УДК 330.332
Н.Н. Муравьева
канд. экон. наук, доцент, кафедра финансов и кредита, Волжский гуманитарный институт (филиал) ФГАОУВПО «Волгоградский государственный
университет»
И. В. Жилина
магистрант, направление подготовки «Менеджмент» (профиль «Финансовый менеджмент), Волжский гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный
университет»
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация. Управление инвестиционной привлекательностью является необходимым условием сохранения или создания конкурентных преимуществ предприятия. В данной статье управление инвестиционной привлекательностью рассмотрено как процесс, т.е. последовательная реализация основных управленческих функций: планирования (определение целевых ориентиров ключевых параметров оценки), организации и контроля (сопоставление фактических значений с запланированными). Эффективным признается такое управление, которое способствует достижению поставленных целей.
Ключевыеслова: инвестиционная привлекательность, управление инвестиционной привлекательностью, планирование, организация, контроль, показатели эффективного управления инвестиционной привлекательностью.
N.N. Muraveva, Volzhsky humanitarian institute (branch) Volgograd State University
I.V. Zhilina, Volzhskyhumanitarian institute (branch) Volgograd State University
TO THE QUESTION OF EFFECTIVE MANAGEMENT OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS
Abstract. Management of investment attractiveness is a necessary condition for maintaining and creating competitive advantages. In this article, the management of investment attractiveness is considered as a process, i.e. the consistent implementation of fundamental management functions: planning (definition of targets the key parameters of assessment), organization and control (comparison of actual values with planned). The management is effective if contributes to the achievement of goals.
Keywords: investment attractiveness, management of investment attractiveness, planning, organization, control, indicators of effective management of investment attractiveness.
Управление инвестиционной привлекательностью коммерческих организаций представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на достижение главной цели - ее повышение и укрепление хозяйственных позиций предприятия в стратегической перспективе.
Управление инвестиционной привлекательностью является сложным процессом, так как оно должно охватывать различные стороны деятельности предприятия, учитывать влияние внутренних и внешних факторов и обеспечивать успешную реализацию имеющихся инвестиционных возможностей хозяйствующего субъекта.
Эффективным следует признавать управление, способствующее достижению поставленных целей, в качестве которых необходимо выделить следующие:
- улучшение финансового состояния предприятия;
- оптимизация бизнес-процессов, существующих на предприятии в сфере снабжения, производства и сбыта продукции;
- повышение инвестиционной активности предприятия;
- повышение деловой репутации;
- выявление, развитие и использование конкурентных преимуществ;
- максимизация финансовой отдачи от инвестиционных вложений;
- минимизация риска инвестиций и др.
Конкретные цели, стоящие перед отдельными хозяйствующими субъектами, могут быть различными, но их реализация должна способствовать повышению уровня инвестиционной привлекательности предприятия в глазах потенциальных инвесторов и кредиторов для обеспечения его хозяйственной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами, т. е. соответствовать следующим условиям:
а) инвестируемые средства должны вывести предприятие на качественно иной уровень по объемам производства, технологиям, качеству продукции и т.д.;
б) инвестируемые средства должны достаточно быстро окупаться;
в) имеются возможности для дальнейшего развития предприятия [1].
При этом для обоснования эффективности управления инвестиционной привлекательностью необходимо, чтобы цели, стоящие перед организацией, были сформулированы в количественных показателях. Конкретный результат, полученный в ходе осуществления различных мер управленческого воздействия, и его соответствие поставленным целям будет служить показателем эффективности управления.
Соответственно, управление инвестиционной привлекательностью следует рассматривать как процесс, предусматривающий последовательную реализацию ряда управленческих функций: планирования, организации и контроля.
Планирование включает в себя оценку инвестиционной привлекательности организации на текущий момент времени, выявление проблемных зон в текущем состоянии и определение целевого уровня инвестиционной привлекательности на перспективный период. Данный этап является основополагающим для всего последующего процесса, что обусловлено определенными проблемами, связанными с выбором конкретных параметров для оценки.
Так как инвестиционная привлекательность является комплексным и многогранным понятием, включающим в себя различные аспекты деятельности предприятия, то в ее оценку включаются не только количественные показатели, характеризующие финансовое состояние организации, но и качественные характеристики ее управленческой деятельности, кадрового потенциала, производственного потенциала, деловой репутации и пр. Кроме того, важным аспектом выступает необходимость исследование внешней инвестиционной среды, в которой функционирует организация, т.е. инвестиционный климат региона и отрасли. Все эти выделенные параметры с той или иной
степенью достоверности позволяют учесть и оценить в количественных (балльных) показателях интегральные коэффициенты [2], для расчета которых могут быть использованы различные методики, отличающиеся, прежде всего, набором учитываемых параметров, в частности:
1) внешних факторов (рыночное окружение) и внутренних показателей (как количественных, так и качественных) [3];
2) только внутренних параметров: характеризующих как текущее состояние организации (в количественных и качественных показателях), так и определяющих перспективы ее дальнейшего развития (стратегическая эффективность, пропорциональность экономического роста) [4];
3) количественные показатели, учитывающие оценку только финансового состояния организации [5].
Таблица 1 - Целевые ориентиры достижения количественных параметров и качественных характеристик деятельности предприятия*
Показатели Целевые ориентиры показателей
Количественные показатели финансового состояния
1. Рентабельность продаж по чистой прибыли < 8%
2. Рентабельность продаж по прибыли до вычета
расходов по процентам, уплаты налогов и амор- < 16%
тизационных отчислений
3. Рентабельность собственного капитала по чис- е [5%; 10%]
той прибыли
4. Коэффициент соотношения заемных и собст- е [0,2; 0,5]
венных средств
5. Коэффициент финансовой независимости е [0,5; 0,8]
6. Коэффициент текущей ликвидности < 1,7
7. Коэффициент оборачиваемости совокупных < 0,6
активов
8. Экономическая добавленная стоимость Динамика роста показателя
Качественные характеристики п редприятия
1. Финансовая прозрачность и раскрытие инфор- Раскрытие предусмотренной
мации законодательством отчетности в СМИ и сети Интернет
2. Уровень автоматизации процессов управления высокий
3. Политика управления рисками сбалансированная
4. Производственный потенциал высокий
5. Кадровый потенциал высокий
6. Инновационный потенциал высокий
7. Деловая репутация предприятия высокая
8. Экологическая безопасность производства высокая
*составлено по [3; 4; 5]
В рамках данного исследования на основе анализа различных методик оценки интегрального коэффициента инвестиционной привлекательности, были сформулированы целевые ориентиры достижения отдельных количественных и качественных характеристик деятельности организации как показателей эффективности управления инвестиционной привлекательностью (таб. 1).
Также на этапе планирования необходимо учесть факторы внешней среды, влияющие на уровень инвестиционной привлекательности отдельного хозяйствующего субъекта. К таким факторам относятся:
- инвестиционный климат региона;
- инвестиционная привлекательность отрасли;
- стабильность / нестабильность макроэкономической среды;
- географический рынок сбыта продукции;
- уровень конкуренции на рынке;
- развитие транспортной инфраструктуры и пр.
Выделенные факторы относятся к категории неуправляемых со стороны менеджмента организации. Однако их фактическое состояние, а также прогнозируемое изменение на ближайшую перспективу необходимо учитывать при планировании целевого уровня инвестиционной привлекательности (например, путем снижения планируемых целевых ориентиров в условиях ухудшения экономической ситуации в целом).
Кроме того, в качестве целевого ориентира может быть использован и сам интегральный коэффициент инвестиционной привлекательности (КИП), положительная динамика которого за определенный изначально заданный временной интервал будет свидетельствовать об эффективности управления инвестиционной привлекательностью.
Дальнейший процесс управления сосредоточен на организации комплекса мероприятий, направленных на достижение целевого уровня инвестиционной привлекательности. Для этого соответствующие структуры управления наделяются необходимыми полномочиями, а также на них возлагается ответственность за достижение запланированных параметров в разрезе отдельных направлений деятельности. Это может осуществляться как в рамках действующей структуры управления, так и путем создания дополнительных служб, отвечающих за выполнение определенных функций.
При этом эффективность организации данного процесса, равно как и эффективность управления инвестиционной привлекательностью в целом определяется на заключительном этапе - этапе контроля - посредством сопоставления фактически полученных результатов с запланированными целевыми показателями. Важнейшей задачей осуществления данного этапа является не только выявление отклонений, но и исследование причин, повлиявших на них, а также разработка отдельных мероприятий, направленных на их преодоление.
Список литературы:
1. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание / Д.А. Ендовицкий [и др.]; под ред. Д. А. Ендовицкого. - М.: КНОРУС, 2010. - 376 с.
2. Муравьева Н.Н., Федотова А.М. Сравнительный анализ методик интегральной оценки инвестиционной привлекательности коммерческих организаций // ScienceTime. - 2015. - № 4 (16). - С. 499-504.
3. Севрюгин Ю.В. Оценка инвестиционной привлекательности промышленного предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Ижевск, 2004. - 27 с.
4. Ендовицкий Д.А., Бабушкин В.А. Анализ капитализации публичной компании и оценка ее инвестиционной привлекательности // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 21 (150). - С. 2-8.
5. Толкаченко О.Ю. Индикативная методика оценки инвестиционной привлекательности фирмы // Финансовый менеджмент. - 2008. - № 6.
6. Муравьева Н.Н. Оценка инвестиционной привлекательности промышленных предприятий (на примере ОАО «Волжский абразивный завод») // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 24 (327). - С. 39-46.