Научная статья на тему 'К вопросу о выборе метода оценки конкурентоспособности предприятия'

К вопросу о выборе метода оценки конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2946
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ДИНАМИЧЕСКИЙ МЕТОД ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстиков Е. А.

В статье проведен анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятия, отражены их основные достоинства и недостатки. Сформулированы методологические преимущества динамического подхода в сравнении с традиционными методами оценки конкурентоспособности предприятия, изложены основные аспекты данного подхода, приведен математический аппарат и алгоритм анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о выборе метода оценки конкурентоспособности предприятия»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 338

Е.А. Толстиков

магистрант 2 курса

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ МЕТОДА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье проведен анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятия, отражены их основные достоинства и недостатки. Сформулированы методологические преимущества динамического подхода в сравнении с традиционными методами оценки конкурентоспособности предприятия, изложены основные аспекты данного подхода, приведен математический аппарат и алгоритм анализа.

Ключевые слова

Конкурентоспособность предприятия, оценка конкурентоспособности предприятия, динамический метод

оценки конкурентоспособности предприятия.

В настоящее время каждому предприятию необходимо быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, усиливая свою информационную обеспеченность и стратегическую позицию, что обеспечит выживание и развитие в условиях конкуренции и риска. Данное обстоятельство указывает на острую потребность в создании современных методов оценки конкурентоспособности предприятия с целью разработки мероприятий по ее повышению и оценки их результативности.

Вопросы практической оценки конкурентоспособности предприятия давно обсуждаются в отечественной и зарубежной научной литературе. Однако до сих пор не разработана общепризнанная универсальная методика комплексной оценки конкурентоспособности предприятия. На основе анализа экономической литературы рассмотрим основные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия [2, с. 50].

Продуктовые методы предполагают оценку конкурентоспособности предприятия через его продукцию, т.е. чем выше конкурентоспособность товара, тем выше конкурентоспособность данного предприятия. Однако, необходимо отметить, что конкурентная сила продукта не тождественна устойчивому конкурентному преимуществу предприятия, поскольку ценовые и качественные преимущества продукта могут быть быстро скопированы конкурентами, вследствие чего экономические выгоды от него исчезают. Кроме того, для применения данной группы методов необходимо сравнение схожей продукции. В связи с этим оценку конкурентоспособности предприятия через оценку конкурентоспособности его продукции считаем некорректной.

Матричные методы, разработанные в 1960-х годах американскими консалтинговыми компаниями, преодолевают ограниченность продуктовых методов и осуществляют оценку конкурентоспособности предприятия с учетом полного спектра его функций и долгосрочных целей. Название данных методов связано с использованием матричной формы при отображении результатов анализа и оценки.

Другой характерной чертой матричных методов является ярко выраженный акцент на маркетинговой оценке деятельности предприятия. Сущность самой оценки заключается в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат, в которой по горизонтали отмечаются темпы роста продаж предприятия, по вертикали - относительная доля продукции предприятия на рынке. Критерием оценки уровня конкурентоспособности предприятия является занимаемая им доля рынка. Основным недостатком данных методов является сложность и трудоемкость процесса получения достоверной информации, что не всегда

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

осуществимо на практике. Кроме того, на основе полученного результата невозможно установить причины сложившейся ситуации, что исключает возможность проведения глубокого анализа и существенно осложняет выработку стратегических решений.

Операционные методы (методы, основанные на теории эффективной конкуренции) предполагают, что наибольшей конкурентоспособностью обладают те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех его служб и подразделений. Оценка конкурентоспособности предприятия при помощи операционных методов начинается с формирования перечня операций и показателей, имеющих важное значение для обеспечения конкурентоспособности. Состав и структура оцениваемых показателей и операций существенно варьируются в зависимости от исследуемой отрасли и автора методики. В целях оценки конкурентоспособности исследуемого предприятия каждый из показателей сопоставляется с аналогичным показателем предприятия-конкурента (либо эталонным значением), в результате чего определяются частные коэффициенты эффективности по каждой операции. Далее в зависимости от конкретного метода для оценки конкурентоспособности предприятия полученные частные коэффициенты эффективности подвергаются математической обработке. Как правило, показатель конкурентоспособности предприятия находят путем вычисления средневзвешенного значения из частных коэффициентов эффективности.

Исследование конкурентоспособности предприятия при помощи операционных методов могут позволить исключительно специализированные организации, к которым относятся в первую очередь рейтинговые агентства, разрабатывающие инвестиционные рейтинги предприятий. В связи с этим в практике микроэкономического анализа конкурентоспособности предприятий операционные методы не нашли широкого применения.

Методы оценки стоимости бизнеса базируются на предположении, что стоимость предприятия интегрирует в себе основные показатели, отражающие его внутреннюю ситуацию и внешнее окружение. Данное обстоятельство позволяет сопоставлять деятельность различных предприятий на основе показателей их стоимости. Однако, как показывает практика, использование данных методов для оценки конкурентоспособности предприятия является весьма проблематичным вследствие трудоемкости данного процесса, необходимости сбора огромного количества различной информации о деятельности предприятия, невозможности получения аналогичных данных по предприятиям-конкурентам.

Анализ практических аспектов применения описанных выше методов оценки конкурентоспособности предприятия позволяет сделать вывод, что их недостатки обусловливают низкие возможности применения большинства из них на практике. Поэтому особого внимания заслуживает динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятия, который нивелирует методологические недостатки, характерные для прочих подходов, и позволяет весьма эффективно оценивать конкурентоспособность предприятия, как в статике, так и в динамике [1, с. 121].

Динамические методы предполагают оценку ключевых экономических показателей предприятия в динамике (в отличие от большинства методов, оценивающих показатели «в статике»). В рамках данного подхода конкурентоспособность предприятия выступает обобщающей характеристикой его деятельности, отражающей эффективность использования предприятием экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов его конкурентами.

Динамический подход основывается на двух основных принципах: определение ключевых индикаторов деятельности предприятия и применение в их отношении динамического анализа.

Для характеристики эффективности использования экономических ресурсов предприятием рассмотрим подход, предложенный Д.С. Вороновым, который в качестве ключевых индикаторов финансово-хозяйственной деятельности предприятия выделяет следующие показатели: коэффициенты операционной эффективности, стратегического позиционирования и финансового состояния. Далее путем сведения указанных коэффициентов в единый показатель осуществляется оценка уровня конкурентоспособности анализируемого предприятия:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

K = KrXK,XKL , (1)

где K - уровень конкурентоспособности исследуемого предприятия;

Ki - коэффициент операционной эффективности;

Kl - коэффициент финансового состояния.

Коэффициент операционной эффективности определяется по следующей формуле:

KR = RA , (2)

RS

где Ra - операционная эффективность исследуемого предприятия;

Rs - операционная эффективность по выборке.

Под выборкой понимается совокупность конкурентов, являющаяся необходимой и достаточной для сопоставления с анализируемым предприятием. Данная выборка может включать в себя как одно предприятие-конкурента, в сравнении с которым определяется индивидуальный показатель конкурентоспособности рассматриваемого предприятия, так и несколько предприятий-конкурентов - в данном случае конкурентоспособность предприятия рассматривается в сравнении в группой выбранных конкурентов. Кроме того, в качестве выборки можно использовать все конкурирующие предприятия конкретной отрасли и определять отраслевой показатель конкурентоспособности предприятия в сравнении со всеми действующими предприятиями отрасли.

RA = SA , (3)

где Sa - выручка исследуемого предприятия за отчетный период;

Ea - издержки исследуемого предприятия за отчетный период.

RS= ^ , (4)

где Ss - выручка по выборке за отчетный период;

Es - издержки по выборке за отчетный период.

Под издержками понимаются все операционные затраты предприятия (себестоимость продукции, коммерческие, управленческие и прочие расходы предприятия), а также вся сумма обязательных платежей в бюджеты всех уровней.

Рассмотрим расчет следующего показателя, оказывающего влияние на уровень конкурентоспособности предприятия, - коэффициента стратегического позиционирования:

KI= 'f , (5)

'S

где Ia - индекс изменения выручки исследуемого предприятия за отчетный период;

Is - индекс изменения выручки по выборке за отчетный период.

IA= ^ , (6)

S0A

где Sa - выручка исследуемого предприятия за отчетный период;

S0A - выручка исследуемого предприятия в предшествующем периоде.

Is = F- , (7)

S0S

где Ss - выручка по выборке за отчетный период;

S0S - выручка по выборке в предшествующем периоде.

Последним элементом, входящим в состав показателя уровня конкурентоспособности предприятия, является коэффициент финансового состояния, рассчитываемый по формуле:

KL= LA , (8)

LS

где La - ликвидность исследуемого предприятия на конец отчетного периода;

Ls - ликвидность по выборке на конец отчетного периода.

lA=CLa , (9)

A

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_

где CAa - оборотные активы исследуемого предприятия;

CLa - краткосрочные обязательства исследуемого предприятия.

Ls = cas , (10)

где CAs - оборотные активы по выборке;

CLs - краткосрочные обязательства по выборке.

На основе формул (2), (5) и (8) получаем следующее выражение, тождественное выражению (1):

к= Rrxrxr , (ii)

RS 's lS

Анализ приведенного соотношения позволяет сделать вывод, что в его числителе содержатся показатели, которые характеризуют эффективность хозяйственной деятельности исследуемого предприятия, а в знаменателе - эффективность хозяйственной деятельности предприятий-конкурентов, входящих в выборку.

Полученное значение коэффициента конкурентоспособности (K) характеризует уровень конкурентоспособности исследуемого предприятия: чем выше данный показатель, тем более конкурентоспособным является данное предприятие по отношению к выборке. В случае если 0<K<1, конкурентоспособность анализируемого предприятия относительно выборки является низкой и уменьшается по мере приближения значения коэффициента к 0. Значение коэффициента конкурентоспособности, равное 1, указывает на идентичный уровень конкурентоспособности исследуемого предприятия и его конкурентов. Если же K>1, то анализируемое предприятие обладает более высокой конкурентоспособностью, чем предприятия, входящие в выборку.

Разложение коэффициента конкурентоспособности на отдельные показатели, характеризующие различные стороны деятельности предприятия, позволяет сделать вывод о том, какие основные факторы обусловливают сложившийся уровень конкурентоспособности. Данное обстоятельство указывает на возможность осуществления всестороннего анализа уровня конкурентоспособности предприятия, а также поиска основных резервов ее повышения.

Ключевой аспект динамического подхода заключается в том, что после оценки конкурентоспособности предприятия за отчетный период производятся аналогичные расчеты за несколько прошедших периодов (3-4 года). Полученный динамический ряд показателей конкурентоспособности обеспечивает наглядное представление полученного массива данных и дает возможность оперативно осуществлять достоверную оценку конкурентной позиции предприятия. Данное преимущество обеспечивает оптимальное соотношение затрат труда, денежных средств и времени на проведение исследования и достоверности получаемых результатов.

Применение указанного подхода делает возможным анализ динамических рядов общих и частных показателей конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и целых их групп. При этом методологическая основа оценки конкурентоспособности предприятия настолько проста, что обеспечивает возможность проведения расчетов не только текущего периода, но и в ретроспективе, что, в свою очередь, позволяет на основе полученных динамических рядов осуществлять глубокий факторный анализ изменений конкурентоспособности предприятия и прогнозировать ее на перспективу.

Список использованной литературы:

1. Воронов Д.С. Оценка конкурентоспособности крупнейших российских компаний по итогам 2015 года / Д.С. Воронов // Современная конкуренция. - 2016. - №2. - С. 118-143.

2. Криворотов В.В., Калина А.В., Ерыпалов С.Е. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем: учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина, С.Е. Ерыпалов. - Юнити-Дана, 2015. - 351с.

3. Титова Н.А., Колочева В.В. Формирование и оценка конкурентоспособности предприятия розничной торговли: учебное пособие / Н.А. Титова, В.В. Колочева. - НГТУ, 2013. - 100с.

© Толстиков Е.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.