К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ ПРИ РЕШЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СССР В ОТНОШЕН™ Г ЕРМАНИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1939-1941 гг.)
Л.Г. ГАСЮК
Кафедра истории России Росстшскнй университет дружбы народов //"!7УЛ', Моста, \\ч. МикчухоМакчаи, /0-1
В статье рассматриваю гея проблемы эффективности сойотской пропаганды н отношении Германии и 30 40-х гг. XX п. как средства достижения внешнеполитических, внешне-экономических и идеологических интересов советского руководства. Выводы позволяют признать та советской системой внешнеполитического агитпропа ряд удачных инициатив, которые оказали существенное, влияние на развитие сотрудничества СС'Х'Р и Германии » 1939 1941 гг.
Заявленную тему можно считать актуальной, так как вопросы предыстории Второй мировой войны и её главного сюжета - - Великой Отечественной войны СССР против Германии до сих пор являются дискуссионными, а зачастую спорными и поэтому стабильно привлекают к себе внимание научно-исторических кругов. Проблемы информационного обеспечения своей внешнеполитической деятельности являются магистральными для любых политических систем: и демократических, и тоталитарных. Как заявил в ходе беседы с автором главный редактор журнала «Дипломат» Ю. Тавровский, общим моментом является наличие механизма пропаганды. Если он имеется, то на него можно «наживить» любую идеологию. Современная историческая практика чаще всего связывает понятие «пропаганда» с такими социально-психологическими явлениями, как «общественное сознание», «образ врага», «массовая психология»1 и пр. С другой стороны, социально-психологический аспект советской пропаганды трактуется как «идеологическая подготовка людей»2.
Не является исключением и рассматриваемый нами период, который больше всего интересует исследователей в области пропаганды с точки зрения вышеназванных явлений. Негативным моментом является тот факт, что зачастую на периферии научных исследований, а то и просто в тени, остаётся изучение приоритетных направлений внешней пропаганды любого государства - содействие успешной реализации внешней политики страны в отношении зарубежных государств, решению широкого спектра задач: от политических и идеологических до экономических.
Анализ отечественной историографии показывает, что глубокой научной проработки проблемы влияния информационного или информационно-пропагандистского фактора на результаты внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности СССР практически не было. Данный тезис целиком и полностью отражает состояние как современной отечественной, так и зарубежной историографии, для которой проблемы
содействия пропаганды СССР в 1939-1941 гг. в решении политико-экономических задач замещаются проблемами создания и функционирования мифологизированного сознания в тоталитарном обществе посредством официозного советского агитпропа’.
Не оспаривая правильность постановки проблемы чрезмерной идеологизации внутри- и внешнеполитической пропаганды, остановимся поподробнее на нескольких конкретных примерах использования форм и методов советского агитпропа в жизненных интересах СССР на международной арене в 1939-1941 гг. и оценить её эффективность.
Стратегические цели внешнеполитической пропаганды, как правило, формулируются следующим образом: «...завоевание широких кругов иностранной общественности и руководства государств в пользу конкретной политики, данной идеологии и данного образа жизни, создание благоприятных условий и обеспечение поддержки общественного мнения зарубежных стран конкретным акциям данного правительства на международной арене»'1. Несмотря па то, что советское руководство несомненно рассматривало пропаганду как средство экспорта идеологии, конечно, и отношении Германии вопрос «о завоевании широких кругов общественности» в 1919 г. даже и не поднимался. Советские руководящие круги не только выстраивали отношения и рамках заключённых с ттй страной пактов о ненападении и Договора о дружбе и границе, но и (как свидетельствуют архивные источники) отдавали себе реальный отчет о том, что происходило в Перлине. Исходя из этих соображений, вести пропаганду в « Греть ем рейхе» было не только бесполезно, но и контрпродуктивно. Об этом со всей определенностью говорилось в подготовленном Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) отчёте для ЦК ВКП(б), датированным июлем 1940 г.: «Задача проведения политической пропаганды в Германии сейчас вряд ли реальна»’'.
Кстати, упомянутый ВОКС являлся одним из многочисленных элементов системы внешнеполитической пропаганды (СВП) СССР в 30-е и 40-е гг. Сама система была достаточно разветвленной и запутанной. Более -того, некоторые исследователи говорят1 об «абсурдности форм пропагандистской работы в СССР на рубеже 1930-х 40-х гг.»'’ Так ли это на самом деле?
В проведении политико-идеологической пропаганды за рубежом в той или иной степени были задействованы более 10 советских официальных учреждений и ведомств. В их число входили ВОКС, НКИД (Народный комиссариат’ иностранных дел), НКВД (Народный комиссариат внутренних дел), ПКВ'Г (Народный комиссариат внешней торговли), Главлит, Союз советских писателей (СС -Г1), ТЛСС, КРВ при С11К (Комитет по радиовещанию при Совете народных комиссаров), различные газеты и журналы и даже Большой театр, который занимался так называемой «культурной пропагандой». Кроме этого, пропагандой и агитацией занимался Коминтерн.
Впрочем, эксперты едины во мнении, что на вершине пирамиды внешней и внутренней пропаганды большевистской партии находились три основных органа: Центральный Комитет ВКП(б), Управление пропаганды и агитации (УПЛ) ЦК и Главное управление политической пропаганды Красной армии (ГУПП). Несомненно, что роль дирижера в этой системе играл лично Стадии. Начиная с выдвижения кандидатур на руководящие посты, которые обеспечивали безотказное действие пропагандистской машины и заканчивая публичными выступлениями, которые воспринимались как целевые, пропагандистские установки. Вот лишь некоторые из публичных выступлений Сталина, которые были прямо связаны с постановкой в стране внутри- и внешнеполитической пропаганды. Это выступление перед пропагандистами Москвы и Ленинграда в 193 8 г., во время которого Сталин сделал заявление не оставляющее сомнений в его отношении к предмету выступления: «...нет в мире лучшей пропаганды, чем печать. Печать •- эго такая вещь,
которая даёт возможность ту или иную истину сделать достоянием всех»7. Кроме того, молено отметить выступление на XVIII съезде ВКП(б) в марте 1939 г., а также обращение на совещании в ЦК по вопросу о фильме «Закон жизни». Отдельного внимания заслуживает речь Сталина перед выпускниками военных училищ, которая была произнесена 5 мая 1941 г. Именно она, как утверждают специалисты, стала толчком к переходу от «оборонительной» к «наступательной пропаганде» и, по мнению некоторых8, косвенно подтверждала подготовку СССР к нападению на Германию.
Вопреки устоявшемуся мнению отметим, что Сталин не был таким ярым догматиком идей коммунизма, как его принято изображать, и не прочь был использовать официозный агитпроп в чисто прагматических целях. «Сталин не был заложником теоретических догм. Он использовал теорию в интересах политической и экономической целесообразности, а 'также реализовывал всё то полезное, что можно было извлечь ич идеологии, и нацеливал тто на конкретный результат», именно так оценивает подход«.! «вождя пародов» к политике В.М. Александров9.
И действительно, па конкретный внешнеполитический результат были настроена даже пропаганда виуфи страны. Антифашистские настроения (даже подспудно проявляемые после подписания пакт Молотова Риббентропа) были необходимы советскому руководст ву для достижения внешнеполитических целей. г>тот тезис подтверждают свидетельства немецких дипломатов Ф. Гаусса и Г. Хильгера, которые запечатлели обращение Сталина, в котором, в ходе переговоров по политической и экономической проблематике, он призывал считаться с общественным мнением в СССР10. Конечно, никакого, сколько-нибудь значимого дня советских руководящих кругов общественного мнения в СССР в конце 30-х гг. не существовало. Оно жестко контролировалось и было полностью сформировано при помощи всё тх>й же пропаганды и в данном случае ссылка на него способствовала положительному исходу дела.
Экономические переговоры, как известно, увенчались успехом: 19 августа было подписано кредитное соглашение между СССР и Германией (по поводу которого, кстати говоря, также ломают копья историки). В рамках беспрецедентного экономического сотрудничества между будущими противниками были подписаны и ряд хозяйственных соглашений (от 11 февраля 1940 г. и от 10 января 1941 г.). Причем советская пропаганда и здесь отличилась применением довольно изощрённых методов работы. Так, 8 января 1941 г. в газет «'Груд» неожиданно появилась статья немецкого писателя-антифашиста Л. Фейхтвангера, перепечатанная из американской газеты «Пост мервдиэм»11. Как выяснилось , статья поступила в иностранный отдел газеты с ведома секретариата Сталина. Сотрудники редакции были в замешательстве, ибо знали, что Л. Фейхтвангер после подписания советско-германских договоров 1939 г. стал запрещенным в Советском Союзе писателем - к этому времени относится крутой поворот в советской пропаганде от ярого антифашизма до признания в Германии лучшего «друга и партнёра». Что касается самой статьи, то здесь все объясняется политико-экономическими причинами. В это время в Москве проходили сложные переговоры наркома внешней торговли СССР А. И. Микояна и начальника экономического отдела МИДа Германии К.Ю. Шнурре, в ходе которых последний пытался навязать крайне невыгодные советской стороне условия. Судя по всему, советское руководство, зная, что германская сторона тщательно следит за советской прессой (с февраля 1940 г. ежедневно два экземпляра газеты «Труд», наряду с другими изданиями, доставлялись самолётом в Берлин), решило поставить немцев на место данной газетной публикацией. Публикация антифашстских статей вызвала ярость нацистского руководства, но после этого германский МИД смягчил свои
первоначальные требования при заключении соглашения, а «1руд>> 9 января 1^41 г. без всяких объяснений прекратил публикацию статей Л. Фейхтвангера .
Таким образом, данный пропагандистский ход напрямую способствовал решению внешнеэкономических задач СССР. Впрочем это далеко не единственный пример использования советских СМИ для внешнеполитических целей. Исследователи отмечают, что десятки статей в советских газетах имели конкретный адрес -Берлин13. Так, серия публикаций «О перерастании революционной полит ики Франции в захватническую», которая была осуществлена с санкции У ПА, не должна была оставлять у германского руководства иллюзий в отношении истинного смысла данных публикаций и служила внешнеполитическим интересам СССР.
Вообще стиль советских пропагандистов писать и говорил» « поповым языком»* заслуживает отдельного внимания. В качестве иллюстрации можно принос ш кчисы секретаря ЦК ВКП(б) Щербакова к совещанию 8 мая 1941 г. с нредептнтслнмп СМИ. Си вещание состоялось в Щ<, на нем присутствовали главные редакторы центральных {акт («Правда», «Известия», «Красная звезда», «Груд») и ряда журналов. ’ Здесь находим буквально следующее рекомендации партийного функционера руководству сокмекой периодики в отношении направленности публикаций: «...осторожно, не драчшпь, повода не давать, аналогии и намёки, по систематически, капля по каше»14.
Другим методом популяризации образа СССР за границей с чис то прагматическими намерениями может служить организация советских павильонов на выстан ках в Кёнигсберге (1940) и в Лейпциге (1941). И хотя немцы сделали всё, чтобы воспрепятствовать советской пропаганде (они даже запретили воспроизведение и павильонах текстов советской Конституции 1936 г. и размещение портрета Суворова), похоже, что она имела некоторый успех. Во всяком случае, «Правда» 7 марта 1941 г., спустя 5 дней после открытия Лейпцигской выставки, цитировала немецкую газету «Дойче альгемайне цайтунг», высоко оценившую «стремление СССР продемонстрировать объём своих сырьевых богатств» (что в конечном итоге должно было способствовать экономическому сотрудничеству между СССР и Германией). Всего выставку посетило более 220 тыс. немцев15, хотя некоторые из них оставили в книге отзывов записи вроде: «Выставка - это чистая пропаганда»10.
В заключение отметим, что специалисты по проблематике советской пропаг анды в интересующий нас период говорят о том, что «...пропаганда в СССР в конце 30-х гг. становится орудием достижения политических целей внутри страны и за её пределами», и уточняют, что «пропаганда, имевшая идеологические установки и направляемая единым партийным центром стала надёжной основой для внутри- и внешнеполитических акций»17.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в предвоенные годы СВП Советского Союза предпринимались попытки централизованного пропагандистского обеспечения внешнеполитических инициатив в отношении Германии. Их цель - оказание политического давления на руководящие круги «Третьего рейха» для достижения своих интересов. Ряд этих действий, как мы увидели, были не безуспешны ~ усилия довольно громоздкого механизма советского агитпропа содействовали решению политических, идеологических и экономических задач, стоящих перед страной. Вместе с тем необходимо отметить, что заявленная тема нуждается в дальнейшей научной разработке. Этому способствует наметившаяся в современной отечественной историографии тенденция в подходе к изучению советской пропаганды не как к форме поддержки внешнеполитических акций, а как к самостоятельному средству внешней политики18.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Маркс;нм С.К), Общественное сознание в СССР как отражение внешнеполитической пропаганды ВКГІ (б) (В 1939-1941 г,г,): Диес.,.. канд. ист. наук. - М., 2004.
2 Нсвсжии В.А. Советская пропаганда и идеологическая подготовка к войне (вторая половина 1930-х гг. начало 1940-х гг.): Дисс.... д-ра. ист. наук. - М., 1999.
* См.: Говорухина К. А. Политическая пропаганда в тоталитарном обществе: Дисс. ... канд. иод. наук. Краснодар. 2002.
41нг:иы С. II. Внсшнеиошггичсекая пропаганда: Очерк теории и практики. М.. 1984. С. 23 24.
5І’ГАСІ 1И. Ф. 17. Он. 125. Д. 11. Л. 16.
Сахарт А ({ Война и советская дипломатия. 1939 -1945 гг. // Вопросы истории. 1995.
№7. (‘.30.
■РГДСПИ. Ф. 71. Он. 10. Д. НО. Д. 135.
н Паужин Н А. С ‘шицюм наауиательной войны в советской пропаганде. М., 2001.
'* А іі'кі'іішІріМ Н Л/, Внешисіншитчеекан доктрина Опитна. Канберра. 1995. С. 45 48,
1(1 Фчнишхау >р //. (>гкровсния и признания. М., 1991. С, ,196.
11 Тру<К 1941. 8,9 января,
’* ПІсшшс 1(\ Перед нашеепшем. Из зшменой книжки 1939 1941 гг. // Новая и новейшая исто-рия. 1990. N“1. С. 106.
*' Нк’мжии НА Метаморфозы советской пропаганды и 1939 1941 гг. //Отечественная история. 1995. К*; 2.
ИРГДСШ1. Ф. 71. Ои.12 Д. 121. Д. 13.
15 Правда. 1941, - 2,7 марта.
1(1 Финиппт //. </>. Записки о «Трсгьсм рейхе»,.М., 1966. С'. 156 157.
17 Нсвежин НА. Идея наступательной войны в советской пропаганде 1939 1941 гг. // Преподавание истории в школе. 1994. № 5. - С. 5.
18 Аникин ИМ. Теория и практика управления во внешнеполитической деятельности. -2000.- С. 92.
TO THE QUESTION OF THE EFFECTIVENESS OF THE SOVIET FOREIGN-POLICY PROPAGANDA WHEN DECIDING THE POLITICAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF THE SOVIET UNION WITH RESPECT TO THE GERMANY BEFORE THE GREAT PATRIOTIC WAR (1939-1941s)
A.G. GASUK
Department of Russian History Peoples' Friendship University of Russia 10-1, Miklukho-Maklay Str., Moscow, 117198 Russia
This article is dedicated to the problems of creation and functioning of soviet mechanism of foreign propaganda in the first half of the 20 Century, The main issue is soviet foreign policy and propaganda toward Nazi Germany in 1939-1941-s. The author feel certain and would like to stress that this issue is very important to understand the background of political relations between Nazi Germany and the Soviet Union from the first efforts to reach an agreement in the spring of 1939 to the outbreak of war in June 1941.