ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 2 (22)
2024
Н. В. Малин
К вопросу об источниках концепции византизма К. Н. Леонтьева (1831-1891)
УДК 1(470)(091)
DOI 10.47132/2541-9587_2024_2_121 EDN NYWCBE
Аннотация: В статье анализируются основные источники, на основе которых русский религиозный философ Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) создавал свою концепцию византизма, а также рассматриваются некоторые обстоятельства, оказавшие влияние на формирование данной концепции. Показано, что для понимания условий, в которых работал Леонтьев, и значения источников, на которые он опирался при оформлении своей концепции в произведении «Византизм и славянство» (1875), важно учитывать восприятие образа Византии в российской образованной среде, среди предшественников и современников писателя. Представления о Византии в целом зачастую следовали западнической традиции, что не имело под собой достаточных оснований. Применяя оригинальную идеологему «византизм», Леонтьев стремился заявить о необходимости более объективного взгляда на наследие Византии, пересмотреть ее значение в истории, а также привлечь внимание к своей оригинальной концепции, которую он сформулировал в программном трактате «Византизм и славянство».
Ключевые слова: византизм, Византия, К. Н. Леонтьев, Афон, русская философия, концепция, источники, «Византизм и славянство».
Об авторе: Николай Владимирович Малин
Магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии.
E-mail: 2342289@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0009-0008-8019-5624
Для цитирования: Малин Н. В. К вопросу об источниках концепции византизма К. Н. Леонтьева (1831-1891) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. №2 (22). С. 121-128.
Статья поступила в редакцию 16.03.2024; одобрена после рецензирования 19.03.2024; принята к публикации 22.03.2024.
PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 2 (22) 2024
Nikolai V. Malin
On the question of the sources of the Byzantism concept of K. N. Leontiev (1831-1891)
UDC 1(470)(091)
DOI 10.47132/2541-9587_2024_2_121 EDN NYWCBE
Abstract: The article analyzes the main sources on the basis of which the Russian religious philosopher Konstantin Nikolaevich Leontiev (1831-1891) created his concept of Byzantism, and also examines some of the circumstances that influenced the formation of this concept. It is shown that in order to understand the conditions in which Leontiev worked, and the significance of the sources on which he relied when formulating his concept in the work "Byzantism and Slavism" (1875), it is important to take into account the perception of the image of Byzantium in Russian educated environment, among the writer's predecessors and contemporaries. The ideas about Byzantium in general often followed the Westernizing tradition, which did not have sufficient grounds. Using the original ideologeme "Byzantism," Leontiev sought to declare the need for a more objective view of the heritage of Byzantium, reconsidering its significance in history, and also drawing attention to his original concept, which he formulated in the programmatic treatise "Byzantism and Slavism."
Keywords: Byzantism, Byzantium, K.N. Leontiev, Athos, Russian philosophy, concept, sources, "Byzantism and Slavism."
About the author: Nikolai Vladimirovich Malin
Master of Theology; Postgraduate Student at the St. Petersburg Theological Academy.
E-mail: 2342289@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0009-0008-8019-5624
For citation: Malin N. V. On the question of the sources of the Byzantism concept of K. N. Leontiev (1831-1891). Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2024, no. 2 (22), pp. 121-128.
The article was submitted 16.03.2024; approved after reviewing 19.03.2024; accepted for publication 22.03.2024.
Труды выдающегося русского консервативного мыслителя Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891) по праву вошли в золотой фонд отечественной философии. Он полагал, что главную опасность для существования православной России представляет западный либерализм с его «всесме-шением» и «омещаниванием». Единственной альтернативой либерализму для России философ считал «византизм», в котором видел особый тип культуры, основанный на православии и самодержавии, а также на союзе России с миром Востока. Концепции византизма К. Н. Леонтьева за последние годы было посвящено множество научных трудов1. Тем не менее, многие вопросы остаются недостаточно выясненными. Среди них вопрос об источниках концепции византизма.
Одной из характерных граней формируемой К. Н. Леонтьевым концепции византизма является идея «культурной и бытовой независимости»2, которая, являясь составной частью культурного и эстетического аспекта концепции ви-зантизма, в обобщенном виде может быть заключена в понятие своеобразие. Предположительным источником, из которого Леонтьевым была заимствована эта идея, можно считать труды британского философа Джона Стюарта Милля, проповедавшего развитие индивидуальности как в людях, так и в государстве. Основанием для данного предположения о влиянии Милля служит интерес, который проявлял Леонтьев к указанному автору, что подтверждается его работой по переводу трудов Милля, проводимых в 1862 г.3 На формирование у Леонтьева собственной, основанной на эстетических принципах идеи своеобразия также оказал влияние и А. И. Герцен4, следуя за которым он придумал выражение «средний человек, средний европеец», о чем написал в письме к В. С. Соловьеву5.
1 См. напр.: Фатеев В. А. Византизм К. Н. Леонтьева и философия религии В. С. Соловьева. Часть первая: Леонтьев и идея вселенской теократии // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 3 (15). С. 105-133; Фатеев В. А. Византизм К. Н. Леонтьева и философия религии Вл. С. Соловьева. Часть II: От дружеской религиозной полемики к идейному противостоянию // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (17). С.197-219; Скотникова Г. В. Концепт «византизм» в русском культурфилософском самосознании: К. Н. Леонтьев и Ф. И. Успенский // Русско-Византийский вестник. 2022. № 4 (11). С. 110-122; Фатеев В. А. Константин Леонтьев «в полный рост»: к завершению издания Полного собрания сочинений и писем К. Н. Леонтьева (20002021) // Русско-Византийский вестник. 2022. № 4 (11). С.45-58; Талалай М.Г., Фети-сенко О. Л. К. Н. Леонтьев в эпистолярной хронике Андреевского скита на Афоне (1871-1874) // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 197-217; Гаврилов И. Б. «Память об Афоне живет в моем сердце». К 185-летию со дня рождения К. Н. Леонтьева // Научные труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2016. С. 126-134.
2 Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах. Т. VI. Кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2003. С. 528.
3 См.: Фетисенко О.Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики. СПб.: Пушкинский дом, 2012. С. 55.
4 См.: Хатунцев С.В. Константин Леонтьев: Интеллектуальная биография. 18501874 гг. СПб.: Алетейя, 2007. С. 97-98.
5 Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах. Т. VI. Кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2003. С. 528.
Будучи знаком с творчеством славянофилов, в том числе с трудами А. С. Хомякова, И. В. Киреевского и А. Ф. Гильфердинга, Леонтьев усвоил лишь отдельные стороны системы идей славянофилов, дав им собственное истолкование6. Осознавая своеобразие своего мировоззрения относительно взглядов и «московских славянофилов», и петербургских «почвенников», он при этом видел себя их соработником, о чем говорил в письме к Страхову7, а в вопросах политических даже называл себя «учеником Хомякова и единомышленником Данилевского»8.
При этом Леонтьев утверждал, что идеал культурного своеобразия был очерчен славянофилами и отчасти Герценом туманно, а свое точное изложение данный вопрос нашел в монументальном труде Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», из которого заимствовал понятийный аппарат, выражая с его помощью собственные взгляды9. Относительно Данилевского Леонтьев пишет, что он дал ему «умственный фундамент», «общий очерк плана» и «твердый фундамент в Православии, в Царстве, в общине поземельной»10. Теорию культурных типов Данилевского Леонтьев признавал открытием и «великим шагом на пути русской науки и русского самосознания»11, а определение Данилевским культурного своеобразия как цели считал его главной заслугой.
На формирование этнокультурных граней концепции византизма К. Н. Леонтьева, помимо деятельности различных авторов, также оказывало влияние место, в котором он находился по долгу дипломатической службы. Нижний Дунай, где служил Леонтьев, чрезвычайно разнообразный в этнографическом плане, был отличным источником данных для анализа национально-социальной психологии многочисленных народов, сосуществующих в регионе. Результаты данной работы были отражены в статье «Русские, греки и юго-славяне. Опыт национальной психологии», впервые опубликованной в «Русском Вестнике» в 1878 г.
Среди наиболее важных обстоятельств, повлиявших на идеи, собираемые и формируемые Леонтьевым, можно выделить глубочайший внутренний кризис, который мыслитель пережил во второй половине своей жизни. В результате этого кризиса он постепенно начал воплощать на практике свои идеи и теоретические наработки, что потребовало кардинального изменения его образа жизни. Отправившись в 1871 г. на Афон, Леонтьев приступил к разработке следующей составной части концепции византизма — идеала нравственного и духовного совершенства.
6 См.: Хатунцев С.В. Константин Леонтьев: Интеллектуальная биография... С. 117.
7 Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах. Т. VII. Кн. 2. СПб.: Владимир Даль, 2006. С. 554-555.
8 Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах. Т. VIII. Кн. 2. СПб.: Владимир Даль, 2009. С. 222.
9 См.: Гоголев Р.А. «Ангельский доктор» русской истории. Философия истории К. Н. Леонтьева: опыт реконструкции. М.: АИРО-XXI, 2007. С. 64.
10 Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах. Т. VIII. Кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2007. С. 357-359.
11 Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах. Т. VII. Кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2005. С. 269.
Помимо строгости жизни на Святой Горе и особого духа уникальной монашеской республики, Леонтьев находил вдохновение и источники для развития своих идей в трудах святых отцов, в богословских и церковно-исторических трудах, а также в особых афонских богослужениях и в общении с наместником и старцами монастыря. На Афоне он обнаружил живое воплощение теоретических идеалов «своеобразия», но в «мистическом единстве». Бесчисленные оттенки монашеской жизни Святой Горы, такие как различия в образе жизни и уставах, различия в степенях отречения, подчинения и свободы, предоставляли обширную базу для социологических и психологических исследований Леонтьева12.
Следующим ключевым обстоятельством, повлиявшим на оформление идей мыслителя, явилась трагическая новость о греко-болгарском расколе, заставшая его на Святой Горе. Осмысление масштаба данного события стало краеугольным камнем понимания всего, что связано с национально-государственными и национально-церковными вопросами. Данные трагические обстоятельства поставили мыслителя перед выбором приоритета в иерархии ценностей государства, нации и Церкви, и он однозначно определил в приоритет ценность единства Церкви, основывающейся на верности церковным канонам13. Принятая иерархия ценностей нашла свое отражение в концепции византизма, к оформлению которой Леонтьев спешно приступил после указанных событий14. Таким образом, внутренний кризис и греко-болгарская распря стали отправной точкой для разработки Леонтьевым идеи церковного-единства и концепции византизма в целом.
Среди письменных источников, которые, по мнению исследователей, могли оказать влияние на формирование концепции византизма К. Н. Леонтьева, можно выделить статью Н. П. Аксакова «Вопрос о свободе совести», в которой было обещано так и не вышедшее в свет исследование о византиз-ме как одной из сил, управляющих церковно-исторической жизнью России15. Согласно мнению О. Л. Фетисенко, данные обстоятельства могли подвигнуть Леонтьева взяться за изучение данной темы16.
Вопрос об источниках, на которые Леонтьев опирался в процессе создания своего основного труда — «Византизм и славянство», раскрывается исследователями по-разному. Приступив к написанию данной работы без достаточной библиотеки под рукой (о чем он вспоминал в своем письме к В. С. Соловьеву17), Леонтьев многие источники использовал по памяти18. В письме со Святой Горы от 1 июня 1872 г. Леонтьев перечисляет: «На столе моем рядом лежат
12 Там же. С. 139.
13 См.: Фетисенко О. Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики... С. 66.
14 Леонтьев К. Н. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах. Т. VIII. Кн. 2. СПб.: Владимир Даль, 2009. С. 157.
15 См.: Аксаков Н.П. Вопрос о свободе совести // Беседа. 1871. № 9. С. 193.
16 Фетисенко О.Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики. С. 67.
17 Леонтьев К. Н. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах. Т. VIII. Кн. 2. СПб.: Владимир Даль, 2009. С. 157.
18 Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах. Т. VII. Кн. 2. СПб.: Владимир Даль, 2006. С. 670.
Прудон и Пророк Давид, Байрон и Златоуст; — Иоанн Дамаскин и Гете; — Хомяков и Герцен»19. Зачастую исследователи приводят именно эту цитату, затрагивая тематику источников данного труда. Более подробные исследования также указывают среди источников сочинения Ф. Гизо «История цивилизации в Европе» (упомянутого в книге несколько раз20), А. Тьерри, предисловие которого из книги «Последнее время Западной империи» Леонтьев цитирует, а также труды Ж.-А. де Гобино, многотомный труд «Всемирная история» Ф.-К. Шлоссера, «Учебник всемирной истории» Г. Вебера, «Введение в историю девятнадцатого века» Г. Гервинуса, книги А. Пихлера, Э.-Л. Бюрнуфа и Л.-А. Прево-Парадоля, Ж.-А.-А. Убичини и У. Дентона. Также Леонтьев пользовался исследованиями русских авторов, среди которых труды А. Ф. Гильфердинга, Э. Ренана, а также «Страна и люди» В.-Г Риля. Помимо этого, в тексте встречаются ссылки, свидетельствующие об использовании трудов Н. И. Костомарова о Смутном времени21, статьи Н. И. Барсова «О русском простонародном мистицизме» и Р.-Г. Тайан-дье22. Перечисленный массив исследований, которыми, согласно современным исследованиям, пользовался Леонтьев при написании работы «Византизм и славянство», свидетельствует о незаурядной памяти мыслителя.
Приведем краткую характеристику литературы, которую применял Леонтьев в своем труде при раскрытии концепции византизма. Так, труды Шлоссера и Гизо, несмотря на объективность изложения в них материала, тем не менее испытали влияние традиции, выразившейся в тезисе Вольтера об «ужасной и отвратительной» («horrible et dégoûtante») Византии. По мнению Леонтьева, отличительной чертой Шлоссера было общее гуманное направление, а Гизо характеризовал как «аристократа в политике и христианина в чувствах»23. Ученик Шлоссера Гервинус выделял среди заслуг своего наставника то, что он призывал перестать смотреть на средневековье с точки зрения Вольтера. Среди мыслей, изложенных в трудах Г.-Г. Гервинуса, Леонтьев особо ценил идею о закономерном развитии государства — от первоначальной точки к апогею, а затем к первоначальному состоянию. При этом Гервинус ключевую причину, послужившую причиной падения Византии, находил в политической организации государства24.
А. Тьерри в своем труде «Последнее время Западной империи» обвиняет западную историческую науку XVIII в. в необъективном и последовательном «преследовании» учеными христианских императоров, искажении их исторического значения и в представлении их в превратном виде .
19 Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах. Т. VII. Кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2005. С. 132.
20 Там же. С. 307, 405, 423.
21 Там же. С. 324.
22 См. Фетисенко О.Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики... С. 69.
23 См.: Кунильская Д. С. Концепт и идеологема «византизм» в публицистике К. Н. Леонтьева // Проблемы исторической поэтики. 2016. № 14. С. 262-275.
24 Гервинус Г.Г. Введение в историю XIX века. СПб.: Типография О.И. Бакста, 1864. С. 18.
25 КунильскаяД.С. Концепт и идеологема «византизм» в публицистике К.Н. Леонтьева. С. 262-275.
Обобщая сказанное, получим, что суждения о Византии тяготеют к нейтральным у Шлоссера и Гизо, позитивны у Тьерри и амбивалентны у Гервину-са, что свидетельствует о применении Леонтьевым разносторонней литературы. Охватывая в своих исследованиях источники от Вольтера до святых отцов Церкви, сопоставляя различные мнения о государстве и человеке, Леонтьев имел возможность найти не только новые идеи, но также и критику формируемых собственных идей, которые он начал оформлять в единое целое ввиду сразу двух поворотных моментов в своей жизни: глубочайшего внутреннего кризиса (с последующей сменой образа жизни) и вследствие осознания трагичности и величины последствий греко-болгарской схизмы.
Подводя итог, подчеркнем, что источники, положенные в основу разрабатываемой К. Н. Леонтьевым концепции византизма, имели весьма разносторонний характер. Особое значение для характеристики данной концепции имеет тот факт, что византизм не остался для мыслителя лишь умозрительной теоретической конструкцией. Леонтьев не просто изложил свои идеи на бумаге, но и применил их на практике, что кардинальным образом изменило его образ жизни и мысли. Одним из наиболее заметных результатов его последующей жизни можно назвать чрезвычайно плодотворную литературную деятельность, в ходе которой он создал свои самые значительные произведения, среди которых выдающееся место занимает трактат «Византизм и славянство».
Источники и литература
1. Аксаков Н.П. Вопрос о свободе совести // Беседа. 1871. №9. С. 193.
2. Гаврилов И.Б. «Память об Афоне живет в моем сердце». К 185-летию со дня рождения К. Н. Леонтьева // Научные труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2016. С. 126-134.
3. Гервинус Г. Г. Введение в историю XIX века. СПб.: Типография О. И. Бакста, 1864. 151 с.
4. Гоголев Р.А. «Ангельский доктор» русской истории. Философия истории К. Н. Леонтьева: опыт реконструкции. М.: АИРО-ХХ!, 2007. 160 с.
5. Кунильская Д. С. Концепт и идеологема «византизм» в публицистике К. Н. Леонтьева // Проблемы исторической поэтики. 2016. № 14. С. 262-275.
6. Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах. Т. VI. Кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2003. 819 с.
7. Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах. Т. VII. Кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2005. 561 с.
8. Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах. Т. VII. Кн. 2. СПб.: Владимир Даль, 2006. 1021 с.
9. Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах. Т. VIII. Кн. 2. СПб.: Владимир Даль, 2009. 1406 с.
10. Скотникова Г.В. Концепт «византизм» в русском культурфилософском самосознании: К. Н. Леонтьев и Ф. И. Успенский // Русско-Византийский вестник. 2022. №4 (11). С. 110-122.
11. Талалай М.Г., Фетисенко О.Л. К.Н. Леонтьев в эпистолярной хронике Андреевского скита на Афоне (1871-1874) // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 197-217.
12. Фатеев В.А. Византизм К. Н. Леонтьева и философия религии В. С. Соловьева. Часть первая: Леонтьев и идея вселенской теократии // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 3 (15). С. 105-133.
13. Фатеев В.А. Византизм К.Н. Леонтьева и философия религии Вл. С. Соловьева. Часть II: От дружеской религиозной полемики к идейному противостоянию // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (17). С. 197-219.
14. Фатеев В.А. Константин Леонтьев «в полный рост»: к завершению издания Полного собрания сочинений и писем К.Н. Леонтьева (2000-2021) // Русско-Византийский вестник. 2022. №4 (11). С. 45-58.
15. Фетисенко О.Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики. СПб.: Пушкинский дом, 2012. 784 с.
16. Хатунцев С. В. Константин Леонтьев: Интеллектуальная биография. 18501874 гг. СПб.: Алетейя, 2007. 208 с.