Научная статья на тему 'К вопросу о заикании: поиск новых путей помощи детям'

К вопросу о заикании: поиск новых путей помощи детям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕ / НЕВРОЗОПОДОБНОЕ ЗАИКАНИЕ / ПУТИ ПОМОЩИ ПРИ ЗАИКАНИИ / РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИ ЗАИКАНИИ. / STUTTERING / NEUROTIC STUTTERING / NEUROSIS-LIKE STUTTERING / WAYS TO HELP WITH STUTTERING / DEVELOPING PLANNING FUNCTION IN STUTTERING.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусев Александр Викторович, Гусева Алла Юрьевна

Статья посвящена теоретическому анализу по проблеме заикания у детей с целью совершенствования методов и приемов коррекционной работы. Опираясь на сведения из литературных источников, авторы выделяют основные линии работы при различных формах заикания. Подчеркивается важность глубокого анализа каждого случая, комплексной единовременной работы специалистов, консультативной помощи родителям, подключение к работе современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусев Александр Викторович, Гусева Алла Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Stuttering: Searching for New Ways to Help Children

The article is devoted to the theoretical analysis of stuttering in children with the aim of improving methods and techniques of correctional work. Drawing on information from literary sources, the authors highlight the main lines of work for different forms of stuttering. Emphasis is placed on the importance of deep case-by-case analysis, comprehensive simultaneous work by specialists, consultative assistance to parents, and the incorporation of modern technologies into this process.

Текст научной работы на тему «К вопросу о заикании: поиск новых путей помощи детям»

УДК 376.356.1:616.855.5-053.2

А. В. Гусев, А. Ю. Гусева

К ВОПРОСУ О ЗАИКАНИИ: поиск новых путей помощи детям

Проблема заикания изучалась с разных позиций (психолого-педа-гогических, нейропсихологиче-ских, клинических, психолингвистических) и в настоящее время представляет собой область, требующую дальнейшего изучения, в особенности в практико-ориенти-рованном контексте. Исследователи подчеркивают необходимость комплексной системы лечения заикания (JI. И. Белякова [1], Е. Ф. Pay [2], В. М. Шкловский [3] и др.) и возможность и важность максимально раннего начала работы при возникновении данного нарушения (Н. А. Власова [5], J1. М. Крапивина [6], Н. А. Чеве-лева [4] и др.).

Актуальной задачей логопедии является совершенствование методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми, в частности, поиск и модернизация путей помощи при заикании.

Целью исследования является выстраивание логики коррекци-онной работы с детьми с заиканием в условиях центра дополнительного образования с опорой на теоретический анализ по изучаемой проблеме.

В. М. Шкловский [3] рассматривает заикание как дискоордина-ционное судорожное нарушение речи, возникающее во время общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными (собственно речевыми), и вторичными расстройствами, которые во взрослом возрасте доминируют. Особенность заикания в детском возрасте выражается в том, что дети (иногда до 10-12 лет) не фиксируются на своем недостатке и, соответственно, не испытывают трудностей коммуникации. В силу этого большинство исследователей акцентируют

Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4

внимание на необходимости правильной реакции близких взрослых на запинки в речи ребенка (не замечать, не делать замечания, не ругать, не обсуждать заикание в присутствии ребенка и т. д.).

Заикание представляет собой расстройство деятельности нервной системы (Л. И. Белякова [1]) и проявляется в виде клонических, тонических или смешанных судорог мышц речевого аппарата.

Дебютирует заикание чаще всего в дошкольном возрасте (2-5 лет) и бывает невротической, неврозоподобной и смешанной форм. Характеристика различных форм заикания представлена во многих работах Л. И. Беляковой, Т. Г. Визель, Е. А. Дьяковой, Н. И. Жинкина и др.

По данным М. В. Шкловского [3], у заикающихся наблюдается наличие органической неполноценности ЦНС. По мнению исследователя наиболее характерной особенностью неврологического статуса таких людей является наличие признаков нарушения пирамидного и экстрапирамидного управления речедвигательной системы.

Л. И. Белякова [6] объясняет механизм неврозоподобной формы заикания в органическом поражении подкорковых моторных структур и нарушении корковых регулирующих влияний. Неврозо-подобное заикание возникает у детей с отягощенным анамнезом, как правило, в возрасте 3-4 лет (в момент появления «запаздывающей» фразовой речи) и не связано с наличием или отсутствием острой или хронической травмирующей ситуацией.

Невротическое заикание возникает в ответ на стрессовую ситуацию у ребенка без задержки речевого развития (им, наоборот, характерен ранний старт речи и высокий уровень речевого развития). Однако исследователи указывают на наличие эндогенной «уязвимости», предрасположенности к заиканию и особой организации нервной системы. Как одним из факторов, способствующих развитию невротического заикания, рассматривается гиперактивность эмоциогенных структур [6]. Что, в свою очередь, указывает на необходимость формирования тормозных процессов и

подключения мер, направленных на развитие регуляции и контроля.

Таким образом, при всех формах заикания наблюдается наличие органической неполноценности центральной нервной системы или особенности ее организации.

Комплексность работы при заикании обеспечивается единовременной, системной организацией помощи по медицинскому, психотерапевтическому и логопедическому направлениям.

При формировании навыка плавности речи традиционно используются следующие технологии:

Торможение патологических речедвигательных стереотипов. Применительно к детям дошкольного возраста мы говорим о временном исключении видов деятельности, которые активно сопровождаются речью, с целью организации режима ограничения речи.

Регуляция эмоционального состояния проводится через обучение ребенка навыкам релаксации в игровой форме и психотерапевтическим сессиям.

Развитие координации и ритмизации движений направлено на

развитие крупной, мелкой и артикуляционной моторики; развитие чувства темпо-ритмических речевых и неречевых движений.

Формирование речевого дыхания включает в себя последовательное речение таких задач, как: расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмаль-но-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот); формирование длительного фонационного выдоха; формирование речевого выдоха).

Работа над просодической стороной речи.

Формирование планирующей функции речи (методики Н. А. Власовой [5], Н. А. Чевелевой [4] и др.) осуществляется посредством обучения детей сопровождающей, завершающей, предваряющей речи в процессе ручной деятельности.

По мнению Л. И. Беляковой [6], выбор и реализация реабилитационных методик должна учитывать характер первичного поражения нервной системы при различных формах заикания. Так, при невротической форме воздействие должно быть направлено, в

первую очередь, на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга. Традиционно это достигается с помощью сочетания медикаментозного лечения и психотерапевтических приемов. Логопедические занятия на данном фоне становятся более эффективными. При неврозоподобной формой заикания медикаментозное лечение направлено на редукцию последствий раннего органического поражения мозга; коррекци-онно-педагогические воздействия направлены на развитие регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов). Логопедические занятия должны быть регулярными в течение продолжительного времени.

Наши наблюдения в процессе практической деятельности на протяжении более, чем 10 лет, указывают на следующую тенденцию: дети с заиканием посещают общеобразовательные детские сады или воспитываются дома; при этом родители в целях решения проблемы водят ребенка на занятия к специалистам, но выстроить комплексную работу зачастую не представляется воз-

можным. Во-первых, иногда родители не осознают важность именно комплексной работы, а отсутствие таковой снижает возможность ремиссии. К примеру, ребенок занимается только с логопедом, но лечения и специального охранительного режима нет. Или принимает медикаменты, но отсутствует логопедическое воздействие и психологическая помощь. Тогда, как правило, результаты работы сводятся к нулю или очень низкие. Во-вторых, даже при единовременных занятий по всем направлениям, наблюдается низкая динамика из-за рассогласованной работы специалистов (например, если они работают в разных учреждениях).

В связи с данной практической проблемой существует необходимость в информировании родителей о важности комплексной работы, объяснении им области задач различных направлений.

Обязательным условием начала работы является наблюдение ребенка в медицинском учреждении и выполнение всех предписаний лечащего врача по проблеме заикания. Обязательно проводится логопедическое обследование и

консультация родителей по итогам диагностики, разъяснение этапов коррекционной программы и рекомендаций по созданию режимных условий и организация систематических логопедических занятий.

Рекомендована нейропсихоло-гическая диагностика и коррекция по методу замещающего онтогенеза с включением (при необходимости) работы по преодолению не угасших рефлексов.

Необходимы занятия с психологом (при невротическом или смешанном типе заикания обязательны, при неврозоподобном при необходимости специальные технологии могут использоваться в рамках логопедических занятий).

Усилить работу по выделенным направлениям возможно через использование аппаратных методик, направленных на работу с ритмом [7] (ритмо-БОС, метод InTime), выработке речевого дыхания (тренинг по методу биологической обратной связи), на регуляцию и контроль (стабило-платформа, тренинг на внимание Play Attan-tion).

Работа по формированию планирующей функцией речи может

быть дополнена приемами активизации эгоцентрической речи. Известно, что этап речи «для себя» является этапом формирования внутренней речи и связан с функцией планирования. Среди таких приемов выделяется «имитация эгоцентрической речи», «озвучивание», «рисую и комментирую» и др. [8].

Понимание теоретических основ, глубокий анализ каждого конкретного случая, использование комплекса как традиционных, так и инновационных методик с применением современного оборудования будут способствовать хорошей динамике в работе по преодолению заикания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белякова Л. П., Дьякова Е. А. Заикание. Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. «Логопедия». М.: В. Сека-чев, 2001.

2. Pay Е. Ю., Садовникова Е. Н. Современный подход к восстановлению коммуникации заи кающихся дошкольников // Психолингвистика и современная логопедия. 1997. № 2.

3. Шкловский В. М. Заикание. Учебник для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 309 с.

4. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. М.: Просвещение, 1966. 96 с.

Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4

5. Власова Н. А. Беккер К. Заикание. Сборник работ. М.: Медицина, 1983. 256 с.

6. Заикание: проблемы теории и практики. Коллективная монография / Под ред. Л. И. Беляковой. М.: Национальный книжный центр, 2015. 184 с.

7. Гусев А. В. Коррекция моторной импульсивности у детей посредством метода INTIME // Коррекционно-педагогическое образование. 2022. № 2. С. 44-50.

8. Давидович Л. Р., Гусева А. Ю. Стимуляция эгоцентрической речи у дошкольников 1 уровня речевого развития в условиях семьи // Наука и школа. 2022. №6. С. 189-195.

REFERENCES

1. Belyakova L. I., Dyakova E. A. Stuttering. Textbook for students at pedagogical institutes specializing in "Logopedics." M.: V. Sekachev, 2001. (InRuss.).

2. Rau E. Yu., Sadovnikova E. N. A modern approach to restoring communica-

tion in stuttering preschoolers // Psycholin-guistics and Modern Logopedics. 1997. No. 2. (In Russ.).

3. Shklovsky V. M. Stuttering. University textbook. M.: Yurait Publishing House, 2024. 309 p. (In Russ.).

4. Cheveleva N. A. Correcting speech in stuttering schoolchildren. M.: Prosvescheni-ye, 1966. 96 p. (In USSR).

5. Vlasova N. A., Becker K. Stuttering. Collection of works. M.: Medicine, 1983. 256 p. (In USSR).

6. Stuttering: problems of theory and practice. Collective monograph / Ed. by L. I. Belyakova. M.: National Book Center, 2015. 184 p. (InRuss.).

7. Gusev A. V. Correction of motor impulsiveness in children using the INTIME method // Pedagogic Correction Education Journal. 2022. No. 2. P. 44-50. (In Russ.).

8. Davydovich L. R., Guseva A. Yu. Stimulation of egocentric speech in preschoolers of the first level of speech development in family conditions // Science and School. 2022. No. 6. P. 189-195. (InRuss.).

IJocmynujia e pedamfwo: 11.11.2024 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.