_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
было? Опыт социо-культурного портретирования / А.Е. Иванов - М.: Новый хронограф, 2007.
4. ГАЯО. Ф. 79. Оп.7. Д. 2511.
5. ГАЯО. Ф. 347. Оп. 2. Д. 748.
© Сапир М.С., 2017
УДК 94
Фатхутдинов Р.Р
Студент 2 курса Факультета истории Стерлитамакский Филиал Башкирского Государственного Университета
(СФ БашГУ)
г. Стерлитамак, Российская Федерация
Семенова Н.Л.
К.и.н., доцент
Стерлитамакский Филиал Башкирского Государственного Университета
(СФ БашГУ)
г. Стерлитамак, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О ЗАРОЖДЕНИЕ ДУХА КАПИТАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАХАН (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ М. ВЕБЕРА И В. ЗОМБАРТА).
Аннотация
В настоящее время сохраняется интерес к узловым темам отечественной истории. На сегодняшний день весьма актуальным остается вопрос, связанный с истоками зарождения предпринимательского духа в странах Европы, что, соответственно, привело к зарождению капитализма в целом. В этой связи огромного внимания заслуживают работы Макса Вебера и Вернера Зомбарта. Именно им удалось создать наиболее популярные теории, отвечающие на вопрос о причинах возникновения предпринимательского духа, который в синтезе с чем-либо образует дух капиталистический.
Ключевые слова
дух капитализма; дух предпринимательства; дух мещанства; от жажды наживы к предприимчивости;
Европейский капитализм;
Целью данной статьи является попытка кратко описать (на примере работ М. Вебера и В. Зомбарта) наиболее популярные теории по этому вопросу, выяснить, что же все-таки представлял из себя капиталистический дух у каждого из авторов, а также ответить на вопрос: какова была причина, давшая толчок для зарождения этого духа в каждой концепции?
Особое внимание на исторические и социальные начала предпринимательства обращают немецкие историки и социологи, прежде всего М. Вебер и В. Зомбарт. Они рассматривают процесс становления предпринимательского духа как одно из главных составляющих духа капиталистического. При всем этом «дух» не является только философским или психологическим понятием, а выступает, скорее, и как экономико-социологическое явление. Дух - это определенные психологические черты, которыми обладает любой тип общества, находящийся на определенной стадии своего развития. По словам Вебера, это «исторический индивидуум» [1, с. 136].
Начнем с концепции В. Зомбарта. Он связывал рождение капитализма с деятельностью западноевропейских и южно-европейских народов [4, с. 4]. Зомбарт вкладывал в буржуазную личность два начала, которые, как может показаться сперва, являются противоположными друг другу. Это предпринимательский дух и мещанский дух [2, с. 203]. Первый, согласно его концепции, образуется в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
синтезе жажды денег и предприимчивости, характеризуясь грандиозностью инициатив, которые опираются на насилие, страсть к приключениям и т.д. Дух предпринимательства присутствовал у людей на протяжении всего Средневековья, однако его реализация удалась лишь в Новое время, так как положение Европейских стран в результате господства натурального хозяйства и феодальной системы в эту эпоху уже не способно было прокормить население [4, с. 9].
Второй, мещанский дух, предполагает осторожность и крайнюю бережливость в плане финансов. Он заключается в экономии, рационализации и прочем. Предприниматель, по мнению Зомбарта, должен состоять из трех главных черт: завоеватель, организатор, торговец. Мещанину же требуются другие качества: рациональное ведение хозяйства (экономия, бережливость), деловая мораль (солидность, благонадежность) [2, с. 205].
Как уже было сказано, предпринимательский и мещанский дух во многом противоположны друг другу, однако Зомбарт делает заключение, что их синтез образует противоречивое единство развертывающегося духа капитализма, то есть синтеза традиций и жажды предпринимательства, что является вполне логичным на переломе эпох [5, с. 14].
Концепция М. Вебера. Наиболее важная и значимая черта присущая предпринимательскому духу -это его историчность. В своем популярном труде «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер противопоставляет простой жажде наживы и авантюризму - чертам, которые, скорее, характерны для средневекового времени, - новое, капиталистическое предпринимательство, связанное с разумным основанием свободного труда и использованием возможностей обмена. Этот, зародившийся в новое время предпринимательский дух, который явился первоосновой для развития капитализма, возник, по мнению М. Вебера, в результате распространения религиозных учений протестантизма в Европе [1, с. 154].
Дело в том, что в результате Реформации проходившей в Европе, во многих странах на смену католицизма приходит новое ответвление христианства - протестантизм. В данной ветви христианское учение сводилось к связи истовой набожности и экономическому материализму. Здесь культивируется индивидуализм. Человеку не нужен посредник для контакта с Богом. Чтобы построить свой путь к спасению, он должен рассчитывать, прежде всего, только на себя и собственные силы. Итогом, по мнению Вебера, должна явиться жесткая систематизация в жизни каждого человека посредством веры. И человек, и капитал все время обязаны работать, постоянно приумножать свои богатства [7, с. 304]. Само же богатство не является грехом, как это было принято в католичестве. Оно приносит человеку чувство достигнутого, а также является свидетельством его избранного положения перед Богом. Такая идея избранничества, по мнению Вебера, напрямую связана с исполнением профессионального долга, которое одновременно с этим становится обязанностью каждого перед Богом. Так религиозные нормы и указания способствуют созданию особых норм в хозяйстве. Главной задачей человека становится не жажда наживы, а, напротив, постоянное развитие и рост собственного капитала [1, с. 168].
Также Вебер придает значение и развитию бюрократической организации, которая должна жестко контролировать положение каждого человека, в том числе выделяя таким образом избранных (высшие должности), а, следовательно, и вызывать мотивацию для продвижения по карьерной лестнице у всего народа [6, с. 67].
Именно синтез бюрократии и культурно-религиозного течения, которое явилось основой для развития предпринимательства, приводит к возникновению капиталистического духа [3, с. 91].
Подведем итоги. По мнению М. Вебера происхождение капиталистического духа является результатом взаимодействия предпринимательства и бюрократической организации. С точки зрения В. Зомбарта, капитализм явился переплетением предпринимательского и мещанского духа. На наш взгляд, эти позиции взаимно дополняют друг друга. «Бюрократ», «мещанин» и «предприниматель» оказываются тремя исторически обусловленными идеальными типами, тремя составляющими капиталистического духа.
Список использованной литературы: 1.Вебер М., Протестантская этика и дух капитализма, Ист-Вью, 2002. 2.Зомбарт В., Евреи и хозяйственная жизнь - СП(б).: Книгоиздательство «Разум», 1912. 3. Современный капитализм, т. 1-2. - М., 1903-05; т. 3. - М.—Л., 1930 (т. 1, 2 изд. - М. -Л., 1931).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
4. Митенков А. В. В. Зомбарт о генезисе общества: (философско-антропологический анализ учения). - М.: Прима-Пресс-М, 2002.
5. Шпакова Р. П. Вернер Зомбарт: в ожидании признания // Журнал социологии и социальной антропологии. - Том IV, 2001. - № 1.
6. Вебер М. История хозяйства: Город. - М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.
7. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм. СПб.: Владимир Даль, 2017.
© Фатхутдинов Р.Р., Семенова Н.Л. 2017