Научная статья УДК 342.7
ЭЛЕКТРОСАМОКАТ КАК ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
Дмитрий Александрович Новгородов, Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы правового статуса лиц, управляющих средствами индивидуальной мобильности, изучается вопрос о возможности отнесения электросамоката к категории «механическое транспортное средство».
Ключевые слова: транспортное средство; средство индивидуальной мобильности; электросамокат; правила дорожного движения; права; обязанно-73 сти; пешеход; водитель 73
© Новгородов Д.А., 2022
Для цитирования: Новгородов Д.А. Электросамокат как транспортное средство // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2022. Т. 7. № 2 (14). С. 73 - 76.
Scientific article
UDC 342.7
ELECTRIC SCOOTER AS A VEHICLE
Dmitriy Alexandrovich Novgorodov, V.Y. Kikoty Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract
The article deals with the legal status of persons managing the means of individual mobility. And also the question of the possibility of classifying an electric scooter as a mechanical vehicle is being studied.
Key words: vehicle; means of personal mobility; electric scooter; traffic rules; rights; duties; pedestrian; driver
© Novgorodov D.A., 2022
For citation: Novgorodov D.A. Electric scooter as a vehicle // Scientific Notes of the Kazan Law institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2022. V. 7. No 2 (14). P. 73 - 76.
74
В средствах массовой информации опубликованы сведения, согласно которым Верховный Суд Российской Федерации (далее - ВС РФ) признал электросамокаты транспортными средствами1,2. Публикации ссылаются на дело № АКПИ22-663, которое находилось на рассмотрении административной коллегии ВС РФ. Однако, согласно материалам указанного дела, электросамокат не был отнесен к категории «механическое транспортное средство», а дело закончилось отказом в удовлетворении административного иска «Об оспаривании абз. 17, 38 и 55 п.1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ), утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090»4.
В настоящее время лица, управляющие электросамокатами и другими видами легкого электротранспорта (гироску-тер, сигвей и т.п.), в соответствии ПДД РФ5, являются пешеходами. Необходимо отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2022 № 1769 в п. 1.2 ПДД РФ внесены изменения6, которые начнут действовать с 1 марта 2023 года. Указанные изменения предусматривают введение нового термина «Средство индивидуальной мобильности» (далее - СИМ). В соответствии с обновленными ПДД РФ средством индивидуальной мобиль-
ности будет считаться «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)»7, за исключением велосипедов и инвалидных колясок [1, с. 45].
Однако указанные предложения Минтранса России до настоящего момента не приняты, в связи с этим правила использования средств индивидуальной мобильности в России практически не регламентированы. В некоторых субъектах Российской Федерации были установлены «местные» правила использования средств индивидуальной мобильности. 9 июня 2021 г. в Санкт-Петербурге было подписано Соглашение между Комитетом по транспорту и сервисами аренды о соблюдении правил использования средств индивидуальной мобильности на территории города8. Соглашением установлены некоторые обязанности для лиц, управляющих средствами индивидуальной мобильности, и ограничения для кикшеринговых компаний, предоставляющих услуги аренды электротранспорта на территории города.
В соответствии с ПДД РФ некоторые современные технические средства передвижения соответствуют определени-
74
1 Верховный суд признал электросамокаты транспортными средствами // nPABO.RU. URL: https:// pravo.ru/auto/news/240105 (дата обращения: 06.04.2022).
2 Верховный Суд РФ разрешил относить электросамокаты к транспортным средствам // Российское агенство правовой и судебной информации. URL: http://www.rapsinews.ru/judicial_ana-lyst/20220330/307839964.html (дата обращения: 06.04.2022).
3 Дело № АКПИ22-66 // Официальный сайт ВС РФ. URL: https://vsrf.ru/lk/practice/cases/11353095 (дата обращения: 06.04.2022).
4 О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 // Российские вести. 1993. 23 ноября.
5 Там же.
6 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 06.10.2022 № 1769 // Собрание законодательства РФ, 10.10.2022, № 41, ст. 7100.
7 Там же.
8 Безопасное движение электросамокатов: Комитет по транспорту подписал соглашение с сервисами аренды // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга URL: https://www.gov.spb.ru/gov/ otrasl/c_transport/news/215861 (дата обращения: 06.04.2022).
ям участников дорожного движения [2, с. 216].
На наш взгляд, в современном законодательстве отнесение лиц, управляющих персональным электрическим средством передвижения малой мощности, к пешеходам представляется ошибочным, так как последние в силу своего административно-правового статуса должны передвигаться по тротуарам и вдоль дороги без помощи средств повышения мобильности. Необходимо отметить, что лица, использующие различные средства индивидуальной мобильности, становясь участником ДТП, вносятся в карточку учета происшествия как пешеходы, что нередко ошибочно [1, с. 45], так как средства индивидуальной мобильности, имеющие электрический двигатель малой мощности, приводящие устройство в движение без использования мускульной силы человека, основательно 75 можно отнести к транспортным средствам, а, соответственно, лиц, управляющих ими, будет ошибочно признавать пешеходами [3, с. 105].
Необходимо отметить, что в пункте 1.2 ПДД РФ содержатся понятия «транспортное средство» и «механическое транспортное средство». Под первым термином понимают «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем», в свою очередь, под вторым понимается «транспортное средство, приводимое в движение двигателем...»1.
Учитывая, что все СИМ предназначены исключительно для перевозки человека (в некоторых случаях и груза), они фактически являются транспортным средством. А в случае оснащения СИМ электродвигателем, посредством которого осуществляется движение, формально они являются механическими транспортными средствами.
Согласно ПДД под термином «мопед» понимается двух- или трехколесное ме-
ханическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее ... электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, следовательно, есть основания предполагать, что электросамокаты в зависимости от мощности электродвигателя должны быть отнесены к категории «мопед». Следовательно, наиболее распространенные в России электросамокаты Xiaomi М^а М365 (оборудованы мотор-колесом мощностью 0,25 кВт) и Кидоо S2 или S3 (оборудованы двигателем 0.35 кВт) являются мопедами.
Лица, управляющие электросамокатами, при выезде на проезжую часть дороги должны руководствоваться ПДД для водителей механических транспортных средств и велосипедов, а не правилами пешеходов. В частности, в соответствии 75 с п. 2.1.1 ПДД РФ, они обязаны иметь водительское удостоверение категории М (или любой другой открытой категории), а также, в соответствии с п. 24.8 ПДД РФ, им запрещается двигаться по дороге без застегнутого мотошлема, и, в соответствии с п. 24.10 ПДД РФ, при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости рекомендуется иметь при себе предметы со световоз-вращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
Таким образом, учитывая вышесказанное, предполагаем, что пока в нормативных актах не закреплены конкретные права и обязанности лиц, управляющих СИМ, оборудованных электродвигателями мощностью более 0,25 кВт, им необходимо пользоваться действующими ПДД РФ, в частности при движении по дорогам - правилами дорожного движения, установленными для водителей механических транспортных средств (мо-
1 О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения): постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 // Российские ве-сти.1993. 23 ноября.
педов), а при движении по территориям, не являющимся дорогами, - правилами, установленными для пешеходов, велоси-
педистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Мишина Ю.В. К вопросу об участии в дорожном движении пользователей средств индивидуальной мобильности // Правопорядок: история, теория и практика. 2020. № 1 (24). С. 44-46.
2. Сойников С.А. Особенности определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения (средства индивидуальной мобильности) // Вестник экономической безопасности. 2020. № 1. С. 216-219.
3. Шестериков Н.А. Проблемы определения административно-правового статуса лица, управляющего персональным электрическим средством индивидуальной мобильности малой мощности // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2020. № 4 (56). С. 104-108.
REFERENCES
1. Mishina YU.V. K voprosu ob uchastii v dorozhnom dvizhenii pol'zovatelej sredstv individual'noj mobil'nosti // Pravoporyadok: istoriya, teoriya i praktika. 2020. № 1 (24).
76 S. 44-46. 76
2. Sojnikov S.A. Osobennosti opredeleniya administrativno-pravovogo statusa uchastnikov dorozhnogo dvizheniya, ispol'zuyushchih sovremennye tekhnicheskie sredstva peredvizheniya (sredstva individual'noj mobil'nosti) // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2020. № 1. S. 216-219.
3. SHesterikov N.A. Problemy opredeleniya administrativno-pravovogo statusa lica, upravlyayushchego personal'nym elektricheskim sredstvom individual'noj mobil'nosti maloj moshchnosti // Vestnik Vserossijskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. 2020. № 4 (56). S. 104-108.
Информация об авторе:
Новгородов Дмитрий Александрович, преподаватель кафедры административного права и административной деятельности полиции Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, [email protected]
Information about the author:
Novgorodov Dmitry A., Lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Police Activities, Moscow Regional Branch V.Y. Kikotyan Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, [email protected]
Статья поступила 14.04.2022; одобрена после рецензирования 14.05.2022; принята к публикации 23.11.2022.
The article was submitted 14.04.2022; approved after reviewing 14.05.2022; accepted for publication 23.11.2022.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final version of the manuscript.
Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.