Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОСАМОКАТ КАК ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО'

ЭЛЕКТРОСАМОКАТ КАК ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ЭЛЕКТРОСАМОКАТ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / ПЕШЕХОД / ВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новгородов Дмитрий Александрович

В статье рассматриваются проблемы правового статуса лиц, управляющих средствами индивидуальной мобильности, изучается вопрос о возможности отнесения электросамоката к категории «механическое транспортное средство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRIC SCOOTER AS A VEHICLE

The article deals with the legal status of persons managing the means of individual mobility. And also the question of the possibility of classifying an electric scooter as a mechanical vehicle is being studied.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОСАМОКАТ КАК ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО»

Научная статья УДК 342.7

ЭЛЕКТРОСАМОКАТ КАК ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Дмитрий Александрович Новгородов, Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы правового статуса лиц, управляющих средствами индивидуальной мобильности, изучается вопрос о возможности отнесения электросамоката к категории «механическое транспортное средство».

Ключевые слова: транспортное средство; средство индивидуальной мобильности; электросамокат; правила дорожного движения; права; обязанно-73 сти; пешеход; водитель 73

© Новгородов Д.А., 2022

Для цитирования: Новгородов Д.А. Электросамокат как транспортное средство // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2022. Т. 7. № 2 (14). С. 73 - 76.

Scientific article

UDC 342.7

ELECTRIC SCOOTER AS A VEHICLE

Dmitriy Alexandrovich Novgorodov, V.Y. Kikoty Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract

The article deals with the legal status of persons managing the means of individual mobility. And also the question of the possibility of classifying an electric scooter as a mechanical vehicle is being studied.

Key words: vehicle; means of personal mobility; electric scooter; traffic rules; rights; duties; pedestrian; driver

© Novgorodov D.A., 2022

For citation: Novgorodov D.A. Electric scooter as a vehicle // Scientific Notes of the Kazan Law institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2022. V. 7. No 2 (14). P. 73 - 76.

74

В средствах массовой информации опубликованы сведения, согласно которым Верховный Суд Российской Федерации (далее - ВС РФ) признал электросамокаты транспортными средствами1,2. Публикации ссылаются на дело № АКПИ22-663, которое находилось на рассмотрении административной коллегии ВС РФ. Однако, согласно материалам указанного дела, электросамокат не был отнесен к категории «механическое транспортное средство», а дело закончилось отказом в удовлетворении административного иска «Об оспаривании абз. 17, 38 и 55 п.1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ), утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090»4.

В настоящее время лица, управляющие электросамокатами и другими видами легкого электротранспорта (гироску-тер, сигвей и т.п.), в соответствии ПДД РФ5, являются пешеходами. Необходимо отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2022 № 1769 в п. 1.2 ПДД РФ внесены изменения6, которые начнут действовать с 1 марта 2023 года. Указанные изменения предусматривают введение нового термина «Средство индивидуальной мобильности» (далее - СИМ). В соответствии с обновленными ПДД РФ средством индивидуальной мобиль-

ности будет считаться «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)»7, за исключением велосипедов и инвалидных колясок [1, с. 45].

Однако указанные предложения Минтранса России до настоящего момента не приняты, в связи с этим правила использования средств индивидуальной мобильности в России практически не регламентированы. В некоторых субъектах Российской Федерации были установлены «местные» правила использования средств индивидуальной мобильности. 9 июня 2021 г. в Санкт-Петербурге было подписано Соглашение между Комитетом по транспорту и сервисами аренды о соблюдении правил использования средств индивидуальной мобильности на территории города8. Соглашением установлены некоторые обязанности для лиц, управляющих средствами индивидуальной мобильности, и ограничения для кикшеринговых компаний, предоставляющих услуги аренды электротранспорта на территории города.

В соответствии с ПДД РФ некоторые современные технические средства передвижения соответствуют определени-

74

1 Верховный суд признал электросамокаты транспортными средствами // nPABO.RU. URL: https:// pravo.ru/auto/news/240105 (дата обращения: 06.04.2022).

2 Верховный Суд РФ разрешил относить электросамокаты к транспортным средствам // Российское агенство правовой и судебной информации. URL: http://www.rapsinews.ru/judicial_ana-lyst/20220330/307839964.html (дата обращения: 06.04.2022).

3 Дело № АКПИ22-66 // Официальный сайт ВС РФ. URL: https://vsrf.ru/lk/practice/cases/11353095 (дата обращения: 06.04.2022).

4 О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 // Российские вести. 1993. 23 ноября.

5 Там же.

6 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 06.10.2022 № 1769 // Собрание законодательства РФ, 10.10.2022, № 41, ст. 7100.

7 Там же.

8 Безопасное движение электросамокатов: Комитет по транспорту подписал соглашение с сервисами аренды // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга URL: https://www.gov.spb.ru/gov/ otrasl/c_transport/news/215861 (дата обращения: 06.04.2022).

ям участников дорожного движения [2, с. 216].

На наш взгляд, в современном законодательстве отнесение лиц, управляющих персональным электрическим средством передвижения малой мощности, к пешеходам представляется ошибочным, так как последние в силу своего административно-правового статуса должны передвигаться по тротуарам и вдоль дороги без помощи средств повышения мобильности. Необходимо отметить, что лица, использующие различные средства индивидуальной мобильности, становясь участником ДТП, вносятся в карточку учета происшествия как пешеходы, что нередко ошибочно [1, с. 45], так как средства индивидуальной мобильности, имеющие электрический двигатель малой мощности, приводящие устройство в движение без использования мускульной силы человека, основательно 75 можно отнести к транспортным средствам, а, соответственно, лиц, управляющих ими, будет ошибочно признавать пешеходами [3, с. 105].

Необходимо отметить, что в пункте 1.2 ПДД РФ содержатся понятия «транспортное средство» и «механическое транспортное средство». Под первым термином понимают «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем», в свою очередь, под вторым понимается «транспортное средство, приводимое в движение двигателем...»1.

Учитывая, что все СИМ предназначены исключительно для перевозки человека (в некоторых случаях и груза), они фактически являются транспортным средством. А в случае оснащения СИМ электродвигателем, посредством которого осуществляется движение, формально они являются механическими транспортными средствами.

Согласно ПДД под термином «мопед» понимается двух- или трехколесное ме-

ханическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее ... электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, следовательно, есть основания предполагать, что электросамокаты в зависимости от мощности электродвигателя должны быть отнесены к категории «мопед». Следовательно, наиболее распространенные в России электросамокаты Xiaomi М^а М365 (оборудованы мотор-колесом мощностью 0,25 кВт) и Кидоо S2 или S3 (оборудованы двигателем 0.35 кВт) являются мопедами.

Лица, управляющие электросамокатами, при выезде на проезжую часть дороги должны руководствоваться ПДД для водителей механических транспортных средств и велосипедов, а не правилами пешеходов. В частности, в соответствии 75 с п. 2.1.1 ПДД РФ, они обязаны иметь водительское удостоверение категории М (или любой другой открытой категории), а также, в соответствии с п. 24.8 ПДД РФ, им запрещается двигаться по дороге без застегнутого мотошлема, и, в соответствии с п. 24.10 ПДД РФ, при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости рекомендуется иметь при себе предметы со световоз-вращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Таким образом, учитывая вышесказанное, предполагаем, что пока в нормативных актах не закреплены конкретные права и обязанности лиц, управляющих СИМ, оборудованных электродвигателями мощностью более 0,25 кВт, им необходимо пользоваться действующими ПДД РФ, в частности при движении по дорогам - правилами дорожного движения, установленными для водителей механических транспортных средств (мо-

1 О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения): постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 // Российские ве-сти.1993. 23 ноября.

педов), а при движении по территориям, не являющимся дорогами, - правилами, установленными для пешеходов, велоси-

педистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Мишина Ю.В. К вопросу об участии в дорожном движении пользователей средств индивидуальной мобильности // Правопорядок: история, теория и практика. 2020. № 1 (24). С. 44-46.

2. Сойников С.А. Особенности определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения (средства индивидуальной мобильности) // Вестник экономической безопасности. 2020. № 1. С. 216-219.

3. Шестериков Н.А. Проблемы определения административно-правового статуса лица, управляющего персональным электрическим средством индивидуальной мобильности малой мощности // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2020. № 4 (56). С. 104-108.

REFERENCES

1. Mishina YU.V. K voprosu ob uchastii v dorozhnom dvizhenii pol'zovatelej sredstv individual'noj mobil'nosti // Pravoporyadok: istoriya, teoriya i praktika. 2020. № 1 (24).

76 S. 44-46. 76

2. Sojnikov S.A. Osobennosti opredeleniya administrativno-pravovogo statusa uchastnikov dorozhnogo dvizheniya, ispol'zuyushchih sovremennye tekhnicheskie sredstva peredvizheniya (sredstva individual'noj mobil'nosti) // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2020. № 1. S. 216-219.

3. SHesterikov N.A. Problemy opredeleniya administrativno-pravovogo statusa lica, upravlyayushchego personal'nym elektricheskim sredstvom individual'noj mobil'nosti maloj moshchnosti // Vestnik Vserossijskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. 2020. № 4 (56). S. 104-108.

Информация об авторе:

Новгородов Дмитрий Александрович, преподаватель кафедры административного права и административной деятельности полиции Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, [email protected]

Information about the author:

Novgorodov Dmitry A., Lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Police Activities, Moscow Regional Branch V.Y. Kikotyan Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, [email protected]

Статья поступила 14.04.2022; одобрена после рецензирования 14.05.2022; принята к публикации 23.11.2022.

The article was submitted 14.04.2022; approved after reviewing 14.05.2022; accepted for publication 23.11.2022.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final version of the manuscript.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.