УДК [37.035.6:37.037.1] (470.344)
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ON THE ISSUE OF THE CORRELATION OF PATRIOTIC AND PHYSICAL EDUCATION OF YOUTH IN MODERN CONDITIONS IN THE CHUVASH REPUBLIC
М. В. Тимофеев, А. В. Румянцев M. V. Timofeev, А. V. Rumyantsev
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена актуальным для современного общества вопросам патриотического и физического воспитания молодежи. В ней обосновывается утверждение о том, что наибольший успех в воспитании патриотизма в молодежной среде достигается путем применения средств и методов физической культуры, характеризующихся военно-прикладной направленностью. На основании анализа постановлений Правительства Российской Федерации и нормативно-правовых актов РФ, посвященных патриотическому и физическому воспитанию, были выделены основные направления, по которым реализуется спортивно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в современной Чувашии.
Abstract. The article is devoted to the acute problem of patriotic and physical education of the youth in modern society. It substantiates the idea that the military-oriented means and methods of physical culture result in successful patriotic education of the youth. Having analyzed the regulations of the Government of the Russian Federation and the legal acts of the RF on patriotic and physical education, the authors have revealed the main aspects of sports and patriotic education of younger generation in modern Chuvashia.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, физическое воспитание, нормы ГТО («Готов к труду и обороне»), ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), молодежь, образование, спортивно-патриотический клуб, поисковые отряды, спортивно-массовые мероприятия, участники Великой Отечественной войны.
Keywords: patriotic education, physical education, the GTO («Ready for Labor and Defense»), the DOSAAF (Voluntary Association for Assistance to Army, Air Force and Navy), youth, education, sports and patriotic club, searching groups, sporting and mass participation events, veterans of the Great Patriotic War.
Актуальность исследуемой проблемы. Славная историческая дата, 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне, вновь привлекла внимание специалистов к военно-патриотической тематике [20]. Век компьютеризации и высоких информационных технологий стал и временем проникновения из-за рубежа новых ценностей, далеко не всегда соответствующих тем моральным устоям, которые формировались на протяжении многовековой русской истории.
Мы, к сожалению, должны констатировать, что некоторая часть современной молодежи деградирует, снижается уровень ее патриотической воспитанности и физического развития, нарушаются нравственные устои.
Последние социологические исследования ученых показывают, что у части современной молодежи присутствуют такие черты характера, как нигилизм, жестокость по отношению к окружающему миру, циничность, национализм, неуважение к другой культуре [5], [11]. Параллельно проявляется и негативное отношение молодых людей к службе в вооруженных силах РФ [13], [14].
Результаты научных исследований и педагогическая практика свидетельствуют о низкой физической активности студентов [22]. Поэтому в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» в качестве одного из целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в нашей стране было определено увеличение доли студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения с 34,5 в 2008 г. до 60, 0 % в 2015 г. и до 80,0 % в 2020 г. [19].
В последнее время Правительство Российской Федерации все больше внимания стало обращать именно на патриотическое воспитание молодежи, создание эффективной системы физического воспитания, формирование в среде подрастающего поколения мировоззренческих, гражданско-патриотических убеждений [7]. Патриотическое воспитание молодежи во все времена имело особую социальную обусловленность: воспитание граждан, достойных своей истории, приумноживших ее славу, готовых к защите Отечества и созидательной деятельности во благо Родины [3].
Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) направлен на дальнейшее совершенствование государственной политики в области физической культуры и спорта, создание эффективной системы физического воспитания, нацеленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения.
В ряде принятых в последние годы нормативных документов: Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 г. № 795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг."», «Концепции патриотического воспитания в Российской Федерации», «Концепции военно-патриотического воспитания молодежи», распоряжении Правительства РФ № 134-р от 03.02.2010 г. и др. -были сформулированы основные цели, задачи и направления внутренней политики государства в области патриотического воспитания [10], [15], [16].
Материал и методика исследований. При анализе таких многогранных социально-педагогических феноменов, как патриотическое и физическое воспитание молодежи, необходим междисциплинарный подход, предполагающий использование в итоговом исследовании анализ и обобщение результатов, полученных смежными дисциплинами. На основании анализа и систематизации имеющихся данных сформулированы логические выводы о состоянии патриотического и физического воспитания подрастающего поколения в Чувашии. Были проанализированы постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты государства, посвященные патриотическому и физическому воспитанию, выделены основные направления, по которым в настоящее время в республике реализуется военно-патриотическое и физическое воспитание подрастающего поколения. Рассмотрена работа организаций Чувашской Республики, которые занимаются патриотическим и физическим воспитанием молодежи.
Результаты исследований и их обсуждение. Проанализировав указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные документы, мы выделили следующие задачи, поставленные перед российским обществом и государством по патриотическому воспитанию молодежи:
- воспитание граждан в духе уважения к Конституции РФ как основному закону государства;
- подготовка граждан к будущей военной службе в вооруженных силах РФ;
- привлечение молодежи к активному участию в спортивно-массовых мероприятиях и военно-патриотических соревнованиях;
- пропаганда героических страниц истории России, воспитание гордости по отношению к своей Родине [17];
- формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы в рядах вооруженных сил РФ.
В деле патриотического воспитания мы сегодня можем выделить несколько ключевых направлений:
- повышение интереса молодежи к вопросам патриотического воспитания на основе исторической памяти и преемственности поколений;
- использование средств и методов физической культуры, имеющих военно-прикладную направленность.
В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм [1], [2], [8].
Именно занимаясь физической культурой, тренируясь, человек каждый день попадает в условия, в которых проявляются такие качества, как решительность, настойчивость, самодисциплина. Преодолевая физические трудности, человек воспитывает в себе волю, уверенность и целеустремленность [12]. Правила и нормы поведения в спортивной деятельности развивают нравственные и гражданско-патриотические качества: коллективизм, трудолюбие, уважение к сопернику, которые необходимы в дальнейшей жизнедеятельности.
Эффективным способом формирования патриотизма является проведение различных патриотических и спортивно-массовых мероприятий (например, выезды поисковых отрядов на места сражений, туристические поездки по местам боевой и трудовой Славы, встреча с участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла, «Кросс Наций», «День Здоровья», сдача норм ГТО, проведение спортивно-патриотических игр, таких как «Зарница», «Орленок» и др.) [6].
В последние годы почти в каждом учебном заведении Чувашской Республики создаются военно-патриотические клубы. Военно-патриотический клуб, созданный по добровольной инициативе граждан, общественных организаций или учебных заведений -самоуправляемое, некоммерческое формирование, осуществляющее военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Такие клубы являются своеобразным ответом на развитие таких негативных процессов в российском обществе, как маргинализация, распространение вредных привычек, снижение уровня физического развития, безнравственность, национализм, стремление избежать службы в армии.
В Чувашии успешно функционируют следующие военно-патриотические клубы: «Звезда», «Гусары», «Каскад», «Русский егерь» в г. Чебоксары, «Подросток новых взгля-
дов» в Марпосадском районе, «Подвиг» в Шемуршинском районе, «Звезда», «Герой» в г. Алатырь. Новый импульс приобретает военно-патриотическое движение «Память», охватившее почти все учебные заведения республики.
В столице Чувашии успешно работает кадетская школа, на базе многих школ республики открыты кадетские классы.
В учебных заведениях республики разрабатываются собственные программы по воспитанию патриотизма у молодежи. Так, например, в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева принята «Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева на 2011-2015 гг.» [9], [18], которая ставит основной своей задачей в области патриотического и гражданско-правового воспитания формирование гражданской идентичности, патриотизма и гражданско-правовой компетентности студентов. Также уникальным явлением в этом учебном заведении было создание в 2007 г. поискового отряда «Память» на базе исторического факультета. Поисковые отряды - общественные организации, целью которых является увековечение и сохранение памяти о защитниках Отечества, павших в годы Великой Отечественной войны, просветительская деятельность, а также работа по патриотическому воспитанию молодого поколения. Местами поисковых экспедиций были окрестности городов Велиж, Сычевка, Ельня, п. Темкино Смоленской области и п. Озерно Калужской области. С 2008 года в поисковых мероприятиях участвовало более 200 студентов педагогического университета. С 2012 года деятельность поискового клуба приобрела общевузовское значение: в состав отряда записались студенты факультетов русской филологии, физической культуры и управления. На сегодня военно-патриотический поисковый клуб насчитывает около 500 человек [4].
Военно-патриотическое воспитание успешно осуществляется и через организацию военно-спортивных лагерей, военно-прикладных кружков и секций, встреч военнослужащих со школьниками и студентами на уроках ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), БЖД (безопасность жизнедеятельности) и отечественной истории. В учебных планах по ОБЖ и БЖД существует раздел «Основы военной подготовки», который призван сформировать знания, умения и навыки военно-прикладного характера.
В Чувашской Республике стало традицией проведение военно-полевых сборов с юношами выпускных классов. Во время этих сборов юноши живут в палатках в полевых условиях в течение недели. Они проходят огневую, тактическую, строевую, физическую подготовку, занимаются спортивным ориентированием, изучают приемы рукопашного боя, сдают нормативы ГТО. В процессе военно-полевых сборов юноши тесно контактируют со сверстниками, работниками военных комиссариатов, участниками Великой Отечественной Войны и воинами вооруженных сил РФ. Ожидаемым результатом сборов являются практическое закрепление теоретического материала, отработка практических навыков и умений. Программа способствует воспитанию у юношей патриотизма, чувства товарищества, коллективизма.
Особую и ключевую роль в военно-патриотическом воспитании в республике играет ДОСААФ - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России. Цель этой организации - укрепление обороноспособности страны и повышение национальной безопасности. ДОСААФ занимается организацией патриотического воспитания подрастающего поколения, начальной военной подготовкой граждан к службе в армии. В республике особой популярностью пользуется водная станция ДОСААФ, действующая в Чебоксарах с 1949 года. На ее базе подготовлены тысячи защитников Отечества, моряков, спортсменов.
На акватории станции проходят летнюю практику курсанты молодежного спортивно-технического клуба «Юный патриот», подросткового клуба «Маяк», учащиеся кадетской школы им. А. В. Кочеткова. Здесь организуются профильные оздоровительные лагеря «Водник» и «Школа капитанов», работает музей боевой славы моряков-подводников под открытым небом. С 2003 года на водной станции проходят большие сборы юных моряков Чувашии, многочисленные республиканские и международные состязания по прикладному морскому многоборью, гребле на шлюпках, осуществляется обучение водных спасателей.
Большую работу по спортивно-патриотическому воспитанию молодежи выполняет Чувашская Республиканская молодежная общественная организация - Федерация армейского рукопашного боя и панкратиона (ФАРБ).
Основные направления деятельности ФАРБ:
- развитие рукопашного боя как отечественного вида спорта;
- утверждение здорового образа жизни, привлечение молодежи к занятиям физической культурой и спортом;
- патриотическое воспитание российских граждан в отношении готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Рукопашный бой, который зародился в вооруженных силах и используется для подготовки военнослужащих, имеет огромный потенциал в патриотическом воспитании молодежи. Это дает основание утверждать, что успешное формирование патриотизма у юношей может быть достигнуто через средства и методы физической культуры, имеющих военно-прикладную направленность, что предоставит возможность учащимся выйти на более качественный уровень готовности к службе в армии [21].
Резюме. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в настоящее время в республике имеет место объективная необходимость совершенствования системы патриотического и физического воспитания молодежи, ориентированной на военно-прикладную физическую подготовку, а ухудшение физического состояния и медицинского контроля за состоянием здоровья молодых людей только усиливает эту необходимость.
Следует заметить, что утраченная в 90-е гг. в России система спортивно-патриотического воспитания, доказавшая свою эффективность на практике, особенно в годы Великой Отечественной войны, начинает сегодня постепенно возрождаться, в том числе и в Чувашии. Принятые государством документы, нацеленные на совершенствование патриотического и физического воспитания российских граждан, дают положительный результат во всех регионах Российской Федерации. В Чувашской Республике наблюдается постепенное повышение уровня патриотизма в молодежной среде, о чем красноречиво свидетельствуют итоги призывов последних лет в вооруженные силы Российской Федерации.
Для того чтобы закрепить и продолжить работу по патриотическому воспитанию, требуются консолидация усилий всего общества, общественных объединений граждан, социальных институтов и большие финансовые ресурсы как государства, так и регионов Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антропов, А. И. Физическое воспитание в вузе с учетом спортивных интересов студентов и этнокультурных традиций : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А. И. Антропов. - Улан-Удэ, 2006. - 25 с.
2. Афанасьева, Е. С. Решение задач патриотического воспитания школьников в рамках программы «Стань гражданином» / Е. С. Афанасьева // Патриотическое воспитание гражданина современной России : материалы всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2013. - С. 12-16.
3. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. - СПб. : КАРО, 2004. - 224 с.
4. Воронцова, Н. Б. Основные критерии и показатели уровня сформированности активной гражданской позиции у будущих учителей / Н. Б. Воронцова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 1 (81). - С. 89-93.
5. Гаманилов, А. М. Основы гражданской нравственности : краткое пособие для молодежи / А. М. Га-манилов. - Казань : РИЦ «Школа», 2002. - 100 с.
6. Даллакян, Т. Е. Подготовка, организация и проведение военно-патриотической игры «Зарница» на основе метода исторической реконструкции / Т. Е. Даллакян // Современная школа. - 2012. - № 4 (9). - С. 23-27.
7. Джандаров, Д. З. Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании учащейся молодежи / Д. З. Джандаров, М. Н. Алиев // Вестник Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова. - 2009. - Т. 6. № 3.- С. 52-58.
8. Драндров, Г. Л. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, М. Н. Кудяшев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). Ч. 2. - С. 51-57.
9. Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева на 2011-2015 гг. / Г. Н. Григорьев и др. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. - 247 с.
10. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://gospatriotprogramma.ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/the-concept-of-patriotic-education-of-citizens-of-the-russian-federation.php/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/
11. Культура Поволжья: традиции и современность : мат. межрег. науч.-практ. конф. - Чебоксары : Чуваш. гос. ин-т культуры и искусства, 2008. -190 с.
12. Новиков, А. Д. Физическое воспитание (К вопросу о предмете, принципах, средствах, методах и формах организации занятий физическими упражнениями) / А. Д. Новиков. - М. : Физкультура и спорт, 1949. - 135 с.
13. Павлов, И. В. Какой патриотизм мы должны воспитывать у детей? / И. В. Павлов, В. И. Павлов, И. И. Павлова // Этнопедагогический ежегодник. - 2009. - № 5. - С. 43-59.
14. Павлов, И. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи как социальная и педагогическая проблема / И. В. Павлов, В. И. Павлов // Патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. - Чебоксары, 2009. - С. 5-18.
15. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы"» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.ру. - Режим доступа : //http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/99483/
16. Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 № 134-р (ред. от 20.09.2012) «О Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135606/
17. Роль истории в формировании патриотизма и толерантности : мат. всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Д. К. Сабировой. - Казань : Казан. гос. тех. ун-т, 2007. - 512 с.
18. Сборник нормативно-правовых материалов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева : в 3 ч. Ч. 3 : Воспитательная деятельность и социальная работа / сост. Б. Г. Миронов и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 181 с.
19. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 33. - Ст. 4110.
20. Тимофеев, М. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи Чувашии накануне и в годы Великой Отечественной войны (1936-1945 гг.) / М. В. Тимофеев, И. В. Павлов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. - 175 с.
21. Физическая подготовка студентов средствами рукопашного боя : учебное пособие / сост. М. В. Тимофеев, Н. Н. Кисапов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. - 97 с.
22. Шилько, В. Г. Педагогические основы формирования физической культуры студентов / В. Г. Шилько. - Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2001. - 194 с.