Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности и целесообразности применения административных наказаний за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача'

К вопросу об эффективности и целесообразности применения административных наказаний за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
585
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / НАРКОТИКИ / ПРЕКУРСОРЫ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / NARCOTIC DRUGS / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / NARCOTICS / PRECURSORS / CONSUMPTION / WITHOUT PRESCRIPTION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соломатина Екатерина Александровна

Автор исследуют ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к составу административного правонарушения. В процессе анализа выявляются актуальные проблемы правоприменения указанной статьи и даются общие направления по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соломатина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of efficiency and expediency of the administrative penalties for the consumption of narcotic drugs or psychotropic substances without a prescription

The authors investigate Art. 6.9 code of the Russian Federation on administrative violations of law related to the administrative offence, its relationship with related legislation. In the process of analyzing the detected actual problems of enforcement of this article and provides General direction for their elimination.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности и целесообразности применения административных наказаний за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача»

УДК 342.9 ББК 67.401

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ЗА ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЛИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА

ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА СОЛОМАТИНА,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Н.Л. Денисов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Автор исследуют ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к составу административного правонарушения. В процессе анализа выявляются актуальные проблемы правоприменения указанной статьи и даются общие направления по их устранению.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, наркотики, прекурсоры, потребление, без назначения врача, административная ответственность.

Abstract. The authors investigate Art. 6.9 code of the Russian Federation on administrative violations of law related to the administrative offence, its relationship with related legislation. In the process of analyzing the detected actual problems of enforcement of this article and provides General direction for their elimination.

Keywords: narcotic drugs, psychotropic substances, narcotics, precursors, consumption, without prescription, administrative responsibility.

По результатам мониторинга развития или снижения наркоситуации в настоящее время в России регулярно потребляет наркотики около 1,6% населения страны, на учете в специализированных медицинских учреждениях состоит свыше 640 тыс. потребителей наркотиков. Однако, эти данные в связи с общим процентом латентности не позволяют полностью отразить реальное количество наркоманов.

В 2016 году из незаконного оборота изъято 21,7 тонны различных наркотиков, из которых свыше 15 тонн относятся к наркотикам каннабисной группы, более 4 тонн синтетических наркотиков, 1,4 тонны наркотических средств опийной группы (в том числе 965 кг героина), 1,3 тонны психотропных веществ и 385 кг сильнодействующих веществ. Самую высокую динамику распространения показывают наркотики синтетического происхождения, происходит активное формирование рынков новых

психоактивных веществ. Проблема оборота новых психоактивных веществ и синтетических наркотиков становится настолько актуальной, что может рассматриваться наравне с угрозой распространения афганского героина. Наркотрафик в Российскую Федерацию проходит через Центрально-Азиатский регион. Синтетические наркотики поступают из Азии и Европы. Для транспортировки наркотиков стали активно использоваться почтовые каналы [8].

Одновременно с этими процессами в России на законодательном и управленческом уровнях происходят процессы по разработке, внедрению и совершенствованию антинаркотического комплекса мер, направленного на эффективное противодействие наркотикам и их прекурсорам, однако некоторые вопросы так и остаются неурегулированными. Так, предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психо-

104

Вестник экономической безопасности

№ 2/2017

тропных веществ и их аналогов, сводится к набору мер, носящих исключительно карательно-репрессивный характер.

Напомним, что в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача согласно ст. 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». В ст. 25 указанного закона закреплен общий порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам через аптечные организациях при наличии у последних лицензии на указанный вид деятельности [2].

Физическое лицо вправе потреблять наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III, отпущенные в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения в медицинских целях только по рецепту [4], содержащим назначение указанных средств, веществ, выписанным на специальных бланках, при назначении лечащим врачом.

Потребление наркотических средств, психотропных веществ с нарушением указанного порядка рассматривается в качестве противоправного деяния и квалифицируется в соответствии со статьей 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее КоАП РФ).

Таким образом, за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача установлена только административная ответственность, уголовная ответственность за данный состав не предусматривается. Законодательно данный факт можно объяснить наличием превентивной меры, установленной в КоАП РФ, направленной на сохранение здоровья физического лица путем раннего выявления заболевания наркоманией, предотвращения злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.

Следует отметить, что такие правонарушения как склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ либо организация, содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ содержат состав преступления в рамках статей 230, 232 УК РФ соответственно.

Рассмотрим особенности привлечения к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения по анализируемой статье являются общественные отношения в области охраны здоровья населения, а также в сфере установленного порядка оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Объективную сторону правонарушения по ст. 6.9 КоАП РФ составляют совершенные в нарушение установленного порядка действия по употреблению без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации [3].

Субъект правонарушения по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ — только физическое лицо (гражданин РФ), достигшее 16-летнего возраста, по ч. 2 — иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Субъективная сторона — прямой умысел. Виновный сознает, что он производит противоправные действия, предвидит их вредные последствия и желает их либо сознательно допускает.

Санкция — штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест до 15 суток (для граждан РФ); штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или административный арест до 15 суток с административным выдворением за пределы РФ (для иностранных граждан РФ).

Следовательно, санкция по ст. 6.9 КоАП РФ является альтернативной, в отношении физического лица она дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания, учета степени общественной опасности содеянного и достижения целей наказания [5].

Протоколы о совершении указанных правонарушений по данной статье составляются сотрудниками органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), которые при наличии достаточных оснований полагать о нахождении лица в состоянии наркотического опьянения могут направить его на медицинское освидетельствование [7].

Факт совершения правонарушения по ст. 6.9 КоАП РФ должен быть подтвержден протоколом об административном правонарушении, справкой медицинской организации о наличии в организме правонарушителя следов потребления наркотического средства (психотропного вещества), рапортом уполномоченного сотрудника полиции, протоколом об административном задержании.

Дела по ст. 6.9 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1 КоАП РФ).

При совершении данного правонарушения предусмотрена возможность освобождения лица от административной ответственности: при добровольном обращении лица в лечебно-профилактическое учреждение для лечения, а также при направлении лица с его согласия на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение1.

Анализ реализации ст. 6.9 КоАП РФ и применение ее сотрудниками правоохранительных органов в отношении наркоманов показывает следующие проблемы.

1. Категория граждан, привлекаемых к административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, отличается финансовой нестабильностью, в связи с чем, в большинстве случаев административные штрафы не уплачиваются или уплачиваются в ущерб материальным интересам семьи наркозависящего лица, члены которой не только оплачивают административный штраф за наркомана, но и испытывают серьезные проблемы по сохранению своего имущества от покушений на него со стороны родственника-наркомана.

2. Применение административного ареста по ст. 6.9 КоАП РФ к правонарушителю позволяет вырвать наркозависимых из обычно окружающей их антисоциальной обстановки, предупредить совершение новых преступлений и правонарушений, однако судьями как правоприменителями используется данная санкция крайне неохотно, т.к. законодательно не решен вопрос о месте отбывания наказания в виде административного ареста лица, употребивше-

1 Соответствует положениям подп. «с» п. 4 ст. 3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающим при малозначительности правонарушения случаи применения мер перевоспитания либо социальной реинтеграции, а также, если правонарушитель является наркоманом, его лечения и последующего наблюдения за ним.

106_ - Вестник экономич

го наркотические средства и (или) психотропные вещества, о проблеме «ломки» наркозависящего лица в момент отбывания административного наказания, о дозволенных мерах реагирования и ответственности должностных лиц, обеспечивающих выполнение административного наказания в отношении наркомана, их взаимодействие со станциями скорой помощи и наркологическими диспансерами.

3. Реализация принципа целесообразности применения административного выдворения к иностранным лицам, имеющих зарегистрированную на них собственность в Российской Федерации и состоящих в браке с гражданами России, не достигается. Так, согласно Постановлению Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N° 11-АД16-24 на жалобу иностранного гражданина, признанного виновным Нижнекамским городским судом Республики Татарстан 25.09.2014 г в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.9 КоАА РФ, и подвергнутому административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации, решение нижестоящего суда о выдворении иностранного гражданина было исключено [6].

Верховный суд аргументировал свою позицию тем обстоятельством, что иностранный гражданин женат на российской гражданке и имеет в собственности квартиру, а при назначении административного наказания физическому лицу согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Ссылаясь на то, что отягчающих административную ответственность оснований не было выявлено, а положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод регламентируют, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни и не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением законодательно установленных случаев, Верховный суд, используя норму п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», констатирует,

:кой безопасности - № 2 / 2017

что въезд в Российскую Федерацию данному иностранному гражданину не будет разрешен в течении пяти лет с момента административного выдворение, поэтому административное наказание в виде выдворения не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление семейных права иностранного гражданина.

Однако, санкция ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ в своей первой части не предусматривает альтернативу: или административный арест или административное выдворение. Поэтому законно ли решение Верховного суда и требует ли данная ситуация более глубокой правовой проработки?

Таким образом, применительно к санкциям двух частей ст. 6.9 КоАП РФ наметилась практическая проблема, не позволяющая эффективно применить правовые нормы административного наказания, тем самым реализация принципов целесообразности и эффективности применения административного штрафа к наркоману и административного выдворения к иностранным лицам, имеющих зарегистрированную на них собственность в Российской Федерации и состоящих в браке с гражданами России, не достигается.

В связи с чем, автором статьи предлагается внести изменения ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ следующей формулировкой:

Потребление гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, — влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток для российских и иностранных граждан, впервые употребивших наркотические средства и психотропные вещества и состоящих на первичном учете в соответствующих подразделениях МВД России».

Заменить 2 ст. 6.9 КоАП РФ следующей формулировкой:

«Те же действия, совершенные российскими и иностранными гражданами, повторно употребивших наркотические средства и психотропные вещества и ранее проходящим по учетам МВД РФ — влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с обязательными работами на срок до двухсот часов».

Таким образом, рассмотренная в настоящей статье проблема правоприменения по ст. 6.9 КоАП РФ нуждается в более детальной проработке, требует широкой научной и практической дискуссии и новых идей.

Литература

1. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988).

2. Федеральный закон РФ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ.12.01.1998. № 2. Ст. 219.

3. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // СЗ РФ. 06.07.1998. № 27. Ст. 3198.

4. Приказ Минздрава России от 01.08.2012 № 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления» // Российская газета. № 192, 22.08.2012.

5. Постановление Верховного Суда РФ от 17.06.2013 № 11-АД13-8.

6. Постановление Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 11-АД16-24.

7. Соломатина Е.А., Соломатина Е.А., Ха-дисов Г.Х. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача: анализ законодательства и проблемы правоприменения // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 160—166.

8. Газета.ги. Начальник управления МВД Ан-дрейХрапов ореформеГоснаркоконтроля.URL:https:// www.gazeta.ru/social/2017/02/07/10514285. shtml#page3 — (дата обращения 19.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.