УДК 338.46
К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМ
© Игорь Анатольевич КУЗНЕЦОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, директор института естествознания, e-mail: [email protected]
Целью данной статьи является изучение особенностей экономической безопасности как насущной потребности участников современного жилищно-коммунального рынка. Анализ формирования потребностей в экономической безопасности субъектов ЖКХ позволяет выявить причины противодействий реформенному процессу в ЖКХ, а также проблемы в экономических взаимоотношениях между субъектами ЖКХ.
Ключевые слова: экономическая безопасность; потребность в экономической безопасности; система экономической безопасности предприятий ЖКХ.
При реформировании ЖКК необходимо обеспечить комплексный подход к этой проблеме на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, коренным образом изменив подходы к реформе жилищнокоммунальной сферы с точки зрения обеспечения экономической безопасности субъектов данного рынка.
Жилищно-коммунальное хозяйство
(ЖКХ) «...в современном понимании представляет собой совокупность жилищного, коммунального секторов городского хозяйства и инвестиционно-строительного комплекса, связанного с основными формами воспроизводственного процесса (новое строительство, капитальный ремонт, модернизация, реконструкция, реновация)» [1, с. 35].
Продуктом деятельности жилищнокоммунального хозяйства являются жилищно-коммунальные услуги. В удовлетворении постоянно возрастающих, качественно изменяющихся экономических потребностей людей в ЖКУ состоит главная социальноэкономическая функция политики жилищнокоммунального хозяйства. Экономическая потребность в ЖКУ входит в число самых разнообразных потребностей человека, в т. ч. и экономической безопасности.
Устремлением экономического субъекта, агента экономических отношений является максимизация экономической безопасности ради максимизации выгод от удовлетворения экономических потребностей, от реализации собственных экономических интересов.
Экономическая безопасность в ряде изданий определяется следующим образом: «. это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз» [2, с. 39].
Понятие экономической безопасности сопряжено с понятием экономической конкурентоспособности, которая определяется как «обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Эти свойства могут относиться к различным по природе объектам - видам продукции, предприятиям и организациям, их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения и комплексы, наконец, к отдельным странам или их группировкам (региональным, политическим, этнокультурным), выступающим в качестве субъектов конкурентной борьбы» [3, с. 66].
По нашему мнению, экономическая конкурентоспособность является реализацией экономической безопасности в экономических отношениях. Отсутствие экономической безопасности не дает возможности эффективного позиционирования субъектом своих экономических интересов, для реализации которых приходится вступать в конкурентную борьбу. Но и экономическая конкурентоспособность также развивает экономическую безопасность, т. к. эффективное экономическое поведение способно развить экономический потенциал, который позволяет носителю экономической безопасности действовать максимально эффективно.
Нельзя рассматривать лишь наличие или отсутствие экономической безопасности, можно рассматривать либо максимизацию, либо минимизацию экономической безопасности. Конечно, возможна такая минимизация экономической безопасности, когда потери станут слишком высоки для субъекта экономических отношений. Если принимать поведение субъекта за рациональное, то каждый субъект будет строить свое поведение исходя из оптимального выбора. Выбор будет рассматриваться оптимальным тогда, когда субъект будет поддерживать и развивать свою экономическую безопасность лишь в том случае, если затраты на поддержание и развитие экономической безопасности ниже потерь от минимизации экономической безопасности.
Как мы указывали ранее, развитие жилищно-коммунального рынка и обострение на нем конкурентных отношений, с нашей точки зрения, предопределяет четыре сферы (источника) формирования потребностей в экономической безопасности:
1. Сфера экономических взаимоотношений между потребителями жилищнокоммунальных услуг за более выгодные условия и качество поставки.
2. Сфера экономических взаимоотношений конкурентной среды уже между самими поставщиками жилищно-коммунальных услуг и управляющими компаниями (УК) по жилому и нежилому фонду строений и помещений.
3. Сфера, это сфера экономических взаимоотношений между поставщиками (предприятиями ТЭК и ЖКХ) жилищно-коммунальных услуг и потребителями (как физическими, так и юридическими лицами).
4. Сфера, это сфера экономических взаимоотношений между потребителями жилищно-коммунальных услуг, предприятиями ТЭК и ЖКХ отрасли и государством [4, с. 120].
Экономическая безопасность имеет значение и для государства и для граждан, но рассматривается по-разному. Национальная экономическая безопасность реализуется как государственная потребность, а вот индивидуальная экономическая безопасность является условием для синтеза потребности общества. Каждый представитель любой общественной группы желает обладать макси-
мальной экономической безопасностью, ожидая гарантий этого от государственной власти.
Проблемы экономической безопасности предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) определяются общими проблемами экономического развития муниципального образования.
Общими проблемами экономического развития сферы ЖКХ, влияющими на экономическую безопасность хозяйствующих
субъектов, являются:
- Противоречие между существующей экономической базой большинства муниципальных образований и их потребностями. Федеральными органами делегировано значительное количество функций социальноэкономического обеспечения населения, но они не обеспечены соответствующим экономическим потенциалом муниципального образования. Большинство муниципальных образований являлись дотационными, а естественный механизм формирования источников доходов еще не сложился. Наряду с этим, объем налоговых поступлений закрепленных за местным бюджетом является недостаточным. Иные доходы местных бюджетов составляют незначительный вес в доходной части.
- Отсутствие самодостаточной ресурсной базы. Экономика муниципального образования во многом зависит от количественного наличия и качественного состава ресурсов (земля, вода, воздух, муниципальная инфраструктура), они лишь частично включаются в стоимость производимой продукции и не существует экономической основы для их воспроизводства и рационального использования. Само текущее состояние жилищно-коммунального хозяйства, дорог, природного комплекса являются прямым следствием безвозмездного использования ресурсов муниципального образования.
- Слабый аспект предпринимательской активности. Видоизменение и модернизация хозяйственных структур в значительной мере зависит от такого фактора, как институт предпринимательства.
Предпринимательство в сфере жилищнокоммунального хозяйства (ЖКХ), где именно сейчас происходят интенсивные изменения, является фактором ускоренного развития и требует наиболее полного, конкретизирован-
ного и детального изучения. За многие десятилетия сложившийся хозяйственный механизм в жилищно-коммунальном хозяйстве не стимулировал эффективное развитие предприятий и организаций ЖКХ, не ориентировал их на улучшение качества услуг на базе новых методик, подходов и технологий, порождал иждивенческое отношение граждан к институту собственности жилищного фонда страны, и взаимоотношений с коммунальными службами муниципалитетов.
Переход на рыночные отношения, проведение экономических реформ, приватизация, предпринимательская активность в муниципальных образованиях остается недостаточной. Во многом это определяется недостатком финансовых ресурсов, в первую очередь, долгосрочных кредитов, высокими процентными ставками, значительным налоговым бременем и нестабильностью в налоговом законодательстве, административными барьерами со стороны различных органов власти, а также слаборазвитым человеческим капиталом.
Специфика системы жилищно-коммунального обслуживания означает, что введение института предпринимательства приводит к созданию конкурентной среды, активизирующей рациональные и эффективные методы управления.
- Низкий уровень инвестиционной активности. Во многом это определяется инвестиционной привлекательностью муниципального образования. С одной стороны, создание благоприятного инвестиционного климата на своей территории, весьма ограничено действующим законодательством, с другой стороны - слабым использованием природно-ресурсного потенциала.
- Финансово-экономическая слабость предприятий различных уровней бизнеса. Предприятия, находящихся в различных муниципальных образованиях претерпели воздействие рыночных сил, значительная их часть обанкротилась или работает крайне неустойчиво. Только сегодня в основной массе муниципальных образований стала заметна роль малого и среднего бизнеса.
- Проблемы структуры и инфраструктуры экономики муниципального образования. Доставшееся от командноадминистративной системы преобладание бюджетных организаций в структуре эконо-
мики муниципального образования коренным образом влияет на экономическое развитие. В изменившихся условиях «стихийных рыночных процессов» ситуация заставляет проводить структурную перестройку экономики муниципального образования. Главная задача наиболее полным образом использовать множественный предпринимательский потенциал, формирующий новую структуру экономики за счет развития новых предприятий малого и среднего бизнеса.
- Проблемы развития социальной инфраструктуры. Государство не в состоянии было содержать всю совокупность социальной инфраструктуры и передавало социальные объекты на баланс муниципалитетов. В дополнение к этому собственники приватизированных предприятий отказывались содержать на балансе предприятий материально-техническую базу социальной инфраструктуры. Различные социальные объекты, жилищный ведомственный фонд, детские дошкольные учреждения, объекты культуры и спорта передавались на баланс муниципалитетов, которым не хватало финансовых средств, без проведения капитального ремонта, поэтому находятся в постоянном аварийном или предаварийном состоянии и требуют срочного капитального ремонта. Все эти социальные проблемы ложились на «плечи» населения, что ухудшало социальноэкономическую ситуацию муниципального образования.
- Проблемы политического противостояния. Развитие демократических процессов и многопартийности во многом обусловило проблемы политического консенсуса субъектов экономики, руководителей муниципальных образований, руководителями региональных органов власти и правительства страны, депутатов различных уровней, собственниками предприятий различных форм собственности. Все это вызывает нестабильность и несогласованность действий, направленных на экономическое развитие муниципальных образований.
- Проблемы макроэкономического развития государства. На экономическое развитие муниципальных образований влияет макроэкономическая ситуация, т. к. экономика муниципального образования является неотъемлемой частью национальной экономики. Проблемы экономического роста ВВП,
мировые цены на сырье и энергоносители, проблема внешнего долга, уровень доходов работников различных сфер рынка труда, инфляция и безработица и т. д.
Из вышесказанного следует, что все проблемы экономического развития ЖКХ отражаются на состоянии экономической безопасности хозяйствующих субъектов данной сферы.
1. Руководство для мэров по организации и управлению городским хозяйством / под общ.
ред. П.Г. Грабового и Л.Н. Чернышова. М., 2004.
2. Общая теория национальной безопасности / под общ. ред. А. А. Прохожева. М., 2002.
3. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо-и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3.
4. Кузнецов И.А. Экономическая безопасность как потребность конкурирующих предприятий в ЖКХ // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 3.
Поступила в редакцию 14.11.2011 г.
UDC 338.46
ON QUESTION OF ECONOMICAL SAFETY OF INSTITUTIONS OF HOUSING UTILITIES ON MODERN STAGE OF REFORMS
Igor Anatolyevich KUZNETSOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Professor of Political Economy and World Global Economy Department, Director of Natural Science Institute, e-mail: [email protected]
The purpose of this article is to study the characteristics of economic security as urgent needs of the participants of modern housing and utilities market. Analysis of the formation of economic security needs of subjects allows utilities to identify the causes of counteractions of the reform process in the housing and economic problems in the relationship between subjects of housing utilities.
Key words: economic security; need for economic security; economic security system utilities.