовского соглашения и о присоединении пятидесятников к Союзу ЕХиБ. Обращение было разослано по общинам и опубликовано в конфессиональном журнале «Братский вестник»6.

В 1947 г. Августовское соглашение приняли руководители евангельских христиан в духе апостолов,

1 См.: Циммерманн Р. Огонь Пятидесятницы // Вестник ХВЕ. 2006. № 9. С. 35.

2 Соглашение об объединении христиан веры евангельской с евангельскими христианами и баптистами в один союз // Мицкевич А.И. История Евангельских Христиан-Баптистов. М.: Российский Союз ЕХБ, 2007. С. 303-304.

3 См.: Франчук В. «Просила Россия дождя у Господа». Т. 2. Киев, 2002. С. 364.

4 См.: Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии. Ч. II. СПб., 2001. С. 182-184.

5 См.: Братский вестник. 1945. № 3. С. 14.

6 См. там же. С. 18-19.

или пятидесятников-«смородинцев», называемых так по фамилии лидера Н.П. Смородина. Итоговый документ был оформлен как «Запись собеседования ВСЕХБ с представителями христиан в духе Апостолов Смородиным Николаем Петровичем, Шишковым Николаем Ивановичем и Прудниковым Ефремом Моисеевичем, состоявшегося в Москве в среду 2 апреля 1947 г.»7. В документе объявлялось о присоединении евангельских христиан в духе апостолов к церкви ЕХБ на условиях Августовского соглашения. Крещения, совершенные «смородинцами» «во имя Иисуса Христа», признавались действительными, хотя в будущем было решено совершать крещения «во имя Отца, Сына и Святого Духа», как принято у евангельских христиан-баптистов.

Хотя внешне Августовское соглашение выглядело добровольным актом, в действительности ни одна из сторон не была заинтересована в объединении и согласилась на него вынужденно, под давлением властей, стремившихся к сокращению численности конфессий путем присоединения мелких протестантских течений к более крупным. В состав церкви ЕХБ вошли свободные христиане (дарбисты), некоторые молокане, другие группы протестантской и сектантской направленности. Пятидесятники, довольно многочисленные и имевшие в прошлом в СССР легальный союз, могли претендовать на законную регистрацию собственного объединения. Однако им этого не позволили, предложив присоединиться к Союзу ЕХиБ, что и было сделано с сохранением некоторой внешней легитимности акта. Собственно, и сами участники Августовского совещания не скрывали своего сотрудничества с Советом по делам религиозных культов (СДРК), опубликовав в журнале «Братский вестник» сообщение о приеме председателем СДРК И.В. Полянским делегации христиан веры евангельской. Здесь же высказывалась «...самая глубокая благодарность Совету по делам религиозных культов за внимание к совещанию, выразившееся в помощи в приезде и отправке делегатов совещания, в устройстве их в Москве с жильем

о

и питанием на все время совещания» .

Объединение евангельских христиан, баптистов и пятидесятников не было в СССР единственным прецедентом подобного рода. Так, 8-10 марта

1946 г. состоялся Львовский собор греко-католического духовенства и мирян с участием представителей Русской Православной Церкви, объявивший о «ликвидации» Брестской унии 1596 г. и своем воссоединении с РПЦ. Подготовка к этому, на первый взгляд, каноническому акту сопровождалась массовыми репрессиями несогласных униатских служителей и активных мирян со стороны НКВД.

Львовский собор 1946 г. стал итогом довольно длительной политической работы «по разложению униатской церкви и переходу униатского духовенства в Православную церковь»9, в которой принимал активное участие Н.С. Хрущев, занимавший тогда пост председателя Совета Министров Украинской ССР. Основной причиной ликвидации Греко-католической Церкви на территории СССР считается обвинение униатского духовенства в массовом сотрудничестве с немецкими оккупантами

10 г'

и в поддержке украинских националистов . С этой точки зрения, «ликвидация» унии должна была укрепить советскую власть в Западных областях СССР и подорвать там позиции националистов.

В отличие от униатов пятидесятники не придавали значения национальному вопросу и держались в стороне от политики. Неприятие «безбожной власти», распространенное среди части верующих, приняло у них форму не протеста, а крайнего изоляционизма. Пятидесятники были довольно последовательными пацифистами, нередко отказывались от службы в армии с оружием в руках, от принесения присяги, уклонялись от участия в общественной и культурной жизни. Известны случаи отказа пятидесятников от голосования на выборах. Хотя такие настроения были характерны и для части евангельских христиан-баптистов, особенно из регионов, недавно присоединенных к СССР, руководители Союза ЕХБ занимали лояльную позицию и требовали от своей паствы исполнения всех гражданских обязанностей. В пятидесятнических же общинах высокий статус имели так называемые

7 Архив Российского Союза (далее — РС) ЕХБ. Ящик ВСЕХБ 8. Папка 3. № 29.

8 См.: Братский вестник. 1945. № 3. С. 15.

9 Цит. по: История Русской Православной Церкви: 1917-1970. СПб., 1997. С. 396 (Из письма Н.С. Хрущева И.В. Сталину от июня 1945 г.).

10 См.: Цыпин В. История Русской Церкви: 1917-1997. М., 1997. С. 343.

«сосуды» — верующие, считавшиеся пророками (чаще всего женщины).

Распространенные среди пятидесятников пророчества эсхатологического характера — о скором пришествии Христа, за которым последуют награда верным и наказание нечестивцам, — не только воодушевляли верующих, но и побуждали максимально удаляться от интересов и соблазнов греховного мира. Надо ли говорить, что такая система ценностей полностью противоречила коммунистической идеологии. Наряду с глоссолалией («говорением на иных языках») это вызывало особую настороженность властей. В результате при объединении трех протестантских конфессий именно от пятидесятников потребовали самых значительных уступок.

В данной статье не рассматривается история подписания Августовского соглашения, что является отдельной темой. Поясним только, что совещание в Москве не было формальным актом согласия религиозных лидеров с требованиями чиновников из СДРК. Обсуждение документа продолжалось почти десять дней. По воспоминаниям участников, заседания выливались в многочасовые дебаты11. Каждая из сторон пыталась свести к минимуму духовные компромиссы.

В первые годы реализация Августовского соглашения, казалось, проходила успешно. Пятиде-сятнические епископы, подписавшие документ, заняли высокие должности во ВСЕХБ и сделались активными проводниками нового курса. Разъезжая по стране, они призывали единоверцев принять соглашение, разъясняли свою позицию. Пятидесятники целыми группами вливались в Союз ЕХБ. По данным ВСЕХБ, до 1948 г. к нему присоединилось 477 общин общей численностью 22 351 человек12 В Западных областях СССР, где было много пятидесятнических общин, присоединение к Союзу ЕХБ нередко выражалось в смене вывески на молитвенном доме. В церковь ЕХБ вошли близкие к пятидесятникам евангельские

христиане-трезвенники («колосковцы»), которых в Москве и Московской области насчитывалось свыше 300 человек13. Августовское соглашение признал, хотя и с оговорками («.если не будут допускаться со стороны членов Совета Союза. нарушения. в виде оскорбления чувств верующих и всякой критики из-за кафедры.»), бывший председатель Союза ХЕВ Г.Г. Понурко, вернувшийся из заключения в 1954 г.14 Членом общины ЕХБ Одессы стала вдова основателя пятидесятнического

15

движения в России Е.А. Воронаева . Уже в 1946 г. «Братский вестник» сообщил: «Августовское (1945 г.) Соглашение. успешно продвинулось вперед и приближается к полному завершению»16.

По вопросу единства с Церковью ЕХБ пятидесятников того времени можно условно разделить на три течения. Одни, хотя бы формально, признали договор и вошли в общины ЕХБ на их условиях. Другие посещали собрания в зарегистрированных молитвенных домах, но не сделались членами Церкви ЕХБ. Наконец, третьи отказались признать Августовское соглашение и предпочли остаться в подполье. Разумеется, это условное разделение не было застывшей данностью. Ситуация постоянно менялась. И, если поначалу протестанты всех направлений, устав от преследований, охотно шли в легальные молитвенные дома ЕХБ, которые становились своеобразными межконфессиональными центрами, то довольно скоро выявился и обратный процесс.

Большинство пятидесятников вовсе не были готовы к полному слиянию с Церковью ЕХБ, к чему неизбежно вела последовательная реализация Августовского соглашения. Они восприняли договор как вынужденную меру, которую, однако, на практике можно обойти, а запрет на публичную глоссолалию — как временное явление, пока не появятся истолкователи «незнакомых языков». Теперь, оказавшись в положении «двоеверов», они пытались восполнить собрания ЕХБ собственными

11 К 30-летию объединения нашего братства // Братский вестник. 1975. № 5. С. 72.

12 См.: Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии. Ч. II. С. 188.

13 Архив РС ЕХБ. Ящик ВСЕХБ 8. Папка 3. № 36. [Заявление в исполнительный орган Московской общины ЕХБ от представителей общины евангельских христиан-трезвенников (1947 г.)].

14 Там же. Ящик 6. Папка 9. № 8. (Копия письма Г.Г. Понурко ст. пресвитеру по Украине А.Л. Андрееву от 12 мая 1955 г.).

15 Там же. Ящик ВСЕХБ 8. Папка 3. № 38. Л. 3. (Обращение ко всем ХВЕ, не вошедшим в объединенный Союз ЕХБ от 29 сентября 1958 г.).

16 Братский вестник. 1946. № 3. С. 10.

молениями «на языках» или посещали богослужения подпольных пятидесятников. Нередко члены общин ЕХБ открыто нарушали Августовское соглашение: практиковали глоссолалию на собраниях, проводили обряд омовения ног и даже пытались распространить свое учение среди баптистов. Те в свою очередь все чаще выражали недовольство навязанным союзом. Взаимные обиды приводили к конфликтам и разделениям.

Кроме того, поддержка Августовского соглашения вовсе не избавляла от репрессий лояльных служителей ХВЕ (как, впрочем, и баптистских), хотя это имело меньшие масштабы, чем аресты нелегальных пятидесятников. В 1948 г. был арестован А.И. Бидаш, а в 1949 г. — И.К. Панько17. Н.П. Смородин, арестованный в 1948 г., умер в заключении около 1953 г.18

Движение недовольных пятидесятнических служителей возглавил епископ ХЕВ А. Бидаш, один из подписавших соглашение. 16-17 марта 1948 г. в Днепродзержинске состоялось подпольное совещание с участием А.И. Бидаша, В.И. Белых, И.А. Левчука и ряда других служителей ХЕВ. Они составили Послание Всесоюзному Совету ЕХБ, в котором выразили свою позицию. Судя по тексту, авторы документа не отказывались от Августовского соглашения, по крайней мере формально, однако считали, что на местах оно грубо нарушается служителями ЕХБ, а значит, положение христиан евангельской веры в Союзе ЕХБ неравноправно. В Послании приводится ряд случаев, когда верующие отлучались от Церкви ЕХБ за молитву «на иных языках», а служители ХЕВ отстранялись от должности. Кроме того, участники совещания жаловались, что служители ЕХБ нередко допускали в адрес пятидесятников обидные высказывания, оскорбляющие их чувства19. «Дабы единство не нарушилось», авторы Послания предлагали восстановить всех устраненных и неоформленных служи-

телей ХЕВ, выдвигать их старшими пресвитерами или заместителями в регионах с большим числом пятидесятников, а также ввести одного служителя ХЕВ в состав Президиума ВСЕХБ.

Документ, принятый в Днепродзержинске, не имел практических последствий, а участники совещания, включая А.И. Бидаша, вскоре были арестованы и получили длительные сроки заключения. Тем не менее событие имело важное значение как первая организованная попытка пятидесятников выступить за сохранение своей идентичности в новых условиях.

Наряду с пятидесятниками, признавшими Августовское соглашение и вошедшими в общины ЕХБ, в стране оставалось довольно многочисленное подполье. Некоторые крайние течения пятиде-сятничества были столь специфичными, что их приверженцы не могли рассчитывать на законное присоединение к Церкви ЕХБ, да обычно и сами не стремились к этому. Одним из таких течений были «духовные скопцы» (омовенцы), или бачин-цы — последователи Леонида Бачинского20, отделившегося от украинских пятидесятников из-за особого взгляда на брак, который, по его мнению, противоречит чистоте и святости христианской жизни. В Ленинградской области бачинцев насчитывалось 200-500 человек Они проводили нелегальные собрания в Ленинграде, а также в Гатчине и Волосове21 (интересно, что в 20-х гг. в Волосове существовала большая община скопцов, разгромленная в 1929 г.22).

Довольно пестрой оставалась религиозная картина в Западных областях, недавно присоединенных к СССР. Еще в довоенные годы в Закарпатской области, входившей тогда в состав Польши, под влиянием зарубежных миссионеров появились «субботствующие» пятидесятники, распространившиеся затем в Житомирской, Черновицкой и других областях23. По своему вероучению они прак-

17 Архив РС ЕХБ. Ящик 6. Папка 9. № 11. (Письмо И.К. Панько Я.И. Жидкову от 30 января 1956 г.)

18 См.: Шатров А.К. Евангельские христиане в духе апостолов. СПб., 2001. С. 7.

19 См.: Водимые Духом Святым (Виктор Белых и его сподвижники). Винница, 2004. С. 196-199 (Послание ВСЕХБ, 1948 г.).

20 См.: Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 225.

21 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (далее: ЦГА СПб). Ф. 9620. Оп. 2. Д. 3. Л. 16. [Докладная записка генерального секретаря ВСЕХБ А. Карева в СДРК (1947 г.)].

22 См.: Волков Н. Секта скопцов. Л., 1931. С. 137-138.

23 Архив РС ЕХБ. Ящик 8. Папка 8. № 18. [Возникновение и развитие в СССР движения евангельских христиан-суббот-ников (крещеных Духом)].

тически не отличались от «воронаевцев», но вместо воскресного дня чтили субботу, что весьма осложняло их существование, поскольку суббота была тогда в СССР рабочим днем. Большинство общин «субботствующих» пятидесятников сконцентрировалось на Украине, хотя мелкие группы имелись и в России, например, в Майкопе и Апшеронске Краснодарского края24.

Еще более «экзотическим» движением стали пятидесятники-сионисты. В 1947 г. в Хмельницкой обл. некто Леон Мельник начал проповедовать учение, якобы полученное от Бога, о скором конце света. Избранных в лице своих сторонников он обещал вывести на Сион, где будет восхищение Церкви. В короткое время пятидесятники-сионисты появились в Донецкой, Ворошиловградской, Ростовской, Харьковской и других областях25. Впрочем, рост движения потом остановился — отчасти из-за репрессий властей, для которых призыв покинуть СССР означал измену Родине, отчасти из-за массового разочарования, когда верующие (как правило, славянского происхождения) поняли, что не имеют ни малейших шансов попасть на Сион. При этом небольшое число пятидесятников-сионистов сохранилось до наших дней как маргинальная секта, пополняющаяся за счет детей верующих (например, община в Малоярославце Калужской области).

Росту пятидесятнического подполья способствовало то обстоятельство, что к 1948 г. власти практически прекратили регистрацию новых общин. Это закрыло путь к легализации даже тем пятидесятникам и верующим ЕХБ, которые приняли Августовское соглашение и были согласны на совместное существование в одной общине. Так, например, в вынужденном подполье осталась община ЕХБ поселке Тосно Ленинградской области, состоявшая из евангельских христиан-баптистов и пятидесятников (около 60 человек).

Первоначально ленинградский уполномоченный СДРК Н.М. Васильев не возражал против

регистрации, выразив мнение в письме от 23 мая 1947 г. заведующему отделом СДРК Соколову, что открытие нескольких молитвенных домов в Ленинградской области парализует «деятельность и рост вредных нелегальных сектантских групп» (например, упомянутых бачинцев)26. Однако когда верующие Тосно направили ходатайство об открытии молитвенного дома, уполномоченный в заключении от 30 июня 1948 г. счел «целесообразным» отказать им, мотивируя решение тем, что Тосно находится в 52 км от Ленинграда, где уже есть молитвенный дом ЕХБ и где все желающие могут удовлетворять «свои религиозные потреб-ности»27. Разумеется, отказ Н.М. Васильева не был его единоличным решением, а отражал позицию СДРК того времени.

В конце 40-х гг. приток пятидесятников в общины ЕХБ замедлился, зато по всей стране укреплялись подпольные общины ХВЕ, к которым присоединялись верующие, разочаровавшиеся или изначально не принявшие Августовского соглашения.

В Ленинграде такую нелегальную группу возглавил пресвитер И.А. Боровков, живший в Печорской районе Псковской области и периодически приезжавший в город для встреч с единоверцами. Из пятидесятнических лидеров он имел контакты с Н.П. Смородиным, хотя, по собственному

28

признанию, расходился с ним по ряду вопросов . Деятельность группы активизировалась в 1948 г. после присоединения к ней 37-летнего рабочего А.И. Моренкова. Еще в молодости он посещал молитвенные собрания евангельских христиан, а после войны стал ходить в церковь ЕХБ на Охте. В 1947 г. он попросил пресвитера А.С. Чижова о крещении, но получил отказ, несмотря на пройденное испытание (очевидно, это было связано не столько с «неготовностью» Моренкова, сколько с требованиями СДРК ограничить крещения людей активного возраста)29. Вскоре знакомые пятидесятники, посещавшие молитвенный дом

24 Архив РС ЕХБ. Ящик ВСЕХБ 8. Папка 3. № 22. Л. 1-3. (О пятидесятниках: Отчет ст. пресвитера ВСЕХБ по Краснодарскому кр. Н. Карнаухова на 1 июля 1955 г.).

25 Архив РС ЕХБ. Ящик 8. Папка 8. № 17. (Возникновение и развитие в СССР религиозного движения евангельских христиан — пятидесятники-сионисты).

26 ЦГА СПб. Ф. 9620. Оп. 1. Д. 8. Л. 19.

27 Там же. Оп. 2. Д. 5. Л. 110.

28 Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-85621. Т. 1. Л. 252-252об.

29 Там же. Л. 225-225об.

на Охте, помогли ему увидеться с Боровковым, которого он уже встречал ранее — в 1944 г. Боровков благословил Моренкова на служение благовестника (миссионера, распространяющего пятидесятническое учение), а в апреле 1948 г. Мо-

ренков ездил к пресвитеру в Псковскую область

30

для принятия крещения .

После этого он стал ближайшим помощником Боровкова, а в его отсутствие — фактическим главой общины. К ноябрю 1950 г. она насчитывала более 60 человек31, причем около 30 человек32 было крещено лично Моренковым. Нелегальные крещения он совершал в открытых водоемах — на речке Каменке в Ленинграде, а также в Новолисино и Саблино Ленинградской области33.

По данным ленинградского уполномоченного СДРК Н.М. Васильева, пятидесятники собирались в Ленинграде по пяти адресам (в том числе у Анны Корьюс — вдовы расстрелянного в 1938 г. пятидесятнического служителя К.И. Корьюса на улице Петра Лаврова34), а также в поселке Новолисино Тосненского района у М.Ф. Четокина35. В действительности таких адресов было больше. Верующие встречались группами от 4-5 до 1520 человек, периодически меняя места собраний. Причем их посещали не только люди пожилого и среднего возраста, но также около 20 юношей и девушек36.

На своих подпольных богослужениях пятидесятники читали Библию, слушали проповеди наставников, молились «на иных языках». В общине были женщины, считавшиеся пророчицами. Тяжелая послевоенная жизнь, лишения, постоянный страх преследований, отсутствие социальных перспектив стимулировали у них эсхатологиче-

ские ожидания. Среди пятидесятников распространялись пророчества о скором пришествии Иисуса Христа. При этом Моренков не считал антихриста личностью, а отождествлял этот образ с безбожной властью, которая продлится столько же лет, сколько жил на земле Христос. На одном из собраний зимы 1950 г. Моренков показал на свою рубашку и сказал, что не успеет сносить ее, как придет Господь и возьмет своих37. Впоследствии это дало повод чекистам обвинить руководителей общины в антисоветской пропаганде. Некоторые из верующих высказывали сочувствие осужденным за контрреволюционные преступления,

а уборщица М.И. Гаврилова даже организовала

38

сбор средств для оказания им помощи .

Периодически Моренков и другие служители выезжали в различные места Ленинградской, Псковской, Новгородской областей, где встречались с верующими и совершали нелегальные крещения. Например, летом 1950 г. Моренков с помощниками дважды побывал в Лычковском районе Новгородской области, где в деревне Накладец жил отец одной из прихожанок. С.Д. Данилов когда-то был осужден на три года за проведение нелегальных собраний и теперь опасался возобновлять их. Моренков провел собрания в деревне Накладец, в селах Муры и Мирохны, а во время своего второго приезда в начале осени крестил около 15 человек. Таким образом, ленинградская община пятидесятников не только сама росла численно, но и создавала новые группы, в дальнейшем развивавшиеся самостоятельно. В конце 50-х гг. некие «группы сектантов» были отмечены органами КГБ в Лыч-ковском районе Новгородской области, в том числе в деревне Муры (ныне Демянский район)39. Есть

30 Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-85621. Т. 1. Л. 241-242.

31 Там же. Л. 233.

32 Там же. Л. 228-228об.

33 Там же. Л. 228об.

34 Там же. Л. 226об.

35 ЦГА СПб. Ф. 9620. Оп. 1. Д. 16. Л. 7. (Информационный отчет ленинградского уполномоченного Н.М. Васильева за IV квартал 1950 г.).

36 Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-85621. Т. 1. Л. 272.

37 Там же. Л. 237-237об.

38 Там же. Т. 3. Л. 288.

39 Государственный архив Новгородской области. Ф. Р-4110. Оп. 4. Д. 77. Л. 3. (Справка о наличии сектантских групп на территории Новгородской обл. капитана УКГБ Новгородской обл. Иванова от 9 января 1959 г.).

основания полагать, что это были пятидесятники, крещенные Моренковым*.

Осенью 1950 г. Боровков приехал в Ленинград на постоянное жительство с планами еще более активного служения40. Но 18 ноября 1950 г. и Боровков, и Моренков были арестованы. У Моренкова на свободе оставались жена Степанида и пятеро детей в возрасте от 2 до 17 лет41. В январе-феврале 1951 г. органы МГБ арестовали группу активистов подпольной общины: А.А. Алексееву, А.Л. Суханову, М.И. Гаврилову, М.Ф. Четокина, Т.И. Иванову и В.Д. Иванова. Все они были признаны виновными не только в религиозной, но и в политической деятельности (клевета на советский строй, пропаганда ненависти к КПСС и советской власти и т.д.). Постановлением Особого Совещания при министре государственной безопасности от 23 июня 1951 г. пятидесятники были осуждены и получили сроки от 5 до 10 лет ИТЛ42. Проповедник В.Д. Иванов обвинялся также в пособничестве оккупантам, хотя в действительности он добровольно ушел в партизанский отряд, служил связным штаба и участвовал в боевых операциях43.

По мнению уполномоченного Н.М. Васильева, арест Моренкова побудил многих пятидесятников посещать молитвенный дом ЕХБ44, что, вероятно, лишь отчасти соответствовало действительности. Пятидесятническое подполье в Ленинграде сохранилось и в последующие годы. В 1955 г. дело об осужденных пятидесятниках было пересмотрено. Все они, кроме Боровкова и Моренкова, получили досрочное освобождение, а обвинение их в антисоветской деятельности было признано

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

необоснованным45. В дальнейшем В.Д. Иванов продолжил служение в Ленинграде, возглавив незарегистрированную общину пятидесятников-во-ронаевцев46. Вспоминают пожилые пятидесятники и служителя Ивана Акимовича, вернувшегося из заключения47 (вероятно, это был И.А. Боровков). В 60-х гг. он стал пресвитером зарегистрированной общины ЕХБ у себя на родине в г. Печоры48. Судьба А.И. Моренкова остается неизвестной.

Пример ленинградских пятидесятников показывает, что многие из них не удовлетворялись пребыванием в общине ЕХБ на условиях Августовского соглашения и предпочитали сохранять внутреннюю свободу даже с риском для свободы внешней. В подпольных общинах они проводили моления согласно своей вере, практикуя и глоссолалию, и пророчества; даже критиковали безбожную власть; привлекали на собрания молодежь; без ограничений крестили новообращенных; совершали миссионерские поездки. У пятидесятников стали принимать крещение молодые верующие, которых отказывались крестить служители зарегистрированных общин ЕХБ (как это было, например, с Моренковым).

Наличие внутренней свободы и доступность крещения делали подпольные общины привлекательными для верующих, особенно молодежи, хотя пребывание в них было опаснее, чем членство в легальных церквах. Получалось, что запреты и ограничения, установленные в зарегистрированных общинах, невольно способствовали росту пятидесятнического подполья, несмотря на репрессии. Подпольные общины постоянно от-

* По свидетельству епископа Новгородского объединения евангельских и баптистских церквей Анатолия Ивановича Корабель, в деревнях Муры и Бояры Демянского района до сих пор живут пятидесятники, а в деревне Кневицы проходят собрания ХВЕ.

40 Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-85621. Т. 1. Л. 260-260об.

41 Там же. Л. 29.

42 Там же. Т. 3. Л. 307-314.

43 Там же. Л. 329-330.

44 ЦГА СПб. Ф. 9620. Оп. 1. Д. 16. Л. 45. (Информационный отчет ленинградского уполномоченного Н.М. Васильева за I квартал 1951 г.).

45 Архив УФСБ С.-Петербурга и Ленинградской обл. Д. П-85621. Т. 3. Л. 333-338. (Выписки из протокола № 54 ЦК по пересмотру дел от 23 мая 1955 г.).

46 ЦГА СПб. Ф. 9620. Оп. 1. Д. 42. Л. 11. (Докладная записка о наличии и деятельности незарегистрированных групп верующих ленинградского уполномоченного СДРК Н.М. Васильева от 19 февраля 1958 г.).

47 См.: Кузнецовский Ю, Никольская Т. Из истории церкви ХВЕ г. Санкт-Петербурга // Евангелист. 2003. № 3-4. С. 25.

48 Государственный архив Псковской области. Ф. Р-1776. Оп.1. Д. 133. Л. 3а. (Информационный отчет и. о. уполномоченного СДРК по Псковской обл. за 1964 г.).

слеживали органы МГБ; служители и активисты подвергались арестам и получали большие сроки как деятели нелегальных антисоветских групп. Например, 23-24 июля 1952 г. Сталинский (Донецкий) областной суд рассмотрел дело десяти пятидесятнических служителей, обвиненных в организации нелегальных групп и руководстве ими в Сталинской области. Все подсудимые получили по 25 лет ИТЛ49.

Противоречия между евангельскими христианами-баптистами и пятидесятниками умело использовали чиновники СДРК и местные уполномоченные, привлекая на свою сторону служителей Союза ЕХБ и используя их в борьбе с религиозным подпольем.

Так, например, информацию о деятельности пятидесятников в Воронежской области уполномоченный П. Озеркин получил из двух донесений старшего пресвитера ВСЕХБ И.Ф. Жарких, написанных 24 ноября и 27 ноября 1947 г. В селе Отрожка Железнодорожного района Воронежа группа пятидесятников (около 40 человек) под руководством И.В. Нестерова регулярно собиралась по субботам и воскресеньям. Поскольку Отрожка до сих пор является малодоступной окраиной, Нестеров приезжал туда в субботу с ночлегом50. Вторая группа (30-35 человек51) под руководством А.И. Михайловой и С.П. Енина проводила собрания в селе Малая Приваловка Верхне-Хавского района52. Кстати, здесь в 1946 г. группа верующих безуспешно ходатайствовала об открытии молитвенного дома ЕХБ53. По более поздним сведениям, рабочий Степан Енин и пенсионерка Агафья Михайлова встали на позиции пятидесятников,

которые «по своему мистицизму и изуверчеству еще более вредны, чем евангельские христиане-баптисты»54.

Согласно донесению Жарких от 27 ноября 1947 г., пятидесятники села Отрожка отказывались от присоединения к общине ЕХБ; правда, в донесении от 24 ноября сообщается, что «вся их работа проходит под флагом Е.Х.Б.» (неясно, имеются ли в виду обе пятидесятнические группы или только упомянутая выше группа в Малой Приваловке). Жарких особо подчеркивал политическую нелояльность групп: «На их религиозное заблуждение я смотрел бы терпимо, но они ведут открытую борьбу против установленной существующей Советской власти, например: Выборы в Советские органы они считают делом сатаны и говорят, что голосовать за кандидата это работа от диавола. В военной службе участвовать великий грех и сама власть является установлением сатаны.» Далее Жарких указывает, что «Ганя» (Агафья Михайлова) запретила ходатайствовать об открытии молитвенного дома, «так как обращение к власти является непростительным грехом»55. Если информация верна, то ее убеждения по каким-то причинам изменились, поскольку в 1946 г. именно Михайлова активно выступала за открытие молитвенного дома ЕХБ в Малой Приваловке56.

После донесений Жарких пятидесятнические группы попали в поле зрения областных и районных властей. Представители Железнодорожного и Верхне-Хавского райисполкомов провели беседы с активистами групп (правда, в обоих отчетных письмах верующие названы баптистами) и предупредили об ответственности. В Отрожке Николай

49 См.: Егоров Н. Пройденный путь. Малоярославец, 2006. С. 198-201.

50 Государственный архив Воронежской области (далее — ГАВО). Ф. 967. Оп. 5. Д. 14. Л. 60. (Донесение ст. пресвитера ВСЕХБ И.Ф. Жарких уполномоченному СДРК по Воронежской обл. от 27 ноября 1947 г.).

51 Там же. Л. 62. (Письмо председателя ИК Воронежского Облсовета И. Васильева председателю ИК Верхне-Хавского райсовета П.И. Обидину от 4 декабря 1947 г.)

52 Там же. Л. 61. (Донесение ст. пресвитера ВСЕХБ И.Ф. Жарких уполномоченному СДРК по Воронежской обл. от 24 ноября 1947 г.)

53 Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (далее: ГАОПИВО). Ф. 3. Оп. 2. Д. 154. Л. 23. (Информационная записка о состоянии религиозных культов, находящихся на территории Воронежской обл. от 2 сентября 1946 г.).

54 Там же. Оп. 24. Д. 198. Л. 183. [Справка уполномоченного СДРК П. Озеркина о незарегистрированной группе лиц в Березовском р-не (1949 г.)].

55 ГАВО. Ф. 967. Оп. 5. Д. 14. Л. 61. (Донесение ст. пресвитера ВСЕХБ И.Ф. Жарких уполномоченному СДРК по Воронежской обл. от 24 ноября 1947 г.).

56 ГАОПИВО. Ф. 3. Оп. 24. Д. 198. Л. 148. (Справка уполномоченного СДРК П. Озеркина о незарегистрированных группах верующих в Верхне-Хавском р-не).

Рябых и Екатерина Хромых подтвердили факт нелегальных собраний в их доме, но отрицали агитацию против службы в армии и участия в выборах. Они заявили, что участвовали в выборах в Верховный Совет СССР и РСФСР и в настоящее время «посещают собрания избирателей»57. В Малой Приваловке, кроме упомянутой А.И. Михайловой, на беседу были вызваны Н.М. Частухина и П.К. Паринова. Они также подтвердили, что являются верующими и бывают на молитвенных собраниях, но заявили, что агитации против участия в выборах там не ведется58. Правда, Агафья Михайлова и Пелагея Паринова названы в списке лиц («баптисты»), не принимавших участия в выборах в Верховный Совет РСФСР 9 февраля

59

1947 г. По мнению уполномоченного П. Озер-кина, итоги голосования «дают повод полагать», что пятидесятники Верхне-Хавского района в нем не участвовали60.

Если обвинение в агитации против службы в армии и участия в выборах можно оспаривать, то наличие пророчиц ясно свидетельствует о принадлежности обеих групп к ХВЕ. То обстоятельство, что сами верующие предпочитали называться баптистами (а в Воронежской области насчитывалось свыше 50 общин и групп ЕХБ), можно истолковать как своеобразную форму самозащиты. В последующие годы община ХВЕ в Воронеже продолжала развиваться и сохранилась до наших дней, тогда как следы пятидесятников в Малой Приваловке теряются. В 1960 г. местные власти отметили здесь лишь «несколько лиц, которые считают себя баптистами». Эти верующие периодически ездили в легальный молитвенный дом ЕХБ в Воронеже61.

Таким образом, к началу 50-х гг. реализация Августовского соглашения так и не завершилась. Скорее наоборот — многие пятидесятники в течение этих лет прошли эволюцию от согласия с идеей единства до серьезного разочарования в ней или отрицания ее. Но, поскольку процесс развивался в глубоком подполье, среди разрозненных групп, он до определенного момента оставался внешне незаметным.

Ситуация резко изменилась в середине 50-х гг., когда началось массовое освобождение из лагерей политзаключенных. В их числе вышли на свободу А.И. Бидаш, И.А. Левчук и ряд других видных пятидесятнических деятелей. Перед ними встал вопрос: что делать дальше? Проблема пребывания пятидесятников в церкви ЕХБ по-прежнему оставалась нерешенной, как и семь лет назад, когда они написали Послание ВСЕХБ на подпольном совещании в Днепродзержинске. Теперь политическая оттепель внушала серьезные надежды на возможность воссоздания легального Союза ХЕВ. Движение возглавил А.И. Бидаш, освободившийся из заключения 27 ноября 1955 г. и поселившийся в городе Пятихатки Днепропетровской области, куда со всех концов страны приезжали к нему единоверцы62.

Вместе с освободившимся С.И. Мариным и еще несколькими служителями Бидаш разработал догматы вероучения ХЕВ, взяв за основу документ, подготовленный еще И.Е. Воронаевым. 15-20 августа 1956 г. в Харькове состоялось подпольное совещание служителей. В пятидесятнической литературе это событие названо съездом, где не только было принято «Краткое Вероучение Христиан Евангельской Веры, которые находятся в СССР», но и воссоздан независимый Союз ХВЕ63. Правда,

57 Там же. Л. 65. (Письмо председателя ИК Железнодорожного райсовета И.С. Шкатова председателю ИК Воронежского облсовета И.В. Васильеву от 13 декабря 1947 г.).

58 Там же. Л. 64. [Письмо председателя ИК Верхне-Хавского р-на П.И. Обидина председателю ИК Воронежского облсовета И.В. Васильеву (30 декабря 1947 г.)]

59 Там же. Л. 7. (Список лиц, не принимавших участия в выборах в Верховный Совет РСФСР по религиозным убеждениям. Верхне-Хавский р-н).

6G ГАОПИВО. Ф. 3. Оп. 24. Д. 198. Л. 148. [Справка о незарегистрированных группах верующих в Верхне-Хавском р-не (1949 г.)]

61 Там же. Оп. 43. Д. 196. Л. 14. (Информация Верхне-Хавского РК о ходе выполнения Постановления бюро Воронежского ОК КПСС от 3 февраля 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушения духовенством Советского законодательства о культах)

62 Архив РС EXБ. Ящик 6. Папка 9. № 23-25. [Уведомление А. Бидаша и И. Левчука Всесоюзному Совету EXБ Жидкову и его соратникам (1956 г.)].

63 См.: Тематическая программа Библейской школы по вероучению ОЦ XBE. Винница, 2002. С. 429.

непосредственные участники А. Бидаш и И. Левчук в своем Уведомлении ВСЕХБ упомянули лишь, что на харьковском «собрании» были единодушно приняты и утверждены догматы вероучения (впрочем, об остальном они могли умолчать из осторожности)64. В том же 1956 г. руководители ВСЕХБ несколько раз встретились с пятидесятническими лидерами, но ни одна из сторон не добилась ус-тупок65. 30 октября — 1 ноября 1956 г. состоялся Пленум президиума ВСЕХБ. Бидаш с группой сторонников получили приглашение на беседу. Им было заявлено, что «условия для совместной работы уже выработаны в “Августовском соглашении” и что ВСЕХБ не намерен изменять или дополнять новые условия»66.

Впрочем, судя по всему, лидеры ХВЕ и не питали особых надежд на переговоры со ВСЕХБ. Еще ранее они начали разъезжать по стране, встречаться с единоверцами, призывая их к выходу из общин ЕХБ. При этом они не возражали против регистрации в органах власти и советовали верующим добиваться легализации как своих групп, так и Союза ХВЕ. 11 октября 1956 г. восемь пятидесятнических руководителей письменно обратились к председателю СДРК И.В. Полянскому с просьбой разрешить регистрацию Союза ХВЕ67.

Разумеется, власти не собирались удовлетворять ходатайство, и вместо регистрации на пятидесятников обрушились репрессии (А.И. Бидаш снова был арестован в 1957 г.). Но отток пятидесятников из общин ЕХБ уже нельзя было остановить. По всей стране создавались или существенно укреплялись

общины ХВЕ. При этом они даже не скрывались, а пытались добиться официального признания. 31 мая 1957 г. СДРК направил всем уполномоченным циркулярное указание «О деятельности религиозных групп пятидесятников». В нем отмечалась резкая активизация деятельности групп ХВЕ, особенно на Украине, в Белоруссии, а также в Московской, Саратовской, Омской областях и в Краснодарском крае. Уполномоченные получали указание усилить наблюдение и более настойчиво выявлять группы ХВЕ и их активистов68.

Следующее десятилетие можно назвать периодом кризиса Августовского соглашения. Часть этого времени совпала с антирелигиозной кампанией, когда пятидесятники как представители «изуверской» секты подверглись особенно сильным гонениям. В конце концов Совет по делам религий был вынужден пойти на уступки, разрешив автономную регистрацию общин ХВЕ. Легализация пятидесятников, хотя бы на уровне отдельных общин, существенно подняла статус этой конфессии. Но и в автономных общинах Августовское соглашение продолжало действовать: в частности, там сохранялся запрет на публичную глоссолалию. По этой причине, а также из-за вмешательства государства в дела церквей, многие общины и группы пятидесятников от автономной регистрации отказались, причем отрицательное отношение к регистрации сохранилось у части пятидесятников до сих пор. Большинство их вошли в незарегистрированную Объединенную Церковь ХВЕ, начальствующим епископом которой является И.П. Федотов.

© Никольская Т.К., 2010

64 Архив РС ЕХБ. Ящик 6. Папка 9. № 23-25. [Уведомление А. Бидаша и И. Левчука Всесоюзному Совету ЕХБ, Жидкову и его соратникам (1956 г.)].

65 См.: Мицкевич А.И. История Евангельских Христиан-Баптистов. М., 2007. С. 310.

66 См. там же. С. 313.

67 Архив РС ЕХБ. Ящик 6. Папка 9. № 22. (Послание председателю СДРК И.В. Полянскому от священнослужителей ХЕВ. 11 октября 1956 г.).

68 ГАВО. Ф. 967. Оп. 5. Д. 53. Л. 2-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.