К ВОПРОСУ ОБ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Статья раскрывает причины возникновения экстремизма в современной России. Автор указывает на основные факторы возникновения экстремизма в молодежной среде, акцентирует внимание на необходимости научного подхода к решению проблем связанных с молодежным экстремизмом, обосновывает необходимость изменения отношения государства к молодежи.
Ключевые слова: экстремизм, молодежь, радикализм, агрессия, девиантное поведение.
В настоящее время современная молодежь активно пополняет ряды различных партий и организаций, в том числе и организаций экстремистского характера.
Склонность молодежи к экстремизму становится предметом внимания правоохранительных органов, ученых, общественных организаций.
Экстремизм в молодежной среде представляет серьезную угрозу для современного общества и государства. Основная форма протеста молодежи выражается в различных массовых акциях, нетерпимости к некоторым слоям населения и иностранным гражданам, посещающим нашу страну. Молодежные экстремистские организации активно используются различными силами для достижения политических и прочих целей. Молодежная политика России уже давно нуждается в активном государственном регулировании.
Необходимость анализа проблем противодействия молодежному экстремизму обусловлена следующими обстоятельствами:
- Экстремистами становятся при стечении объективных условий, предпосылок и факторов. Молодежь изначально обладает чертами мышления и поведения, которые при особых условиях могут привести в ряды экстремистских организаций;
- Современная нестабильная ситуация в политической, экономической и духовной жизни России, если не напрямую, то косвенно подталкивает молодежь к экстремизму;
- Формирование современной молодежи происходило в сложных условиях изменения общества. В современной России сложилось новое поколение, с учетом правовой неграмотности и безответственности, нетерпимости и невежества;
Назрела ситуация, когда требуется решение проблемы по профилактике и противодействию проявления экстремизма в молодежной среде.
Многие зарубежные ученые давно занимаются проблемами молодежи.
Можно выделить научные труды по проблемам молодежи таких авторов, как М.Сечов (Болгария), Х.Шельский, Р.Майер, И.Рихтер (Германия), З.Бе-кели (Венгрия), В.Кристофер (Великобритания), Ч.Смелзер (США), и других.
В послевоенные годы в СССР особо активно стала развиваться социология молодежи. Социология молодежи выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях: общеметодологическом, основанном на подходе к познанию
молодежи как общественного феномена; специально-теоретическом, раскрывающем специфику проблем молодежи как особой социальнодемографической группы,; эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты поведения молодежи в различных сферах общественной жизни.1
Проблемами молодежи занимались Советские и в настоящее время занимаются Российские ученые. Заслуживают внимания труды таких ученых, как Н.М.Блинова, В.М.Боряза, С.Н.Икэнникэвой, И.М.Ильинского, А.А.Козлова В.Т.Ли-совского, И.С.Кона, В.Ф.Левичевой, В.Г.Моряковича, Б.С.Павлова, В.Н.Шубкина,
Н.С.Слепцова, М.Х.Титмы, Ж.Т. Тощенко, В.И.Чупрова, А.В. Шаронова.
В последнее время в России обращается значительное внимание девиантному поведению молодежи в целом и отдельному усилению экстремизма в молодежной среде. Этому во многом способствуют условия периода реформ, а также особые факторы поведения и сознания самой молодежи как особого социального класса.
Как указывает ряд авторов, «в ценностной структуре сознания и поведения молодежи появляется все больше угрожающих личности элементов (криминализация сознания, экстремизм, агрессивность и др.). Социальное самочувствие большинства молодых людей может быть описано в терминах: «разочарование», «пессимизм», «неуверенность», «безнадежность», «растерянность», «апатия», «агрессивность», «злость», «экстремизм» и т.п.». 2
В современное время проблема молодежного экстремизма стала наиболее актуальной. Новые формирующиеся социальные условия в России как никогда нуждаются в формирования нового типа молодежной культуры, обладающей сильным противодействием перед агрессией и экстремизмом.
В поведении значительной части молодежи современной России существует множество предпосылок и факторов для проявления экстремизма в сложных и противоречивых условиях современного общества.
Независимо от профилактической и правоохранительной работы необходимо вырабатывать формы и методы противодействия экстремистским проявлениям посредством формирования иной культурной среды, ценностей и переориентации сознания и идеологии молодого поколения.
В настоящее время созрела необходимость изменения подхода к культурным ценностям, которые значительно влияют на развитие и формирование молодежи современной России.
Молодежь изначально, по своей сути обладает особым мышлением и поведением, такими качествами как радикализм, максимализм, нетерпимость. Все эти качества могут привести в ряды экстремистов.
Под экстремизмом принято понимать «приверженность к крайним взглядам, мерам, действиям».
В настоящее время все силы и меры направлены на борьбу с терроризмом, который можно трактовать, как проявление крайней, самой опасной формы экстремизма.
В связи с тем, что терроризм вырастает из экстремизма, необходимо начинать изучение, проводить профилактику и предотвращение подобных явлений именно с экстремизма.
В Шанхайской конференции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая проводилась 15 июня 2001 года, экстремизм трактуется следующим образом: «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них».3
Раскрытие сущности экстремизма было впервые закреплено на международном уровне, но оно не раскрыло полного смысла и значения, которое вкладывается в понятие экстремизма. По сути, принятый документ дает лишь определение политическому экстремизму.
Но кроме политического экстремизма имеются и иные формы его проявления.
Убеждения и позицию экстремизма нельзя принять, но для того, чтобы противодействовать экстремизму, его необходимо понять.
Компонентами экстремизма в молодежной среде являются экстремистское сознание, организации и силы с экстремистской идеологией.
Экстремизм в молодежной среде вбирает в себя все причинные, социальные, феноменологические и социокультурные стороны радикализма. Проявление молодежного экстремизма объясняется особенностями молодежи с учетом возраста, стремлений и потребностей к самовыражению. Молодежный экстремизм зачастую формируется на фоне неравенства и социальной несправедливости, отрицания труда, общечеловеческих позиций и ценностей, неустойчивого мировоззрения, отсутствия культурного развития.
Примерную типологию экстремистских молодежных групп можно поделить на несколько категорий:
1. Случайная группа - спонтанные объединения кратковременной агрессивной направленности, затевающие, к примеру, драки на дискотеках, стадионах, в игровых клубах, ночных барах, на улицах и площадях.
2. Ретристская группа - более устойчивое объединение, обычным занятием которой является бесцельное времяпровождение, сомнительные развлечения, токсикомания, наркомания и т.п. Такие группы агрессивны потенциально и способны проявить агрессию в любой напряженноконфликтной ситуации.
3. Экстремистская группа - организованное объединение агрессивной направленности, характерными особенностями которого является протест-ная психология, жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на участников и исходная нацеленность на нарушение социальных норм по принципу противопоставления «мы - они». Таковы, например, скинхеды, изначально и враждебно нацеленные на агрессию по отношению к представителям нерусской национальности.4
Причины участия молодых людей в молодежных экстремистских группах, как правило, очень разные. Их можно разделить на несколько категорий:
• маргиналы - страдающие от одиночества подростки, находящиеся в социальном дискомфорте и желающие самоутвердиться любым путем или любой ценой;
• конформисты - подростки, которые легко поддаются влиянию и легко чувствуют себя в группах;
• приспособленцы - подростки, которые делают вид, что принимают психологию группы;
• аутсайдеры - неудачники, или находящиеся во временном социальном ступоре;
• фанаты - подростки преданные группе, отрицающие все, что идет в разрез с групповым сознанием;
• борцы - подростки, для которых борьба значительно выше идеи, за которую она происходит;
• вожди - подростки склонные к лидерству;
• попутчики - подростки совершенно случайно попавшие в группу и в настоящее время еще не определившиеся;
• имитаторы - подростки, для которых сама идея не важна, а важна показуха борьбы;
• скучающие - подростки, которые таким образом утраивают свой досуг, в виду отсутствия каких либо иных интересов.5
Основные причины возникновения экстремизма в молодежной среде с конца 80-х годов: снижение роли семьи в воспитании подростков, ослабление воспитания в образовательных учреждениях, социальное расслоение общества, упадок культуры в государстве
Молодежный экстремизм представляет собой индивидуальное проявление крайних способов существования молодежи как особой социальной группы с учетом возрастной категории.
Появление молодежного экстремизма обусловлено особенностями, прежде всего самой молодежи, нестабильностью экономических и политических процессов, психологической неустойчивостью, стремлением в кратчайшие сроки обновить и изменить формы существования общества.
В силу особенностей молодежь представляет хорошую социальную среду для развития экстремизма и радикального выражения форм протеста.
Особенностями проявления молодежного экстремизма являются такие факторы как протест, стремление к групповым формам поведения, политическая неграмотность, возрастная импульсивность, максимализм пересекающийся с радикализмом.
Настоящая молодежь представляет собой особую социальную группу людей от 14 до 30 лет.
В прошлом молодежь никогда не рассматривалась серьезно, а лишь в качестве объекта, который нужно воспитывать. Педагоги прошлого предлагали «запрограммировать воспитательный процесс, установить четкие страте-
гические ориентиры воспитательного процесса, расписать все ценности, на которых должна строиться деятельность в области воспитания».6
Молодежь никогда не занимала ведомого положения и не играла основную роль в обществе. Молодое поколение всегда находится в зависимости от поколения старших возрастных групп.
Очень часто старшее поколение по отношению к молодежи ведет себя так, что молодые начинают чувствовать, что они виноваты в своей молодости. От этого в юном несформировавшемся сознании появляется чувство социальной несправедливости, готовности прибегнуть к протесту.
Исходя из этого, социальный облик молодежи является объективной основой детерминации как позитивных, так и негативных проявлений ее поведения и сознания. В целом этот облик определяется существованием и качеством зрелости основных сфер общественной жизни - социальной, экономической, политической и духовной.
В результате недавних политических и рыночных преобразований молодежь оказалась в наиболее незащищенной категории граждан.
Молодое поколение оказалась оторванным от общества и государства, предоставившего каждому свободу на выживание, или гибель в условии кризисов и реформ.
Направленность и характер ориентиров современной молодежи России продиктованы ее положением, местом в общей системе общественных отношений. В такой позиции молодежь не может качественно реализовать свой потенциал в общественной жизни общества.
У молодежи ярко выраженная пассивность и недоверие к людям старшего поколения. Присутствует неудовлетворенность своим положением в обществе, что ведет к проявлению стихийных и организованных форм протеста, агрессии и экстремизма.
Особой спецификой работы с молодежью современного времени является закладывание в ее сознание и поведение ценностей - позитивной жизненной позиции, устремлений к познанию, выработку нравственных понятий и вкусов, а также духовных ценностей, отрицающих экстремизм. Необходимо сформировать у молодежи принципы культуры, которая отвергает насилие в пользу толерантности.
Задачи по преодолению зла и его сторон многократно описаны в различных научных трудах. К этой теме подробно прикасались Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, И.А.Ильина, В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой. В их трудах противодействие злу рассматривалось с христианских позиций.
Назрело время, когда необходимо уделить внимание экстремизму в сознании молодежи и разработать пути его преодоления.
Коммерческие процессы достаточно глубоко проникают в самые разные области культуры и культурной жизни. Высокие культурные ценности подменяются усредненными, массовыми образцами различных псевдокуль-турных направлений.
Молодое поколение современной России находится в непростых условиях потери старых ценностей, формирования новых социальных отноше-
ний в обществе. Это повод для появления растерянности, пессимизма и неверия в свое будущее и будущее страны. Отсюда рост агрессивности и экстремизма. Учитывая данные факторы, такие явления в молодежной среде как проявление экстремизма и противодействие ему становятся все более актуальными для общества и государства.
Проблемы современной молодежи выступают отражением проблем всего российского общества в целом, притом на этапе его изменения. И не смотря на некоторые позитивные процессы, положительная обстановка в России зависит от условий и преобразований, которые оказывают негативное воздействие на культурное развитие молодежи. Основными негативными факторами являются: сильное расслоение общества по социальным и экономическим параметрам, усиление потребительского подхода и отчуждение молодежи от трудовой деятельности, снижение престижа профессионального образования, коммерциализация культуры, смена культурных ориентиров, снижение уровня общечеловеческих ценностей, увеличение преступности в стране и криминализация практически всех сфер общества, уменьшение престижа образования, снижение эффективности образования и воспитания.
Детерминация противодействия экстремизму в молодежной среде в предполагает внедрение и успешную реализацию в обществе многих социальных параметров, а именно:
- необходимо утверждение принципов развития социума: гуманизма, порядка и законности, справедливости, демократизации государственной власти, ориентации в культурном направлении;
- обязательный экономический рост, технический прогресс, повышение уровня жизни населения страны, уменьшение безработицы, обеспечение и выполнение программ государственной молодежной политики;
- стабильность в политической сфере жизнедеятельности, привлечение к политической жизни молодежи, разработка и внедрение в жизнь государственной политики в отношении молодежи;
- снятие социальной напряженности в российском обществе, стирание социальных конфликтов, обновление и переосмысление национальной политики, внедрение методов трудовой деятельности, укреплении института семьи, повышение культуры быта и досуга для молодежи, помощь молодым семьям и трудоустройство для молодых специалистов;
- создание в России широкой, общедоступной и привлекательной культурной среды, включающей в себя: продуманную систему воспитания, образования и обучения, создание доступного культурного, досугового, оздоровительного и спортивного направления;
- значительное изменение в положительную сторону обучения и воспитания, построенных на нравственных ценностях, принципах толерантного поведения, воспитание молодежи в духе патриотического настроения и ценностей.
Молодежный экстремизм представляет собой проявление крайних средств, форм и методов жизнедеятельности в сознании и поведении формирующейся личности молодого члена общества.
Природу молодежного экстремизма составляют социальный радикализм, склонность к агрессии и ошибки в выборе подхода при достижении цели. Молодежный экстремизм может проявляться на различных уровнях (групповом, социально-психологическом и теоретико-идеологическом). Также можно разделить молодежный экстремизм и по экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества.
Возникновение молодежного экстремизма продиктовано стечением негативных условий социальной среды, таких как: несправедливая приватизация и раздел собственности, конфликтами в обществе, отсутствием авторитета существующей власти, отсутствием духовных и нравственных ценностей, увеличением преступности в обществе. Вышеперечисленные факторы являются отличной средой для проявления в сознании и поведении людей негативных последствий субъективного порядка - склонности к радикализму, нигилизму, насилию, деструктивности, крайним средствам и способам достижения целей.
В силу названных особенностей молодое поколение представляет собой наиболее благоприятную социальную среду для утверждения и распространения экстремистских проявлений, выражения индивидуальных и групповых, стихийных и организованных форм социального протеста и недоверия к ведущей роли старшего поколения в обществе. В сложных и специфических условиях современной России исключительно важно выявить содержание приоритетов и ценностных ориентаций молодежи в интересах формирования условий активного противодействия экстремистским тенденциям и проявлениям в молодежной среде.
Содержание, характер и направленность ценностных ориентации современной молодежи России детерминированы ее объективным положением, ролью и местом в системе общественных отношений. Молодежь, как социальная группа и возрастная категория населения, объективно занимает промежуточное место в обществе, но не играет в нем ведущей роли, а находится в положении объекта социализации, подчинении и зависимости от взрослого поколения. Молодое поколение пребывает в состоянии недостаточной определенности и незавершенности выбора жизненных ценностей и приоритетов, а потому не может в полной мере реализовать свой ресурсный потенциал в экономической, социально, политической и духовной сферах общественной жизни.
В целом социальное положение молодежи выступает объективной основой детерминации как позитивных, так и негативных проявлений ее сознания и поведения. Оно определяется существованием и качеством зрелости основных сфер общественной жизни - социальной, экономической, политической и духовной. При этом важен не только качественный уровень развития названных сфер, а прежде всего самооценка молодежью своего места, роли, положения и собственного благополучия, самореализации в каждой из сфер жизнедеятельности.
Духовной основой противодействия экстремизму и агрессии в молодежной среде выступает сформированная система жизненных приоритетов и основных ценностных ориентаций российской молодежи, которая по содержанию и характеру должна быть позитивной.
Анализ жизненных приоритетов и ценностей российской молодежи показывает, что актуальными проблемами работы с молодежью является утверждение в ее сознании и поведении позитивных социокультурных ценностей -активной жизненной позиции, познавательных устремлений, нравственных ориентиров, эстетических идеалов и вкусов, а также духовносакральных ценностей, противодействующих проявлениям агрессии и экстремизма.
Актуальные проблемы российской молодежи во многом связаны с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: техно-логизацией, глобализацией, информатизацией, прагматизацией, урбанизацией, повышением удельного веса пенсионеров и лиц преклонного возраста в обществе, сокращением рождаемости и т. д. Но, вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, поскольку они опосредованы российской действительностью во всей полноте и той политикой, которая проводилась и проводится по отношению к молодежи.
Закономерным отражением сложности и противоречивости культурных условий в современной России выступает наличие таких негативных тенденций в молодежной среде, как: преобладание процессов дифференциации и возросшее расслоение по социально-экономическим параметрам; маргинализации молодежи; нарастание криминальных и других антисоциальных проявлений; стремление к участию в неформальных молодежных объединениях; отчуждение от трудовой деятельности и рост потребительских, прагматических и эгоцентристских ценностных ориентации. Данные тенденции находят свое проявление в растерянности и пессимизме, усилении агрессивности и экстремизма среди российской молодежи.
Необходимо утверждение принципов развития российского социума: гуманизма, законности, социальной справедливости, демократизма власти, культурной ориентации, комплексного развития всех сфер жизнедеятельности и учета региональной специфики.
Необходим устойчивый экономический рост на базе научнотехнического прогресса, социальная и культурная ориентированность экономики, выравнивание уровней жизни и благосостояния всех категорий населения, ликвидация безработицы и расширение рабочих мест, повышение инвестиционной привлекательности российских регионов, экономическое обеспечение федеральных и региональных программ государственной молодежной политики.
Необходима политическая стабильность, демократизм и нравственная обоснованность политических решений, привлечение молодых кадров к участию в политической жизни, расширение и углубление правовых основ государственной молодежной политики, вовлечение молодежи в реализацию государственных политических программ, разработка и реализация специальных программ государственной и региональной молодежной политики в России.
Необходимо формирование в России широкой, общедоступной и привлекательной инфраструктуры, включающей в себя: развитую систему общего и профессионального образования; эффективную систему обучения, про-
свещения и воспитания; широкую систему культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной работы, а также систему культурно-эстетического образования и творчества.
Крайне важно наладить формирование новой системы обучения и воспитания, ориентированной на утверждение в сознании и поведении молодого поколения общечеловеческих нравственно-гуманистических ценностей, принципов толерантного и ненасильственного поведения, патриотических настроений и чувств, профессионального образования и престижа высокой квалификации, психологии товарищества и партнерства, сотрудничества и взаимопомощи, дружбы, уважения и любви.
Следует обратить внимание научные круги, которые занимаются молодежью на специальный анализ таких проблем, как:
- культура противодействия агрессии и экстремизму;
- культура ненасильственного мышления и поведения.
В современной России в настоящее время проблемы молодежи волнуют ученых, политиков, писателей и общественных деятелей. В формировании содержания исследований молодежи необходимо должное внимание уделять проблемам молодежи, в том числе и проблемам противодействия молодежному экстремизму.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова.- Ростов-на Дону, Феникс, 2001. - сб.
2 Ильинский ИМ. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Тео-рия.-с238.
3 Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. - 2002. - № 5.
4 Социология молодежи. Под. ред. В.Т.Лисовского. - СПб, 1996.- с. 286-288.
5 Афанасьева Р.М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде Diss.sl.ru 2007
6 Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеала: Диалог поколений - Мурманск,
1994. С. 13-14.