ВВОИПИН ШИВЕРШЕМЗ™
имани QE. Кутафина (МГЮАЗ
Зорина Е. А.
К вопросу об административных правонарушениях при государственной регистрации юридических лиц
К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Статья посвящена дискуссионным вопросам административных правонарушений и административной ответственности в области регистрации юридических лиц. Проанализирована судебная практика по отдельным проблемным вопросам.
Ключевые слова: государственная регистрация, административное правонарушение, административная ответственность, производство по делам об административных правонарушениях.
E. A. ZORINA,
Postgraduate student of Moscow State University of Law by the name O.E. Kutafin (MSLA)
ON THE PROBLEM OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE EXERCISE OF THE STATE REGISTRATION
OF LEGAL ENTITIES
The article is devoted to discussion on administrative offenses and administrative responsibilities in the sphere of registration of legal entities. The paper analyzes the judicial practice on certain problematic issues.
Keywords: state registration of a legal entity, the administrative offense, administrative responsibility, proceedings on administrative violations.
Елена
Александровна ЗОРИНА,
аспирантка
Университета
имени
О.Е. Кутафина (МГЮА)
Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация юридических лиц — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом (п. 2 ст. 1).
Административная ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей закреплена в ст. 14.25 КоАП РФ.
Причем КоАП РФ устанавливает ответственность не только за нарушение материальных норм права в рассматриваемой сфере (например закрепляющих обязательность государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), но и за нарушение процессуальных норм (например регламентирующих сроки и (или) порядок внесения записи в реестр юридических лиц), о которых и пойдет речь в данной статье.
ш m К
4 □
"О
й "О
5 Е S X m п
К
□
S
НАУКИ
>
© Е. А. Зорина, 2014
96
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
ввошаин ШИВВРЭО'й'З™
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Непосредственным объектом состава данных административных правонарушений являются правоотношения, складывающиеся в сфере регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Объективной стороной является действие или бездействие, которое выражается в несвоевременном или неточном внесении записи в ЕГРЮЛ (ч. 1 ст. 14.25 КоАП РФ) или представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ), а также иные действия и (или) бездействие.
Рассмотрение данных правонарушений подведомственно судьям и органам, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Субъектами данного состава правонарушения могут быть должностные лица.
В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку гл. 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (ч. 4 ст. 14.1, ч. 2 ст. 14.4, ч. 1 ст. 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Существует достаточно обширная судебная практика по привлечению к ответственности должностных лиц — заявителей — при государственной регистрации изменений как связанных, так и не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Так, регистрирующим органом часто возбуждаются административные производства по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ при несвоевременном предоставлении сведений в регистрирующий орган о смене адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, которые последний обязан предоставить в регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о регистрации.
Регистрирующий орган зачастую вносит сведения в ЕГРЮЛ некорректно. Например, часто бывают ошибки в размере доли участников, в их фамилиях, паспортных данных. Это может быть вызвано опечаткой сотрудника регистрирующего органа либо техническими проблемами и сбоями в программном обеспечении ЕГРЮЛ. Если ошибку не исправить, то в производстве любого следующего регистрационного действия регистрирующий орган откажет, т.к. руководствуется постановлением Правительства РФ от 13.10.2003 № 630, согласно которому при несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, достоверными считаются сведения, содержащиеся в государственном реестре. Как правило, данные ошибки заявители признают своими и исправляют в соответствующем порядке, поскольку это более быстрый и дешевый способ, чем обращение в суд с требованием об исправлении ошибки, допущенной регистрирующим органом. Впрочем, такие решения есть. Например, согласно постановлению ФАС Московского округа от 15.12.2008 по делу № А40-16816/08-12-248 «МИФНС РФ № 46 по г. Москве 28.01.2008 г. были вынесены решения об отказе в государственной регистрации в связи с тем, что в представленных обществом документах указан размер уставного капитала в сумме 8350 рублей,
ВВОИПЕШ ШИВЕРШЕМЗ™
имени П.Е. Кутафина (МГЮА]
Зорина Е. А.
К вопросу об административных правонарушениях при государственной регистрации юридических лиц
тогда как по данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, размер уставного капитала общества составляет 8400 рублей. Обязанность исправления ошибки и приведения сведений в электронной версии Единого государственного реестра юридических лиц в соответствие со сведениями, содержащимися в учредительных документах общества, представленных при государственной регистрации, возложена на регистрирующий орган и не может быть поставлена в зависимость от того, обращалось ли общество в суд с соответствующим заявлением».
Однако нет судебной практики по привлечению должностных лиц к ответственности по ч. 1 ст. 14.25 КоАП РФ — за несвоевременное или неточное внесение записей
0 юридическом лице в ЕГРЮЛ или об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП. Скорее всего, это объясняется тем, что заявителю, как уже отмечалось, проще признать ошибку своей и исправить, чем тратить время, нервы и деньги на судебное разбирательство и « наказать» должностное лицо на одну или две тысячи рублей. Думается, что для того, чтобы работала эта статья в данной части, необходимо существенно увеличить штраф, включить возмещение убытков в обязательном порядке, т.к. при подобных ошибках и опечатках зачастую банки блокируют счета организации и, как следствие, у нее срываются сделки. Возможно, стоит даже ввести дисциплинарное взыскание руководству, и необходимо создать судебную практику.
Еще одна немаловажная проблема касается сроков давности привлечения к административной ответственности. Представим ситуацию: руководитель организации подал в регистрирующий орган для государственной регистрации документы о внесении изменений в устав в связи с изменением адреса организации. Через 3 месяца регистрирующий орган провел проверку, в ходе которой установил, что организация по указанному адресу не находится. По какой части ст. 14.25 КоАП РФ — 3 или 4 — правомерно привлечение руководителя организации к ответственности в этой ситуации? Каковы будут сроки давности привлечения к ответственности?
По мнению регистрирующих органов, данное правонарушение является длящимся, поэтому начало течения срока исковой давности привлечения к ответственности следует исчислять с момента обнаружения регистрирующим органом совершенного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении1. Однако судебная практика говорит об обратном.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» сказано, что невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указан- в
ного срока. К
То есть административное правонарушение, выразившееся в несообщении О
юридическим лицом сведений об изменении адреса (места нахождения) его постоян- и
но действующего исполнительного органа в регистрирующий орган по месту своего й
нахождения, не является длящимся и срок давности по нему начинает течь по про- И
шествии 3 рабочих дней с момента изменения таких сведений в соответствии с п. 5 Д
ст. 5 Закона о регистрации. Ч
Е
П
1 Письмо УФНС России по г. Москве от 04.08.2006 № 09-10/69306@ «Об ответственности за О
правонарушения, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 14.25 КоАП РФ» // Московский на- й
логовый курьер. 2006. № 19. НАУКИ
98
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
ввошаин ШИВВРЭО'й'З™
имани О.Е. Кутафина (МГЮА)
Из содержания ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, составляет 2 месяца со дня его совершения.
Таким образом, обнаруженное в ходе проверки спустя 3 месяца правонарушение, выразившееся в предоставлении руководителем организации недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) постоянного исполнительного органа юридического лица, не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики2.
Установление административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является одним из способов обеспечения надлежащей процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В рамках данной процедуры юридические лица и индивидуальные предприниматели реализуют свои субъективные права.
Постановление Верховного Суда РФ от 28.08.2012 № 38-АД12-4 ; постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.02.2008 по делу № А29-5557/2007.