Научная статья на тему 'К вопросу об инклюзивном образовании. Аналитический обзор'

К вопросу об инклюзивном образовании. Аналитический обзор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / PERSONS WITH RESTRICTED PHYSICAL ABILITIES (RPHA) / THE LAW ON EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костромина Т. А., Федюкина Ю. И.

В статье представлен аналитический обзор проблемы инклюзивного образования на разных его ступенях, включая профессиональное образование в высших учебных заведениях. Анализируются история вопроса, современное состояние и назревшие на сегодняшний день задачи по реализации модели инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Российской Федерации. Рассматривается ряд международных законов и законов РФ об образовании, гарантирующих равные условия получения образования для всех граждан. Инклюзивное образование как наиболее эффективное и гуманное способствует процессу вторичной социализации молодежи с ОВЗ, а также развитию морально-нравственных качеств молодых людей, не обладающих такими особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INCLUSIVE EDUCATION. Analytical Review

The article presents an analytical review on the problem of inclusive education at its various stages, including professional education in higher education institutions. The article analyzes the history of the issue, its current state and the urgent tasks for the implementation of the model of inclusive education for persons with restricted physical abilities (RPhA) in the Russian Federation. The article considers a number of international laws and laws of the Russian Federation on education, guaranteeing equal conditions for education for all citizens. Inclusive education as the most effective and humane contributes to the process of secondary socialization of young people with RPhA, as well as the development of moral qualities of young people who do not have such characteristics.

Текст научной работы на тему «К вопросу об инклюзивном образовании. Аналитический обзор»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

УДК: 376

ББК: 74 244 6 Педагогические науки

К вопросу об инклюзивном образовании. Аналитический обзор.

© Т.А. Костромина, Ю.И. Федюкина

Костромина Т.А. - зав. кафедрой латинского языка и основ терминологии, к.с.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

E-mail: [email protected]

Федюкина Ю.И. - преподаватель кафедры латинского языка и основ терминологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

E-mail: [email protected]

Адрес: ул. К. Маркса, 3, г. Курск, 305041, Российская Федерация.

25

АННОТАЦИЯ

В статье представлен аналитический обзор проблемы инклюзивного образования на разных его ступенях, включая профессиональное образование в высших учебных заведениях. Анализируются история вопроса, современное состояние и назревшие на сегодняшний день задачи по реализации модели инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Российской Федерации.

Рассматривается ряд международных законов и законов РФ об образовании, гарантирующих равные условия получения образования для всех граждан. Инклюзивное образование - как наиболее эффективное и гуманное - способствует процессу вторичной социализации молодежи с ОВЗ, а также развитию морально-нравственных качеств молодых людей, не обладающих такими особенностями.

Ключевые слова: инклюзивное образование, лица с ограниченными 2019

www.bchr.com

возможностями здоровья (ОВЗ), закон об образовании, высшие учебные заведения.

«Образование - право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития... нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования

для всех...»

Кофи Аннан. 1998

«Мы исключили эту часть людей из общества и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить»

26

Каждый человек нуждается в образовании: в познании себя, других людей и всего мира, в формировании менталитета и обретении профессии. Именно процесс обучения предоставляет такие возможности. Но учение не всегда дается легко, и дело не в сложности изучаемых дисциплин, трудностях взаимоотношений в коллективе или новой социальной среде. Во все времена были люди с ограниченными возможностями здоровья, что не позволяло им становиться полноценными членами общества. Эту возможность они могут получить лишь тогда, когда государство в силах создать для них условия, позволяющие получать соответствующее образование.

В 90-е годы инициативы, направленные на удовлетворение специальных потребностей и образование для всех, выглядели как символичный принцип. Однако со временем выработался так называемый «инклюзивный подход» к организации образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), который стал рассматриваться как основополагающий принцип формирования образовательной среды.

Термин «инклюзивный» происходит от латинского глагола "тсМо,еге" -«включать» и обозначает «включающий в себя».

Инклюзивное образование предусматривает не только включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования на всех его ступенях, включая высшее образование, для

Жан Ванье «Из глубины»

обеспечения образовательных потребностей всех обучающихся.

Таким образом, вместо создания специальных условий для детей с особыми потребностями в рамках существующей системы без изменения самой системы (концепция интеграции), мы видим зарождение такой концепции образования, основной целью которой является реструктуризация школ и вузов в соответствии с потребностями всех участников процесса образования.

Правило 6 Стандартных правил ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г.) гласит:

«Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования» [8].

В развитие этих рекомендаций «Са-ламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994 г.) провозгласила, что лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах [7].

По мнению Белявского Б.В. наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в обществе и обеспечения образования для всех являются обычные школы с инклюзивной ориентацией [1].

В настоящее время по отношению к инклюзивному образованию в мировой политике наметился период перемен. Одни исследователи продолжают выступать в поддержку инклюзии, другие сомневаются в ней. Конвенциями ООН о правах ребенка и правах инвалидов задана общая идеология, однако в политике по отношению к детям с особыми потребностями выявлены и некоторые тенденции, которые свидетельствуют о риске не включения, а, наоборот, исключения этих детей из школьных сообществ.

Существует множество статистических данных, представленных исследователями из США, Австралии и других стран, которые свидетельствуют об увеличении в их странах числа специальных (коррекци-онных) школ и классов. Этот факт может быть связан с тем, что, с одной стороны, в мире увеличивается количество детей с ОВЗ, с другой стороны, общее инклюзивное образование не всегда предоставляет им возможность достичь желаемого результата, причиной чему является, в том числе, социально-экономическое положение семьи. Однако, эту проблему, на наш взгляд, нельзя рассматривать и в отрыве от социально-экономического положения в стране, от сформированного в обществе менталитета и отношения общества к лицам с ОВЗ.

В работах исследователей можно встретить не только мнение о том, что движение к инклюзии в целом нельзя назвать успешным, но и информацию о причинах данного явления. Одной из главных причин называют отсутствие связи между общим и специальным образованием. Для того, чтобы успешно «включиться» в систему профессионального образования, необходим опыт предшествующей социализации и социальной адаптации. Его обретению могла бы способствовать интеграция между общим и специальным образованием.

Важно также признавать многоа-спектность инклюзивного обучения, участие в нем детей, не имеющих тяжелых нарушений в развитии, прошедших качественную коррекционно-компенсирую-

щую помощь, начиная с периода раннего детства; а также необходимость сохранения и дальнейшего развития системы специального образования для нуждающихся в ней детей [2]. Многолетняя практика реализации инклюзивного обучения в различных странах мира подтверждает, что массовая система образования неизбежно будет иметь определенные границы и рамки.

Поэтому выражаем надежду на то, что новый этап развития инклюзивного образования, в том числе, высшего, будет основан на разумном прагматизме.

Необходимо учитывать и тот факт, что само понятие инклюзивного обучения расширилось за счет разнообразия образовательной практики. В настоящее время любая структура массового или специального образования, включающая в свой образовательный процесс учащихся с ОВЗ, отличающихся от основного, базового контингента, уже является инклюзивной при условии, что лицу с ОВЗ предоставлены условия, соответствующие его потребностям. Например, если в группе студентов присутствует один или несколько человек с нарушением слуха или зрения, ее также можно считать инклюзивной.

На современном этапе в передовых странах мира наметился новый вектор: признание реальности, в которой инклюзивное образование — лишь некоторая часть, а не вся образовательная система.

В нашей стране термин «инклюзивное образование» получил распространение в 90-е годы XX века, в то время как в США и странах Европы он уже получил смысловое наполнение, и был описан определенный опыт внедрения инклюзивного обучения - начиная с детского сада через общеобразовательную школу и заканчивая профессиональным образованием. Развитию инклюзивного образования в России в большой степени способствовало развитие инноваций в сфере образования, усовершенствование нормативно-правовой базы государства.

В современной России инклюзивное образование рассматривается как один из возможных подходов к разработке

27

28

социальных, психологических и педагогических условий, необходимых для обучения, воспитания, абилитации, реабилитации лиц с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья [3].

Инклюзивный подход к обучению в современной России выдвинут в качестве одной из главных стратегий образования.

Инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Положения об инклюзивном образовании были включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренную Генеральной Ассамблеей в 2006 г.; в 2012 г. конвенция была ратифицирована Государственной думой РФ.

В статье 24 Конвенции ООН записано, что государства-участники выступают за обеспечение инклюзивного образования на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

В Федеральном Законе РФ « Об образовании в Российской Федерации» в ст.2 п. 27 закреплено понятие «инклюзивного образования» [5], которое заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В систему инклюзивного образования включаются общеобразовательные школы, учебные заведения среднего профессионального и высшего образования.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере высшего образования на современном этапе является повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества, в частности граждан с инвалидностью и ОВЗ.

Цель проводимых в профессиональной образовательной среде реформ,

связанных с переходом к инклюзивному образованию: создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке лиц с ОВЗ.

Для высшей школы России проблема образования инвалидов и лиц с ОВЗ приобрела особую актуальность после принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. От 02.03.2016) [5].

В законе определено, что для организации инклюзивного образования в вузах необходимо создать специальные условия, позволяющие разработать и внедрить в образовательный процесс специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. Необходимо предоставление услуг ассистента (помощника), который оказывает обучающимся техническую помощь, проводит групповые индивидуальные коррекционные занятия. Необходимо обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ [5].

Проблема инклюзивного обучения в вузе является одним из наиболее острых и противоречивых вопросов в сфере образования. Оно предполагает совместное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов, не имеющих таких ограничений. Такое совместное обучение не должно сказываться на качестве профессиональной подготовки участников образовательного процесса. Решение этой проблемы должно быть во главе угла для организаторов инклюзивного образования. Ее решение невозможно без исполнения всех положений выше упомянутого Закона.

Как уже было сказано, в РФ инклюзивное образование находится на стадии формирования. По мнению многих исследователей (Н.В. Крятова, Е.В. Михальчи

и др.) современная российская система высшего образования недостаточно готова к инклюзии инвалидов, что обусловлено наличием в данной сфере множества проблем:

невысокая адаптивность российских вузов к индивидуальным особенностям студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ;

у преподавателей недостаточно навыков и знаний об особенностях студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья или инвалидность;

не во всех вузах России используются специально адаптированные учебные программы, индивидуальные учебные планы, а также дистанционные программы обучения [4].

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497) обозначены целевые ориентиры в области инклюзивного образования.

Министерство образования и науки РФ поставило задачу к 2020 году увеличить до 160 число вузов, предоставляющих образовательные услуги инвалидам [6].

Кроме того, согласно обновленной государственной программе «Доступная среда» на 2011- 2020 г.г., подготовленной Министерством труда и социальной защиты, наличие в вузе условий для качественного образования инвалидов и людей с ОВЗ с 2016 года стало обязательным параметром при оценке эффективности высших учебных заведений.

Это означает, что создание доступной среды для инвалидов, становится безусловным требованием к развитию вузов. Доступная среда существенно влияет на конкурентоспособность современного вуза. Вуз, в котором отсутствуют условия для обучения инвалидов и молодых людей с ОВЗ, утрачивает авторитет и проигрывает в борьбе за абитуриента.

Переход к системе инклюзивного образования может свидетельствовать о переходе всей системы обучения на высшую ступень развития, поскольку его концепция основана на идее о равном праве

людей на доступ к образованию. Мировое сообщество определяет инклюзивное образование как наиболее эффективное и гуманное, поскольку оно способствует процессу вторичной социализации молодежи с ОВЗ, а также развитию морально-нравственных качеств молодых людей, не обладающих такими особенностями.

Дискуссии о целесообразности, цели и миссии инклюзивного образования в России в настоящее время завершены, настал период формирования национального опыта включения лиц с ОВЗ в систему общего образования, период разработки и внедрения лучших методик и технологий специального образования в условия общеобразовательных учреждений. Проведенные эксперименты по внедрению инклюзивного обучения, в том числе, профессионального, продемонстрировали положительные результаты, описанные как в исследовательских работах, так и в специальных учебных пособиях. Примером может служить учебное пособие «Инклюзивное образование» (авторы: Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова и др.; сост. О.Л. Леханова) [3]. В аннотации к нему сказано:

«Учебное пособие представляет теоретические и практические аспекты инклюзивного образования. В пособии рассматриваются научные основы инклюзивного образования, его генезис в современном образовательном пространстве России, представлены ключевые вопросы, касающиеся комплексного сопровождения и поддержки лиц с ОВЗ на разных ступенях образования (дошкольном, школьном, профессионального образования) и в различные возрастные периоды (в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах). Описаны аспекты взаимодействия специалистов восуществлении такой работы, приведены конкретные материалы и рекомендации по обеспечению инклюзивного образования лиц с ОВЗ» [3].

Таким образом, наличие значительного опыта внедрения и реализации инклюзивных процессов

29

в образование позволяет на практике оценить жизненность идей социального проекта «инклюзивное обучение», но приводит к пониманию необходимости его корректировки, которая обусловлена происходящими в мире и отдельно взятой стране изменениями в социально-эконо-

мической сфере. Создание и корректировка материально-технической и духовной базы для инклюзивного обучения могли бы обозначить начало нового этапа не только в его развитии, но и в развитии социума в целом.

ЛИТЕРАТУРА

30

1. Белявский Б.В. Образование инвалидов в России: история вопроса, статисти-ка//Инклюзивное образование: перспективы развития в России (материалы к конференции). - Москва, 23-24 июня 2004 - С.14-41. URL: https://perspektiva-inva.ru/userfiles/ publication/incliuzivnoe-obrazovanie-perspektivy-razvitiia-v-rossii.pdf

2. Зарубежный опыт реализации инклюзивного образования. - URL: https:// studref.com/418575/pedagogika/zarubezhnyy_ opyt_realizatsiLinklyuzivnogo_obrazovaniya

3. Инклюзивное образование: Учеб. пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина,И.А. Бучило-ва и др.; сост. О.Л. Леханова. - Череповец: ЧГУ, 2016. - 162 с.

4. Михальчи Е.В. Состояние инклюзивного образования в системе высшего образования в России [Электронный ресурс]: Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - Режим доступа: http://www.

science-education.ru/116-12445.

5. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 №273-Ф3 // Справочно-правовая система Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru.

6. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»// Справочно-правовая система Кон-сультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru

7. Саламанкская декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания. - 7-10 июня 1994). URL: http://www.fl-life.com.ua/ inclusion/?page_id=870.

8. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) //Справочно-правовая система Консультант-Плюс URL: http://www.consultant.ru.

ON THE ISSUE OF INCLUSIVE EDUCATION. ANALYTICAL REVIEW

© Tat'yana A. Kostromina, Yuliya I. Fedyukina

Kostromina Tatyana A. - Head of the Latin Language and Fundamental Terminology Department, Ph.D., Associate Professor, Kursk State Medical University(KSMU). Email: [email protected]

Fedyukina Julia I. - Lecturer of the Latin Language and Fundamental Terminology Department, Kursk State Medical University (KSMU). Email: [email protected]

Address: st. K. Marx, 3, Kursk, 305041, Russian Federation.

Abstract

The article presents an analytical review on the problem of inclusive education at its various stages, including professional education in higher education institutions. The article analyzes the history of the issue, its current state and the urgent tasks for the implementation of the model of inclusive education for persons with restricted physical abilities (RPhA) in the Russian Federation.

The article considers a number of international laws and laws of the Russian Federation on education, guaranteeing equal conditions for education for all citizens. Inclusive education - as the most effective and humane - contributes to the process of secondary socialization of young people with RPhA, as well as the development of moral qualities of young people who do not have such characteristics.

Keywords: inclusive education, persons with restricted physical abilities (RPhA), the law on education, higher education institutions.

31

REFERENCE

1. Belyavskiy B.V. Obrazovaniye invalidov v Ros-sii: istoriya voprosa, statistika//Inklyuzivnoye obrazovaniye: perspektivy razvitiya v Rossii (ma-terialy k konferentsii). - Moskva, 23-24 iyunya 2004 - S.14-41. URL: https://perspektiva-inva.ru/ userfiles/publication/incliuzivnoe-obrazovanie-perspektivy-razvitiia-v-rossii.pdf

2. Zarubezhnyy opyt realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya. - URL: https://studref.com/418575/ pedagogika/zarubezhnyy_opyt_realizatsii_inkly-uzivnogo_obrazovaniya

3. Inklyuzivnoye obrazovaniye: Ucheb. posobiye / N.A. Borisova, I.A. Bukina,I.A. Buchilova i dr.; sost. O.L. Lekhanova. - Cherepovets: CHGU, 2016. - 162 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Mikhal'chi Ye.V. Sostoyaniye inklyuzivnogo obrazovaniya v sisteme vysshego obrazovaniya v Rossii [Elektronnyy resurs]: Sovremennyye prob-lemy nauki i obrazovaniya. - 2014. - №2. - Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/116-12445.

5. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon ot 29.12.2012 №273-FZ // Spravochno-pravovaya sistema Konsul'tantPlyus. URL: http:// www.consultant.ru

6. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 23.05.2015 № 497 «O Federal'noy tselevoy programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody»// Sprav-ochno-pravovaya sistema Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru

7. Salamankskaya deklaratsiya «0 printsipakh, politike i prakticheskoy deyatel'nosti v sfere obrazovaniya lits s osobymi potrebnostyami» (Sala-manka, Ispaniya. - 7-10 iyunya 1994). URL: http:// www.fl-life.com.ua/inclusion/?page_id=870

8. Standartnyye pravila obespecheniya ravnykh vozmozhnostey dlya invalidov (Prinyaty General'noy Assambleyey 00N 20.12.1993) //Spra-vochno-pravovaya sistema Konsul'tantPlyus URL: http://www.consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.