К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОРЯДКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
ON THE ISSUE OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE USE OF PERSONAL MOBILITY EQUIPMENT
УДК 340.132.1
А.В. КАРАГОДИН,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
Е.А. ПЕРЕВЕРЗЕВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
ALEXANDER V. KARAGODIN,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
EVGENY A. PEREVERZEV,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в настоящее время наблюдается неуклонный и стремительный рост популярности средств индивидуальной мобильности, особенно среди несовершеннолетних. При этом отсутствие надлежащего нормативного правового и технического регулирования использования, бесконтрольного оборота и эксплуатации средств индивидуальной мобильности свидетельствует об их опасности как для лиц, управляющих ими, так и для окружающих, что подтверждается сведениями о состоянии дорожно-транспортной аварийности с участием таких средств передвижения. Средства индивидуальной мобильности создают помехи движению водителей на проезжей части и пешеходам на тротуарах.
С учетом отмеченного в статье рассматриваются проблемные вопросы правового и организационного обеспечения порядка использования средств индивидуальной мобильности несовершеннолетними в целях его детальной регламентации, а также последующей минимизации и предотвращения негативных последствий, которые достаточно часто возникают при использовании лицами указанной категории, не обладающими знаниями Правил дорожного движения и не имеющими практического опыта управления подобными транспортными средствами.
Несмотря на то что средства индивидуальной мобильности с недавнего времени являются предметом правового регулирования в контексте Правил дорожного движения, авторы отмечают необходимость всесторонней и детальной регламентации порядка управления ими в целях дальнейшего совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: административное правонарушение, производство по делам об административных правонарушениях, дорожное движение, транспортное средство, средство индивидуальной мобильности.
Для цитирования: Карагодин А.В., Переверзев Е.А. К вопросу об административно-правовом регулировании порядка использования средств индивидуальной мобильности // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 3. - C. 11-15.
Abstract: currently, there is a steady and rapid increase in the popularity of personal mobility aids, especially among minors. At the same time, the lack of proper regulatory legal and technical regulation of the use, uncontrolled turnover and operation of personal mobility equipment indicates their danger both to the persons managing them and to others and is confirmed by information about the state of road traffic accidents with their participation. Personal mobility aids interfere with the movement of drivers on the roadway and pedestrians on the sidewalks.
Taking into account the above information, the article examines problematic issues of legal and organizational support for the use of personal mobility equipment by minors, in order to regulate it in detail, then minimize and prevent negative consequences that quite often arise when they are used by persons of this category who do not have knowledge of traffic rules and do not have practical experience in managing them.
Despite the fact that means of individual mobility have recently been the subject of legal regulation in the context of traffic rules, the authors note the need for comprehensive and detailed regulation of the management of such vehicles in order to further improve legislation in the field of road safety.
Keywords: administrative offense, proceedings on administrative offenses, traffic, vehicle, means of individual mobility.
For citation: Karagodin A.V., Pereverzev E.A. On the issue of administrative and legal regulation of the use of personal mobility equipment // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 3. - P. 11-15.
В настоящее время ситуация на дорогах остается достаточно сложной1, особенно в весенне-летний период, когда на дороги общего пользования на средствах индивидуальной мобильности выезжают несовершеннолетние, а зачастую и малолетние дети, в большинстве своем не знакомые с Правилами дорожного движения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации несовершеннолетние вправе управлять средствами индивидуальной мобильности с 14 лет, а рядом других видов транспортных средств - с 16 лет: (мопедами и легкими квадрициклами «М», мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт «А1»). Данные положения определены на законодательном уровне в целях минимизации и предотвращения негативных последствий, которые могут возникнуть при использовании транспортных средств лицами, не имеющими практического опыта управления ими. Однако, по данным Госавтоинспекции России, за 2023 год произошло 1 823 ДТП с участием мопедов и других транспортных средств более низкого уровня. В них погиб 151 человек, а 1 939 получили ранения.
Правила дорожного движения регулируют общественные отношения, возникающие в данной области, а за их нарушение в гл. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) соответствующими статьями предусматривается административная ответственность. Но, несмотря на это, полностью исключить все возможные проблемы в данной сфере, как показывает практика и постоянное изменение отношений в области дорожного движения, все же невозможно.
Как отмечает в своей статье, ответственность за нарушение правил эксплуатации средств индивидуальной мобильности будет предусмотрена, встанет вопрос идентификации право-
1 Показатели состояния безопасности дорожного движения за 2023 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://stat.gibdd. ru/ (дата обращения: 02.02.2024).
нарушителя или лица, которое будет нести такую ответственность. Идентификация средств индивидуальной мобильности из потока транспортных средств (далее - ТС) или пешеходов действительно необходима, но каким образом и кем она будет осуществляться? Этим вопросом задаются и ученые, которые констатируют отсутствие механизма как выявления правонарушений, совершаемых с использованием средств индивидуальной мобильности, так и применения соответствующих мер обеспечения производства по таким правонарушениям [1, с. 175].
По сути дела, отдельные средства индивидуальной мобильности на электрической тяге, которые сегодня получили большое распространение и популярность, по выполняемым функциям и конструктивно схожи с мотоциклом, но при этом законодатель не относит их к механическим ТС, что, соответственно, не предусматривает ни государственного учета средств индивидуальной мобильности (далее - СИМ), ни страхования гражданской ответственности управляющих СИМ, ни получения удостоверения на право управления. Данные обстоятельства, в свою очередь, говорят о том, что на сегодняшний день все это требует уточнения положений Правил дорожного движения в рассматриваемой области.
Некоторые версии электрических самокатов, приобретаемые родителями для своих детей, могут развивать скорость до 80 км/час, что вызывает особую тревогу.
В соответствии п. 1.2 действующих Правил дорожного движения лица, «ведущие средство индивидуальной мобильности», приравниваются к пешеходам2. В то же время данные лица, передвигаясь по тротуарам либо велосипедным дорожкам, как это предусмотрено Правилами дорожного движения, порой вынуждены пересекать проезжую часть, а иногда двигаться в потоке транспортных средств по краю дороги, тем самым создавая сразу различные угрозы:
2 Регулируются ли ПДД правила передвижения на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности? // Азбука права [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
1) повышают травматизм в пешеходных зонах, поскольку вероятность получения травм, как пешеходами, так и самими управляющими СИМ, в таких местах существенно увеличивается;
2) использование СИМ может в свою очередь способствовать совершению иных правонарушений [2];
3) увеличивают вероятность создания дорожно-транспортного происшествия, которое может привести в том числе и к тяжким последствиям.
Ситуация осложняется тем, что такие средства индивидуальной мобильности стали излюбленным средством передвижения несовершеннолетних, которые обладают малым опытом управления, могут растеряться не только на проезжей части, но и на пешеходных зонах.
При этом поскольку электросамокаты признаны транспортными средствами, а управляющие ими лица признаются пешеходами, то возникает двоякая ситуация, в которой в случае произошедшего ДТП к ответственности всегда привлекается водитель транспортного средства, лицо же передвигающееся на СИМ, таковым не является, и при этом субъектом административной ответственности будет являться лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В связи с отмеченным считаем, что управление такими средствами передвижения необходимо поместить в правовое поле сферы регулирования безопасности дорожного движения.
Электросамокаты и подобные им средства индивидуальной мобильности с недавнего времени стали предметом правового регулирования в контексте правил дорожного движения, однако остается еще много неурегулированных вопросов в данной области.
Наиболее близким к электросамокату и другим СИМ видом транспортного средства является мопед, под которым в постановлении Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 понимается «двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт».
Данный вид транспортного средства обладает достаточной мощностью, маневренностью, развивает определенную скорость движения, что в совокупности делает необходимым получения для управления им водительского удостоверения. Но при этом для управления электросамокатом получение водительского удостоверения не предусмотрено.
Анализ рынка электросамокатов позволил выявить следующее. За основу взят сайт по продаже данного вида транспорта Electro Street на котором представлены 660 моделей электросамокатов различных производителей. Из них только 10 видов обладает мощностью электродвигателя 100 Ватт и меньше, и рассчитаны они на детей младшего возраста. Остальные устройства имеют мощность от 250 Ватт, что равняется 0,25 киловатт, то есть имеют минимальное значение, необходимое для того, чтобы изделие считалось мопедом. Большинство же моделей (85%) обладает мощностью двигателя до 4 000 Ватт, то есть соответствует максимальному пределу мощности, установленному для мопеда, они могут развивать скорость до 80-100 км/час. Остальные электросамокаты еще более мощные, вплоть до 10 киловатт, что уже относится к категории легких мотоциклов3.
Из проведенного анализа следует, что электросамокаты обладают всеми признаками, которые позволяют относить их к отдельному виду транспортных средств: наличие двух колес, позволяющих маневренно двигаться по различным поверхностям; большая мощность электрического двигателя, превышающая 0,25 киловатт и подходящая под категорию мопедов; скорость движения некоторых моделей до 100 км/час и более, что в два раза превышает максимально допустимую скорость для мопедов; движение по краю проезжей части. При этом электросамокаты далеко не единственный вид альтернативных средств передвижения. К ним также относятся моноколеса, электроскейтборды, сигвеи и другие.
На основе вышеизложенного считаем, что законодательное закрепление понятия «средство индивидуальной мобильности» явилось первоначальным шагом в сфере регулирования безопасности дорожного движения при управлении такими транспортными средствами.
По нашему мнению, необходимо предпринять следующие меры:
1. Создать классификацию средств индивидуальной мобильности, основываясь на их типе, мощности двигателя, максимальной скорости движения, закрепив это в нормативном правовом акте. Это позволит разделить все движущиеся устройства по типам:
- для управления которыми необходимо водительское удостоверение подобно мопеду, и управляя которыми лица становятся водителями транспортного средства;
3 Электросамокаты [Электронный ресурс]. - URL: https:// electrostreet.ru/elektrosamokaty/?sort=p.price&order=DESC (дата обращения: 21.01.2024).
- для управления которыми не требуется водительское удостоверение соответствующей категории, а лица, ими управляющие, по-прежнему будут считаться пешеходами.
2. Ввести дополнительную подкатегорию в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (например, назвав его «М1»).
3. Законодательно определить минимальный возраст, с которого допустимо управлять транспортным средством с такой категорией (считаем, минимальный возраст должен быть 16 лет, а не 14).
4. Запретить лицам, которые управляют средствами индивидуальной мобильности, не требующих наличие водительского удостоверения, двигаться по дорогам общего пользования.
5. Предусмотреть в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ требования для сертификации подобных средств, в том числе минимальный набор сопутствующего оборудования, такого как фонари, отражатели.
Данные изменения позволят усилить действующие меры административного противодействия правонарушениям, которые совершаются несовершеннолетними в сфере дорожного движения.
Считаем, что положительное влияние проявится в следующих факторах:
1) несовершеннолетние лица, которые достигли возраста 16 лет, должны получать специ-
альное право на управление средством индивидуальной мобильности;
2) подростки, не достигшие возраста 16 лет должны управлять только маломощными средствами индивидуальной мобильности, которые не отнесены к транспортным средствам;
3) в случае если несовершеннолетний, не достигший возраста 16 лет, управляет СИМ, которое отнесено к категории транспортного средства, необходимо ставить вопрос о привлечении его законных представителей к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Представляется, что реализация предложенных изменений позволит усилить государственную политику по противодействию административным правонарушениям в области дорожного движения при использовании СИМ.
Кроме того, считаем, что не стоит забывать и об информировании сотрудниками соответствующих служб органов внутренних дел как несовершеннолетних, так и их родителей прежде всего о причинах и условиях ДТП с участием несовершеннолетних, управляющих средствами индивидуальной мобильности; о правовых последствиях для родителей, допускающих управление указанными транспортными средствами несовершеннолетними в нарушение Правил дорожного движения, а также о разъяснении основных правил безопасного передвижения на указанных транспортных средствах.
Литература
1. Капустина Е.Г. Административно-правовой статус отдельных субъектов административно-правовых отношений в сфере безопасности дорожного движения // Закон и право. - 2020. - № 2. - С. 174-176.
2. Дизер О.А., Филиппов О.Ю. Мелкое хулиганство: ошибки толкования и применения нормы, предусматривающей ответственность // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2015. - № 2 (32). - С. 140-146.
3. Карпеев О.В., Нагорная Т.С. Виды договора о передаче во временное владение и пользование средств индивидуальной мобильности (на примере электросамоката) // Транспортное право. - 2022. - № 3. - С. 24-27.
3. Митрошин Д.В., Баканов К.С., Исаев М.М. Перспективы правового и технического регулирования использования средств индивидуальной мобильности // Безопасность дорожного движения. - 2024. - № 1. - С. 11-30.
4. Трусов А.И. Некоторые проблемы правового регулирования эксплуатации средств индивидуальной мобильности // Юрист. - 2023. - № 10. - С. 62-66.
5. Трусов А.И. Использование средств индивидуальной мобильности: от правового регулирования к практике применения // Государственная власть и местное самоуправление. - 2023. - № 11. - С. 32-36.
6. Тухватуллин Т.А., Кондратова Е.С. О правовом регулировании использования средств индивидуальной мобильности: российский и зарубежный опыт (сравнительно-правовое исследование) // Транспортное право. - 2022. -№ 3. - С. 28-32.
7. Чумакова О.В. О некоторых проблемах правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности // Административное право и процесс. - 2024. - № 3. - С. 60-64.
8. Балаева М.В. Индивидуальный электротранспорт: проблемы правового регулирования / Сборник статей Научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки / под редакцией К.А. Демичева, А.Н. Штефана. -Нижний Новгород, 2022. С. 140-145.
9. Лазарев А.И. Предложения по улучшению безопасности дорожного движения мотоциклов и других транспортных средств / Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. С. 37-41.
10. Административные правонарушения в области дорожного движения: комментарий к главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. - Москва: Статут, 2016. - 496 с.
References
1. Kapustina E.G. Administrativno-pravovoj status otdel'nyh sub#ektov administrativno-pravovyh otnoshenij v sfere bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija // Zakon i pravo. - 2020. - № 2. - S. 174-176.
2. Dizer O.A., Filippov O.Ju. Melkoe huliganstvo: oshibki tolkovanija i primenenija normy, predusmatrivajushhej otvetstvennost' // Juridicheskaja nauka i pravoohranitel'naja praktika. - 2015. - № 2 (32). - S. 140-146.
3. Karpeev O.V., Nagornaja T.S. Vidy dogovora o peredache vo vremennoe vladenie i pol'zovanie sredstv individual'noj mobil'nosti (na primere jelektrosamokata) // Transportnoe pravo. - 2022. - № 3. - S. 24-27.
3. Mitroshin D.V., Bakanov K.S., Isaev M.M. Perspektivy pravovogo i tehnicheskogo regulirovanija ispol'zovanija sredstv individual'noj mobil'nosti // Bezopasnost' dorozhnogo dvizhenija. - 2024. - № 1. - S. 11-30.
4. TrusovA.I. Nekotorye problemy pravovogo regulirovanija jekspluatacii sredstv individual'noj mobil'nosti // Jurist. - 2023. -№ 10. - S. 62-66.
5. Trusov A.I. Ispol'zovanie sredstv individual'noj mobil'nosti: ot pravovogo regulirovanija k praktike primenenija // Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2023. - № 11. - S. 32-36.
6. Tuhvatullin T.A., Kondratova E.S. O pravovom regulirovanii ispol'zovanija sredstv individual'noj mobil'nosti: rossijskij i zarubezhnyj opyt (sravnitel'no-pravovoe issledovanie) // Transportnoe pravo. - 2022. - № 3. - S. 28-32.
7. Chumakova O.V. O nekotoryh problemah pravovogo regulirovanija ispol'zovanija sredstv individual'noj mobil'nosti // Administrativnoe pravo i process. - 2024. - № 3. - S. 60-64.
8. Balaeva M.V. Individual'nyj jelektrotransport: problemy pravovogo regulirovanija / Sbornik statej Nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj Dnju rossijskoj nauki / pod redakciej K.A. Demicheva, A.N. Shtefana. - Nizhnij Novgorod, 2022. S. 140-145.
9. Lazarev A.I. Predlozhenija po uluchsheniju bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija motociklov i drugih transportnyh sredstv / Sbornik statej XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Penza: Penzenskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2020. S. 37-41.
10. Administrativnye pravonarushenija v oblasti dorozhnogo dvizhenija: kommentarij k glave 12 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah. - Moskva: Statut, 2016. - 496 s.
(статья сдана в редакцию 20.06.2024)