Поэтому для постоянного увеличения капитализации компании, что непосредственно отражается на ее стоимости на фондовом рынке и увеличивает ее привлекательность для инвесторов, необходимо постоянно проводить переоценку нематериальных активов, оценку эффективности использования их.
Компания должна по мере необходимости пересматривать состав нематериальных активов, которые находятся на балансе, так как активы должны быть полезны и приносить экономические выгоды предприятию. Следует оптимизировать методику переоценки данных активов в связи с условиями и потребностями рынка.
Проблемы, связанные с оценкой нематериальных активов, отсутствие стандартов и конкретных методик оценки объектов интеллектуальной собственности как части нематериальных активов, отставание в создании правовой базы в данной области не позволяют оценивать интеллектуальные ресурсы с высокой степенью достоверности, что негативно влияет на деятельность российских предприятий и не позволяет адекватно реагировать динамично меняющемуся рынку.
В этом году прошли три форума, посвященных интеллектуальной собственности, что является свидетельством большой роли интеллектуальной собственности в культурном и экономическом развитии нашей страны.
Переход от нынешней сырьевой экономики к инновационной, где важнейшем ресурсом будет научно-технический и творческий потенциал, позволит сделать мощный рывок вперед и достичь успеха в проведении экономических преобразований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козырев А.Н. Оценка стоимости интеллектуальной собственности. М.: Интерреклама, 2009. 352 с.
2. Козырев А.Н. Интеллектуальный капитал: состояние проблемы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 575 с.
3. Просвирина И.И. Интеллектуальный капитал: новый взгляд на нематериальные активы. СПб.: Книжный дом, 2009. 172 с.
А.Ю. РОЖКОВА
Анна Юрьевна Рожкова — аспирантка Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова.
Автор 11 публикаций.
Область научной специализации — эффективная занятость. ^ ^ ^
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ*
В условиях инновационно-ориентированной экономики и сильного социального государства в современных условиях ведущей проблемой является формирование эффективной занятости населения, а именно: эффективного использования качественного трудового потенциала, формирования трудовой мобильности отраслевых и профессиональных структур, рационального распределения рабочей силы между отраслями и регионами. Проблема занятости занимала умы виднейших представителей различных экономических школ и по-прежнему остается актуальной.
Большинство экономистов определяли «занятость» как:
ГРНТИ 06.77.64 © А.Ю. Рожкова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Круглова.
— деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода (А.А. Никифорова) [8, с. 29];
— состояние соответствия предложения труда и спроса, вовлечения трудоспособных групп населения в хозяйственную деятельность (В .В. Радаев) [9, с. 86];
— формирование производительной силы общества (Н. Гаузнер) [3, с. 56];
— экономическое отношение в общественно полезном труде (Э.Р. Саруханов, [10, с. 47] и Н.Н. Даниленко [2, с. 35]);
— экономическая категория на правовой основе (А.Э. Котляр [6, с. 34] и Б. Д. Бреев [1, с. 11]);
— «условие включения в процесс производства» (С.В. Андреев) [цит. по: там же, с. 58].
В целях развития рынка труда соответственно интенсивному экономическому росту на основе взглядов экономистов о занятости были выявлены следующие признаки эффективной занятости:
— соответствие профессионально-квалификационной структуры рабочей силы структуре рабочих мест;
— состояние определенной аллокации трудового ресурса;
— включение характеристик — экономической, социальной, производственной и правовой;
— эффективность экономических отношений субъектов занятости в системе развитых рыночных и общественных институтов;
— трудовые отношения оптимизирующего поведения в рамках сотрудничества работника, работодателя, государства, бизнеса и общественных организаций в условиях трансформации и кризиса;
— добровольность труда и гармонизация прав и обязанностей человека в трудовой сфере, равная ответственность гражданина и государства за возможность иметь работу, обеспечивающую достойный образ жизни (Н.Л. Казначеева) [4];
— разумный менеджмент трудовых ресурсов по отраслям и регионам (В.И. Кузнецов);
— взаимозависимость развития занятости и рынка труда (Н.А. Волгин, П.В. Савченко, И.Р. Курнышева, К.Г. Кязимов);
— развитие человеческого капитала в условиях соответствия уровня квалификации, производительности труда и заработной платы согласно классическому подходу к занятости;
— адекватная дифференциация доходов населения стимулирует мотивацию, повышение квалификации работника и рост производительности труда (И.А. Столяров) [7, с. 35-36];
— труд неквалифицированного и квалифицированного работника находится в соответствии с эффективностью его труда, что является фактором возрастающих или постоянных издержек на оплату труда при достаточном уровне фондовооруженности [5];
— применение и регулирование, наряду с традиционными, гибких форм занятости и заработной платы на «сильной» институционально-правовой основе;
— чем выше уровень совокупного спроса, тем выше уровень эффективной занятости [там же];
— следование общепринятым принципам стратегии (К.Б. Шипунов) [11] и мониторинг основных факторов, влияющих на формирование эффективной занятости с разумным участием государства, что является признанием экономистами разных теорий занятости (неоклассиков, кейнсианцев и др.).
Поэтому сущность эффективной занятости проявляется посредством ее субъектов, принципов и факторов ее формирования при максимально-рациональном использовании трудовых ресурсов. Она характеризуется ростом производительности труда, общественно полезным трудом рабочих, их высокой материальной и морально-психологической мотивацией к производительному труду; развитием человеческого капитала; институционали-зацией трудовых отношений; снижением отраслевой и региональной дифференциации уровня жизни населения в условиях возрождения и развития производственно-инновационного сектора экономики для обеспечения на уровне работника достойного уровня жизни, воспроизводства и творческой самореализации, на уровне работодателя (производителя) — рентабельности и качества выпускаемой продукции, на уровне страны — роста национального дохода и экономической безопасности.
На основе анализа трансформационных процессов в сфере занятости, несовершенной институционально-правовой основы трудовых отношений и вынужденной адаптации субъектов; развития неформальности в трудовых отношениях и гибких форм занятости в условиях низкого уровня социального партнерства вследствие отсутствия эффективного вмешательства государства; социально-экономических факторов регулирования рынка труда в условиях трансформации и кризиса, а также неопределенности и несовершенства институтов, преимущественного развития сырьевой экономики можно утверждать, что эффективная занятость на российском рынке труда еще не сформирована.
Поэтому анализ классической, кейнсианской и институциональной теорий занятости позволяет сделать вывод о том, что для определения основных направлений формирования эффективной занятости необходим мони-
* В работе термину «аллокация» отдается предпочтение в сравнении с «распределением» как более точно отражающему размещение ресурсов.
торинг факторов эффективной занятости, государственное участие в стимулировании совокупного спроса, ин-ституционализация неформальных институтов и нестандартных форм занятости в трудовых отношениях субъектов современного рынка труда в России.
Из вышеизложенного следует, что эффективная занятость — это экономико-социально-институциональное обеспечение качественными трудовыми ресурсами в системе трудоустройства на рынке труда, при котором обеспечиваются потребности в рабочих местах и стабильном доходе работника и работодателя, обеспечении конкурентоспособной продукции, получении материальных, социальных и духовных благ в условиях снижения отраслевой и региональной дифференциации.
На основе типологии регионов [12] и их особенностей развития, на наш взгляд, целесообразно отметить критерии формирования эффективной занятости соответственно их экономическому уровню развития и роду деятельности, позволяющие смягчить неравенства экономического развития и дифференциации доходов населения соответственно 4 типам регионов (табл. 1).
Таблица 1
Типы регионов по уровню экономи- Критерии ФЭЗ Типы регионов по роду деятельности
ческого развития
Лидеры Конкурентоспособность трудовых ресурсов в условиях глобализации. Развитость рыночных институтов в интересах экономической безопасности страны Добывающие
Относительно разви- Квалифицированность, креативность и мотивация к производитель- Производящие
тые ному и инновационному труду. Законность в интересах субъектов трудовых отношений в системе развитых рыночных институтов
Средние Стабильность и рентабельность работодателя и работника на продуктивных рабочих местах. Мотивация к производительному труду. Адаптивность и мобильность в условиях рационального распределения трудовых ресурсов Аграрные
Аутсайдеры Законность в интересах субъектов трудовых отношений в системе Регионы, предостав-
развитых рыночных институтов. ляющие услуги туриз-
Адаптивность и мобильность в условиях рационального распределе- ма, отдыха и т. д.
ния трудовых ресурсов
Анализ зарубежного опыта регулирования занятости и эффективного трудоустройства позволяет выделить следующие направления формирования эффективной занятости, а именно: производственно-инновационное развитие, реформирование институтов, активное трудоустройство. Согласно этим направлениям определяются способы формирования эффективной занятости (табл. 2).
Таблица 2
Формирование эффективной занятости
Основные направления Основные способы
Производственно- инновационное развитие Развитие реального сектора экономики за счет повышения технического уровня производства, структурных изменений в производстве, улучшения организации производства и труда, создания и развития необходимой социальной инфраструктуры с учетом специфики и уровня экономического развития регионов. Резервы повышения производительности труда производственной сферы при максимальной загрузке производственных мощностей в условиях возрождения и развития реального сектора экономики. Поддержка и развитие МиСБ в формировании экономически целесообразных рабочих мест и свободных экономических зон в условиях налоговых льгот, субсидий на основе применения преимуществ регионального разделения труда. Формирование механизма согласования государства, бизнеса и общества в рамках корпоративной ответственности, социального партнерства, институционализации на отраслевом и региональном уровнях. Стимулирование высокой мотивации к производительному труду посредством оптимизации системы оплаты труда за счет роста заработной платы в обмен на снижение налогового бремени.
Окончание табл. 2
Основные направления
Основные способы
Реформирование институтов
Активное трудоустройство
Формирование нормативной заработной платы на основе социального стандарта нормального воспроизводства рабочей силы в условиях совместной инициативы государства и бизнеса. Снижение дифференциации уровня жизни между городским и сельским населением в условиях взаимодействия субъектов предпринимательства и государства в развитии аграрной, промысловой и иных сфер при рациональном использовании земли, ресурсов и производства конкурентоспособной продукции с наименьшими для товаропроизводителей производственными и трансакционными издержками в рамках формирования институциональных основ
Эффективно функционирующая система формальных институтов для снижения степени неопределенности на рынке труда.
Совершенствование законодательной основы в интересах работодателей и работников для снижения степени противоречий поведения экономических субъектов в трудовых отношениях. Снижение в законодательном порядке издержек работодателя при высвобождении излишней рабочей силы в рамках поддержки малого и среднего бизнеса.
Обязательная разработка соглашений в рамках социального партнерства на период реструктуризации и модернизации производства, а также при ухудшении экономической конъюнктуры, приводящих к сокращению рабочей силы.
Законодательное закрепление использования неформальных и полуформальных трудовых отношений при найме рабочей силы в целях повышения ответственности работодателя
Использование различных форм занятости на правовой основе.
Четкий механизм миграционной политики в культурно-этнических интересах и экономики страны в условиях преемственности и развития социальной инфраструктуры, социальной защиты, цивилизованного рынка жилья.
Рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом потребностей региона и специфики развития отраслей на основе проведения мониторингов, поощрения мобильности, упрощения нормативных процедур по привлечению качественных трудовых мигрантов при наличии оптимальных условий приобретения жилья и системы оплаты труда.
Расширение информационной базы о состоянии местных рынков труда в рамках конкретного региона и доступность для ищущих работу достоверных сведений о состоянии рынка труда в других регионах страны.
Оптимизация системы образования на основе системности и принципов развития человеческого ресурса посредством выработки единых профессиональных стандартов, конкурентоспособности, проведение мониторингов и прогнозов на спрос на трудовые ресурсы в условиях глобализации.
В соответствии с требованиями рынка труда, в частности спецификой того или иного региона, проведение прогнозов и мониторингов вузами, службами занятости и ассоциациями предпринимателей;
обеспечение внутрифирменного обучения за счет работодателя при поддержке государства в виде субсидий и льгот, а также развитой системы служб подготовки и переподготовки специалистов.
Мониторинг сферы занятости и рынка труда в тех регионах и населенных пунктах, где сосредоточены импорто-уязвимые производства и где велика опасность свертывания производства (или ликвидации предприятия совсем).
Многовариантная система поиска работы (самостоятельно, прямое обращение к работодателю, через средства массовой информации, негосударственные фирмы по найму персонала и государственные службы занятости) с учетом расширяющихся возможностей использования компьютерных банков данных, необходимости большего охвата территорий и клиентских групп негосударственными фирмами по найму — персонала и повышения эффективности работы службы занятости.
Совершенствование технологии работы органов службы занятости по предоставлению услуг незанятым и безработным гражданам на основе разработки конкретных программ содействия занятости в рамках трехсторонних переговоров, дифференцированных по набору мер с учетом территориальных и местных особенностей функционирования рынка труда и социально-профессиональных характеристик клиентских групп (переобучение, профилирование в общественных и других видах временных работ для безработных и др.)
Таким образом, в настоящее время необходимо формирование эффективной занятости на основе специфики, преимуществ и уровня экономического развития регионов и отраслей российской экономики при заимство-
вании преимуществ зарубежного опыта. При этом единый механизм включает: создание условий, социально-экономических факторов, которые в равной степени значимы и взаимосвязаны; определение основных направлений соответственно критериям формирования эффективной занятости в условиях трансформационной экономики для обеспечения интенсивного экономического роста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. М.: Наука, 2005.
2. Даниленко Н.Н., Озерникова Т.Г., Кравцевич С.В. Конкурентоспособность работника: понятие, исследование, управление. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. 256 с.
3. Занятость населения и ее регулирование: правовые, экономические, социальные аспекты проблемы занятости / В.Н. Васильева, Н.П. Фофанова, Л.П. Костюкевич и др. М.: Мнемозина, 2005.
4. Казначеева Н.Л. Государственное регулирование занятости в регионе // Теория и практика рыночных отношений в современных условиях: сб. ст. / Новосиб. гос. акад. экономики и упр. Новосибирск, 2000. С. 48-52.
5. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Петрозаводск: Петроком, 1993. 308 с.
6. Котляр А.Э. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. 1998. № 1.
7. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения // Антология экономической классики: В 2 т. Т. 2 / предисл., сост. И. А. Столярова. М., 1992. 486 с.
8. НикифороваА.А. Рынок труда: занятость и безработица. М., 1991.
9. РадаевВ.В. Анализ рынка труда: спрос на труд // Российский экономический журнал. 1995. № 4.
10. Саруханов Э.Р. Проблемы занятости в период перехода к рынку. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. 164 с.
11. Шипунов К.Б. Принципы управления занятостью в условиях рыночной экономики // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2007. № 4 (24). URL: http://www.m-economy .ru/numbers.php3
12. URL: http://astas.socpol.ru/typology/table_tupes.chtml
И.С. САМОХИН
Иван Сергеевич Самохин — соискатель ученой степени кандидата филологических наук при Московской академии безопасности управления.
В 2007 г. окончил МАБиУ.
Преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации МАБиУ.
Автор 1 публикации.
Область научной специализации — сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание. ^ ^ ^
СООТНОШЕНИЕ МЕЛОДИЧЕСКОЙ И ВЕРБАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ
В ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ*
Песенный текст является креолизованным [1, с. 21; 9, с. 14; 10, с. 4]. По Ю.А. Сорокину и Е.Ф. Тарасову, «креолизованные тексты — это тексты, фактура которых состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык)» [13, с. 180]. Таким образом, в формировании содержания и прагматического потенциала упомянутых текстов взаимодействуют коды различных семиотических систем, которые, в свою очередь, интегрируются и перераба-
ГРНТИ 28.23.21 © И.С. Самохин, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра филол. наук, проф. И.Б. Руберта.