А.В. Устинова
К ВОПРОСУ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ ЮРИДИЧЕСКОГО СОСТАВА ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ
В статье рассмотрены элементы юридического состава таможенных сборов. Определяются плательщики таможенных сборов, ставки, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, иные существенные условия взимания таможенных сборов.
Ключевые слова: юридический состав, элементы обложения, таможенные сборы, порядок исчисления и уплаты таможенных сборов.
A.V. Ustinova
TO A QUESTION OF ELEMENTS
OF LEGAL STRUCTURE OF CUSTOMS DUTIES
In article elements of legal structure of customs duties are considered. Payers of customs duties, rates, a calculation order, an order and terms of payment, other essential conditions of collection of customs duties are defined.
Keywords: legal structure, taxation elements, customs duties, order of calculation and payment of customs duties.
Таможенные сборы являются не только важным источником формирования доходной части бюджета, но и регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Уплата таможенных сборов служит одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенными операциями, сопровождением и хранением товаров.
По своей правовой природе таможенные сборы являются обязательным платежом; они взимаются таможенными органами за совершение ими юридически значимых действий. Обязательный характер сбора вытекает из нормы, закрепленной в ст. 57 Конституции РФ, об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 3), налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы его существенные элементы.
В отличие от налогового законодательства в таможенном законодательстве не установлены элементы обложения таможенными сборами. Ни Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС) \ ни Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. от 13 июля 2015 г. № 213-ФЗ)2 (далее — ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»), которым устанавливаются виды таможенных сборов и порядок их уплаты и взимания, не содержат четкого перечня элементов их юридического состава.
Несмотря на то, что часть источников таможенного права аккумулируется на наднациональном уровне ввиду функционирования Таможенного союза, правовое регулирование таможенных сборов включено в круг вопросов, регулируемых законодательными актами его государств-членов (ст. 72 ТК ТС). Каждое государство вправе самостоятельно устанавливать виды и порядок взимания этих платежей.
© Устинова Анастасия Васильевна, 2016
Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная 186 юридическая академия); e-mail: [email protected]
Юридический состав таможенных сборов, а также правил, по которым происходят исчисление и уплата таможенных сборов, регламентированы ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Он закрепляет круг лиц, ответственных за уплату данных платежей, а также следующие элементы их обложения: порядок их исчисления, порядок и сроки уплаты, ставки, другие условия взимания таможенных сборов.
Таможенные сборы — это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров (п. 1 ст. 123 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»). Каждое название сбора соответствует проводимым действиям таможенных органов.
К таможенным сборам относятся: таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (далее — таможенные сборы за таможенные операции); таможенные сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение.
В числе элементов обложения таможенными сборами следует выделить объект обложения. Объектом обложения являются действия таможенных органов, связанные с таможенными операциями, сопровождением и хранением товаров.
Вполне справедливо мнение И.С. Набирушкиной о том, что обособленное место в системе элементов обложения таможенными сборами занимает плательщик3. По сути он не относится к элементам обложения, а выступает в качестве лица, на которого законодателем возложена обязанность по их уплате. Как верно отмечено в литературе, определение лица, обязанного осуществить уплату, непосредственно зависит от вида сбора4. Таким образом, к лицам, ответствен- е ным за уплату таможенных сборов, относятся: при совершении таможенных и операций — декларанты или таможенные представители; при таможенном а сопровождении — лица, получившие разрешение на внутренний транзит; при о хранении товаров на складах временного хранения таможенного органа — лица, к поместившие товары на склад временного хранения. о
с
Важнейшее значение имеет и такой элемент юридического состава, как база а обложения таможенными сборами. Для исчисления таможенных сборов за та- в
е
моженные операции плательщик должен определить таможенную стоимость о товара, которая является такой базой. От нее напрямую зависит ставка сбора ю
"О
за таможенные операции. Для исчисления таможенных сборов за таможенное |
сопровождение необходимы сведения о маршруте следования товара и виде к
транспортного средства, а для исчисления таможенных сборов за хранение а
плательщику нужны данные о весе товара, помещенного на склад временного |
хранения таможенных органов, и сроке его хранения. ии
В ст. 125 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» предусмотрен порядок ис- №
числения таможенных сборов, которое производится только в валюте Российской 1
Федерации. Первоначально плательщику предоставляется возможность добро- )
вольно исполнить обязанность по их уплате. По общему правилу плательщик 6 должен самостоятельно исчислять таможенные сборы. Он не вправе перекладывать эту обязанность на иных лиц и таможенные органы. Однако законодатель устанавливает случаи, когда таможенные сборы исчисляются таможенными органами. Например, если плательщик не исполняет данную обязанность, таможенные органы выставляют требование об уплате таможенных платежей.
Указанная статья определяет, что при перемещении товаров физическими ли- 187
цами для личного пользования в некоторых случаях возникает необходимость исчисления сборов таможенными органами лично (при размещении товаров на временное хранение на складе временного хранения таможенных органов).
Установление таможенного сбора предопределяет и установление в законодательстве такого элемента, как ставка. Ставки таможенных сборов отражают размер затрат, связанных с деятельностью таможенных органов по осуществлению ими таможенных операций, таможенного сопровождения и хранения товаров. В идеале размер таможенного сбора должен быть максимально приближен к понесенным расходам таможенных органов. По мнению Н.И. Землянской и Д. А. Шубина, именно в этом проявляется компенсационный характер таможенных сборов, выражающийся в возмещении расходов государства на совершение в отношении плательщика юридически значимых действий5. Однако принцип эквивалентности при обложении таможенными сборами в настоящее время соблюдается не в полной мере. Так, размер ставок таможенных сборов за таможенные операции варьируется в зависимости от таможенной стоимости перемещаемых товаров, тогда как трудозатраты должностных лиц таможенных органов не зависят от указанного параметра.
Ставки таможенных сборов устанавливаются различными нормативными актами. Так, ставки таможенных сборов за таможенные операции определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» (с изм. от 12 декабря 2012 г. № 1286)6, а размер ставок за таможенное сопровождение и хранение товаров — ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В Определении от 8 июня 2000 г. № 118-О Конституционный Суд РФ предоставляет возможность Правительству РФ регулировать размеры таможенных платежей на подзаконном уровне. По мнению Суда, такое правомочие обусловлено необходимостью оперативно и гибко реализовывать таможенно-тарифную политику государства7. Таким образом, закрепление размера ставок отдельных видов таможенных сборов на подзаконном уровне подтверждено и высшим судебным органом.
Для исчисления таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации; за таможенное сопровождение — ставки, действующие на день регистрации транзитной декларации; за хранение — ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа. Общий размер таможенных сборов, взимаемых за таможенные операции, ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100 тыс. руб.
Таможенные сборы за таможенное сопровождение определяются в зависимости от вида сопровождаемого транспортного средства. Так, для водного и воздушного судна законодатель установил фиксированную сумму сбора в размере 20 000 руб. независимо от протяженности маршрута. В случае если речь идет о сопровождении автотранспорта и железнодорожного транспорта, размер сбора зависит от протяженности маршрута сопровождения. Очевидно, что затраты на сопровождение товаров находятся в прямой зависимости от расстояния, на которое оно осуществляется. Размер таможенных сборов за хранение на складе временного хранения устанавливается на основании весомых характеристик товара и составляет 1 руб. за 100 кг веса товара в сутки, либо 2 руб. за каждые 100 кг в помещениях, специально приспособленных для хранения отдельных видов товаров.
Существенное значение имеют сроки уплаты таможенных сборов. Под сроком уплаты таможенных платежей необходимо понимать период времени, в течение которого заинтересованное лицо обязано уплатить причитающуюся сумму8. Таможенные сборы, как правило, уплачиваются до момента совершения таможенным органом юридически значимых действий. Уплата сбора за таможенные операции происходит одновременно с подачей таможенной декларации.
Несколько иначе урегулирован вопрос о сроке уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение. Им присущ предварительный характер уплаты. Более подробно порядок таможенного сопровождения регламентируется приказом ФТС России9. Так, в случае принятия решения об организации таможенного сопровождения должностное лицо обязано незамедлительно уведомить декларанта (перевозчика) о принятии положительного решения об организации таможенного сопровождения и необходимости уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение.
Таможенные сборы за хранение должны уплачиваться лишь в том случае, если товар помещен на склад временного хранения. Прежде чем уплатить таможенный сбор за хранение, необходимо его рассчитать. Для этого важно определить, с какого момента идет исчисление срока временного хранения на складе таможенного органа. До истечения срока временного хранения товаров начальник таможенного органа заблаговременно, но не позднее, чем за 15 дней до истечения срока временного хранения направляет уведомление об этом владельцу товара. Таким образом, сроки уплаты таможенных сборов за хранение товаров на складах временного хранения четко определены.
Перечисление таможенных сборов происходит на счет Федерального казначейства. Однако законодатель закрепляет особый порядок уплаты таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования физических лиц и предоставляет им возможность осуществлять уплату в кассу таможенного органа (ст. 128 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»).
Необходимо отметить, что факультативным элементом обложения таможенными сборами являются льготы по их уплате. Применение льгот — неотъемлемая составляющая, позволяющая уравнять субъектов внешнеторговой деятельности. Льготы устанавливаются только в отношении определенных субъектов и при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 131 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»).
Рассматриваемые элементы обложения таможенными сборами являются конструктивно необходимыми и обязательными. Регламентация в законодательстве всех элементов юридического состава обязательных платежей, в т.ч. и таможенных сборов, соответствует конституционному положению ст. 57 об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы. В этой связи представляется целесообразным закрепить в ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» основные элементы юридического состава таможенных сборов. С этой целью названный Закон следует дополнить отдельной нормой, посвященной таким элементам обложения таможенными сборами, как: расчетная база, ставки обложения, порядок исчисления таможенных сборов, порядок и сроки уплаты таможенных сборов; льготы по их уплате.
1 См.: Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17. Ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 117-ФЗ «О ратифи-
кации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» // Собр. законодательства Рос. Федерации.
2010. № 50, ст. 6615.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 48, ст. 6252; 2015. № 29, ч. I, ст. 4339.
3 См.: Набирушкина И.С. Финансово-правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С. 88.
4 См.: Калинин М.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 105.
5 См.: Землянская Н.И. Правовая природа таможенных платежей: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С.57; Шубин Д.А. Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования / под ред. С.Г. Пе-пеляева. М., 2003. С. 61.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. 2, ст. 108; 2012. № 51, ст. 7221.
7 См.: Сасов К.А. Конституционный Суд РФ о правовом регулировании налоговых и неналоговых платежей // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 3. С. 12.
8 См.: Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2004. С. 176.
9 См.: Приказ ФТС России от 25 февраля 2011 г. № 397 «Об утверждении Порядка таможенного сопровождения транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары» // Российская газета.
2011. 29 апр.