УДК 376.356.1:616.855.5-053.2
А. В. Гусев, А. Ю. Гусева
К ВОПРОСУ О ЗАИКАНИИ: поиск новых путей помощи детям
Проблема заикания изучалась с разных позиций (психолого-педа-гогических, нейропсихологиче-ских, клинических, психолингвистических) и в настоящее время представляет собой область, требующую дальнейшего изучения, в особенности в практико-ориенти-рованном контексте. Исследователи подчеркивают необходимость комплексной системы лечения заикания (JI. И. Белякова [1], Е. Ф. Pay [2], В. М. Шкловский [3] и др.) и возможность и важность максимально раннего начала работы при возникновении данного нарушения (Н. А. Власова [5], J1. М. Крапивина [6], Н. А. Чеве-лева [4] и др.).
Актуальной задачей логопедии является совершенствование методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми, в частности, поиск и модернизация путей помощи при заикании.
Целью исследования является выстраивание логики коррекци-онной работы с детьми с заиканием в условиях центра дополнительного образования с опорой на теоретический анализ по изучаемой проблеме.
В. М. Шкловский [3] рассматривает заикание как дискоордина-ционное судорожное нарушение речи, возникающее во время общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными (собственно речевыми), и вторичными расстройствами, которые во взрослом возрасте доминируют. Особенность заикания в детском возрасте выражается в том, что дети (иногда до 10-12 лет) не фиксируются на своем недостатке и, соответственно, не испытывают трудностей коммуникации. В силу этого большинство исследователей акцентируют
Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4
внимание на необходимости правильной реакции близких взрослых на запинки в речи ребенка (не замечать, не делать замечания, не ругать, не обсуждать заикание в присутствии ребенка и т. д.).
Заикание представляет собой расстройство деятельности нервной системы (Л. И. Белякова [1]) и проявляется в виде клонических, тонических или смешанных судорог мышц речевого аппарата.
Дебютирует заикание чаще всего в дошкольном возрасте (2-5 лет) и бывает невротической, неврозоподобной и смешанной форм. Характеристика различных форм заикания представлена во многих работах Л. И. Беляковой, Т. Г. Визель, Е. А. Дьяковой, Н. И. Жинкина и др.
По данным М. В. Шкловского [3], у заикающихся наблюдается наличие органической неполноценности ЦНС. По мнению исследователя наиболее характерной особенностью неврологического статуса таких людей является наличие признаков нарушения пирамидного и экстрапирамидного управления речедвигательной системы.
Л. И. Белякова [6] объясняет механизм неврозоподобной формы заикания в органическом поражении подкорковых моторных структур и нарушении корковых регулирующих влияний. Неврозо-подобное заикание возникает у детей с отягощенным анамнезом, как правило, в возрасте 3-4 лет (в момент появления «запаздывающей» фразовой речи) и не связано с наличием или отсутствием острой или хронической травмирующей ситуацией.
Невротическое заикание возникает в ответ на стрессовую ситуацию у ребенка без задержки речевого развития (им, наоборот, характерен ранний старт речи и высокий уровень речевого развития). Однако исследователи указывают на наличие эндогенной «уязвимости», предрасположенности к заиканию и особой организации нервной системы. Как одним из факторов, способствующих развитию невротического заикания, рассматривается гиперактивность эмоциогенных структур [6]. Что, в свою очередь, указывает на необходимость формирования тормозных процессов и
подключения мер, направленных на развитие регуляции и контроля.
Таким образом, при всех формах заикания наблюдается наличие органической неполноценности центральной нервной системы или особенности ее организации.
Комплексность работы при заикании обеспечивается единовременной, системной организацией помощи по медицинскому, психотерапевтическому и логопедическому направлениям.
При формировании навыка плавности речи традиционно используются следующие технологии:
Торможение патологических речедвигательных стереотипов. Применительно к детям дошкольного возраста мы говорим о временном исключении видов деятельности, которые активно сопровождаются речью, с целью организации режима ограничения речи.
Регуляция эмоционального состояния проводится через обучение ребенка навыкам релаксации в игровой форме и психотерапевтическим сессиям.
Развитие координации и ритмизации движений направлено на
развитие крупной, мелкой и артикуляционной моторики; развитие чувства темпо-ритмических речевых и неречевых движений.
Формирование речевого дыхания включает в себя последовательное речение таких задач, как: расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмаль-но-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот); формирование длительного фонационного выдоха; формирование речевого выдоха).
Работа над просодической стороной речи.
Формирование планирующей функции речи (методики Н. А. Власовой [5], Н. А. Чевелевой [4] и др.) осуществляется посредством обучения детей сопровождающей, завершающей, предваряющей речи в процессе ручной деятельности.
По мнению Л. И. Беляковой [6], выбор и реализация реабилитационных методик должна учитывать характер первичного поражения нервной системы при различных формах заикания. Так, при невротической форме воздействие должно быть направлено, в
первую очередь, на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга. Традиционно это достигается с помощью сочетания медикаментозного лечения и психотерапевтических приемов. Логопедические занятия на данном фоне становятся более эффективными. При неврозоподобной формой заикания медикаментозное лечение направлено на редукцию последствий раннего органического поражения мозга; коррекци-онно-педагогические воздействия направлены на развитие регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов). Логопедические занятия должны быть регулярными в течение продолжительного времени.
Наши наблюдения в процессе практической деятельности на протяжении более, чем 10 лет, указывают на следующую тенденцию: дети с заиканием посещают общеобразовательные детские сады или воспитываются дома; при этом родители в целях решения проблемы водят ребенка на занятия к специалистам, но выстроить комплексную работу зачастую не представляется воз-
можным. Во-первых, иногда родители не осознают важность именно комплексной работы, а отсутствие таковой снижает возможность ремиссии. К примеру, ребенок занимается только с логопедом, но лечения и специального охранительного режима нет. Или принимает медикаменты, но отсутствует логопедическое воздействие и психологическая помощь. Тогда, как правило, результаты работы сводятся к нулю или очень низкие. Во-вторых, даже при единовременных занятий по всем направлениям, наблюдается низкая динамика из-за рассогласованной работы специалистов (например, если они работают в разных учреждениях).
В связи с данной практической проблемой существует необходимость в информировании родителей о важности комплексной работы, объяснении им области задач различных направлений.
Обязательным условием начала работы является наблюдение ребенка в медицинском учреждении и выполнение всех предписаний лечащего врача по проблеме заикания. Обязательно проводится логопедическое обследование и
консультация родителей по итогам диагностики, разъяснение этапов коррекционной программы и рекомендаций по созданию режимных условий и организация систематических логопедических занятий.
Рекомендована нейропсихоло-гическая диагностика и коррекция по методу замещающего онтогенеза с включением (при необходимости) работы по преодолению не угасших рефлексов.
Необходимы занятия с психологом (при невротическом или смешанном типе заикания обязательны, при неврозоподобном при необходимости специальные технологии могут использоваться в рамках логопедических занятий).
Усилить работу по выделенным направлениям возможно через использование аппаратных методик, направленных на работу с ритмом [7] (ритмо-БОС, метод InTime), выработке речевого дыхания (тренинг по методу биологической обратной связи), на регуляцию и контроль (стабило-платформа, тренинг на внимание Play Attan-tion).
Работа по формированию планирующей функцией речи может
быть дополнена приемами активизации эгоцентрической речи. Известно, что этап речи «для себя» является этапом формирования внутренней речи и связан с функцией планирования. Среди таких приемов выделяется «имитация эгоцентрической речи», «озвучивание», «рисую и комментирую» и др. [8].
Понимание теоретических основ, глубокий анализ каждого конкретного случая, использование комплекса как традиционных, так и инновационных методик с применением современного оборудования будут способствовать хорошей динамике в работе по преодолению заикания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белякова Л. П., Дьякова Е. А. Заикание. Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. «Логопедия». М.: В. Сека-чев, 2001.
2. Pay Е. Ю., Садовникова Е. Н. Современный подход к восстановлению коммуникации заи кающихся дошкольников // Психолингвистика и современная логопедия. 1997. № 2.
3. Шкловский В. М. Заикание. Учебник для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 309 с.
4. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. М.: Просвещение, 1966. 96 с.
Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4
5. Власова Н. А. Беккер К. Заикание. Сборник работ. М.: Медицина, 1983. 256 с.
6. Заикание: проблемы теории и практики. Коллективная монография / Под ред. Л. И. Беляковой. М.: Национальный книжный центр, 2015. 184 с.
7. Гусев А. В. Коррекция моторной импульсивности у детей посредством метода INTIME // Коррекционно-педагогическое образование. 2022. № 2. С. 44-50.
8. Давидович Л. Р., Гусева А. Ю. Стимуляция эгоцентрической речи у дошкольников 1 уровня речевого развития в условиях семьи // Наука и школа. 2022. №6. С. 189-195.
REFERENCES
1. Belyakova L. I., Dyakova E. A. Stuttering. Textbook for students at pedagogical institutes specializing in "Logopedics." M.: V. Sekachev, 2001. (InRuss.).
2. Rau E. Yu., Sadovnikova E. N. A modern approach to restoring communica-
tion in stuttering preschoolers // Psycholin-guistics and Modern Logopedics. 1997. No. 2. (In Russ.).
3. Shklovsky V. M. Stuttering. University textbook. M.: Yurait Publishing House, 2024. 309 p. (In Russ.).
4. Cheveleva N. A. Correcting speech in stuttering schoolchildren. M.: Prosvescheni-ye, 1966. 96 p. (In USSR).
5. Vlasova N. A., Becker K. Stuttering. Collection of works. M.: Medicine, 1983. 256 p. (In USSR).
6. Stuttering: problems of theory and practice. Collective monograph / Ed. by L. I. Belyakova. M.: National Book Center, 2015. 184 p. (InRuss.).
7. Gusev A. V. Correction of motor impulsiveness in children using the INTIME method // Pedagogic Correction Education Journal. 2022. No. 2. P. 44-50. (In Russ.).
8. Davydovich L. R., Guseva A. Yu. Stimulation of egocentric speech in preschoolers of the first level of speech development in family conditions // Science and School. 2022. No. 6. P. 189-195. (InRuss.).
IJocmynujia e pedamfwo: 11.11.2024 s.