_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
«Нева», 2004. 511 с.
9. http://Krotovinfo>Hbr_mm|4_g/ri/gorova.htmL
10.http ://leninism.su/books/3571 -vladimir-lenin-vybor-puti-biografiya.html.
© Помелов В.Б., 2017.
УДК 94(3)
М.С. Сапир
магистрант II года обучения ЯрГУ им. П.Г. Демидова,
г. Ярославль, РФ E-mail: michael.sapir@mail.ru
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-РЕВОЛЮЦИОННОГО КРУЖКА В ЯРОСЛАВСКОМ ДЕМИДОВСКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX В.
Аннотация
Статья посвящена деятельности социально-революционного кружка в Ярославском Демидовском Юридическом Лицее в последней трети XIX в. В статье рассматриваются возможности евреев поступать в учебные заведения (как государственные, так и частные) Российской империи в последней трети XIX в. Исследуются цели и методы социально-революционной борьбы участников кружка, работа полиции по их изобличению, а также приговоры, вынесенные участникам кружка.
Ключевые слова
Ярославский Демидовский Юридический Лицей, социально-революционный кружок, «еврейский вопрос»,
государственное преступление.
Вторая половина XIX в. является периодом подъема революционного движения в Российской империи. Император Александр II на протяжении почти 15 лет являлся главной целью народовольцев и в итоге 1 марта 1881 г. был убит. Следующие 13 лет (1881-1894) страной правил его сын Александр III. Это время в отечественной историографии считается периодом реакции.
Весьма весомую роль в революционном движении Российской империи последней трети XIX -начала ХХ вв. играли евреи-террористы. Еврейское население нашей страны десятилетиями подвергалось притеснениям со стороны правительства, почти всегда совершенно необоснованным, что и являлось причиной столь активного участия евреев в террористических организациях. Однако в данной статье речь пойдет о регионе, не оставшемся на обочине революционного движения, но почему-то не столь часто попадающем в поле зрения исследователей, - о Ярославской губернии [1; 2, с. 93-98].
Но предварительно было бы уместным дать небольшой комментарий о возможностях евреев поступать в учебные заведения (как государственные, так и частные) Российской империи в последней трети XIX в. Это важно для дальнейшего исследования. В 1-ой половине XIX в. власти пытались отвратить еврейских детей от иудейской веры, которую считали вредной и опасной, и с этой целью осуществляли давление на еврейские общины в области просвещения. Однако эти попытки не давали желаемого результата, и в царствование Александра II власти стали уделять большее внимание образованию евреев. В эпоху «великих реформ» были основаны частные еврейские мужские и женские школы. В женских школах изучали алфавит, молитвы в переводе на русский язык, библейскую историю и основы иудаизма, в школах для мальчиков наряду с изучением еврейских предметов изучалась Библия, но общим предметам отводилось гораздо больше времени. Во многих талмуд-торах было введено преподавание общих предметов.
В правление Александра III начинается усиление государственного антисемитизма и наступление на
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
права евреев. В частности, в 1886 г. по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева были введены «процентные нормы», ограничивавшие доступ еврейских абитуриентов в университеты. Победоносцев считал, что, поскольку университеты существуют на налоги, а евреи составляют лишь 5% населения Российской империи, то будет несправедливо, если при их склонности к наукам они займут 95% мест в университетах вместо русской молодежи. В пределах «черты оседлости» доля евреев среди учащихся мужских гимназий и университетов не должна была превышать 10%, в остальной части империи — 5%, в Москве и Санкт-Петербурге — 3% [3, с. 43].
Эти запреты не касались частных гимназий, куда еврейские мальчики и девочки могли свободно поступать при наличии у родителей достаточного благосостояния. Впрочем, судя по архивным документам, в Ярославском Демидовском Юридическом Лицее в это время обучались лишь несколько десятков студентов-евреев, приехавших сюда из разных уголков Российской империи, в т. ч. и из губерний «черты оседлости» [4, л. 77-78].
Как видно из архивных источников, евреи (кстати, равно как и студенты) были активными участниками революционного движения в Российской империи. История Ярославского Демидовского Юридического Лицея дает яркое тому подтверждение. Документы, которые будут цитироваться ниже, обнаружены нами в Государственном архиве Ярославской области (ГАЯО) и впервые приводятся в данной статье. Говорят они о революционном кружке в Ярославле, в состав которого в числе прочих входили студенты Ярославского Демидовского Юридического Лицея в 1886-88 гг. Образовался он, по-видимому, при другом распавшемся кружке и состоял из 17 человек, в том числе четверых евреев - Шмуля Янкелевича, Исайи Айзенштадта, Янкеля Каплана и Хаима Граца [5, л. 231]. Все участники кружка были в возрасте от 18 до 24 лет.
Социальное происхождение участников кружка было разным: среди них были мещане, купеческие дети и даже дети священников и бывшие студенты духовных семинарий. Также далеко не все из них были уроженцами Ярославской губернии. Состав участников кружка в разное время, а также приговоры, вынесенные каждому из них за государственное преступление, приведены в табл. 1.
Таблица 1
Состав участников социально-революционного кружка в Ярославском Демидовском Юридическом Лицее,
раскрытого в 1888 г.
№ ФИО и возраст участника Место рожд. Социальный статус Приговор, определенный императором Александром III
1 Айзенштадт Исай Львович Г. Вильно Мещанин, бывший студент Ярославского Демидовского Юридического Лицея, 6 месяцев одиночного тюремного заключения, негласный надзор полиции на два года после освобождения.
2 Грац Хаим Ханонович, 20 лет Г. Вильно Мещанин Предварительное содержание под стражей по этому делу, негласный надзор полиции на два года после освобождения.
3 Ильинский Николай Иванович, 22 года Не указано Сын священника, студент Ярославского Демидовского Юридического Лицея 1 месяц одиночного тюремного заключения, негласный надзор полиции на два года после освобождения.
4 Каплан Яков Петрович, 19 лет Г. Минск Купеческий сын 3 месяца одиночного тюремного заключения, негласный надзор полиции на два года после освобождения.
5 Крашенинников Степан Не указано 8 месяцев одиночного тюремного заключения, негласный надзор полиции на два года после освобождения.
6 Листов Апполинарий Сергеевич, 24 года Не указано Сын прачечника, студент Ярославского Демидовского Юридического Лицея 1 месяц одиночного тюремного заключения, негласный надзор полиции на два года после освобождения.
7 Метлин Василий Иванович Г. Н. Новгород Мещанин, студент Ярославского Демидовского Юридического Лицея 8 месяцев одиночного тюремного заключения, негласный надзор полиции на два года после освобождения.
8 Метлин Иван Иванович, 22 лет Г. Н. Новгород Мещанин, студент Ярославского Демидовского Юридического Лицея 6 месяцев одиночного тюремного заключения, негласный надзор полиции на два года после освобождения.
9 Милославов Александр Егорович, Не указано Бывший ученик Ярославской Духовной Семинарии 3 месяца одиночного тюремного заключения, негласный надзор полиции на два года после освобождения.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 2410-700Х
Продолжение таблицы 1
10 Мышкин Иван Васильевич Не указано Студент Ярославского Демидовского Юридического Лицея Не указан
11 Мышляев Иван Не указано Не указан По соглашению между Императором и Товарищем Министра Внутренних дел дальнейшее производство по данному делу прекращено.
12 Розов Василий Николаевич, 22 лет Не указано Бывший студент Ярославского Демидовского Юридического лицея, сын священника 3 месяца одиночного тюремного заключения, негласный надзор полиции на два года после освобождения.
13 Скульский Петр Николаевич Не указано Бывший студент Ярославского Демидовского Юридического Лицея 3 месяцев одиночного тюремного заключения, негласный надзор полиции на два года после освобождения.
14 Сурков Александр Алексеевич, 21 год Г. Бузулук Мещанин, студент Ярославского Демидовского Юридического Лицея 1 месяц одиночного тюремного заключения, негласный надзор полиции на два года после освобождения.
15 Троицкий Александр Флегонтович, 22 лет Не указано Сын священника, бывший студент Санкт-Петербургского университета 10 месяцев одиночного тюремного заключения, негласный надзор полиции на два года после освобождения.
16 Тульчинский Лев Григорьевич, 22 года Г. Одеса Мещанин, студент Ярославского Демидовского Юридического Лицея Пробыл в Ярославском Тюремном Замке 22-27 февраля 1888 г., 28 февраля 1888 г. освобожден по распоряжению Начальника Ярославского Губернского Жандармского Управления
17 Янкелевич Шмуль Годелевич, 18 лет Г. Херсон Мещанин, студент Ярославского Демидовского Юридического Лицея 6 месяцев одиночного тюремного заключения, негласный надзор полиции на два года после освобождения.
Источник: ГАЯО. Ф. 347. Оп. 2. Д. 748. Л. 6-7, 15-16.
Из допроса Шмуля Янкелевича следует, что «поступив в начале 1887/88 учебного года в Ярославский Демидовский Юридический Лицей и прибыв в Ярославль, он познакомился со студентами - братьями Василием и Иваном Метлиными и от них узнал, что здесь, в среде студенчества, существует новый кружок, а затем ими же и был введен в таковой... Руководители же кружка - братья Метлины и бывший студент Петербургского Университета сын священника Александр Троицкий. Участниками организации были представители интеллигентных классов» [5, л. 32]. Кружок ставил своей целью переворот общественного строя, но избрал необычный путь: участники разрабатывали программы для народного и детского чтения, чтобы таким образом воздействовать на культурные, интеллигентные классы. К этим задачам и делам кружок перешел, т.к. употреблявшиеся ранее средства (в том числе и насильственные перевороты) преобразования государства ни к чему не приводили, и поэтому «следовало искать принципиально новые».
Также из материалов дела видно, что «лица, составившие кружок, собирались по вечерам раза 4 или 5 в неделю, в частной квартире и раза 2 у Метлиных. На этих собраниях ... ничего нелегального не читалось, и обсуждались лишь программы для собственного самообразования с учетом дальнейшей оргдеятельности и составлялись ответы по вопросам, предлагаемым всем существующим в России революционным направлениям в писаной брошюре, привезенной Грацом из Вильно, а независимо от сего членами кружка производился периодически сбор денег для ссыльных, которые сдавались Ивану Метлину» [5, л. 33].
Участники кружка, судя по всему, были очень образованными людьми, могли читать литературу на иностранных языках и подходили к своим целям очень серьезно. У Хаима Граца имелась работа Плеханова «Социализм и политическая борьба» на русском языке, которую читал Шмуль Янкелевич. А при обыске на квартире у самого Янкелевича 16 февраля 1888 г. полиция нашла: «3 запрещенные брошюры Женевского издания под названием:
1. «Развитие научного социализма» Энгельса - на русском языке;
2. «Отчет Центральному комитету, учрежденному для созыва общего Германского рабочего конгресса в Лейпциге» Фердинанда Лассаля на немецком языке;
3. Печатную брошюру на том же языке без заголовка в 48 страниц, носящую название «Нищета философии» Маркса.
Сверх сего, в переписке, взятой у Янкелевича в значительном количестве как на еврейском, так и на
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
русском языках, оказалось несколько писем предосудительного содержания, полученных им из Вильно и Одессы, от бывших товарищей его по гимназии Городецкого и Шестопала, которые указывают на принадлежность как Янкелевича, так и означенных лиц к Одесскому преступному кружку. Независимо от сего, из писем усматривается также, что Янкелевич направлен был организовать подобный кружок в г. Ярославле» [5, л. 9].
Действительно, до поступления в Ярославский Демидовский Юридический Лицей, проживая в Одессе, Янкелевич участвовал в кружке, не имевшем ни специального названия, ни характера, и занимавшемся почти целый год чтением «Исторических писем» Лаврова. В состав кружка, помимо упомянутых Городецкого и Шестопала, входил бывший студент Демидовского Лицея Эйбер (его инициалов и имен родителей нам найти не удалось). В этой же переписке, отобранной у Янкелевича при обыске, оказалось письмо от Эйбера (из Одессы), в котором он упоминает о посылке, заключавшей в себе, по словам Янкелевича, брошюры «Наемный труд и капитал» Маркса и «Чего нам ждать от революции», переданной Грацу и впоследствии уничтоженной [5, л. 35].
Также следует заметить, что из числа указанных Янкелевичем участников кружка бывшие студенты Розов, Милославов, Мышляев и Скульский уже обвинялись в государственном преступлении, по которому Мышляев был подвергнут административной высылке в Архангельскую губернию, а остальные -тюремному заключению. Василий Метлин в 1883 г. привлекался в Московском и Ярославском управлениях к дознанию по другому делу. А Александр Троицкий по выходу из Петербургского управления проживал в Ярославле и находился под негласным надзором.
Все подозреваемые были помещены в Ярославский тюремный замок 28 февраля и 1 марта 1888 г., но студент Каплан 3 июня вышел под денежное обеспечение его отца, Минского 2й гильдии купца Перетца Каплана [5, л. 144-146], а Хайм Грац - 24 октября освобожден из-под стражи, но отдан на поручительство кейданской мещанки Эстеры Самуиловны Липец.
Это дело дошло до самого императора Александра III. 14 декабря 1888 г. он лично определил приговоры участникам кружка: это были разные сроки тюремного заключения (от 1 до 10 месяцев) и негласный надзор полиции на два года после освобождения за каждым осужденным. В отношении Ивана Мышляева дальнейшее делопроизводство было прекращено, а Хайм Грац к моменту оглашения приговора уже отсидел положенный ему срок и был выпущен на свободу, но негласный полицейский надзор был установлен и за ним.
Последняя треть XIX века в Российской империи стала временем политических потрясений, затронувших, в том числе, и еврейское население страны: трагическая смерть Александра II, последовавшие за ней еврейские погромы в разных городах, наступившие годы контрреформ. Однако российских евреев, как в «черте оседлости», так и за ее пределами, не покидала надежда, что период тягот, лишений и государственных запретов в скором времени закончится, и они смогут зажить свободно как полноправные граждане своей страны. Это время наступило лишь в 1917 году с падением самодержавия. В советский период исследователи редко обращались к истории еврейского народа в России, хотя в дореволюционной историографии интерес к этой теме в среде еврейских историков был весьма высок. В конце XX - начале XXI вв. «еврейский вопрос» вновь набирает популярность, и в поле зрения научного сообщества попадают не излучавшиеся ранее аспекты данной проблемы. Наша цель - внести хотя бы небольшую лепту в изучение такого непростого и многогранного явления, как история еврейского народа в Российской империи.
Список использованной литературы:
1. Пономарев А.М., Марасанова В.М., Федюк В.П., Юрчук К.И., Иерусалимский Ю.Ю., Рязанцев Н.П., Селиванов А.М., Салова Ю.Г. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. ХХ в. Ярославль: изд-во ЯрГУ, 2000. 364 с.
2. Федюк В.П. Об историках, динозаврах и благонамеренных обывателях или о том, как в Ярославль пришла революция: Материалы всероссийской научно-практической конференции «Развитие российской государственности и Ярославский край». Ярославль, 2014.
3. Иванов А.Е. Еврейское студенчество в высшей школе Российской империи начала ХХ века. Каким оно
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
было? Опыт социо-культурного портретирования / А.Е. Иванов - М.: Новый хронограф, 2007.
4. ГАЯО. Ф. 79. Оп.7. Д. 2511.
5. ГАЯО. Ф. 347. Оп. 2. Д. 748.
© Сапир М.С., 2017
УДК 94
Фатхутдинов Р.Р
Студент 2 курса Факультета истории Стерлитамакский Филиал Башкирского Государственного Университета
(СФ БашГУ)
г. Стерлитамак, Российская Федерация
Семенова Н.Л.
К.и.н., доцент
Стерлитамакский Филиал Башкирского Государственного Университета
(СФ БашГУ)
г. Стерлитамак, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О ЗАРОЖДЕНИЕ ДУХА КАПИТАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАХАН (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ М. ВЕБЕРА И В. ЗОМБАРТА).
Аннотация
В настоящее время сохраняется интерес к узловым темам отечественной истории. На сегодняшний день весьма актуальным остается вопрос, связанный с истоками зарождения предпринимательского духа в странах Европы, что, соответственно, привело к зарождению капитализма в целом. В этой связи огромного внимания заслуживают работы Макса Вебера и Вернера Зомбарта. Именно им удалось создать наиболее популярные теории, отвечающие на вопрос о причинах возникновения предпринимательского духа, который в синтезе с чем-либо образует дух капиталистический.
Ключевые слова
дух капитализма; дух предпринимательства; дух мещанства; от жажды наживы к предприимчивости;
Европейский капитализм;
Целью данной статьи является попытка кратко описать (на примере работ М. Вебера и В. Зомбарта) наиболее популярные теории по этому вопросу, выяснить, что же все-таки представлял из себя капиталистический дух у каждого из авторов, а также ответить на вопрос: какова была причина, давшая толчок для зарождения этого духа в каждой концепции?
Особое внимание на исторические и социальные начала предпринимательства обращают немецкие историки и социологи, прежде всего М. Вебер и В. Зомбарт. Они рассматривают процесс становления предпринимательского духа как одно из главных составляющих духа капиталистического. При всем этом «дух» не является только философским или психологическим понятием, а выступает, скорее, и как экономико-социологическое явление. Дух - это определенные психологические черты, которыми обладает любой тип общества, находящийся на определенной стадии своего развития. По словам Вебера, это «исторический индивидуум» [1, с. 136].
Начнем с концепции В. Зомбарта. Он связывал рождение капитализма с деятельностью западноевропейских и южно-европейских народов [4, с. 4]. Зомбарт вкладывал в буржуазную личность два начала, которые, как может показаться сперва, являются противоположными друг другу. Это предпринимательский дух и мещанский дух [2, с. 203]. Первый, согласно его концепции, образуется в