Научная статья на тему 'К вопросу об этических аспектах профессиональных коммуникаций'

К вопросу об этических аспектах профессиональных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2658
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / ЭТИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / ЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДРЕСС-КОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акимова Татьяна Ивановна

Этические аспекты профессиональных коммуникаций представляют собой богатейший материал для анализа многих социально-гуманитарных наук. На протяжении последнего десятилетия неуклонно рос исследовательский интерес к этой теме, разработаны классификации этических кодексов, анализируется социокультурная сущность этических регламентов. С точки зрения коммуникативистики их можно рассматривать двояко: как информационное наполнение коммуникации и как поведение участников коммуникации. Автором анализируются принципы каждого из этих аспектов применительно к становлению профессиональной этики в современном российском обществе, рассматривается возможность применения зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об этических аспектах профессиональных коммуникаций»

III

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

УДК 304.4

Т.И. Акимова К ВОПРОСУ ОБ ЭТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Этические аспекты профессиональных коммуникаций представляют собой богатейший материал для анализа многих социально-гуманитарных наук. На протяжении последнего десятилетия неуклонно рос исследовательский интерес к этой теме, разработаны классификации этических кодексов, анализируется социокультурная сущность этических регламентов. С точки зрения коммуника-тивистики их можно рассматривать двояко: как информационное наполнение коммуникации и как поведение участников коммуникации. Автором анализируются принципы каждого из этих аспектов применительно к становлению профессиональной этики в современном российском обществе, рассматривается возможность применения зарубежного опыта.

Ключевые слова: профессиональная коммуникация, деловая коммуникация, этический кодекс, этический регламент, этическая компетентность, дресс-код.

Под профессиональными коммуникациями мы понимаем деловое общение в определенной сфере деятельности. Профессиональные коммуникации характеризуются строгой целенаправленностью, осуществляются в соответствии с субординацией, предполагают соответствующую внешнюю обстановку, соблюдение определенного этикета (официальная одежда или униформа, профессиональная лексика). Профессиональные коммуникации имеют признаки определенной кастовости. Достаточно устойчивые и строгие правила профессионального общения усугубляются и закрепляются на уровне нормативных документов таких как, уставы, положения, правила, инструкции. В них закрепляется организация системы управления, устанавливается структура субординации, т.е. порядок профессиональных коммуникаций по линии руководитель - подчиненный на разных уровнях управления. Квалификационные требования включают определенные навыки и умения, необходимые в данной сфере деятельности для эффективных коммуникаций. Так, квалификационные требования, предъявляемые к государственным гражданским служащим федеральной службы по тарифам, выделяют такие качества, как умение вести деловые переговоры, создавать эффективные коммуникации в коллективе. Наряду с этими качествами, определяемыми уровнем образования, указываются и такие как умение создавать благоприятный психологический климат в коллективе [1]. Успех профессиональных коммуникаций ставится в зависимость от этических качеств личности. Этические качества должностных лиц является важным элементом успешного управления. У российских студентов, будущих менеджеров, формируется понимание основных уровней морали должностных лиц. Это честность и неукоснительное следование закону, умение находить правильный выход из конфликтных ситуаций, ориентироваться на честное выполнение служебных обязанностей, достигать компромисса и не допускать социального игнорирования [2].

За последние пятнадцать лет состав документов, регламентирующих, в том числе и профессиональные коммуникации, расширился. Стали распространяться этические кодексы, регламенты. Регламенты устанавливают последовательность взаимодействия должностных лиц при осуществлении профессиональной деятельности. Этические кодексы внедряются повсеместно и охватывают такие сферы профессиональной деятельности как государственную службу, сферу оказания социальных услуг (медицина, социальное обеспечение, образование, музейная деятельность, торговля), финансовую сферу (бухгалтерская и банковская деятельность, аудит), производственную сферу (инженерная деятельность, строительство) и другие.

Этические кодексы представляют богатый материал для их научного осмысления юристами, философами, историками. Предложена классификация этических кодексов и некоторые юридические вопросы их применения России [3], затронуты вопросы соотношения профессиональной этики и профессиональной культуры [4], начато изучение зарубежного опыта применения этических кодексов [5]. Некоторые этические кодексы содержат идею о неразрывной связи между этическими нормами и профессиональным ростом, как, например, в кодексе медицинского работника Татарстана: «Однако Этический кодекс — это не совокупность благих пожеланий, которые можно не исполнять. Он содержит формально-определенные нравственные правила, соблюдение которых является условием профессионального и карьерного роста, а также настойчивым требованием общества к представителям социально-значимых профессий». Рассмотрим основы, принципы профессиональных коммуникации, их информационное наполнение, поведение участников профессиональных коммуникаций зафиксированные в этических кодексах.

Содержание этических кодексов по вопросу профессиональных коммуникаций можно рассматривать с двух сторон: информационное наполнение коммуникации и поведение участников коммуникации. В кодексе этики для служащих Росархива рекомендуется воздерживаться от «высказываний дискриминационного характера по признакам пола, возраста, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений» [6]. В кодексе этики социального работника (раздел 5.2.д) отвергается дискриминация, основанная на умственных, физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках [7]. В целом, подход всех этических кодексов к характеру информации профессиональных коммуникаций основывается на общечеловеческих и либеральных ценностях.

В профессиональных коммуникациях используются разные виду информации по степени ее открытости. Кодекс этики госслужащего и созданные на его базе этические кодексы для отдельных направлений государственной службы, определяют круг информации, ограниченной к распространению. Это информация (статья 15), содержащая государственную, коммерческую, служебную тайну, информацию, относящуюся к персональным данным, сведения, полученные в связи с исполнением должностных обязанностей [8]. Кодекс этики социального работника требует обеспечивать конфиденциальность профессионального сотрудничества, информации и доступа в ней. Детально проработаны вопросы взаимодействия с информацией в Кодексе профессиональной этики российского журналиста (1994 г.), в том числе содержится тезис о недопустимости использовать служебную информацию в личных целях [9]. Профессиональная специфика влияет на уровень доверительности отношений, возникающих в процессе коммуникаций. Этический кодекс психолога предусматривает, что «в случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия» [10]. Кодексе профессиональной этики российского журналиста призывает журналиста уважать «право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые вопросы». Одним из первоочередных вопросов, затронутых в этических кодексах, является отношение к критике и обсуждению деятельности своей организации в устных выступлениях и в печати. Госслужащим запрещается высказывать публично мнение по поводу деятельно-

сти государственных органов, их руководителей, обсуждать принимаемые решения. В тоже время допускается критика внутри коллектива. В кодексе медицинского работника Саратовской области подчеркивается, что критические замечания возможны по поводу профессиональных действия коллег и не допустимы по поводу их личных качеств [11]. Если психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально (Этический кодекс психолога).

Важное место в профессиональных коммуникациях занимают вопросы отстаивания корпоративной и профессиональной чести. Этический кодекс врача (статьи 45-47) призывает «защищать честь и достоинство своих коллег», не допускать публичных негативных высказываний о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников, аргументировать профессиональные замечания в адрес коллеги с целью защиты интересов больного, информировать своего коллегу о полученных результатах лечения больного, информировать пациента [12]. Кодекс профессиональной этики журналиста также предусматривает, что журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег. Раздел 5 «Стандарты этического поведения» Этического кодекса социального работника и социального педагога призывает защищать своих коллег от «любых форм и видов давления со стороны клиентов, руководства, государственных организаций или общественных объединений в тех случаях, когда такое воздействие необоснованно» [13].

Большинство современных этических кодексов имеют антикоррупционную направленность и содержат рекомендации, в том числе и по формированию необходимых профессиональных коммуникаций. Госслужащим и работникам прокуратуры этические кодексы рекомендуют «информировать непосредственного руководителя о случаях предъявления кем бы то ни было требований, высказывании просьб либо предложений совершить противоречащий закону или правилам служебного поведения поступок». Коммуникативно-информационная сторона профессионального общения включает в себя не только обмен информацией, но и различными представлениями, чувствами, установками, проявляющимися в поведении. Во внешней стороне профессиональных коммуникаций этические кодексы уделяют внимание корректности в обращении с гражданами, уважению, терпимости к обычаям и традициям народов Российской Федерации, необходимости учитывать культурные и иные особенности: этнические, социальные, конфессиональные.

Важным фактором успешных профессиональных коммуникации является форма профессионального общения, подача информации - громкость и тон речи, грамотное использования языка, личные манеры. Так прокурорскому работнику [14] рекомендуется «стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни». Работникам прокуратуры рекомендуется соблюдать « в отношениях с другими участниками судебного процесса соблюдает официальный деловой стиль, проявляет принципиальность, корректность, непредвзятость и уважение ко всем участникам судебного заседания» (2.1.12.), а в отношении с представителями органов власти, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций проявлять тактичность, уважение, требовательность и принципиальность (2.1.13). Этический кодекс врача обязывает уважительно относиться к медицинскому персоналу и другим работникам, участвующим в охране здоровья населения. Общаться грамотно как с пациентами так и с медицинском персоналом рекомендуется в Этическом кодексе медицинского работника республики Татарстан [15]. Госслужащему Росархива (раздел III) рекомендуется воздерживаться от грубости, манера общения должна исключить пренебрежительный тон, заносчивость, незаслуженные обвинения, угрозы, оскорбительных выражения или реплики. Положения некоторых этических кодексов содержат указания не недопустимость курения во время служебных совещаний, бесед, общения с гражданами (3.2. Росархив). Встречаются и запреты жевать жевательную резинку, пользоваться плеером, парфюмерией со слишком резким ароматом (Этический кодекс медицинского работника г. Казань ).

Одним из элементом профессиональных коммуникаций является внешний вид. Унификация внешнего вида госслужащего, медицинского работника, сотрудника финансовой

сферы является неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Одежда медицинских работников выполняет не только требования антисептики, она, по мнению самих врачей, символизирует гуманность профессии и способствует установлению контакта между врачом, медицинским работников и пациентом. Форменная одежда является обязательным элементом во многих структурах госслужбы; она предусматривает не только унифицированную одежду, но и знаки для обозначения персональных воинских и специальных званий, классных чинов и должностей, принадлежность к виду вооруженных сил, службе, ведомству и т.д. Так форменная одежда в Федеральной таможенной службе представлена в четырех видах: представительская, повседневная, оперативно-служебная и специальная. Каждый вид форменной одежды имеет наплечные знаки федеральных государственных служащих, ведомственную символику [15]. Ношение форменной одежды регламентируется таким документом как порядок, правила.

Форменная одежда или мундир выделяют чиновника, способствует быстрому определению статуса чиновника и помогает быстро наладить профессиональные коммуникации. Кроме того в форменной одежде или мундире отражаются традиции российского государства, она является связующим звеном между современными чиновниками и служащими и их предшественниками в Российской империи и СССР. Ношение форменной одежды или мундира определяется российским законодательством и ведомственными нормативными актами.

В 1990 годы в Россию стали активно проникать западные традиции дресс-кода. В последние годы становится распространенной практика введения дресс-кода в разных сферах деятельности. Это новшество затронуло прежде всего госслужащих, которые не имели своей униформы - административных работников разного уровня. Так в Самарской области инструкцией устанавливалась длина брюк и юбок служащих городской администрации, запрещались к ношению юбки с разрезами, мини-юбки, джинсовая одежда. В Нижнем Новгороде всем чиновникам было предписано носить соответствующий «бейдж». Исходя из того, что чиновник во всем должен показывать пример окружающим, бывший мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов потребовал от чиновников опрятного вида и отказа от шорт и маек. Яркие рубашки, кроссовки и джинсы не приветствуются в качестве рабочей одежды чиновника Алтайского краевого управления. В Новосибирской области действует негласный дресс-код и под запретом также джинсы и спортивные костюмы. В Главалтайсоцзащите не рекомендовано носить дорогие часы и золотые украшения. В Алтайском краевом Законодательном собрании женщины должны носить обувь с закрытым носком и прикрывать плечи. Сотрудницам рекомендуется использовать естественный цвета в макияже и запрещается красить волосы в яркий цвет. Недопустима щетина у чиновников-мужчин. Кодекс Этики госслужащих г. Казани регламентирует форму одежды для чиновников всех категорий. Одежда должна быть элегантной и строгой, не допускается экстравагантность, яркие изображения животных и людей, прозрачные ткани, надписи, одежда, не прикрывающая область пупка. Для женщин не допускается большое количество украшений и активный макияж.

Сторонники внедрения дресс-кода для государственных служащих справедливо отмечают, что чиновники должны иметь достойный внешний вид, подчеркивающий их профессиональный уровень. Противники унификации внешнего вида напротив не устанавливают прямой зависимости степени профессионализма от вида и качества одежды. В отдельных регионах, таких как Дагестан, Чеченская республика функции дресс-кода заменяет религия и общественная мораль. Стремление руководителей к жесткой регламентации работы организации, созданию правил «на все случаи жизни» с одной стороны и слабое знание трудового законодательства и своих возможностей в нормативном творчестве с другой порождают локальные нормативные акты, противоречащие законам. Российское трудовое законодательство не содержит указаний на требования работодателей к внешнему виду работника. При приеме на работу оцениваются только профессиональные качества работника. Введение дресс-кода в организации не вводится приказом как локальный нормативный акт, а может носить только рекомендательный характер. Недопустимо и введение санкций за ношение

«неположенной» одежды. «Для примера правомерного введения требований о конкретизации вида одежды государственных служащих на работе можно привести Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Положения ст. 41 устанавливают, что прокурорские работники обеспечиваются форменным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ. В случае участия прокурорского работника в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в суде, а также в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменного обмундирования обязательно» [17].

Любые вводимые нормы, в том числе этические, подразумевают санкции за их нарушения. В отличие от правовых норм, контролировать этические нормы сложнее. Но без определенной реакции на выполнение или невыполнение этических норм, определенного общественного контроля вряд ли эти нормы будут работать. В большинстве этических кодексов заложены как санкции за их невыполнение, так и возможность исправить ошибку. Так при публикации ложного или искаженного материала журналист обязан исправить ошибку и «при необходимости он должен принести извинения через свой орган печати». В кодексе рекламной этики отмечено, что он является средством «саморегуляции и самодисциплины», и может быть применен судами в качестве справочного документа в рамках существующего законодательства. Это положение действует и в других кодексах. В профессионально-этическом кодексе строителя предусматривается четыре уровня санкций: предупреждение, общественное порицание, ходатайство об ограничении профессиональной деятельности специалиста, выражение профессионального недоверия специалисту в совокупности с ходатайством об увольнении специалиста из организации. В кодексе психолога предусмотрено обращение с жалобой в Этический комитет Российского психологического общества. Этический комитет может вынести общественное порицание, приостановление членства, сопровождающееся «широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО», ходатайствовать о привлечении психолога к суду.

Отдельные специалисты рекомендуют ориентироваться на зарубежный опыт в вопросе контроля исполнения этических норм, особенно это затрагивает деятельность государственных служащих. В ряде стран предусмотрено создание не отдельных этических кодексов, а так называемых «этических режимов», включающих этический контроль, участие общественности, этическое образование и этическую компетентность чиновника. Не оспаривая важность общественного контроля, необходимо учитывать, что этика, как совокупность норм поведения и мораль общественной группы не может становиться предметом права, а только последствия неэтического поведения, которые и должны быть учтены в законодательстве разного уровня. Осуществление контроля, таким образом, переносится в более понятную для большинства населения правовую среду, а его последствия будут иметь реальное воздействие на поведение и формировать необходимые в профессиональном общении этические нормы. Кроме того, чрезмерная регламентация деятельности сотрудника, даже в этической сфере, в нашей стране может иметь обратный эффект [19] и вместо профессиональной активности можно получить боязнь самостоятельной профессиональной деятельности. С другой стороны, этические кодексы, выполняя функции формирования профессионально-нравственного поведения, опираются на уже имеющееся законодательство. Так, все этические кодексы затрагивают вопросы взаимодействия с информацией разного вида доступа, несмотря на федеральное законодательство по вопросам разного вида «тайн»: государственной, коммерческой, персональные данные, служебной и другим.

Переходя к возможностям реального воздействия этических норм на профессиональную компетентность сотрудников, можно использовать опыт Министерства труда и соцзащиты, рекомендующего применять положения этического кодекса при создании нормативных документов организации, как «методический инструментарий по установлению квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы».

Библиографический список

1. Квалификационные требования, предъявляемые государственным гражданским служащим Федеральной службы по тарифам в ред. от 23 января 2014 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.rU/190226/#ixzz3H5YIGTZ8 (Дата обращения 20.09.2014).

2. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент» / В.И. Кнорринг. - М.: НОРМА, 2001. - 528 с.

3. Финогенова, О.Е. Система этических кодексов в современной России [Текст] / О.Е. Финогенова, О.Е. Полозков // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. 2013. №9. С.15-19.

4. Петровский, И.В. Этический кодекс российского чиновника: к постановке проблемы [Текст] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. Вып. № 152. С.26-32.

5. Сафонов, К.Б. Этические кодексы: проблемы создания и применения [Текст] // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. Выпуск № 1(13). С. 55-57.

6. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального архивного агентства [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70631912/#ixzz3HBRzlPiw (Дата обращения 20.09.2014).

7. Кодекс этики социального работника и социального педагога [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mkrf.ru/culture-workers/proff-jetika/detail.php?ID=286809 (Дата обращения 20.09.2014).

8. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n= 113505&req=doc (Дата обращения 20.09.2014).

9. Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России. Принят конгрессом журналистов 23 июня 1994 года. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/633-kodeks-professionalnoj-etiki-rossijskogo-zhurnalista (Дата обращения 20.09.2014).

10. Этический кодекс психолога. Принят 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://рпо.рф/rpo/documentatюn/etЫcs.php

11.Кодекс медицинского работника Саратовской области (Дата обращения 20.09.2014).

12.Этический кодекс врача. Утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994/ Медицина и право. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.med-pravo.ru/Ethics/ EthCodRF.htm (Дата обращения 20.09.2014).

13. Кодекс этики социального работника и социального педагога [Электронный ресурс] // http://mkrf.ru/culture-workers/proff-jetika/detail.php?ID=286809 (Дата обращения 20.09.2014).

14. Этический кодекс прокурорского работника и концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации.. Приложение № 1 к приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 № 114 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. consultant.ru/online/ (Дата обращения 20.09.2014).

15. Этический кодекс врача республики Татарстан. 2013. Ассоциация медицинских работников республики Татарстан [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.amrrt.ru/document.html (Дата обращения 20.09.2014).

16. Федеральная таможенная служба. Официальный сайт. История таможенного мундира. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view =article&id=3789:История+таможенного+мундира&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2055 (Дата обращения 20.09.2014).

17.Архипов, В.В. Правила о рабочей одежде и законодательство России о труде, или дресс-код по-русски [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.sovremennoepravo.ru/ (Дата обращения 20.09.2014).

18. Международная торговая палата. Международный кодекс рекламной деятельности в редакции 02.12.1986. Петербургский правовой портал [Электронный ресурс] // Режим доступа http://ppt.ru/texts/index.phtml?id=9740 (Дата обращения 20.09.2014).

19. Стернин, И. Кодекс корпоративной этики: эпизод 2, или Исполнение кодекса корпоративной этики: способы решения и проблемы / И. Стернин, Н. Панферова [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.ippnou.ru/print/001998/ (Дата обращения 20.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.