https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-40-47 УДК [947.084.8:821.35](470.67)
Нагиева М.К.
К ВОПРОСУ О «ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ» В ДАГЕСТАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 50-Е ГГ. XX ВЕКА
Нагиева Мадина Курбанисмаиловна
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографни Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Махачкала, Россия e-mail: nagieva-73@mail. г и тел.: +7 (928) 875 90 08
Аннотация
В современном мире при возрастающем интересе к развитию художественной культуры, появляется много новых произведений литературы и искусства. В этом контексте изучение истории отдельных аспектов дагестанской культуры (литературы и искусства и т.д.) является сегодня актуальным и это изучение должно осуществляться в неразрывной связи развития дагестанской многонациональной культуры в целом. В этой связи актуальной представляется и проблема женской литературы и «женского образа» в ней.
В статье используются специальные монографические исследования и материалы средств массовой информации и ставятся зацачи рассмотреть некоторые аспекты женского литературного творчества, показать место женской литературы и «образ женщины» в дагестанской литературе в 1950-е гг., рассмотреть гендерное различие в освещении женской темы. В заключении автор отмечает, что одной из главных тем в дагестанской литературе в послевоенные и 1950-е гг. был образ положительного героя. Тема Великой Отечественной войны была слишком близкой и тяжелой, она нашла отражение и в произведениях женщин-поэтесс. Дагестанские поэты и писатели уделяли особое внимание освещению тяжелой судьбы женщины-шрянки, активно боровшейся за свободное будущее и желание активно участвовать в общественно-политической и культурной жизни республики.
Ключевые слова: Северный Кавказ, Дагестан, литература и искусство, женская литература, журнал, образ женщины-горянки, поэтесса, писатели-мужчины, художественные произведения, тендерный фактор
БЛАГОДАРНОСТЬ
Работа выполнена в рамках государственного задания для ДФИЦ РАН «Северо-Восточный Кавказ в новейшее время: экономические, политические, социально-культурные процессы
и трансформации», № 1021032421555-1-6.1.1.
Для хеширования: Нагиева М.К. К вопросу о «женской поэзии» в дагестанской литературе в 50-е гг. XX века // Вестннк Майкопского государственного технологического университета. 2023. Том 15, № 2. С. 40-47. Imps: doi. orgTO.47370/2078-1024-2023-15-2-40-47.
Nagieva M.K.
REVISITING «WOMEN'S POETRY» IN DAGESTAN LITERATURE IN 1950S
Matlina K. Nagieva
Ph. D. (Hist.), Senior Researcher, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Federal Research Center, the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia e-mail: [email protected] тел.: +7 (928) 875 90 08
Abstract
In the modern world with an ever-increasing interest in the development of artistic culture, many new works of literature and art appear. In this context the study of the history of certain aspects of the Dagestan culture (literature and art, etc.) is relevant today and its studying should be carried out in close connection with the development of the Dagestan multinational culture as a whole. In this regard, the problem of women's literature and the «female image» in literature is also relevant.
The article considers some aspects of women's literary creativity, the place of female literature and an «image of a woman» in Dagestan literature in 1950s, and gender difference in covering female issues. For this purpose, special monographic studies and media materials have been used.
In conclusion, the image of a positive hero has been noted as one of the main themes in Dagestan literature in the post-war period and 1950s. The issue of the Great Patriotic War was too close and heavy; it was also reflected in the works of women poets. Dagestan poets and writers paid special attention to highlighting the heavy fate of mountain women who actively fought for their free future and the desire to actively participate in the social, political and cultural life of the Republic.
Keywords: the North Caucasus, Dagestan, literature and art, female literature, magazine, an image of a mountain woman, a poetess, male writers, works of art, gender factor
CREDITS
The research was carried out within the framework of the state task for the DFRC of the RAS
«The North-Eastern Caucasus in modern times: economic, political, socio-cultural processes and transformations», No. 1021032421555-1-6.1.1
For citation: Nagieva M.K. Revisiting «women's poetry» in Dagestan literature in 1950s // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2023. Volume 15, No. 2. P. 40-47. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-40-47.
Возникновение и развитие современных форм дагестанской профессиональной культуры, как у многих народов, знавших в прошлом только искусство устного народного творчества, стало возможным после Октябрьской революции 1917 г., и в этот период особое место начинает занимать женская тема, ведь именно после Октябрьской революции 1917 г. впервые в истории женщина получает определенные права и свободы [12, с. 5-6].
В Дагестане процесс «раскрепощения горянки» происходил чуть позже, чем в центральных регионах страны, это было связано с тем, что в дагестанском традиционном обществе религиозное влияние было достаточно сильным и место дагестанки в обществе было предопределено. Но несмотря на эти сложности, процесс «освобождения женщины от оков предвзятости и закрытости» начал происходить и в Дагестане. Женщина-горянка
стала участвовать в различных процессах строительства новой жизни, в первую очередь это затрагивало социально-культурную сферу.
Заложенные в работах дагестанских ученых1 основные аспекты изучения проблемы «раскрепощения» женщины-горянки в дагестанском обществе актуализировались в современном обществе. Это связано с актуализацией феминистского движения в мировом пространстве. Отдельные аспекты решения «женского вопроса» нашли отражение в некоторых исследованиях дагестанских историков2. Вместе с тем, несмотря на бесспорную значимость отмеченных монографических исследований, проблема целостного анализа женского литературно-художественного творчества, выявления его специфики в рамках данного региона пока еще недостаточно изучена и освещена в современной литературе. Это в свою очередь актуализирует обозначенную тему исследования, ведь появление женщин-писательниц и «женской» поэзии в дагестанском обществе началось после установления советской власти в Дагестане.
Для достижения обозначенной цели исследования нами ставится задача рассмотрения некоторых аспектов женского литературного творчества. А
1 Гаджиева С.Ш., Мелешко А.Г. Женщины советского Дагестана. Махачкала, 1960; Гасанова А.И. Подготовка женских кадров в Дагестане и их роль в хозяйственном и культурном развитии республики (1945-1965 гг.). Махачкала, 1969.
2 Абилов A.A. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала, 1959; Кайма-разов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М„ 1988; Мирзабеков М.Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. Махачкала, 1998; Мирзабеков М.Я., Ананьева Е.С., Юнаева В.Д Культура дагестанского города. XX в. Махачкала, 2007; Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917-1941. М„ 1987; Султанов К.Д. Очерки истории дагестанских литератур XIX - начала XX в. Махачкала, 1978 и др.
именно, показать место женской литературы и «образ женщины» в дагестанской литературе в 1950-е гг., определение значимости основных положений политики советского государства в «раскрепощении» женского вопроса, осветить профессиональное творчество дагестанских писателей и поэтов, акцентируя внимание на «женском образе» в литературе.
Духовная и культурная жизнь советского общества в 1950-е гг. в период хрущевской «оттепели» носила противоречивый характер. С одной стороны, процесс обновления, либерализации в политике объективно вызывал оживление и в сфере культуры, происходил подъем в развитии науки и образования. С другой стороны, общий подход к культурной сфере сопровождался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии. Тем не менее, в этот период наблюдалось духовное возрождение творческой интеллигенции [11].
В 1940-1950-х гг. литературная эпоха проходила под знаком господства соцреализма. Литературный метод был закреплен идеологически. Творчество женщин-писательниц, создававших свои произведения в этот период, в основном отражали общую тематику и проблематику советской литературы. Например, в поэзии известных всей стране поэтесс Ю. Друниной, О. Берггольц, А. Ахматовой активно звучала военная тема, которую они, прочувствовав всей душой, смогли отразить в стихах [2].
Творчество дагестанских поэтов и писателей в этот период тоже складывалось в русле соцреализма. В конце 1950-х гг. начинается поэтическое творчество ставших впоследствии известных поэтесс-горянок М. Гаирбеко-вой, Ф. Алиевой, X. Хаметовой и др., для которых тема войны, героизма, сострадания тоже была очень близка. В своих произведениях они раскрывали тяготы военных и послевоенных лет,
а также освещали тяжелое положение женщины-горянки в горных селах. Первые стихи известная аварская поэтесса Машидат Гаджиевна Гаирбекова начала писать в раннем детстве, но подлинный творческий подъем приходится на послевоенные годы после завершения обучения в Московском литературном институте им. М. Горького.
В своем первом сборнике «Слово горянки», опубликованном в 1950 г., она ярко и смело заявила о себе как сложившаяся поэтесса. В том же году написана пьеса «Счастливый день» [4, НА ИИАЭ ДФИЦ, Ф. 3. Оп. 2. Д. 264. ЛЛ. 56-57]. Друзья и поклонники ее поэзии характеризовали ее как женщину, которая никогда не сгибалась под тяжестью судьбы, всегда следовала кодексу чести и женского достоинства. Она стала олицетворением горянки, которая на протяжении всей жизни сохраняла верность принципам горской «старины» [5]. Основной темой ее творчества являлось освещение тяжелой жизни дагестанских женщин. М. Гаирбекова была не только талантливой поэтессой, но и известным драматургом. Ее пьесы «Белый платок невесты», «Дани-ят» и многие другие вошли в репертуар аварского театра.
В 1950-е гг. вышли в свет первые публикации журналиста и писательницы Патимат Ибрагимовны Му ртазалиевой на страницах аварской газеты «Большевик гор», аварского выпуска журнала «Женщина Дагестана» и литературного альманаха «Дружба». После окончания отделения журналистики высшей партийной школы при ЦК КПСС в 1945 г. она была направлена секретарем в Чародинский райком партии. С 1950 г. П. Муртазали-ева являлась членом Союза журналистов. С этого же года она стала возглавлять журнал «Женщина Дагестана» [6].
Главной темой в рассказах и повестях П. Муртазалиевой была судьба горянки, борьба с предрассудками, которые искажали нравственный и духовный мир
дагестанской женщины. Их отличало высокое осознание материнского долга, помимо этого, героини П. Муртазалиевой были активными участниками социалистического преобразования дагестанского общества [6].
В рассматриваемые годы начала свою литературную деятельность известная поэтесса, публицист и драматург Фазу Гамзатовна Алиева. Первые свои строки начала писать в школьном возрасте, а в 17 лет ее стихи были опубликованы в газетах «Большевик гор» и «Комсомолец Дагестана». В 1955 г. Ф. Алиева поступает в Литературный институт. Здесь она числилась среди студентов, которые уже издавали сборники стихов. Она стояла в одном ряду с известными в то время поэтами Е. Евтушенко и А. Приставкиным [10].
В произведениях Ф. Алиевой образ женщины-матери занимал одно из ведущих мест, кроме стихов и поэм ею написано много рассказов, повестей, очерков и других публицистических произведений, посвященных матери. Формирование Фазу как поэтессы происходило в тяжелые послевоенные 1950-е гг. Дети-сироты, вдовы, голод, тяжелое строительство послевоенных лет - всё это большей частью ложилось на хрупкие плечи матерей, готовых всё отдавать ради благополучной жизни своих детей [9]. Во многих стихах Фазу читаются строки, в которых оправдывается строгость матерей горских аулов, ведь таковыми сделала их война и суровая действительность, невысказанную боль и страх за детей хранит в себе женщина-горянка. «А мать моя Всегда была суровей II строже всех аульских матерей IIхоть давно платок носила вдовий, На свадьбы не пускала дочерей... »
«Барабанщик нашего аула» [17]. Особое место в жизни Ф. Алиевой занимал журнал «Женщина Дагестана», который она возглавляла многие годы.
Став главным редактором журнала, она сумела сделать его одним из любимых изданий для дагестанских женщин, создав уникальный творческий коллектив, который объединял настрой на сохранение традиций, обычаев народов Дагестана.
Для многих поэтесс и писательниц 1950-е гг. - годы начала формирования их творческого пути. Первые публикации Ханбиче Шихрагимовны Хаметовой появились в печати в 1958 г., в период ее учебы в педагогическом институте. Она публиковалась на страницах республиканской газеты «Коммунист» и в лезгинском выпуске журнала «Женщина Дагестана». После окончания педагогического института работала в с. Цлак Хивского района учителем, затем методистом Института усовершенствования учителей республики, а также сотрудником НИИ педагогики им. А. Тахо-Годи [18]. Первая книга стихов на родном языке «Узоры дум» была опубликована в 1964 г. дагестанским книжным издательством. В последующие годы в дагестанских книжных издательствах на лезгинском языке выходит десять сборников стихов и поэм X. Хаметовой, переведенных на русский язык [19].
Первые поэтические произведения уроженки с. Урахи Сергокалинского района Сарат Гаджиевны Алиевой появились в 1957 г. После окончания Ура-хинской средней школы в 1941 г., из-за острой нехватки учителей, она стала работать учительницей начальных классов в с. Киша Дахадаевского района. После окончания химико-биологического факультета Дагестанского педагогического института была направлена в качестве учителя и завуча в Сергокалинское педагогическое училище. Была заместителем министра просвещения Дагестана [16]. Несмотря на загруженность на работе, Сарат Гаджиевна никогда не оставляла своего творческого увлечения. Она много писала, и уже в 1957 г. вышел первый сборник поэтических стихов. Большое
место в ее творчестве занимала тема Великой Отечественной войны. Страдание и горе женщин, которые не дождались с войны своих отцов, братьев, мужей, сыновей и любимых. Вся ее поэзия наполнена любовью, тоской и ожиданием [16].
Миясат Нажмутдиновна Шурпаева, лакская поэтесса и писательница, начала свою литературную деятельность в школьные годы. Начало ее творчества приходится на 1950-е гг. Во время учебы в Дагестанском государственном университете она часто публиковалась в альманахе «Дусшиву» («Дружба») и в лакском издании журнала «Горянка». Долгие годы М. Шурпаева работала специальным корреспондентом газеты «Дагестанская правда», публиковала свои статьи, стихи, рассказы в литературных журналах и газетах. Она использовала очень популярный на Востоке жанр устного рассказа [15].
Многие произведения М. Шурпаевой основаны на реальных исторических событиях и герои ее рассказов - реальные герои. В своих рассказах она опирается на письменные источники, документы и архивные материалы. Ее произведения «Преданья старины глубокой», «Легенды и были Кази-Кумуха» и другие получили всенародное признание [3].
Говоря об «образе женщин» в дагестанской женской поэзии, хотелось бы отметить, что многие дагестанские поэты и писатели-мужчины в своих произведениях уделяли также особое внимание освещению жизни женщины-горянки.
Например, в поэме классика аварской советской литературы Г. Цадаса «Сказание о чабане», написанной в 1950 г., рассказывается, как преобразовывалась жизнь горцев, их повседневный быт и культура на примере жизни простой горской семьи Хирачевых. Особое внимание было уделено и положению женщины-горянки в дагестанских горных селах. Поэт показал сложный процесс изменения социального статуса женщины, где она
становится хозяйкой своей судьбы. Одна из героинь поэмы Айна сумела перестроить свою жизнь так, как она сама хотела видеть свое будущее [13, с. 163].
К наиболее известным поэмам, где отражается трудная жизнь женщины-горянки, относятся поэмы А. Аджама-това «Рабият» (1957 г.) и Р. Гамзатова «Горянка» (1957 г.), в которых авторы раскрывали меняющуюся жизнь горской женщины в дагестанском традиционном обществе. Поэма «Горянка» Р. Гамзатова была опубликована в 1957 г. в аварской газете «Красное знамя». На ее долю выпал такой успех, какого не знало ни одно художественное произведение в истории дагестанской литературы. На русский язык поэму перевел один из постоянных переводчиков Р. Гамзатова Яков Козловский. В 1958 г. поэма была напечатана в журнале «Дружба народов», а в 1959 г. она вошла в сборник поэта «В горах мое сердце» [7].
На протяжении всей своей жизни Р. Гамзатов писал на женскую тему - эта тема была, можно сказать, центральной в его творческом наследии. «Горянка», «Целую женские руки», «Зарема», «Вера Васильевна», «Берегите матерей» - это не полный перечень произведений поэта, которые были посвящены женщинам. В этих стихах мы видим и любовную лирику, и тяжелую женскую долю, и трагические судьбы горских поэтесс и т.д.
Вечные темы - любовь к Родине, матери, женщине, которые отражали в своих произведениях многие поэты и писатели, - Р. Гамзатов смог поднять на небывалую высоту, раскрыв этот образ совершенно по-новому, мудро и самобытно.
Особое место в дагестанской литературе начала 1950-х гг. занимала тема дружбы между народами. Этой теме посвятил сборник стихов Р. Гамзатов «Слово о старшем брате» (1952 г.). В сборнике есть стихотворения, посвященные благородному труду представителей русской интеллигенции в горах Дагестана.
Отмечая выдающиеся заслуги Р. Гамзатова в развитии дагестанской литературы, за создание содержательных и ярких художественных произведений и образов, получивших широкую известность в народе, в сентябре 1958 г. Президиумом Верховного Совета ДАССР поэту было присвоено почетное звание Народного поэта Дагестана [1, с. 233].
Необходимо отметить, что руководство республики уделяло особое внимание развитию дагестанской литературы и искусства. О чем наглядно говорит создание республиканского Комитета по премиям в области литературы и искусства и установление ежегодных премий имени С. Стальского, Э. Капиева, А.-Г1. Са-лаватова и Г. Цадасы - премии за лучшие произведения в области музыки, изобразительного и прикладного искусства. Так, в 1958 г. Р. Гамзатову была вручена премия за поэму «Горянка», А. Агаеву за монографию «Сулейман Стальский», постановщику пьесы «Дочь Ганга» Г.А. Рустамову [8, с. 297].
В Дагестанской драматургии в послевоенные годы тоже активно продолжала звучать женская тема, тема борьбы с пережитками прошлого в сознании людей, которая всё еще сильно чувствовалась в дагестанском обществе. Например, драматург Г. Залов в своей пьесе «Вдохновенная певица» воссоздал героический образ аварской поэтессы XIX в. Анхил Марин, которой за вольнолюбивые песни зашили рот. Драматург М. Алиев также обратился к исторической проблематике, воссоздав в своей пьесе легендарный образ Парту Патима, воспетой в народном фольклоре [14, с. 469]. Дагестанские драматурги в своих произведениях выступали в защиту женщины, призывали их самостоятельно строить свою жизнь, отражали пережитки, которые мешали жить современной женщине новой жизнью. Среди таких пьес можно отметить «Широкий путь» Ш. Абдуллаева, «Путь
Зайнап» 3. Эфендиева, «Невесты» Ат-кая [13, с. 197].
Таким образом, хотелось бы отметить, что одним из главных образов в дагестанской литературе 1950-х гг., к которому обращались поэты в своих произведениях, стал образ положительного героя, ведь для многих писателей тема войны была еще слишком близкой и тяжелой. Также почти во всех произведениях активно затрагивалась тема трудовых
будней простых людей в период послевоенного восстановления народного хозяйства.
Необходимо отметить, что особенное место в дагестанской литературе нашло отражение тяжелой судьбы женщины-горянки, которая, несмотря на все трудности, активно боролась против тяжелого положения в быту, лишавшего ее активного участия в общественно-политической и культурной жизни республики.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абилов A.A. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1959. 267 с.
2. Блокадная мадонна: Ольга Берггольц и ее трагическая жизнь [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ni/a/XBtVa-qicACpDIqT.
3. Беседа о Миясат Шурпаевой [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/ events/1708910/be seda-o -miyasat-shurpaevoi.
4. Гасанова А.И. Подготовка женских кадров в послевоенный период (1946-1950 годы). Махачкала, 1972 // Научный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Он. 2. Д. 264. Л. 56-57.
5. Гаирбекова Машидат Гаджиевна [Электронный ресурс]. URL: //https://ru.wikipedia.org/ wiki/Гаирбекова Машидат Гаджиевна (Дата обращения: 11.09.2020).
6. Гора моей жизни [Электронный ресурс]. URL: //www.Lib05/ru/vystavki/gora-moei-zizni.
7. «Горянка» - великое творение Расула Гамзатова [Электронный ресурс]. URL: https:// dagpravda.ru/novosti/goryanka-velikoe-tvorenie-rasula-gamzatova/
8. Даниялов Г.Д. Крутой поворот в развитии экономики и культуры народов Дагестана. // Наука. М., 1964. 390 с.
9. Жемчужины Фазу // Махачкалинские известия. 2014. 22 мая.
10. Ибрагимова Э. «Женщина Дагестана - это моя судьба!» К 90-летию Фазу Алиевой [Электронный ресурс] URL: https://www.xn~80aaaanefedv8cbg8cp7h.xn~plai/node/9795.
11. Культура в 50-60-е годы. Наука, культура и образование. Народное образование и высшая школа [Электронный ресурс]. URL: https://xida.ru/node/508.
12. Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941 гг. М., 1987.
13. Очерки дагестанской советской литературы. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1957. 206 с.
14. Османов А.И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития: в 2-х кн. Кн. 2. Общественно-политическая жизнь и социокультурное развитие народов Дагестана. Махачкала: ДИНЭМ, 2007. 622 с.
15. Предания старины [Электронный ресурс]. URL: https://zaria-online.ru/news/ media/2022/9/21/v-rasskazah-m-shurpaevoj-dejstvuyut-ne-vyimyishlennyie-a-realnyie-geroi/
16. Сарат Алиева. Биография. Общественный и политический деятель [Электронный ресурс]. URL: http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/sarat_alieva/
17. Тажудинова А. Эта особая Фазу [Электронный ресурс]. URL: https://dagpravda.ru/ kultura/eta-osobaya-fazu/
18. Хаметова Ханбиче Шихрагимовна [Электронный ресурс]. URL: //www.//www.cultin. ru/writers- khametova-khanbiche- shikhragimovna.
19. Ханбиче Хаметова [Электронный ресурс] // Дагестанская правда. URL: http://www. dagpravda.ru/rubriki/obshchestvo/1744/
REFERENCES:
1. Abilov A.A. Essays on the Soviet culture of the peoples of Dagestan. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1959. 267 p.
2. Blockade Madonna: Olga Bergholz and her tragic life [Electronic resource]. URL: https:// dzen. ru/a/XBtVa-qicACpDIqT.
3. Conversation about Miyasat Shurpaeva [Electronic resource]. URL: https://www.culture.ru/ events/1708910/beseda-o-miyasat-shurpaevoi/
4. Gasanova A.I. Training female personnel in the post-war period (1946-1950). Makhachkala? 1972 // Scientific Fund of the ПАЕ DSC RAS. F. 3. Op. 2. D. 264. L. 56-57.
5. GairbekovaMashidat Gadzhievna [Electronic resource]. URL: //https://ru.wikipedia.org/wiki/ Gairbekova Mashidat Gadzhievna (Accessed: 11.09.2020).
6. Mountain of my life [Electronic resource]. URL: //www.Lib05/ru/vystavki/gora-moei-zizni
7. «Goryanka» - the great creation of Rasul Gamzatov [Electronic resource]. URL: https:// dagpravda.ru/novosti/goryanka-velikoe-tvorenie-rasula-gamzatova/
8. Daniyalov G.D. A sharp turn in the development of the economy and culture of the peoples of Dagestan. Science. M., 1964. 390 p.
9. Pearls Phase // Makhachkala news. 2014. May 22.
10. Ibragimova E. «A woman of Dagestan is my destiny!» To the 90th anniversary of Fazu Aliyeva [Electronic resource]. URL: https://www.xn~80aaaanefedv8cbg8cp7h.xn~plai/node/9795.
11. Culture in the 50s and 60s. Science, culture and education. Public education and higher education [Electronic resource]. URL: https://xida.ru/node/508.
12. Essays on the history of Soviet art in Dagestan 1917-1941. M., 1987.
13. Essays on Dagestan Soviet literature. Makhachkala, Dagknigoizdat, 1957. 206 p.
14. Osmanov A.I. Dagestan in the XX century: historical experience of regional development: In two books. Book. 2. Socio-political life and socio-cultural development of the peoples of Dagestan. Makhachkala, DINEM LLC, 2007. 622 p.
15. Legends of antiquity [Electronic resource]. URL: https://zaria-online.ru/news/ media/2022/9/21/v-rasskazah-m-shurpaevoj-dejstvuyut-ne-vyimyishlennyie-a-realnyie-geroi/
16. Sarat Aliyeva. Biography. Public and political figure [Electronic resource]. URL: http://www. peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/sarat_alieva/
17. Tazhudinova A. This special Fazu [Electronic resource]. URL: https://dagpravda.ru/kultura/ eta-osobaya-fazu/
18. Khametova Khanbiche Shikhragimovna [Electronic resource]. URL: //www.//www.cultin. ru/writers-khametova-khanbiche-shikhragimovna.
19. Khanbiche Khametova [Electronic resource] // Dagestanskaya Pravda. URL: http://www. dagpravda.ru/rubriki/obshchestvo/1744/